УДК 343.848 АБДУЛЖАБАРАГАБАЛАЕВИЧ ЮНУСОВ,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права, международного и европейского права, e-mail: [email protected]; АХМЕД АБДУРАХМАНОВИЧ АБДУРАЗАКОВ, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Реферат: имеющийся на сегодняшний день уровень рецидива преступления является существенной проблемой как для уголовно-исполнительной системы, так и для общества в целом. Сложно выделить основную причину сложившейся ситуации, в данном случае будет уместно говорить о целом комплексе социальных проблем. К числу таковых можно отнести, например, низкий уровень правосознания среди лиц, заключенных под стражу; отсутствие чувства стыда и раскаяния за совершенное преступление; восприятие осужденными наказания не как заслуженной кары, а как несправедливого возмездия; наличие в местах лишения свободы асоциальной субкультуры; агитационная работа лидеров исламских экстремистских группировок.
В России отсутствуют институты социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Данная проблема комплексная - ее невозможно решить силами и средствами уголовно -исполнительной системы, необходимо взаимодействие с органами местного самоуправления, различными общественными организациями, в том числе религиозными. Роль религиозных организаций не должна ограничиваться только работой в исправительных учреждениях, не менее важную проблему представляет и социальная адаптация осужденного после освобождения. Религия предлагает твердые и понятные ответы на нравственные проблемы, излагая в простой и убедительной форме суть моральных ценностей человека. Религиозные организации могут оказать сильное воздействие на сознание и поведение верующих, выступая в качестве эффективного общественного регулятора отношений.
Ключевые слова: исправление осужденных, религия, религиозная мораль, рецидив преступлений, ре-социализация осужденных, социальная реабилитация осужденных.
Правила этикета, правовые обычаи, нормы семейного и религиозного воспитания наряду с нормами закона регулируют общественную деятельность и взаимоотношения между людьми. Конечная цель этих норм - формирование нравственного сознания, чувства ответственности за совершенные деяния и воспитание личностных качеств, присущих законопослушному гражданину, это процесс преодоления чуждых обществу морально-этических убеждений, в этом заключена суть духовно-нравственного воспитания. Развитие человеческого мышления, рост общественного сознания привели к формированию нравственных оценок поведения людей, норм нравственности, называемой чувством справедливости [1, с. 15], классические религиозные концепции в этом процессе сыграли не последнюю роль.
Религия, выступая как нравственный регулятор общественных отношений, издревле воздействовала на преступников через служителей религиозного
© Юнусов А. А., Абдуразаков А. А., 2016
культа: «Из уст Бога исходили правила и нормы поведения человека, ниспосланные в виде свода законов с предусмотренными для нарушителей законов морали, наказаниями, а также заповеди, которые являлись идеологическим фундаментом законодательной системы» [2, с. 67]. Принуждение людей к законопослу-шанию осуществлялось посредством закрепления основных норм поведения в религиозных догматах.
Если на раннем этапе возникновения тюрем и иных мест лишения свободы основной функцией данных учреждений была репрессивно-карательная, то в настоящее время более социально значимыми задачами считаются правовое воспитание и исправление осужденных. Неслучайно понятие «пенитенциарное учреждение» образовано от латинского penitencia - покаяние.
На сегодняшний день в соответствии с УИК РФ применяются следующие средства воздействия на осужденных с целью их ресоциализации и исправления: установленный порядок исполнения и от-
бывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Более подробно рассмотрим возможности общественного воздействия через религиозные организации.
Методы, которыми обладает религия, ее потенциальные возможности в решении проблем, связанных с перевоспитанием осужденного и пресечением случаев совершения рецидивных преступлений, очень высоки. К таким методам воздействия можно отнести и простоту ответов на нравственные проблемы, твердые и понятные критерии добра и зла, своеобразную целостность и оконченность религиозных учений и, что немаловажно, готовность простить осужденного обществом при его готовности исправиться, не выдвигая при этом никаких дополнительных условий.
Обеспечение права осужденного на свободу вероисповедания и отправления религиозных культов -это не только один из важнейших элементов личной свободы гражданина, но и насущная потребность любого цивилизованного государства, духовно-нравственное воспитание осужденного может оказать на него позитивное влияние и тем самым снизить уровень рецидива преступлений. В настоящее время в России количество осужденных, повторно совершивших преступления, составляет примерно 63 % от общего числа осужденных в стране (по данным ФСИН России на 2014 г.).
Лидеры исламских экстремистских организаций успешно пользуются тем, что в условиях изоляции от общества и получаемой человеком вследствие этого психологической травме резко возрастают возможности духовно-нравственного воздействия религии. Пользуясь временным ослаблением и духовной опустошенностью защитных психологических рефлексов, данные лица занимаются вербовкой новых членов в свои ряды. Однако если использовать нравственное воздействие религии в этот психологически значимый момент, если воспользоваться сложившейся ситуацией с позитивным умыслом, то резко возрастает и возможность исправления преступника прежде всего благодаря психотерапевтической, компенсаторной функции религии: ее способности утешить, смягчить стрессовое состояние, выступать моральным стимулятором раскаяния.
