Научная статья на тему 'О психологических особенностях личности несовершеннолетних преступников (на примере Республики Татарстан)'

О психологических особенностях личности несовершеннолетних преступников (на примере Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
811
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРЕСТУПНИК / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / ВОЗРАСТ / ПОДРОСТОК / MINOR / JUVENILE OFFENDER / IDENTITY OF THE PERPETRATOR / AGE / TEEN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Демидова Е. В.

В данной статье раскрывается понятие личности несовершеннолетнего преступника, а также ее психологические особенности. Рассматривается деятельность специальных учреждений для несовершеннолетних (СУН), нуждающихся в социальной реабилитации (по Республике Татарстан). Описывается юридический статус детей, стационарно обслуженных в данных учреждениях. Предлагается типология личности несовершеннолетних преступников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC OF JUVENILE OFFENDERS (FOR ExAMPLE THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

In this article the concept of the individual juvenile offender, as well as its psychological characteristic. Describes the activities of special institutions for minors (CBS) in need of social rehabilitation of the Republic of Tatarstan. Describes the legal status of the children, stationary served in these facilities. Personality typology proposed juvenile offender.

Текст научной работы на тему «О психологических особенностях личности несовершеннолетних преступников (на примере Республики Татарстан)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права ^^

О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Е.В. Демидова,

Доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, капитан полиции Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право E-mail: demidova.liza@gmail.com

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие личности несовершеннолетнего преступника, а также ее психологические особенности. Рассматривается деятельность специальных учреждений для несовершеннолетних (СУН), нуждающихся в социальной реабилитации (по Республике Татарстан). Описывается юридический статус детей, стационарно обслуженных в данных учреждениях. Предлагается типология личности несовершеннолетних преступников.

Ключевые слова: несовершеннолетний, несовершеннолетний преступник, личность преступника, возраст, подросток

ON THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC OF JUVENILE OFFENDERS (FOR EXAMPLE THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

E.V.Demidova,

Senior lecturer department of criminology and penal law Kazan law institute Ministry of Internal Affairs of Russia (KLIMIA of Russia), candidate of jurisprudence, police Captain

Annotation. In this article the concept of the individual juvenile offender, as well as its psychological characteristic. Describes the activities of special institutions for minors (CBS) in need of social rehabilitation of the Republic of Tatarstan. Describes the legal status of the children, stationary served in these facilities. Personality typology proposed juvenile offender.

Keywords: minor, juvenile offender, identity of the perpetrator, age, teen.

Проблема личности преступника — одна из основных и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. Исследование преступности, изучение ее причин, и в особенности причин индивидуального преступного поведения, невозможно без изучения личности преступника1.

Само понятие «личность» раскрывает социально-психологическую сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества

(личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, вза-имодействия)2.

Дети — главный, определяющий элемент развития России. От их состояния зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психологиче-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

ское здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; изменить их в последующем достаточно сложно, а в ряде случаев — практически невозможно. Успешное становление ребенка как личности определит не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете, прогресс развития общества в целом.

В отечественной и зарубежной литературе отмечается единодушное мнение о том, что поведение людей определяется в ходе их взаимодействия и детерминируется различными их местами и ролью в конкретных общественных структурах, в социальном положении. При этом содержательно социальный детерминизм означает признание решающего воздействия социальных условий на поведение людей, обусловленность его теми связями и отношениями, в которые человек включен, и теми, которые он создает сам в процессе своей деятельно-сти3. Поэтому личность несовершеннолетнего преступника можно определить как «совокупность интегрированных в ней социально значимых свойств, образовавшихся в процессе многообразных и статистических взаимодействий с другими людьми и делающих, в свою очередь, субъектом деятельности, познания и общения»4. Однако это не исключает учет индивидуальных психических особенностей и биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая преступное.

Специалистами в области возрастной психологии молодежи отмечено, что чем старше становится ребенок, «проходя» возрастное звено «подросток — несовершеннолетний — юноша», тем существеннее на его поведение оказывают влияние как сам социум, так и его факторы5.

