УДК 372
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н. А. Юкина, И. В. Вострикова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Целью данной статьи является определение взаимосвязи и взаимообусловленности проектной деятельности и развития познавательной активности и самостоятельности студентов через решение следующих задач: анкетирование студентов и преподавателей техникумов республики, занимающихся проектной деятельностью, сравнение и обобщение результатов; тестирование студентов СПО с использованием тестов В. И. Андреева; изучение проектов студентов ГБПОУ РМЭ «Аграрно-строительный техникум» с целью определения технологии организации проектной деятельности; разработка методических рекомендаций по развитию познавательной активности и самостоятельности студентов в проектной деятельности. Исследование проводилось с использованием тестов В. И. Андреева «Оценка уровня творческого потенциала личности» и «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию». Все методики апробированы самим автором на базе Казанского государственного университета, в классе-лицее при школе - МЖК № 146 г. Казани и т. д. Оценены надежность, валидность и объективность тестов. Выбор тестов не является случайным. Наивысшим уровнем характеристики познавательной активности считается творческий уровень, а саморазвитие и самообразование студентов связаны с развитием познавательной самостоятельности в обучении. Одним из стимулов познавательной самостоятельной деятельности является специальная организация учебно-воспитательного процесса, ядром которого в настоящее время является проектная деятельность. В ходе исследования авторы анализируют данные тестирования, студентов, занимающихся проектами, и студентов, не разрабатывающих проекты. Небольшая выборка экспериментальной группы объясняется особенностями состава проектных групп: от одного до микрогруппы (3-7 человек). Сравнительные показатели отражены в виде диаграмм. Методы исследования: теоретические (изучение и обобщение психолого-педагогической и научно-теоретической литературы по проектному обучению и познавательной активности и самостоятельности); эмпирические (анкетирование, тестирование, анализ проектов студентов). Новизна исследования: определен уровень творческого потенциала личности и способности к саморазвитию и самообразованию студентов, отражающий реализацию познавательной активности и самостоятельности в проектной деятельности. Подтверждена гипотеза исследования: регулярное вовлечение студентов в проектную деятельность и соблюдение технологии ее организации будут способствовать развитию познавательной самостоятельности и активности студентов техникумов.
Ключевые слова: проектная деятельность, познавательная активность, познавательная самостоятельность, творческий потенциал, способности к саморазвитию, самообразованию.
PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY AND INDEPENDENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGES IN PROJECT ACTIVITY
N. A. Yukina, I. V. Vostrikova
Mari State University, Yoshkar-Ola
The purpose of this article is to identify the interrelationship and the interdependence of project activities and to develop an informative activity and the independence of students through the following tasks: surveys of students and teachers colleges of the Republic involved in project activities, comparison and summarizing of results; testing of students of secondary professional education with the use of the tests by Andreev V. I.; study the projects of students of the State budget professional educational institution of the Republic of Mari El "Agro-building college" to determine the technology of organization of project activities; development of methodical recommendations for development of informative activity and independence of students in project activities. The study was conducted using the tests by V. I. Andreev "Assessment of the level of creative potential of personality" and "Assessment of the ability to self-development and self-education". All the methods were tested by the author on the basis of Kazan state university in the class-lyceum at the school - Youth Housing Complex No. 146 in Kazan. Reliability, validity and objectivity of tests were assessed [2]. Test selection is not random. The highest-level features of cognitive activity
is considered level of creativity, self-development and self-education of students is associated with the development of cognitive independence in learning. One of the incentives of independent cognitive activity is a special organization of the educational process, the core of which is currently the project activities. In the course of the study, the authors analyze test data, students involved in projects, and students who do not develop projects. A small sample of the experimental group is explained by the features of the composition of the design groups: from one to a microgroup (3-7 people). Comparative indicators are shown in the form of diagrams. Research methods are: theoretical (studying and generalization of psycho-pedagogical and scientific-theoretical literature on project training and cognitive activity and independence); empirical (questioning, testing, analysis of students' projects). Novelty of the research: the level of the creative potential of the individual and the ability for self-development and self-education of students is determined, reflecting the realization of cognitive activity and independence in the project activity. The hypothesis of the study is confirmed: the regular involvement of students in the project activities and compliance with the technology of its organization will contribute to the development of cognitive independence and activity of technical college students.
