Научная статья на тему 'РОЛЬ И ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

РОЛЬ И ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеев Азат Салимьянович, Махмутов Мурат Мажитович, Байгутлин Рафик Ражапович

В статье раскрывается потенциал проектного подхода в решении задач профессиональной подготовки студентов вузов. Уточнены признаки основных его понятий - проект и проектное обучение. Авторами отмечается, что в многочисленных определениях понятия проектное обучение рассматривается как метод, технология, модель, система обучения студентов. На основе их анализа в статье проектное обучение определяется как целостная целесообразная совокупность учебно-познавательных действий и видов деятельности обучающихся, позволяющих решить определённую проблему в ходе самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией результатов. Отличием материала, представленного в статье, является уточнение воспитательной роли проектного обучения. Эта роль заключается в том, что при проектном подходе осуществляется формирование актуальных качеств личности: самостоятельность, креативность, целеустремленность и др. Так формируются универсальные и общепрофессиональные компетенции, имеющие воспитывающее значение. Еще одной особенностью представленного материала является уточнение возможностей проектного подхода в условиях цифровизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеев Азат Салимьянович, Махмутов Мурат Мажитович, Байгутлин Рафик Ражапович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND POTENTIAL OF THE PROJECT APPROACH IN ENSURING EFFICIENCY OF VOCATIONAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS

The article reveals the potential of the project approach in solving the problems of professional training of the university students. The signs of its main concepts - the project and project training - are clarified. The authors note that in numerous definitions of the concept, project-based learning is considered as a method, technology, model, and system of teaching students. Based on their analysis, the article defines project-based learning as a holistic, expedient combination of educational and cognitive actions and types of students ' activities that allow solving a certain problem in the course of independent actions of students with a mandatory presentation of the results. The specificity of this article is the definition that the project-based learning role is an educational one. This role means that with the project approach, the actual personality qualities are forming: independent decisions, creativity, purposefulness, etc. This is how universal and general professional competencies are formed, which have an educational value. Another feature of the presented material is the clarification of the possibilities of the project approach in the conditions of digitalization of education.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

7. Беликов, В.А. Методологические основания решения проблем воспитания и социализации личности обучающихся в системе среднего профессионального образования / Беликов В.А. // Инновационное развитие профессионального образования. - 2020. - № 1 (25). - С. 12-21.

8. Байдашева Е.Н. Личностно-профессиональное воспитание студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1. - С. 34-35.

9. Белов, В.И. Система профессионального воспитания в современных социально-экономических условиях развития образования : дис.... док-ра пед.наук / В.И. Белов. - Санкт-Петербург, 2006. - 385 с.

10. Репринцев, А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: дис. ... док-ра пед. наук / А.В. Репринцев. - Курск, 2001. - 519 с.

11. Тимонин, А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное / А.И. Тимонин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012, Том 18. - С. 55-58.

12. Беликов, В.А. Профессиональное образование личности на основе учебно-профессиональной деятельности / В.А. Беликов, А.С. Валеев, А.В. Гришин, С.А. Махновский. - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2011. - 244 с.

13. Юсупов, В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития / В.З. Юсупов // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - №2. - С. 216-231.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Валеев Азат Салимьянович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай);

старший преподаватель кафедры эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов Махмутов Мурат Мажитович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай);

старший преподаватель кафедры эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов Байгутлин Рафик Ражапович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)

РОЛЬ И ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация. В статье раскрывается потенциал проектного подхода в решении задач профессиональной подготовки студентов вузов. Уточнены признаки основных его понятий - проект и проектное обучение. Авторами отмечается, что в многочисленных определениях понятия проектное обучение рассматривается как метод, технология, модель, система обучения студентов. На основе их анализа в статье проектное обучение определяется как целостная целесообразная совокупность учебно-познавательных действий и видов деятельности обучающихся, позволяющих решить определённую проблему в ходе самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией результатов. Отличием материала, представленного в статье, является уточнение воспитательной роли проектного обучения. Эта роль заключается в том, что при проектном подходе осуществляется формирование актуальных качеств личности: самостоятельность, креативность, целеустремленность и др. Так формируются универсальные и общепрофессиональные компетенции, имеющие воспитывающее значение. Еще одной особенностью представленного материала является уточнение возможностей проектного подхода в условиях цифровизации образования.