Исследования многих ученых, изучающих личность в социальном, биологическом и криминологическом аспектах, со всей очевидностью доказали зависимость поведения субъектов от возраста, который в значительной мере определяет физическое состояние лица, характер его социальных связей, его психологию поведения, интересы, жизненные перспективы и т.д.6, следовательно, в понятие «возраст» включаются три взаимообусловленных аспекта: биологический, психологический и социальный.

По мнению М.П. Журавлева и А.С. Михлина, «действия лиц среднего и старшего возраста чаще, чем у молодежи, являются следствием обдуманных решений. Для молодежи более характерны импульсивность, агрессивность, не всегда четкое представление о последствиях своих действий7. Исследователи в данном случае апеллировали только такой

категорией, как «биологический возраст, с чем вряд ли можно согласиться, хотя в этом контексте не отрицается и социальный фактор»8.

О влиянии возраста на поведение личности, ее проявлении писал П.С. Дагель: «Возраст — одно из обстоятельств, с которым связаны различные социальные проявления себя, не столько как биологический, сколько как социальный фактор»9.

А.С. Михлин полагал, что как никакой другой показатель, возраст определяет поведение человека, его интересы, потребности, состояние здоровья, возможности и перспективы по созданию семьи, получению специальности и образования10.

Человек (в том числе и в облике преступника) должен рассматриваться не только как результат биологической эволюции, но, прежде всего, как продукт эволюции социальной11. Как социальная природа человека не может рассматриваться изолированно от его биологической природы, так и последняя не существует в отрыве от первой, так как возникают противоречия, приведение к «действию». Преступление, как правило, является следствием длительного процесса социальной деформации личности12.

Возрастное — это такой конгломерат точек зрения, который включает в себя физиологию, медицину, психологию, экономику, политику, теологию и еще многое другое13. С этим нельзя не согласиться, если регулирующее значение в поведении придавать, прежде всего, формирующимся социальным свойствам индивида и усматривать различия мотивации поведения дифференцированно применительно к отдельным возрастным группам и несовершеннолетних, и пожилых в зависимости от уровня их социализации14. Надо сказать, что возрастная терминология никогда не была однозначной. В Толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более», а «подросток» — как «дитя на подросте», около 14 — 15 лет. Л.Н. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает 15-летие. Между тем герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Та же нечеткость граней характерна для классической и средневековой латыни.

Личностные качества несовершеннолетних преступников имеют свои возрастные особенности, которые хотя и присущи всем подросткам, но далеко не всегда играют решающую роль в мотивации преступного поведения. При определенных условиях они могут лишь усилить восприятие отрицательного влияния или облегчить возникновение криминогенной ситуации15. Необходимо отметить, что такие определяемые возрастом особенности, как

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

недостаток жизненного опыта, незавершенность формирования социальных установок, повышенная внушаемость, исключительная ориентация на неформальную группу, стремление показать себя слишком взрослым, демонстрация независимости, в большей части характерны для подростков.

Следует рассмотреть возрастную характеристику несовершеннолетних. Несомненно, она свойственна и несовершеннолетним преступникам как представителям данной возрастной категории.

Для определения портрета подростка обратимся к описаниям, даваемым в работах Т.В. Драгу-новой: 1) подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими; 2) для подростка важно, чтобы форма его поведения была недетской; 3) ценность для подростка некоторой работы определяется ее «взрослостью»; 4) любимый герой подростка — человек активный, стремящейся к цели, преодолевающий серьезные, почти непреодолимые препятствия и выходящий из них победителем. В любом начинании он предпочитает быть деятелем, а не наблюдателем; 5) склонность к мечтанию и фантазированию в сочетании со склонностью рассказывать о своих реальных (или выдуманных) качествах. Ребята больше хотят что-то делать, чем реально делают; 6) возникновение разнообразных «кодексов» (например, товарищества); 7) возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых. Обсуждение весьма нелицеприятно е16.

