Научная статья на тему 'Социокультурная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в загородном лагере'

Социокультурная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в загородном лагере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ / НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ / SOCIO-CULTURAL REHABILITATION / CHILDREN IN DIFFICULT LIFE SITUATION / LEISURE ORGANIZATION DURING HOLIDAYS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF CHILDREN'S HEALTH CAMP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Айталина Николаевна, Слепцова Наталья Кэскиловна

. В статье раскрыта взаимосвязь социокультурной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и их самореализации, воспитательный компонент которой основан на представлении о воспитании как масштабном социокультурном явлении, предполагающем социальную активность личности. Определена актуальность проблемы исследования на основе анализа научной литературы с учетом реалий современной системы реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Обобщается опыт летней загородной детской базы социальной реабилитации несовершеннолетних «Виктория» г. Якутска РС(Я) по организации социокультурной реабилитации несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Айталина Николаевна, Слепцова Наталья Кэскиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL REHABILITATION OF CHILDREN IN DIFFICULT SITUATIONS IN A COUNTRY CAMP

The article reveals an interconnection of sociocultural rehabilitation of children in difficult situations and their self-realization, the educational component of which is based on the concept of education as a large-scale sociocultural phenomenon involving social activity of the individual. The urgency of the research problem is determined on the basis of the analysis of scientific literature taking into account the realities of the modern system of rehabilitation of children in difficult situations. The article generalizes the experience of “Victoria” summer suburban children's base for social rehabilitation of minors (Yakutsk, Republic of Sakha) on the organization of sociocultural rehabilitation of minors.

Текст научной работы на тему «Социокультурная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в загородном лагере»

По формальному признаку, коллективное мероприятие для родителей является состоявшимся, если его посетило большинство семей обучающихся. Этого можно добиться путем приглашения участников-родителей заранее, а также тщательного планирования и заблаговременного освещения активностей, которые ребенок выполняет в паре с близким человеком (мамой, папой, бабушкой и пр.).

Накопленный объемный материал творческой группы нашел отражение в нескольких изданиях: «Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи» [7], «Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы» [9], «Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи» [1], «Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников» [10] и пр.

Выводы. Согласно результатам опроса, родители, воспитывающие ребенка с речевой патологией, в недостаточной степени имеют представления о его проблемах и испытывают дефицит времени для занятий с ним. При этом желание быть равноправным партнером логопеда в коррекционно-образовательном процессе у многих респондентов имеется. Современный логопед располагает многочисленными возможностями в выборе эффективных форм взаимодействия с микросоциальным окружением ребенка-логопата, в том числе и дистанционных (социальные сети, мессенджеры).

Литература:

1. Вакуленко Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи: учеб.-методич. пособие. - М.: Форум: Инфра-М, 2019 - 272 с.

2. Вакуленко Л.С. Дошкольная логопедическая служба в свете инклюзивного обучения (на примере городов Северо-Запада России) // Логопед. - 2011. - №4. - С. 11-18.

3. Вакуленко Л.С. Социально-педагогические особенности семей, воспитывающих дошкольников с проблемами в речевом развитии // Логопед. - 2012. - №7. - С. 22-24.

4. Глазунова Е.Н., Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. - СПб.: ИД «Светлячок», 2001. - 91 с.

5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.

6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

7. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи - Под ред. Л.С. Вакуленко. - СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 160 с.

8. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.

9. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы / Под ред. Л.С. Вакуленко. - СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. - 176 с.

10. Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников - Под ред. Л.С. Вакуленко, Н.В. Верещагиной. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. - 192 с.

11. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. -М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.

12. Стяпина Л.Н., Рогова Е.А. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей // Логопед. - 2009. - № 1. - С. 58-59.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с.

