УДК 37.034:343.815 ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧЛИТВИШКОВ,
ББК 67.409.13 доктор педагогических наук, профессор,
Л64 профессор кафедры юридической психологии и педагогики
(Академия ФСИН России); АЛЕВТИНА ВЛАДИМИРОВНА ВИЛКОВА,
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника отдела управления делами
(ФСИН России), e-mail: [email protected] © Литвишков В. М., Вилкова А. В., 2015
СТИМУЛИРОВАНИЕ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЗА СОВЕРШЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Реферат: проблема переживания осужденными результатов совершенного преступления является весьма актуальной в юридической науке, психологии и педагогике. Повышение эффективности уголовного наказания в борьбе с преступностью следует связывать, в частности, с ценностями духовно-нравственного развития личности. Важной духовно-нравственной ценностью личности осужденных является переживание ими результатов совершенного преступления.
Проведенным исследованием установлено, что духовно-нравственные ценности характерны для всех категорий осужденных. Это имеет принципиальное значение для теории и практики исправления осужденных. Переживание осужденными наказания воздействует на сознание и самосознание, расширяет духовно-нравственное воздействие, фактор самовоспитания личности, заставляет задуматься над смыслом жизни. В то же время сравнительный анализ показывает, что для осужденных внутренние духовно-нравственные ценности, такие как совесть, стыд, вина и другие, менее значимы, чем внешние. Этот факт свидетельствует о неэффективном карательном воздействии этих ценностей на сознание и психологию преступника. Такие показатели, несомненно, соответствующим образом характеризуют личность правонарушителя. Если воспитанник легко переживает духовно-нравственные ценности, нужно ли говорить, какие большие усилия требуются для его исправления.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, духовно-нравственные ценности, наказание, исправление, личность, переживание осужденными наказания.
Проблема переживания осужденными результатов совершенного преступления является весьма актуальной в юридической науке, психологии и педагогике. Повышение эффективности уголовного наказания в борьбе с преступностью следует связывать, в частности, с ценностями духовно-нравственного развития личности. Важной духовно-нравственной ценностью личности осужденных является переживание ими результатов совершенного преступления.
Чем примитивнее духовно-нравственная жизнь осужденных, тем меньше их беспокоит моральная сторона наказания и тем меньше переживания по поводу результатов совершенного преступления. У таких осужденных переход от бездуховных и безнравственных поступков к противоправным действиям проходит легко и безболезненно. Переживание - это своеобразная форма отражения сознанием человека результатов отрицательных поступков и действий.
Человек - общественное и деятельное существо, имеющее возможность на основе переживаний
наказания пересмотреть свои взгляды, убеждения, оценку своего Я. С такой позиции следует решать вопрос о том, обладают ли переживаемые человеком чувства своей вины за преступление в ходе наказания возможностью оказывать на него воспитательное влияние. Переживая наказания и внутренние страдания, которые человек наложил на себя в связи с совершенным преступлением, он будет искать спасения в раскаянии, определении своего места в душевном покое. Следовательно, о наказании и страдании как о способе влияния на духовно-нравственное совершенствование осужденного, искоренения у него вредных привычек можно говорить утвердительно.
Для характеристики переживаний осужденными наказания и результатов совершенного преступления важно указать на то, что оно является личностным свойством духовно-нравственной сферы, характеризует отношение личности к окружающему миру. В более узком смысле переживание наказания представляет собой совокупность мораль-
ных, правовых, духовных и общественных отношений. При этом духовное переживание рассматривается как доминирующее, весьма значимое и решающее для эффективности процесса формирования духовно-нравственных ценностей у воспитанников колонии.
В связи с тем что переживание наказания используется в целях формирования духовно-нравственных ценностей правонарушителей, возникает вопрос, в какой мере оно способно положительно влиять на сознание, психологию и поведение осужденных. Педагогическое решение этого вопроса, по справедливому утверждению А. Л. Ре-менсона, заключается в том, что оно может рассматриваться в качестве: 1) «восстановителя», «реставратора» находившихся под спудом позитивных взглядов и привычек человека, приобретенных им в прошлом опыте; 2) толчка к переосмыслению прошлого; 3) «катализатора», ускоряющего установление положительных взглядов и привычек; 4) тормоза отрицательного поведения, «глушителя» антиобщественных устремлений;
5) стимулятора положительного поведения;
6) средства воспитания убеждения, общественной направленности и адекватной самооценки. Бесспорно, что наказание только тогда может оказать положительную роль в формировании духовно-нравственных ценностей осужденных, когда оно воспринимается ими осознанно, вызывает стыд за результаты преступления [1, с. 147].