Keywords: project activity, cognitive activity, cognitive independence, creative potential, ability to self-development, ability to self-education.
Рыночные субъекты развитой экономики должны быть успешными в проектировании созидательных начинаний и достижений в этой деятельности реальных позитивных результатов, поэтому в настоящее время именно с проектной деятельностью связываются понятия инициативности, самостоятельности мышления, креативности, деловой успешности будущего выпускника образовательной организации профессионального типа [10]. А начинать этот процесс необходимо в рамках начального и среднего профессионального образования. Проектная деятельность неразрывно связана с психолого-педагогическими постулатами, среди которых ведущее место занимают познавательная активность и самостоятельность.
Практика показывает, что крайне мало студентов, вовлеченных в проектную деятельность, а уровень творческого потенциала и способности к саморазвитию и самообразованию студентов, отражающие реализацию познавательной активности и самостоятельности в проектной деятельности, оставляет желать лучшего. Выявленное противоречие определило проблему и цель исследования: выявить и обосновать развитие познавательной самостоятельности и активности студентов техникумов в проектной деятельности.
Наши исследования показали, что в техникумах Республики Марий Эл отношение к проектной деятельности неоднозначное. Необходимо отметить ряд тенденций, положительно и отрицательно влияющих на данный процесс. К положительным тенденциям можно отнести:
а) начавшийся процесс внедрения в образовательный процесс индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) студента техникума / колледжа. ИОМ студента обязательно должен включать разработку проекта на каждом курсе. Для этого необходимо:
- подобрать учебные (творческие, предпринимательские, исследовательские, социокультурные) проекты, которые соответствуют специфике техникума и колледжа;
- построить цепочку проектов одного студента для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности;
- темы и проблемы проектных работ выбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого студента и должны соответствовать области их самоопределения;
- организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, которые используются при работе с проектом.
Проект или исследование со стороны обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Данная деятельность поможет проявить себя индивидуально или в группе, испытать свои силы, использовать свои знания, принести пользу, продемонстрировать публично достигнутый результат;
б) подготовка студентов техникумов и колледжей к конкурсам профессионального мастерства и чемпионата профессий WorldSkills Russia. Конкурсы создают высокую степень мотивации, творческую, соревновательную атмосферу, что
особенно актуально при подготовке будущего рабочего. При этом в конкурсах формируются и развиваются такие важные составляющие компетентности выпускника колледжа, как профессиональная самостоятельность, мобильность, опыт рационализаторской деятельности и другие.
Реализация мотивации творческой активности студентов становится актуальной в связи со вступлением России в международное конкурсное движение WorldSkills International (WSI) и предстоящим чемпионатом мира 2019 г., который состоится в Российской Федерации - в городе Казани;
в) постепенно становится нормой привлечение специалистов предприятий, выполняющих роль социальных партнеров и являющихся будущими работодателями, к разработке выпускных квалификационных проектных работ.
Отрицательные тенденции связаны:
а) с существующей проблемой с кадрами в техникумах: средний возраст преподавателя в пределах 50 и выше лет. Поэтому в настоящее время основная часть преподавателей сдают только экзамен на соответствие занимаемой должности. А проектная деятельность со студентами приветствуется при защите первой или высшей категории;
б) с необходимостью всемерной поддержки и опеки со стороны преподавателя проектной деятельности студентов, что требует дополнительных усилий и времени, а особых стимулов для преподавателя нет;
в) с отсутствием особой активности самих студентов в разработке проектов, так как в техникумах нет еще серьезной апробации и реализации траектории индивидуального развития, саморазвития студента (ИОМ).
До начала ХХ века развитие проектного метода связано с такими именами, как Д. Дьюи, В. Х. Килпатрик, Снедден, Ричардс. Причем Д. Дьюи считается теоретическим основоположником проектного метода. На теоретическое обоснование проектного метода благотворное влияние оказали также труды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина С. Т. Шацкого.
