Научная статья на тему 'Технологии постреабилитационного сопровождения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации'

Технологии постреабилитационного сопровождения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
557
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОСТРЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елизаров С.Г.

В статье раскрываются основные подходы и принципы психолого-педагогических технологий постреабилитационного сопровождения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Представлены теоретические основания, содержание и этапы реализации технологий постреабилитационного психолого-педагогического сопровождения подростков, реализованного в рамках проекта «Возрождение надежды» в Курском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елизаров С.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии постреабилитационного сопровождения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации»

УДК 159.9; 376.6

ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРЕАБИЛИТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

© 2019 С. Г. Елизаров

докт. психол. наук профессор кафедры психологии, e-mail: sergei_elizarov@mail.ru

Курский государственный университет

В статье раскрываются основные подходы и принципы психо лого-педагогических технологий постреабилитационного сопровождения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Представлены теоретические основания, содержание и этапы реализации технологий постреабилитационного психолого-педагогического сопровождения подростков, реализованного в рамках проекта «Возрождение надежды» в Курском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Ключевые слова: психологические технологии, педагогические технологии, постреабилитационное психолого-педагогическое сопровождение, подростки находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Технологии психолого-педагогической деятельности - одно из направлений в современной отечественной педагогике и психологии, зародившееся еще в 70-е гг. XX в. под влиянием опыта в образовании США и Японии. Высоко оценивая значимость данного направления, В.А. Сластенин отмечал, что внедрение технологий в работу педагога и психолога не дань моде, а стиль научно-практического мышления [Сластенин 2012].

В то же время понятия «педагогическая технология», «психологическая технология», «технология психолого-педагогической деятельности» пока еще не приобрели общепризнанного определения и трактуются довольно широко: как описание процесса формирования (коррекции) личности; как содержательная техника реализации учебно-воспитательного (коррекционно-реабилитационного) процесса; как разработка и применение принципов оптимизации образовательного (реабилитационного) процесса на основе достижений науки и техники; как важнейший компонент психолого-педагогической деятельности [Матяш 2012].

Предмет психолого-педагогических технологий включает в себя конкретное практическое взаимодействие психолога (педагога) и ребенка в любой области деятельности, а также организацию на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации и стандартизации способов и приемов психолого-педагогического воздействия на личность и группу (в том числе с помощью современных технических средств).

Данные принципы были использованы в рамках проекта «Возрождение надежды», реализованного в Курском областном казенном учреждении социального обслуживания населения системы социального обеспечения «Курский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в период 2016-2018 гг. Целью проекта являлось повышение эффективности системы реабилитации несовершеннолетних выпускников Центра за счет внедрения пролонгированного постреабилитационного комплекса психолого-педагогических мероприятий,

способствующих их полноценной интеграции в общество. В качестве объекта психолого-педагогического сопровождения в рамках проекта выступали подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

В работе в рамках проекта «Возрождение надежды» мы исходили из следующего понимания категории «технология».

Педагогическая технология - это научно обоснованная, продуманная во всех деталях модель деятельности по проектированию, организации и осуществлению педагогического процесса с обеспечением комфортных условий для педагогов и воспитанников, это организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, это систематическое воплощение на практике заранее спроецированного воспитательного процесса. Основой данного определения является понимание категории «педагогическая технология» В.М. Монаховым, В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачевым [Гуслова 2013; Полат 2010].

Педагогические технологии подразделяются на образовательные и воспитательные. В рамках проекта «Возрождение надежды» нами использовались преимущественно воспитательные технологии, под которыми понимается система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению такой системы отношений между субъектами взаимодействия, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель. В качестве педагогического инструментария воспитательных технологий выступала совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников Центра.

Психологическая технология - это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы. Их цель - формирование психических процессов, свойств и качеств личности воспитанника в соответствии с требованиями возраста и его индивидуальными возможностями. Психологические технологии подразделяются на технологии психологического консультирования, технологии социально-психологической адаптации личности, технологии психологической коррекции и психотерапии, технологии социально-психологической реабилитации.

Теоретической основой технологий психолого-педагогической деятельности являются положения деятельностного и личностного подходов в психологии и педагогике. Данные подходы, рассматриваемые в единстве, определяют роль педагогов и психологов в общей системе психолого-педагогического сопровождения ребенка как в процессе его реабилитации, так и по завершении этого процесса (в постреабилитационный период). В соответствии с этим целью технологий психолого-педагогического сопровождения ребенка в постреабилитационный период является обеспечение в процессе реализации различных видов деятельности и общения ребенка внутренних (складывающиеся у самого ребенка: мотивы, потребности, ценностные ориентации, познавательные процессы, знания, умения, навыки и т.д.) и внешних (условия социального окружения, специалисты работающие с ребенком, методы и методики психолого-педагогической помощи и т.д.) условий для его продвижения в личностном развитии в период после окончания процесса реабилитации в условиях специализированного реабилитационного центра.

