Научная статья на тему 'Возможности технологии проблемного диалога в подготовке будущего педагога'

Возможности технологии проблемного диалога в подготовке будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА / TECHNOLOGY OF PROBLEM DIALOGUE / ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ / PROBLEM DIALOGUE / ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROBLEM-DIALOGICAL TRAINING / ПЕДАГОГА / TEACHER / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION / ПРОБЛЕМА / ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ / ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ / A PROBLEM PROMPTING DIALOGUE / LEADING DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Пирогова Анна Алексеевна, Корнева Татьяна Алексеевна

Статья посвящена рассмотрению роли технологии проблемного диалога в подготовке бакалавров педагогического образования. В настоящее время проблема подготовки педагогических кадров является одной из актуальных в системе российского образования, которая в последние годы претерпевает значительные изменения. Поэтому необходимо готовить педагогов, способных адаптировать образовательный процесс под постоянно меняющиеся требования современного общества. Необходимо формирование педагога с развитым логическим, стратегическим, творческим мышлением; умеющего оперативно решать производственные задачи, брать на себя ответственность за их решение; способного к самоанализу и саморазвитию. Реализовать полностью данные требования невозможно в рамках традиционного обучения, так как оно недостаточно ориентировано на развитие практических навыков и способности незамедлительно действовать в быстро меняющихся условиях окружающей действительности. В связи с этим становится актуальным использование в обучении педагогов технологии проблемно-диалогового обучения, ориентированной на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Пирогова Анна Алексеевна, Корнева Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF TECHNOLOGY OF PROBLEM DIALOGUE IN PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER

The article is devoted to the role of technology of problem dialogue in the preparation of bachelors of teacher education. At present, the problem of training teachers is one of the most urgent in the system of Russian education, which has undergone significant changes in recent years. Therefore, it is necessary to train teachers who are able to adapt the educational process to the constantly changing demands of modern society. It is necessary to form a teacher with developed logical, strategic, creative thinking; who can quickly solve production problems, take responsibility for their solution; capable of self-analysis and self-development. Fully implement these requirements is not possible within the framework of traditional education, because it is not enough focused on the development of practical skills and the ability to act immediately in a rapidly changing environment of the surrounding reality. In this regard, there is actual use of technology in teaching teachers teaching problem-dialog-oriented implementation of the federal state educational standards of bachelor teacher education requirements.

Текст научной работы на тему «Возможности технологии проблемного диалога в подготовке будущего педагога»

2. Баширова Д.М. Психологические особенности проявления мышления в игровой деятельности юных теннисистов / Д.М. Баширова // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта Материалы VI международной научно-практической конференции. Под редакцией Г. Л. Драндрова, А. И. Пьянзина, 2016. - С. 642-644.

3. Дедловская М.В. Экспериментальное исследование формирования физкультурно-спортивной компетентности студентов неспортивных направлений / М.В. Дедловская, И.А. Золотухина, Л.Т. Миннахметова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. -№ 2. - С. 38-42.

4. Фонарев Д.В. Модернизация системы управления спортивно ориентированным физическим воспитанием школьников на примере г. Чайковский/ Д.В. Фонарев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 2. С. 87-91.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Пирогова Анна Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Корнева Татьяна Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО

ПЕДАГОГА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли технологии проблемного диалога в подготовке бакалавров педагогического образования. В настоящее время проблема подготовки педагогических кадров является одной из актуальных в системе российского образования, которая в последние годы претерпевает значительные изменения. Поэтому необходимо готовить педагогов, способных адаптировать образовательный процесс под постоянно меняющиеся требования современного общества. Необходимо формирование педагога с развитым логическим, стратегическим, творческим мышлением; умеющего оперативно решать производственные задачи, брать на себя ответственность за их решение; способного к самоанализу и саморазвитию. Реализовать полностью данные требования невозможно в рамках традиционного обучения, так как оно недостаточно ориентировано на развитие практических навыков и способности незамедлительно действовать в быстро меняющихся условиях окружающей действительности. В связи с этим становится актуальным использование в обучении педагогов технологии проблемно-диалогового обучения, ориентированной на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров педагогического образования.

