УДК 37.034:343.815 ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧЛИТВИШКОВ,
ББК 67.409.13 доктор педагогических наук, профессор,
Л64 профессор кафедры юридической психологии и педагогики
(Академия ФСИН России); АЛЕВТИНА ВЛАДИМИРОВНА ВИЛКОВА,
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника отдела управления делами
(ФСИН России), e-mail: mavlad67@mail.ru © Литвишков В. М., Вилкова А.В., 2015
ПОБУЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К РАСКАЯНИЮ В СОВЕРШЕННОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ
Реферат: раскаяние в совершенном преступлении имеет важное значение для развития духовно-нравственной сферы несовершеннолетних осужденных и исправления их личности. Угрызение совести, сопровождающее раскаяние, должно рассматриваться в качестве духовно-нравственной ценности. Раскаяние в совершенном преступлении почти всегда является надежным признаком наступившего или наступающего исправления человека, совершившего преступление. В силу этого раскаяние вполне обоснованно можно определить как духовно-нравственную ценность субъекта. Органическая связь совести, добра и раскаяния является не только формой самокритики, но и проявлением моральной и духовной ответственности личности, определяющей выбор поведения. Раскаяние, не выразившееся в духовно-нравственном поведении, не имеет большого положительного значения для исправления осужденного.
Таким образом, для повышения эффективности деятельности исправительных учреждений центр тяжести всего воспитательного процесса необходимо сосредоточить на побуждении осужденных к раскаянию, к переживанию ими чувства стыда и угрызения совести, что составит основу реализации принципа исправления преступников.
Ключевые слова: преступление, несовершеннолетние преступники, раскаяние, моральная ответственность личности.
Раскаяние в совершенном преступлении имеет важное значение для развития духовно-нравственной сферы несовершеннолетних осужденных и исправления их личности. Раскаяние в совершенном преступлении как понятие используется не только в психологии и педагогике, но и в юридической теории (В. А. Елеонский, В. А. Рыбаков) и судебной практике. В частности, чистосердечное раскаяние преступника в законодательстве отнесено к числу обстоятельств, смягчающих наказание.
Раскаяние в совершенном преступлении учитывается в процессе отбывания человеком уголовного наказания в исправительном учреждении при назначении ему различных льгот (перевод с одних условий наказания на другие, более мягкие, условно-досрочное освобождение и др.)
Раскаяние - необходимая духовно-нравственная ценность признания человеком собственной вины, осуждение им своих поступков или преступления. Раскаяние тесно связано с проявлением совести, чувства стыда и вины и в этом смысле выполняет роль нравственной самооценки личности. Раскаяние рассматривается моральным сознанием как
необходимая часть искупления, то есть снятие с себя вины путем полного признания своей вины. Раскаяние может выступать в форме публичного признания собственной виновности и готовности понести наказание, в выражении сожаления по поводу содеянного. В современных условиях раскаяние играет существенную роль в нравственном очищении, самосовершенствовании личности, развитии самокритики. Но может, естественно, возникнуть вопрос «Почему раскаяние в совершенном преступлении рассматривается как духовно-нравственная ценность?»
Еще В. Шекспир говорил о всесилии раскаяния в духовно-нравственной жизни человека. Он подчеркивал, что раскаяние может изменить в лучшую сторону себя и тогда мир вокруг станет светлее и добрее [1, с. 193]. Л. Н. Толстой, размышляя над этой проблемой, применительно к преступному поведению писал: «Один человек совершает самое ужасное преступление, раскаивается, мучается и осознает, что это дурно, что он мог этого не делать. Другой же совершает как бы ничтожный безнравственный поступок и оправдывает себя, живет весело и спокойно. Раскаяние первого более ценно
в смысле духовно-нравственного становления личностью» [2, с. 158].
Раскаяние, как отмечает В. А. Елеонский, является способом восстановления субъективной стороны уголовной ответственности и воспитания у осужденного этого чувства. Если под воздействием уголовного наказания, средств и методов исправления у осужденного наступило раскаяние в совершенном преступлении, то это может быть сигналом к серьезной перестройке его сознания и нравственной сферы в нужном для общества направлении. Воспитанник, который искренне и чистосердечно раскаивается в содеянном, приобретает качества быть ответственным за свои поступки и действия с духовно-моральной точки зрения. Раскаяние всегда предполагает признание вины в совершенном поступке. Индивид может раскаиваться только в том, в чем он действительно виноват, у него появляется совесть. Совесть же представляет собой устойчивую глубокую ценность духовности и морали. Совесть составляет, отмечал О. Г. Дроб-ницкий, самую высокоразвитую в рамках морали ценность личности контролировать свое поведение, отражать в своем самосознании, самооценках и мотивах те наиболее высокие общественные требования, которые могут быть предъявлены человеку [3, с. 61].