Ключевые слова: проект, проектное обучение, проектный подход, цифровизация образования, профессиональное воспитание личности, аспекты проектного подхода.

Annotation. The article reveals the potential of the project approach in solving the problems of professional training of the university students. The signs of its main concepts - the project and project training - are clarified. The authors note that in numerous definitions of the concept, project-based learning is considered as a method, technology, model, and system of teaching students. Based on their analysis, the article defines project-based learning as a holistic, expedient combination of educational and cognitive actions and types of students ' activities that allow solving a certain problem in the course of independent actions of students with a mandatory presentation of the results. The specificity of this article is the definition that the project-based learning role is an educational one. This role means that with the project approach, the actual personality qualities are forming: independent decisions, creativity, purposefulness, etc. This is how universal and general professional competencies are formed, which have an educational value. Another feature of the presented material is the clarification of the possibilities of the project approach in the conditions of digitalization of education.

Keywords: project, project training, project approach, digitalization of education, professional education of the individual, aspects of the project approach.

Введение. Развитие современной системы высшего образования в России делает актуальным обеспечение его инновационного характера. При этом предлагаются различные методические и технологические варианты: индивидуализация подготовки, профессиональное воспитание студентов, цифровизация образования и т.д.

Одним из вариантов является формирование способность студентов к проектной деятельности. Мы констатируем, что в различных сферах жизни общества и экономики многие организации и предприятия крайне низко оценивают качество подготовки выпускников образовательных организаций, особенно вузов, отмечают неготовность выпускников к проектированию и реализации практической

деятельности. Представляемые проекты в большинстве случаев оказываются невостребованными, даже при наличии отличной оценки.

Это является результатом слабого взаимодействия между организациями и вузами в процессе подготовки кадров.

В своем исследовании мы выделяем противоречие между потребностью организаций и предприятий в качественно подготовленных выпускниках вузов, имеющих опыт профессиональной деятельности и готовых к разработке и реализации реально востребованных проектов, и неготовностью вузов к формированию у студентов проектных компетенций, в результате чего выпускники оказываются не готовыми к реализации даже собственных разработок, методик и технологий. Значительный объем теоретических знаний, которыми владеют выпускники, оказывается невостребованным в реальной профессиональной деятельности. Разрешение данного противоречия, на наш взгляд, становится возможным, если будет обеспечена совокупность компетенций студентов в отношении проектирования их профессиональной деятельности.

В статье мы ставим целью уточнить роль и раскрыть потенциал проектного подхода в обеспечении эффективности профессиональной подготовки студентов вузов. Для достижения поставленной цели мы ставим задачи уточнить признаки понятия проектного подхода, раскрыть его аспекты в реализации профессиональной подготовки и профессионального воспитания студентов вузов, определить место проектного подхода в осуществлении цифровизации образования.

Изложение основного материала статьи. Мы отмечаем наличие достаточно большого числа статей, монографий и учебно-методических работ по проблеме проектного подхода и технологий его реализации.

Можно отметить, что в исследованиях проектный подход имеет различную трактовку: отождествляется с методом проектов, понимается как система, понимается как модель, понимается как технология, понимается как производственный эксперимент.

Так в коллективной монографии «Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современной школы» под ред. С.Д. Якушевой освещены проблемы развития проектной и исследовательской деятельности обучающихся современной школы. Авторами проектная деятельность раскрывается как средство успешности обучающихся, выявляются ее сущностные особенности, описываются игровые технологии как условие социально-педагогического сопровождения обучающихся, предлагается модель их сопровождения [1].