Личный опыт осужденного к моменту заключения его под стражу искажен и основывается уже на неверных принципах. Это является благоприятной средой для принятия им так называемой асоциальной тюремной субкультуры, в местах лишения свободы он получает неофициальную информацию со стороны других осужденных: о правилах внутренне-
го распорядка, сотрудниках данного учреждения, особенностях и условиях содержания в нем. Отсутствие воздействия на данном этапе может привести к усугублению психологической деформации осужденного. Он начинает корректировать свое отношение к миру, понимание ценностей и жизненные планы исходя из ложных нравственных устоев.
Нормы поведения, выработанные в криминальной среде, способствуют рецидиву преступлений, заменяя общечеловеческие морально-нравственные ценности на ценности своей среды. Основным постулатом «воровской» идеологии является идея, что все люди склонны к порокам, в том числе к незаконному обогащению, безгрешных нет, но люди скрывают свои пороки и лицемерно их осуждают сами, преступая закон, а в среде «воровского мира» нет лицемерия -они честно признают свою преступную сущность [3, с. 67]. Выгода принятия такой морали проста - она не осуждает преступника, находя различные оправдания его преступному образу жизни, и человек, впервые попавший в криминальную среду, находящийся в состоянии эмоционального шока, легко подвержен воздействию данного элемента, и после освобождения, если этому способствуют некоторые социальные факторы, имея этическое оправдание своего девиант-ного поведения, человек готов совершить преступление повторно.
Рецидив преступления, по сути, означает, что за время пребывания в местах лишения свободы преступник не произвел нравственной оценки своих действий, переосмысления своих поступков. Чувства стыда и раскаяния, являющиеся основой такого нравственного чувства, как совесть, не получили должного развития, ведь обращение к совести возможно только при осознании преступником справедливости своего наказания. Если лицо в силу глубокой нравственной деформации воспринимает наказание лишь как кару, то о перевоспитании не может идти и речи, оно просто не будет видеть в этом необходимости. Перевоспитание возможно только через раскаяние и осознание своей вины перед обществом, справедливости наложенного наказания «как нравственно обоснованного критерия, в соответствии с которым осуществляется воздаяние субъекту за его поступки в виде наступления тех или иных правовых последствий» [1, с. 10].
В местах лишения свободы отсутствует институт социально-педагогического воспитания (применительно к совершеннолетним осужденным), именно о возможностях религиозных организаций в своего рода «сопровождении» человека в сфере эмоционального воспитания идет речь, причем именно с момента его заключения под стражу и до конечной реабилитации и социализации.
Проблема отсутствия институтов социальной реабилитации достаточно ярко выражена на сегодняшний день, основными сложностями, возникающими при ресоциализации осужденного, являются отсутствие трудового и бытового устройства, финансовые затруднения, проблемы со здоровьем. Крайне эффективна и полезна будет помощь религиозных организаций именно в этой сфере. Выход на свободу сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, не менее сильными, чем заключение под стражу, и на этих двух наиболее уязвимых стадиях человеку крайне желательна религиозная помощь. Религиозным организациям было уместнее всего сосредоточить свои усилия на стадии заключения человека под стражу (оказывая ему помощь и психологическую поддержку и уменьшая тем самым нравственные страдания), а затем вмешаться в процесс его ресо-циализации, заставляя его отказываться от возможных преступных умыслов.
В период подготовки к освобождению у осужденного появляются новые желания, он испытывает целую гамму эмоций, планирует обустроить свою личную жизнь, заняться спортом, обучением. Это приводит к отказу от «духовно-религиозного развития, духовно-религиозной подготовки к освобождению в пользу не совсем психологически устойчивой светской духовности. С духовно-психологических позиций такой «взрыв» ценностной сферы у осужденных мужчин молодежного возраста не более чем следствие того, что в православной церкви называют мечтательностью» [4, с. 58].
Таким образом, проблема правового воспитания, предотвращения рецидива - эта комплексная проблема различных сфер государственной и общественной деятельности, для решения которой необходимо привлечение возможностей социальных и правоохранительных органов, психологов и религиозных организаций, только комплексное воздействие может оказать благотворное влияние на ресоциализацию осужденного.
Почти все конфессии основаны на общих для них принципах гуманности и уважения к человеку и его правам. Мировые религии осуждают совершение уголовных преступлений, например, Библия категорически запрещает убивать, красть, лжесвидетельствовать, Коран
многократно предупреждает, что этого делать не следует, ибо любое нарушение ниспосланных норм и правил противно Богу [2, с. 81]. Совокупность аналогичных норм содержится в Талмуде и других священных книгах. Религия требует через осуждение преступного образа мыслей и применение религиозных наказаний соблюдать светские законы и подчинять установлениям светской власти.
