Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ / ИНЖЕНЕРНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БАКАЛАВРЫ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куваева Марина Михайловна, Мусин Шагитришатович, Валеева Гузель Хусаиновна

Статья посвящена актуальной проблеме развития инженерной культуры будущих бакалавров технических направлений. В процессе формирования инженерной культуры у будущих бакалавров развивается пространственно-техническое и логическое мышление, расширяются коммуникативные возможности для общения со специалистами в своей и смежных сферах профессиональной деятельности. Целью данной работы является решение проблемы развития инженерной культуры будущих бакалавров технических направлений в процессе их профессиональной подготовки. Исходя из ключевой роли гуманизации технического образования в развитии культуры личности будущего инженера, авторы анализируют состояние формирования инженерной культуры в системе образования, опираясь на исследования многих педагогов-ученых. На основе проведенных исследований авторы пришли к выводу о том, что развитие инженерной культуры происходит в процессе последовательных этапов (подготовительный, формирующий, рефлексивный) и содержит соответствующие каждому этапу структурные компоненты (технико-технологический, информационно-коммуникационный, когнитивный, графический, проектно-конструкторский, научно-исследовательский, эргономический, экономический, личностный и социально-гуманитарный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куваева Марина Михайловна, Мусин Шагитришатович, Валеева Гузель Хусаиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIVE COMPONENTS OF ENGINEERING CULTURE OF FUTURE BACHELORS OF TECHNICAL DIRECTIONS

The article is devoted to the actual problem of the development of engineering culture of future bachelors of technical fields. In the process of forming an engineering culture, future bachelors develop spatial-technical and logical thinking, expand communication opportunities for communicating with specialists in their own and related fields of professional activity. The purpose of this work is to solve the problem of developing the engineering culture of future bachelors of technical fields in the process of their professional training. Based on the key role of the humanization of technical education in the development of the culture of the future engineer's personality, the authors analyze the state of the formation of engineering culture in the education system, based on the research of many teachers and scientists. Based on the conducted research, the authors came to the conclusion that the development of engineering culture occurs in the process of successive stages (preparatory, formative, reflexive) and contains.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Куваева Марина Михайловна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Мусин ШагитРишатович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Валеева Гузель Хусаиновна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа)

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ

ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития инженерной культуры будущих бакалавров технических направлений. В процессе формирования инженерной культуры у будущих бакалавров развивается пространственно-техническое и логическое мышление, расширяются коммуникативные возможности для общения со специалистами в своей и смежных сферах профессиональной деятельности. Целью данной работы является решение проблемы развития инженерной культуры будущих бакалавров технических направлений в процессе их профессиональной подготовки. Исходя из ключевой роли гуманизации технического образования в развитии культуры личности будущего инженера, авторы анализируют состояние формирования инженерной культуры в системе образования, опираясь на исследования многих педагогов-ученых. На основе проведенных исследований авторы пришли к выводу о том, что развитие инженерной культуры происходит в процессе последовательных этапов (подготовительный, формирующий, рефлексивный) и содержит соответствующие каждому этапу структурные компоненты (технико-технологический, информационно-коммуникационный, когнитивный, графический, проектно-конструкторский, научно-исследовательский, эргономический, экономический, личностный и социально-гуманитарный).

Ключевые слова: компоненты, инженерная культура, профессиональная подготовка, бакалавры технических направлений.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of the development of engineering culture of future bachelors of technical fields. In the process of forming an engineering culture, future bachelors develop spatial-technical and logical thinking, expand communication opportunities for communicating with specialists in their own and related fields of professional activity. The purpose of this work is to solve the problem of developing the engineering culture of future bachelors of technical fields in the process of their professional training. Based on the key role of the humanization of technical education in the development of the culture of the future engineer's personality, the authors analyze the state of the formation of engineering culture in the education system, based on the research of many teachers and scientists. Based on the conducted research, the authors came to the conclusion that the development of engineering culture occurs in the process of successive stages (preparatory, formative, reflexive) and contains.

Keywords: components, engineering culture, professional training, bachelors of technical fields.