В существующей дидактике проектное обучение можно рассматривать как основу авторизованного образования (Н. Н. Халаджан), контекстного обучения (А. Л. Вербицкий), эвристики (А. В. Хуторской, В. Г. Табачковский). Отечественные авторы В. В. Гузеев, М. В. Кларин, Д. Г. Ле-витес, Е. С. Полат, И. Д. Чечель изучают проект-
ное обучение как единую технологию обучения, которая способствует овладению студентами методологическими знаниями, умениями и навыками самообразования; как средство развития их способностей и их исследовательских умений и социальных навыков [9].
Автор теории формирования профессионального сознания Н. Н. Нечаев подчеркивает, что проектное моделирование нужно считать как развитие самой действительности. Профессиональное творчество как объективный процесс созидания действительности обязательно направляет к преобразованию самого субъекта деятельности [8].
Принцип познавательной активности учеников показан уже в педагогических учениях древности, который развивается такими выдающимися зарубежными и отечественными педагогами, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистер-вег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. Огромный вклад в разработку проблемы активизации познавательной деятельности студентов внесли советские педагоги и ученые, такие, как Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, М. А. Даниилов, Б. П. Есипов, Л. В. Занков [1].
В настоящий момент при рассмотрении содержания понятия «познавательная активность» следует выделить несколько главных направлений исследований:
1. Познавательная активность понимается как естественное стремление обучающегося к познанию (Я. Л. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистер-вег, Н. Х Вессель, К. Д. Ушинский и др.).
2. Познавательная активность рассматривается как характеристика деятельности, связанной с ее интенсивностью и напряженностью (П. Н. Груздев и Ш. Ганелин, Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Л. П. Лемберг, Л. П. Пименова).
3. Познавательная активность рассматривается как качество личности (Г. Ц. Молонов, Г. И. Щукина и др.) [2].
Д. Б. Богоявленская и И. А. Петухова в выборе характера познавательной деятельности выделяют три уровня интеллектуальной активности (репродуктивный, эвристический и креативный) [3].
Проблема активизации и развития познавательной самостоятельности изучалась большинством дидактов и психологов. Всесторонне изучались вопросы, которые касались аспектов организации и активизации познавательной деятельности, формирования и развития познавательных
интересов как сущность познавательной самостоятельности.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет конкретизировать понимание сущности познавательной активности студента: «интегративное качество личности, включающее когнитивный, потребностно-моти-вационный, эмоционально-волевой и операци-онно-практический компоненты, способствующие его готовности к самостоятельной деятельности и выполнению познавательных действий, направленных на достижение ожидаемых результатов» [7].
Деятельность считается самостоятельной, если ее структура включает в виде элементов особые действия, устанавливающие факты и его характеристики, формулирующие проблемы и задачи. Далее деятельность связана с выдвижением гипотезы, установлением существенных связей и закономерностей развития явления, выявлением путей поиска новых фактов, определение их сущности на основе сравнения, сопоставления и противопоставления фактов. В зависимости от поставленной задачи требуется видение полной картины, оценка решения, значимости получившегося результата.
Решая первую задачу, мы разработали анкеты для 14 студентов и 8 преподавателей, которые были задействованы в проектной деятельности. Их ответы дают определенную картину в деле использования проектного метода в обучении. Мы согласны с мнением наших респондентов: проектная деятельность «учит мыслить, делать выводы, изобретать новое»; «активизирует познавательную активность студентов»; «дает возможность и необходимость самореализации»; «приближает к будущей профессии».
Преподаватели считают, что для разработки проекта оптимальным может считаться состав от 1 до 3 студентов в команде. Командная работа в ходе проектной деятельности не только развивает коммуникативные умения и навыки. Характер общения и взаимопомощь участников влияет на их познавательную активность и самостоятельность.
