Научная статья на тему 'Формирование компетентного специалиста в рамках образовательного кластера'

Формирование компетентного специалиста в рамках образовательного кластера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / COMPETENCE-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / EDUCATIONAL CLUSTER / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / CONTINUITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеев Азат Салимьянович, Григорьев Евгений Николаевич, Латыпова Рида Марсовна

В статье рассматриваются особенности организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса в высшей школе, обозначаются сложности, возникающие при формировании компетенций студентов в рамках новой образовательной парадигмы. Описываются особенности реализации экспериментальной образовательной площадки (образовательного кластера).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеев Азат Салимьянович, Григорьев Евгений Николаевич, Латыпова Рида Марсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A COMPETENT SPECIALIST WITHIN THE EDUCATIONAL CLUSTER

The article shows and indicat the peculiarities organisation of the competence-oriented educational process in higher school, authors describe the difficulties arising in the formation of the competences of students within the framework of the new educational paradigm. The article describes features of the implementation of the experimental educational platform (educational cluster).

Текст научной работы на тему «Формирование компетентного специалиста в рамках образовательного кластера»

21. Смирнова Ж.В., Груздева М.Л., Красикова О.Г. Открытые электронные курсы в образовательной деятельности вуза // Вестник Мининского университета. 2017. № 4 (21). С. 3

22. Шобонов Н.А. Государственно-общественное управление в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в РФ» // Народное образование. - 2016. - № 9-10. - С. 43-51

Педагогика

УДК: 159.9:796 (075.8)

доктор педагогических наук, доцент Валеев Азат Салимьянович

Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); кандидат педагогических наук, доцент Григорьев Евгений Николаевич Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); кандидат филологических наук, доцент Латыпова Рида Марсовна

Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

КЛАСТЕРА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса в высшей школе, обозначаются сложности, возникающие при формировании компетенций студентов в рамках новой образовательной парадигмы. Описываются особенности реализации экспериментальной образовательной площадки (образовательного кластера).

Ключевые слова: компетентностно-ориентированный образовательный процесс, образовательный кластер, преемственность образовательного процесса.

Annotation. The article shows and indicat the peculiarities organisation of the competence-oriented educational process in higher school, authors describe the difficulties arising in the formation of the competences of students within the framework of the new educational paradigm. The article describes features of the implementation of the experimental educational platform (educational cluster).

Keywords: competence-oriented educational process, educational cluster, continuity of the educational process.

Введение. В современных условиях к специалистам во всех отраслях экономики, имеющим высшее образование, предъявляются очень высокие требования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), предполагают конечный результат, выраженный в наличии у специалиста (выпускника) совокупности компетенций. В связи с этими требованиями в настоящее время вузы работают в рамках компетентностно-ориентированной парадигмы, цель которой - научить студента учиться, активизируя деятельность (научиться применять знания непосредственно в практической деятельности, формируя субъективный опыт). В условиях образовательного процесса в вузе, студент должен овладеть основами профессиональной деятельности. Рассматривая компетенции в контексте знаний, умений, и владений ими, необходимо отметить, что у студента в модели современной образовательной системы формируются знания (на основе анализа научных публикаций). Это обусловлено рядом причин - устоявшимися стереотипами и традиционностью системы образования страны, недостаточно сформированной базой учебно-методического обеспечения и оценочных средств компетенций и др.

Сегодня необходимо научить студента самостоятельно ориентироваться в огромном потоке информации, который порождает стремительная информатизация общества. В открытом, необратимом мире, где будущее не может быть с точностью предопределено, а настоящее имеет несколько потенциальных линий развития, человек находится в ситуации постоянного выбора, поиска оптимального решения в соответствии с изменяющимися условиями [2].

К качеству выпускников предъявляют свои требования и работодатели. Модернизация экономики, о которой так много говорится сегодня, конечно, самым тесным образом связана с подготовкой кадров, а значит - с системой высшего образования. Все чаще при приеме на работу предъявляется требование -наличие профессионального опыта работы. В частности:

-иногда предприятия дают низкую оценку качеству подготовки специалистов в вузах, отмечая у выпускников недостаток знаний и навыков в практической деятельности (по материалам опросов и анкетирования работодателей, отраженных в научных публикациях);

-выявлено слабое взаимодействие и низкая заинтересованность в прямом контакте между предприятиями и учебными заведениями в процессе подготовки кадров (на основе анализа научных публикаций).