Христианская этика придает большое значение раскаянию как духовно-нравственной ценности, обращению к совести и внутреннему покаянию о содеянном. Раскаяние согласно христианской этике - это путь к внутренней духовной свободе, подлинному покаянию, очищению и покаянию. Одной из форм раскаяния является исповедь. В качестве подтверждающего примера сошлемся на Ф. М. Достоевского, рассказывающем об одном деревенском парне, который «по гордости» взялся совершить поступок, самый крайний по степени дерзости, и совершил его, именно расстрелял Причастие. В момент выстрела он увидел перед собой «крест, а на нем Распятого» и упал без чувств. Через несколько лет муки раскаяния заставили его ползком добраться до «старца» в монастыре, чтобы исповедать свой грех.
Будучи результатом оптимальной интериориза-ции духовно-моральных оценок вопросов к человеку, совесть вместе с тем является как бы возвращением личного сознания на духовно-нравственную точку зрения. Вот такое возвращение индивидуального сознания человека, совершившего преступление, на духовно нравственную точку зрения является качественной основой исправления осужденного. Угрызение совести, сопровождающее раскаяние, и должно рассматриваться в качестве
духовно-нравственной ценности. Раскаяние в совершенном преступлении почти всегда можно рассматривать как надежный признак наступившего или наступающего исправления человека, совершившего преступление. В силу этого раскаяние вполне обоснованно можно рассматривать как духовно-нравственную ценность субъекта. Органическая связь совести, добра и раскаяния является не только формой самокритики, но и проявлением моральной и духовной ответственности личности, определяющей выбор поведения. Раскаяние, не выразившееся в духовно-нравственном поведении, не имеет большого положительного значения для исправления осужденного. Вот почему повышение эффективности деятельности исправительных учреждений центр тяжести всего воспитательного процесса необходимо сосредоточить на побуждении осужденных к раскаянию, к переживанию ими чувства стыда и угрызения совести, что и явится основой реализации принципа исправимости преступников.
По содержанию раскаяние представляет собой прежде всего переживание осужденным чувства стыда и угрызения совести. Такое переживание имеет исключительно важное значение для духовно-нравственного совершенствования человека вообще, а преступника в особенности. Не случайно Ф. М. Достоевский называл нераскаявшихся преступников «погибшими людьми».
Глубокое влияние раскаяния на духовно-нравственную сферу воспитанников обусловлено тем, что переживание чувства стыда и совести всегда сопровождается самопорицанием, самоосуждением ими своего поведения. Раскрывая регулирующую роль стыда как этической категории, Гегель писал: «Он представляет собой зачаточный, но резко выраженный гнев человека на самого себя».
Если у осужденного проявляется такой внутренний гнев на самого себя, то процесс формирования у него духовно-нравственных ценностей проходит успешно и качественно. Переживания воспитанниками чувства стыда и совести в совершенном преступлении весьма ценны еще и потому, что они становятся индивидуальными психическими механизмами, через которые общество воздействует на духовно-нравственную сферу индивида. Особенностью этого механизма является то, что он неизбежно влечет за собой появление у осужденного внутренней саморегуляции своего поведения и самовоспитания.
Кроме того, раскаяние позволяет более эффективно осуществить формирование у осужденного положительного отношения к наказанию, в результате которого справедливость наказания воспринимается осужденным как объективная данность.
В таком случае неадекватная психологическая защита смягчается и осужденный воспринимает уголовное наказание как справедливое. Недаром С. В. По-знышев писал, что психология раскаяния заключенного и психология его отношения к наказанию составляют две взаимосвязанные проблемы криминальной психологии, среди многих других подлежащих самому тщательному изучению [4, с. 11].
Переживание, раскаяние, чувство стыда и угрызение совести почти всегда можно рассматривать как важный признак сформированной духовно-нравственной сферы несовершеннолетних осужденных.
Раскаяние - это признание человеком собственной вины, осуждение им своих поступков или преступлений. Вместе с тем отождествлять раскаяние и признание вины нет оснований. Осужденный может признавать вину, но не раскаиваться, что нередко случается на практике. Раскаяние тесно связано с проявлением совести, чувства стыда и вины и в этом смысле выполняет роль самооценки личности. Раскаяние рассматривается моральным сознанием как необходимая часть искупления.