Введение. В XXI век - век высоких технологий, в обществе востребованы высококвалифицированные и перспективные специалисты инженерной направленности, способные путем решения многих технических задач достичь высокой степени готовности к многофункциональной производительной и интеллектуально-творческой деятельности.

Формирование инженерной культуры является важнейшей составляющей подготовки будущих бакалавров технических направлений.

Понимая культуру как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей в различных областях человеческой деятельности, следует отметить, что инженерная культура - это есть совокупность специальных алгоритмов мышления, умений, технической, социальной и исследовательской компетенций, а также профессионального инженерного самоопределения.

По характеру труда инженерная деятельность относится к умственному труду (анализ, исследование, контроль, планирование, управление, принятие нестандартных решений и т.д.). Продукты умственного труда - это не сами материальные вещи, а их образы, идеальные модели, идеи, научно-технические гипотезы, теории, принципы, т.е. духовные ценности человеческой культуры.

С философских позиций проблемы инженерной культуры анализируются в работах Долженко О.В., Багдасарян Н.Г. В работах Осинского И.И., Рыжкова В.П. рассмотрены взаимосвязи развития общества и техники. Душков Б.А., Суходольский Г.В., Шадриков В.Д. анализируют структуру и динамику формирования инженерной деятельности.

Современным проблемам развития инженерной культуры посвящены исследования известных педагогов (Атутов П.Р., Долженко О.В., Калекин A.A., Лагунова М.В., Левина М.М., Матящ Н.В., Сластенин В.А., Фокин Ю.Г., Эсаулов А.Ф.).

Комплексное исследование, посвященное анализу структуры, динамики и механизмов освоения профессиональной инженерной культуры, проведено Н.Г. Багдасарян Г71.

Изложение основного материала статьи. Культура инженерной деятельности первоначально являлась составляющей общечеловеческой культуры и профессиональной компетентностью будущего бакалавра технического направления.

Анализ многочисленных научных исследований показывает, что инженерное образование имеет высокий культурологический потенциал, поскольку находится на стыке естественнонаучных, технико-технологических и общественных дисциплин. Культурологический подход развивается в профессиональном инженерном образовании, что отражено в области исследований культурологии, философии, социологии, эргономики, инженерной педагогики, инженерной психологии и т.д.

Инженерная культура является важнейшей составляющей общечеловеческой культуры и профессиональной компетентности будущих бакалавров технического направления и состоит в том, чтобы способы и результаты профессиональной деятельности соответствовали стандартам и сопоставлялись с требованиями взаимозависимой системы «человек-техника-природа-общество».

Инженерная культура будущих бакалавров технических направлений обеспечивается личностными и профессиональными качествами, свойствами и характеристиками обучающихся, степенью овладения профессиональными компетенциями.

Инженерную культуру будущих бакалавров технических направлений мы понимаем, как интегрированное личностное образование, которое характеризуется сформированностью следующих компонентов: технико-технологический, информационно-коммуникационный, когнитивный, графический, проектно-конструкторский, научно-исследовательский, эргономический, экономический, личностный и социально-гуманитарный.

Реализация вышеназванных компонентов осуществляется в Сибайском институте (филиале) Башкирского государственного университета в рамках действующих стандартов профессиональной подготовки бакалавров направлений «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и «Технология художественной обработки материалов».

Наиболее сложным является вопрос содержания и структуры инженерной культуры будущих бакалавров технических направлений, так как предполагает возможность определения путей и педагогических условий формирования инженерной культуры.

Сравнивая различные подходы к выделению компонентов системы, Беликов В.А. называет наиболее общие компоненты, которые отмечаются и многими исследователями - цель, мотив, содержание, действие, результат. Он также отмечает признаки, присущие всем системам: целостность, компонентность, структурность, функциональность, многоуровневость, управляемость и связь со средой [1, с. 130].

Самостоятельную познавательную деятельность в самом обобщенном виде Пидкасистый П.И. представляет как систему, включающую в себя следующие основные компоненты: 1) содержательную сторону; 2) оперативную; 3) результативную [6, с. 108].