В итоге выявляется противоречие: предприятия делают ставку на подбор готовых специалистов с опытом практической работы, выпускники многих вузов не имеют такового, оказываясь не готовыми к внедрению собственных разработок и технологий, обладая огромным багажом теоретических знаний и недостаточным практическим опытом.

Министерство образования и науки Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости поддержки технических направлений, вузы строят технопарки, учебные полигоны и др. Это позволяет формировать у студентов практические навыки работы, определенные компетенции. Но «практикоориентированное» обучение предполагает более широкий спектр деятельности, тесный контакт высших учебных заведений с предприятиями и организациями в целях формирования не просто компетенций, а компетенций с учетом требований времени актуальных для работодателей, что возможно при совместной подготовке специалистов. Следовательно, актуализируется необходимость внедрения «дуального обучения». Конечно, в некоторых вузах подобный опыт уже имеется. Дуальное обучение представляет собой такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе высшего учебного заведения, а практическая - на предприятии (на рабочем месте). Предприятия и организации делают заказ

вузу на конкретное количество специалистов (заключение целевого договора), работодатели принимают участие и в составлении учебной программы (подготовка учебного плана). Студенты проходят учебную и производственную практику и на предприятии, на рабочем месте в рамках образовательного процесса. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые отличаются от учебных лабораторий отсутствием симуляционных виртуальных моделей, все это заменяется реальными объектами труда. Важнейший компонент - наличие подготовленных кадров на предприятии, в организации, которые выступают в качестве наставников. Реализация дуального обучения позволяет остаться в выигрыше и учебным заведениям (качественная подготовка специалистов), и выпускникам (наличие практического опыта), и предприятиям (качественные сотрудники). В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для экономики. Наставников необходимо обучить основам педагогики и психологии развития личности обучающихся.

В целях уточнения понятия «Образовательный кластер», актуализирующегося в последние годы, проведен анализ научно-методической литературы и выявлено несколько определений этого термина.

Образовательный кластер - система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке «образование -технологии - производство», основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки (построение целостной системы многоуровневой подготовки специалистов для предприятий на основе интеграции образовательного учреждения и предприятий-работодателей, обеспечивающей повышение качества, сокращение сроков подготовки, закрепление выпускников на предприятиях, создание гибкой системы повышения квалификации квалифицированных специалистов предприятиям с учетом текущих и прогнозных требований производства) [6].

Научно-образовательный кластер - это единая система непрерывного образования от школы до производства [5]

Под образовательным кластером понимают «соединение работодателя и образовательных учреждений при помощи комплекса сквозных программ» [1].

Обозначенные определения имеют общую смысловую нагрузку, определяя и характеризуя образовательный кластер как интегральную систему непрерывной подготовки специалистов. Частота употребления рассматриваемого термина вместе с прилагательным «инновационный» подтверждает тезис о том, что кластеры и кластерный подход характерны, прежде всего, для инновационного образования, а образовательные кластеры являются одной из форм организации инновационного обучения. Кластерная форма организации приводит к созданию совокупного инновационного продукта и подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями [3].

В статье Е. Куценко отмечается, что главное отличие образовательного кластера заключается не столько в составе его участников (в состав образовательного кластера могут входить коммерческие организации, органы государственной власти, организации по сотрудничеству) и не в главенствующей роли вузов, а в том специфическом продукте, который является результатом его деятельности. Если в автомобильном кластере главным продуктом является автомобиль, в химическом - продукция химической производства, то в образовательном кластере главный продукт - это образовательные услуги [4]. Следовательно, рассматривая образовательный кластер как систему, интегрирующую в себе образовательные организации и потенциальных работодателей, мы ориентируем ее на конечный результат - подготовку компетентного специалиста, способного эффективно выполнять свою профессиональную деятельность. Вся система структурных элементов кластера (школа-ссуз-вуз-работодатель) стремится к этому результату. Часто образовательный кластер образуется под эгидой какого-либо системообразующего вуза, координирующего работу всей системы в целом.

