Научная статья на тему 'Социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника: особенности современного состояния'

Социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника: особенности современного состояния Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4141
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРЕСТУПНИК / СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ / AGE / JUVENILE OFFENDER / MARITAL STATUS / SOCIAL ROLE / EDUCATION / FLOOR / SOCIAL PORTRAIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шуняева Вера Анатольевна

В статье изучаются особенности социально-демографических признаков личности несовершеннолетнего преступника. Объект исследования социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника. Предметом исследования являются особенности современного состояния социально-демографических признаков и их составляющих у несовершеннолетнего преступника. Дается анализ статистических данных, характеризующих такие элементы социально-демографических признаков личности, как пол, возраст, социальная роль, образование, семейное положение. Графическое и табличное приведение статистических данных позволяет наглядно проследить развитие тех или иных качеств на протяжении определенного периода времени. Приводятся мнения различных ученых о значении того или иного социально-демографического показателя, характеризующего личность преступника, не достигшего восемнадцати лет. В результате исследования выявлены типичные признаки личности несовершеннолетнего преступника, на основе проведенного исследования отдельных социально-демографических показателей личности несовершеннолетнего преступника сформирован его среднестатистический портрет, который выглядит следующим образом это юноши 16-17 лет, воспитывающиеся в семье с одним родителем, либо в полной семье, но, как правило, с отрицательным психологическим климатом, наглядным асоциальным поведением родителей (лиц их заменяющих), проявляющемся в том числе и в жестоком обращении по отношении к несовершеннолетним, которые хотя и являются учащимися, но их деятельность практически не направлена на повышение своего интеллектуального и культурного уровня, а обусловлена лишь территориальным нахождением в том или ином образовательном учреждении, которое используется и для совершения деяний преступного характера (кражи, распространение наркотических средств и психотропных веществ и т. д.). Практическая значимость результатов исследования связана с возможностью применения данных об особенностях несовершеннолетнего преступника при разработке и внедрении эффективных методов и способов профилактической и предупредительной работы различными профилактическими субъектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шуняева Вера Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND DEMOGRAPHIC FEATURES OF THE IDENTITY OF THE JUVENILE OFFENDER: FEATURES OF THE CURRENT STATE

In article the author studied features of social and demographic signs of the identity of the juvenile offender. A research object is social and demographic signs of the identity of the juvenile offender. An object of research is features of the current state of social and demographic signs and their components at the juvenile offender. The author made the analysis of the statistical data characterizing such elements of social and demographic signs of the personality as a sex, age, a social role, education, marital status. Graphic and tabular reduction of statistical data allows to track visually development of these or those qualities throughout a certain period of time. The author gave opinions of various scientists on value of this or that social and demographic indicator characterizing the identity of the criminal who did not reach eighteen years, as a result of a research revealed typical signs of the identity of the juvenile offender, on the basis of the conducted research of separate social and demographic indicators of the identity of the juvenile offender created his average portrait which looks as follows it is the young men of 16-17 years who are brought up in a single-parent family, or in a full family, but, as a rule, with negative psychological climate, evident asocial behavior of parents (persons them replacing), shown including in ill treatment after the attitude towards minors who though are pupils, but their activity isn't almost directed to increase in the intellectual and cultural level, and caused only by territorial stay in this or that educational institution which is useful also for commission of acts of criminal character (thefts, distribution of drugs and psychotropic substances etc.). The practical importance of results of a research connects with a possibility of application of data on features of the juvenile offender at development and deployment of effective methods and ways of scheduled and precautionary maintenance by various preventive subjects.

Текст научной работы на тему «Социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника: особенности современного состояния»