Педагогика

УДК: 379.835

кандидат педагогических наук, доцент Васильева Айталина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка кафедры социальной педагогики Слепцова Наталья Кэскиловна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ

СИТУАЦИИ В ЗАГОРОДНОМ ЛАГЕРЕ

Аннотация. В статье раскрыта взаимосвязь социокультурной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и их самореализации, воспитательный компонент которой основан на представлении о воспитании как масштабном социокультурном явлении, предполагающем социальную активность личности.

Определена актуальность проблемы исследования на основе анализа научной литературы с учетом реалий современной системы реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Обобщается опыт летней загородной детской базы социальной реабилитации несовершеннолетних «Виктория» г. Якутска РС(Я) по организации социокультурной реабилитации несовершеннолетних.

Ключевые слова: социокультурная реабилитация, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, организация досуга в каникулярный период, воспитательная среда детского оздоровительного лагеря.

Annotation. The article reveals an interconnection of sociocultural rehabilitation of children in difficult situations and their self-realization, the educational component of which is based on the concept of education as a large-scale sociocultural phenomenon involving social activity of the individual.

The urgency of the research problem is determined on the basis of the analysis of scientific literature taking into account the realities of the modern system of rehabilitation of children in difficult situations. The article generalizes the experience of "Victoria" summer suburban children's base for social rehabilitation of minors (Yakutsk, Republic of Sakha) on the organization of sociocultural rehabilitation of minors.

Keywords: sociocultural rehabilitation, children in difficult life situation, leisure organization during holidays, educational environment of children's health camp.

Введение. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» начинается со слов: «государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоконравственных качеств, патриотизма и гражданственности» [1].

Выбор данной темы обусловлен тем, что, по нашему мнению, одной из эффективных форм реализации социальной активности несовершеннолетних, внутреннего адаптационного потенциала, определяющим условием физического и психического здоровья, фундаментом духовно-нравственного развития личности является социокультурная реабилитация.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более тысячи организаций для несовершеннолетних, квалифицирующихся на оказании социально-педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения, отклонения, дефекты в развитии, страдающие недоразвитием сторон личности, расстройствами эмоционально-волевой сферы, и как следствие, имеющие социальные девиации.

Летний период становится своеобразным «мастер-классом» и для специалистов, и для несовершеннолетних. Открытые границы общения помогают выстроить новые отношения, по-другому себя презентовать, прожить определенный период жизни иначе. Несовершеннолетние, отдыхающие в профильных сменах, как правило, из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, многие состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Некоторые из них имеют условную судимость.

Мы считаем, что создание для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении социокультурной среды жизнедеятельности и творчества в период нахождения в условиях летнего оздоровительного лагеря является актуальной, в частности, в решении проблем социальной коррекции и реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Изложение основного материала статьи. Несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств [5, с. 28].

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, также составляют одну из подгрупп категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Н. Иовчук, Е. Морозова, А. Щербакова, члены Ассоциации детских психиатров и психологов выделяют следующие факторы:

- лишение родительских прав (68% детей);

- неполные семьи (8% детей);

- «дети-отказники» (7% детей);

- недееспособные родители (7% детей);

- родители, отбывающие наказание (4% детей);

- сироты (5% детей);

- «подкидыши» (1% детей).

Также исследования этих авторов подтверждают, что в более 80 % эпизодов именно алкоголизм родителей привел их к лишению родительских прав.

Мы согласны с мнением авторов Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, которые в своей работе «Психология и психотерапия семьи» подчёркивают, что выше перечисленные аспекты, а также переоформление опекунских прав, смена учреждений, усыновление в более старшем возрасте неизбежно приводят к получению детьми и подростками психической травмы, что в свою очередь затрудняет процесс развития и реализации потенциальных возможностей детей и подростков. Что часто подтверждается проявлениями инфантилизма, иждивенчества, проблемами в самоопределении, а также накапливающимся негативным социальным опытом [12, с. 96].

Теоретический анализ, а также изучение существующего опыта практической деятельности в обозначенной нами теме исследования позволил нам определить следующие моменты содержания социально-педагогической деятельности: поддержка, консультационная, реабилитационная деятельность, патронирование и др.; оказание помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в актуализации своего потенциала и возможностей.

