Научная статья на тему 'АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ'

АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Мария Михайловна

Цель исследования - определить роль ансамблевого музицирования в развитии "полихудожественности" ребенка. В статье рассматривается роль ансамблевого музицирования в развитии полихудожественности детей как основы их духовного развития. Научная новизна исследования заключается в том, что использование новой авторской образовательной программы в области ансамблевого музицирования с применением полихудожественного подхода на ранних этапах музыкального развития ребенка, а также создание педагогических условий для реализации данной программы, способно повлиять на на более успешную адаптацию ребенка в школе искусств в начале своего пути в области музыкального образования, а также дальнейшей успешной учебе и познанию мира музыкального искусства, развивая ребенка комплексно и играя ключевую роль в формировании его "полихудожественноти". В результате доказано, что применение "полихудожественного подхода" на занятиях ансамблевого музицирования развивает ребенка индивидуально и дает возможность почувствовать себя частью коллектива, частью творческого единого процесса, что в дальнейшем благотворно может сказаться на понимании и восприятии ребенком искусства как единого целого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSEMBLE MUSIC AS A FORM OF DEVELOPMENT OF POLYCHUDETICITY OF CHILDREN

The aim of the research is to determine the role of ensemble music-making in the development of a child's "polyarticity". The article examines the role of ensemble music-making in the development of polyarticity of children as the basis of their spiritual development. The scientific novelty of the research lies in the fact that the use of a new author's educational program in the field of ensemble music-making with the use of a polyartistic approach at the early stages of a child's musical development, as well as the creation of pedagogical conditions for the implementation of this program, can affect a more successful adaptation of a child in an art school in the beginning of his path in the field of music education, as well as further successful study and knowledge of the world of musical art, developing a child comprehensively and playing a key role in the formation of his "polyartistic". As a result, it was proved that the use of the "polyart approach" in ensemble music lessons develops the child individually and makes it possible to feel like a part of a team, a part of a creative single process, which in the future can have a beneficial effect on the child's understanding and perception of art as a whole.

Текст научной работы на тему «АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ»

Развитие творческой активности студентов в условиях творческих мастерских и творческо-технологических лабораторий вуза реализуется в несколько этапов.

На первом, тренинговом этапе происходит формирование первичных навыков творческой деятельности, т.е. выполнение определенных операций. Главная задача данного этапа - приобретение практических навыков по основным технологическим процессам. Студенты шаг за шагом осваивают азы профессионального мастерства, приобретая первоначальные навыки самостоятельной работы.

Второй, частично поисковый этап заключается в приобретении навыков изготовления изделий. Перед студентами ставится задача использования полученных навыков выполнения основных операций технологического процесса при изготовлении изделий. Таким образом, отрабатываются уже полученные навыки на более высоком уровне и приобретаются новые, что способствует воспитанию творческого отношения к деятельности.

Третий, творческо-исследовательский этап характеризуется более высоким уровнем творческой деятельности студентов, где усложняются задачи. Если на предыдущих этапах студенты должны овладеть навыками работы с различными инструментами и материалами, то цель этого этапа - научить студентов не только самостоятельно выполнять операции технологического процесса, но и приобретать умения и навыки работы художника, конструктора, изобретателя и собственно технолога, содержащие элементы творчества. Для успешного решения задач данного этапа необходимы навыки не только самостоятельной, но и творческой работы, применения знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Задачи, по мере занятий студентов в творческих мастерских, все усложняются. Студенты постепенно от уровня знакомства с предметами, переходят на уровень воспроизведения, а затем на уровень умений и навыков. Навыки отрабатываются снова и снова, и только тогда студенты смогут подняться на новый уровень - уровень творческого мастерства.

Для наиболее яркого проявления творчества в деятельности необходимы как творческие задатки личности студента, так и постоянная работа по формированию навыков самостоятельной творческой работы, т.к. развитие личности происходит в процессе самостоятельной деятельности в нестандартных условиях.

Выводы. Сегодня важной задачей системы высшего образования является подготовка конкурентоспособного, творческо-активного специалиста, который может осуществлять профессиональную деятельность в современных условиях.

Высшее учебное заведение призвано подготовить будущих учителей технологии как творческую личность, органически сочетающую в себе качества дизайнера, технолога, инженера т.е. специалиста, понимающего перспективы развития нашего общества, способного расширять сферу творческой деятельности от разработки отдельной конструкции модели до композиционной схемы ансамбля.

В рамках подготовки будущих бакалавров к профессиональной деятельности большое внимание уделяется развитию творческой активности студентов, как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности в условиях творческих мастерских и творческо-технологических лабораторий вуза.

