5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
5.1. КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА: ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, ВОЗМОЖНОСТИ
Шуняева Вера Анатольевна, заместитель заведующего кафедрой уголовного права и процесса, канд. юрид. наук, доцент
Место работы: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Аннотация: изучены значение, задачи и возможности корректировки личности несовершеннолетнего преступника. Характеризуется понятие личности преступника в контексте его возрастных особенностей. Значение положительной корректировки личности несовершеннолетнего преступника, автором видится в возможности сокращения процента лиц, пополняющих взрослый контингент преступников, а также сокращения процент рецидивной преступности несовершеннолетних. Автором рассматриваются задачи корректировки личности несовершеннолетнего преступника исходя из возрастных категорий несовершеннолетних, а также из пространственно-временных ориентиров на преступление и реализацию уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних преступников. Характеризуя корректировку личности несовершеннолетнего преступника, акцентируется внимание на свойствах личности несовершеннолетнего, которые необходимо учитывать при его коррекции. Предлагается ориентир, к которому необходимо стремиться при коррекции личности с делинкветным поведением.
Ключевые слова: делинквентное поведение, задачи корректировки личности несовершеннолетнего преступника, корректировка личности несовершеннолетнего преступника, особенности личности несовершеннолетнего преступника, преступность несовершеннолетних
CORRECTION OF JUVENILE CRIMINALS PERSONALITY: CONCEPT, OBJECTIVES, OPPORTUNITIES
Chuniaevа Vera A. Candidate of Juridicial Sciences, Deputy head of Criminal Law and Trial Department; Associate Professor of Tambov State University named after G.R. Derzhavin.
Work place: Tambov State University named after G. R. Derzhavin
Annotation: The paper presents an examination of concept, objectives and opportunities of correction of juvenile criminal's pesonality. The concept of «criminal's personality» is specified in the context of his age peculiarities. Positive juvenile criminal pesonality's correction is considered by the author as means for reduction of amount of people supplementing adult criminals' contingent, as well as reduction of juvenile recidivism. The author gives consideration to juvenile criminal's pesonality correction's objectives by reference to juveniles' age categories as well as spatiotemporal guidelines of a crime and implementation of criminal responsibility in relation to juvenile criminals.
By adducing the characteristics of juvenile criminal's pesonality, the author focuces on peculiarities of a criminal's pesonality, which are to be considered while its correction. The analysis presents a pattern to be aimed at while correction of a personality with delinquent behaviour.
Keywords: delinquent behaviour; concept of juvenile criminal pesonality's correction; objectives of juvenile criminal pesonality's correction; juvenile criminal's pesonality; peculiarities of juvenile criminal's pesonality; juvenile crime
Нестабильность общественного правового сознания, экономический кризис, социальные противоречия, рост националистических и экстремистских установок в мировом сообществе приводят к отрицательным изменениям в преступности. Подобные изменения в условиях глобализации коснулись определенным образом и преступности несовершеннолетних в РФ, которые нередко обусловливают негативные процессы, происходящие в сознании и поведении несовершеннолетних, утрате ими традиционных жизненных ценностей, культивирование чуждых национальным идеалам стереотипов поведения и оказывают влияние на количественные и качественные показатели преступности несовершеннолетних.
Личность несовершеннолетнего является наиболее восприимчивой к негативным социальным процессам. Именно морально-нравственное общественное благополучие позитивно влияет на преступность несовершеннолетних и является той средой, которая воспитывает, закладывает мировоззрение, ориентирует на общепринятые ценности и формирует правовое сознание.
Личность понятие многогранное, являясь социальным существом, человек выступает носителем наиболее типичных признаков, присущих человеческому сообществу, при этом в каждом конкретном лице проявляется своя индивидуальность.
Личность преступника понятие не менее многофакторное. Ю.М. Антонян и В.Е. Эминов, предлагая определение личности преступника, акцентируют наше внимание на следующих признаках:
1) психологические особенности личности;
2) антиобщественные взгляды;
3) отрицательное отношение к нравственным ценностям;
4) выбор общественно опасного пути;
5) не проявление необходимой активности в предотвращении отрицательного результата[1, с.12].
Как видим, в данном определении акцент делается не только на отношение человека к определенным социальным факторам, но и на активном либо пассивном проявлении его преступного поведения.
Несколько иные аспекты отражают в своем определении личности преступника В.П. Ревин, О.А. Рыхлов, В.В. Ревина, так личность преступника, есть совокупность социально значимых, в том числе негативных свойств человека, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми, позволивших ему совершить преступление^, с.125]. Безусловно, личность является носителем совокупности как позитивных, так и негативных свойств человека. При этом формирование этих свойств, их корректировка зависит от разнообразного
Шуняева В. А.
КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА: ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, ВОЗМОЖНОСТИ
взаимодействия с другими личностями, с объективными и субъективными факторами существующей действительности.
