УДК 338.24
Профессор Ю.А. Саликов, соискатель И.А. Гончарова, соискатель А.С. Барзенкова
(Воронеж. гос. ун-т. инж. технол.) кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики. тел. (473)255-27-10 E-mail: [email protected]
Professor Iu.A. Salikov, applicant I.A. Goncharova, applicant A.S.Barzenkova
(Voronezh state university of engineering technology) Department of management, organization of production and industrial economics. phone (473)255-27-10 E-mail: [email protected]
Анализ внешних факторов влияния на инновационную активность промышленного предприятия
Analysis of the external factors of influence on innovation activity of an industrial enterprise
Реферат. Для обеспечения своего успешного функционирования предприятие должно стремиться как можно глубже и динамичнее воздействовать на параметры и объекты окружающей среды, прежде всего за счет повышения своей инновационной активности. Инновационная активность предприятия подвержена влиянию многих факторов, которые принято подразделять на факторы прямого воздействия (микросреды) и факторы косвенного воздействия (макросреды). Факторы прямого воздействия в целом влияют на темпы и масштабы развития предприятия, на эффективность его деятельности, поскольку весь спектр этих факторов выступает своеобразным ограничителем. Факторы макросреды создают общие условия существования предприятия во внешней среде. Для изучения степени влияния данных факторов был применен общепринятый SNW-анализ, по результатам которого рассматриваемые факторы микро и макросреды были классифицированы на стимулирующие, нейтральные и сдерживающие. Вместе с тем, в рамках описываемого исследования изучена степень влияния данных факторов на инновационную активность предприятия, а также рассмотрен рейтинг факторов, препятствующих развитию инновационной деятельности промышленных предприятий. В результате этого выявлены факторы, тормозящие развитие инновационной активности, и обоснованы направления их преодоления. Следует отметить, что грань между стимулирующими и тормозящими факторами является достаточно тонкой и условной. Так, факторы, изначально сдерживающие инновационную активность, в определённый момент времени могут трансформироваться в стимул для её развития. Учет данных факторов, создание необходимых условий и внедрение инноваций на промышленных предприятий позволит им обеспечивать отличительные конкурентные преимущества и устойчивое развитие в динамично меняющихся условиях внешнего окружения.
Summary. For successful functioning and development of the enterprise is a need to strive as possible deeper and more dynamic influence on parameters and objects OK-environmental management, primarily due to increase their innovation activity. Innovative activity of enterprises influenced by many factors. They can be classified on the factors of direct influence (micro) and factors of indirect impacts (macro). Factors of direct impact of the influence on the pace and scale of development of the enterprise, on its effectiveness, because the whole spectrum of these factors acts as a limiter. Macro factors create the General conditions of existence of the enterprise in the external environment. To analyses these factors approach was used to SNW-analysis. As a result of analysis, factors of micro and macro-were classified on: stimulating, it minesweepers and dissuasive. Also studied were the degree of influence of these factors on the innovative activity of the enterprise. Reviewed rating factors hindering the development of innovation activity of industrial enterprise in Russia. In the result of which identified factors that hinder the development of innovative activity, and justified in the direction of overcoming them. It should be noted that the distinction between enabling and constraining factors is rather thin and conditional. So, the factors initially restraining innovation, at a certain point can be transformed into a stimulus for its development. Accounting for these factors, creation of necessary conditions and introduction of innovations in various aspects of the functioning of industrial enterprises will allow them to provide competitor-term benefits and sustainable development in a rapidly changing environment and the external environment.
Ключевые слова: факторы внешней среды и их оценка, инновационная активность промышленного предприятия.
