Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Гузель Хусаиновна, Куваева Марина Михайловна, Мусин Шагит Ришатович

В работе описана проблема развития творческой активности будущих бакалавров в процессе учебно-познавательной деятельности, как важнейшее условие профессиональной подготовки специалистов. Творчеству можно и необходимо целенаправленно поэтапно обучать, что является задачей образовательных учреждений высшего образования в процессе подготовки будущих бакалавров. Реализация потребности современного общества в специалисте, который владеет творческим мышлением, творческо-техническими способностями и соответствующими профессиональными компетенциями возможна только при создании современных условий для их подготовки. На основе проведённых исследований и теоретического анализа психолого-педагогической литературы, нами определены этапы и условия развития творческой активности будущих бакалавров, что позволяет выделить основные методы и технологии их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеева Гузель Хусаиновна, Куваева Марина Михайловна, Мусин Шагит Ришатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF FUTURE BACHELORS IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY

The paper describes the problem of developing the creative activity of future bachelors in the process of educational and cognitive activity, as the most important condition for professional training of specialists. Creativity can and should be purposefully taught in stages, which is the task of educational institutions of higher education in the process of preparing future bachelors. The realization of the need of modern society for a specialist who has creative thinking, creative and technical abilities and relevant professional competencies is possible only when creating modern conditions for their training. Based on the conducted research and theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, we have identified the stages and conditions for the development of creative activity of future bachelors, which allows us to identify the main methods and technologies of their professional training.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Литература:

1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. - М.: «РАО», 2009. - 228 с.

2. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - М.: изд.-торг. корпорация "Дашков и К0", 2007. - 3-е изд. - С. 9-110.

3. Кулагин, В.П. Инновационные технологии и информатизация образования / В.П. Кулагин, Г.А. Краснова, Б.Б. Овезов, Н.В. Сюлькова, В.Я. Цветков // ГНУ «Госинформобр». - М.: Янус-К, 2005. - 256 с.

4. Kahoot: приложение для создания образовательных тестов, игр и викторин [Электронный ресурс] -2013 - Режим доступа: https://create.kahoot.it/kahoots/my-kahoots.

5. Easy-LMS: приложение для создания онлайн-курсов, викторин и тестов [Электронный ресурс] - 2015 -Режим доступа: https://www.onlinequizcreator.com/.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук Валеева Гузель Хусаиновна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); кандидат педагогических наук Куваева Марина Михайловна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); кандидат педагогических наук Мусин Шагит Ришатович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В работе описана проблема развития творческой активности будущих бакалавров в процессе учебно-познавательной деятельности, как важнейшее условие профессиональной подготовки специалистов. Творчеству можно и необходимо целенаправленно поэтапно обучать, что является задачей образовательных учреждений высшего образования в процессе подготовки будущих бакалавров. Реализация потребности современного общества в специалисте, который владеет творческим мышлением, творческо-техническими способностями и соответствующими профессиональными компетенциями возможна только при создании современных условий для их подготовки. На основе проведённых исследований и теоретического анализа психолого-педагогической литературы, нами определены этапы и условия развития творческой активности будущих бакалавров, что позволяет выделить основные методы и технологии их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: творческая активность, будущие бакалавры, учебно-познавательная деятельность, профессиональная подготовка.

Annotation. The paper describes the problem of developing the creative activity of future bachelors in the process of educational and cognitive activity, as the most important condition for professional training of specialists. Creativity can and should be purposefully taught in stages, which is the task of educational institutions of higher education in the process of preparing future bachelors. The realization of the need of modern society for a specialist who has creative thinking, creative and technical abilities and relevant professional competencies is possible only when creating modern conditions for their training. Based on the conducted research and theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, we have identified the stages and conditions for the development of creative activity of future bachelors, which allows us to identify the main methods and technologies of their professional training.

Keywords: creative activity, future bachelors, educational and cognitive activity, professional training.