Авторы коллективной монографии Гурьянова Э.А., Зайнуллина М.Р., Мещерякова С.А., Набиева Л.Г., Новикова Е.Н., Палей Т.Ф., Ревкова Е.Г. «Реализация проектно-ориентированной модели управления в сфере высшего профессионального образования» представляют концепцию проектно-ориентированного вуза, описывают механизм организации выполнения проектов в вузе, отмечают особенности проектно-ориентированного управления образовательной, научной, коммерческой деятельностями вуза, предлагают систему контроля реализации проектно-ориентированной модели управления в сфере высшего профессионального образования [2].

Н.П. Петрова, С.Р. Халилов в своей монографии «Реализация метода проектов в подготовке педагога (на примере гуманитарных дисциплин) описывают генезис метода проектов в образовании, уточняют сущность метода проектов и модели его реализации в подготовке педагога на примере гуманитарных дисциплин. По их мнению, реализация проектного метода обучения в условиях компетентностно-ориентированного образовательного процесса практически полностью стирает различия между проблемным и проектным методами. При этом проектное задание оказывается встроенным в проблемное задание, которое является практико-ориентированным и связанным с реальным выбором индивидуального образовательного маршрута [3].

В монографии «Педагогические технологии: результаты исследований Ярославской научной школы» под ред. Л.В. Байбородовой, В.В. Юдина изложены основные теоретические положения, согласно которым педагогические технологии рассматриваются как проблема науки и практики, представлены технологии индивидуализации образовательного процесса и сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся, технологии продуктивного и субъектно-ориентированного педагогического процесса [4].

В учебно-методическом пособии «Основы проектной деятельности» (сост. И.М. Дудина) рассмотрены основные вопросы, касающиеся истории и теории проектирования, классификации проектов, процедуры их построения и оценки реализации проектной деятельности [5]. Авторы отмечают, что «успешное использование метода проектов в образовательном процессе позволяет применить на практике теоретические знания для успешного решения конкретных задач с учетом множества факторов» [5, с. 1].

В пособии «Практикум по педагогическим технологиям» Т.Н. Милютиной и ее коллег представлены содержание, организация и методика проведения практических занятий по педагогическим технологиям, рассмотрены основные вопросы проектирования профессионально-педагогических технологий, востребованных в практике профессионального обучения [6].

В статье И.Р. Рыбиной и И.Ю. Поповой рассматривается проблема организации проектного обучения в современном образовании, её формы и особенности. Авторы акцентируют внимание на сущности проектной методики, определяют подходы её применения и основные характеристики проектов. Также описывается личный опыт применения проектной методики [7].

В современной теории и методике профессионального образования активно используются понятия: проект, проектное обучение или образование, проектный подход, метод проектов и т.п. Базовым понятием, на наш взгляд, выступает понятие проектного подхода. При этом данный подход рассматривается как перспективный в решении практически всех проблем высшего образования. Мы не хотели бы преувеличивать значение проектного подхода в образовании, так как в реальной практике между студенческим проектом, даже выполненным на высоком уровне, и готовностью студентов к реальной профессиональной практике наблюдается значительный разрыв.

Один аспектов определения понятия «проектное обучение» определяет его как форму организации деятельности студентов. Но при уточнении признаков этого понятия различными авторами речь ведется уже о ПО как виде отдельной, специально организованной деятельности студентов, ограниченной во времени, нацеленной на решение определенной проблемы и имеющей в качестве результата конечный продукт деятельности [8; 9].

Жигалова О.П. рассматривает проектный подход как модель опережающего развития, ориентированную на подготовку учителя к работе в условиях информационного общества, опирающуюся на следующие составляющие: гибкость учебного процесса, создание условий для личной заинтересованности студента, предоставление возможности для реализации реальных проектов в условиях построения индивидуальной образовательной траектории обучения [8].

Базовое понятие проектного подхода - «проект», определяется как целостная совокупность мероприятий, реализация которых носит взаимообусловленный и последовательный характер, подчиненных единой цели получение востребованных результатов в условиях реальной практики или профессиональной деятельности [9].

Признак целостности означает, что выполнение всей совокупности мероприятий обеспечивает достижение такого результата, который не может быть достигнут при выполнении мероприятий в отдельности.