Keywords: environmental factors and its evaluation, innovative activity of the industrial enterprise
Современное предприятие, функциони- изменений различных аспектов внешней среды
руя в сложной рыночной среде, находится в с целью разработки стратегии и реализации
состоянии постоянного ресурсного обмена с рыночного поведения, но и стремиться как
ней, изыскивая и обеспечивая тем самым воз- можно глубже и динамичнее воздействовать
можности своего эффективного целенаправ- на параметры и объекты окружающей среды,
ленного развития. При этом для успешного прежде всего, за счет повышения своей инно-
функционирования и развития предприятию вационной активности. необходимо не только иметь полное представление о конъюнктуре, состоянии и тенденциях
© Саликов Ю.А., Гончарова И.А., Барзенкова А.С., 2014
Опыт функционирования и развития многих отечественных и зарубежных предприятий убедительно свидетельствует, что успех рыночной деятельности фирмы непосредственно зависит от ее инновационной активности, которая, как правило, определяется обоснованным выбором и реализацией соответствующей стратегии развития, степенью обеспеченности предприятия теми или иными ресурсами в инновационной сфере и качеством инновационного менеджмента [1].
Природа инновационной активности предприятия обусловлена, с одной стороны, разнообразием, гибкостью и динамичностью его хозяйственного поведения в рыночной экономике, а, с другой стороны, - стремлением хозяйствующих субъектов рынка обеспечить себе определённые конкурентные преимущества. В то же время инновационная активность, являясь следствием динамичных изменений рыночной среды, сама оказывает существенное влияние на эту среду.
Состояние внешней среды имеет ключевое значение для инновационной активности промышленного предприятия, поскольку внешняя среда по отношению к предприятию является объективным и детерминирующим условием его существования и развития. Многочисленность структурных элементов рыночной среды предопределяет разнообразие факторов, определяющих инновационную активность предприятия.
Согласно общепринятой классификации они делятся на факторы прямого воздействия (факторы микросреды) и факторы косвенного воздействия (факторы макросреды). К факторам микросреды относятся, прежде всего, потребители, поставщики, конкуренты, контактные аудитории, а среди факторов макросреды принято выделять экономические, технологические, организационно-управленческие, социально-культурные, правовые.
Факторы прямого воздействия (микросреды) — это совокупность факторов, которые непосредственно влияют на деятельность предприятия и испытывают на себе прямое влияние деятельности предприятия. В целом данные факторы непосредственно влияют на темпы и масштабы развития предприятия, на эффективность его деятельности, поскольку весь спектр этих факторов выступает своеобразной системой ограничений [2].
Конкуренты являются наиболее значимым фактором микросреды, определяющим уровень и содержание инновационной актив-
ности предприятия. Будучи неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, конкуренция в современных условиях рассматривается как последовательный и перманентный процесс формирования исключительных конкурентных преимуществ, прежде всего, за счёт создания и внедрения инноваций в производственно-технической, маркетингово-сбытовой и организационно-экономической сферах хозяйственной деятельности предприятия. При этом стремление к обеспечению и повышению конкурентоспособности на рынке обусловливает необходимость в значительных дополнительных расходах предприятия на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки новых инновационных продуктов.
Таким образом, проблема инновационной активности предприятия диалектически связана как со стремлением повышения своего инновационного потенциала (что позитивно сказывается на конкурентоспособности), так и с необходимостью нести повышенные экономические затраты (что снижает конкурентоспособность за счёт роста себестоимости и более сложного ценообразования).
Наиболее целесообразным решением такого диалектического противоречия в нынешних условиях нам представляется подход, в соответствии с которым предприятие должно делать упор в решении стратегических задач своего развития именно на повышение активности и потенциала в инновационной сфере, а в рамках тактических задач стремиться к поиску экономически наиболее выгодных условий, направлений и вариантов ресурсного обмена с внешней средой.
Наряду с конкурентами потребителей также относят к ключевым факторам микросреды, так как степень удовлетворённости потребителей и их рыночное поведение во многом определяют процесс продвижения новых товаров на рынке и тем самым влияют на инновационную активность предприятия.
Инновационная активность должна способствовать разработке и реализации новых или улучшенных продуктов с более высокими потребительскими свойствами, а также созданию новых конкурентных преимуществ на рынке. Кроме того, посредством повышения инновационной активности предприятия могут стремиться к расширению границ существующих и созданию новых рынков сбыта производимой продукции, а также совершенствовать технологию улучшать качество работы с потребителями маркетинговой службы.