Перечисленные выше обстоятельства являются фундаментом социально-педагогической деятельности.

Программа оказания помощи ребенку в трудной жизненной ситуации должна состоять из взаимодополняющих звеньев: экстренная социальная помощь, педагогическая поддержка, сопровождение в образовательной организации, специализированная помощь и консультирование в специализированных центрах и службах.

Важное место в становлении у детей способов поведения в трудных жизненных ситуациях имеют:

1. Воспитательное воздействие родителей, поскольку стиль семейного воспитания в целом формирует личность ребенка.

2. Воспитательное воздействие окружающей среды, целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций, формирование умений самостоятельно преодолевать трудности жизни. В этом плане значительные возможности имеются у системы образования [11, с. 354].

Еще одним направлением работы с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, можно определить такую форму работы как организация специализированных, тематических заездов-смен для несовершеннолетних с проявлениями девиантного поведения, детей, имеющих отклонения в физическом развитии и др.

Для реализации данных специализированных смен учитываются возраст детей, их индивидуальные особенности, предпочтения и потребности. Большое внимание при этом уделяется таким направлениям как социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации через организованную воспитательную среду, индивидуальный подход, поддержку добровольного участия детей в предлагаемых мероприятиях, активизации взаимодействия детей и взрослых. Организация таких специализированных смен в условиях детских оздоровительных лагерей дает возможность детям укрепить

здоровье, сформировать навыки здорового образа жизни, предупредить, а в некоторых случаях, отказаться от вредных привычек, удовлетворяя потребность детей в полноценном отдыхе, социализируя и реабилитируя детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для более полного охвата такой категории детей в период каникул дополнительно создаются лагеря с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений, туристско-палаточные лагеря, лагеря труда и отдыха, дворовые площадки, турбазы, организуются походы [6, с. 64].

Основной целью социокультурной реабилитации является научение индивида реализации потенциальных возможностей личности по восстановлению контактов между человеком и средой посредством обучения новым формам и способам ориентации [3, с. 47].

Ожидаемый результат социокультурной реабилитации, ее эффективность будет подтверждена конечным результатом: формирование социально-адаптивных навыков, уравновешивающих межличностное взаимодействие, повышение уверенности в себе и в свои потенциальные возможности, что напрямую влияет на адекватное взаимодействие человека и социума [11, с. 296].

Наша исследование проводилось на базе Летней рекреационной загородной детской базы социальной реабилитации несовершеннолетних «Виктория», состоящей на балансе ГКУ Республики Саха (Якутия) «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 29.03.2013 г. № Р-515, является его структурным подразделением и функционирует в период летних школьных каникул).

Таблица 1

Данные о деятельности ЛБ «Виктория» (2013 по 2018 гг.)

Год Количество смен Охват детей Количество улусов

2013 2 399 14

2014 3 604 35

2015 2 400 27

2016 3 791 33

2017 3 647 33

2018 3 600 34

Летняя рекреационная загородная детская база социальной реабилитации несовершеннолетних «Виктория» (ЛБ «Виктория»), расположенная в 15 км. г.Якутска, была открыта в 2013г. Каждый год лагерь бесплатно принимает более 600 детей и подростков из всех уголков Республики Саха (Якутия), находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, детей группы риска, несовершеннолетних состоящих на внтуришкольном учете, на учете в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних. За период 2017 года в ЛБ «Виктория» отдохнули и прошли социокультурную реабилитацию и оздоровление дети из 33 улусов республики, в том числе из арктической группы улусов (96 детей, что составляет 16% от общего числа детей).

Социальная градация несовершеннолетних, направленных в ЛБ «Виктория»:

- 23 % - дети из неполных семей;

- 51 % - дети из многодетных семей;

- 6 % - дети-сироты, инвалиды, дети из опекунских семей;

- 5 % дети, находящиеся в социально-опасном положении.

