Научная статья на тему 'Социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в современных условиях (региональный опыт)'

Социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в современных условиях (региональный опыт) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4473
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / СУБКУЛЬТУРА БЕДНОСТИ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ДЕПРИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антропова Юлия Юрьевна

В статье освещаются теоретические и практические вопросы разработки и внедрения новых технологий социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Особое внимание автор уделяет анализу сложившихся противоречий в деятельности учреждений социальной защиты семьи и детей и определению новых подходов к организации социальной реабилитации несовершеннолетних, в частности духовно-нравственному воспитанию детей и подростков как основе профилактики их повторной дезадаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Антропова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в современных условиях (региональный опыт)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 31 (212). Философия. Социология. Культурология. Вып. 19. С. 138-142.

Ю. Ю. Антропова

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ,

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ)

В статье освещаются теоретические и практические вопросы разработки и внедрения новых технологий социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Особое внимание автор уделяет анализу сложившихся противоречий в деятельности учреждений социальной защиты семьи и детей и определению новых подходов к организации социальной реабилитации несовершеннолетних, в частности - духовнонравственному воспитанию детей и подростков как основе профилактики их повторной дезадаптации.

Ключевые слова: реабилитация, субкультура бедности, интериоризация, социальная дезадаптация, депривация, потребности.

Созданная для решения проблемы детской беспризорности в Свердловской области в 90-е годы система учреждений социального обслуживания семьи и детей (табл. 1, 2) к началу XXI века столкнулась с серьезным противоречием в своей деятельности - с одной стороны, удалось остановить эскалацию социального неблагополучия в обществе как следствия социально-экономических и политических реформ, к которым оказалось не готово значительное количество семей Свердловской области, с другой - прежние технологии социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей в условиях изменившихся социо-политических условий и возникновения новых социальных рисков оказались неэффективными.

Таблица 1

Развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей в Свердловской области в первой половине 90-х годов

Тип учреждения Годы

1992 1994 1995

Социальный приют для детей и подростков в структуре комплексного центра социального обслуживания населения 2 3 3

Социальный приют для детей и подростков - 3 12

Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних - 4 12

Всего 2 10 27

Таблица 2

Развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей в Свердловской области во второй половине 90-х годов

Тип учреждения Годы

1998 1999 2000

Социальный приют для детей и подростков в структуре комплексного центра социального обслуживания населения 3 3 2

Социальный приют для детей и подростков 25 27 20

Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних 8 15 21

Центр социальной помощи семье и детям 2 6 15

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями 4 4 6

Всего 42 55 64

Неэффективность проявилась в развитии иждивенческих и потребительских настроений несовершеннолетних и их семей; социальной апатии и маргинализации общества; росте семей группы социального риска и семей, находящихся в социально опасном положении и появлении такого явления как «массовая бедность» с соответствующей субкультурой бедности и «собесовской ментальностью».

Результаты научно-практической работы «Исследование проблем социального сиротства как фактора неблагополучия семьи», проведенной Министерством социальной защиты населения Свердловской области совместно с Уральским государственным университетом имени М. Горького в 2002 году. показали, что, несмотря на негативный опыт семейной жизнедеятельности 72,5 процента подростков, участвующих в опросе, считают свою семью самими близкими и дорогими людьми, испытывают к членам своей семье любовь (46,9 процента опрошенных), привязанность (34,4 процента опрошенных), уважение (21,9 процента опрошенных). 58,8 процента подростков, участвовавших в опросе и проживавших на тот момент в стационарных отделениях учреждений социального обслуживания семьи и детей, хотели бы вернуться к родителям и жить с ними.

Данные факты еще раз доказывают, что воспитывающемуся в «субкультуре бедности» ребенку прививаются соответствующие модели поведения и образа жизни. Необходимо учитывать, что общесемейное поведение не сводится к сумме результатов индивидуального поведения членов семьи, а является их интеграцией на основе общесемейных целей и ценностей. Для этой категории российских семей характерны «зависимые» формы поведения и социально-психологические установки - пассивность, нежелание менять ситуацию и себя, неспособность на само- и взаимопомощь, агрессивность, что делает их социально опасными как для социальнопсихологического самочувствия граждан, так и для стабильности общества в целом. Жестокость, нетерпимость к людям иных убеждений и национальностей, стремлении к их устрашению, насилие в таких семьях можно квалифицировать как «бытовой терроризм»1.