Советский и российский социолог, антрополог, философ, сексолог, один из основателей современной российской социологической школы, популяризатор науки и просветитель И.С. Кон делит переход от детства к зрелости на три этапа: 1) подростковый, отроческий возраст — от 11—12 до 14—15 лет; 2) юношеский возраст — от 14—15 до 18 лет; 3) поздняя юность или начало взрослости — от 18 до 23— 25 лет17.

Возрастная психология позволяет выделить два возрастных периода несовершеннолетних: подростковый возраст (11 — 15 лет), границы которого примерно совпадают с обучением детей в 4 — 9 классах; юношеский возраст (16 — 18 лет), то есть учащиеся 10 — 11 классов18. Каждый из этих возрастных периодов имеет свои характерные особенности.

Подростковый период — самый затяжной и критический из всех периодов становления личности. Кризисы подростка связаны с возникающими «новообразованиями», среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникно-

19

вение нового уровня самосознания19.

Подростковый возраст — один из наиболее сложных периодов развития личности. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом

определяет дальнейшую судьбу каждого человека, так как именно в подростковом возрасте преимущественно завершается формирование характера и

20

становление личности20.

Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка, его анатомо-физиоло-гическое, интеллектуальное и нравственное развитие и все виды его деятельности21. По всем направлениям происходит становление совершенно новых образований. Начинают проявлятся элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений с взрослыми товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения.

Подростковый возраст считается более сложным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты, это весьма трудный период психологического развития. Как правило, он труден не только для самого подростка, но и для людей, общающихся с ним.

Ю.А. Клейберг предложил специальную типологию подростков с противоправным поведением, выделив условно пять групп. Первую характеризует устойчивый комплекс социально отрицательных потребностей, система откровенно антиобщественных взглядов. У подростков этой группы извращены представления о товариществе, смелости, ослаблено чувство стыда. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, неизменными устремлениями, стремящиеся подражать подросткам с устойчивым комплексом аморальных потребностей и откровенно асоциальной направленностью отношений и взглядов. Для третьей группы подростков с отклоняющимся поведением характерна несогласованность между деформированными и позитивными потребностями, отношениями. Неумение противостоять ситуации вызывает специальные поступки, приводящие к накоплению опыта девиантного22 поведения. Четвертую группу составляют подростки со слабо деформированными потребностями (легкомысленность, неустойчивость, неверие в свои силы и т.д.). В пятую группу входят подростки, ставшие на путь социальных отклонений случайно, они безвольны и подвержены влияниям23. Данная типология подростков с отклоняющимся поведением позволяет достаточно эффективно осуществлять индивидуальную работу с несовершеннолетними преступниками с учетом их личностных особенностей.

В.Н. Кудрявцев предлагает выделить три этапа формирования антиобщественного поступка: 1) формирование личности подростка с антиобще-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

ственной направленностью; 2) формирование у подростка конкретного решения на совершение антиобщественного поступка; 3) реализация этого решения, включая совершение поступка и наступление вредных последствий.

Такой динамический подход к анализу преступного деяния подростка позволяет глубже раскрыть внутреннюю картину преступления, проанализировать степень осознания и понимания содержания содеянного24.

При анализе преступного поведения несовершеннолетних г.М. Миньковским выделено четыре типа нарушителей, для которых общественно опасное деяние является: случайным, противоречащим общей направленности личности; возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации; результатом общей отрицательной ориентации личности, обусловливающей выбор среды, времяпровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения и т.п.; результатом преступной установки личности, включающей активный поиск, организации повода и ситуации для преступных деяний, относительно устойчивой системы антисоциальных оценок и отношений25.

Данная типология помогает весьма глубоко исследовать личность различных типов подростков с противоправным и преступным поведением при анализе общественно опасного деяния и использовать в дальнейшем в работе с учетом выделенных индивидуальных особенностей несовершеннолетних и совершенных ими противоправных и преступных деяний.