Для реализации инновационной деятельности предприятия необходимо выполнение нескольких условий, одним из которых является наличие соответствующих материально-технических ресурсов на предприятии. В связи с этим, необходимо уделять пристальное внимание такому фактору, как поставщики, от которых зависит качество сырьевой базы предприятия, а, следовательно, и качество конечной продукции.
При этом инновационная активность объективно обусловливает комплекс дополнительных требований в работе с поставщиками. Возникновение данных требований является следствием потребности предприятия в более качественных поставках ресурсов. Удовлетворение данной потребности призвано способствовать целенаправленному совершенствованию установившихся отношений с поставщиками и схем оплаты ресурсных поставок, улучшению отношений с постоянными и появлению новых надёжных поставщиков.
Факторы макросреды создают общие условия существования предприятия во внешней среде. Так, экономические факторы отражают экономическую ситуацию на предприятии в целом и являются наиболее существенными, поскольку текущее и прогнозируемое экономическое состояние предприятия влияет на достижение стратегических целей. Таким образом, при правильном экономическом анализе можно максимально точно определить инновационную активность и снизить отрицательное влияние на нее других показателей.
Активная деятельность предприятия (в том числе в инновационной сфере) должна не только полностью соответствовать выбранной стратегии развития, но и находиться в строгом соответствии с законодательными ограничениями и условиями, которые проявляются через комплекс правовых факторов. В практике хозяйственно-экономической деятельности предприятия непосредственное влияние на инновационную активность оказывают федеральные и местные органы власти в рамках принятой инновационной политики.
Организационно-управленческие факторы связаны с обеспечением квалифицированными и креативными кадрами, которые составляют основу персонала, заинтересованного в инновационном развитии предприятия. В свою очередь, такой коллектив выступает как необходимое условие реализация активной инновационной деятельности.
Вместе с тем, активная инновационная деятельность персонала теряет свои направленность и содержание, если на предприятии в должной мере не используются технологические факторы макросреды. Данные факторы играют важнейшую роль в осуществлении инновационной политики, разработке и реализации соответствующих инноваций. Следовательно, развитие и эффективное функционирование промышленного предприятия возможно тогда, когда оно в полной мере использует достижения научно-технического прогресса, внедряет новые технологии и оборудование. Именно степень использования технологических факторов определяет, в конечном счёте, технический и инновационный уровень развития промышленного производства.
Организационная и потребительская культура населения, нравственные нормы его поведения, уровень здравоохранения и ряд других социокультурных факторов оказывают, как правило, опосредованное влияние на инновационную активность. Однако учёт таких факторов важен и необходим, например, при определении номенклатуры и объёмов производства, а также при решении задач обеспечения покупателей качественной продукцией и осуществления послепродажного сервиса.
Взаимодействие макро- и микроэкономических факторов инновационного развития реализуется как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Так, институциональные условия и особенности в краткосрочном плане оказывают прямое влияние на функционирование макроэкономических объектов, а в долгосрочном - способствуют формированию взаимоотношений между трудом и капиталом, между собственниками менеджерами и наёмными работниками уже на уровне непосредственного предприятия.
При снижении ответственности со стороны государства за поддержание институциональной среды, адекватной требованиям развитой экономики, происходит снижение ответственности предприятий за исполнение обязательств перед потребителями и поставщиками. Несовершенство институциональной среды на макроэкономическом уровне порождает проблемы на промышленных предприятиях, а игнорирование взаимодействия макро- и микроэкономических факторов является достаточно серьёзным препятствием, сдерживающим рост их инновационной активности [3].
По характеру влияния на инновационную деятельность и, в частности, на инновационную активность предприятий факторы макросреды и микросреды в соответствии с принятым в стратегическом менеджменте подходом (8№^анализ) можно разделить на 3 основные группы:
1) факторы, стимулирующие инновационную активность;
2) нейтральные факторы;
Следует отметить, что грань между стимулирующими и тормозящими факторами является достаточно тонкой и условной. Так, факторы, изначально сдерживающие инновационную активность, в определённый момент времени могут трансформироваться в стимул для её развития. К примеру, ранее (при переходе к рыночным отношениям) руководители предприятий оценивали как позитивный фактор снижение влияния государства на их деятельность. Впоследствии оценки сместились, и в настоящее время в силу обострения рыночной конкуренции отчётливо обозначилась тенденция к государственно-частному партнёрству по различным масштабным проектам, при этом становится всё более популяр-
3) факторы, сдерживающие (тормозящие) инновационную активность.