Введение. Целью современного образования по технологическим и техническим направлениям является развитие каждого обучающегося как человека, умеющего принимать обоснованные решения, готового вносить новые идеи и открытия, а также способного спроектировать и реализовать творческие проекты. Важной задачей системы высшего образования является подготовка конкурентоспособного, творчески мыслящего специалиста, который может осуществлять профессиональную деятельность в современных условиях.

В педагогической литературе исследователи уделяют достаточно большое внимание развитию творческой активности будущих специалистов и в том числе будущих бакалавров технических направлений.

Философские и психологические основы развития творческого мышления в процессе обучения изучали в своих исследованиях А.В. Брушлинский, Г.Г. Гранатов, И.П. Калошина, Т.В. Кудрявцев, Н.А. Менчинская, Б.М. Теплов, М.Л. Шубас, И. С. Якиманская и др.

Педагогические аспекты развития творческой активности и технического творчества рассматривали в своих работах Г.С. Альтшуллер, А.Б. Ванганди, И.Ф. Исаев, Б.М. Кедров, Д.М. Комский, И.Я. Лернер, Д.И. Ниренберг, Л.А. Понамарев, В.Г. Рындак, В.А. Сластенин, Ю.С. Столяров, В.П. Ушачев и др.

Результатом творческой деятельности является создание материальных и духовных ценностей, которые необходимы в любой сфере человеческой деятельности. Благодаря творчеству, общество движется к прогрессу, создаются новые машины, технические и биологические системы.

Целью нашей работы является выделение этапов развития творческой активности будущих бакалавров, определение их содержания и путей реализации на основе деятельностного, системного и компетентностного подходов.

Изложение основного материала статьи. В современном обществе требуются специалисты, умеющие совмещать теорию с практикой, работать на современном оборудовании, проектировать и совершенствовать творческий потенциал, работать в коллективе для создания и реализации материальных ценностей.

К качеству подготовки бакалавров по техническим направлениям предъявляются все более высокие требования, потому как будущий инженер должен соответствовать современной модели компетентного высокообразованного человека, способного обучаться и развиваться в течение всей жизни. В современных условиях образовательного пространства важное место отводится системе высшего образования, которое с одной стороны ведет работу по улучшению качества образования с учетом стандартов, а с другой - создает необходимые условия для студентов по развитию личностного потенциала [1].

На наш взгляд, основы инженерного образования подготовка специалиста по техническим направлениям должна быть заложена уже в дошкольных общеобразовательных учреждениях.

Технология - это фактически единственная школьная дисциплина, которая ставит перед обучающимися задачу не просто усвоения возможно большего объема знаний, но и практическую их реализацию. Успех работы учителя технологии зависит и от того, насколько он знает и применяет на практике творческие способности, технические знания и умения, полученные в учреждениях высшего образования. Проявление творческого потенциала будущих учителей технологии возможно при наличии определенного минимума интеллектуальных и технических способностей, личностных качеств, а самое главное - желания и ответственного отношения к работе.

Поэтому особое значение в высших учебных заведениях уделяется политехнической подготовке будущих учителей технологии, а также интеллектуальному и творческому развитию, умению находить психологический контакт с обучающимися.

Г.К. Селевко определяет способности, которые помогут формированию у будущих учителей технологии творческой активности в их профессиональной деятельности:

- вхождение в тему при её формировании, и освоении нужной информации, умение наблюдать, отделить главное от второстепенного, легкость сосредоточения и переключения внимания;

- развитие воображения, способность к комбинированную, развития интуиции, умение находить новые в старом, чувствовать себя уверенно в условиях неопределенности внешних условий [5].

Подготовка будущих учителей технологии требуют от вузов наличия достаточной материально-технической базы, оснащенных лабораторий, кабинетов для выполнения курсовых, расчетно-графических и выпускных квалификационных работ (ВКР). В Сибайском институте (филиал) БашГУ имеются современные лаборатории и оборудование, где студенты могут выполнять проектные, исследовательские и творческие работы.