Как показывают исследования, в абсолютном большинстве несовершеннолетние преступники — это лица, обладающие привычками, склонностями и устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Для них характерны: 1) постоянная демонстрация пренебрежения нормами общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества, хулиганство и т.д.); 2) следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм; 3) бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений; 4) ранние половые связи, половая распущенность; 5) частое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, жестокости, насилия; 6) умышленное создание конфликтных ситуаций, постоянные конфликты в семье, терроризирование родителей и других членов семьи; 7) культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающих-

ся социально приемлемым поведением: дисциплинированностью, успехами в учебе; 8) привычка к присвоению всего, что «плохо лежит», что можно безнаказанно отнять у более слабого человека26.

Мы полагаем, что к перечисленным выше характеристикам малолетних преступников необходимо также отнести следующее: у подобного подростка, а также ребенка, как правило, полностью отсутствует уважение к родителям; отношение к пожилым людям пронизано насмешками в их адрес и ярко выраженным презрением.

Исходя из наших исследований на 1.02.2011 г. в системе учреждений социального обслуживания семьи и детей, подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, функционируют: 4 центра социальной помощи семье и детей; 48 отделений социальной помощи семье и детям при Центрах социального обслуживания населения; 23 специализированных учреждения для несовершеннолетних (СУН), в т.ч.: 21 социальный приют для детей и подростков; 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних.

На конец 2010 года в социальных приютах для детей и подростков общей мощностью 723 койко-места проходили реабилитацию 708 несовершеннолетних (на конец 2009 года — 693).

На конец 2010 года в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних общей мощностью 120 койко-мест проходил реабилитацию 121 воспитанник (на конец 2009 года — 121).

Центрами социальной помощи семье и детям в 2010 году было обслужено 43 969 несовершеннолетних, из них повторно обратились 288 человек (в 2009 году — 38 852 несовершеннолетних, из них повторно обратились 450 детей).

Отделениями социальной помощи семье и детям при центрах социального обслуживания населения в 2010 году была оказана помощь 136 939 несовершеннолетним, из них повторно — 8 055 обратившимся (в 2009 году — 115 917 несовершеннолетним, из них повторно — 4 712).

На 31.12.2010 г. мощность специализированных учреждений для несовершеннолетних Республики Татарстан составляет 843 койко-места.

В 2010 году в СУН Республики Татарстан было обслужено 3 030 несовершеннолетних (в 2009 году — 2 874 несовершеннолетних).

Средний срок реабилитации несовершеннолетних в СУН Республики Татарстан за 2010 год составил 4,8 месяцев, в 2009 году — 4,9 месяцев.

В 2010 году количество мальчиков среди воспитанников социальных учреждений для несовершеннолетних составляло 1 459 человек, девочек — 1 400.

Общее количество семей, прошедших реабилитацию за 2010 год — 1 412 (в 2009 году — 1 464).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

* До 1.05.2009 г. мощность специализированных учреждений была рассчитана на 936 койко-мест.

Количество Количество

Дата несовершеннолетних, проживающих в специализированных учреждениях для несовершеннолетних в 2010 году, чел. Процент наполняемости специализированных учреждений для несовершеннолетних в 2010 году, % несовершеннолетних, проживающих в специализированных учреждениях для несовершеннолетних в 2009 году, чел. Процент наполняемости специализированных учреждений для несовершеннолетних в 2009 году, %