В основе достижения обозначенной цели лежит образовательный процесс, позволяющий активизировать субъектную позицию обучаемого на протяжении всей непрерывной траектории индивидуального развития. Субъектом образовательного процесса в нашем случае выступает студент, обладающий осознанной и творческой активностью в познании действительности, характеризующийся наличием способностей к самопроизвольным и инициативным действиям, самоуправлению, самоконтролю и самооценке. Формирование субъекта возможно в специфичном образовательном процессе, достаточно хорошо проработанном на уровне методологии. Уже доказано, что ориентация на активизацию субъектной позиции обучающегося, формирование компетенций предполагает иной подход к построению учебных занятий, подаче и оценке учебного материала, существенно отличающийся от традиционного, характерного для нашей образовательной системы прошлого столетия. Необходимо смоделировать такую образовательную среду, в которой систематически активизируется и поощряется познавательная деятельность ученика или студента, формирующая его компетенции.

В последнее время в педагогическом сообществе часто возникает вопрос: существовала ли реальная необходимость модернизации системы высшего образования с переходом на уровневую подготовку внедрения новых стандартов (ФГОС ВПО, ФГОС ВО)? Система образования, сложившаяся в предыдущем столетии в нашей стране, имела много хорошего, что неоднократно отмечалось исследователями, но она, безусловно, нуждалась в модернизации. Изменилось социальное пространство, общество, способы и методы получения информации в силу глобальной информатизации и др. Эти изменения характерны для последних десятилетий. Сегодня необходимо передавать студенту специфическую информацию в рамках дисциплины, с акцентом на активизацию его субъективных действий в отношении ее поиска, анализа, усвоения и трансформации в компетенции. Понятие компетентности - достаточно новое для нашей системы образования, но в последнее время являющееся приоритетным в процессе реализации образовательных стандартов. Передача знаний в чистом виде уже не актуальна, принципиально изменились требования к процессу подготовки студентов. Компетенции нельзя научить, ее можно сформировать, т.е. это не совокупность «академических» знаний, а наличие когнитивного, предметно-практического и личностного опыта студента, позволяющего прослеживать условия происхождения и производства знания в зависимости от ситуационной среды. Сегодня уже понятно, что активизировать процесс формирования компетентности на должном уровне в высшей школе достаточно проблематично, требуется глубокая модернизация самой системы подготовки высококвалифицированных специалистов нового уровня.

Изложение основного материала статьи. В целях совершенствования подготовки компетентных специалистов (выпускников) Сибайским институтом (филиалом) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» совместно с Научным центром Республики Башкортостан Российской академии образования, Администрацией городского округа г. Сибай, отделом образования Администрации городского округа г. Сибай ведется работа по реализации экспериментальной образовательной площадки (образовательного кластера) в контексте модели «ДО-школа-СПО-ВО-работодатель».

Рисунок. Модель преемственности уровней подготовки обучающихся в рамках образовательного кластера

Это развитие устойчивого партнерства, усиливающего конкретные преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом. Концепция этой самостоятельной образовательной системы обучения предполагает взаимосвязь учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. В целом система позволяет интегрировать инновационные локальные образовательные модели в единое целое: дошкольное образование, курсы в рамках ЦПОД на протяжении всей траектории обучения, профильное обучение на базе школ (создание профильных классов), преемственность между школами, ссузами, вузами в целях непрерывной подготовки специалистов, кадровую политику предприятий и организаций на основе базовых кафедр, сетевое взаимодействие с организациями и др.

В частности, пилотный вариант уже запущен на технологическом факультете Сибайского института, трансляция положительного опыта ведется и на другие факультеты. Решением Ученого совета института принята программа реализации образовательного кластера. Обозначенная экспериментальная концепция образовательного процесса, обладая элементами преемственности между его структурными элементами, предполагает совместную подготовку студентов для горнорудной промышленности. В составе кластера определены образовательные организации и приоритетные предприятия региона (МОБУ Гимназия, Лицей № 9 городского округа город Сибай Республики Башкортостан, ГБПОУ СПО Сибайский колледж строительства и сервиса, ГБПОУ СПО Сибайский многопрофильный профессиональный колледж, Сибайский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», АО Сибайский горно-обогатительный комбинат, ОАО «Башкирское шахтопроходческое управление»). Состав рабочей группы, которая занимается разработкой и реализацией экспериментальной образовательной площадки, утвержден Главой Администрации городского округа г. Сибай.

