Шуняева В. А.
МЕСТО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА
16.8. МЕСТО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА
Шуняева Вера Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент, директор Института права и национальной безопасности
Место работы: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Институт права и национальной безопасности
Аннотация: исследованию духовно-нравственных ценностей посвящены труды ученых, как в России, так и за рубежом, несмотря на однозначную позицию ученых, относительно значения духовно-нравственных ценностей, требует дополнительных исследований их место в структуре личности несовершеннолетнего преступника. Анализ теоретических аспектов значения духовно-нравственных ценностей усиливается анализом статистических данных, дающих более глубокое представление об изучаемой проблеме. Роль духовно-нравственных ценностей заключается в становлении и развитии правого сознания личности, его самодетерминаций и саморегуляций. Автор считает, что выработка самосознания несовершеннолетнего и определения его места в социальной среде, с целью минимизации развития девиаций несовершеннолетних, являются задачей развития духовно-нравственных ценностей. Полученные в результате исследования выводы говорят о необходимости корректировки духовно-нравственного развития подростков, посредством участия таких социальных институтов, как семья, образовательно-воспитательные учреждения.
Ключевые слова: буллинг, духовно-нравственные ценности, девиации, личность, несовершеннолетний, особенности личности несовершеннолетнего преступника, преступность несовершеннолетних.
THE PLACE OF MORAL AND SPIRITUAL VALUES IN THE PERSONALITY STRUCTURE OF JUVENILE OFFENDERS
Chuniaevа Vera A., PhD in law, Director of the Institute for law and national security; Associate Professor Place of employment: Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Institute for law and national security
Abstract: the study of moral values dedicated to the works of scholars, both in Russia and abroad, despite the unambiguous position of the scholars regarding the meaning of spiritual and moral values, requires further study of their place in the structure of personality of juvenile offenders. The analysis of theoretical aspects of the value of spiritual and moral values enhanced by the analysis of statistical data, giving deeper insight to the studied problem. The role of spiritually-moral values consists in the formation and development of legal consciousness of the individual, his semideterminate and samoregulyacii. The author believes that the establishment of identity of minors and determine its place in the social environment, to minimize the development of minor deviations, is the task of development of spiritual and moral values. The resulting research findings indicate the need to adjust the spiritual and moral development of adolescents, through participation in such social institutions as family, educational institutions.
Keywords: bullying, moral and spiritual values, deviations, personality, minors, personality characteristics of juvenile offenders, juvenile crime.
К структуре личности относится ее духовно-нравственное развитие как один из важнейших элементов ее становления. Формированию личности способствует ее социализация посредством усвоения ценностей, трактуемых социумом, напрямую связанного с историческим генезисом и определяющим ценностно-ориентированную структуру, зависящую от его внутреннего и внешнего развития.
Современное развитие общества изменило систему ценностных ориентаций, во главе нее, поставив материальную составляющую, что сразу сказалось на самой неустойчивой его части - несовершеннолетних.
В связи с чем актуализируется проблема понимания духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних на современном этапе развития общества.
Изучая терминологию, лежащую в основе категории духовно-нравственных ценностей и ориентаций, обратимся к их различной интерпретации. Так, Смирнова Е.Ю. под ценностными ориентациями понимает «систему личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям»[8, с. 95]. В данном определении автор
на первое место поставил личные установки, находящиеся в некоей системе. Братусь Б.С. вместе с Зей-гарник Б.В. нравственную ценность признают основной плоскостью движения личности[2]. Такая плоскость определяет вектор движения личности, которая во взаимодействии с обществом, обретает некий смысл своего существования. Схожее значение понятия ценностей усматривается и в определении Д.А. Леонтьева, который относит ценности к мотивационной структуре, способствующей развитию человека в частности и его движению в социальному движении в целом[4].
Таким образом, само понятие «ценностей» базируется на некоей оценке или цене, установлении значимости того или иного явления на данном этапе, для определенной категории лиц, а также способности личности к дифференциации этих явлений, ранжируя их по выбранной шкале.
Ценности, относящиеся к духовному и нравственному формированию личности, связаны прежде всего со стремлением и желанием человека в основу своего взаимодействия с другими представителями общества, положить ориентир совести, любви и добра, при
Социально-политические науки
4'2018
этом опираясь на этические ценности, составляющие основу как сознания, так и самосознания.
Духовно-нравственные ценности характеризуются следующими существенными чертами:
«а) они всегда есть представления или верования;
б) знания о состояниях, которых желательно достичь;
в) следы специфических ситуаций;
г) содержат возможность селекций каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения;
д) имеют некоторую степень важности»[8, с. 96].
Такие черты объективно определяют механизм ко-
гнитивности ценности, зависимым, в том числе и от возраста личности.
С точки зрения формирования личности, подростковый возраст является критическим. Подросток, продолжая зависеть от внешних детерминаций, развивает собственно личностную самодетерминацию и саморегуляцию. Процесс полового созревания, оказывающий значительное влияние на психофизическое состояние подростка, зачастую мешает ему выработать собственные ценностные ориентиры, не подвергаясь манипуляциям со стороны лиц, стремившихся оказать воздействие на несовершеннолетнего подчинив его волю и сформировав его духовно-нравственные ценности.
Как не было бы парадоксальным, но асоциальное поведение несовершеннолетнего, базируется на усвоении негативного социального опыта, являющегося следствием воздействия, как малого социума, так и большого.
Несовпадение желаемого и действительного в жизни подростков, способствует развитию у них различных девиаций, включающих как криминальное, так и суицидальное поведение.