В принципе, все преподаватели единодушны при ответе на вопрос: «Как учитываются личные предпочтения студентов при выполнении проекта?». Тем более что они при этом получают дополнительный балл, более ответственны, проявляют творчество, самостоятельность; проект хороший, если студент в нем заинтересован. Студенты, вы-
полняя проект, испытывали трудности в поиске нужной информации (43 %), в выборе проблемы и в планировании времени для проекта (35,8 %), в общении с другими участниками проекта (28,6 %).
Преподаватели испытывают трудности при организации проектной деятельности, так как студенты «не желают кропотливо работать», «у них мало самостоятельности», «они безынициативны и равнодушны». Сами преподаватели ощущают нехватку времени, нуждаются в методической помощи «при выборе идеи и составлении отчета», ведь «хочется найти такой проект, который потом принес бы существенную пользу и был реализован».
Разработка анкеты и проведение диагностики, поиск информации, изучение лекции и учебников по теме, экономические расчеты и практическая работа, работа с данными сети Интернет, творческие задания - основные виды заданий для самостоятельной работы от преподавателя.
Для студентов самостоятельная работа - это средство познания и расширения границ профессиональной компетентности (57,5 %), способ творческого самовыражения (42,5 %). Контроль преподавателя по разработке проекта носит несистемный характер, так как студенты считают, что он носит случайный характер - 14 %, осуществляется после разработки проекта - 50 %, проверяется по мере выполнения заданий - 7 %, а 28,6 % опрошенных считают, что контроль осуществляется только в конце изучения дисциплины в виде зачета.
По мнению студентов, большинство из них -70 % студентов - достигают намеченных целей. Но результатами проекта полностью удовлетворены лишь 43 %, частично - 50 %, недовольны -7 % студентов. Виды стимулирования студентов в ходе разработки проектов: вручение сертификатов, словесная похвала, моральная поддержка, привлечение к участию в различных конференциях и конкурсах, к выступлениям на уроках, личный пример, развитие личности, повышение оценки за учебную дисциплину.
Таким образом, и студенты, и преподаватели понимают актуальность, как проектной деятельности, так и самостоятельной работы в разработке проекта.
Познавательную активность и самостоятельность студентов в проектной деятельности мы решили рассмотреть косвенно, через тестирование двух групп студентов: тех, кто участвовал в разработке проектов и тех, кто еще не был вовлечен
в этот процесс. Для диагностики мы выбрали тесты ученого педагога В. А. Андреева: «Оценка уровня творческого потенциала личности» и «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию» [2].
Выбор тестов не случаен. По мнению М. Н. Скаткина, важным элементом познавательной активности студентов является характеристика уровней ее развития, к которым относится воспроизводящая активность, интерпретирующая активность и творческий уровень активности, характеризующийся стремлением студента глубоко проникнуть в сущность явления и для реализации этой цели искать и находить новые способы. По качеству деятельности творческая деятельность является наивысшим проявлением познавательной активности [8].
Познавательная самостоятельность является важнейшей характеристикой деятельности студентов в учебном процессе. К признакам познавательной самостоятельности относятся стремление и умение самостоятельно мыслить, самостоятельно найти подход к решению новой задачи, желание добывать и понять усваиваемые знания, что требует постоянного саморазвития и самообразования студентов. Одним из стимулов познавательной самостоятельной деятельности является специальная организация учебно-воспитательного процесса, ядром которого в настоящее время является проектная деятельность.
Мы попытаемся, оценивая уровень творческого потенциала и способности к саморазвитию, самообразованию двух категорий студентов: разрабатывающих проекты и не занимающихся этим процессом, проанализировать результаты и выявить различия, как в уровнях творческого потенциала, так и способности к саморазвитию и самообразованию.
Общее количество студентов, участвующих в диагностике, составляет 44 человека, из них 14 студентов из трех техникумов/колледжей разрабатывали проекты.
В тесте используется 10-балльная шкала самооценки личностных качеств либо частоты их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности. Курсивом мы выделяем данные студентов, не занятых в проектной деятельности.