Рисунок 1. Модель деятельности ЦПОД при Сибайском институте (филиале) БащГУ

Основной целью экспериментального образовательного процесса является целенаправленная, ступенчатая подготовка специалиста (дошкольное образовательное учреждение - школа - среднее профессиональное образовательное учреждение - высшее образовательное учреждение - предприятие), в контексте субъектного подхода. Процесс подготовки к определенному виду деятельности предполагается начинать уже с дошкольного заведения, со школьной скамьи. В рамках школьной программы осуществляется диагностика способностей ученика с выявлением его природных предрасположенностей (различные методики диагностики, федеральный проект «Профориентация: кем стать» (http://www.proforientator.ru) и др.) к определенному виду мышления, возможности выполнения той или иной профессиональной деятельности (гуманитарный, технический уклон). На основе диагностики предполагается разделение учеников на гуманитарные и технические классы (профили) с определением специфической школьной программы усвоения учебного материала. В частности, уже в школе ученики в целях профессиональной ориентации в рамках школьной программы имеют определенный опыт взаимодействия (частичное погружение в будущую профессию) с профессиональными образовательными организациями, в которых им предстоит продолжить обучение и предприятиями (экскурсии, кружки, мастер-классы сотрудников предприятия и др.), на которых в последующем они, возможно, будут трудоустроены. Сотрудничество в процессе подготовки будущих специалистов оговаривается условиями договоров о сетевой форме реализации образовательных программ (школа-СПО, школа-вуз, школа-предприятие и др.), регламентируется локальными нормативными актами (положения и др.). Кластер предполагает наличие обеспечивающих компонентов (инновационных образовательных программ, материально-технических и информационных ресурсов, учебно-методических комплексов, технологической и ресурсной базы предприятий) и поддерживающих структур (способствующих повышению квалификации работников образования, центров профориентационной работы, ресурсных центров, учебно-производственных структур, центров сертификации профессиональных квалификаций, бюро по трудоустройству выпускников и др.).

Сибирский институт активно ведет работу по созданию Центра поддержки одаренных детей (ЦПОД). ЦПОД ориентирован прежде всего на население Башкирского Зауралья и города Сибай (рис. 1). Основной целью создания ЦПОД является выявление и поддержка одарённых детей в регионе. Построение работы ЦПОД на данный момент базируется на организации и проведении курсов для одаренных детей. Конечно, необходимо отметить, что приоритетной проблемой остается вопрос финансирования расходов центра. Текущие программы работы с одарёнными детьми реализованы только исключительно за счет собственных средств вуза. В последующем планируется реализация программ за счет субвенций на дополнительную подготовку детей и взрослых.

В рамках образовательного кластера ЦПОД отводится важная роль. К задачам центра относится широкий спектр видов деятельности в отношении достижения основной цели - выявления и поддержки одарённых детей. Это непосредственно сами процессы диагностики обучающихся в образовательных организациях (детских садах, школах). Для этого с общеобразовательными школами города и региона заключен ряд договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, которая предполагает совместное использование ресурсов организаций в образовательном процессе в целях подготовки компетентных специалистов.

Важное значение для подготовки будущих инженеров отводится использованию федеральной сети детских технопарков «Кванториум» в спектре деятельности ЦПОД и реализации кластерного подхода. Детские технопарки «Кванториум» - это площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Основная миссия технопарков - содействовать ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи, внедряя эффективные модели образования, доступные для тиражирования во всех регионах страны. Идею создания технопарка в г. Сибай поддержал Глава Республики Башкортостан Р. Хамитов.

В целях независимой оценки сформированности компетенций, актуализации кластерного подхода, который находится на начальной стадии реализации в Сибайском институте (филиале) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», были опрошены студенты института. В результате констатирующего эксперимента были получены неоднозначные интересные данные.