Формы и методы работы лагеря «Виктория» были определены с учетом интересов и запросов детей, тематика лагеря «Современным детям - современный лагерь!». Основной акцент был сделан на интерактивные формы работы с детьми с учетом их возраста и интересов. С этой целью организованы специальные пространства для современного отдыха детей: Медиа - Центр с применением X-box для организации двигательной активности детей, Центр GAMES с применением компьютерных игротехнологий, студии творчества, релаксационная комната, спортивные и детская площадка и др.

Продолжительность смены - 21 день. Дети и подростки распределяются в разновозрастные отряды, общее количество детей в отряде - 40. Основной контингент лагеря - обучающиеся в возрасте от семи до семнадцати лет.

Воспитатели и вожатые осуществляли педагогическое сопровождение детей в отрядах, количество педагогов, работающих с детьми заивисло от возраста детей. Также в штате лагеря предусмотрена должность деружрного вожатого, педагогов дополнительного образования, руководителей физического воспитания. Педагог-организатор и старший воспитатель осуществляли контроль и содействие.

Таким образом, за период работы летней базы «Виктория» создано единое социокультурное пространство для социальной реабилитации несовершеннолетних, которая включает в себя: систему здорового питания; медицинского сопровождения; дополнительной занятости; выездных мероприятий; внешних связей.

Мероприятия, ежедневно проводимые в ЛБ «Виктория» отличаются насыщенностью, яркостью, большим содержанием. В лагере предусмотрена полная занятость детей с возможностью развиваться в разных направлениях, расширять круг своих интересов, особое внимание уделено организации полезного досуга. Большинство мероприятий проводится вне корпусов, на специально оборудованных открытых площадках, что не всегда бывает возможно с учетом особенностей климата многих уголков нашей Республики. Результатом прошедшего реабилитационного периода становиться умение каждого ребенка получать удовлетворение, позитивные эмоции от положительных поступков и действий.

Летняя кампания 2018 г. была насыщенной и содержательной: 77 творческо-развлекательных мероприятий, 23 интеллектуально-познавательных мероприятия, 13 командообразующих мероприятий.

Одним из направлений деятельности ЛБ «Виктория» является организация дополнительного образования детей, направленного на их социальную реабилитацию: художественно-эстетическое развитие посредством занятий декоративно-прикладным творчеством, интеграции в систему мировой, отечественной, национальной культуры, развития мотивации к познанию и творчеству.

Для воспитанников ЛБ «Виктория» за период смены предусмотрена программа выездов, дети имеют возможность посетить различные культурно-досуговые центры: зоопарк «Орто Дойду», Парк культуры и отдыха, экскурсии по достопримечательностям г. Якутска, кинотеатры, музеи и др. А также в 2018 г. дети с программой «Автобус Радости» побывали в гостях у своих сверстников в лагерях «Энергетик», «Кэскил», «Радуга». Так, по итогам работы лагеря в 2018г. было 64 выезда с охватом 2816 детей.

За период пребывания в лагере каждый воспитанник принимает участие в четырех мероприятиях с выездом за пределы лагеря. Мы считаем, что данная форма работы одна из эффективных форм социализации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это подтверждается отзывами детей и их родителей. Нами был проведен опрос, в котором приняли участие 180 детей и 100 родителей или лица их заменяющие: необходимо было поставить оценку совей удовлетворенности по четырем критериям.

В опросе участвовало 100 родителей или лица их заменяющие, из которых по данным опроса, более 80 человек удовлетворены качеством работы ЛБ «Виктория».

По окончанию 1 смены также был проведен опрос среди самих участников летней смены. Участники смены высоко оценили качество проживания, организацию питания, занятости детей, а также показали высокую удовлетворенность работой лагеря в целом.