Анализ деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей позволил сделать серьезный вывод, говорящий

о необходимости изменения технологий реабилитационного процесса, - в большей части случаев усилия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, школ, социозащитных учреждений и т. п.) представляют собой «борьбу с ветряными мельницами» и не приносят существенных изменений в поведенческих

установках несовершеннолетних группы социального риска. Дети и подростки, пройдя реабилитационный курс, попадают в колею «повторной» дезадаптации.

Одной из главных причин «повторной» дезадаптации и тщетности педагогических воздействий является игнорирование в процесс реабилитации такого элемента, как ин-териоризация усвоенных понятий, норм и ценностей, т.е. включение их во внутренний мир ребенка, их присвоение. Если доносимые до ребенка нормы и ценности не имеют для него непосредственной привлекательности и личной заинтересованности, эффекта от реабилитационной работы не будет.

Кроме того, происходит нарушение гендерного равновесия в решении указанной проблемы, заключающегося в том, что «реабилитационный потенциал» государственной системы социальной помощи имеет исключительно «женское лицо». При этом, необходимо учитывать, что большую часть коллективов детских социозащитных учреждений составляют женщины старше 40-45 лет, со средним образованием, с неустроенной личной жизнью.

В детстве и подростковом возрасте для личности чрезвычайно важны «значимые другие», которые содействуют ее включению в общество. Механизм социализации ребенка состоит из неосознанного восприятия, имитации и идентификации. Неосознанное восприятие особенностей речи, эмоций, поведения, ценностных норм окружающих. Имитация -подражание определенной модели поведения окружающих. Идентификация - внутреннее отождествление себя с определенным человеком, социальной ролью, ценностями и нормами. И, кончено, ясно, что те образцы хорошего и правильного поведения, которые видят дезадаптированные несовершеннолетние в учреждениях, являющихся субъектами системы профилактики, для них не привлекательны, и им не хочется подражать. В связи с чем, возникает повторный бунт и ухудшение ситуации.

Социальная дезадаптация несовершеннолетних имеет объективные и субъективные проявления. Среди объективных - разрыв социальных связей, отказ от выполнения социальных функций, среди субъективных - искажение системы внутренних норм, ценностных установок. Так, среди форм девиантного поведения участвовавшим в опросе «Иссле-

дование проблем социального сиротства как фактора неблагополучия семьи» подросткам присущи «курение сигарет» - 70 процентов, «употребление алкогольных напитков» - 56,3 процента, «правонарушения» - 30 процентов, «кражи» - 21,3 процента, «токсикомания» -7,5 процента. Среди жизненных ориентиров подростков основными являются «уважение и страх со стороны других людей», «обладание физической силой», «много денег». При этом, 30 процентов подростков не посещали школу вообще, 10 процентов - время от времени, те подростки, которые посещали школу, учились в классах для детей с задержкой в психо-физическом и умственном развитии, либо в классах, не соответствующих их возрасту. Основными причинами, по которым подростки не посещали школу, были названы «не интересно», «плохие отношения с учителями», «уже научился всему, что может понадобиться» (табл. 3).

Таблица 3

Причины, по которым подростки не посещают школу (в процентах от числа опро-

шенных)

Причина Процент ответивших подростков Ранг при- чины

В школе не интересно 38,1 1

Нет возможности посещать школу 28,6 2

Плохие отношения с учителями 19,0 3

Уже научился всему, что может понадобиться 19,0 3

Родители не пускают в школу 4,8 4

Отчислили из школы 4,8 4

Принципиально важным моментом в социальном развитии несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, является либо отсутствие, либо низкий уровень осознания привлекательных жизненных перспектив. Исследователи отмечают, что отсутствие планов на будущее, неуверенность в себе, низкий уровень притязаний, неразвитость чувства собственного достоинства и постоянное ощущение психологического дискомфорта создают риск проявления социально неприемлемых форм поведения.2

Но любая жизненная перспектива реализуется в определенной системе координат ценностного восприятия мира. Если ребенок не