Рисунок 2. Формирование компетенций

На графике (рис. 2) отображен итоговый свод ответов студентов на вопрос в отношении получения знаний, умений, владений в процессе освоения образовательной программы. 57,33 % опрошенных студентов ответили, что доминирует остаточный уровень знаний, обозначая недостаточную практикоориентированность образовательной программы. Из числа опрошенных 40% студентов считают, что формируются умения (возможность осуществлять профессиональную деятельность по алгоритму, по аналогии с преподавателем), а также 16 % респондентов отметили наличие владений и 25% - наличие компетенций. Следовательно, опираясь на полученные данные, можно констатировать, что у студентов, по их мнению, в процессе обучения доминирует, в первую очередь, формирование знаний. Понятие «компетенция» для них либо ново и не совсем понятно, либо действительно необходим дополнительный акцент на формирование компетенций. Студенты, судя по ответам, смутно разграничивают владения знаниями и умениями и компетенции, но даже при этом условии уровень сформированности не очень высок. Необходимо отметить, что при ответе на данный вопрос студенты могли выбрать несколько вариантов ответов, поэтому процентное соотношение представлено от общего количества выборки.

Рисунок 3. Мониторинг сущности сформированных компетенций в процессе освоения образовательной

программы глазами студентов

На рис. 3 систематизированы данные ответов на вопрос «Что представляют из себя сформированные компетенции?». 41,3 % считает, что их компетенции - это объем теоретических знаний, 21,3% - что у них сформированы умения, и они способны воспроизводить предстоящую деятельность по аналогии с преподавателем. 37,3 % считают, что у них сформированы владения и они способны трансформировать сформированные компетенции к условиям неопределенности, адаптируя их к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности.

На рис. 4 представлены ответы студентов на вопрос об основном источнике информации в процессе формирования компетенций. Большая часть респондентов утверждает, что для них приоритетным источником информации является интернет - 64%. 58,6 % считают, что основной объём информации они получают от преподавателей, а 24 % опрошенных обозначают основным источником информации книги. Резюмируя, можно утверждать, что современный студент очень хорошо взаимодействует с электронной информационной средой, но живое общение с преподавателем также остается в приоритете. При ответе на данный вопрос студенты тоже могли выбрать несколько вариантов ответов, поэтому процентное соотношение представлено от общего количества выборки.

Рисунок 4. Источники информации студентов при получении знаний

На Рис. 5 представлены результаты, которые показывает видение студентов в отношении видов подготовки, доминирующих в процессе освоения основной образовательной программы. В процентном соотношении показатели практически равные. 30,6 % респондентов считает, что преобладает теоретическая подготовка, 33,3 % - что теоретическая и практическая виды подготовки сбалансированы, а 26,6 % высказывает мнение, что преобладает практическая подготовка. В данном вопросе мнения студентов разделились, что, возможно, говорит о различном восприятии студентами образовательного процесса и, соответственно, актуализирует необходимость корректировки процесса формирования компетенций.

Рисунок 5. Виды подготовки

Данные рис. 6 позволяют проанализировать информацию о том, что преобладает у студента в процессе освоения образовательной программы - знания, умения или владения. Именно эта смысловая нагрузка завуалированно была заложена в содержание вопроса с целью перекрестного получения информации в отношении формирования компетенций. Получились интересные данные, коррелирующие с ответами на вопрос о знаниях, умениях, владениях (рис. 1). В частности, при ответе на вопрос о том, что представляет из себя уровень полученных студентами компетенций, 41,3 % опрошенных ответили, что это объём теоретических знаний, 21,3 % считают, что это совокупность алгоритмов действий по аналогии, 37,3 % - что их уровень компетентности уже позволяет адаптироваться к ситуациям неопределенности в условиях предстоящей профессиональной деятельности. Иными словами, 37,3 % студентов, по их мнению, уже способны моделировать профессиональную деятельность творчески в целях достижения наивысшего результата.