При выполнении ВКР будущие учителя технологии представляют на защиту теоретическую часть (пояснительная записка) и практическую часть итоговой аттестационной работы.

Ежегодно выпускники технологического факультета Сибайского института (филиал) БашГУ представляют на защиту ВКР разнообразные творческие проекты, которые спроектированы и изготовлены в ходе выполнения выпускного исследования. Например: ВКР Халиковой Ф.А. на тему: «Формирование культуры дизайна в предметной области «Технология» у обучающихся 7 классов общеобразовательных учреждений» имеет практическую значимость, так как в работе систематизированы и обобщены педагогические знания по проблеме формирования культуры дизайна в предметной области «Технология», изготовлены изделия, которые могут служить наглядным пособием на занятиях «Дизайн», «Материаловедение», пополнены выставочные материалы кабинета «Народные промыслы и ремесла», и т.д. ВКР студентки Кашкаровой Д.И. на тему: «Организация элективных курсов по технологии для обучающихся 9-10 классов общеобразовательной организации» посвящена проблеме сохранения, изучения и развития традиционной народной культуры на элективных занятиях.

Развитие творческих способностей студентов также успешно решается в образовательном процессе при изучении дисциплин «Основы творческо-конструкторской деятельности»,«Основы проектирования», «Основы технологической культуры», «Техническая эстетика и дизайн», «Народные промыслы и ремесла» и др. с применением активных методов и технологий.

Изучение основ проектирования, конструирования, изобретательства в условиях высшего учебного заведения способствует решению производственных задач в процессе профессиональной деятельности будущих бакалавров, при непосредственном участии специалистов, реализующих креативные конструкторские разработки. Это мебель, приборы, средства транспорта, промышленная графика, одежда, станки, посуда и многое другое. Основная цель организации деятельности будущих бакалавров состоит в развитии их интересов и способностей на основе индивидуализации познавательной самодеятельности [6].

При выполнении различных проектов, особую роль играет техническое образование, представляющее собой разностороннюю политехническую подготовку специалистов, уже несколько десятилетий практикуется на специальностях многих ВУЗов России [2].

В то же время, для подготовки будущих учителей технологии, реализующих свои знания в сфере инновационной технико-технологической деятельности, необходима особая педагогика, взаимодействующая с техническими науками [3].

Таким образом, для развития творческой активности будущих бакалавров в процессе освоения основной образовательной программы в Сибайском институте (филиал) БашГУ созданы все условия. Но, в тоже время развитие творческой активности студентов только в рамках освоения учебных дисциплин не отвечает их потенциальным возможностям и потребностям [4].

На технологическом факультете большое внимание уделяется развитию творческой активности будущих бакалавров в процессе внеурочной самостоятельной деятельности студентов в рамках творческих мастерских и творческо-технологических лабораторий по различным направлениям, таких как техническое творчество, графическая культура, информационные технологии, воспроизводство материальной культуры народов Башкортостана, технологическая культура, художественное творчество, дизайн.

В указанных секциях широко используется метод проектов, дающий огромные потенциальные возможности самостоятельной деятельности и развития творческой активности будущих бакалавров. При этом в зависимости от стадии обучения самостоятельная творческая деятельность студентов может носить тренинговый, частично поисковый и собственно исследовательский характер. Кроме этого, создаются ситуации самообучения, в которых один из студентов выступает в роли преподавателя и получает дополнительные возможности по развитию специальных профессиональных компетенций, включая и приемы развития самостоятельности у других обучающихся.

Развитие творческой активности студентов в условиях творческих мастерских и творческо-технологических лабораторий вуза реализуется в несколько этапов.

На первом, тренинговом этапе происходит формирование первичных навыков творческой деятельности, т.е. выполнение определенных операций. Главная задача данного этапа - приобретение практических навыков по основным технологическим процессам. Студенты шаг за шагом осваивают азы профессионального мастерства, приобретая первоначальные навыки самостоятельной работы.