В процентном соотношении различаются ответы в пользу студентов, занимающихся проектной деятельностью, по следующим параметрам:
- начатое дело удается довести до логического конца (28,5 % и 20 %);
- генераторы идей (28,5 % и 20 %);
- решение проблем зависит от настойчивости студентов (36 % и 23 %);
- в высшей степени можно полагаться на поддержку своих инициатив, предложений в коллективе (28,6 % и 23 %);
- находчивы и предприимчивы (43 % и 20 %);
- часто начинают принципиально новое дело (36 % и 10 %).
Таким образом, можно сделать вывод, что студенты, занимающиеся проектной деятельностью, творчески более развиты по сравнению со своим ровесниками, которые не занимались проектами.
Аналогично провели тестирование студентов по выявлению способностей к саморазвитию и самообразованию. В качестве примера приводим утверждения, показатели по которым кардинально различаются:
- целеустремленные - 50 % (20 %);
-не хватает времени лучше учиться и профессионально самосовершенствоваться - 43 % (13,3 %);
- проявляют настойчивость 35,7 % (20 %) и любознательность 35,7 % (13 %);
- 28,6 % (10 %) студентов считают, что они генераторы идей;
- читает художественную литературу 21 % (6,6 %);
- 57,5 % (43 %) студентов интересует психология;
- человек, много знающий и умеющий, привлекает 28,6 % (16 %) студентов;
- 50 % (23 %) студентов считают, что добьются того, о чем они мечтают;
- поехали бы учиться за границу или вложили деньги в любимое дело 57,5 % (33,3 %) респондентов;
- 43 % (40 %) студентов считают, что учителя (преподаватели) отметили бы их трудолюбие. Данные представлены на рисунке 1.
Таким образом, проанализировав данные, можно сделать вывод, что студенты-проектировщики имеют более развитые способности к саморазвитию и самообразованию, чем студенты, не занимающиеся проектной деятельностью.
114
ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2018. Т. 12. № 1
Способности к саморазвитию и самообразованию
60 50 % 40 30 20 10
Л, *
/V х /
/ / \ ч г / / Ч /
„ „ „ V / ^^^^^
-п-
--1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
/ # J'
f / /
^ ^ ^ jt
^ # ^ у / / У <
/ / ✓ J
& <я
<9
О*
0
? у
— Студенты-проектировщики
-В— Студенты, не занимающиеся проектом
Рис. 1. Сравнительная характеристика способностей студентов к саморазвитию и самообразованию / Fig. 1. Comparative characteristics of students' abilities to self-development and self-education
Мы провели сравнительный анализ средних показателей - уровней творческого потенциала личности студентов трех техникумов/колледжей. Йошкар-Олинский технологический колледж был представлен восемью студентами, разрабатывающими проекты. Оценка уровня творческого потенциала личности определила данные: 99; 117; 111; 90; 113; 80; 106; 99, что соответствуют следующим уровням - 5, 7, 6, 5, 6, 4, 6, 5. Средний балл студентов равняется 85,2, что составляет 5-й, средний уровень творческого потенциала личности.
13 студентов колледжа не занимались проектной деятельностью. По оценке уровня творческого потенциала личности получились следующие данные: 111; 125; 97; 104; 109; 110; 94; 93; 84; 59; 57; 51; 53, что соответствуют уровням 6, 7, 5, 6, 6, 6, 5, 5, 4, 3, 3, 2, 2. Средний балл студентов равняется 88,23, что определяет 5-й средний уровень творческого потенциала личности.
Транспортно-энергетический техникум представляли три студента, разрабатывающие проекты. Оценка уровня творческого потенциала личности представлена показателями: 114; 132; 128, что показывает 6, 8 и 7 уровни. Средний балл студентов равен 124,6, что относится к 7-му, выше среднего, уровню творческого потенциала личности.
Девять студентов не занимались проектной деятельностью. Оценка уровня творческого потенциала данных студентов представлена следующими показателями: 103; 84; 90; 105; 80; 57; 97; 51; 59, что соответствует 6, 4, 5, 6, 4, 3, 5, 2, 3 уровням. Средний балл студентов составляет 80,67, что относится к 4-му, чуть ниже среднего, уровню творческого потенциала личности.