Рисунок 6. Объем сформированных компетенций

На Рис. 7 представлены результаты, которые отражают сознательный выбор студентами направления подготовки. На вопрос: «Поменяли бы вы направление подготовки, на котором обучаетесь, если бы представилась такая возможность?» студенты ответили следующим образом: 17,3 % не задумываясь бы поменяли избранное направление подготовки, 60 % ответили, что сознательно выбрали это направление и в последующем хотят работать по специальности. Из числа опрошенных 22,6 % ответили, что имеют затруднения при ответе на этот вопрос, и это показатель того, что ребята еще не определились, имеются резервы и необходимость приобщения студентов к будущей профессии.

Рисунок 7. Выбор направления подготовки

Отвечая на вопрос о мотивации в процессе обучения (рис. 8), 57,3 % опрошенных ответили, что проявляют мотивацию систематически, 28 % - что проявляют эпизодически, 12% испытывают затруднения при ответе, 2,6 % студентов мотивации к обучению не проявляют. Высокая мотивация на обучение (формирование компетенций) является ключевым фактором для формирования компетентного специалиста. Конечно, необходимо стремиться к тому, чтобы все студенты были мотивированными на обучение. В тоже время особое значение принимает способность преподавателя строить индивидуальные образовательные траектории для обучающихся с учётом дифференциации в целях эффективности процесса подготовки.

т Затрудняюсь ответить

Рисунок 8. Мотивация студентов к обучению

На Рис. 9 приведены результаты исследований, которые показывают соотношение сформированных компетенций у студентов. 26,1 % студентов считают, что формируются в основном общекультурные компетенции, 31,6 % - что доминируют общепрофессиональные компетенции и 36,1 % считают, что компетенции формируются сбалансированно.

Рисунок 9. Соотношение видов сформированных компетенций

Анализируя в целом результаты опроса студентов, можно выделить ряд факторов, на которые необходимо обратить внимание. Во-первых, представленные суммарные данные отражают субъективное видение студентов в отношении процесса формирования компетенций и факторов, имеющих к этому отношение. Во-вторых, констатирующий эксперимент проводился на ограниченной выборке в целях анализа и улучшения локального компетентно-ориентированного образовательного процесса. В будущем, учитывая неоднозначность и актуальность полученных данных, планируется проведение констатирующего эксперимента на базах нескольких образовательных организаций высшего образования.

В настоящее время, на основе статистических данных, 98 % организацией общего образования, 99% организаций среднего профессионального образования и 100 % организаций высшего образования подключены к скоростным каналам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Это дает возможность иметь доступ к единым базам знаний, единым системам образовательных ресурсов, электронным и сетевым библиотекам. Однако не создана целостная электронная образовательная среда, являющаяся важным фактором повышения качества образования, над чем и работает Сибайский институт в рамках региона. Вузом, как уже отмечалось, заключен ряд целевых договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, в рамках которых осуществляется реальное взаимодействие. В рамках образовательного кластера моделируется специфический образовательный процесс, ориентированный на эффективное формирование и диагностику компетенций. В частности, как вариант, процесс диагностики компетенций представляется частично возможным посредством разработки компьютерных программ, имитирующих среду профессиональной деятельности, в условиях которой обучающийся проявляет приобретенные компетенции, обозначая их уровень сформированности. Диагностические программы позволят искусственно активизировать деятельность студента в виртуальной среде, оценивая его компетентность в результате выполнения задания. Задания могут быть различного содержания, представленны в форме записей роликов профессиональной деятельности, ставящих проблемные задачи с предложением спрогнозировать студенту план действий в той или иной ситуации, деловых игр с высоким уровнем графики и имитацией деятельности компании, в рамках которой студент должен показать наличие тех или иных компетенций и др. Программа должна учитывать вариативность действий студента, оценивая его деятельность по заложенной шкале, в частности, необходимо на каждом этапе диагностики уровня сформированности компетенции придерживаться трех уровней: репродуктивный (понимание деятельности, частичное ее воспроизводство), продуктивный (понимание деятельности, ее воспроизводство по аналогии с преподавателем), творческий (творческое моделирование деятельности, улучшение и совершенствование предоставленного преподавателем алгоритма деятельности).

