УДК 343.825:343.815 ОЛЬГА ВАДИМОВНА ЛЕЩЕНКО,
преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин (Псковский филиал Академии ФСИН России), e-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
Реферат: в подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка, фундамент личности, что влияет на личностное самоопределение подростка. Формирование данных качеств происходит прежде всего в общении и процессе активного взаимодействия с себе подобными. Несовершеннолетним осужденным свойственны несформированность взглядов, настроений и эмоций, неустойчивость или ис-каженность существующих представлений, знаний о системе права, реальной правовой действительности, законности и правопорядке. Становление такой личности происходит в исправительном учреждении, поэтому необходимо осуществлять духовно-нравственное воспитание подростка путем приобщения к религии и религиозным ценностям.
Религия, выступая ведущим социальным источником права и правового сознания, является носителем нравственного авторитета для подростков, который необходимо укреплять в их сознании. Религиозная мораль как одна из форм общественного сознания содержит в себе определенные идеи, представления, нормы и является индикатором изменений социальных, моральных, правовых и поведенческих установок трудных подростков.
Религия и правосознание несовершеннолетних осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, оказывают существенное влияние друг на друга. Правовое сознание данной категории осужденных должно формироваться с исключительным преобладанием нравственных и религиозных начал, что позволит преодолеть нравственные деформации личности подростков и сформировать установки на законопослушную жизнь в обществе.
Ключевые слова: воспитательные колонии, несовершеннолетние осужденные, религия, тюремные капелланы, правовое сознание.
На современном этапе развития государства право является основным регулятором формирования общественных отношений. В массовом сознании людей религия выступает специфическим началом их социального, а впоследствии и правового поведения. Религиозное мировоззрение как важный социально-правовой регулятор существенным образом влияет на правовое сознание общества, его правовую культуру и мышление.
Светское российское государство не устанавливает в качестве государственной или обязательной ни одну религию (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ). Каждый гражданин РФ обладает правом на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений (Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Такое государственное регулирование общественных отношений в данной сфере позволяет констатировать наличие свободного религиозного выбора у любого гражданина России.
Однако многовековая история развития правовых систем мира базируется на исходных догматах
© Лещенко О. В., 2016
традиционных конфессий, поэтому религия, несомненно, остается одним из ведущих социальных источников права и правового сознания. Так, корни кризисных явлений в современной государственности и праве цивилизованных стран произрастают из кризиса правосознания.
В жизни современного российского общества с каждым годом возрастает роль права и религии, о чем свидетельствуют многочисленные правовые акты, принимаемые в данной области. Все большую значимость в последнее время приобретают вопросы развития правовой грамотности и правосознания граждан как неотъемлемой части построения правового государства, формирования гражданского общества и укрепления национального согласия.
С каждым годом увеличивается количество религиозных организаций, расширяются сферы их деятельности, с 2010 г. функционирует институт тюремного духовенства в России. В целом возросла активность Русской православной церкви в деятельности исправительных учреждений, в местах лишения свободы священнослужители проводят работу по восстановлению утерянных социально
полезных связей и подготовке к освобождению лиц, отбывающих наказания.
В настоящее время в учреждениях ФСИН России функционируют 547 храмов Русской православной церкви и 405 молельных комнат. В исправительных учреждениях создано более 1300 религиозных общин, из которых 830 - общины Русской православной церкви. В исправительных учреждениях организованы радиотрансляции проповедей и рассказов о религиозной жизни. Библиотеки учреждений обеспечены духовной литературой, которую верующим осужденным и лицам, содержащимся под стражей, разрешено иметь в личном пользовании.
Институт тюремного духовенства приносит огромную пользу Российскому государству и обществу. Посредством религии осужденные укрепляют духовно-нравственные связи, происходит моральное возрождение личности, развивается их религиозное правосознание, что в целом влияет на позитивные установки и повышение уровня правосознания.
