Научная статья на тему 'Реализация социальным педагогом охранно-защитной функции в учреждении социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации'

Реализация социальным педагогом охранно-защитной функции в учреждении социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
462
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Емец Елена Викторовна

В данной статье рассмотрена роль деятельности социального педагога, цели, задачи и этапы реализации охранно-защитной функции в учреждениях социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В статье затрагивается тема основных этапов реализации охранно-защитной функции в работе педагога с несовершеннолетними и членами их семей. Представлены основные понятия, социальный приют, его цели, задачи, функции, принципы работы отделений приюта, категории обслуживаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация социальным педагогом охранно-защитной функции в учреждении социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

Список литературы

1. Закон Республики Узбекистан об образовании. Ташкент, 29 августа 1997 г. № 464-1.

2. Национальная программа по подготовке кадров. Ташкент, 29 августа 1997 г.

3. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». Ташкент, 10 декабря 2012 г.

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ ОХРАННО-ЗАЩИТНОЙ ФУНКЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Емец Е. В.

Емец Елена Викторовна - магистрант, кафедра социальной педагогики, социально-гуманитарный факультет, Башкирский государственный педагогический университет им. Акмуллы, г. Уфа

Аннотация: в данной статье рассмотрена роль деятельности социального педагога, цели, задачи и этапы реализации охранно-защитной функции в учреждениях социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В статье затрагивается тема основных этапов реализации охранно-защитной функции в работе педагога с несовершеннолетними и членами их семей. Представлены основные понятия, социальный приют, его цели, задачи, функции, принципы работы отделений приюта, категории обслуживаемых. Ключевые слова: социальный педагог, социальный приют, несовершеннолетний, трудная жизненная ситуация, индивидуальная программа реабилитации.

В 21 веке в кризисная ситуация в России привела к подрыву полноценного функционирования базового социального института.

В настоящее время увеличивается количество семей находящихся в трудной жизненной ситуации, основными причинами увеличения являются - это безработица, алкоголизм, наркомания, изменение социальных установок направленных формирование здоровой и полноценной семьи, низкий уровень жизни.

Учитывая указанные причины семейного неблагополучия, осуществляется значительная работа учреждений социальной защиты детства. Которые оказывают социально реабилитационные услуги семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В частности им оказываются следующие виды услуг -медицинские, правовые, психологические, бытовые и прочие которые направлены на исправление негативных тенденций существующих в семьях.

Одним из значимых институтов по оказанию социальных услуг населению являются детские социальные приюты.

Детский социальный приют является специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной или кризисной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте также индивидуальны, конечным результатом деятельности специалистов приюта жизнеустройство ребенка или возврат его в кровную семью.

Ребенок сам может попросить убежища в приюте до решения его дальнейшей судьбы.

Целью данного учреждения является организация системы комплексной помощи по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, оказание своевременной социальной, правовой, медицинской и психологической помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Основными задачами являются:

1. Предоставление несовершеннолетним временного места проживания до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства детей.

2. Обеспечение несовершеннолетних квалифицированной правовой, психолога -педагогической, социальной и медицинской помощью.

3. Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

4. Оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье и оптимизация детско-родительских отношений.

Как правило, мы имеем дело с детьми, родители которых злоупотребляют спиртными напитками, уклоняются от воспитания детей или недолжным образом осуществляют их воспитание, что влечет за собой создание условий угрожающих жизни и здоровью детей. Дети из таких семей признаются нуждающимися в государственной защите, и, если они достигли 4-х летнего возраста, помещаются в детский социальный приют.

В отделение социальный приют для детей и подростков принимаются:

• дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной реабилитации;

• дети-сироты;

• дети, подвергшиеся физическому и психическому насилию;

• дети, родители которых находятся в местах лишения свободы;

• дети, родители которых признаны недееспособными;

• дети, родители которых безвестно отсутствуют;

• дети из семей, где оба родителя инвалиды;

• социальные сироты;

• дети по нестандартным причинам (по собственной просьбе, заявлению, беглецы, бродяги, потерявшиеся, погорельцы, подкидыши и т. п.) [1].

Вся деятельность специалистов детского социального приюта строится на основе комплексной программы социальной реабилитации воспитанников социальных приютов Республики Башкортостан, нуждающихся в социальных услугах [3].

Одним из значимых специалистов в социальном приюте является социальный педагог, который реализует одно из главных направлений охранно-защитное. Целью работы социального педагога в данном направлении является:

- просвещение родителей, несовершеннолетних по вопросам социально-правовой защиты;

- организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей;

- обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб для решения проблем ребенка, его родителей; оказание помощи, направленной на уменьшение последствий нарушения прав ребенка;

- обеспечение охраны и защиты интересов ребенка в различных инстанциях.

Социальный педагог, реализуя охранно-защитную функцию решает множество

проблем семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации это -предотвращение насилия в семье со стороны родителей, дедушек, бабушек; решение вопросов связанных с конфликтом в семье; оказание содействия в лечении от алкогольной зависимости родителям (при условии, если родители добровольно дали свое согласие);

направление родителей в центр занятости для дальнейшего трудоустройства; вопросы, связанные с оформлением пособий и субсидий многое другое.

