Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
951
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Айталина Николаевна, Портнягина Асия Юрьевна

В статье раскрывается эффективность комплексного подхода к профилактике преступности несовершеннолетних, включающее использование социальных, правовых и образовательных средств. Определена актуальность проблемы исследования на основе анализа научной литературы с учетом реалий современной системы профилактики подростковой преступности, системы реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Представлен социальный проект «Инникигэ эрэл» («Будущее для всех»), целью которого является организация досуга детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и их самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Айталина Николаевна, Портнягина Асия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY

The article reveals the effectiveness of an integrated approach to the prevention of juvenile delinquency, including the use of social, legal and educational means. The relevance of the research problem is determined on the basis of the analysis of scientific literature, taking into account the realities of the modern system for the prevention of juvenile delinquency, the system of rehabilitation of children in difficult life situations. A social project "Innikige Erel" ("A future for everyone") was presented, the purpose of which is to organize leisure activities for children from low-income, dysfunctional families, children in difficult life situations and their self-realization.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

3. Петрова Н.П. Реализация метода проектов в подготовке педагога (на примере гуманитарных дисциплин): монография / Н.П. Петрова, С.Р. Халилов. - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 196 с.

4. Педагогические технологии: результаты исследований Ярославской научной школы: монография / под ред. Л.В. Байбородовой, В.В. Юдина. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - 453 с.

5. Основы проектной деятельности : учебно-методическое пособие / сост. И.М. Дудина; Яросл. гос. унт им. П.Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2019. - 28 с.

6. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие / Т.Н. Милютина, ИИ. Хасанова, М.Г. Шалунова, Н.Е. Эрганова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. - 66 с.

7. Рыбина, И.Р. Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования / И.Р. Рыбина, И.Ю. Попова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - С. 299-303.

8. Жигалова О.П. Проектно-технологический подход обучения как основа подготовки учителя к реализации профессиональной деятельности в информационном обществе // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017, Том 5, номер 6 - https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN617.pdf (дата обращения 8.09.2021)

9. Суйкова, О.А. Проектное управление в образовании / О.А. Суйкова. - Челябинск: Изд-вл ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020. - 80 с.

10. Шибкова, Д.З. Проектная деятельность. Взгляд эксперта [Текст] / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 5. - С. 210-224.

11. Шклярова, О.А. Потенциал проектного менеджмента в оптимизации управления образовательными системами / О.А. Шклярова // Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: Сборник статей X Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2018 г.) / Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. В 2 ч. Ч. 2. - М.: 5 за знания; МПГУ, 2018. - С. 221-224

12. Беликов, В.А. Дидактика практико-ориентированного образования: Монография / В.А. Беликов, П.Ю. Романов, А.С. Валеев, А.М. Филиппов. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 323 с.

13. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

14. Полат, Е.С. Метод проекта: история и теория вопроса / Е.С. Полат. -https://studfiles.net/preview/6306194/ (дата обращения: 25.12.2018).

Педагогика

УДК 379.835

кандидат педагогических наук, доцент Васильева Айталина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка кафедры социальной педагогики Портнягина Асия Юрьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация. В статье раскрывается эффективность комплексного подхода к профилактике преступности несовершеннолетних, включающее использование социальных, правовых и образовательных средств. Определена актуальность проблемы исследования на основе анализа научной литературы с учетом реалий современной системы профилактики подростковой преступности, системы реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Представлен социальный проект «Инникигэ эрэл» («Будущее для всех»), целью которого является организация досуга детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и их самореализации.

Ключевые слова: профилактика, несовершеннолетние, поведение, подростковая преступность, противоправное поведение.

Annotation. The article reveals the effectiveness of an integrated approach to the prevention of juvenile delinquency, including the use of social, legal and educational means. The relevance of the research problem is determined on the basis of the analysis of scientific literature, taking into account the realities of the modern system for the prevention of juvenile delinquency, the system of rehabilitation of children in difficult life situations. A social project "Innikige Erel" ("A future for everyone") was presented, the purpose of which is to organize leisure activities for children from low-income, dysfunctional families, children in difficult life situations and their self-realization.