Таким образом, рассмотренное нами поэтапное развитие творческой активности студентов в условиях вуза позволяют эффективно формировать соответствующие компетенции, в совокупности, образующие готовность будущих бакалавров к инновационно-творческой профессиональной деятельности.

Литература:

1. Куваева М.М., Валеева Г.Х., Мусин Ш.Р. Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей технологии в СИ (филиал) БашГУ. Устойчивое развитие территорий: теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции (19-21 ноября 2020 г.). - Сибай: Сибайский информационный центр - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2020. - С. 355-357.

2. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: Издательство государственного пед. университета им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000. - 235 с.

3. Мусин Ш.Р., Куваева М.М. Интеграция психолого-педагогических и технических знаний будущих учителей технологии в процессе профессиональной подготовки. Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 61. - Ч.1. - С. 206-209.

4. Мусин Ш.Р., Туйсина Г.Р. Управление развитием творческо-технического потенциала будущих бакалавров технических направлений. Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. -С. 165-169.

5. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.:НИИ школьных технологий, 2005. - 144 с.

6. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн. пособие. - 3-е изд. доп. и перераб. - М.: Юрист, 1997. - 512 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант Васильева Мария Михайловна

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Аннотация. Цель исследования - определить роль ансамблевого музицирования в развитии "полихудожественности" ребенка. В статье рассматривается роль ансамблевого музицирования в развитии полихудожественности детей как основы их духовного развития. Научная новизна исследования заключается в том, что использование новой авторской образовательной программы в области ансамблевого музицирования с применением полихудожественного подхода на ранних этапах музыкального развития ребенка, а также создание педагогических условий для реализации данной программы, способно повлиять на на более успешную адаптацию ребенка в школе искусств в начале своего пути в области музыкального образования, а также дальнейшей успешной учебе и познанию мира музыкального искусства, развивая ребенка комплексно и играя ключевую роль в формировании его "полихудожественноти". В результате

доказано, что применение "полихудожественного подхода" на занятиях ансамблевого музицирования развивает ребенка индивидуально и дает возможность почувствовать себя частью коллектива, частью творческого единого процесса, что в дальнейшем благотворно может сказаться на понимании и восприятии ребенком искусства как единого целого.

Ключевые слова: Б.П. Юсов, полихудожественность, полихудожественный подход, ансамблевое музицирование.

Annotation. The aim of the research is to determine the role of ensemble music-making in the development of a child's "polyarticity". The article examines the role of ensemble music-making in the development of polyarticity of children as the basis of their spiritual development. The scientific novelty of the research lies in the fact that the use of a new author's educational program in the field of ensemble music-making with the use of a polyartistic approach at the early stages of a child's musical development, as well as the creation of pedagogical conditions for the implementation of this program, can affect a more successful adaptation of a child in an art school in the beginning of his path in the field of music education, as well as further successful study and knowledge of the world of musical art, developing a child comprehensively and playing a key role in the formation of his "polyartistic". As a result, it was proved that the use of the "polyart approach" in ensemble music lessons develops the child individually and makes it possible to feel like a part of a team, a part of a creative single process, which in the future can have a beneficial effect on the child's understanding and perception of art as a whole.

Keywords: B.P. Yusov, polyartistic, polyartistic approach, ensemble music making.

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена влиянием ансамблевого музицирования на "полихудожественноственность" детей как основы их духовного развитии, в рамках дополнительного образования. Педагогическая наука постоянно взаимодействует со знаниями из других областей. Художественно-эстетическая направленность дополнительного образования сегодня обусловливает применение полихудожественного подхода при разработке содержания программ дополнительного образования. Музыкально-эстетическое воспитание формирует новый способ видения и понимания культуры. Синтез музыки, живописи, хореографического искусства, художественной литературы влияет на эмоциональную сферу ребенка, пробуждает ассоциации между пространственными и временными видами искусства. Разработка новых методик, новых педагогических подходов в дополнительном образовании становится одной из главных задач в системе образования в целом.

Для раскрытия идей влияния ансамблевого музицировнания на развитие "полихудожественности" ребенка, использованы методы исследования: изучение и анализ источников по обозначенной проблеме, наблюдение, беседа, анкетирование и тестирование преподавателей МБУДО "Рощинская школа искусств".

