Научная статья на тему 'Теоретические аспекты амбивалентного влияния факторов микрои макросреды на несовершеннолетнего'

Теоретические аспекты амбивалентного влияния факторов микрои макросреды на несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
602
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВЛИЯНИЕ МИКРО- И МАКРОСРЕДЫ / ЛИЧНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТИЕ / СЕМЬЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ФАКТОРЫ / AMBIVALENCE / IMPACT / INFLUENCE / IDENTITY / MINORITY / FAMILY / MEDIA / FACTORS / MICRO- AND MACRO-ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шуняева Вера Анатольевна

Решение проблем формирования личности несовершеннолетнего является одним из приоритетных в развитии государства. Обладая определенным набором качеств, личность подвержена на различных этапах своего развития воздействию со стороны разнообразных факторов. К подобным факторам традиционно относят факторы макро- и микросреды. Факторы микро- и макросреды постоянно оказывают воздействие на несовершеннолетних и формируют их ценностные ориентации, жизненные принципы, вырабатывают определенный тип поведения. К факторам микросреды традиционно относят семью, школу и некоторые микрогруппы, в которых несовершеннолетний проводит значительное время (например, кружки, спортивные секции, а также уличная среда), к макросреде относят средства массовой информации, а также такие общественные проявления, как религиозные объединения, правоохранительные органы и различные виды субкультур. Исследование заключено в выявлении и анализе факторов микро- и макросреды несовершеннолетнего, определяющих выбор его поведения. Для достижения поставленной цели решаются задачи по раскрытию признаков амбивалентного влияния обозначенных факторов, а также их двойственной природы. Исследование амбивалентного влияния факторов микро- и макросреды на несовершеннолетнего основано на анализе особенностей психологического, физиологического, социального уровней, присущих несовершеннолетним и формирующих его поведение. Особенность исследования заключается в том, что анализируется именно амбивалентное, т. е. двойственное влияние одних и тех же факторов на несовершеннолетних. В результате проведенного исследования предложено определение амбивалентного влияния факторов микро- и макросреды на несовершеннолетнего, под которым понимается двойственный процесс формирования личностных качеств и поведения лица, не достигшего совершеннолетия в результате взаимодействия с микро- и макросредой. Раскрыты признаки амбивалентного влияния факторов микро- и макросреды на несовершеннолетнего, к ним относятся: двойственность, формирование, личность, поведение, микросреда, макросреда. Исследованы различные этапы взросления несовершеннолетнего, прохождение которых определяет негативную или позитивную социализацию личности несовершеннолетнего. Обосновано утверждение о том, что, изучив два полюса одного явления, можно путем определенных действий свести до минимума отрицательное влияние и максимально увеличить позитивность воздействия этих субъектов, что является одной из задач профилактики. Важность исследования амбивалентного влияния факторов микро- и макросреды заключается в необходимости разработки своевременной и эффективной профилактической программы, направленной на предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в основу которой должна лечь наиболее полная система взглядов относительно причинности преступности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF AMBIVALENT INFLUENCE OF FACTORS OF MICROAND MACRO-ENVIRONMENT ON MINORS

The problems solving of identity formation of a minor is one of the priorities in the development of the state. Having a certain set of qualities a person is exposed at different stages of their development from the effects of various factors. These factors traditionally include macro and micro factors. The factors of micro and macro environment constantly affect minors and shape their values, principles of life, produce a certain type of behavior. The factors of micro-environment traditionally include family, school, and some microgroups, in which a minor carries a lot of time (e.g., mugs, sports clubs, and outdoor media), the macro include the media, as well as such public displays as religious associations, law enforcement agencies and various subcultures. The purpose of the study is to identify and analyze the factors of macroand micro-environment of minor determinants of the behavior choice. To achieve this goal the problems of disclosure ambivalent signs of influence marked factors, as well as their dual nature is solved. Study of ambivalent influence of factors of microand macro-environment on a minor is based on analyzing the characteristics of psychological, physiological, social levels inherent to minors and forming behavior. The feature of the study is that it analyzes the ambivalent, i.e. dual influence of the same factors on minors. The study proposed the author's definition of ambivalent influence of the factors macroand micro-environment on minor, understood as the process of forming a dual personality traits and behavior of the person who has not attained the age of majority in the interaction with micro and macro-environment. The signs of ambivalent influence of factors on the macro and micro environment on minor are disclosed, these include: duality, formation, personality, behavior, microhabitat of macro-environment. The different stages of growing of juvenile, passage of which defines negative or positive socialization of the individual minor are disclosed. The allegation that after reviewing the two poles of the same phenomenon can be achieved through specific actions to minimize the negative impact and maximize the positive impact of these subjects, which is one of the tasks of prevention are substantiated. The importance of studying the ambivalent influence factors of microand macro-environment is the need for timely and effective prevention programs aimed at the prevention of crimes committed by juveniles, in the framework of which should go to the most complete system of views on the causation of juvenile delinquency.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты амбивалентного влияния факторов микрои макросреды на несовершеннолетнего»