Январь 805 95,5 870* 92,9

Февраль 799 94,8 852* 91

Март 822 97,5 861* 92

Апрель 836 99,2 855* 91,3

Май 852 101,1 849 100,7

Июнь 863 102,4 848 100,6

Июль 859 101,9 842 99,9

Август 815 96,7 840 99,6

Сентябрь 771 91,5 837 99,3

Октябрь 768 91,1 823 97,6

Ноябрь 806 95,6 834 99

Декабрь 817 96,9 805 95,5

Характер семей 2009 год 2010 год

Неполные 751 673

Малообеспеченные 358 367

Многодетные 329 344

С детьми-инвалидами 20 24

Беженцев и вынужденных переселенцев 6 4

В течение 2010 года 2 050 несовершеннолетних, направленных в специализированные учреждения (2009 год — 1 872 человека), среди них: 58,1% (1 190 чел.) — проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении (2009 г. — 62,2%, или 1 165 чел.); 29% (595 чел.) — оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации (2009 г. — 23% или 432 чел.); 6,3% (129 чел.) — оставшиеся без попечения родителей или законных представителей (2009 г. — 7,9%, или 149 чел.); 3% (61 чел.) — самовольно оставившие семью (2009 г. — 2,3% или 43 чел); 2,5% (52 чел.) — не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию (2009 г. — 3% ,или 57 чел.); 0,6% (13 чел.) — ставшие жертвой насилия (2009 г. — 0%); 0,3% (7 чел.) — самовольно ушедшие из образовательных учреждений (2009 г.— 0,3%, или 5 чел.); 0,1% (3 чел.) — заблудившиеся или подкинутые (в 2009 г. 1,1%, или 21 чел.).

За 2010 год в специализированных учреждениях для несовершеннолетних прошли реабилитацию несовершеннолетние: 1) имеющие условную судимость — 6 человек; 2) отбывающие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы — 4

человека; 3) не имеющие судимости и состоящие на учете в ПДН — 55 человек.

Общее количество специализированных учреждений для несовершеннолетних в Республике Татарстан по состоянию на 31.12.2010 г. — 26 (24 социальных приюта для детей и подростков, 2 социально-реабилитационных центра).

В специализированные учреждения для несовершеннолетних попадают дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении. Процесс социализации данной категории детей затруднен и специфичен. Неблагоприятная социальная ситуация в значительной мере утяжеляет картину педагогической запущенности, психического недоразвития, приводя к формированию специфических механизмов адаптивного поведения, не согласующихся с принятыми в обществе специальными нормами.

Негативные социальные отклонения несовершеннолетних, включая преступность, можно рассматривать как результат деформации сознания личности под воздействием прямых и косвенных десоциализирующих факторов. Предупреждение и устранение указанных процессов, защита детей и

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

подростков от негативного влияния среды, создание нормальных условий для их социально значимого развития должны стать ведущими направлениями в сфере предупреждения личностных деформаций

27

несовершеннолетних27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нам представляется необходимым выделить типологию личности несовершеннолетних преступников.

Прежде чем рассмотреть данную типологию, необходимо дать определение самому понятию типологии. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова рассматривают типологию как классификацию, представляющую соотношение между разными типами предметов, явлений внутри их системы в целом28.

Также под типологией понимается научный метод, основа которого — расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной моде-

29

ли или типа29.

Мы выделяем следующую типологию личности несовершеннолетних преступников: 1) по глубине криминогенной мотивации: случайные; неустойчивые; стойкие; 2) по направленности криминогенной мотивации: корыстные; насильственные; корыстно-насильственные; идеологические; 3) по социальному положению, социально-демографическому статусу: имеющие семью, но покинувшие ее вследствие конфликтов, под влиянием социума либо иным причинам; не имеющие родителей; имеющие неблагополучную семью (один или оба родителя ведут асоциальный образ жизни, нищета); занимающиеся бродяжничеством и (или) попрошайничеством под влиянием родителей и (или) близких родственников; имеющие благополучную семью, но совершающие преступления под влиянием каких-либо внешних факторов (социум, сверстники).

Под личностью несовершеннолетнего преступника следует понимать систему социальных и индивидуально-психологических свойств, которая отражает взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность лица, не достигшего совершеннолетия с окружающей его микро- и макросредой. Личность несовершеннолетнего преступника включает в себя совокупность его социальной роли, а также нравственно-психологических ориентаций и установок.

1 Криминология / под ред. И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, А.Б. Сахарова. — М., 1976. — С. 144.