Теоретической базой исследования, наряду с трудами Б.П.Юсова, послужили публикации Фроловой Т.В. [7], Горпиенко Е.А. [3], Шуваловой Е.Е. [10] в которых рассматривается роль "полихудожественного подхода" в образовательных программах эстетической направленности, а также даются рекомендации преподавателям для дальнейшей реализации полихудожественного подхода в обучении.

Практическая значимость исследования заключается в раскрытии потенциала и возможностей ансамблевого музицирования в дополнительном образовании, как одной из форм развития "полихудожественности" детей в педагогической практике для работы в музыкальных школах и школах икусств.

Изложение основного материала статьи. Термин "полихудожественность", сформулированный Б.П. Юсовым, базируется на идеях синтеза искусств и развивает "полихудожетсвенный подход" в педагогике общего и дополнительного образования. Результатом полихудожественого подхода в дополнительном образовании детей является выход за рамки специализации предметов художественно-эстетического цикла.

Б.П. Юсов под смыслами полихудожественного развития личности предлагает изучение учащимися понятия «художественный образ» как целостного и неразделимого начала, на пути к созданию собственного художественного образа, который может возникнуть только при комплексном взаимодействии совокупности знаний из различных областей художественного творчества [8].

Основная идея развития полихудожественности ребенка заключается в том, что полихудожественное начало каждого отдельного вида искусства выступает основой для всестороннего развития и воспитания ребенка.

Сегодня полихудожественный подход активно используется в общем дошкольном образовании и недостаточно разработан для применения в дополнительном образовании в целом [6]. В общем образовании полихудожественный подход касается структуры и содержания предметной области художественно-эстетической направленности. В результате такого рода занятий у школьников на основе собственного творческого опыта, художественного восприятия, воображения, знаний из смежных областей искусств формируется свой результат восприятия информации в области искусств. Такое полихудожественное взаимодействие искусств можно рассматривать как единый полихудожественный подход в педагогической практике в области предметов музыкально-эстетического цикла.

Применение на занятиях ансамблевого музицирования "полихудожественного подхода" может помочь детям познакомиться с разнообразными явлениями и видами художественно-эстетической деятельности. Ориентируясь на труды Б.П. Юсова, Горпиенко Е.А. дает следующее понятие сущности полихудожественного подхода: "В логике полихудожественного подхода эффективность художественно-творческого развития учащихся достигается при помощи использования всех уже существующих способов эстетического воспитания и разнообразных видов художественно творческой деятельности: музыкальной, художественно-изобразительной, речевой, театрализованной, игровой" [3].

В своей статье "Полихудожественный подход в оркестровом воспитании аккордеонистов" Фролова Т.В пишет о важности полихудожественного подхода на занятиях по специальности "оркестр" для всестороннего развития учащихся: "Особенно ярко дети могут проявить себя в процессе синтеза ансамблево-инструментального исполнительства с другими видами художественного творчества: хореографией, народным пением, инструментальным фольклором, эстрадным вокалом, игрой на ударных инструментах, актерским мастерством. Подобного рода полихудожественный подход дает возможность разносторонне выявлять и развивать способности детей, повышать их творческую активность и мотивацию к занятиям на инструменте..." [7, с. 206].

Педагогические условия для реализации программы в области ансамблевого музицирования с применением полихудожественного подхода (наблюдение, беседа, анкетирование и тестирование преподавателей МБУДО "Рощинская школа искусств").

Сегодня в системе дополнительного образования наблюдается заметный педагогический интерес к изучению проблем ансамблевого музицирования не только как дисциплины, но и как объекта сохранения культурного музыкального наследия страны. На практике это подтверждается активным внедрением в область дополнительного образования таких предметов, как концертмейстерский класс, камерный ансамбль, фортепианный ансамбль, оркестры различного состава, программа «Музыкальный фольклор» [5].

Понятие «Ансамбль» связано не только с музыкальным исполнительством, но и с другими видами искусства. Идейно-образная сущность ансамбля с точки зрения музыки, архитектуры, живописи заключается в полихудожественности самого понятия «ансамбль», а именно в многогранной целостности элементов понятия, которые свойственны каждому виду искусства отдельно [9].

Понятие «ансамбль» широко представлено в различных музыкальных словарях, популярных художественных энциклопедиях, в словарях архитектуры. Примечательно то, что во всех источниках, трактующих данное понятие "звучит" единая линия (единая категория самого понятия "ансамбль") такая как: взаимная согласованность, целостность, стройность, пространственная гармония [4].