УДК 362.77

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АМБИВАЛЕНТНОГО ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ МИКРО- И МАКРОСРЕДЫ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

© Вера Анатольевна ШУНЯЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, e-mail: vera1705@mail.ru

Решение проблем формирования личности несовершеннолетнего является одним из приоритетных в развитии государства. Обладая определенным набором качеств, личность подвержена на различных этапах своего развития воздействию со стороны разнообразных факторов. К подобным факторам традиционно относят факторы макро- и микросреды. Факторы микро- и макросреды постоянно оказывают воздействие на несовершеннолетних и формируют их ценностные ориентации, жизненные принципы, вырабатывают определенный тип поведения. К факторам микросреды традиционно относят семью, школу и некоторые микрогруппы, в которых несовершеннолетний проводит значительное время (например, кружки, спортивные секции, а также уличная среда), к макросреде относят средства массовой информации, а также такие общественные проявления, как религиозные объединения, правоохранительные органы и различные виды субкультур.

Исследование заключено в выявлении и анализе факторов микро- и макросреды несовершеннолетнего, определяющих выбор его поведения. Для достижения поставленной цели решаются задачи по раскрытию признаков амбивалентного влияния обозначенных факторов, а также их двойственной природы.

Исследование амбивалентного влияния факторов микро- и макросреды на несовершеннолетнего основано на анализе особенностей психологического, физиологического, социального уровней, присущих несовершеннолетним и формирующих его поведение. Особенность исследования заключается в том, что анализируется именно амбивалентное, т. е. двойственное влияние одних и тех же факторов на несовершеннолетних.

В результате проведенного исследования предложено определение амбивалентного влияния факторов микро- и макросреды на несовершеннолетнего, под которым понимается двойственный процесс формирования личностных качеств и поведения лица, не достигшего совершеннолетия в результате взаимодействия с микро- и макросредой.

Раскрыты признаки амбивалентного влияния факторов микро- и макросреды на несовершеннолетнего, к ним относятся: двойственность, формирование, личность, поведение, микросреда, макросреда. Исследованы различные этапы взросления несовершеннолетнего, прохождение которых определяет негативную или позитивную социализацию личности несовершеннолетнего. Обосновано утверждение о том, что, изучив два полюса одного явления, можно путем определенных действий свести до минимума отрицательное влияние и максимально увеличить позитивность воздействия этих субъектов, что является одной из задач профилактики.

Важность исследования амбивалентного влияния факторов микро- и макросреды заключается в необходимости разработки своевременной и эффективной профилактической программы, направленной на предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в основу которой должна лечь наиболее полная система взглядов относительно причинности преступности несовершеннолетних.

Ключевые слова: амбивалентность; воздействие; влияние микро- и макросреды; личность; несовершеннолетие; семья; средства массовой информации; факторы.

Личность несовершеннолетнего находится в окружении различных факторов. Фактор (от латинского factor - делающий, производящий) - это причина, движущая сила развития общества в целом и отдельных его граждан, определяющая их характер и отдельные черты. Традиционно факторы делят по своей природе на: социально-психологические, включающие все виды социально-психологических явлений, закономерностей и механизмов, и социальные психологи-

чески-значимые. Их сущность не психологическая (экономическая, идеологическая, правовая и др.), при этом они воздействуют на людей, по законам отражения детерминируя психические явления в группах и у отдельных личностей. По тесноте связи с непосредственными причинами, определяющими состояние правопорядка в обществе, конкретном регионе, на территории административной единицы (области, города, района, населенного пункта и др.), факторы делятся на:

фоновые, правовые, криминогенные и криминальные [1]. Мы отойдем от традиционного деления факторов и предложим ранжировать их относительно влияния на несовершеннолетнего, исходя из степени его окружения (ближнего и дальнего), т. е. на факторы микро- и макросреды.