Исследователи при рассмотрении содержания изучаемого объекта уделяют значительное внимание определению уровней компонентов в структуре объекта, что является важным для выделения показателей оценки исследуемого процесса.

Обозначенные нами компоненты мы распределили на составляющие блоки.

1. Когнитивно-технологический блок (технико-технологический, информационно-коммуникационный т и когнитивный).

Технико-технологический компонент - содержит научные базовые знания и технические способы осуществления умственного труда (анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, формализация, моделирование и другие приемы познавательной деятельности). Данный компонент реализует понимания сущности технологического подхода к реализации инженерной деятельности и результат процесса формирования знаний, умений и навыков в преобразующей, природосообразной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.

Качественное техническое образование может быть достигнуто путем определенной реконструкции образования, что, как следствие, приведет к изменениям культуры личности и общества и, в первую очередь, к изменениям их инженерной культуры. В составе общего образования техническое совместно с естественнонаучным и гуманитарным призвано стать структурообразующим компонентом содержания, обеспечивающим вхождение обучающихся в качестве субъекта в общество, в техногенную среду жизни и в преобразовательную деятельность.

Информационно-коммуникационный компонент - предполагает мобильную ориентацию в потоке современной информации, вычленение главного, формирование способности к самостоятельному принятию решений, умение использовать современные информационно-коммуникационные технологии в инженерных целях.

Когнитивный компонент - эта система профессиональных знаний, которая включает познавательные, инженерно-технические и интеллектуальные способности инженерного мышления. Когнитивный компонент предполагает постоянное стремление к познанию научных технических достижений.

Когнитивная сфера, как сфера психологии человека, связана с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе, и отражает актуальные тенденции развития технического мышления, обеспечивает практико-созидательное познание. Когнитивный компонент инженерной культуры (технические знания, умения и навыки, технический язык, техническое мышление) мы рассматриваем как развивающие когнитивной сферы будущих бакалавров.

2. Проектно-исследовательский блок (графический, проектно-конструкторский, научно-исследовательский, эргономический и экономический).

Графический компонент - предполагает процесс формирования графических компетенций, применения стандартов и правил выполнения чертежей, способности свободного владения конструкторской документацией. Профессия инженера требует целостного представления об объекте проектирования, требует владения и формально-логическим и образным мышлением, знания языка чертежей и схем, сочетания научного и художественного стилей мышления.

Проектно-конструкторский компонент - включает анализ и моделирование технических видов деятельности субъекта, процессов принятия решения при проектировании. Проектирование понимается как деятельность, в данном случае технической, направленная на создание новых технических объектов с заданными характеристиками при выполнении необходимых экологических, технико-технологических, экономическо-управленческих ограничений и т.д. Это результат процесса формирования технических знаний, умений и навыков по созданию инновационных технологий преобразовательной деятельности в процессе анализа и построения моделей предметов и технических явлений (инженерных устройств, различных физических, химических и др. процессов).

Для решения конструкторских задач, необходимы следующие качества личности: творческо-технические наклонности, направленность на конечный результат, способность решать возникающие технические проблемы в процессе проектно-конструкторской технической деятельности, причем в непредсказуемых проблемных ситуациях.

Научно-исследовательский компонент - процесс формирования научно-технических знаний для проектирования искусственных технических систем. Исследовательская инженерно-техническая деятельность характеризуется системным подходом к решению научно-технических задач.

Эргономический компонент основан на взаимодействии субъекта и остальных составляющих технической системы, на деятельности по применению теории и технологий эргономики для обеспечения безопасности данной системы и самого субъекта, его благополучной деятельности, также оптимизации производственных технологических процессов и совместимости сферы «человек-машина-технология».

Экономический компонент - системообразующий компонент, который представляет интеграцию технических знаний и умений с ценностно-смысловым принятием будущими инженерами экономической составляющей своей профессионально-технической деятельности.

3. Социально-гуманитарный блок (личностный и социально-гуманитарный).