Переживания осужденными наказания и результатов совершенного преступления представляют собой совокупность моральных и в определенной степени духовных общественных отношений, без которых наказание в виде лишения свободы не всегда эффективно с точки зрения исправления личности преступника. Такое понимание переживания наказания можно оценить положительно не только с юридической, но и с педагогической точки зрения, потому что это уже духовно-нравственный аспект смысла наказания. Наказание с педагогической точки зрения не должно причинять человеку физических страданий, и основным механизмом его воздействия является духовная сфера, в которой необходимо разбудить совесть, стыд, раскаяние.
Переживание наказания и результатов преступления может быть связано с изменением соотношения добра и зла. Человеческое переживание заставляет личность следовать своему разуму, который позволяет преодолевать бездуховные и безнравственные ситуации, следовать в своем поведении истинным ценностям, являющимся альтернативой иллюзии преступной романтики. Поиск духовно-нравственных ценностей - это поиск
человека самого себя, переживание уникальности другой личности, прерывание зла и мести чувством нежной привязанности и жалости [2, с. 158]. Переживание наказания всегда связано с известным ограничением, где нормой является, с одной стороны, требование свободы, а с другой - ее разумное ограничение ответственностью. Наличие у индивида ответственности позволяет ему выбирать оправданный с точки зрения духовно-нравственных ценностей способ поведения.
Педагогический взгляд на проблему переживания наказания и результатов преступления заключается в том, что оно способно наиболее сильно оказывать воспитательное влияние при условии, если ущемление в материальных благах переживается не только как физическая, но и преимущественно как духовно-нравственная ценность. На это указали 70 % обследованных осужденных, отметив причину этого явления. На первое место они поставили тот факт, что их уголовное наказание приносит прежде всего переживания родителям, на второе - родственникам, на третье - любимым девушкам (юношам), и на четвертое - то, что уголовное наказание оторвало их от работы, учебы. Но самое главное, по мнению обследуемых, переживание уголовного наказания связано с разрушением цели и положения в обществе, довело их до позора и личного несчастья.
Можно утверждать, что переживания связаны с эмоциями, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие духовно-нравственных ценностей осужденного. Наше исследование подтверждает это научное положение. У несовершеннолетних осужденных эмоциональная сфера не развита. Она порождает в психической деятельности различные аффективные состояния, формирует отрицательный эмоциональный и рациональный опыт, не способствующий позитивному духовно-нравственному воспитанию.
Так, часто переживаемые злость, зависть, гнев делают подростка грубым в общении, агрессивным в поведении, неустойчивым в проявлении положительных действий. Наши данные показывают, что несовершеннолетние правонарушители злопамятны, не прощают обид, не умеют контролировать свое поведение (72 %), проявляют дерзость (75 %), озлобленность (69 %) и другие отрицательные качества.
Высшим продуктом развития эмоциональных процессов, влияющих на переживания осужденными наказания, являются чувства. Одно и то же чувство может реализовываться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг
с другом. Например, чувство лишения свободы нередко включает в себя эмоции гнева, стыда и печали. Чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий. В силу этого в колонии важное значение приобретают методы формирования отношения осужденных к наказанию, осознанию вины и раскаянию в совершенном преступлении.
Наши данные свидетельствуют о том, что у несовершеннолетних осужденных положительные чувства либо притуплены, либо отсутствуют. Отсутствие таких чувств, как справедливость, доброта, уважение к окружающим, развивает вспыльчивость (76 %), обидчивость (68 %), драчливость (82 %), жестокость (54 %). Поводом к проявлению перечисленных качеств может служить получение от старшего или сверстника замечания, а также наличие посторонних раздражителей, влияние на его действия малой группы отрицательной направленности. В этом случае он становится неразборчивым в выборе средств и способов реализации действий. Это могут быть угроза, запугивание, психическое насилие, расправа с применением физической силы.
Уродливое отношение к наказанию и своему преступлению может стать причиной притеснения одних воспитанников другими. Отрицательно настроенные осужденные, не переживающие наказание, стремятся выделиться в особую касту, обеспечить себе привилегии при отбывании наказания за счет ущемления интересов других. Это приводит к культу физической силы и жестокости.