2 Социальная психология / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — Ростов-н/Д, 2009. — С. 21.

3 Токарев А.Ф. Криминологические основы программно-целевого предупреждения преступности. — М., 1993. — С. 32; Рональд Л. Криминальный облик города / Л. Рональд, К. Картер, Х. Ким. — М., 1981. — С. 9.

4 Криминология и профилактика преступлений. — М., 1989. — С. 95.

5 Кулагова В.А.. Влияние социального возраста на преступное поведение несовершеннолетних и пожилых лиц / В.А. Кулагова, И.Ю. Карепанова // Право и государство: теория и практика. — 2010. — № 3 (63). — С. 111.

6 Цой О.Р. Самоубийства в местах лишения свободы: кримино-

логические проблемы. — М., 2007. — С. 129.

7 Журавлев М.П. Общая характеристика осужденных к лишению свободы / М.П. Журавлев, А.С. Михлин. — М., 1972. — С. 17.

8 Кулагова В.А.. Влияние социального возраста на преступное поведение несовершеннолетних и пожилых лиц / В.А. Кулагова, И.Ю. Карепанова // Право и государство: теория и практика. — 2010. — № 3 (63). — С. 111.

9 Дагель П.С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. — Владивосток, 1970. — С. 68.

10 Михлин А.С. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания. — Фрунзе, 1980. — С. 166.

11 См.: Симонов П. Ошибки биологического пессимизма / П. Симонов // Литературная газета. — 1971. — 12 мая.

12 См.: Тарарухин С.А. Преступное поведение. Социальные и психологические черты. — М., 1974.

13 Сахаров А.Б. Возрастные особенности психики несовершеннолетних правонарушителей / А.Б. Сахаров // Социалистическая законность. — 1965. — № 6. — С. 14—16.

14 Кулагова В.А.. Влияние социального возраста на преступное поведение несовершеннолетних и пожилых лиц / В.А. Кулагова, И.Ю. Карепанова // Право и государство: теория и практика. — 2010. — № 3 (63). — С. 112—113.

15 См.: Криминология: учебник / под ред. Б.В. Коробейникова, Н.Ф. Кузнецовой, г.М. Миньковского. — М., 1988.

16 См.: Драгунова Т.В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. — М., 2005.

17 Кон И.С. Психология старшеклассника. — М., 1980. — С. 41.

18 Гутрова Ю.В. Организация деятельности органов внутренних дел по паредупреждению правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях (в помощь школьному инспектору подразделений по делам несовершеннолетних) / Ю.В. Гутрова, З.Р. Танаева. — М., 2010. — С. 35.

19 Васильева Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. — М., 2001. — С. 117.

20 Лиханов А. «И милость к падшим ...» / А. Лиханов // Известия. — 2007. — 27 июля. — С. 8.

21 Гутрова Ю.В. Организация деятельности органов внутренних дел по паредупреждению правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях (в помощь школьному инспектору подразделений по делам несовершеннолетних) / Ю.В. Гутрова, З.Р. Танаева. — М., 2010. — С. 37.

22 Девиация (социальная) — поведение которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, необходимости лечения человека, исправления или наказания нарушителя. (См.: Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. — М., 2003.).

23 Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. — М., 1996. — С. 28, 29.

24 См.: Корнилова Т. Подростки группы риска / Т. Корнилова, Е. Григоренко. — СПб., 2005.

25 Миньковский г.М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей // Проблемы судебной психологии: тезисы докладов и сообщений. — Тбилиси, 1971. — С. 31, 32.

26 Баранов П.П. Юридическая психология / П.П. Баранов, В.И. Курбатов — М., 2006. — С. 367.

27 Пудовочкин Ю.Е. Современные тенденции преступности несовершеннолетних в России / Ю.Е. Пудовочкин // Сибирский криминологический журнал. — 2006. — № 2 (2). — С. 17.

28 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1996. — С. 787.

29 Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. — СПб., 1998. — С. 1203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.