В реальной образовательной практике часто понятие проекта отождествляется с понятиями плана или программы деятельности. Но мы согласны с мнением исследователей [10; 11], которые программу рассматривают как совокупность взаимосвязанных проектов и/или мероприятий, объединенных для получения значимого результата. При таком понимании проекта мы можем выйти на построение кластера в реализации практико-ориентированного образования, как самостоятельной образовательной системы, предполагающей взаимосвязь учреждений высшего образования и организаций и предприятий региона [12].

При этом проект - это практическое и реальное воплощение возможности обучающихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, студенты учатся творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные ими средства и способы работы.

Отметим, что проектное обучение в целом представляет собой совокупность учебно-познавательных действий и видов деятельности обучающихся, позволяющих решить определённую проблему в ходе самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией результатов. Как педагогическая технология он представляет собой «совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [13, с. 67].

Таким образом, суть проектного обучения заключается в обучении студентов путем не только постановки и рения проблем, но и в формировании (создании, моделировании) образовательной среды, отражающей особенности реального мира (или мира реальной профессии), в котором находится студент, использовании и формировании опыта деятельности студентов в этой среде.

Таблица 1

Проектное Обучение (ПО) отличается от традиционного обучения по следующим признакам

Традиционное обучение Проектное обучение

Краткосрочное Долгосрочное

Один предмет в центре обучения Интегрирует разные предметы

Ориентировано на учителя Ориентировано на студента

Определяется требованиями ФГОС Связано с жизненными проблемами

Использует традиционные формы организации Использует цифровые образовательные технологии

Ориентировано на формирование профессиональных компетенций Способствует профессиональному воспитанию студентов как будущих специалистов

Важно иметь в виду, что проектное (проектно-ориентированное) обучение не должно подменять собой традиционные вузовские занятия и аттестацию студентов. Оно реализуется не вместо них, а в дополнение к ним и должно быть включено в основные образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС.

В аспекте профессионального воспитания студентов проектное обучение позволяет развивать критическое мышление, логику, рефлексию, умение работать с информацией (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать и т.п.).

Е.С. Полат считает, что проектное обучение способствует формированию как критического, так и творческого мышления, потому что использует множество дидактических подходов: обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, проблемное обучение, дискуссия, групповое обучение [14].

В аспекте цифровизации образования проектное обучение является наиболее оптимальным, так как конечным результатом проекта в большинстве случаев может быть мультимедийная презентация, Web-страница, программный или информационный продукт, бизнес-план малого инновационного предприятия или компании (студенческий стартап). Более того, проектное обучение оказывается крайне эффективным при дистанционной форме обучения, так как разработкой и реализацией образовательного проекта студенты могут заниматься вне вуза.

Во всех случаях проектное обучение предполагает целенаправленное выполнение заранее спланированных (спрограммированных) учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности студентов и ориентировано на долгосрочное самостоятельное решение учебной проблемы.

В реализации проектного подхода исследователями выделяются два аспекта - организационно-управленческий и программно-содержательный. В обоих случаях важно определиться с ключевыми ролями студентов при реализации проектного подхода. Это определяется тем, что при проектном обучении важным оказывается выбор студентом роли в решении проблемы: обывателя, потребителя, ученого, предпринимателя, исследователя, чиновника или исторической фигуры, и уже с этих позиций разрабатывают соответствующий проект.

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В связи с этим они выделяет 5 основных признаков проектного

обучения и соответствующие виды проектов: по виду деятельности, по предмету и содержанию, по характеру контактов, по количеству участников проекта, по продолжительности проекта [13].

С учетом этих признаков в программно-содержательном аспекте выделяются виды проектов студентов:

1. Исследовательские проекты, представляющие собой научно-исследовательскую работу, с определением понятийного аппарата.

2. Информационные проекты, направленные на сбор, анализ и обобщение информации, необходимой для определения каких-либо выводов, результатов.

3. Творческие проекты, направленные на развитие творческих способностей учащихся.