Структура технологии постреабилитационного сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включает в себя следующие элементы:

• психолого-педагогическая ситуация, возникшая у ребенка по окончании процесса реабилитации в специализированном реабилитационном учреждении (центре);

• установление психологического контакта с ребенком;

• гипотеза (гипотезы) о причине (причинах) возникшей психолого-педагогической ситуации;

• определение инструментария (психодиагностических средств) для выявления причин возникновения психолого-педагогической ситуации;

• использование необходимых психодиагностических средств для выявления причин возникновения психолого-педагогической ситуации у ребенка в постреабилитационный период;

• интерпретация (объяснение) полученных в результате психодиагностического исследования данных;

• разработка программы психолого-педагогической коррекции личности ребенка (группы) в постреабилитационный период на основании полученных данных;

• реализация программы психолого-педагогической коррекции личности ребенка (группы) в постреабилитационный период;

• контроль за ходом процесса коррекции личности ребенка в постреабилитационный период.

Под психолого-педагогической ситуацией нами понимается взаимодействие ребенка с его ближайшим социальным окружением, возникшее после завершения периода его реабилитации на основе существенных различий между ними в нормах, ценностях и интересах, а также проявляющееся в способах поведения ребенка, существенно отличающихся или противоречащих социально одобряемым.

Установление психологического контакта с ребенком. Основой контакта служит искренняя заинтересованность во всем, что связано с ребенком, искреннее любопытство к его проблемам, желание понять, что происходит в душе и сознании несовершеннолетнего. Психологический контакт осуществляется в форме диалога. Главное в организации общения в диалоговом режиме - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуации, общность в направлении совместных действий. При этом совпадения взглядов и оценок может и не быть. Чаще всего точка зрения взрослых и несовершеннолетних различна, что вполне естественно при различиях опыта.

Наиболее существенная характеристика диалогичного общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и специалиста, осуществляющего постреабилитационное сопровождение (педагог, психолог, специалист по социальной работе и т.д.). Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе общения. Специалист, работающий с ребенком на этапе постреабилитационного сопровождения, дает ребенку возможность понять, какими целями он руководствуется в общении с ним. Тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, во внутренний мир ребенка, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между ребенком и специалистом, обеспечивает эффективность их дальнейшего взаимодействия.

Гипотеза о причине (причинах) возникшей психолого-педагогической ситуации после завершения курса реабилитации - это предположение о возможных причинах ее возникновения. Она выстраивается на основании:

• имеющихся у специалистов, осуществляющих постреабилитационное сопровождение, профессиональных знаний умений и навыков;

• опыта практической профессиональной психолого-педагогической коррекционно-реабилитационной деятельности.

Эти основания связаны с определением инструментария для решения психолого-педагогической проблемы (подбор психодиагностических методик), его практическим применением и интерпретацией полученного с его помощью диагностического

материала.

В качестве основы для выстраивания гипотез с последующей их проверкой с помощью психодиагностических средств выступал психологический профиль личности, в который включались основные личностные и психологические свойства ребенка. В процессе совершенствования профессионально-психологического опыта возможно изменение данного профиля в зависимости от особенностей контингента детей, нуждающихся в постреабилитационном сопровождении.

В качестве психодиагностических методов и методик при внедрении технологии постреабилитации могут использоваться любые психодиагностические средства при ведущей роли наблюдения. Обязательным является соблюдение требований к проведению той или иной методики, ее обработке и анализу, а также отказ от применения ненадежных и невалидных и не соответствующих задачам измерения методик. Кроме того, любая психодиагностическая методика не должна быть основанием для принятия каких-либо административных мер воздействия на личность диагностируемого ребенка.

Разработка и реализация программы психолого-педагогической коррекции личности ребенка (группы) в постреабилитационный период осуществляется на основании полученных в процессе диагностики данных.

Контроль за ходом коррекционно-реабилитационного процесса на этапе постреабилитации осуществляется посредством наблюдения за поведением ребенка и проведением контрольных диагностических срезов с применением тех же психодиагностических методик, которые были использованы при постановке первоначального диагноза. При отсутствии позитивных изменений в поведении и психодиагностических показателях профиля личности ребенка производится коррекция программы постреабилитации, а возможно, и дополнительное уточнение диагноза путем выдвижения новой гипотезы (гипотез).