Итоги летней кампании 2018 года доказали эффективность проведенной работы, что подтверждается положительными отзывами детей и подростков, их желанием вернуться в лагерь в следующем году. Об этом также свидетельствует успешное прохождение социокультурной реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Результаты работы мы видим в приведенной ниже таблице, на примере участников 1 смены.

Таблица 2

Эффективность проведенной социокультурной реабилитации участников 1 смены 2018 г.

Категория детей 1 июня 2018 года 1 декабря 2018

Дети, состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних 23 10

Дети, состоящие на внутришкольном учете 37 8

Дети, состоящие на учете в Республиканского социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 12 5

Выводы. Таким образом, изучив и проанализировав результаты, полученные в ходе контрольного этапа мы видим положительную динамику по итогам проведенной социокультурной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в условиях Детской базы социальной реабилитации несовершеннолетних «Виктория» г. Якутска. Мы понимаем, что данное исследование не является окончательным, данная проблема не может рассматриваться в рамках одного научного направления, она носит мультидисциплинарный характер: с позиции педагогики, психологии медицины, социологии и др. и требует дальнейшего изучения.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на XVI Всероссийской научно-практической конференции «Инновации и традиции педагогической науки-2016», Всероссийской научно-практической конференции «Социальная педагогика: интеграция теории и практики» (2016 г.), II Международной научно-практической конференции «Современное образование: традиции и инновации» (31.10.2016 г.), Всероссийской конференции научной молодежи «ЭРЭЛ-2016» (21-25.11.2016 г.), VI Международном конкурсе научных и творческих работ «Социализация, воспитание, образование детей и молодежи» г. Ижевск, 2019 г.

Литература:

1. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (последняя редакция).

2. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М., 2017. - 237 с.

3. Головей, Л.А, Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбало. -СПб., 2017. - 121 с.

4. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова. // Народное образование. -2009. - № 6.

5. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф. Дивицына. - Ростов на Дону, 2014. - 189 с.

6. Макеев, Г.А. Семейная жизнь и дети. / Г.А. Макеев. - Волгоград, 2011. - 162 с.

7. Ребенок в трудной жизненной ситуации: пособие для педагогов-психологов, социальных и педагогических работников. / под ред. д.пс.н., проф. В.А. Янчука. - Минск: АПО, 2014. - 152 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Слепцова Н.К., Васильева А.Н. Социокультурная роль дополнительного образования детей в летний период (на примере ЛРЗДБ «Виктория»). / Н.К. Слепцова, А.Н. Васильева. // Концепт. - 2016. - Т.43. -С. 338-340.

9. Слепцова Н.К., Васильева А.Н. Социокультурная реабилитация как неотъемлемое направление социальной реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. / Н.К. Слепцова, А.Н. Васильева. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции каф. соц. педагогики ФГАОУ ВПО СВФУ. «Социальная педагогика: интеграция теории и практики». - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - 168с. - С. 145-147.

10. Социальная педагогика: Курс лекций / под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2015. - 459 с.

11. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. / Сост. и ред. А.Л. Свенцицкий. - СПб., 2009. - 544 с.

12. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб., 2017. - 213 с.

Педагогика

УДК: 372.881.161.1

кандидат филологических наук, доцент Веккессер Мария Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Данное исследование посвящено рассмотрению проблемного диалога как средства формирования познавательных универсальных учебных действий. Проблемный диалог - составная часть технологии проблемно-диалогического обучения. Он позволяет реализовать деятельностный подход. Использование данной технологии способствует формированию познавательных универсальных учебных действий, поскольку её составляющими выступает проблемная ситуация, обусловленная учебной проблемой. В этом случае важным является хорошо организованный учителем учебный диалог (побуждающий или подводящий), в ходе которого решается проблемная ситуация.

Ключевые слова: технология, технология проблемно-диалогического обучения, проблемная ситуация, побуждающий диалог, подводящий диалог, универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия.