4. Телекоммуникационные (информационные) проекты, представляющие собой совместную учебно-познавательную, творческую деятельность обучаемых на базе компьютерной коммуникации.

5. Прикладные проекты, характеризующиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников, который ориентирован на их социальные интересы; имеют четкую структуру, сценарий, распределенные роли [14].

В организационно-управленческом аспекте различаются проекты:

1) групповой проект, в котором «исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы»;

2) мини-исследование, состоящее в проведении «индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью»;

3) проект на основе работы с литературой, подразумевающий «выборочное чтение по интересующей студента теме» и подходящий для индивидуальной работы.

Таким образом, в процессуальном аспекте проектное обучение заключается в организации деятельности студенты в группе или индивидуальной для решения реальной проблемы, конкретной задачи.

Мы принимаем позицию ученых, которые считают, что проектное обучение является такой структурой, которая превращает пассивный опыт, полученный из лекций преподавателя, в активную деятельность студентов.

При организации проектного обучения в вузе нами было доказано, что проектный подход может быть реализован при следующих условиях:

1) обеспечение самостоятельности и готовности студентов к выбору основных образовательных программ, учебных дисциплин;

2) разработка наличие сквозных учебных практико-ориентированных планов;

3) реализация комплекса методических мероприятий, направленных на формирование профессионально мобильной личности студентов вуза.

Выполнение сего комплекса условий обеспечивает разработку проекта студентами вуза или индивидуально, или в составе малой группы. Также в соответствии с этими условиями определяется тема проекта, которая должна отражать суть решаемой проблемы, предмет, на который направлен проект, объект, в рамках которого решается проблема, предлагаемый вариант способа решения проблемы для данного объекта.

Например, тема: «Обеспечение качества профессионального воспитания студентов вуза средствами дистанционного образования». В данном случае, проблема - обеспечение качества профессионального воспитания, объект - студенты вуза, предмет - профессиональное воспитание, средство решения проблемы -использование средств дистанционного образования.

Разработка проектов студентами вуза осуществлялась под руководством преподавателей по следующим направлениями:

На наш взгляд, примерами практически значимых студенческих проектов могут быть их разработки конкурсных заявок на получение гранта, разработки программ развития вуза или его подразделения, программ инновационной деятельности вуза или его подразделения, программ воспитательной работы, разработки форм дистанционного образования, проекты взаимодействия образовательных организаций региона и т.п.

Педагогическая направленность проектного обучения заключается в его воспитывающем, обучающем и развивающем воздействии на личности студентов. Это обеспечивается достижением комплексной цели проектного обучения - поиск способов решения учебной проблемы в практико-ориентированных условиях обучения. Реализация проектного обучения повышает мотивацию студентов, способствует развитию коммуникативных умений, помогает реализации дистанционных форм обучения.

Выводы. На основании полученных результатов можно сделать вывод о целесообразности применения проектного обучения только вместе с другими методами, средствами и формами профессиональной подготовки. Оно является более продуктивным по сравнению с традиционным, так как при выполнении учебного проекта знания приобретаются обучающимися в процессе использования информации при решении практических задач.

Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система; метод проектов - как компонент дидактической системы, как педагогическая технология (выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления).

В целом, проектное обучение рассматривается как подход, который развивает критическое и творческое мышление, культуру общения, умение выполнять различные социальные роли в совместной деятельности; способствует формированию собственной аргументированной точки зрения. Данное обучение работает на конечный результат - создание готового продукта и выход с ним в общество.

Литература:

1. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современной школы: Монография / под ред. С.Д. Якушевой. - Новосибирск: Изд-во АНС СибАК, 2017. - 164 с.

2. Гурьянова Э.А. Реализация проектно-ориентированной модели управления в сфере высшего профессионального образования: Монография / Э.А. Гурьянова, М.Р. Зайнуллина и др. - Казань: Изд-во Института экономики и финансов К(П)ФУ, 2012. - 160 с.

3. Петрова Н.П. Реализация метода проектов в подготовке педагога (на примере гуманитарных дисциплин): монография / Н.П. Петрова, С.Р. Халилов. - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 196 с.