Техникум сервисных технологий представили три студента-парикмахера, разрабатывающие проекты по будущей профессии. Оценка уровня творческого потенциала личности показала цифры: 89; 115; 120, что соответствуют 5, 7, 7 уровням. Средний балл студентов составляет 108, что показывает 6-й, чуть выше среднего, уровень творческого потенциала личности.
Восемь студентов данного техникума не занимались проектной деятельностью. Средний балл студентов составляет 128,375, что относится к 7-му, выше среднего, уровню творческого потенциала личности.
Вышеизложенные данные можно показать графически в виде диаграмм на рисунке 2.
Таким образом, мы можем явно наблюдать значительную разницу в наличии творческого потенциала между студентами-проектировщиками и студентами, не занимающимися проектной деятельностью.
0
Студенты, которые Студенты не
разрабатывали проекты занимающиеся проектами
□йотк нтэт итст
Рис. 2. Сравнительный анализ средних показателей (уровней) творческого потенциала личности студентов в техникумах / Fig.e 2. Comparative analysis of the average indicators (levels) of the creative potential of the personality of students in technical schools
8
7
6
5
4
3
2
1
0
Решая третью задачу, мы проанализировали несколько проектов, разработанных студентами техникума ГБПОУ РМЭ «Аграрно-строительный техникум». Студенты стремились к достижению своих индивидуальных задач в ходе разработки различных типов и видов проектов, в том числе и бизнес-проектов. При этом они учились анализировать, занимались поиском информации, обрабатывали и использовали ее в докладе для выступления и в ходе презентации. Студенты, работая в группе, развивали коммуникативные умения в ходе проектной деятельности. Они ориентировались на требования к результатам выполнения: формируемым умениям и компетенциям. Старались соблюдать установленные сроки выполнения самостоятельных заданий в ходе проектной деятельности, пытались выполнять задания качественно, оформлять работы аккуратно, согласно требованиям. Студенты обращались за консультацией к преподавателю только в случае серьезных затруднений. При этом проявляли готовность не только к корректировке работы, но и исправлению ошибок в целях повышения отметки. Выполняя задания самостоятельно, они постоянно находились в творческом поиске.
Нами разработаны методические рекомендации «Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов техникумов в проектной деятельности». Пособие состоит из четырех параграфов. Первый параграф раскрывает сущность и содержание познавательной активности и самостоятельности [4; 5; 6]. Второй параграф посвящен рассмотрению проектной деятельности в профессиональном образовании на современ-
ном этапе развития. В третьем параграфе показана технология организации проектной деятельности. Четвертый параграф дает рекомендации, советы и примеры разработки различных типов проектов в учреждениях СПО [6; 10].
Таким образом, подготовка личности, способной самостоятельно и успешно проектировать и реализовывать траекторию собственного жизненного пути с учетом особенностей развития страны в XXI веке, ставит перед системой образования задачи всемерного развития познавательной самостоятельности и активности.
Литература
1. Алтухова М. А. Формирование информационных компетенций как фактор развития познавательной активности студентов // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 84-87.
2. Андреев В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2015. 288 с.
3. Захарова Н. И. Формирование познавательной активности студентов с помощью инновационных технологий обучения // Совет ректоров. 2014. № 2. С. 23-29.
4. Крайнова Л. О. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в дистанционном обучении как предмет педагогических исследований // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 61-66.
5. Крицкая А. Р. Некоторые концептуальные основы самообразования обучающихся // Вопросы философии. М., 2013. № 5. С. 70-74.
6. Крылов Д. А., Лаврентьев С. Ю. Моделирование процесса формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях высшего профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 12. С. 29-36.
7. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Формирование познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях современного вуза: монография / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2013. 168 с.
8. Маслова С. Е. К вопросу о творческих качествах личности // Высшее образование сегодня. М., 2007. № 3. С. 58-61.
9. Сластенин В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 1. С. 43-49.
10. Юкина Н. А., Вострикова И. В. Сущность, содержание и структура педагогического проектирования в инновационной образовательной среде вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 1 (25). С. 41-44.