Очевидно, что для деятельности предприятия наиболее важными являются факторы 1-й и 3-й групп, т.к. влияние нейтральных факторов (группа 2) на характер и результаты деятельности предприятия практически не сказываются. Анализ библиографических источников позволил выявить наиболее значимые факторы 1-й и 3-й групп, которые представлены в таблице 1.
на точка зрения о необходимости разумного регулирования и даже организации инновационных процессов со стороны федеральных и региональных органов власти [4].
В русле рассматриваемой тематики государственное регулирование и координирование инновационных процессов целесообразно разделить на два параллельных направления, предполагающих соответственно стимулирование инновационной активности, а также устранение барьеров и препятствий на пути развития государственной инновационной политики. Очевидно, что аналогичным образом по двум параллельным направлениям следует решать и задачу инновационного развития на конкретных предприятиях. Дру-
Т а б л и ц а 1
Факторы, тормозящие и стимулирующие инновационную активность предприятий
Группа факторов Факторы, тормозящие инновационную активность Факторы, стимулирующие инновационную активность
Экономические Высокие риски, связанные с инновациями; длительный период окупаемости инновационных проектов; недостаток средств для финансирования; неприемлемые условия кредитования Изменение потребительского спроса; обострение конкуренции; увеличение рентабельности; рост стоимости фирмы
Технологические Затруднённость доступа к научно-техническим достижениям; отсутствие резервных мощностей; доминирование интересов текущего производства Научно-технические открытия; высокая степень износа оборудования
Организацио нно -управленческие Устоявшаяся организационная структура компании; излишняя централизация; консервативность и инертность менеджеров всех уровней; ориентация на сложившиеся рынки; сложность согласования интересов участников инновационных процессов; недостаток квалификационных кадров Гибкость оргструктуры; использование матричной структуры и децентрализация управления; повышение квалификации; формирование целевых рабочих групп, внедрение принципов проектного управления
Правовые Несовершенство законодательства и институционального обеспечения; ограниченность государственных программ поддержки инноваций Законодательные меры, поощряющие инновационную деятельность; государственная поддержка развития инновационной системы
Социально-культурные Снижение креативной составляющей в деятельности; боязнь неопределённости и изменения статуса; стремление избегать риски Моральное поощрение участников инновационного процесса; общественное признание; обеспечение возможностей самореализации
гими словами, для предприятия тождественно значимыми должны являться как факторы, тормозящие инновационную активность, так и факторы, её стимулирующие.
Таким образом, в число стратегических и тактических задач функционирования и развития предприятия одинаково важно отнести и устранение (или, как минимум, снижение последствий) влияния негативных факторов, и использование преимуществ от существующих позитивных факторов.
Однако, учитывая ресурсные ограничения многих средних и мелких предприятий, составляющих, например, большинство в перерабатывающих отраслях промышленности, логично предположить, что реализация данного подхода может вызвать большие трудности. В этом случае может быть рассмотрен вопрос о предпочтительном использовании только одного из двух альтернативных направлений.
По нашему мнению, с учётом сложившихся рыночных условий необходимо на ближайшую перспективу ориентироваться в приоритетном порядке всё-таки на устранение факторов торможения инновационного развития. Устранение (или снижение последствий) влияния данных факторов позволит обеспечить более благоприятные условия для скачкообразного роста предпринимательской и инновационной активности, а также для формирования инновационной политики с активным использованием группы стимулирующих факторов.
Вместе с тем, многочисленность и разнообразие факторов торможения инновационной активности (частично данные факторы представлены в таблице 1) обусловливает необходимость в их ранжировании с помощью рейтинговых оценок. В этом отношении представляет большой исследовательский интерес данные, опубликованные Федеральной службы государственной статистики и Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» [4].