An^tatton. The article deals with a formation of cognitive universal learning actions by means of the problem dialogue. The problem dialogue is an integral part of problem-dialogic teachingtechnology. It allows to implement an activity approach. The use of this technology contributes forming of cognitive universal learning actions, since its components are the problem situation caused by the learning problem. In this case, a well-organized teacher's dialogue is important (urging dialogue or guiding dialogue), during which the problem situation is solved.

Keyword: technology, problem-dialogic teachingtechnology, problem situation, urging dialogue, guiding dialogue, universal learning actions, cognitive universal learning actions.

Введение. Продолжающийся процесс модернизации в сфере образования сопровождается изменениями, к числу которых можно отнести системно-деятельностное обучение. Один из путей его реализации -проблемный диалог, который обеспечивает эффективное взаимодействие учителя с обучающимися, а также между самими обучающимися. Такие изменения продиктованы Федеральным государственным стандартом, основной смысл которого заключается в создании условий для выполнения стратегической цели отечественного образования: улучшение качества образования, способствующего достижению обучающимися новых качественных образовательных результатов [7]. Стандарт является инструментом, обеспечивающим баланс целей личности, общества и государства в образовательной сфере [6]. В основе системно-деятельностного подхода предполагается создание условий для развития универсальных учебных действий (далее - УУД). Сущность УУД и их формирование изложены в концептуальных положениях, предложенных А.Г. Асмоловым, О.А. Карабановой, И.А. Володарской, Г.В. Бурменской и другими учёными-педагогами [1]. Процесс формирования познавательных УУД направлен на развитие способов познания и умений управлять собственной познавательной деятельностью. В этой связи отметим важную роль проблемного диалога в формировании этих УУД, который является воплощением определённых принципов развивающего обучения. Принципы такого обучения заложены ещё в трудах педагогов прошлых веков, например, Я.А. Каменский рассматривал школу как источник радости познания окружающего мира, интерес считал одним из основных путей в создании светлой и гармонизирующей обстановки обучения [2, с. 19-27]. Важное значение проблеме интереса придавал и К.Д. Ушинский: необходимо открывать перед школьниками новые и новые стороны учебного предмета с тем, чтобы побуждать у них интерес и внимание [2, с. 172-183]. Проблемой развития познавательного интереса занимались Л.Н. Толстой, Н.А. Корф, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Ш.А. Амонашвили и др. все учёные едины во мнении: необходимо создать условия для формирования познавательного интереса у обучающихся. На наш взгляд, технология проблемно-диалогического обучения, в частности проблемный диалог, открывает возможности для формирования познавательных УУД.

Далее представим, каким образом можно использовать технологию проблемно-диалогового обучения на уроках русского языка на примере изучения орфографии в школе.

Изложение основного материала статьи. Формирование познавательных УУД эффективно происходит в ходе обучения посредством специально организованного предметного содержание деятельности, в процессе которого складываются определённые отношения между её участниками. Постановка и решение проблемы -одни из элементов УУД. Вот почему технология проблемно-диалогического обучения позволяет в контексте проблемного диалога (побуждающего или подводящего) научить школьников ставить проблему и находить пути её решения. Далее мы рассмотрим, каким образом этот может происходить на уроках русского языка в школе.

Е.Л. Мельникова разработала и основательно описала возможности применения диалогового обучения, в основе которого лежит развивающий характер, так как в тесном взаимодействии учеников и учителя происходит открытие нового знания. Проблемная ситуация создаётся таким образом, чтобы дети сами осознали учебную проблему. В этот момент у них происходит такая же мыслительная деятельность, которую выполняет учёный. Безусловно, от учителя требуется знание не только самой технологии, но умение выстроить такой диалог. Здесь учёным-методистом Е.Л. Мельниковой предлагается использовать специальные реплики, позволяющие осознать противоречие и сформулировать саму проблему. Далее следует этап поиска решения, где учитель побуждает обучающихся выдвигать и проверять гипотезы [4]. Пример такого диалога: обучающимся предлагается выбрать букву в написании слова «з(а/о)ря». Одни предполагают:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.