Личностный компонент подразумевает формирование культуры личности инженера, развитие у него не только систему технических знаний, умений и навыков, соответствующую научно-технической картине мира, но и самостоятельности в технико-технологической деятельности, открытости и готовности к диалогу и обмену мнениями, способности к культурному саморазвитию личности, внутренней потребности и устойчивой мотивации к инженерно-технической профессиональной деятельности. Личностный компонент также направлен на этические профессиональные качества инженера.

Социально-гуманитарный компонент актуализирует проблемы культурных аспектов техники, технологий и инженерно-технической деятельности, способствует развитию мировоззрения, социально-научного, педагогического и психологического знания, ценностно-мотивационных ориентаций в соответствии с культурными и историческими традициями, общественными тенденциями и ценностями инженерно-технических открытий для жизнедеятельности личности на основе приоритета нравственно-этических норм.

Выделенные нами компоненты инженерной культуры формируются в несколько последовательных этапов:

1. Подготовительный этап - мотивация и развитие профессионального интереса.

2. Формирующий этап - изучение дисциплин (модулей), организация всех видов практик, обеспечивающие формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, определяемых образовательными стандартами.

3. Рефлексивный этап - формирование у будущих бакалавров технических направлений критического технического мышления, осознанного отношения к профессионально-технической деятельности.

Главным результатом инженерной культуры у будущих бакалавров технических направлений, мы считаем осознание необходимости формирования культуры достоинства, а не только культуры полезности инженерно-технических преобразований.

Формирование инженерной культуры будущих бакалавров технических направлений основывается на принципах, среди которых мы выделяем, прежде всего: принцип гуманизации, целостности обучения, взаимозависимости субъектов, осознанности профессионально-технической деятельности.

Высшее техническое образование является важнейшим механизмом освоения инженерной культуры, для того чтобы социокультурный компонент инженерно-технической деятельности не оставался лишь внешним условием профессионального инженерного опыта.

Для того чтобы социально-культурный и гуманитарные аспекты инженерно-технической деятельности будущих бакалавров технических направлений являлись его важнейшим структурообразующий элементом, необходимо решение выделенных нами задач в процессе образовательной деятельности:

- углубленное освоение гуманитарных и социально-культурных дисциплин в рамках образовательного процесса;

- актуализация этико-правовых, нравственно-духовных, историко-культурных аспектов реализации программ подготовки бакалавров технических направлений;

- актуализация социокультурных смыслов техники и инженерной деятельности в учебных курсах блока социально-научных и гуманитарных дисциплин (что выходит пока за пределы образовательных стандартов);

- преодоление технократических подходов к организации обучения в общенаучных и специальных инженерных дисциплинах.

Таким образом, процесс формирования инженерной культуры обусловлен современными технологиями обучения в области техники и технологий и личностно-ориентированными технологиями, которые обеспечивают формирование и саморазвитие личности будущего инженера, на основе его индивидуальных способностей и особенностей.

Выводы. Исходя из краткого анализа содержательных компонентов инженерной культуры, можно отметить, что все ее компоненты взаимосвязаны и данная структура компонентов, основанная на блочной системе, представляет лишь некоторые аспекты профессионально-технической подготовки будущих бакалавров технических направлений. Профессионально-техническая подготовка будущих бакалавров технических направлений и формирование в рамках этой подготовки инженерной культуры представляет собой многогранный и управляемый процесс становления личности студента как субъекта инженерно-технической деятельности, обеспечивающий овладение необходимыми, и в том числе общекультурными, компетенциями.

Профессионально-техническая подготовка будущих бакалавров технических направлений нового типа должна стать непрерывным процессом их самопознания, саморазвития, самообновления как природного субъекта, способного воспринимать универсальную ценность общества и природы в целом и влиять на социокультурную среду.

Структурные компоненты инженерной культуры будущих бакалавров технических направлений выступают как процесс целенаправленного конструирования и использования элементов содержания, технологий, а также организационных форм обучения для достижения психолого-педагогических задач.