Несовершеннолетние осужденные являются особым субъектом права и религии, которому в силу возраста присущи специфические особенности психического развития, низкий уровень социализации, переломное самосознание, отрицание духовных ценностей, стандартов жизни старшего поколения. Часто им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, повышенная тревожность, неумение выходить из сложных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение, высокая агрессивность, волевые и аффективные нарушения. Необходимо также учитывать тот факт, что процесс формирования религиозного и правового сознания данной группы лиц происходит в условиях изоляции от общества и в окружении сверстников -преступников с нарушенным поведением.
В подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка, фундамент личности, что влияет на личностное самоопределение саморегулирования подростка. Формирование данных качеств происходит прежде всего в общении и в процессе активного взаимодействия с себе подобными. Несовершеннолетним осужденным свойственны несфор-мированность взглядов, настроений и эмоций, неустойчивость или искаженность существующих представлений, знаний о системе права, реальной правовой действительности, законности и правопорядке. Становление такой личности происходит в исправительном учреждении, поэтому необходимо осуществлять духовно-нравственное воспитание подростка путем приобщения к религии и религиозным ценностям.
Религия (от лат. religio - святость, благость) -особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанный на вере в Бога или богов, вере в высшую справедливость; на вере в то, что наряду с миром реальным существует мир идеальный.
Религия, выступая ведущим социальным источником права и правового сознания, является носителем нравственного авторитета для подростков, который необходимо укреплять в их сознании. Религиозная мораль как одна из форм общественного сознания содержит в себе определенные идеи, представления, нормы и является индикатором изменений социальных, моральных, правовых и поведенческих установок трудных подростков.
Религия способна прививать несовершеннолетним осужденным специфическую систему ценностных ориентаций, при формировании которых у индивидуумов развивается определенный стереотип законопослушной жизни и соблюдения правовых норм (правомерное поведение). У подростков появляется свой духовно-нравственный мир, согласованный с объективными правовыми и религиозными явлениями в жизни человека. Формирующиеся нравственные установки несовершеннолетних осужденных способствуют развитию позитивного мышления, правильного правового сознания и повышению уровня правовой культуры. Оценка подростками правовой действительности происходит через его самосознание и адаптацию на поведенческом уровне.
Правовое регулирование общественных отношений, связанных с религиозной деятельностью в исправительных учреждениях, для несовершеннолетних преступников подкреплено институтом пенитенциарных (тюремных) священнослужителей - тюремных капелланов, служение которых направлено на создание условий для полноценной духовной жизни заключенных в местах принудительного содержания и просветительскую деятельность в данной области.
Таким образом, религия и правосознание несовершеннолетних осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, оказывают существенное влияние друг на друга. Правовое сознание данной категории осужденных должно формироваться с исключительным преобладанием нравственных и религиозных начал, что позволит преодолеть нравственные деформации личности подростков и сформировать установки на законопослушную жизнь в обществе.
OL'GA VADIMOVNA LESHHENKO,
lecturer, criminal law disciplines department (The Pskov branch of the Academy of the FPS of Russia),
e-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF RELIGION ON THE JUVENILE OFFENDERS' LEGAL CONSCIOUSNESS
Annotation: in adolescence self-consciousness, self-esteem, the basis of personality are built, which affects personal self-regulation of adolescents. The formation of these qualities is primarily in communication and active interaction with of their own kind. Juvenile offenders are peculiar to insufficient legal bases of personality: immature, unstable or twisting of existing concepts, knowledge, ideas, opinions, sentiments and emotions concerning the legal system, real legal validity and the rule of law. The formation of such a personality takes place in a correctional facility, so you must exercise spiritual and moral education of the adolescent through initiation to religion and religious values. Religion, being the world's leading social source of law and legal consciousness, is the medium of moral authority for teenagers who need to develop and strengthen their minds. Religious morality as a form of social consciousness carries specific ideas, views, norms and is an indicator of change: social, moral, legal values and behaviors of troubled Teens.
Religion and legal consciousness of juvenile offenders incarcerated in correctional institutions influence each other. The legal consciousness of this category of prisoners should be formed with the exclusive predominance of moral and religious principles in the minds of individuals that will help to overcome moral deformation of the personality of teenagers and to install law-abiding life in society.
Key words: educational colony, juvenile offenders, religion, prison chaplains, legal consciousness.
© Leshhenko O. V., 2016