Ключевые слова: технология проблемного диалога, проблемный диалог, проблемно-диалогическое обучение, педагога, бакалавр педагогического образования, проблема, побуждающий диалог, подводящий диалог.

Annotation. The article is devoted to the role of technology of problem dialogue in the preparation of bachelors of teacher education. At present, the problem of training teachers is one of the most urgent in the system of Russian education, which has undergone significant changes in recent years. Therefore, it is necessary to train teachers who are able to adapt the educational process to the constantly changing demands of modern society. It is necessary to form a teacher with developed logical, strategic, creative thinking; who can quickly solve production problems, take responsibility for their solution; capable of self-analysis and self-development. Fully implement these requirements is not possible within the framework of traditional education, because it is not enough focused on the development of practical skills and the ability to act immediately in a rapidly changing environment of the surrounding reality. In this regard, there is actual use of technology in teaching teachers teaching problem-dialog-oriented implementation of the federal state educational standards of bachelor teacher education requirements.

Keywords: technology of problem dialogue, problem dialogue, problem-dialogical training, teacher, bachelor of pedagogical education, a problem prompting dialogue, leading dialogue.

Введение. Развитие современной системы образования в России определяется ее включением в мировое образовательное пространство. Данное явление характеризуется тем, что педагогическая теория и практика учебно-воспитательного процесса претерпевают значительные изменения. Они нуждаются в новых способах достижения образовательных целей, выражающих современные требования общества. Данные требования отражены в использовании компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход включает требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к выпускнику по овладению общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. С целью реализации требований ФГОС педагогическая деятельность ориентирована на использование современных образовательных технологий, одной из которых является технология проблемного диалога.

Формулировка цели статьи. Целью работы является изучение эффективности использования технологии проблемного диалога в рамках подготовки будущего педагога.

Такая формулировка цели предполагает решение следующих задач:

1) определить цели технологии проблемного диалога;

2) определить соответствие цели технологии проблемного диалога требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

3) изучить возможности методов технологии проблемного диалога в формировании будущего педагога.

Изложение основного материала статьи. Под технологией проблемного диалога понимается современная образовательная технология деятельностного типа, в которой основополагающим является обеспечение творческого усвоения знаний обучающимися посредством специально организованного преподавателем диалога [20]. Творческий подход при осуществлении «открытия» новых знаний является

неотъемлемым условием при подготовке бакалавра педагогического образования, так как способствует формированию следующих способностей:

- способность к самоорганизации и самообразованию;

- способность использовать полученные теоретические и практические знания для выявления проблемы и поиска способа ее решения;

- способность к сбору, анализу информации, поиску новых способов ее обработки;

- способность формулировать выводы, давать оценку полученным результатам и применить их на практике [5].

Технология проблемно-диалогового обучения реализуется в рамках учебного занятия посредством диалога между педагогом и обучающимися. Что по своей сути диалог? Это ситуация речевого взаимодействия двух или нескольких людей, посредством обмена высказываниями, чередования стимулирующих и реагирующих реплик [13]. В рамках технологии проблемного диалога - он специально выстроен педагогом, благодаря чему деятельность обучающихся направляется на постановку и поиск решения проблемы. Педагог выстраивает общение с помощью побуждающего и подводящего диалогов [11].

Побуждающий диалог представляет собой набор определенных стимулирующих реплик, направленных на активизацию творческой деятельности обучающихся, развитие их творческих умений и способностей [15]. Применение побуждающего диалога в рамках учебного занятия актуально как на этапе постановки проблемы, так и на этапе поиска решения проблемы. При постановке проблемы педагог через противоречие создает проблемную ситуацию, затем с помощью определенных стимулирующих реплик направляет сознание студентов на осознание сущности противоречия, что позволяет сформулировать проблему, выдвигать различные, то есть осуществляется «открытие» новых знаний через выдвижение верных и ошибочных гипотез [1].