видит смысла в происходящем вокруг него, если он не взаимодействует с миром на уровне ценностей, он не сможет самостоятельно выстраивать собственное поведение, планировать собственную жизнь в современном контексте. Взрослый освобождается от надзи-рательной функции, если он помогает ребенку выстраивать свою жизнь на основе норм и ценностей достойной жизни. «Передать» отношения невозможно, передать можно лишь знания. Отношения надо пережить вместе с ребенком. Так, трудолюбие рождается в труде, уважение к старшим - в повседневном его проявлении, любовь к животным - в реальной заботе о братьях меньших и т.п. «Воспитание присутствует там, и только там, где присутствует отношение»3. И поэтому воспитание - это всегда возвышение над сиюминутным, телесным, всегда формирование нравственности и духовности.

В ситуации с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, решение вопроса духовно-нравственного воспитания усложняется. Объясняется это тем фактом, что на протяжении многовековой истории в воспитании подрастающего поколения принимали участие 3 субъекта - семья, школа и Церковь. Т.е. в воспитании прослеживалось триединство. При этом, воспитание, прежде всего, проходило в семье, где ребенок проводил большую часть времени. И именно в семье закладывались основы тех ценностей, на которые человек опирался в своей последующей жизни.

В реабилитационном процессе несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, необходимо учитывать, что, во-первых, в семье, где ребенок родился, жизненные ценности имеют прямо противоположный характер, во-вторых, в большинстве случаев семья как субъект исключена из процесса воспитания, и ее воспитательные и социализирующие функции берет на себя государственное учреждение, в котором ребенок временно проживает.

В связи с чем, решением обозначенного в начале главы противоречия в деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей может стать разработка и внедрение новых технологий социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

При этом, важной составляющей успешной реализации реабилитационного процес-

са является учет характеристик личностного становления несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Главной особенностью пубертатного возраста (с 10 до 17 лет) является двойственность личностного развития несовершеннолетнего, с одной стороны, постепенность процесса созревания личности (в отличие от анатомофизиологической перестройки подросткового организма), с другой - устойчивость важных особенностей и признаков личности, сформированных ранее.

«В противоположность интеллектуальным функциям личностные черты (особенности, обусловливающие индивидуальную неповторимость) остаются относительно постоянными как в сфере нормальной психологии, так и в области отклонений от норм социального поведения».4

В разработке реабилитационных технологий важно также учитывать особенности потребностной сферы несовершеннолетних подросткового возраста:

1) стремление к физической и сексуальной активности, к высокой оценке своего физического развития;

2) потребность в безопасности, усиливающаяся под воздействием биологических и психологических изменений, удовлетворение которой ищется не в семье, а в среде ровесников;

3) потребность в независимости, усиливающаяся с ростом когнитивных способностей, вступающая в противоречие с ограничениями и ожиданиями взрослых и приводящая к отрицанию авторитетов, сомнению в общественных нормах, правилах и ценностях;

4) потребность в привязанности (любви), возникающая на фоне глубокой изоляции подростка от привычного образа жизни и стремлении к независимости;

5) потребность в успехе («мотивация достижения»5);

6) потребность в самореализации и развитии собственного «Я», зависящая от формирования оценки окружающих подростка референтных групп и часто приводящая к кризису самооценки.

Кроме того, необходим учет особенностей развития ценностных взглядов в подростковый период, которые характеризуются усложнением, деперсонализацией, возрастающим либерализмом и ростом личной независимости.

Целый ряд общественных ценностей (помощь, самопожертвование) временно теряют свое значение, актуальными становятся социальный статус, авторитет, внешний вид и физическая привлекательность. Для современных подростков особо значимыми являются материальные ценности, прагматизм во взаимоотношениях. Необходимо отметить, что в последние годы все большее распространение в подростковой среде получают оккультизм, мистика, идеология тоталитарных религиозных сект.

В подростковом возрасте происходит становление доминирующих интересов, приобретающих форму сильных увлечений. Как замечает Е. А. Стребелева, «любознательность и любопытство, стремление познать больше, характерные для подростков, могут породить разбросанность и неустойчивость интересов. Наличие одновременно многих интересов, как и частая и неоправданная смена их, обычно приводит к удовлетворению поверхностного любопытства, выработке легкого, несерьезного отношения к различным областям жизни. Однако, в некоторых случаях подросток таким путем (часто неосознанно) нащупывает свой центральный, стержневой интерес как основу жизненной направленности и пробует себя в различных областях. У части подростков возникают профессиональные интересы»6.