В музыкальном искусстве ансамбль имеет в своей основе синтетический замысел, благодаря которому создается художественный образ. Искусство ансамблевого музицирования основывается на умении каждого отдельного исполнителя понимать свою художественную индивидуальность в коллективе, свою художественную задачу, исполняя свою партию органично обеспечивая стройное и целостное исполнение произведения. В общеэстетическом смысле, ансамблевое музицирование представляет собой форму деятельности, которая открывает возможности для эстетического развития детей и широкого ознакомления не только с миром музыки, но и с миром синтеза искусств и полихудожественности искусства. В процессе совместного творчества происходит социально-личностное развитие ребенка, формируются навыки работы в коллективе. В этой связи важность ансамблевого музицирования в образовательном процессе обусловлена потребностью в коммуникации как с преподавателем так и с другими учащимися, что вызывает устойчивый интерес к предмету, развивая исполнительскую культуру каждого ребенка.

Ансамблевое музицирование сегодня известно как форма обучения в дополнительном образовании и вид исполнительской деятельности, которое формирует у учащихся первые исполнительские навыки как самостоятельного музыканта так и ансамблиста, то есть участника коллективного художественного процесса [7].

Формирование навыков ансамблевой игры на раннем этапе общего музыкального развития вызывает у учащихся интерес к музыке в целом и благоприятно влияет на дальнейшее развитие творческих способностей. Совместное ансамблевое исполнение произведений является мотивацией для учащегося к дальнейшей самостоятельной работе на инструменте, повышая его интерес к ансамблевому музицированию и способствуя установлению коммуникации на занятиях среди сверстников.

Большую роль в развитии полихудожественности ребенка средствами ансамблевого музицирования играет раннее музыкальное развитие, которое базируется на связи различных видов деятельности и их многокомпонентности. Ансамблевое музицирование в рамках раннего музыкального развития формирует культуру общения между детьми-сверстниками, развивается способность к обучению в целом, образует взаимосвязи слуховых представлений, а компонент игровой деятельности способствует формированию образного мышления.

Во взаимосвязи музыки, речи и движении, которые близки природе ребенка, заключается полихудожественная природа самого ребенка - основа развития его творческого начала. В своей фундаментальной работе "Педагогическая психология" Л.С. Выготский пишет об изначально заложенном творческом потенциале каждого ребенка: "Ребенок.... рисует вовсе не потому, что с нем прорезывается будущий творец, но потому, что это сейчас нужно для ребенка, и еще потому, что известные творческие возможности заключены в каждом из нас" [2].

В музыкальном образовании первой половины ХХ века, свое стремительное развитие получила система К. Орфа [1] целью которой было не формирование индивидуальных исполнительских навыков каждого отдельного учащегося, а развитие общих музыкальных способностей через приобщение ребенка к коллективному музицированию (игре на различных музыкальных инструментах). Особое внимание в педагогической системе К. Орфа уделяется музицированию с ритмическим аккомпанементом, которое обеспечивает само тело исполнителя (хлопки, притопывание ногами, щелчки пальцами), что помогает органично вплетать в комплексное раннее развитие ребенка компоненты элементарного музицирования. Используемая К. Орфом система ритмического восприятия помогает создавать детям не только аккомпанемент, но и осваивать различные тембры, используя ритмические движения в ансамблевом музицировании. В этой связи, мы полагаем, что педагогическая система раннего музыкального развития ребенка К. Орфа интегративна и полихудожественна, благодаря органичной взаимосвязи фольклорного начала, народных песенных мотивов, которые так естественны и близки ребенку на раннем развитии.

Концепция авторской методики К. Орфа актуальна и сегодня. Система обращена к корням мировой музыкальной культуры и основывается на динамичном подходе к активному обучению музыке на основе различных ритмических упражнений, игр, танцев, песен, которые являются активным включением ребенка в творческий процесс, вбирая в себя: фольклорное начало (народные национальные песни), игровой элемент в движениях, ансамблевое музицирование (игра на инструменте, где ребенок находится в коллективе (играет в ансамбле), но при этом остается индивидуален, так как исполняет свою отдельную партию), при этом влияет на процесс, создавая общий художественный образ.

Качество и желаемый результат таких занятий, зависит не только от программ и методических разработок, но и от личности преподавателя, его профессионального мастерства, знаний и умений применения полихудожественного подхода на практике. Этому вопросу посвящена статья доцента кафедры педагогики и психологии детства института педагогики и психологии Шуваловой Е.Е. о подготовке педагогов начальной школы к реализации полихудожественного подхода в образовании, в которой подробно освещается практическая сторона вопроса полихудожественного подхода в работе с младшими школьниками, даются рекомендации по подготовке педагогов для реализации полихудожественного подхода в обучении.