Подводящий диалог представлен системой вопросов и заданий, обеспечивающих активизацию и развитие логического мышления обучающихся. На этапе постановки проблемы педагог строит общение со студентами таким образом, что они постепенно, пошагово подходят к определению проблемы, следовательно, и темы учебного занятия. Применение подводящего диалога на этапе поиска решения проблемы представляет собой своего рода выстраивание педагогом алгоритма поиска решения проблемы и, соответственно, «открытия» нового знания [6].

С использованием педагогом на учебных занятиях побуждающего и подводящего диалогов, студент осознает, как эффективнее и продуктивнее осуществлять поиск новых знаний, подходить к решению учебных и производственных проблемных задач, осуществлять передачу знаний другим людям, саморазвиваться и самообразовываться, что является неотъемлемыми характеристиками современного педагога [4].

Реализация технологии проблемно-диалогового обучения на учебных занятиях происходит в три этапа. Первый этап представляет собой процесс постановки учебной проблемы, которая может выражаться в двух формах: тема учебного занятия или не соотносящийся с темой учебного занятия вопрос, требующий ответа путем получения нового знания [21]. Существуют методы постановки проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.

Такой метод постановки учебной проблемы как побуждающий от проблемной ситуации диалог по сравнению с другими является наиболее затруднительным для студентов, но эффективен в рамках развития их творческого мышления [14]. Через создание педагогом проблемной ситуации деятельность студентов направляется на осознание ее противоречия, затем на формулирование учебной проблемы, что позволяет развивать логику мышления, повышать опыт разрешения проблемных задач, способность использовать этот опыт в своей жизнедеятельности. Это достигается с помощью, лежащих в основе проблемных ситуаций противоречий между фактами, научными теориями или точками зрения, а также мнениями студентов, житейскими представлениями студентов и научными фактами [8].

Подводящий к теме диалог не требует создания проблемной ситуации, поэтому по сравнению с методом побуждающего от проблемной ситуации диалога является более простым. Студенты приходят к формулированию темы учебного занятия, а соответственно и противоречия путем заранее продуманной педагогом последовательности поиска студентами ответов на посильные им вопросы и задания [7]. Их выполнение может осуществляться по образцу, через анализ, сравнение или обобщение информации по проблеме. Данный метод постановки учебной проблемы также направлен на стимулирование развития творческого мышления студентов, развитие способностей самостоятельного поиска знаний [16].

Метод сообщения темы с мотивирующим приемом является наиболее простым способом постановки учебной проблемы. Это выражается в том, что обучающиеся не участвуют в постановке проблемной ситуации, педагог сам озвучивает тему учебного занятия [9]. Он должен сообщить тему занятия таким образом, чтобы заинтересовать обучающихся, что реализуется посредством использования мотивирующих приемов. Прием «яркое пятно» основывается на использовании фрагментов литературы, случаев из истории, науки, культуры, жизни общества и конкретного человека, демонстрации экспериментов, которые захватывают внимание обучающихся, заинтересовывают их в изучении представленной проблемы. Иной прием «актуальность» основывается на поиске сущности, значимости темы учебного занятия для каждого человека [10]. Применение метода сообщения темы с мотивирующим приемом способствует закреплению в сознании студентов важности решения проблемы, высокой заинтересованности ею, формированию точки зрения относительно ее решения, что также развивает творческое мышление студентов, способности к анализу, систематизации и обобщению информации [2].

Обязательным этапом учебного занятия в рамках технологии проблемного диалога является поиск решения учебной проблемы, который также можно осуществлять различными методами, способствующими формированию у студентов продуктивного мышления, основанного на творчестве, коммуникативных навыков, а главное - способностей к самостоятельному поиску нового знания [17]. Поиск нового знания в рамках технологии проблемного диалога можно осуществить двумя способами: побуждающий к гипотезам диалог; подведение к знанию [18].

Побуждающий к гипотезам диалог предполагает осуществление четырех логически связанных действий педагога: побуждение к выдвижению гипотез, принятие выдвигаемых обучающимися гипотез, побуждение к проверке гипотез, принятие предлагаемых обучающимися проверок [19].