Большое внимание уделяется диагностическому инструментарию (оценочным средствам), посредством которого производится достоверная оценка уровня сформированности компетенций (надежные и валидные тесты, задания, деловые игры и др.). Особая значимость при формировании компетенций отводится поисковым, творческим, проектным работам, методу индивидуально-групповой познавательной деятельности. Во внеурочное время актуальны реферирование, подготовка сообщений, проведение наблюдений, исследований, опытных работ и их оформление в форме мультимедийных презентаций. Формирование мотивации к обучению будет более эффективным, если образовательный процесс будет построен в рамках концепции управления по результатам, адаптированной к структурным элементам кластера с учетом их особенностей.

При изучении дисциплины в рамках кластера должны быть четко поставлены цели и задачи, обозначены конечные результаты обучения, выраженные в совокупности сформированных компетенций. Уровни сформированности компетенций в процессе обучения должны четко диагностироваться, что, как правило, должно быть регламентировано в оценочных средствах (ОС). Но в этой части обозначается вопрос: как в условиях образовательного процесса с традиционными формами контроля (экзамен, зачет и др.), ориентированными на проверку в основном уровня знаний, проверять компетенции - знания, умения, владения, опосредованные в деятельности. Необходимы такие формы контроля, которые погружают студента в условия профессиональной деятельности, пусть даже искусственно смоделированной, и в тоже время, в условиях компетентностно-ориентированного образовательного процесса итоговые формы контроля при оценке компетенций теряют свою актуальность. Оценка уровня сформированности компетенций должна проводиться систематически на протяжении всего процесса обучения (во время производственной, педагогической практик (среда предстоящей профессиональной деятельности), семинарских, интерактивных и др. занятий) посредством модульно-рейтинговой системы. Должен оцениваться каждый уровень формирования компетенций на этапах текущего и рубежного форм контроля. Итоговый контроль подразумевает интегрированный итоговый показатель за проделанную деятельность на протяжении оцениваемого периода обучения (занятие, семестр, учебный год). В этом случае к итоговой форме контроля (например, к экзамену) уже не предъявляются высокие требования оценки сформированности компетенции в ограниченный промежуток времени, что практически невозможно. Следовательно, в ОС должны быть четко прописаны этапы оценивания компетенций, критерии и показатели их сформированности, определен диагностический инструментарий. Учет набранных студентом баллов с их автоматическим подсчетом лучше проводить посредством использования специального программного обеспечения например, модуля «электронные ведомости» информационной системы вуза.

Рисунок 10. Модель компетентностно-ориентированного образовательного процесса вуза

В целом кристаллизуется модель компетентностно-ориентированного образовательного процесса (рис. 10). Логико-смысловая модель представляет собой фрактальную систему, характеризующуюся рекурсивной преемственностью, автономностью локальных структурных элементов, представляющих собой единое целое. В основе каждой структурной составляющей лежит классическая структура психологической деятельности (мотив-цель-задачи-выполнение-результат-оценка) С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), которая и имеет рекурсивное проецирование в рамках элементов фрактальный системы. Осуществление образовательного процесса на основе деятельностного подхода позволяет активизировать субъектную позицию обучающегося.

В рамках образовательного кластера особое внимание, как уже отмечалось выше, уделяется практикоориентированности обучающихся. Логико-смысловая модель (рис. 11) отражает базовые векторы реализации дуального обучения в высшей школе. Процесс подготовки высококвалифицированных кадров должен быть непрерывным и характеризоваться преемственностью между учебными заведениями.

Рисунок 11. Дуальное обучение в системе высшего образования

Дуальное обучение способствует повышению качества подготовки специалистов, позволяя им увидеть и прочувствовать сущность профессиональной деятельности, и как следствие этого, более осознанно осваивать образовательную программу. Этот вид обучения способствует устойчивому формированию компетентности выпускников, позволяя им выполнять функциональные задачи в процессе профессиональной деятельности не только по аналогии, но и творчески, не тратить время на профессиональную адаптацию, которая обычно наблюдается у выпускников после окончания вуза. В отношении трудоустройства имеется полная определенность, позволяя вузу, предприятию и выпускнику решать различные проблемы совместно, с учетом интегрированного инструментария и обмена информацией.