4. Педагогические технологии: результаты исследований Ярославской научной школы: монография / под ред. Л.В. Байбородовой, В.В. Юдина. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - 453 с.

5. Основы проектной деятельности : учебно-методическое пособие / сост. И.М. Дудина; Яросл. гос. унт им. П.Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2019. - 28 с.

6. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие / Т.Н. Милютина, ИИ. Хасанова, М.Г. Шалунова, Н.Е. Эрганова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. - 66 с.

7. Рыбина, И.Р. Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования / И.Р. Рыбина, И.Ю. Попова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - С. 299-303.

8. Жигалова О.П. Проектно-технологический подход обучения как основа подготовки учителя к реализации профессиональной деятельности в информационном обществе // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017, Том 5, номер 6 - https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN617.pdf (дата обращения 8.09.2021)

9. Суйкова, О.А. Проектное управление в образовании / О.А. Суйкова. - Челябинск: Изд-вл ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020. - 80 с.

10. Шибкова, Д.З. Проектная деятельность. Взгляд эксперта [Текст] / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 5. - С. 210-224.

11. Шклярова, О.А. Потенциал проектного менеджмента в оптимизации управления образовательными системами / О.А. Шклярова // Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: Сборник статей X Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2018 г.) / Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. В 2 ч. Ч. 2. - М.: 5 за знания; МПГУ, 2018. - С. 221-224

12. Беликов, В.А. Дидактика практико-ориентированного образования: Монография / В.А. Беликов, П.Ю. Романов, А.С. Валеев, А.М. Филиппов. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 323 с.

13. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

14. Полат, Е.С. Метод проекта: история и теория вопроса / Е.С. Полат. -https://studfiles.net/preview/6306194/ (дата обращения: 25.12.2018).

Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 379.835

кандидат педагогических наук, доцент Васильева Айталина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка кафедры социальной педагогики Портнягина Асия Юрьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация. В статье раскрывается эффективность комплексного подхода к профилактике преступности несовершеннолетних, включающее использование социальных, правовых и образовательных средств. Определена актуальность проблемы исследования на основе анализа научной литературы с учетом реалий современной системы профилактики подростковой преступности, системы реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Представлен социальный проект «Инникигэ эрэл» («Будущее для всех»), целью которого является организация досуга детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и их самореализации.

Ключевые слова: профилактика, несовершеннолетние, поведение, подростковая преступность, противоправное поведение.

Annotation. The article reveals the effectiveness of an integrated approach to the prevention of juvenile delinquency, including the use of social, legal and educational means. The relevance of the research problem is determined on the basis of the analysis of scientific literature, taking into account the realities of the modern system for the prevention of juvenile delinquency, the system of rehabilitation of children in difficult life situations. A social project "Innikige Erel" ("A future for everyone") was presented, the purpose of which is to organize leisure activities for children from low-income, dysfunctional families, children in difficult life situations and their self-realization.

Keywords: prevention, minors, behavior, juvenile delinquency, unlawful behavior.

Введение. В настоящее время одной из самых актуальных проблем является предотвращение противоправного поведения несовершеннолетних. Согласно официальной статистике, преступность среди подростков постепенно снижается. Но, несмотря на эти доказательства, есть и другие тревожные факты. Во-первых, существует высокая доля скрытой преступности, которая не отражается в официальных статистических данных. Во-вторых, изменения в структуре преступности несовершеннолетних.

Это означает, что рост противоправного поведения несовершеннолетних в последние годы был быстрее, чем изменение общей численности представителей этой возрастной группы. Основными преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними, являются кража и грабеж [1].

Мы считаем, что организация различных направлений деятельности в рамках специально созданной социокультурной среды во время пребывания в условиях лагеря для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении является актуальной, в частности, в решении проблем социальной коррекции и реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактики подростковой преступности.

Изложение основного материала статьи. Преступность несовершеннолетних - это система сложных (внутренних и внешних) взаимоотношений. Это самостоятельный вид преступлений, который обусловлен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.