Указанные данные представляют собой результаты многолетнего масштабного опроса предприятий российской промышленности (в том числе предприятий перерабатывающих отраслей) в период с 1993 г. по 2011 г. В ходе опроса организациям-респондентам (предприятиям) предоставлялся в виде анкеты перечень факторов, которые потенциально могут оказывать негативное влияние на инновационную деятельность. В отношении каждого фактора респондент выставлял баллы от 0 до 3, при этом более сильное влияние конкретного фак-
тора на инновационный процесс оценивалось соответственно и более высоким баллом.
Таким образом, была выявлена группа внешнеэкономических (факторы 1-5), внутренних (факторы 6-10) и других (факторы 11-13) факторов, представленных в таблице 2, которые оказывают, по мнению респондентов, наиболее негативное воздействие на развитие инновационной деятельности. Ежегодные рейтинговые оценки данных факторов показаны на рисунке 1.
Масштабность и глубина проведенного исследования с учётом известности и опыта его авторов позволяют сделать предположение о высокой репрезентативности представленных сведений, а также дают возможность для углубленного рассмотрения представленных данных. Так, по мнению респондентов, наиболее серьёзной сдерживающей причиной развития инновационной деятельности и активности являются чисто экономические проблемы, связанные, прежде всего, как с недостатком собственных средств, так и с недостатком финансовой поддержки со стороны государства (факторы 1 и 2), а также высокая стоимость нововведений (фактор 4).
Значения рейтинговых оценок по этим факторам за 18-летний период исследования колебались незначительно и составляли не менее 2 баллов.
Важно отметить, что незначительный диапазон изменений оценок в течение данного периода характерен практически для всех анализируемых факторов. При этом наиболее значимое снижение оценок в 0,6 балла произошло в период с 1993 по 2003 г.г. по фактору 3 (низкий спрос на новые товары), что было обусловлено, на наш взгляд, преодолением сложных кризисных процессов в промышленности, повышением благосостояния населения и организаций, а также оживлением отечественной экономики в целом.
Вместе с тем, за 18 лет по факторам 8 (недостаток информации о новых технологиях), 10 (неразвитость кооперационных связей) и 12 (неразвитость инновационной инфраструктуры) оценки вообще не претерпели никаких изменений, что может свидетельствовать как об ограниченном внимании к этим проблемам, так и об их относительной сложности. Кроме того, в течение последнего десятилетия остаются неизменными величины рейтинговых оценок по факторам 2, 4, 6 ,9 и 11, что также говорит о консервативной и замедленной реакции на поиск решений по устранению соответствующих препятствий.
ВестникВТУИТ, №1, 2014_
Т а б л и ц а 2
Факторы, тормозящие инновационное развитие предприятий [4]
Рейтинг Название фактора Диапазон значения за рассматриваемый период, баллы
1 Экономические факторы: недостаток собственных средств 2,6-2,3
2 недостаток финансовой поддержки со стороны государства 2,4-2,1
3 низкий спрос на новые товары 2,2-1,6
4 высокая стоимость нововведений 2,1-2,2
5 высокий экономический риск 1,7-2,0
6 Внутренние факторы: низкий инновационный потенциал организации 1,5-1,8
7 недостаток квалифицированного персонала 1,3-1,6
8 недостаток информации о новых технологиях 1,4
9 недостаток информации о рынках сбыта 1,6-1,4
10 неразвитость кооперационных связей 1,4
11 Другие факторы: недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность 1,7-1,6
12 неразвитость инновационной инфраструктуры 1,5
13 неопределенность экономических выгод от использования интеллектуальной собственности 1,5-1,7
а к н
е ц
о
3
в о г н и т й е
3' 2,5' 2' 1,5 1
0,5' 0'
□ 1993-1995
□ 2003-2005
□ 2009-2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
факторы
Рисунок 1. Рейтинговая оценка факторов, препятствующих развитию инновационной активности [4]
Таким образом, из 13 принятых во внимание факторов только пять претерпели незначительные изменения (3 фактора в сторону снижения и 2 фактора в сторону повышения своей значимости), а остальные 8 факторов (т.е. 61,5 % от общего числа) остаются неизменными с 2003 года. Наибольшие изменения получили оценки как раз по экономическим факторам (группа 1: факторы 1 - 5), а по факторам других групп диапазон изменения рейтинговых оценок менее значителен.