Факторы микро- и макросреды постоянно оказывают воздействие на несовершеннолетних и формируют их ценностные ориентации, жизненные принципы, вырабатывают определенный тип поведения. При этом их воздействие зависит от восприимчивости несовершеннолетним этого влияния.

В свою очередь, распределяя факторы между микро- и макросредой, к микросреде мы отнесли семью, школу и некоторые микрогруппы, в которых несовершеннолетний проводит значительное время (например, кружки, спортивные секции, а также уличная среда), к макросреде традиционно относят средства массовой информации, а также такие общественные проявления, как религиозные объединения, правоохранительные органы и различные виды субкультур (рис. 1).

Как видим, несовершеннолетний находится в постоянном взаимодействии с огромным количеством факторов, оказывающих на него неоднозначное влияние.

Актуальными в этой связи выступают вопросы значимости амбивалентности тех факторов, которые призваны оказывать пра-вовоспитывающее, позитивное воздействие на несовершеннолетних.

Амбивалентность является психологическим термином, введенным Э. Блейером, который различал три ее типа: эмоциональный (одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям); волевой (бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще); интеллектуальный (чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека) [2].

Интерпретируя этот термин исходя из собственных теорий, некоторые ученые придавали ему несколько иной смысл. Так, З. Фрейд рассматривает амбивалентность как сосуществование двух изначально присущих человеку противоположных глубинных побуждений, самыми фундаментальными из которых являются влечение к жизни и влечение к смерти [3].

СМИ

Семья

Религиозные объединения

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

/ J к

Школа

Правоохранительные органы

Молодежные субкультуры

Рис. 1. Факторы микро- и макросреды, оказывающие воздействие на несовершеннолетних

Современное понимание в психологии амбивалентности сводится к следующему -двойственность переживаний, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства [4, с. 23].

Согласно данному определению можно сделать вывод о том, что каждая установка в чувствах уравновешена своей противоположностью (любовь - ненавистью, добро -злом, корысть - бескорыстностью и т. д.), т. е. очевидна двойственность формирования тех или иных чувств.

Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях [5, с. 87]. Таким образом, порождаемые объективным миром, чувства являются внутренним регулятором деятельности человека, т. к. исходя из сформированных чувств (позитивных или негативных) человек проявляет субъективное отношение к объективной действительности.

Факторы микро- и макросреды могут оказывать посредством формирования негативных чувств как разрушительное воздействие на несовершеннолетнего, развивая в нем низкий уровень правового сознания и правовой культуры, приводя в дальнейшем в преступный мир, так и влияя на него позитивно, формировать правильные жизненные установки, развивать его законопослушной личностью с высоким уровнем правового сознания и правовой культуры.

Особое место в обозначенном процессе взаимодействия занимает сама личность и, прежде всего, личность преступника, криминальное поведение которого возникло под воздействием факторов микро- и макросреды.

Понятие личности преступника (в т. ч. и несовершеннолетнего) многогранное, рассматриваемое многими учеными под различными углами зрения. Так, А. Б. Сахаров под личностью преступника понимает «определенную совокупность всех тех социально значимых признаков, свойств, связей и обстоятельств, которые в сочетании с иными условиями и обстоятельствами влияют на совершение преступления» [6, с. 66].

Схожее понятие мы встречаем у С.М. Ин-шакова, который личностью преступника

считал «совокупность отрицательных, криминогенных качеств личности, которые обусловили (или могли обусловить) совершение человеком преступления» [7, с. 40].

Н.С. Лейкина, исследуя личность несовершеннолетнего преступника, не акцентирует внимание на совершении им преступления, а выделяет качества несовершеннолетнего, которые позволят судить о его поведении в целом [8, с. 113].

Общим в данных определениях является совокупность качеств личности и ее свойств, обусловливающих ее преступное поведение. Мы согласны с мнением В.Н. Бурлакова, который считает, что личность преступника характеризует особый вектор социальной направленности: негативный или антиобщественный [9]. Данный вектор определяет и общественную опасность поведения личности.

Немаловажным моментом является сам возраст несовершеннолетия. «Особенность юношеского возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем транслируются в его будущую жизнь» [10, с. 5]. Именно в период несовершеннолетия человек активно формируется и меняется, он открыт социальному влиянию на его мировосприятие и мироощущение.