Переживание наказания и результатов своего преступления характерно не для всех осужденных. Наиболее значима эта духовно-нравственная ценность для впервые осужденных. Среди них по сравнению с рецидивистами на 25 % больше тех лиц, которые указывают на данное обстоятельство. Неоднократно судимые знакомы с обстановкой и жизнью в колониях, быстрее адаптируются к этим условиям, что и приглушает переживание ими утраты свободы и порождает безответственное поведение. Связь между уровнем переживания наказания и направленностью преступного посягательства характеризуется следующим образом. Осужденные, совершившие насильственные преступления (изнасилование, хулиганство, разбой), в ранжированном ряду, отражающем глубину переживания наказания и результатов преступления, оказались на первом месте - 80 % против этого же показателя осужденных за корыстные преступления (кража, мошенничество) - 60 %.
Наблюдается также связь наказания с длительностью срока. Чем длительнее срок уголовного
наказания, тем тяжелее переживается осужденными утрата свободы. Однако эта закономерность проявляется только среди лиц, осужденных к лишению свободы сроком до 5 лет включительно. Среди осужденных на срок свыше 5 лет, а также до 1 года включительно наблюдается затухание переживания по поводу лишения свободы. Краткие и слишком длительные сроки наказания несколько приглушают у воспитанников чувство свободы и переживания по поводу ее утраты, не рассматриваются ими как ценности.
Проведенное нами исследование выявило две группы несовершеннолетних осужденных. Первая группа (25 % воспитанников) переживает наказание, раскаивается в совершенном преступлении, видит причину своих бед в самом себе, занимается самовоспитанием, имеет адекватную самооценку, вторая (75 % воспитанников) - не раскаивается в совершенном преступлении, видит причину бед в других. У таких осужденных негативные асоциальные поступки выступают как результат внешне заданных обстоятельств, но не как закономерное следствие собственных пороков и отрицательных качеств. У них сформированны неадекватная самооценка и самооправдание собственных пороков, действий и преступления.
Направленность к самооправданию сформирована у подавляющего большинства осужденных, не раскаивающихся в преступлении и имеющих отклонения в поведении. Например, 70,8 % обследованных правонарушителей объяснили правонарушение случайностью, 10,8 % - признавали его непреднамеренным. При более конкретной постановке вопроса оказалось, что на совершение правонарушений, как объяснили подростки, повлияли опьянение - 54,2 %, незнание норм права - 12,5, безделье, глупость - 7, влияние друзей - 4 % и т. д.
Естественно, что такая оправдательная мотивация подростков, связанная с попытками представить себя жертвой случая, алкоголя, несознательности, является, во-первых, признаком неразвитости духовно-нравственной сферы личности и, во-вторых, показателем низкого уровня их духовно-нравственных ценностей. Самообман стимулирует возникновение смыслового барьера к педагогическим требованиям, адресованным воспитанникам. Он закрепляет отрицательное отношение к критике и самокритике, сводит к минимуму потребность в самопознании и самоисправлении.
Духовно-нравственные ценности, как известно, развиваются в процессе социального сравнения себя с окружающими людьми. У несовершеннолетних правонарушителей сравнение ориентировано на подростковую микросреду: неформальную микрогруппу, уличную компанию и т. д. Возника-
ет ярко выраженное стремление к негативному самоутверждению личности. Подросток, включенный в маргинальную микрогруппу, довольно быстро находит в ней свои идеалы и ценностные ориентации.
Быть вполне самостоятельным в подростковом микрообъединении даже для лидеров, а тем более рядовых членов достаточно сложно, если не сказать больше - практически невозможно. Тем не менее осужденный, взяв пример со своих товарищей по отрицательно направленной микрогруппе, как правило, пытается разрешать жизненные проблемы при помощи хитрости, изворотливости либо физической силы, если она у него имеется. Он сознательно начинает формировать в себе способность к корыстным, жестоким поступкам, то есть все то, что определяется идеалами микрогруппы.
Психологический микроклимат отрицательно направленных микрогрупп является той основой, на которой формируется отрицательное отношение к наказанию или негуманное отношение к незнакомым людям и в то же время рождается чувство солидарности с теми лицами, которые родственны по духу, то есть к таким же подросткам, которые совершают проступки, аналогичные их собственным. Опрос показал, что у 76,4 % осужденных такие поступки вызывали сочувствие и одобрение к человеку, который их совершил.
Формирование негативных ценностей у нераскаявшихся осужденных, развивающихся под влиянием отрицательной микросреды, способствует формированию специфических норм и принципов поведения личности. Они представляют собой «смесь» разнородных поведенческих ценностей, заимствованных у микроокружения, из прочитанных книг, высказываний взрослых, соединенных с накопленным житейским опытом. Поведенческие ценности осужденных подростков, несмотря на их очевидную примитивность, подражательность и абсурдность, тем не менее достаточно активно мотивируют их поведение.