Суть искупления как духовно-нравственной ценности в религиозных и светских этических учениях понимается одинаково - она зависит от ритуальных отличий. Однако именно в христианской педагогике понятие «искупление» получило вид законченной категории как духовно-нравственной ценности. Оно рассматривается как бы в двух стадиях: внутренне сориентированной, интроспективной (раскаяние, признание собственной вины и т. п.) и внешне ритуальной (публичное покаяние, исповедь, молитвы, обет, пост и другие формы послушания). Согласно библейскому учению Христос добровольно пошел на распятие ради искупления грехов человечества, а потому аморальные поступки могут быть прощены лишь Богом. Светское нравственное значение искупления определяется тем, что оно представляет собой одно из средств раскаяния к самосовершенствованию личности. Человек, совершивший провинность,
Список литературы
своим искуплением доказывает, что он достоин прощения его людьми [5, с. 380].
Раскаяние может выступать в форме публичного признания собственной виновности и готовности понести наказание в выражении сожаления по поводу содеянного.
Раскаяние играет существенную роль в духовном и нравственном очищении, самосовершенствовании личности, развитии самокритики.
Раскаяние изменяет сознание воспитанника колонии, он обретает веру в исправление своей личности, у него появляется перспектива на дальнейшую судьбу, связанную с обретением семьи, хорошей работы.
На вопрос: «Считаете ли вы, что раскаяние может изменить преступника?» - 85 % воспитателей колонии дали положительный ответ.
Воспитанник, раскаявшийся в преступлении, верит не в материальные, а в духовные ценности. Отвечая на вопрос: «Какие ценности для вас значимы?», 72 % раскаявшихся осужденных указали на духовные. На вопрос: «В чем заключается назначение человека?» - большинство из них (64 %) ответили, что основное назначенея человека делать добро людям. 98 % верующих воспитанников колонии считают, что раскаявшихся осужденных нужно помиловать, 92 % раскаявшихся осужденных полагают, что в конфликтных ситуациях нужно сдержаться.
Исследованием не установлена прямая зависимость осужденного от уровня его образования. Этот факт свидетельствует о неразвитости у осужденных интеллектуально-нравственной сферы. С возрастанием длительности назначенного по приговору суда срока лишения свободы среди осужденных сокращается число лиц, которые испытывают раскаяние в совершенном преступлении. Так, если среди воспитанников на срок до одного года включительно раскаявшихся было 75 %, то среди осужденных к 10 годам лишения свободы - 50 %.
1. Шекспир В. Трагедии. Сонеты. М., 1968. 816 с.
2. Толстой Л. Н. Собрание сочинений. М., 1965. Т. 20. 856 с.
3. Дробницкий О. Г. Структура морального сознания // Вопросы философии. 1972. № 6. С. 61.
4. Познышев С. В. Криминальные типы. Л., 1926. 255 с.
5. Российская энциклопедия. М., 1993.
VLADIMIR MIKHAYLOVICHLITVISHKOV,
dsc in pedagogics, professor, professor of the legal psychology and pedagogics department
Academy of FSIN of Russia); ALEVTINA VLADIMIROVNA VILKOVA, phdin pedagogics, associate professor, deputy chief of the department of administration
(The FPS of Russia), e-mail: mavlad67@mail.ru © Litvishkov V. M., Vilkova A. V., 2015
MOTIVATION OF PUPILS TO REPENTANCE OF THE COMMITTED CRIME
Annotation: the repentance of the committed crime is important for development of the spiritual and moral sphere of the minors condemned and correction of their personality. A remorse, the accompanying repentance, has to be considered as spiritual and moral value. The repentance of the committed crime almost always is a reliable sign of the come or coming correction of the person who committed a crime. Owing to this fact the repentance is quite proved it is possible to define as the spiritual and moral value of the subject. Organic communication of conscience, good and repentance is not only a form of self-criticism, but also manifestation of moral and spiritual responsibility of the personality defining a behavior choice. The repentance, not expressed in spiritual and moral behavior, has no great positive value for the correction condemned.
Thus, for increase of efficiency of activity of correctional facilities, the center of gravity of all educational process needs to be concentrated on motivation condemned to repentance, to experience of sense of shame by them and a remorse that will make a basis of realization of the principle of correction of criminals.
Key words: crime, minor criminals, repentance, moral responsibility of the personality.
References
1. Shekspir V. Tragedii. Sonety [Tragedies. Sonnets]. Moscow, 1968. 816 р.
2. Tolstoj L. N. Sobr. Soch [Collected works]. Moscow, 1965, Vol. 20. 856 р.
3. Drobnickij O. G. Struktura moral'nogo soznanija [Structure of moral consciousness]. Voprosy filosofii -Philosophy questions, 1972, no. 6, p. 61.
4. Poznyshev S. V. Kriminal'nye tipy [Criminal types]. Leningrad, 1926. 255 р.
5. Rossijskaja jenciklopedija [Russian encyclopedia]. Moscow, 1993.