На наш взгляд заслуживает серьёзного внимания то, что на общем фоне стабилизации или снижения актуальности большинства негативных факторов у четырёх факторов за последние годы наметился заметный рост их значимости. К ним относятся факторы 4 (высокая стоимость нововведений), 5 (высокий экономический риск), 6 (низкий инновационный потенциал организации) и 13 (неопределённость экономических выгод от использования интеллектуальной собственности).
Весьма примечательно, что все эти факторы имеют самое непосредственное отношение к инновационной деятельности и активности. Сам факт того, что руководители предприятий стали обращать на это более пристальное внимание, по нашему мнению, можно оценивать как весьма положительную тенденцию. Вместе с тем данный вывод указывает на необходимость целенаправленного и скорейшего поиска путей устранения данных факторов как со стороны органов государственной и муниципальной власти, так и со стороны промышленных предприятий.
Снижение или устранение влияния негативных факторов на инновационную активность является одной из главных задачей развития предприятия. Учёт данных факторов, создание необходимых условий и внедрение инноваций в различные аспекты функционирования промышленных предприятий позволит им обеспечивать конкурентные преимущества и устойчивое развитие в динамично меняющихся условиях внешнего окружения.
ЛИТЕРАТУРА
1 Саликов Ю. А., Гончарова И.А. К вопросу о типологии инновационно активных промышленных предприятий // Место и роль России в мировом хозяйстве. Сборник статей VII международной научно-практической конференции. Воронеж, ВГУИТ,2012. 108 с.
2 Карпова С.В. Современные направления маркетинга: теория, методология и практика применения: монография. М.: «Палеотип», 2011.
3 Качалина Л.Н. Конкурентно способный менеджмент. М.: ЭКСМО, 2010. 464 с.
4 Городникова Н.В. Индикаторы инновационной деятельности 2013: статистический сборник. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. 472с.
Результаты оценки инновационной активности представляют интерес не только для предприятия, но также для частного инвестора и государства. Так, организация, осуществляет выбор стратегии развития в сфере инноваций, определяет и получает выгоды от их внедрений. Частный инвестор принимает решения по финансированию предприятий, наиболее привлекательных с точки зрения создания, освоения и реализации на рынке новых продуктов, услуг, процессов. Государство организует и регламентирует поддержку и помощь при создании инновационных направлений, кластеров и предприятий, создаёт комплекс мероприятий по стимулированию научных исследований и разработок. Таким образом, оно своевременно и целенаправленно создает условия для преодоления негативного влияния внешних факторов и более активного экономического роста на основе эффективной национальной инновационной политики.
REFERENCES
1 Salikov Iu. A., Goncharova I.A. On the typology of innovation-active industrial companies. Mesto i rol' Rossii v mirovom khoziaistve. Sbornik statei VII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Russia's place and role in the world economy. Collection of articles VII international scientific-practical conference]. Voronezh, VGUIT, 2012. 108 p. (In Russ.).
2 Karpova S.V. Sovremennye napravleniia marketinga: teoriia, metodologiia i praktika primeneniia [Modern trends in marketing: theory, methodology and practice of application]. Moscow, Paleotip, 2011. (In Russ.).
3 Kachalina L.N. Konkurentno sposobnyi menedzhment [Competitively capable management]. Moscow, EKSMO, 2010. 464 p. (In Russ.).
4 Gorodnikova N.V. Indikatory iino-vatsionnoi deiatel'nosti 2013 [Indicators of innovation activity 2013]. Moscow, Natsional'nyi is-sledovatel'skii institute «Vysshaia shkola ekonomiki», 2013. 472p. (In Russ.).