Следовательно, религиозные взгляды и нормы оказывают сильное воздействие на сознание и поведение верующих, а в целом выступают как эффективный социальный регулятор [5, с. 19]. Исправление осужденного через осознанное принятие механизмов юридического наказания и сделанные на основе этого выводы о невыгодности совершения преступления в дальнейшем - это одна часть исправительного механизма, та его часть, которая основана на страхе перед государством и нормами закона. Вторая составляющая, безусловно, должна основываться на духовно-психологических изменениях личности, являющихся сутью истинного покаяния преступника, осознания им всей пагубности своего поведения и соответственно таким образом формировать в личности неприятие возможности рецидива преступления. В простой и убедительной форме религиозная мораль излагает суть моральных ценностей человека, и это, возможно, будет еще одним полезным фактором сдерживания преступника от дальнейших преступлений.
Невозможно переложить бремя борьбы с рецидивом преступлений на религиозные организации, но при правильной реализации можно получить сильный механизм психологического воздействия на преступника, который станет эффективной заменой «асоциальной тюремной субкультуры» или пропаганды лидеров экстремистских преступных группировок. Сегодня следует объединить усилия государства и неправительственных организаций, бизнеса и предпринимательства в целях решения проблемы социальной реабилитации и ресоциали-зации осужденных для оздоровления общества и сокращения рецидива преступлений [1, с. 20]. В контексте этого осознанная и контролируемая популяризация религии как источника правосознания и правового воспитания человека становится необходимостью.
Список литературы
1. Юнусов С. А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве: вопросы теории : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2014. 23 с.
2. Оганесян С. С., Форре-Транзелева О. А. Тора, Новый завет и Коран - закон, правопорядок и зако-нопослушание. М., 2011. 552 с.
3. Кутякин С. А. Влияние «воров в законе» на криминологическую ситуацию в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2. С. 65-68.
4. Сочивко Д. В., Голышева Ю. Н. Возрастание духовности и религиозности осужденных молодежного возраста как фактор их психологического исправления и ресоциализации. Рязань, 2012. 105 с.
5. Бессарабов В. Г. Роль церкви в политической жизни государства и реализации права на свободу совести в пенитенциарных учреждениях России. Барнаул, 1999.
ABDULZHABAR AGABALAYEVICH JUNUSOV,
dsc in law, professor, theory of the state and law, international and european law department, e-mail: [email protected]; AHMED ABDURAKHMANOVICH ABDURAZAKOV,
postgraduate student, research and teaching personnel training department
(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
INFLUENCE OF THE RELIGIOUS ORGANIZATIONS ON PREVENTION OF RECURRENCE OF CRIMES
Annotation: the level of recurrence of a crime which is available today is a vital issue both for criminal and executive system and for society in general. It is difficult to allocate the main reason for current situation, in this case will pertinently speak about the whole complex of social problems. It is possible to carry to number of those, for example: low level of sense ofjustice among the persons taken into custody; lack of sense of shame and repentance for the committed crime; perception condemned punishments not as deserved penalty and as unfair punishment; existence in places of imprisonment of asocial subculture; propaganda work of leaders of Islamic extremist groups.
In Russia there are no institutes of social adaptation of the persons released from imprisonment places. And this problem complex - it can't be solved by forces and means of criminal and executive system, interaction with local governments, various public organizations, including religious is necessary. The role of the religious organizations shouldn't be limited only to work in correctional facilities, not less important problem is represented also by social adaptation condemned after release. The religion offers firm and clear answers to moral problems, stating in a simple and convincing form an essence of moral values of the person. The religious organizations can make strong impact on consciousness and behavior of believers, acting as the effective public regulator of the relations.
Key words: correction of the condemned, religion, religious morals, recurrence of crimes, resocialization of the condemned, social rehabilitation of the condemned.
References
1. Junusov S. A. Princip spravedlivosti v ugolovno-ispolnitel'nom prave: voprosy teorii. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [The principle of justice in the criminal and executive right: theory questions. Cand. legal sci. diss. abstract]. Ryazan, 2014. 23 р.
2. Oganesjan S. S., Forre-Tranzeleva O. A. Tora, Novyj zavet i Koran - zakon, pravoporjadok i zakonoposlusha-nie [A Torah, the New testament and the Koran - the law, a law and order and law-abiding]. Moscow, 2011. 552 р.
3. Kutjakin S. A. Vlijanie «vorov v zakone» na kriminologicheskuju situaciju v ispravitel'nyh uchrezhdeni-jah [Influence of «thieves in law» on a criminological situation in correctional facilities]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2014, no. 2, pp. 65-68.
4. Sochivko D. V., Golysheva Ju. N. Vozrastanie duhovnosti i religioznosti osuzhdennyh molodezhnogo vozrasta kak faktor ih psihologicheskogo ispravlenija i resocializacii [Increase of spirituality and religiousness condemned youth age as a factor of their psychological correction and resocialization]. Ryazan, 2012. 105 р.
5. Bessarabov V. G. Rol' cerkvi v politicheskoj zhizni gosudarstva i realizacii prava na svobodu sovesti v penitenciarnyh uchrezhdenijah Rossii [A role of church in political life of the state and realization of the right for a freedom of worship in penal institutions of Russia]. Barnaul, 1999.
© Junusov А. А., Abdurazakov А. А., 2016