Именно в подростковом возрасте возникает такое психологическое новообразование, как нравственное (моральное) сознание. Вместе с тем, именно в этом возрасте развиваются и различные формы аутоагрессии (как реакции на внешние стимулы), в том числе: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, табакокурение, суицидальное поведение, раскованное сексуальное поведение, рискованные виды спорта, провоцирующее поведение и т. п.

Поступающие в стационарные отделения учреждений социального обслуживания семьи и детей несовершеннолетние имеют отрицательный опыт взаимодействия с миром взрослых и, в первую очередь, родителей, вызывающий серьезные вторичные нарушения физического, психического и социального развития, приводящий к так называемым де-привационным психическим расстройствам.

На сегодняшний день специалисты говорят о субклинической депривации подрастающего поколения, характеризующейся

ростом жестокости и правонарушений среди молодежи, ее социальной пассивностью, увеличением количества суицидов, всплеском аффективных, невротических и психических расстройств у детей и подростков, нарушениями в освоении ими социальных ролей и установлении эмоциональных связей.

Учет данных ситуаций, приводящих к недостаточному удовлетворению или игнорированию основных потребностей несовершеннолетнего, в том числе, базовой потребности в любви, чрезвычайно важен как при комплексной диагностике развития ребенка и характера детско-родительских отношений, так и при разработке индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего.

Таким образом, проведенный анализ эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних потребовал изменения технологической составляющей деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, в основу которой был положен современный научный подход к процессу воспитания несовершеннолетних и ознакомление их с традициями, ценностями и культурой своего народа, в том числе в рамках социального партнерства с Русской Православной Церковью.

Опыт Свердловской области по отработке эффективных реабилитационных технологий несовершеннолетних группы риска, направленных на профилактику возникновения их «повторной» дезадаптации, в рамках социального партнерства государственных со-циозащитных учреждений и православных приходов позволяет говорить об успешном решении в рамках пилотных проектов таких задач, как:

1) формирование у несовершеннолетних ценностного отношения к творчеству и жизни в обществе;

2) формирование системы наставничества среди разновозрастных категорий детей;

3) развитие духовного начала личности ребенка через приобщения к духовному национальному наследию и индивидуальное духовное консультирование;

4) формирование активной жизненной позиции через общение с настоятелем православного прихода (проведение бесед, обрядов, просмотров фильмов, ответы на вопросы, посещение храма, паломнические поездки, участие в конкурсах и т. п.);

5) привлечение волонтеров к миссионерской деятельности по изучению несовершеннолетними основ православной культуры;

6) передача духовного опыта от поколения к поколению, сокращение духовного разрыва между поколениями.

Именно поиск и моделирование новых форм взаимодействия государства и церкви, направленных на помощь ребенку не только в удовлетворении его витальных потребностей, но и в решении смысловых и ценностных задач, позволили достичь положительной динамики в реабилитации несовершеннолетних группы социального риска, временно проживающих в стационарных отделениях детских социозащитных учреждений.

Обращение к национальному педагогическому самосознанию в проведении реабилитационных мероприятий; опора на общероссийские смыслы, ценности и идеалы; учет психолого-педагогических особенностей несовершеннолетних группы социального риска; включение в процесс реабилитации такого элемента, как интериоризация усвоенных понятий, норм и ценностей; устранение гендерного перекоса за счет активного участия мужчин - настоятелей православных храмов в воспитании позволяют эффективно осуществлять формирование духовной сферы несовершеннолетних, повышать их уровень осознания привлекательных жизненных перспектив, а также чувство собственного достоинства и значимости своей жизни для себя и других.

Примечания

1 Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков : метод. пособие / под ред. И. Соковни. М. : Просвещение, 2002.С. 15.

2 Профилактика отклонений в нравственном развитии и поведении учащихся : сб. науч. тр. / под ред. Ю. В. Гербеева. М., 1991.

3 Щуркова, Н. Е. Новое воспитание. М., 2000. С. 22.

4 Дети-сироты : консультирование и диагностика развития / под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998. С. 129.

5 Там же. С. 130.

6 Там же. С. 132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.