УДК 343.9 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-1-134-140

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

ШУНЯЕВА ВЕРА АНАТОЛЬЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье изучаются особенности социально-демографических признаков личности несовершеннолетнего преступника. Объект исследования - социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника. Предметом исследования являются особенности современного состояния социально-демографических признаков и их составляющих у несовершеннолетнего преступника. Дается анализ статистических данных, характеризующих такие элементы социально-демографических признаков личности, как пол, возраст, социальная роль, образование, семейное положение. Графическое и табличное приведение статистических данных позволяет наглядно проследить развитие тех или иных качеств на протяжении определенного периода времени. Приводятся мнения различных ученых о значении того или иного социально-демографического показателя, характеризующего личность преступника, не достигшего восемнадцати лет. В результате исследования выявлены типичные признаки личности несовершеннолетнего преступника, на основе проведенного исследования отдельных социально-демографических показателей личности несовершеннолетнего преступника сформирован его среднестатистический портрет, который выглядит следующим образом - это юноши 16-17 лет, воспитывающиеся в семье с одним родителем, либо в полной семье, но, как правило, с отрицательным психологическим климатом, наглядным асоциальным поведением родителей (лиц их заменяющих), проявляющемся в том числе и в жестоком обращении по отношении к несовершеннолетним, которые хотя и являются учащимися, но их деятельность практически не направлена на повышение своего интеллектуального и культурного уровня, а обусловлена лишь территориальным нахождением в том или ином образовательном учреждении, которое используется и для совершения деяний преступного характера (кражи, распространение наркотических средств и психотропных веществ и т. д.). Практическая значимость результатов исследования связана с возможностью применения данных об особенностях несовершеннолетнего преступника при разработке и внедрении эффективных методов и способов профилактической и предупредительной работы различными профилактическими субъектами.

Ключевые слова: возраст, несовершеннолетний преступник, семейное положение, социальная роль, образование, пол, социальный портрет

Личность преступника, как значимое звено в механизме преступного поведения, является ключевой в понимании преступности как многофакторного социального явления, а также в выработке эффективных и разнообразных профилактических мер. Личность же несовершеннолетнего преступника лежит в основе не только развития преступности несовершеннолетних, но и обуславливает молодежную и взрослую преступность.

Непрерывное изучение личности преступника и, прежде всего, несовершеннолетнего, определяется постоянными социальными, экономическими, политическими и идеологическими изменениями, которые непосредственно влияют на становление личности несовершеннолетнего. Выявлению особенностей личностного развития, специфических черт, объективизации внутренних свойств личности

способствует изучение социально-демографических характеристик личности несовершеннолетнего преступника. Социально-демографические признаки при этом имеют как криминологическое, так и уголовно-правовое и уголовно-процессуальное значение, так как изучаются и в процессе оперативно-розыскной деятельности и отражаются при расследовании уголовного дела.

Социально-демографическая характеристика представляет собой информацию о социальном статусе, определяющем личность как субъекта общественных отношений. Ее содержание включает такие признаки, как: пол, возраст, семенное положение, образование и другие показатели [1; 2]. Сами по себе социально-демографические показатели не являются криминогенными, однако они определяют формирование личности, способствуют выработке

того или иного поведенческого типа. Однако их глубокое изучение позволит не только сформировать образ типичного несовершеннолетнего преступника, но ив дальнейшем разработать эффективные, скоординированные и своевременные меры уголовно-правого и криминологического воздействия, прежде всего направленные на предупреждение преступности несовершеннолетних, на минимизацию девиаций личности несовершеннолетнего.

Одним из первых социально-демографических показателей является пол. Общие показатели преступности в целом отражают факт преобладания лиц мужского пола [3]. Эта тенденция применима и к преступности несовершеннолетних.

При этом удельный вес осужденных несовершеннолетних лиц женского пола ежегодно снижается (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях в возрасте 14-17 лет, по половому признаку [4]

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

юношей 7969 5587 3768 2596 2180 1864 1681 1590

девушек 581 383 285 196 113 110 95 93

9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

□ мужчины

I женщины

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 1. Динамика лиц женского пола среди осужденных несовершеннолетних за 2008-2014 гг. на территории РФ

Ю. М. Антонян считает, что такая разница в соотношении женской и мужской преступности среди несовершеннолетних связана «не с психическими и психологическими особенностями пола, а различием интересов, поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью, решительностью, несдержанностью и другими общехарактерологическими свойствами лиц мужского пола, проявляющимися в определенных жизненных ситуациях, в том числе в антиобщественных поступках и преступлениях» [5].

Подавляющее большинство лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступников обусловлено не столько высоконравственным, созна-

тельным поведением представительниц женского пола, сколько их психофизиологическими особенностями, социальным опытом и мотивационной сферой.

Различается и видовая структура преступности несовершеннолетних исходя из половой принадлежности несовершеннолетних лиц. Так, для лиц женского пола характерно повышение корыстных и корыстно-насильственных преступлений, однако с 2011 г. существенно повысился и процент лиц женского пола в возрасте до 18 лет, совершивших умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. По сравнению с 2010 г. этот процент увеличился на 19 % (табл. 2, рис. 2).