Keywords: prevention, minors, behavior, juvenile delinquency, unlawful behavior.

Введение. В настоящее время одной из самых актуальных проблем является предотвращение противоправного поведения несовершеннолетних. Согласно официальной статистике, преступность среди подростков постепенно снижается. Но, несмотря на эти доказательства, есть и другие тревожные факты. Во-первых, существует высокая доля скрытой преступности, которая не отражается в официальных статистических данных. Во-вторых, изменения в структуре преступности несовершеннолетних.

Это означает, что рост противоправного поведения несовершеннолетних в последние годы был быстрее, чем изменение общей численности представителей этой возрастной группы. Основными преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними, являются кража и грабеж [1].

Мы считаем, что организация различных направлений деятельности в рамках специально созданной социокультурной среды во время пребывания в условиях лагеря для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении является актуальной, в частности, в решении проблем социальной коррекции и реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактики подростковой преступности.

Изложение основного материала статьи. Преступность несовершеннолетних - это система сложных (внутренних и внешних) взаимоотношений. Это самостоятельный вид преступлений, который обусловлен

особенностями количественных и качественных показателей их состояния и развития, а также личностью преступника, психика которого нестабильна, а в основе поведения лежат эгоцентричные мотивы [3].

Я.И. Гилинский отмечает: «Возникновение преступности среди несовершеннолетних регулируется общими закономерностями. Не существует конкретных причин преступности среди подростков. Но социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, доступных людям разных групп, по-особенному проявляется в отношении подростков и молодежи» [4, с. 85].

Особенность преступности несовершеннолетних заключается в том, что для нее характерен контакт с криминальной средой. Фактически, до 90% молодых людей, совершивших преступления, уже испытали на себе его последствия. К криминогенным факторам можно отнести социальную непоследовательность родителей, их аморальный образ жизни, рост алкоголизма (особенно у женщин) и т.д. Это приводит к увеличению количества детей в опасных условиях жизни, к их невротизму, к усилению конфликтности в семье и во всех сферах жизни, к формированию криминогенных условий [2].

В своем исследовании А.И. Долгова называет «преступностью» основу формирования антисоциальных установок и настроений у молодежи, криминогенные группы сверстников, «обогащающих» друг друга негативными привычками и навыками, а также психологическую поддержку самообороны в случае преступления («я сделал это, как все») [5, с. 143].

Рассмотрим иные причины подростковой преступности (рисунок 1).

Рисунок 1. Причины подростковой преступности

По мнению Ф.Э. Шереги, основными причинами, способствующими совершению преступлений несовершеннолетних, являются:

- воспитание детей в неполной семье (один родитель);

- наличие в семье осужденных родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек);

- злоупотребление алкогольными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность;

- тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, потребность в еде, одежде;

- низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других взрослых членов семьи;

- грубость, жестокость, домашнее насилие, воспитание детей в условиях эмоционального голода [6, с. 103-113].

Проблема преступности несовершеннолетних требует комплексного подхода к профилактике. Только комплексное использование социальных, правовых и образовательных средств помогает повысить эффективность профилактической работы в этой сфере.

Для профилактической работы в данной области нами был разработан проект «Инникигэ эрэл» («Будущее для всех»), целью которого является организация досуга детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, который организуется для них в период школьных каникул. Предлагается индивидуальная разработка досуговых программ для каждой смены. Проект включает дневное пребывание, без питания, до четырех часов в день.

Как правило, именно неорганизованный досуг, отсутствие занятости является одной из основных причин совершения подростками преступлений, противоправных действий чаще всего происходящих в каникулярный период.

Цель проекта: создать для подростков благоприятные условия для организации и проведения досуга во время каникул.

Задачи:

- создание условий для гражданско-патриотического воспитания подростков;

- формирование активной социальной позиции молодежи;

- профилактика преступности среди подростков;

- развитие творческих, организаторских способностей, социально значимых личностных и лидерских качеств подростков;

- воспитание любви и уважения к себе, друзьям, семье и Родине.

