Научная статья на тему 'Религия и ее влияние на осужденных к лишению свободы'

Религия и ее влияние на осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1524
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЦЕРКОВЬ / РЕЛИГИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / ОКОРМЛЕНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фомин Василий Васильевич

Последнее десятилетие для российской уголовно-исполнительной системы время больших и масштабных перемен, общей целью которых стала направленность на гуманизацию всей пенитенциарной деятельности. Базой для данных преобразований выступила Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 14 октября 2010 г. Особое внимание в данном основополагающем для УИС документе обращалось на организацию жизненно важных для отбывающих наказание лиц моментов, среди которых трудовая деятельность, получение образования и востребованной на рынке труда профессии, улучшение качества досуга, оптимизация всех видов работы с осужденными: социальной, психологической, воспитательной, образовательной и т. д. В ряду методов и видов работы с осужденными приобрела особое значение религиозная составляющая, роль которой была неоспорима столетия назад, но практически была сведена на нет в советское время. Сегодня происходит восстановление религиозной деятельности, и влияние церкви вновь растет. В связи с этим особую актуальность получают вопросы религиозного воздействия на лиц, находящихся в местах лишения свободы. Для многих, кто совершил преступление и отбывает заслуженное наказание, становятся чрезвычайно важными проблемы поиска истины, переосмысления своего жизненного пути, духовного возрождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Фомин Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религия и ее влияние на осужденных к лишению свободы»

УДК 343.825

DOI 10.33463/2072-8336.2019.2(47).101-107

РЕЛИГИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

В. В. Фомин

Для цитирования

Фомин, В. В. Религия и ее влияние на осужденных к лишению свободы /

B. В. Фомин // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 2(47). -

C. 101-107. DOI : 10.33463/2072-8336.2019.2(47).101-107.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Последнее десятилетие для российской уголовно-исполнительной системы - время больших и масштабных перемен, общей целью которых стала направленность на гуманизацию всей пенитенциарной деятельности.

Базой для данных преобразований выступила Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 14 октября 2010 г. Особое внимание в данном основополагающем для УИС документе обращалось на организацию жизненно важных для отбывающих наказание лиц моментов, среди которых трудовая деятельность, получение образования и востребованной на рынке

© Фомин В. В., 2019

труда профессии, улучшение качества досуга, оптимизация всех видов работы с осужденными: социальной, психологической, воспитательной, образовательной и т. д.

В ряду методов и видов работы с осужденными приобрела особое значение религиозная составляющая, роль которой была неоспорима столетия назад, но практически была сведена на нет в советское время. Сегодня происходит восстановление религиозной деятельности, и влияние церкви вновь растет. В связи с этим особую актуальность получают вопросы религиозного воздействия на лиц, находящихся в местах лишения свободы. Для многих, кто совершил преступление и отбывает заслуженное наказание, становятся чрезвычайно важными проблемы поиска истины, переосмысления своего жизненного пути, духовного возрождения.

Ключевые слова: исправительные учреждения, церковь, религия, осужденные к лишению свободы, окормление, гуманизация.

Реформы, проводимые в уголовно-исполнительной системе (УИС) России, отличает их исключительное соответствие международным стандартам, ориентированность прежде всего на духовно-нравственные и воспитательно-педагогические составляющие исправительного воздействия лиц, отбывающих уголовное наказание. Растущее с каждым годом число осужденных, которым необходима духовная поддержка от представителей Церкви, подтверждает особую значимость в настоящее время вопросов религиозного присутствия в местах лишения свободы. Влияние Церкви на осужденных надо расценивать как приоритетную составляющую процесса их ресоциализации, обеспечивать поддержку ее деятельности в исправительных учреждениях (ИУ) и всячески способствовать тому, чтобы она становилась все более устойчивой и системной.

В настоящее время деятельность Церкви в учреждениях УИС нисколько не мешает их нормальной жизнедеятельности, напротив, практическое служение православных священнослужителей приносит огромную пользу как осужденным, так и администрации учреждения, и даже само существование храмов в колониях оказывает благотворное влияние на непростые отношения осужденных и сотрудников колонии. Опыт исправления нравственности осужденных под влиянием Церкви неоспорим, а в последнее время и сотрудники УИС признают ее положительную роль в таком непростом деле. С этим согласны и представители администра-

ции, и священнослужители, и лица, отбывающие наказание.