Согласно ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» [11, с. 380]. Как видим, Конвенция делает оговорку относительно возможного достижения совершеннолетия согласно законам той или иной страны.

В соответствии с Минимальными стандартными правилами ООН, касающихся оправления правосудия в отношении несовершеннолетних, «несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому» [12]. В данном международном правовом акте, в принципе, исключено установление конкретных возрастных границ в связи с тем, что в различных странах они неодинаковы. Например, на Кубе несовершеннолетним признается лицо в

возрасте до 16 лет, а в Египте, Монако и некоторых штатах Америки - до достижения 21 года. В большинстве же стран лицо достигает совершеннолетия в 18 лет.

В России совершеннолетие также наступает с достижением 18 лет. Период же несовершеннолетия, согласно отечественному законодательству, принято делить на ряд этапов: 1) лица в возрасте от 6 лет до 14 лет признаются малолетними (ст. 28 ГК РФ) [13]; 2) лица в возрасте от 14 лет до 16 лет (возраст общей и специальной уголовной ответственности) [14]; 3) лица в возрасте от 16 лет до 18 лет.

В понятии личности несовершеннолетнего преступника нас интересует возраст достижения уголовной ответственности, т. е. возраст с 14 лет. Этот возраст связан с осознанием особой общественной опасности ряда преступлений. При этом стоит отметить, что, несмотря на распространившееся в последнее десятилетие мнение психологов о сдвиге начала подросткового возраста в сторону омоложения к 11-12 годам [15], этот период обусловлен определенной психической и социальной незрелостью.

Периоду взросления присущи возрастные особенности, прохождение которых приводит к негативной или позитивной социализации личности несовершеннолетнего. Так, к 10-12 годам у ребенка на основе его восприятия формируются суждения по принципу «плохо» или «хорошо». Эти суждения основываются на анализе бытовых ситуаций, возникающих в семье, при ассимиляции образов и идей, почерпнутых из мультфильмов, кинофильмов и книг. К 14-16 годам на основе суждений появляются убеждения. В зависимости от осознания и восприятия им отрицательных или положительных суждений у подростка вырабатывается четкая позиция, т. е. убеждение о норме того или иного образа жизни. Исходя из убеждений подросток формирует собственную шкалу ценностей, определяет тип поведения, очерчивает круг друзей и т. д.

С 16 до 18 лет идет поиск мировоззренческих установок. Определенные убеждения, сформированные к 16 годам, либо продолжают укрепляться в сознании несовершеннолетнего, либо под воздействием меняющегося влияния отдельных факторов происходит

пересмотр прежних убеждений и формирование новых.

К 18 годам на основе суждений, убеждений и переосмысления суждений и убеждений возникает мировоззрение. Сложившаяся под влиянием различных факторов система взглядов на окружающий мир, природу, общество как в целом, так и его отдельные институты (семью, работу, дружеский коллектив и т. д.) в значительной степени обусловливает дальнейший жизненный путь человека. «Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более -суждений» [10, с. 9].

Весь этот сложный многоступенчатый и многогранный процесс происходит в результате воздействия на несовершеннолетнего различных факторов и, прежде всего, факторов микро- и макросреды, обозначенных нами в схеме. Несовершеннолетний не живет в общественном вакууме, он находится в постоянном взаимодействии с различными общественными проявлениями [16]. «Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека... Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств» [17, с. 574].

Процессы влияния и воздействия на несовершеннолетнего также имеют свои специфические черты.

Под воздействием понимают осознанный и целенаправленный процесс, суть которого заключается в оказании влияния одного из участников совместной деятельности и общения на другого [18]. Влияние это процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним [19]. Воздействие и влияние может быть как прямым, т. е. когда субъекты открыто предъявляют объекту воздействия (влияния) свои требования и предложения, а также косвенным, когда воздействие (влияние) оказывается не на объект непосредственно, а на окружающую его среду.

Подводя некоторые итоги теоретического анализа понятийного аппарата, завяленного в названии исследования, предложим следующее определение термина «амбивалентность влияния факторов микро- и макросреды на несовершеннолетнего», под которым мы понимаем двойственный процесс формирования личностных качеств и поведения лица, не достигшего совершеннолетия в результате взаимодействия с микро- и макросредой.