Выводы. Таким образом в результате исследования мы приходим к следующим выводам:

В современных условиях социальной разобщенности, утраты культурных ценностей следует обратить особое внимание на формирование эстетической стороны мировоззрения подрастающего поколения. Коллективное творчество в форме ансамблевого музицирования способно активизировать познание в области музыкального искусства, а взаимосвязь разнообразных видов художественной деятельности способствовать развитию полихудожественности ребенка. Совместные ансамблевые выступления ребенка с педагогом, с коллективом сверстников на начальном этапе обучения дает возможность почувствовать себя уже исполнителем, вызывая интерес к дальнейшим занятиям на инструменте.

По результатом анкетирования и тестирования, проведенного в начале учебного года 2020-2021 среди преподавателей МБУДО "Рощинская школа искусств" реализующих программы по специальности аккордеон, труба и фортепиано, можно сделать вывод, о заинтересованности в применение полихудожественного подхода в работе с учащимися по предмету ансамблевое музицирование. Работа в классе ансамбля с применением полихудожественного подхода направлена на выработку единого творческого замысла и результата, способствуя переосмыслению процесса понимания и осмысления учащимися информации, формируя представления о взаимодействии всего существующего в мире, как о едином целом, благодаря умению слушать партии друг друга и взаимодействовать в процессе исполнения, создавая единый "художественный образ".

Литература:

1. Баренбойм Л.А. Карл Орф и институт его имени / Л.А. Баренбойм // Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А. Баренбойма. - Ленинград, 1970

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: 1991 - 290 с.

3. Горпиенко Е.А. Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Горпиненко Елена Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. -Москва, 2014. - 24 с.

4. Полевой В.М. Популярная художественная энциклопедия. М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986

5. Приказ Минкультуры России от 12.12.2014 N 2156 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор" и сроку обучения по этой программе"

6. Полякова Т.Н., Васильева М.М. Принцип междисциплинарности в разработке прорамм музыкально-эстетической направленности // Научный журнал Научное мнение СПБ 2020 - № 7-8 - 146 с.

7. Фролова Т.В. Полихудожественный подход в оркестровом воспитании аккордеонистов. Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен // Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции - СПБ.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. - 2014. - 210 с.

8. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство»: избр. тр. по истории, теории и психологии художеств. воспитания детей. - М.: Компания Спутник+. 2004 - 252 с.

9. Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры. - Издательство: Ленинградская галерея, 1994 г. - 432 с.

10. Шувалова Е.Е. [Электронный ресурс] // Подготовка педагогов начальной школы к реализации полихудожественного подхода URL:http://www.art-educatюn.ш/electromc-joumal/podgotovka-pedagogov-nachalnoy-shkoly-k-realizacii-polihudozhestvennogo-podhoda (дата обращения: 10.01.2020)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Верховод Александр Сергеевич

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ

ПАНДЕМИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема использованияинформационно-коммуникационных технологий преподавателями иностранного языка в условиях пандемии. Современные изменения, касающихся сферы ИКТ затронули самые различные области, в том числе и сферу образования. Современное поколение становится все более компьтеризировано, что требует от преподавателей вузов пересмотра методики обучения иностранному языку. Стремительное проникновение информационных технологий в образовательную среду, сочетающееся с новейшими программно-педагогическими средствами, позволило перейти к разработке и практическому использованию современных электронных средств обучения. Пандемия, вызванная новой инфоекцией Covid-19, привела к резкому переходу большинства высших заведений на дистанционный формат обучения, реализовать которые просто не возможно без грамотного использования ИКТ технологий. Проблема введения в образовательный процесс информационных технологий, направленных на улучшение коммуникации между участниками обучения, является актуальной в связи с недостаточной методической разработанностью. Автором отмечается, что при освоении программы по дисциплине «Иностранный язык» в дистанционной форме меняется роль преподавателя, ориентированная в новых условиях на принцип консультационно-методического сопровождения со стороны педагога. В связи с этим формируется активность и независимость в учебно-познавательной работе студента.

Ключевые слова: иностранный язык, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), коммуникативная компетенция, дистанционное обучение, образовательная среда.

Annotation. The article deals with the problem of using information and communication technologies by foreign language teachers in the context of a pandemic. Modern changes in the field of ICT have affected a wide variety of areas, including the field of education. The modern generation is becoming more and more computerized, which requires university teachers to review the methods of teaching a foreign language. The rapid penetration of information technologies into the educational environment, combined with the latest software and pedagogical tools,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.