При этом ценность жизни как своей, так и чужой уменьшается искренность сострадание, доверие становятся не просто забытыми ориентирами, а факторами не вписывающимся в современную действительность несовершеннолетних. Их наличие среди некоторых групп несовершеннолетних расценивается как проявление слабости лица, заслуживающего в лучшем случае изгнания из такой группы, а в худшем превращения в постоянный объект издевательства и нападок.
По статистике в 2015 году в России покончили жизнь самоубийством 685 человек, а в 2016 это сделали уже 720 детей[3], в 2017 году наметилось незначительное снижение данной категории суицидов. По данным полученным ТАСС от МВД России «основными причинами, послужившими возникновению у подростков желания покончить жизнь самоубийством, явились неразделенная любовь - 30%, конфликты в семье - 29%, психические заболевания - 10%»[5].
Причиной такого отношения к собственной жизни стали не только указанные обстоятельства, способствующие развитию суицидальных проявлений, но и совершение в отношении несовершеннолетних тяжких преступлений, направленных на посягательства на их жизнь, здоровье и половую неприкосновенность.
Особую опасность в этой связи имеет неоднозначное воздействие таких элементов окружения несовершеннолетних, как семья и различного рода образовательные учреждения.
Мы согласны с мнением Акутиной С.П., которая отмечает, что «уклад семейной жизни, традиции и условия семейного воспитания, которые в совокупности создают для ребёнка ту среду, включаясь в которую, он впервые раскрывает свои социально полезные качества. Семья выступает ведущим звеном целостного
педагогического процесса по воспитанию семейных духовно-нравственных ценностей детей»[1, с. 20].
Нарушение же основ семейных взаимоотношений, утрата защищенности в семье несовершеннолетними, нахождение на разных уровнях взаимопонимания с родителями, которые не могут, а порой и не хотят участвовать в этих взаимоотношениях, приводит к выработке у несовершеннолетнего девиантного поведения.
Не последнюю роль в формировании духовно-нравственных ценностей играет и роль педагога-наставника, который может быть как в школе, так и при реализации форм внеурочного досуга (кружки, секции и т.д.). «От профессионализма педагога зависят умышленная постановка подростка перед выбором и передача необходимого объёма знаний, способствующего формированию умения делать правильный выбор: речь идёт о выборе между добром и злом, нравственностью и безнравственностью, участию и безучастию и пр.»[6, с. 123].
Прохождение же ребенком таких стадий как учебная декомпенсация и школьная дезадаптация способствуют распространению, так называемого буллинга в среде школьников, который проявляется не только в травле более слабых подростков, но и имеет виды экономического, физического, а иногда и полового подчинения.
«Духовный идеал и жизненные ценности являются ядром личности несовершеннолетнего, которое формируя нравственные ценности человека, определяет выбор его поведения»[9, с. 502]. Каким же образом необходимо формировать такой идеал?
На наш взгляд четкая система духовно-нравственного просвещения поможет успешно осуществить профилактику различных девиаций несовершеннолетних. Одним из элементов такой системы является семья, которая обладает компенсаторными функциями, способствующими снятию напряженности ребенка, полученными как в семье, так и вне ее. Семейный климат должен стать, гаванью, в которой ребенок всегда найдет понимание и поддержку. Мудрым наставником, направляющим поведение ребенка, не уничижая его должен стать родитель.
Современная школа как основа гражданско-правового образования формирует активно-положительное отношение к этическим законам и нормам подростков, здесь происходит «моделирование особой воспитательной мотивационной среды, которая способствует последовательному совершенствованию личностных (самоуважение, эмоциональное самосознание, ассертивность, ценностные ориентации), межличностных (эмпатия, социальная ответственность, межличностные отношения) и социально-культурных (знания, умения, способности, мотивы) характеристик, которые обеспечивают саморазвитие личности»[7, с. 20].
Не последнюю роль в Христианской России играет религия, развивая основные человеческие ценности, базирующиеся, в том числе и на религиозных канонах, преследующая достижение такой цели как воспитание личности с устойчивой мировоззренческой позицией, в основе которой лежат соблюдение культурных традиций, верность Родине, гуманизм и т.д.
Таким образом, формирование духовно-нравственных ценностей, выступают необходимым элементом в формировании правосознания несовершеннолетнего, его самосознания и определения его места в социальной среде, с целью минимизации развития девиаций несовершеннолетних.
Шуняева В. А.
МЕСТО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94,71%.
Список литературы:
1. Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы: автореф. дис. ... доктора педагогических наук. Нижний Новгород, 2010. 45с.
2. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М. : Изд-во МГУ, 1980. 342с.
3. Количество детских суицидов растет не из-за «групп смертности»// https://regnum.ru/news/2256526.html (дата обращения 01.03.2018)
4. Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива //Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1993. № 2. С. 23-29.
5. МВД РФ: основные причины детских суицидов -
несчастная любовь и ссоры с родителями// http://tass.ru/obschestvo/4010473 (дата обращения 01. 03.2018)
6. Павлова В.А. Условия формирования духовно-нравственных ценностей подростков: педагогический аспект// Вестник МГУКИ. 2013. № 5 (55). С. 121 - 124.
7. Рябов С.В. Развитие нравственно-эмоционального потенциала подростков в учреждения дополнительного образования детей: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук. Москва, 2011. 21с.
8. Смирнова Е.Ю. Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей // Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова. 2010. Том 16. С. 95-99.
9. Шуняева В.А. Духовно-нравственное развитие несовершеннолетнего - основа предупреждения преступности // Б.Н. Чичерин и традиции философской и социально-политической мысли в России // Материалы международной научно конференции. Тамбов 20-23 ноября. 2013 г. С. 501-504.