ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 УДК:338.45:684
Кириллова Елизавета Георгиевна, студентка факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России e-mail: [email protected]
Гатилова Татьяна Михайловна, студентка факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России; e-mail: [email protected]
Акшенцева Наталья Сергеевна, студентка факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России.
e-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ФУНКИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: в статье рассматриваются факторы макросреды и микросреды, их влияние на деятельность предприятия. Изучены подходы к анализу внешней среды организации. Проведен анализ влияния факторов внешней среды на деятельность организации. По результатам анализа были предложены мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия с учетом влияния факторов внешней среды.
Ключевые слова: внешняя среда, макросреда, микросреда, корреляционный анализ, мебельная компания.
Kirillova Elizaveta Georgievna, student of the faculty of Economics and Management, Kursk State Medical University e-mail: [email protected]
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 Gatilova Tatyana Mikhailovna, student of the faculty of Economics and Management, Kursk State Medical University e-mail: [email protected]
Akshentseva Natalia Sergeevna, student of the faculty of Economics and Management, Kursk State Medical University. e-mail: [email protected]
ESTIMATION OF THE IMPACT OF EXTERNAL ENVIRONMENTAL FACTORS ON THE FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF THE
ENTERPRISE
Annotation: the article discusses the factors of the macro environment and the microenvironment, their influence on the activities of the enterprise. The approaches to the analysis of the external environment of the organization were studied. The analysis of the influence of environmental factors on the organization was carried out. According to the results of the analysis, measures to improve the activity of the enterprise, taking into account the influence of environmental factors were proposed.
Key words: external environmental, macro environment, microenvironment, correlation analysis, furniture company.
В настоящее время значимость влияния факторов внешней среды значительно увеличилась. Внешняя среда организаций характеризуется высокой степенью сложности, динамичностью и неопределенностью. Постоянный контроль изменений, которые происходят в макро и микросреде, помогают предприятиям правильнее подойти к этим условиям, организовать более эффективную деятельность в постоянно изменяющейся среде [1, 3].
Целью данной статьи является оценка влияния факторов внешней среды на функционирование и развитие предприятия и разработка предложений для повышения эффективности АО МК «Шатура» с учетом влияния факторов макро и микросреды.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019
Для достижения поставленной цели было проведено исследование макро и микросреды АО «Шатура».
Внешняя среда - это факторы, которые находятся за пределами организации и воздействуют на нее. Она находится в непрерывном движении, подвержена изменениям [6].
Макросреда - факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации [4].
Микросреда - субъекты (поставщики, потребители, контактные группы), которые непосредственно влияют на деятельность фирмы [5].
Анализ внешней среды - оценка состояния и перспектив развития важнейших факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков, на которые фирма не может оказывать влияние [3] .
Самыми распространенными методами анализа внешней среды являются STEP - анализ (анализ социальных, технологических, экономических и политических факторов, влияющих на организацию) и SWOT-анализ.
SWOT - анализ включает в себя сильные и слабые стороны предприятия, выявленные во время исследования, а также возможности и угрозы (результаты STEP - анализа) [2].
Анализ факторов внешней среды был проведен на примере деятельности АО «Шатура». Предприятие является одним из ведущих российских производителей и дистрибьюторов бытовой мебели.
В результате исследования внутренней среды организации были выявлены ее сильные и слабые стороны (таблица 1).
Таблица 1 - Сильные и слабые стороны деятельности АО «Шатура»
Сильные стороны Слабые стороны
-известность торговой марки; -совместная работа с иностранными компаниями; -высокое качество продукции; -разнообразный ассортимент выпускаемой продукции; -широкая сеть розничных салонов. -рост дебиторской задолженности; -рост кредиторской задолженности.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019
Был проведен регрессионно-корреляционный анализ, в результате которого было выведено уравнение зависимости выручки предприятия от внешних факторов (формула 1):
у=-40848х 1+3,4х2+38641,4х3+145263,5х4 (1)
где х1-курс валюты, руб.; х2-ВРП, тыс.руб.;
х3- реальные располагаемые денежные потоки, тыс.руб. х4-среднегодовая численность занятых, тыс.чел.
В исследовании были выявлены благоприятные и неблагоприятные факторы внешней среды для организации (таблица 2).
Таблица 2 - Возможности и угрозы внешней среды для АО «Шатура»
Возможности Угрозы
-использование новых стандартов в технологиях, оборудовании, материалах; -увеличение спроса на товары благодаря следованию тенденциям моды; -регулирование деятельности организаций государством относительно конкуренции и монополии на мебельном рынке -снижение покупательского спроса на товары в связи с кризисом; -рост мировых цен на сырье и материалы; -рост уровня инфляции; -изменения в законодательстве по охране окружающей среды; -рост конкурентов на мебельном рынке.
Для решения выявленных проблем в деятельности АО «Шатура» были предложены следующие направления с учетом влияния внешней среды:
-прекращение обслуживания клиентов и ограничение поставок до момента погашения долговых обязательств.
-распределение долгов по срочности погашения;
-своевременное выполнение заказов клиентов и в минимально короткие сроки с высоким уровнем сервиса;
-увеличение продаж через розничную, франчайзинговую, дилерскую сети и интернет продажи;
-внедрение конкурентоспособного ассортимента продукции.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019
Список источников:
1. Авраамова Е.Б. Адаптация промышленных предприятий к рыночным условиям/ Е.Б. Авраамова, И.Д. Гурков // Вопросы экономики. -2016. -№11. - С. 145-152
2. Алипова, И. В. Разработка методики проведения анализа внешней среды предприятия / И. В. Алипова - М.: Экономика. - 2014. - N 6. - С. 26-28.
3. Власова, О.В . Глобальная конкурентоспособность российской экономики в контексте сравнения кредитных ставок / О.В . Власова // Иннов: электронный научный журнал. - 2018. - № 1 (34). - С. 9.
4. Ибрагимова, М.Х. Анализ внешней среды компании для целей обоснования принятия стратегических решений / М.Х. Ибрагимова // Проблемы современной экономики. - 2016. -№16. - С.26-30
5. Кочнев, Л. С. Анализ маркетинговой среды компании // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - N 3. - С. 109-111.
6. Нойкин, С.А. Анализ и оценка внешней среды организации / С.А. Нойкин // Вестник Пензенского государственного университета. -2016. - №3. -С.