Таблица 1

Календарно-тематический план каникулярных смен

Осенние каникулы. Тема смены: «Дорога добра». Цель: формирование правовых представлений и дружеских отношений в коллективе.

№ Мероприятия Срок

1 «Здравствуй». Знакомство участников. Тренинг для команды. 1 день

2 «Право слова». День защиты прав детей. Интерактивная лекция, юридическая викторина, церемония награждения. 2 день

3 Игра «Мафия». Дискуссия законов, регулирующих права и обязанности детей, просмотр и диспут тематических видеороликов. 3 день

4 «Добрые дела»: помощь в обустройстве и уборке территории (с развешиванием табличек благодарности участникам). 4 день

5 Военно-патриотическая игра «Наследники Победы». 5 день

6 «До скорой встречи, друзья». Закрытие смены. Проведение конкурса талантов. Вручение сертификатов, грамот и призов. 6 день

Зимние каникулы. Тема смены «Сомнений снежный ком». Цель: знакомство с миром эмоций и способами их самовыражения.

1 «Привет в морозный день». Формирование команд, приветствие участников смены. Программа соревнований, эстафета. 1 день

2 «Мой мир». Тренинг «Эмоции и чувства, как с ними справиться». 2 день

3 «Охота за призраком». Интерактивное путешествие в мир борьбы с преступностью и тех, кто с ней борется. 3 день

4 «Добрые дела»: помощь в обустройстве и уборке территории (с развешиванием табличек благодарности участникам). 4 день

5 «До скорой встречи, друзья». Закрытие смены. Проведение конкурса снежных скульптур. Вручение сертификатов, грамот и призов. 5 день

Весенние каникулы. Тема смены «Цветы под снегом». Цель: раскрыть таланты детей, а также помочь увидеть красоту Вселенной.

1 Приветствие участников смены. Тренинг «Мое имя» (Мин аатым). 1 день

2 Интерактивный обучающий семинар и проблемная ситуация «Искусство поведения в сложной ситуации". 2 день

3 Тренинг «Я смогу, я хочу...». 3 день

4 «Добрые дела»: помощь в уборке территории с элементами творческого благоустройства (с развешиванием табличек благодарности участникам). Посадка деревьев и кустарников («YYHYY- сайдыы мастара»). 4 день

5 «До новых встреч». Закрытие смены. Творческий вечер. Вручение грамот и призов. 5 день

Летние каникулы (июнь). Тема смены «Моя гражданская и патриотическая позиция». Цель: формирование и воспитание гражданской и патриотической позиции подростков.

1 Приветствие участников смены. Деление на подгруппы. Создание команд, оформление названия группы, эмблемы, подготовка визитки. 1 день

2 «Все вместе»! («Бары бииргэ»). Открытие. Творческий концерт, организованный и проведенный участниками смены. 2 день

3 Разработка Устава, а также Гражданского кодекса смены. Иллюстрация и издание. 3 день

4 «Добрые дела»: помощь в уборке территории с элементами творческого благоустройства «Пример тимуровцев». 4 день

5 Предотвращение ругательства. Интерактивная лекция «Я и моя речь» Откровенный диспут на тему: «Почему вы употребляете нецензурную лексику»? Командная работа «Пишем письмо другу в стилистике общения XVIII, XIX и XX века». 5 день

6 Проведение игры «Путешествие добра». 6 день

7 Инсценировки-импровизации на военную тему, посвященные Дню памяти и скорби (22 июня). 7 день

8 Творческая мастерская «Поделки своими руками (Вокруг света)». 8 день

9 Традиции и обычаи народов Республики Саха (Якутия). 9 день

10 «Добрые дела»: уход за растениями. 10 день

11 Предотвратите курение. Интерактивная лекция «Ответственность за причинение 11 день

вреда собственному здоровью». Открытый диспут на тему «Зачем куришь»? Акция -«Обменяй сигарету на конфету или книгу (игрушку, флешку)!»