Выводы. Резюмируя, необходимо отметить, что только комплексный подход, воплощающийся в совместной, целенаправленной, поэтапной подготовке специалистов может дать ожидаемый результат -компетентного специалиста, имеющего опыт практической деятельности. Образовательный кластер является интегрирующей основой, позволяющей объединить этапы подготовки будущего специалиста.

Литература:

1. Анисцына Н. Н. Инновационный научно-образовательный кластер как способ организации инновационной деятельности в вузе // Креативная экономика. 2010 № 4 (40). С. 91-97.

2. Асадуллин Р. М., Васильев Л. И. Проблемы трансформации методологических принципов организации образовательного процесса в вузе / Сибирский педагогический журнал. Научное периодическое издание / №3, 2012: Новосибирск. 283 с.

3. Красикова Т. Ю. Формирование и развитие образовательного кластера как часть механизма интеграции вузовской науки в инновационную национальную систему. URL: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/10/782/

4. Куценко Е. С. База данных кластеров в регионах Российской Федерации. Проект по выявлению кластеров, 2010. URL: http://evg-ko.livejournal.com/5992.html

5. Нормативные документы по дуальной системе обучения от 24.04.2013. URL: www.ksturu/article

6. Растворцева С. Н., Череповская Н. А. Идентификация и оценка региональных кластеров // Экономика региона. 2013. № 4. С. 123-133.

Педагогика

УДК: 37.377.8

кандидат педагогических наук, доцент Валеева Гузель Хусаиновна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); кандидат педагогических наук Куваева Марина Михайловна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); кандидат педагогических наук Тураев Рустам Ришатович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Аннотация. Дополнительное образование - это звено, которое помогает развитию личности и ее раннюю профессиональную ориентацию. В современном обществе должна быть определенная, целенаправленная интеграция основного общего, профессионального и дополнительного образования.

Одной из важных задач мотивации к профессиональной ориентации является успех дополнительной образовательной деятельности детей, активное участие в непрерывном дополнительном образовании готовности к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, дополнительное образование, воспитательный процесс, обучающиеся, федеральный государственный образовательный стандарт.

Annotation. Additional éducation is the link which helps to develop personality and her early professional orientation. In modern society cannot be limited only to basic education as in need of support for more diverse education. One of the important goals of motivation for professional guidance is a success, additional educational activities, and active participation in continuous further education readiness for continuous self-education and self-improvement.

Keywords: extracurricular activities, additional education, educational process, students, the Federal state educational standard.

Введение. Новые федеральные государственные образовательные стандарты - возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности: соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития и интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка.

Главный механизм построения системы непрерывного образования в рамках сферы образования и культуры, созданной обществом к данному моменту человеческого развития - соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования должны быть не только преемственны, но и дополняться возможным и доступным спектром дополнительного образования, которое в идеале должно перекрыть все поле культурного наследия за пределами областей знаний, определенных стандартами.

В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере должен реализовать права человека на образование.

Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования.

Система дополнительного образования является одним из ведущих факторов воспитания и социализации подрастающего поколения. Она решает проблему совершенствования воспитания и развития личности в обновляющейся системе дополнительного образования.

Целью организации воспитательного процесса в дополнительном образовании детей является развитие и воспитание растущей личности, её ценностных ориентиров, раскрытие потенциала и индивидуальности, формирование художественно-эстетического вкуса.

Изложение основного материала статьи. Главный принцип Федерального государственного образовательного стандарта общего образования - принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора.

Реализация новых стандартов в системе дополнительного образования детей дает возможность интеграции, как более мобильную часть системы образования, обеспечивает гибкость целей, содержаний, форм организации образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Так же дает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные результаты, изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования, методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов.

Огромные возможности занятий внеурочной деятельности в поддержке и развитии одаренных и других особых категорий детей: трудных, с ограниченными возможностями здоровья, работы в социуме, социального творчества детей, организацию каникулярного времени детей.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей имеют много общего, они ориентированы на развитие личности ребенка, направление деятельности (художественные, спортивные, досуговые), формы организации (кружки, секции, клубы, факультативные и индивидуальные занятия, элективные курсы), обе сферы связаны с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.

Учреждения дополнительного образования решают задачи oобеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.