Вначале деятельность религиозных организаций по окормлению осужденных носила непостоянный, разовый характер и выражалась в совершении определенных культовых действий (исповедь, причащение, совершение молебна и др.). Решение вопроса о том, разрешать или не разрешать проведение религиозных актов на территории места лишения свободы, принимала администрация или вышестоящие инстанции, при этом нередко настойчивость осужденных становилась решающим аргументом, но не всегда. Такой порядок принятия решений в сфере реализации права осужденного на свободу совести и участия религиозных организаций в исправительном процессе нельзя считать цивилизованным, но тогда не было какой-либо правовой базы, на которую можно было опереться.

Перемены произошли только в 1989 г., когда МВД СССР издал приказ от 10 октября 1989 г. № 250, куда были включены меры, направленные на урегулирование этих отношений, в том числе рекомендации, регламентирующие взаимоотношения ИУ с Церковью и служителями культов. Продолжением законодательного закрепления указанных взаимоотношений стал Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», содержавший правовые основания деятельности православных организаций в учреждениях УИС России, а через два года было подписано соглашение о сотрудничестве Министерства юстиции Российской Федерации и Русской православной церкви. С этого момента началось полноценное восстановление россий-

ских традиций тюремного служения и духовного попечения осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Заглянув в многовековую историю духовного окормления узников, томившихся в тюрьмах, можно узнать о том, что Слово Божие всегда несло утешение падшим и возрождало их душу. Попечение о тюрьмах как многостороння официальная деятельность стало особенно заметным в России в XVIII-XIX вв. Тюремные капелланы в иностранных государствах, а у нас тюремные священники, не гнушаясь тяжелыми условиями службы, приносили добро и духовное просветление в тюремные казематы, давали надежду потерявшим ее, помогали осознать свое предназначение на земле. Неоценимой была роль религии для духовно-нравственного исправления тех, кто совершил преступление. Огромный пласт знаний, умений и опыта работы с осужденными накопила именно Церковь, и пренебрегать им было бы нецелесообразно. Он должен быть переоценен и востребован в наши дни для достижения главной цели уголовно-исполнительной политики -исправления осужденных. Свидетельство его ценности - в активизации в последние годы деятельности религиозных организаций в местах лишения свободы и в укреплении доверия между ними и администрацией, а также осужденными. Возросли интерес и тяга лиц, лишенных свободы, к вопросам религии, стала очевидной необходимость участия церкви в процессах их воспитания и духовного воздействия на них [4].

Несмотря на современные реалии, связанные с реформированием УИС, трудности экономического характера, некоторое усиление криминализации общества в целом, утрату духовности

многими слоями населения, их заци-кленность на материальных благах в ущерб духовным ценностям, в местах лишения свободы есть все условия для того, чтобы представители Церкви занимались просветительской работой и духовно-нравственным воспитанием осужденных. Основой этой деятельности должен стать все тот же бесценный опыт сотрудничества персонала ИУ и священнослужителей.

Стоит отметить, что руководство УИС позитивно оценивает работу представителей религиозных организаций с осужденными и признает важность ее продолжения, поэтому в любых позитивных начинаниях идет им навстречу и оказывает возможное содействие и помощь.

Условия мест лишения свободы оказывают на человека угнетающее воздействие, и его нейтрализация становится самым главным фактором создания возможности для осознания им совершенного проступка и появления желания искупить его. Религия обладает некой психотерапевтической силой, способствует компенсации состояния индивида посредством утешения, смягчения стресса, может стать моральным стимулом для покаяния.

Религиозное влияние выполняет и социально-педагогическую функцию, делает более мягким и естественным переход к правопослушному образу жизни, помогает осознать его неизбежность и исключительность для тех, кто решил начать жизнь заново. Благотворный потенциал такого влияния должны реализовать сотрудники ИУ и в первую очередь его администрация. Общегуманитарное воздействие веры реализуется в лучших традициях и образах проявления милосердия, любви к ближнему и благотворительности.