Личность же несовершеннолетнего преступника обусловлена его незрелостью, постоянным формированием, изменением, социальной и психологической нестабильностью. Такой личности несовершеннолетнего свойственно подчинение группе, либо лидеру. Возраст авторитетного лица может быть различным - как совершеннолетним лицом, так и сверстником, заслужившим особое отношение своим поведением и поступками.
Изменение личности несовершеннолетнего преступника является одной из важнейших задач, решаемой обществом и государством в процессе становления правового государства и общества с высоким уровнем правового сознания. Значение позитивной коррекции личности несовершеннолетнего преступника заключается в возможности на ранних этапах социализации добиться положительных результатов, так как лица 1417 лет поддаются «перевоспитанию» с большей эффективностью, чем зрелые делинквенты. Положительная корректировка личности несовершеннолетнего преступника позволит сократить процент лиц, пополняющих взрослый контингент преступников, а также сократить процент рецидивной преступности несовершеннолетних.
При этом особое значение имеют задачи по корректировки личности несовершеннолетнего преступника, которые зависят от выбранной концепции противодействия преступности несовершеннолетних. Так, например, можно рассматривать корректировку личности несовершеннолетнего преступника исходя из его возрастных границ. В связи с чем задачи по изменению 14-15 летних лиц с делинквентным поведением будут несколько иными по сравнению с задачами, решаемыми в отношении к 16-17 летних, так как последняя категория считается более опытной, с более стойкими антиобщественными ориентациями.
Задачи по коррекции личности несовершеннолетнего преступника, связанные с пространственно-временными ориентирами на преступление и реализацию уголовной ответственности, будут предполагать воздействие на личность несовершеннолетнего до и во время совершения преступления, влияние на личность несовершеннолетнего в процессе осуществления правосудия над ним, на личность, отбывающую наказание за совершенное преступление и на несовершеннолетнего, находящегося в процессе ресоциа-лизации после отбытого наказания.
К универсальным же задачам следует отнести выявление негативных факторов микро и макросреды несовершеннолетних, а также воздействие на психофизическое состояние несовершеннолетнего преступника исходя из его половозрастных характеристик.
Оказание воздействия, позитивная корректировка личности несовершеннолетнего преступника предполагают, в первую очередь, «определение качеств и свойств, отличающих допустивших нарушение уголовно-правовых норм от сверстников законопослушного поведения»[2]. Такие свойства и качества личность приобретает в процессе социализации. Именно данный процесс наделяет личность общественными свойствами, предопределяет выбор жизненных путей, устанавливает социальные связи, формирует самосознание и систему социальных ориентаций, вводит в
социальную среду и приспосабливает к ней, а также дает возможность освоения определенных социальных ролей.
Возможности корректировки личности несовершеннолетнего преступника зависят от его психофизических особенностей. Несмотря на некоторую условность типичных психических черт несовершеннолетнего преступника, можно обозначить следующие психические особенности такой личности, исходя из его интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств.
1. Интеллектуальные свойства включают в себя:
- Уровень умственного развития, который у несовершеннолетнего, совершившего преступление невысок, так как для него характерно отсутствие интереса к познавательной деятельности, обусловленное самоограничением поиска источников информации. Основным источником информации для них является круг лиц, с которым он общается и которые, зачастую сами интеллектуально ограничены, а также невысокого уровня Интернет ресурсы.
- Широта и узость взглядов отражает общую мировоззренческую позицию, которая не только определяет направление личности, но и влияет на поведение, привычки, наклонности.
- Содержание и разнообразие интересов и стремлений, характеризуются желанием получения примитивного удовольствия, стремлением получить его с наименьшими физическими и волевыми усилиями, а также предпочтением внешней стимуляции (алкоголь, наркотики).
- Жизненный опыт для большинства несовершеннолетних преступников формируется под влиянием той среды, в которой он проходит процесс социализации. Асоциальная семья способствует возникновению и развитию у несовершеннолетнего различных психических аномалий. Ссоры, взаимные оскорбления, насилие, алкоголизм, разврат, наблюдаемые в семье, берутся за основу дальнейшего поведения несовершеннолетнего.
2. Для эмоциональных свойств характерно:
- Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, обусловленных особенностями психофизического развития несовершеннолетнего, у которого изменение гормонального фона вызывает резкую смену настроения, раздражительность, агрессивность и т.д.
- Степень эмоциональной возбудимости определяется эмоциональной неуравновешенностью, неустойчивостью, склонностью к импульсивности, и как следствие, стремление к эмоциональной возбуждающей ситуации, что приводит к сознательному поиску «приключений».
- Характер реагирования на различные проявления внешней среды, которому свойственно обостренное отношение к окружающему миру, выражающееся в крайнем эгоцентризме.
3. К волевым свойствам относят:
- Способ принимать и осуществлять принятые решения. Несовершеннолетних отличает неприятие воспитательного воздействия, при этом склонность к романтизации преступного мира и подверженность влиянию со стороны лиц, с криминальной направленностью, либо асоциально настроенной группы.