Наше исследование показало, что абсолютное большинство осужденных испытывают переживание, связанное с отбыванием уголовного наказания в виде лишения свободы. Содержание этих переживаний неоднозначно и у различных типов воспитанников неодинаково. Для исследования со-
держания и глубины переживания осужденными нами использовалась система эмпирических показателей, которые, как представляется, дают возможность для характеристики этой ценности духовно-нравственного воспитания осужденных.
Общим эмпирическим показателем был вопрос: «Что вы труднее всего переносите, отбывая наказание в виде лишения свободы?», к которому прилагались возможные варианты ответов. При этом в вопросе содержались показатели ценностей, характеризующих духовно-нравственную сферу личности. Опрошенные считают важными такие переживания, как утрата свободы, отрыв от семьи, режим отбывания наказания, пребывание в среде преступников, материально-бытовые ограничения.
Духовно-нравственные ценности дисциплинированных и злостно нарушающих порядок прямо противоположны. Промежуточные показатели между этими двумя группами занимают духовно-нравственные ценности осужденных, имеющих отдельные нарушения. Эта категория воспитанников еще не стала дисциплинированной, но и злостно нарушающей порядок тоже. В силу этого воспитателям необходим предпринимать большие усилия для перевода их в разряд дисциплинированных.
Обобщая приведенные данные, можно отметить, что духовно-нравственные ценности характерны для всех обследованных категорий осужденных. Это имеет принципиальное значение для теории и практики исправления осужденных, отражая тот факт, что переживание осужденными наказания воздействует на сознание и самосознание, расширяет духовно-нравственное воздействие, заставляет задуматься над смыслом жизни, расширяет фактор самовоспитания личности. В то же время сравнительный анализ показывает, что для осужденных внутренние духовно-нравственные ценности, такие как совесть, стыд, вина и др., менее значимы, чем внешние, что свидетельствует о неэффективном карательном воздействии этих ценностей на сознание и психологию преступника. Такие показатели, несомненно, соответствующим образом характеризуют личность правонарушителя. Если воспитанник легко переживает духовно-нравственные ценности, надо ли говорить, какие большие усилия требуются для его исправления.
Список литературы
1. Ременсон А. Л. К вопросу о восприятии осужденными к лишению свободы карательно-воспитательных воздействий // Доклады итоговой научной конференции юридических факультетов. Томск, 1971. С. 144-148.
2. Горцин Л. Ю. Педагогическое стимулирование как проблема методики воспитательного процесса // Советская педагогика. 1974. Т. 12. С. 52-61.
VLADIMIR MIKHAYLOVICHLITVISHKOV,
dsc in pedagogics, professor, professor of the legal psychology and pedagogics department
Academy of FSIN of Russia); ALEVTINA VLADIMIROVNA VILKOVA, phdin pedagogics, associate professor, deputy chief of the department of administration
(The FPS of Russia), e-mail: [email protected] © Litvishkov V. M., Vilkova A. V., 2015
MAKING MINOR OFFENDERS FEELING SORRY FOR COMMITED CRIMES
Annotation: the problem of making minor offenders feeling sorry for commited crimes is urgent in legal science, psychology and pedagogics. Efficiency of criminal penalty in fight against crime should be connected with moral values of personality, in particular. The important moral constituent of offenders is connected with an acute of remorse for the crime committed.
The research proves all categories of offenders to possess moral values. It is relevant for the theory and practice of their reformation. A feeling of remorse sorry for the committed crime cannot choose but shape consciousness and self-consciousness, expand moral effect, make think of life. At the same time comparative analysis shows that moral values, such as conscience, shame, guilt and others, are less significant for offenders than external factors. This fact reveals their inefficiency as ways of impact on consciousness and psychology of a criminal. Such factors, undoubtedly, give a certain characteristic of an offender . If a minor isn't very sorry for the committed crime, he requires greater efforts for reformation.
Key words: minor offenders, moral values, punishment, reformation, personality, feeling sorry for commited crimes.
References
1. Remenson A. L. K voprosu o vosprijatii osuzhdennymi k lisheniju svobody karatel'no-vospitatel'nyh voz-dejstvij [To a question of perception condemned to imprisonment of retaliatory and educational influences]. Doklady itogovoj nauchnoj konferencii juridicheskih fakul'tetov [Reports of total scientific conference of law departments]. Tomsk, 1971, рр. 144-148.
2. Gorcin L. Ju. Pedagogicheskoe stimulirovanie kak problema metodiki vospitatel'nogo processa [Pedagogical stimulation as problem of a technique of educational process]. Sovetskaja pedagogika - Soviet pedagogics, 1974, Vol. 12, pр. 52-61.