Законодательством закреплены наиболее важные вопросы сотрудничества Церкви и пенитенциарной системы как устоявшегося к настоящему времени явления в местах лишения свободы. Правовой базой, регламентирующей обеспечение в исправительных учреждениях свободы совести и вероисповедания осужденных, стала ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) [1]. Сотрудничество УИС и Церкви ведется на договорной основе, путем заключения соглашений ФСИН России и официально зарегистрированными религиозными объединениями (организациями). Территориальные органы обязаны допускать проведение религиозных мероприятий в соответствии с заключенными соглашениями. При этом не остаются без духовной помощи как тяжелобольные лица, находящиеся в тюремной больнице, так и осужденные к смертной казни. Законодательство допускает проводить религиозные ритуалы непосредственно в камере или больничной палате.

Цель общения священнослужителей с преступником (неважно - раскаялся он или нет) в том, чтобы заставить его подумать над тем, что он совершил, осознать это и пожелать получить прощение от Господа, потерпевшего или своих родных. Если человек это сделает, то и раскаяние придет, и мысли о другой, праведной жизни, станут привычными. Важнейшим религиозным постулатом считается прощение грехов, но священнослужитель не сможет простить осужденному грехи, если он не покается и не пожелает их искупить. Сделать это непросто, и не каждый способен найти в себе силы для этого. Чем может искупить свои грехи человек, находящийся в местах лишения свободы? В первую

очередь сожалением о совершенном поступке, правопослушным поведением, стремлением загладить нанесенный вред. При этом раскаяние должно быть искренним, и это сразу заметит представитель Церкви, оно должно идти от сердца, от души, никакое чтение религиозной литературы, ношение нательного креста, хранение предметов культа, исполнение церковных обрядов не могут стать показателями раскаяния, если его нет в душе. Появлению этого важного чувства способствуют посещение проводимых в ИУ литургий, желание исповедаться, участие в душеспасительных беседах со священниками. Все это постепенно пробуждает в осужденном согласие с назначенным ему наказанием и готовность его претерпевать, переосмыслить свои жизненные установки и обрести уверенность в том, что в будущем надо воздерживаться от подобных поступков.

Появление служителя церкви в местах лишения свободы всегда вызывает у осужденных позитивные чувства. Он нейтрален для них в смысле отношения к их наказанию: не он выносил им приговор, закрывал их в камере, объявлял взыскание. Люди, проповедующие Слово Божие, всегда общаются с окружающими в позитивном ключе, говорят слова добрые и милосердные, поэтому даже поневоле к ним можно проникнуться доверием. Очень часто и самые отъявленные преступники находят свою дорогу к Господу именно после бесед с тюремным священником, получив утешение и прощение, решают оставить за спиной греховную жизнь. Если у кого-то из осужденных проявляются ростки интереса к религии, их надо всячески поддерживать, укреплять, ибо в них зарождается новое нравственное чувство, с их помощью излечится

душа. Конечно, не на всех действует добрый совет и увещевание, есть и те, кто даже не пытается осмыслить того, что им пытаются донести. Особенно не поддается такому влиянию криминальная оппозиция [3]. Однако это не значит, что не стоит работать среди «падших» людей и показывать им путь из темноты к светлой жизни. Такая работа нужна, как воздух, в любом ИУ, а результаты обязательно будут.

Таким образом, УИС России и Церковь настолько тесно связаны, что сегодня сложно представить пенитенциарную сферу без духовного окормле-ния осужденных, которым жизненно необходимо духовное лекарство для очищения и морального роста, восстановления личностных и нравственных качеств.

Можно констатировать тот факт, что практиковать церковное попечение осужденных в местах лишения свободы стало доброй традицией, причем возрожденной, имеющей многовековую историю. И это не случайно, ведь цели Церкви и пенитенциарной системы полностью совпадают, и главная из них - подготовить преступника к законопослушному образу жизни, помочь ему стать полноценным гражданином, уважающим то общество, в котором он живет.

В связи с деятельностью Церкви в местах лишения свободы неизменно встает вопрос о религиозном обучении и образовании осужденных. Широта тематики данного процесса предполагает духовное развитие обучаемого, ознакомление его с культурными и историческими традициями нашей страны, демонстрацию на исторических примерах преемственности поколений и религиозной терпимости, так необходимой в многонациональном государстве, ува-

жения к представителям различных религиозных конфессий. Главная задача религиозного обучения осужденных -передача духовных и моральных ценностей российской культуры, нравственное воспитание, расширение кругозора посредством ознакомления с основами истории религии и атеизма.