- Умение регулировать свою деятельность говорит о том, что несовершеннолетний должен четко определять свои цели, ставит для их достижения задачи, которые планомерно решает. Однако, несовершеннолетние преступники отличаются неумением регулировать свою деятельность, зачастую их действия спонтанны и не продуманы, а цели не отличаются дальновидностью, а направлены на удовлетворение сиюминутных желаний.
- Настойчивость проявляется, как правило у несовершеннолетних преступников, в стабильном пренебрежении нормами общественной морали, отсутствии способности к эмпа-тии и стремлении обозначить свое превосходство за счет унижения и подавления более слабых лиц.
Анализ отдельных психических особенностей несовершеннолетних преступников, доказывает, что подростковый возраст, занимая промежуточное положе-
нием между детством и взрослой жизнью, оказывает существенное влияние на становление и развитие несовершеннолетнего. При этом его маргинальность и возрастная незрелость девальвируют нравственные ценности и приводят к криминализации личности.
Периоду взросления присущи возрастные особенности, прохождение которых приводит к негативной или позитивной социализации личности несовершеннолетнего. Так, к 10-12 годам у ребенка на основе его восприятия формируются суждения по принципу «плохо» или «хорошо». Эти суждения основываются на анализе бытовых ситуаций, возникающих в семье, при ассимиляции образов и идей, почерпнутых из мультфильмов, кинофильмов и книг. К 14-16 годам на основе суждений появляются убеждения. В зависимости от осознания и восприятия им отрицательных или положительных суждений, у подростка вырабатывается четкая позиция, т.е. убеждение о норме того или иного образа жизни. Исходя из убеждений, подросток формирует собственную шкалу ценностей, определяет тип поведения, очерчивает круг друзей и т.д.
С 16 до18 лет идет поиск мировоззренческих установок. Определенные убеждения, сформированные к 16 годам, либо продолжают укрепляться в сознании несовершеннолетнего, либо под воздействием меняющегося влияния отдельных факторов, происходит пересмотр прежних убеждений, и формирование новых.
К совершеннолетию, достижению18-летнего возраста, на основе суждений, убеждений и их переосмысления, возникает мировоззрение. Сложившаяся под влиянием различных факторов система взглядов на окружающий мир, природу, общество, как в целом, так и отдельные социальные институты: семью, бытовой, учебный или трудовой коллектив, которые в значительной степени обуславливает дальнейший жизненный путь человека. «Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более - суждений»[4, с.9].
Позитивная корректировка личности несовершеннолетнего преступника, с учетом вышеперечисленных обстоятельств, должна быть нацелена:
1. на укрепление семейных ценностей, своевременное изъятие детей из неблагополучных семей, их поддержка и передача в положительно зарекомендовавшие себя приемные семьи для воспитания;
2. оптимизацию досуга несовершеннолетних, предоставление им широких, доступных возможностей для этого в целях формирования позитивных жизненных установок;
3. формирование умения у несовершеннолетнего оценивать свое социальные поступки и поведение;
4. обучение повседневному уважительному и неконфликтному общению со сверстниками и установления межличностных коммуникаций.
Мы рассмотрели лишь некоторые проблемы, касающиеся позитивной коррекции личности несовершеннолетних преступников. Полномасштабная реализация такой корректировки должна проводиться в рамках повседневного воспитания и стать частью криминологической политики, как раздела, готовящейся в настоящее время Концепции уголовной политики Российской Федерации.
Список литературы:
1. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Кри-минолого-психологическое исследование. М., 2014. 366 с.
2. Красавцева З.И. Особенности характеристики личности несовершеннолетних преступников [Электронный ресурс]. М., 2013. Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/
3. Личность преступника: классификация и типологии/ Криминология. Учебник под научной ред. В.П. Ревина. М., 2011. 359 с.
4. Трудные судьбы подростков - кто виноват? М.: Юрид. лит. 1991. 213с.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью В.А .Шуняевой: «Коррекция личности несовершеннолетнего преступника: значение, задачи, возможности»
Преступность несовершеннолетних, в значительной степени, оказывает влияние на последующую преступность взрослого населения. Именно поэтому своевременная коррекция личности несовершеннолетнего правонарушителя является важной научной проблемой, требующей вдумчивого изучения. Именно этим вопросам посвящается статья В.А Шуняевой.
В рецензируемой статье автором предлагается к обсуждению целеполагание позитивной корректировки личности несовершеннолетнего преступника, с учетом психофизических и возрастных особенностей. В статье осуществляется научный анализ понятия личности несовершеннолетнего преступника, приводится характеристика задач, реализуемых для достижения цели положительной коррекции и некоторые способы коррекции личности несовершеннолетнего преступника. Заслуживает также внимания аргументированная авторская позиция по ряду наиболее сложных вопросов, касающихся психофизических особенностей несовершеннолетних преступников. Обосновывается авторское представление о возрастных этапах развития подростков, которые учитываются при коррекции личности несовершеннолетнего преступника.
Статья отличается комплексностью подхода, логичностью и последовательностью представленных рекомендаций, доступностью изложения материала. Она написана доступным языком, содержит собственные научные выводы и может быть рекомендована к опубликованию.
Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор
В.П. Ревин