Второй, частично поисковый этап заключается в приобретении навыков изготовления изделий. Перед студентами ставится задача использования полученных навыков выполнения основных операций технологического процесса при изготовлении изделий. Таким образом, отрабатываются уже полученные навыки на более высоком уровне и приобретаются новые, что способствует воспитанию творческого отношения к деятельности.

Третий, творческо-исследовательский этап характеризуется более высоким уровнем творческой деятельности студентов, где усложняются задачи. Если на предыдущих этапах студенты должны овладеть навыками работы с различными инструментами и материалами, то цель этого этапа - научить студентов не только самостоятельно выполнять операции технологического процесса, но и приобретать умения и навыки работы художника, конструктора, изобретателя и собственно технолога, содержащие элементы творчества. Для успешного решения задач данного этапа необходимы навыки не только самостоятельной, но и творческой работы, применения знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Задачи, по мере занятий студентов в творческих мастерских, все усложняются. Студенты постепенно от уровня знакомства с предметами, переходят на уровень воспроизведения, а затем на уровень умений и навыков. Навыки отрабатываются снова и снова, и только тогда студенты смогут подняться на новый уровень - уровень творческого мастерства.

Для наиболее яркого проявления творчества в деятельности необходимы как творческие задатки личности студента, так и постоянная работа по формированию навыков самостоятельной творческой работы, т.к. развитие личности происходит в процессе самостоятельной деятельности в нестандартных условиях.

Выводы. Сегодня важной задачей системы высшего образования является подготовка конкурентоспособного, творческо-активного специалиста, который может осуществлять профессиональную деятельность в современных условиях.

Высшее учебное заведение призвано подготовить будущих учителей технологии как творческую личность, органически сочетающую в себе качества дизайнера, технолога, инженера т.е. специалиста, понимающего перспективы развития нашего общества, способного расширять сферу творческой деятельности от разработки отдельной конструкции модели до композиционной схемы ансамбля.

В рамках подготовки будущих бакалавров к профессиональной деятельности большое внимание уделяется развитию творческой активности студентов, как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности в условиях творческих мастерских и творческо-технологических лабораторий вуза.

Таким образом, рассмотренное нами поэтапное развитие творческой активности студентов в условиях вуза позволяют эффективно формировать соответствующие компетенции, в совокупности, образующие готовность будущих бакалавров к инновационно-творческой профессиональной деятельности.

Литература:

1. Куваева М.М., Валеева Г.Х., Мусин Ш.Р. Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей технологии в СИ (филиал) БашГУ. Устойчивое развитие территорий: теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции (19-21 ноября 2020 г.). - Сибай: Сибайский информационный центр - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2020. - С. 355-357.

2. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: Издательство государственного пед. университета им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000. - 235 с.

3. Мусин Ш.Р., Куваева М.М. Интеграция психолого-педагогических и технических знаний будущих учителей технологии в процессе профессиональной подготовки. Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 61. - Ч.1. - С. 206-209.

4. Мусин Ш.Р., Туйсина Г.Р. Управление развитием творческо-технического потенциала будущих бакалавров технических направлений. Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. -С. 165-169.

5. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.:НИИ школьных технологий, 2005. - 144 с.

6. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн. пособие. - 3-е изд. доп. и перераб. - М.: Юрист, 1997. - 512 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант Васильева Мария Михайловна

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Аннотация. Цель исследования - определить роль ансамблевого музицирования в развитии "полихудожественности" ребенка. В статье рассматривается роль ансамблевого музицирования в развитии полихудожественности детей как основы их духовного развития. Научная новизна исследования заключается в том, что использование новой авторской образовательной программы в области ансамблевого музицирования с применением полихудожественного подхода на ранних этапах музыкального развития ребенка, а также создание педагогических условий для реализации данной программы, способно повлиять на на более успешную адаптацию ребенка в школе искусств в начале своего пути в области музыкального образования, а также дальнейшей успешной учебе и познанию мира музыкального искусства, развивая ребенка комплексно и играя ключевую роль в формировании его "полихудожественноти". В результате

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.