Изучив два полюса одного явления, можно путем определенных действий свести до минимума отрицательное влияние и максимально увеличить позитивность воздействия этих субъектов, что является одной из задач профилактики.

1. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. URL: http://www.leav.ru/yp/2_6.htm (дата обращения: 07.11.2012).

2. Stotz-Ingenlath G. Epistemological aspects of Eugen Bleuler's conception of schizophrenia in 1911 // Medicine Health Care and Philosophy. 2000. Vol. 3. № 2. Р. 153-159. D01:10.1023/ A:1009919309015. PMID 11079343.

3. Freud S. Trois essais sur la théorie sexuelle. Р., 1989.

4. Советский энциклопедический словарь. М., 1991.

5. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. М., 2004.

6. Сахаров А.Б. Учение о личности преступника // Советское государство и право. 1968. № 9.

7. Иншаков С.М. Криминология. М., 2000.

8. Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. Л., 1968.

9. Бурлаков В.Н. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлений: Проблемы моделирования. СПб., 1998.

10. Трудные судьбы подростков - кто виноват? М., 1991.

11. Конвенция ООН о правах ребенка // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М., 1990.

12. Минимальные стандартные правила ООН, касающихся оправления правосудия в отношении несовершеннолетних // Советская юстиция. 1991. № 12.

13. Гражданский кодекс РФ (с изм. на 10.11.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

14. Уголовный кодекс РФ (с изм. на 10.11.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

15. URL: http://evcppk.ru/osnovy-sudebno-psixolo gicheskoj -yekspertizy/1807-ponyatie-psixologi cheskoj-yekspertizy-nesovershennoletnix.html (дата обращения: 09.11.2012).

16. Шуняева В.А. Двойственность влияния отдельных факторов микро- и макросреды на несовершеннолетних в процессе профилактики их девиантного поведения. Тамбов, 2006.

17. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 2003.

18. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М., 2007.

19. Словарь практического психолога // под ред. С.Ю. Головина. М., 1998.

Поступила в редакцию 1.10.2013 г.

UDC 362.77

THEORETICAL ASPECTS OF AMBIVALENT INFLUENCE OF FACTORS OF MICRO- AND MACROENVIRONMENT ON MINORS

Vera Anatolyevna SHUNYAYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor of Criminal Law and Criminology Department, e-mail: vera1705@mail.ru

The problems solving of identity formation of a minor is one of the priorities in the development of the state. Having a certain set of qualities a person is exposed at different stages of their development from the effects of various factors. These factors traditionally include macro and micro factors. The factors of micro and macro environment constantly affect minors and shape their values, principles of life, produce a certain type of behavior. The factors of micro-environment traditionally include family, school, and some microgroups, in which a minor carries a lot of time (e.g., mugs, sports clubs, and outdoor media), the macro include the media, as well as such public displays as religious associations, law enforcement agencies and various subcultures.

The purpose of the study is to identify and analyze the factors of macro- and micro-environment of minor determinants of the behavior choice. To achieve this goal the problems of disclosure ambivalent signs of influence marked factors, as well as their dual nature is solved.

Study of ambivalent influence of factors of micro- and macro-environment on a minor is based on analyzing the characteristics of psychological, physiological, social levels inherent to minors and forming behavior. The feature of the study is that it analyzes the ambivalent, i.e. dual influence of the same factors on minors.

ISSN 1810-0201. BecTHHK Try, BtmycK 12 (128), 2013

The study proposed the author's definition of ambivalent influence of the factors macro- and micro-environment on minor, understood as the process of forming a dual personality traits and behavior of the person who has not attained the age of majority in the interaction with micro and macro-environment.

The signs of ambivalent influence of factors on the macro and micro environment on minor are disclosed, these include: duality, formation, personality, behavior, microhabitat of macro-environment. The different stages of growing of juvenile, passage of which defines negative or positive socialization of the individual minor are disclosed. The allegation that after reviewing the two poles of the same phenomenon can be achieved through specific actions to minimize the negative impact and maximize the positive impact of these subjects, which is one of the tasks of prevention are substantiated.

The importance of studying the ambivalent influence factors of micro- and macro-environment is the need for timely and effective prevention programs aimed at the prevention of crimes committed by juveniles , in the framework of which should go to the most complete system of views on the causation of juvenile delinquency.

Key words: ambivalence; impact; influence; micro- and macro-environment; identity; minority; family; media; factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.