Как правило, деятельность социального педагога носит консультативно -сопровождающий характер, он выступает посредником между семьей и организациями способными помочь данной семье. Но помощь является более полноценной, если этого в первую очередь желает сама семья, а если нет, то все безрезультатно.

Основными причинами тяжелой трудной ситуации в наше время являются:

1. Неспособность детей противостоять взрослым в защиту своих прав и интересов;

2. Нарушение прав и интересов несовершеннолетних в наше время очень часто происходит по вине должностных и частных лиц, закрывая порой глаза на мелкие грехи, они сами того не замечают как это все приводит в действие большой снежный ком неприятностей и проблем для детей;

3. Дети не обладают достаточным жизненным опытом и их напористость и импульсивность только ухудшает всю ситуации в решении вопросов охранно-защитной деятельности [2].

Педагогу необходимо ежедневно анализировать те или иные изменения, главным, где оказывается несовершеннолетний, и чем точнее определяется «круг проблем» ребенка, тем легче определить, какую помощь может оказать социальный педагог. В охранно-защитной функции она реализуется в следующих этапах.

1. Знакомство с ребенком, (диагностическое исследование начинается с первичного интервьюирования несовершеннолетнего, сбор общей информации о нем, его семье, круг интересов, друзей и т. д.).

Чаще всего на данном этапе социальный педагог прибегает к методу беседы. В ходе первичной беседы целью, которой является выяснение круга проблемных вопросов, важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился.

При этом необходимо учитывать тот аспект, что изначально в ребенке может говорить обида на взрослого. Пройдет какое - то время он успокоится и скажет, что у него все хорошо и ему пора домой.

Поэтому не следует принимать радикальные меры на первом же этапе. Если во время беседы педагог видит, что вред причинный ребенку в большей мере «раздут» самим малолетним, тогда дайте ему время. Пусть он немного остынет и размыслит о происходящем в спокойной обстановке. Через какое-то время вернитесь к разговору вновь, вы увидите, что многие проблемы, которые были в первую вашу беседу, как правило, канули в прошлое.

2. Диагностика семьи и осознание существующих в ней проблем. Социальный патронаж семьи на дому с диагностическими, контрольными целями. Он позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с семьёй, своевременно выявляя её проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж даёт возможность наблюдать семью в её естественных условиях и выявить больше информации. Изучение материальных и жилищных условий подопечного, что позволит позаботиться о его жилищном обеспечении в будущем.

3. Выявление круга проблем вопросов ребенка и его семьи по выходу из трудной жизненной ситуации. Изучение решения путей выхода теми социальными службами, которые ранее привлекались для решения проблем данной семьи и их результат на выходе.

4. Организация взаимодействия со всеми субъектами социальной работы. Межведомственное взаимодействие будет более плодотворным, если информация по данной семье будет единой для всех служб.

С этой целью социальный педагог составляет индивидуальную программу работы с семьей по выходу из трудной жизненной ситуации. В дальнейшем он координирует службы и сопровождает на определенных этапах семью для принятия конкретных действий по выходу из проблемной ситуации. В программу входят мероприятия, направленные на:

- восстановление детско-родительских отношений, улучшение психологического климата в семье, восстановление утраченных семейных ценностей;

- организацию медицинского обслуживания и оказание доврачебной помощи, организацию диспансеризации врачами-специалистами;

- мероприятия, направленные на улучшение финансового положения семьи (оформление пособий и субсидий, вещевая помощь и т. д.);

- оказание правовой помощи (консультация и сопровождение семьи по вопросу связанному из выхода ТЖС, содействие в оформлении жилого имущества, земельного участка в собственность, восстановление утраченных документов, содействие в трудоустройстве, постановка на учет на получение жилого помещения для граждан согласно жилищному законодательству).

5. Результат ваших действий может быть различным, но основная цель работы социального педагога - это сохранить семью как единое целое и помочь им выйти на другой уровень жизни. Ребенок и родители должны понять, что в жизни есть, что более ценное и дорогое, достичь многого они могут только сообща и рядом есть люди, которые придут им на помощь всегда.

Самой незащищенной группой среди несовершеннолетних являются дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, задача социального педагога не просто защитить их права и интересы, а научить их как дальнейшем они смогут использовать все это.

Таким образом, в деятельности социального педагога важным направлением является охранно-защитная, в которой он осуществляет защиту прав семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, важным моментом в реализации охранно-защитной является межведомственное взаимодействие.

Список литературы

1. Примерное положение о социальном приюте для детей и подростков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: /http://aupam.narod.ru/ (дата обращения: 02.01.2016).

2. Фазлыева А. Ф. Дошкольное образовательное учреждение как институт защиты прав детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dovosp.ru/ (дата обращения: 02.01.2016).

3. Плеханова Е. А., Фазлыева А. Ф. Комплексная программа социальной реабилитации воспитанников социальных приютов Республики Башкортостан, нуждающихся в социальных услугах. Уфа, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.