Технология постреабилитационного сопровождения детей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, разработанная и реализуемая нами в рамках проекта «Возрождение надежды», включает в себя четыре этапа.

Первый этап посвящен установлению психологического контакта с подростком из целевой группы участников проекта. Он включал в себя первоначальное знакомство с ребенком, установление с ним доверительных отношений посредством диалогического общения. Содержанием данного этапа являлось снятие психоэмоционального напряжения у подростка через совместный поиск его нейтральных интересов и увлечений, выяснение качеств личности, подлежащих коррекции. Ведущим методом на данном этапе являлось включенное наблюдение, а также установление психологического контакта с помощью диалога. В основе контакта лежит заинтересованность во всем, что происходит с подростком, искреннее сочувствие его проблемам, желание понять происходящее в его душе и сознании. Кроме того, для поддержания контакта используются известные техники нерефлексивного слушания, ободрения (например, «Давай думать вместе», «Человечек», «Психологический контакт» и т.п.).

Второй этап был посвящен диагностической работе с участниками целевой группы проекта. Его цель - психологическая диагностика социальных, психологических и личностных проблем участников целевой группы. Содержанием данного этапа выступают включенное и невключенное наблюдение за участниками целевой группы проекта, а также определение и использование надежного диагностического инструментария, проведение необходимых диагностических

процедур, интерпретация полученных данных и на их основе построение гипотезы (гипотез) о причинах возникновения проблем в постреабилитационный период.

В качестве основных характеристик личности участников целевой группы проекта, подлежащих обязательной диагностике, избраны особенности мотивационной сферы, эмоционально-волевая сфера личности, характерологические и поведенческие особенности, особенности темперамента, характер детско-родительских отношений, отношения с социальным окружением и ведущие профессиональные предпочтения. Это определило выбор конкретных диагностических средств, которые были использованы в рамках реализации проекта.

Кроме того, при необходимости проводится дополнительная диагностика с использованием методик, предназначенных для более глубокого изучения выявленных на этапе проведения основной диагностики проблем. В этом случае необходимый методический инструментарий определяется либо самим специалистом, осуществляющим диагностику, либо в процессе консилиума. На основании полученных диагностических данных определялись основные проблемы подростков и их семей и разрабатывались индивидуальные коррекционно-реабилитационные программы для участников проекта на период постреабилитации.

Третий этап технологии постреабилитационного сопровождения детей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, посвящен разработке и реализации индивидуальной программы психолого-педагогической коррекции личности в постреабилитационный период. Его содержанием выступает создание и практическая реализация индивидуальных программ психолого-педагогической коррекции участников проекта в постреабилитационный период. Определяя методы коррекционного воздействия в постреабилитационный период, мы исходили из ведущих методологических положений отечественных психологов С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова и А.С. Чернышева. Так, в основе методологии воздействия на личность лежат положения, сформулированные С.Л. Рубинштейном о личности как результате и предпосылке социальной деятельности, и принципе детерминизма как диалектики качественно усложняющихся зависимостей внешнего и внутреннего на разных уровнях бытия [Рубинштейн 1989]. В положении о системной детерминации личности и группы Б.Ф. Ломова существенным для нашей технологии явилось положение о том, что активность социальных субъектов - личности и группы -определяет социальную среду, которая, в свою очередь, обусловливает поведение субъектов [Ломов 1984]. В работах А.С. Чернышева и соавторов показано плодотворное влияние на личность социальных сред, благодаря которым происходит социальное «обновление» личности [Чернышев 2005, 2016].

В связи с этим ведущим принципом коррекционной работы в постреабилитационный период был избран принцип сочетания методов непосредственного коррекционного воздействия на личность членов целевой группы проекта с методами опосредованного коррекционного воздействия, связанного с включением участников проекта в особые социальные среды, по своим характеристикам существенно отличающиеся от привычных им, традиционных (семья, школа, дружеская компания по интересам и т.д.).

В качестве методов непосредственного коррекционного воздействия в постреабилитационный период выступают непосредственное психолого-педагогическое консультирование подростков целевой группы проекта и их родителей специалистами по их запросам, социально-психологические тренинги, тимбилдинги, ситуационные игры и т.п., позволяющие участникам проекта повысить уровень коммуникативной компетентности, улучшить качество общения и взаимодействия, научиться распределять роли в коллективе, сформировать навыки работы в команде

и использовать ее сильные стороны, раскрыть способности, необходимые для преодоления трудных жизненных ситуаций.

Группа методов опосредованного воздействия на личность участников целевой группы проекта прежде всего предполагает их вовлечение в детские объединения по интересам, представляющие собой особые социальные среды, с выраженным позитивным коррекционно-воспитательным потенциалом. Деятельность данных объединений реализуется по следующим направлениям: спортивно-техническое, эстетическое, туристическо-краеведческое, правовое.