Процесс поиска решения проблемы вытекает в следующий этап - этап выражения решения и реализации продукта. Студенты, завершив процесс решения проблемы, должны представить продукт, являющийся

выражением нового знания и одновременно проверкой правильности решения. Немаловажно и то, что продукт не является результатом коллективной деятельности обучающихся: каждый студент создает продукт согласно личным представлениям о нем [22]. Это можно осуществить посредством следующих приемов: сравнение с формулировкой правила или готовым планом действий; формулировка вывода с использованием таблиц, схем, алгоритмов и памяток; выполнение практических заданий по данной теме. Выражение решения и реализация продукта как деятельность обучающихся способствует усвоению студентами алгоритма и способов наглядного представления информации, способностей к ее анализу, обобщению и систематизации, способности применения творчества в процессе наглядного выражения полученных знаний [3].

Особенность применения представленных методов технологии проблемно-диалогового обучения на учебном занятии выражается в том, что в процессе обучения у студентов педагогического образования развиваются внимание и восприятие, творческое, логическое, продуктивное мышление, формируются способности к самообразованию, самоанализу, систематизации, анализу и обобщению получаемой информации [12].

Выводы. Таким образом, реализация технологии проблемного диалога в рамках подготовки будущего педагога играет значительную роль. Ее использование в образовательном процессе удовлетворяет требования образовательных стандартов подготовки бакалавра педагогического образования. Применение технологии проблемного диалога способствует формированию всесторонне развитой личности, способной к стратегическому, продуктивному и творческому мышлению, решению производственных задач; способную самостоятельно осуществлять поиск новых знаний посредством творчества и применять их в профессиональной деятельности; способную систематизировать и совершенствовать получаемые знания; готовую оперативно адаптировать образовательный процесс к меняющимся требованиям общества; готовую к постоянному самоанализу и саморазвитию.

Литература:

1. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M. & Gladkova, M. (2016). Estimation of Educational Results of the Bachelor's Programme Students. IEJME-Mathematics Education, 11(10), 3469-3475.

2. Vaganova, O.I., Medvedeva, T.Y., Kirdyanova, E.R., Kazantseva, G.A. & Karpukova, A.A. (2016). Innovative Approaches to Assessment of Results of Higher School Students Training. International Journal of Environmental and Science Education, 11(13), 6246-6254.

3. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.

4. Алешугина Е.А. О совершенствовании содержания языковой подготовки на основании мнения выпускников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 4. С. 11-14

5. Бичева И.Б., Филатова О.М. Формирование педагога-лидера в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 5.

6. Ваганова О.И Технология проблемного диалога в профессиональном образовании // Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4). С. 10.

7. Ваганова О.И. Специальные методы анализа и проектирования содержания обучения // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 9-2. С. 125-129.

8. Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 9-16.

9. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.

10. Гущин А.В. Модель системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5; URL: www.science-education.ru/128-21695.

11. Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда» / О.Н. Прохорова, А.В. Гущин // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. № 3 (11); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/formirovanie-elektronnoy-informatsionno-obrazovate.

12. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 2.

13. Инженерно-педагогическое образование: Методология, теория, практика: монография / под ред. С.М.Марковой. Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. 225 с.

14. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42

15. Коновалова М.П. Комплекс ГТО в современных условиях и его влияние на молодежь России // В сборнике: Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.С. Яшин. 2016. С. 54-55.

16. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.

17. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта//Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.

18. Мельникова, Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. - М.: Баласс, 2008. - Вып. 8. - С. 5-55.