12 Трансформационный тренинг «Мы и наши родители». 12 день

13 Творческая мастерская «Газета- лета». Лекция и практикум. 13 день

14 Изучение истории Республики Саха (Якутия). Поиск материала, сбор фактов («Мин дойдум Сахам сирэ»). 14 день

15 Создание выставки фотографий и выставка газет о Республике Саха (Якутия). Презентация. 15 день

16 Лекция «Алкоголь в жизни человека». Мастер-класс «Бутылки и шпагаты». 16 день

17 День самоуправления. 17 день

18 Мастер класс «Организация и проведение праздников». Разработка сценария закрытия смены. 18 день

19 Подготовка концертных номеров. 19 день

20 Закрытие смены. Творческий вечер. Вручение грамот и призов. 20 день

Выводы. Таким образом, разработанный нами проект «Инникигэ эрэл» («Будущее для всех») будет способствовать большему охвату числа детей из групп риска через организованный досуг. Ожидаемым результатом будет уменьшение доли противоправных действий, совершенных несовершеннолетними во время каникул. А также, успешное прохождение социокультурной реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию через формирование гражданско-патриотической позиции, развитие и реализацию творческих способностей и лидерских качеств (тестирование в каждую смену).

Мы понимаем, что данный проект требует практического подтверждения, не является окончательным, данная проблема не может рассматриваться в рамках одного научного направления, она носит мультидисциплинарный характер: с позиции педагогики, психологии, социологии и др., и требует дальнейшего изучения.

Материалы нашего исследования докладывались и обсуждались на дискуссионных площадках, семинарах-практикумах, рассматривались на заседаниях круглого стола Управления образованием Окружной администрации города Якутска, а также на Всероссийской научно-практической конференции «Молодой исследователь: вопросы науки и образования» (2020 г.).

Литература:

1. Акутина С.П., Семавина А.А. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации / С.П. Акутина, А.А. Семавина // Молодой ученый. - 2016. - № 8. -С. 869-872.

2. Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей / И.Л. Башкатов. - М.: Норма, 2013. - 54 с.

3. Беженцев А.А. Профилактика правонарушений несовершеннолетних / А.А. Беженцев. - М.: Инфра-М, 2015. - 122 с.

4. Гилинский Я.И. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ / Я.И. Глинский // Криминалист. - 2010. - №2. - С. 84-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Долгова А.И. Преступность. Российская криминологическая энциклопедия / А.И. Долгова. - М: НОРМА, 2009. - 582 с.

6. Шереги Ф. Социология девиации: прикладные исследования / Ф. Шереги. - М.: Центр социального прогнозирования, 2004. - 342 с.

Pedagogy

UDC 378.2

lecturer Vlasova Irina Vladimirovna

Samara State Technical University (Samara)

INTERACTIVE METHODS FOR THE FORMATION OF SOCIOLINGUISTIC COMPETENCE OF

TECHNICAL STUDENTS

Аннотация. В настоящее время перед системой высшего образования стоит важная задача по формированию компетенций, которые представляют собой систему универсальных знаний, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов. В статье рассмотрена сущность специфики интерактивных методов обучения в рамках реализации компетентностного подхода и определен их методологический потенциал для формирования социолингвистической компетенции. Приведены примеры использования видеотренинга и ролевых инсценировок на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе. В данной статье делается вывод, что ситуации, смоделированные в ролевой игре, а также использование видеотренингов позволяют приблизить речевую деятельность на занятиях к реальному общению, что соответствует основному принципу коммуникативного метода.

Ключевые слова: социолингвистическая компетенция, интерактивные методы, видеотренинг, ролевая инсценировка, коммуникативная ситуация.

Annotation. Currently, the higher education system faces an important task of developing competencies, which are a system of universal knowledge, skills, experience of independent activity and personal responsibility of students. The article examines the essence of the specifics of interactive teaching methods within the framework of the competence-based approach and defines their methodological potential for the formation of sociolinguistic competence. Examples of the use of video training and role-playing performances in practical lessons in a foreign language at a technical university are given. This article concludes that the situations simulated in the role-playing game, as well as the use of video trainings, make it possible to bring speech activity in the classroom closer to real communication, which corresponds to the basic principle of the communicative method.

Keywords: sociolinguistic competence, interactive methods, video training, role-playing dramatization, communicative situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.