Учитывая возрастные особенности участников целевой группы проекта, связанные с формированием профессионального самоопределения, ряд объединений, в деятельность которых вовлекались подростки, носила выраженный предпрофессиональный профориентационный характер. Особое место среди данной группы занимало направление, целью которого являлось общее интеллектуальное развитие участников целевой группы проекта посредством вовлечения их в объединение «Электронная школа».

В опосредованном воздействии на личность подростков целевой группы в постреабилитационный период одно из важнейших мест занимает семья и характер складывающихся детско-родительских отношений. В связи с этим одним из магистральных направлений технологии проекта «Возрождение надежды» являлось направление «Эффективное родительство». Данное направление включало в себя проведение практикумов и мастер-классов для родителей подростков целевой группы, направленных на формирование психолого-педагогической культуры родителей, развитие их представлений об эффективных способах воспитания, взаимодействия в семье. Важное значение имела и индивидуальная работа с родителями подростков, реализуемая в рамках проекта в форме консультативной онлайн-службы «Диалог», осуществлявшей бесплатные онлайн-консультации родителей подростков целевой группы по их обращениям, в том числе и проживающих в отдаленной сельской местности.

Обязательным условием эффективности коррекционного воздействия является профессиональный психолого-педагогический уровень подготовки исполнителей и соисполнителей проекта (специалистов, добровольцев, руководителей творческих объединений, кружков, спортивных секций и т.д.). В целях его повышения проект предполагал комплексное повышение педагогического мастерства данной группы специалистов посредством проведения специально подготовленных мастер-классов по организации коррекционной психолого-педагогической деятельности в постреабилитационный период.

Одно из центральных мест в проекте на данном этапе принадлежало особой форме коррекционной деятельности в постреабилитационный период - «Общий сбор», в основу проведения которого были положены элементы технологии «Развивающая социальная среда», разработанной психологами Курской социально-психологической научной школы Л.И. Уманского-А.С. Чернышева [Чернышев 2005, 2016]. В рамках «Общего сбора», проходившего в условиях загородного детского оздоровительного центра под руководством специалистов и добровольцев, участники целевой группы и подростки из их социального окружения стали участниками интенсивных форм коррекционной работы, предусматривавшей включение в разновозрастные коллективно-творческие дела, которые в условиях реального взаимодействия в естественных условиях жизнедеятельности позволяли отработать стратегии преодоления жизненных трудностей, сформировать и развить базовые социальные (в том числе коммуникативные) умения и навыки.

Заключительный этап посвящен осуществлению контроля за ходом коррекционно-реабилитационного процесса на этапе постреабилитации. Его целью являлось осуществление систематического мониторинга динамики психологических и личностных качеств участников целевой группы проекта.

Ведущим направлением содержания данного этапа выступал мониторинг результатов психолого-педагогической коррекции выявленных психологических и личностных проблем подростков, участников целевой группы посредством проведения контрольных срезов с помощью соответствующего диагностического инструментария, применявшегося на этапе первичной диагностики. С его помощью определялась эффективность психолого-педагогической коррекции в постреабилитационный период в целом и в случае необходимости коррекция самой индивидуальной программы.

Таким образом, технологии постреабилитационного сопровождения детей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации в постреабилитационный период, разработанные и внедренные в рамках проекта «Возрождение надежды», были направлены:

• на позитивные изменения в поведении и учебной деятельности участников целевой группы Проекта;

• формирование у них базовых знаний, умений и навыков, а также позитивных личностных качеств, связанных с будущим личностным и профессиональным самоопределением;

• формирование системы взаимоотношений ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-взрослый (педагог, воспитатель);

• переориентацию участников проекта на занятость в детских объединениях по интересам, спортивных секциях и т.п.;

• восстановление благоприятной семейной среды, необходимой для личностного роста и развития.

Библиографический список

Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. М.: ИЦ Академия, 2013. 288 с.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2010

Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2012. 160 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2012. 608 с.

Чернышев А.С. Проектирование психологической помощи подросткам и юношам в личностном развитии / А.С. Чернышев, С.Г. Елизаров, С.В. Сарычев, Ю.Л. Лобков и др.. Курск, 2005.

Чернышев А.С. Социально-психологические условия становления успешных лидеров-организаторов / А.С. Чернышев, С.Г. Елизаров, С.В. Сарычев, Ю.Л. Лобков, Д.В. Беспалов, А.В. Матвеева. Курск, Курск. гос. ун-т, 2016. 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.