19. Мельникова, Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: учеб. пособие / Е. Л. Мельникова. - М.: АПКиППРО, 2013. - С. 139

20. Мельникова, Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика: монография / Е. Л. Мельникова. -М.: Баласс, 2015. - С. 274

21. Смирнова Ж.В., Груздева М.Л., Красикова О.Г. Открытые электронные курсы в образовательной деятельности вуза // Вестник Мининского университета. 2017. № 4 (21). С. 3

22. Шобонов Н.А. Государственно-общественное управление в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в РФ» // Народное образование. - 2016. - № 9-10. - С. 43-51

Педагогика

УДК: 159.9:796 (075.8)

доктор педагогических наук, доцент Валеев Азат Салимьянович

Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); кандидат педагогических наук, доцент Григорьев Евгений Николаевич Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); кандидат филологических наук, доцент Латыпова Рида Марсовна

Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

КЛАСТЕРА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса в высшей школе, обозначаются сложности, возникающие при формировании компетенций студентов в рамках новой образовательной парадигмы. Описываются особенности реализации экспериментальной образовательной площадки (образовательного кластера).

Ключевые слова: компетентностно-ориентированный образовательный процесс, образовательный кластер, преемственность образовательного процесса.

Annotation. The article shows and indicat the peculiarities organisation of the competence-oriented educational process in higher school, authors describe the difficulties arising in the formation of the competences of students within the framework of the new educational paradigm. The article describes features of the implementation of the experimental educational platform (educational cluster).

Keywords: competence-oriented educational process, educational cluster, continuity of the educational process.

Введение. В современных условиях к специалистам во всех отраслях экономики, имеющим высшее образование, предъявляются очень высокие требования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), предполагают конечный результат, выраженный в наличии у специалиста (выпускника) совокупности компетенций. В связи с этими требованиями в настоящее время вузы работают в рамках компетентностно-ориентированной парадигмы, цель которой - научить студента учиться, активизируя деятельность (научиться применять знания непосредственно в практической деятельности, формируя субъективный опыт). В условиях образовательного процесса в вузе, студент должен овладеть основами профессиональной деятельности. Рассматривая компетенции в контексте знаний, умений, и владений ими, необходимо отметить, что у студента в модели современной образовательной системы формируются знания (на основе анализа научных публикаций). Это обусловлено рядом причин - устоявшимися стереотипами и традиционностью системы образования страны, недостаточно сформированной базой учебно-методического обеспечения и оценочных средств компетенций и др.

Сегодня необходимо научить студента самостоятельно ориентироваться в огромном потоке информации, который порождает стремительная информатизация общества. В открытом, необратимом мире, где будущее не может быть с точностью предопределено, а настоящее имеет несколько потенциальных линий развития, человек находится в ситуации постоянного выбора, поиска оптимального решения в соответствии с изменяющимися условиями [2].

К качеству выпускников предъявляют свои требования и работодатели. Модернизация экономики, о которой так много говорится сегодня, конечно, самым тесным образом связана с подготовкой кадров, а значит - с системой высшего образования. Все чаще при приеме на работу предъявляется требование -наличие профессионального опыта работы. В частности:

-иногда предприятия дают низкую оценку качеству подготовки специалистов в вузах, отмечая у выпускников недостаток знаний и навыков в практической деятельности (по материалам опросов и анкетирования работодателей, отраженных в научных публикациях);

-выявлено слабое взаимодействие и низкая заинтересованность в прямом контакте между предприятиями и учебными заведениями в процессе подготовки кадров (на основе анализа научных публикаций).

В итоге выявляется противоречие: предприятия делают ставку на подбор готовых специалистов с опытом практической работы, выпускники многих вузов не имеют такового, оказываясь не готовыми к внедрению собственных разработок и технологий, обладая огромным багажом теоретических знаний и недостаточным практическим опытом.

Министерство образования и науки Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости поддержки технических направлений, вузы строят технопарки, учебные полигоны и др. Это позволяет формировать у студентов практические навыки работы, определенные компетенции. Но «практикоориентированное» обучение предполагает более широкий спектр деятельности, тесный контакт высших учебных заведений с предприятиями и организациями в целях формирования не просто компетенций, а компетенций с учетом требований времени актуальных для работодателей, что возможно при совместной подготовке специалистов. Следовательно, актуализируется необходимость внедрения «дуального обучения». Конечно, в некоторых вузах подобный опыт уже имеется. Дуальное обучение представляет собой такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе высшего учебного заведения, а практическая - на предприятии (на рабочем месте). Предприятия и организации делают заказ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.