Итак, вера - это подлинный источник духовного обогащения человека. Не случайно в последние годы усилилось внимание к проблемам религии в местах лишения свободы, ибо мировой опыт подобного общения подтверждает ее востребованность в целом и в местах лишения свободы в частности, где роль Церкви в деле перевоспитания человека, наставления его на путь истинный чрезвычайно высока.

Духовно-нравственное воспитание осужденных должно оказывать на них благотворное воздействие, потому что только через истинную веру, ее просвещение человек, нарушивший закон, сможет раскаяться и вернуться к жизни на свободе. С помощью веры осужденные могут найти опору в будущей жизни и обретут ее смысл. В связи с этим ФСИН России внесла в понимание данного вопроса изменения и сделала ставку на развитие институтов гражданского права. Так, с учетом реализации положений ч. 4.1 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) Минюстом России 21 марта 2016 г. был издан приказ «Об утверждении Требований к содержанию соглашений о взаимодействии ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями» [2]. Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2014 г. № 1063 «О внесении изме-

нений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 176» была нормативно закреплена должность помощника начальника территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний по организации работы с верующими. Приказом ФСИН России от 21 ноября 2014 г. № 651 эта должность впервые была введена в штатные расписания территориальных органов ФСИН России.

2 сентября 2016 г. вступил в действие приказ ФСИН России № 698 «Об утверждении типовых структур и типовых штатных расписаний территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний», предусматривающий введение в штаты ФСИН России 85 должностей помощников начальников региональных управлений ФСИН России по организации работы с верующими, формируемых из числа практикующих тюремных священнослужителей.

Для подготовки и повышения квалификации священнослужителей, занятых в сфере ресоциализации (социальной адаптации) осужденных, в 2016 г. в Академии ФСИН России совместно с Синодальным отделом по тюремному служению создана учебная программа образовательного семинара, курсов повышения квалификации для тюремных священнослужителей и мирян-волонтеров, занятых в работе по ресоциализа-ции и социальной адаптации бывших осужденных, на тему «Ресоциализация и социальная адаптация осужденных в период отбывания уголовного наказания в местах лишения свободы». Обучение священнослужителей было впервые проведено на базе Академии ФСИН России в период с 20 по 30 сентября 2016 г.

Что же говорят священнослужители по поводу своей деятельности в местах лишения свободы? Прислушаемся к справедливым словам протоиерея Олега Скомороха: «Тюрьма не бывает пуста, и трудам священника не бывает конца». Служение это надо продолжать, ибо его действенность доказана временем и самой историей пенитенциарной системы.

Автор книги «На грани жизни» иерей Владимир Соколов [5], который вел переписку с приговоренным к пожизненному заключению, отмечает: «В заключении человек растерян, он не может распоряжаться своей жизнью - она целиком подчинена внешним условиям и зависит от других людей, но в глубине души у него сохраняется неосознанная уверенность в том, что его жизнь не определяется внешними обстоятельствами, а зависит от чего-то другого, еще не совсем ясного ему самому. И вот здесь-то начинаются религиозные поиски. И если человек понимает, что его жизнь устроена неверно (а где так остро, как не в заключении, можно это ощутить!), то у него возникает особая духовная жажда - он ищет новый, истинный образ бытия. Так проявляется его воля к жизни. И если воля к жизни и свободе сильна, то человек в этой внешней изоляции перерождается внутренне».

Иеродиакон Никодим (Шматько) в публикации в православном журнале «Встреча» еще в 2004 г. выразил самую суть церковного окормления осужденных: «Дай Бог, чтобы по всей земле Русской при духовной поддержке Церкви совершалось чудо, которое мы неоднократно видели собственными глазами: обретение людьми веры. Тогда они, как правило, не возвращаются на скользкий путь преступления, и вера в Бога

научает людей благочестию, любви и состраданию».

Библиографический список

1. Кутякин С. А. Духовное и нравственное противодействие криминальной оппозиции в местах лишения свободы // Ведомости уголовно-ис-

полнительной системы. 2011. № 10. С. 13-15.

2. Лещенко В. Г Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. 28 с.

3. Соколов В. На грани жизни. М. : Даниловский благовестник, 2008. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.