References
1. Altuhova M. A. Foimirovanie informacionnyh kompetencij kak faktor razvitija poznavatel'noj aktivnosti studentov [Formation of information competences as a factor in the development of students' cognitive activity]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, Novosibirsk, no. 2, 2014, pp. 84-87. (In Russ.)
2. Andreev V I. Pedagogicheskaja jevristika dlja tvorcheskogo samorazvitija mnogomernogo myshlenija i mudrosti: monografija [Pedagogical heuristics for creative self-development of multidimensional thinking and wisdom]. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, no. 4, 2015, 288 p. (In Russ.)
3. Zaharova N. I. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti studentov s pomoshh'ju innovacionnyh tehnologij obuchenija [Formation of cognitive activity of students with the help of innovative teaching technologies]. Sovet rektorov = Council of rectors, no. 2, 2014, pp. 23-29. (In Russ.)
4. Krajnova L. O. Razvitie poznavatel'noj samostojatel'nosti uchashhihsja v distancionnom obuchenii kak predmet pedago-gicheskih issledovanij [Development of cognitive independence of students in distance learning as a subject of pedagogical research]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, Novosibirsk, no. 2, 2014, pp. 61-66. (In Russ.)
5. Krickaja A. R. Nekotorye konceptual'nye osnovy samo-obrazovanija obuchajushhihsja [Some conceptual bases of self-education of students]. Voprosy filosofii = Issues of Philosophy, Moskow, no. 5, 2013, pp. 70-74. (In Russ.)
6. Krylov D. A., Lavrent'ev S. Ju. Modelirovanie processa formirovanija poznavatel'noj aktivnosti budushhih uchitelej tehno-logii i predprinimatel'stva v uslovijah vysshego professional'nogo obrazovanija [Modeling the process of formation of cognitive activity of future teachers of technology and entrepreneurship in conditions of higher professional education]. Sibirskij
pedagogicheskij zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, Novosibirsk, no. 12, 2010, pp. 29-36. (In Russ.)
7. Lavrent'ev S. Ju., Krylov D. A. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti budushhih uchitelej tehnologii i predprinimatel'stva v uslovijah sovremennogo vuza: monografija [Formation of cognitive activity of future teachers of technology and entrepreneur-ship in the conditions of a modern university]. Joshkar-Ola, Mar. gos. un-t, 2013, 168 р. (In Russ.)
8. Maslova S. E. K voprosu o tvorcheskih kachestvah lich-nosti [To the question of the creative qualities of a person]. Vysshee obrazovanie segodnja = Higher education today. Moskow, no. 3, 2007, pp. 58-61. (In Russ.)
9. Slastenin V A. Osnovnye tendencii modernizacii vysshego obrazovanija [Main tendencies of modernization of higher education]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka = Pedagogical education and science, Moskow, no. 1, 2004, pp. 43-49. (In Russ.)
10. Jukina N. A., Vostrikova I. V. Sushhnost', soderzhanie i struktura pedagogicheskogo proektirovanija v innovacionnoj obrazovatel'noj srede vuza [Essence, content and structure of pedagogical design in the innovative educational environment of the university]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universi-teta = Vestnik of the Mari State University. Joshkar-Ola, no. 1, 2017, pp. 41-44. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 19.11.2017 г.
Submitted 19.11.2017.
Для цитирования: Юкина Н. А., Вострикова И. В. Особенности развития познавательной активности и самостоятельности студентов техникумов в проектной деятельности // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 109-116.
Citation for an article: Yukina N. A., Vostrikova I. V. Peculiarities of development of cognitive activity and independence of students of technical colleges in project activity. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 1, pp. 109-116.
Юкина Наталья Алексеевна, старший преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,
yukka- 61@yandex. т
Вострикова Ирина Владимировна, старший преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,
iren-isha@yandex. т
Natalya A. Yukina, senior lecturer, Mari State University, Yoshkar-Ola, yukka-61@yandex.ru
Irina V. Vostrikova, senior lecturer, Mari State
University, Yoshkar-Ola, iren-isha@yandex.ru