Литература:

1. Беликов, В.А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: методическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений / В.А. Беликов, Н.Г. Кривощапов, Л.А. Савинков - М.: Владос, 2008. - 394 с.

2. Бичева И.Б., Китов А.Г. Теоретические аспекты развития инженерной культуры обучающихся // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.

3. Куваева М.М., Валеева Г.Х., Мусин Ш.Р Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей технологии в СИ (филиал) БашГУ. В сборнике: Устойчивое развитие территорий: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. - Сибай, 2020. - С. 355-357.

4. Мусин Ш.Р., Куваева М.М., Гайнуллин И.А., Интегрированное обучение в процессе формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров технических направлений. Современные проблемы науки и образования, 2019. - № 1.

5. Мусин Ш.Р., Куваева М.М. Структурные компоненты системы формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров технических направлений. В сборнике: Устойчивое развитие территорий: теория и практика. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х томах. - 2019. - С. 368-370.

6. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

7. Формирование инженерной культуры будущих учителей технологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika.

Педагогика

УДК 371

аспирантка кафедры педагогики Кунгурякова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» (г. Петропавловск-Камчатский); доктор философских наук, профессор кафедры теории и технологии социальной работы Керимов Махмуд Магомедович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чеченский государственный университет (г. Грозный)

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В настоящей статье изучается внеурочная деятельность как весьма действенное, на взгляд авторов, средство повышения учебной мотивации учащихся детской художественной школы. В целях наиболее полного раскрытия темы исследования в первую очередь поднимается проблема недостаточной учебной мотивации учащихся на уроках истории искусств в детской художественной школе. При этом внеурочная деятельность понимается авторами как организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, которая координируется участниками образовательного процесса, отличаясь от урочной системы обучения. В статье демонстрируется её роль в процессе повышения интереса учащихся к предметной области «История искусств» на примере конкурса «Ожившие картины».

Ключевые слова: внеурочная деятельность, учебная мотивация, история искусств, конкурс, детская художественная школа, художественно-эстетическое воспитание детей.

Annotation. The given article examines extracurricular activities as a very effective, in the authors' opinion, means for increasing the children's art school students' educational motivation. For the purpose of the most complete disclosure of the research topic, the insufficient educational motivation of students at art history lessons in children's art school problem is first raised. At the same time, extracurricular activities are understood by the authors as an organization based on the variable component of the basic curriculum, which is coordinated by the participants of the educational process, differing from the regular system of training. The article demonstrates its role in the process of increasing students 'interest in the subject area «Art History» by the example of the contest «Revived Pictures».

Keywords: extracurricular activities, educational motivation, art history, competition, children's art school, artistic and aesthetic education of children.

Введение. Социально-экономические перемены, быстрые темпы развития высоких технологий влияют на характер деятельности и стратегию развития учреждений дополнительного образования, формируют новые приоритетные цели, связанные с развитием индивидуальных возможностей и творческого мышления у обучающихся [3; 6-7; 13-15]. Возрастает потребность в образовании, которое обеспечивает человека знаниями и умениями, позволяющими «включиться» в общественные процессы, успешно адаптироваться к постоянным изменениям в мире.

«Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания, в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически, эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXl веке» [4].

Изложение основного материала статьи. Современная система дополнительного образования реализует общеобразовательные и предпрофессиональные программы подготовки детей и подростков по различным творческим дисциплинам. Одним из самых популярных направлений является художественное дополнительное образование.

В масштабе одной личности учреждение дополнительного образования художественной направленности развивает творческий потенциал, воспитывают личность с креативным мышлением и служит «социальным лифтом», позволяющим личности подняться на новый уровень функционирования. В масштабе страны учреждения дополнительного образования является источником социальной стабильности и повышения общего культурного уровня населения [1; 4; 8; 14-15].

Таким образом, вопрос о недостаточной учебной мотивации в детской художественной школе ставится в ряд актуальных задач. Загруженность современного ребенка, рассредоточение его интеллектуального потенциала на широкий спектр целей, моральная усталость в погоне за ежедневными успехами снижает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.