Таблица 2

Характеристика лиц, содержавшихся в воспитательных колониях, совершивших умышленное причинение тяжкого вреда здоровью [4]

2010 2011 2012 2013 2014 2015

мужчин 438 296 229 203 201 178

женщин 35 29 26 22 14 9

V. А. 8НШУАЕУА

1200«

ЗОИ 21111 2012 2013 2Ш 2015

Рис. 2. Удельный вес умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, совершенного женским полом несовершеннолетних [4]

Подобное ожесточение свидетельствует о нестабильности эффективного положительного воздействия различных факторов на развитие девиаций среди несовершеннолетних женского пола, в том числе и об изменении социальных ценностей среди представительниц женского пола несовершеннолетних преступников.

Следующий социально-демографический показатель - возраст. В среде несовершеннолетних выделяют две возрастные группы: 14-15-летних и 16-17-летних, что соответствует и уголовному законодательству, предусматривающему общий возраст уголовной ответственности - 16 лет и специальный возраст уголовной ответственности с 14 лет.

Возрастные особенности говорят не только о психофизиологических, но и социально-ролевых изменениях несовершеннолетних. Соотношение двух указанных групп несовершеннолетних преступников практически не изменилось за последние 100 лет и составляет 30 % и, соответственно, 70 % [6].

Именно от возраста во многом зависят потребности, образ жизни, интересы и мотивация. Как отмечает Л. М. Прозументов: «С изменением возраста, естественно, происходит изменение самой личности, меняются ее социальные позиции, роли и функции, опыт, привычки, мотивация поступков, реакция на различные конфликтные ситуации и т. д.; все это оказывает значительное влияние на поведение несовершеннолетнего лица. Возрастные особенности позволяют делать выводы о криминологической активности и особенностях преступного поведения лиц рассматриваемой возрастной категории» [7].

Периоду взросления присущи возрастные особенности, прохождение которых приводит к негативной или позитивной социализации личности несовершеннолетнего. Так, к 10-12 годам у ребен-

ка на основе его восприятия формируются суждения по принципу «плохо» или «хорошо». Эти суждения основываются на анализе бытовых ситуаций, возникающих в семье, при ассимиляции образов и идей, почерпнутых из мультфильмов, кинофильмов и книг. К 14-16 годам на основе суждений появляются убеждения. В зависимости от осознания и восприятия им отрицательных или положительных суждений, у подростка вырабатывается четкая позиция, т. е. убеждение о норме того или иного образа жизни. Исходя из убеждений, подросток формирует собственную шкалу ценностей, определяет тип поведения, очерчивает круг друзей и т. д.

С 16 до18 лет идет поиск мировоззренческих установок. Определенные убеждения, сформированные к 16 годам, либо продолжают укрепляться в сознании несовершеннолетнего, либо под воздействием меняющегося влияния отдельных факторов, происходит пересмотр прежних убеждений и формирование новых.

К совершеннолетию на основе суждений, убеждений и их переосмысления, возникает мировоззрение. Сложившаяся под влиянием различных факторов система взглядов на окружающий мир, природу, общество, как в целом, так и отдельные социальные институты: семью, бытовой, учебный или трудовой коллектив, которые в значительной степени обуславливает дальнейший жизненный путь человека [8].

В связи с чем следует рассмотреть еще один социально-демографический показатель - семейное положение. Для несовершеннолетнего семейное положение характеризуется полной или распавшейся семьей. По мнению Ю. В. Чуфаровского, «основной причиной формирования преступного поведения подростков является аномальное воспитание в семье, которое выражается в отрицательных семейных условиях, алкоголизме родителей или род-

ственников, их аморальном поведении, однако существуют исключения из правил, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему

всяческого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители» [9].

Официальные данные демонстрируют показатели таблицы 3 и рисунка 3.

Таблица 3

Характеристика осужденных, совершивших преступления в возрасте 14-17 лет по семейному положению [10]

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Воспитывались в полной семье 42104 34 101 33 880 30 517 24 131 19 514 16 221 13 723 12 548 10 446 10 187

Воспитывались в семье с одним родителем 46167 38 561 39 480 33 600 25 369 21 466 17 256 14 706 13 082 10 328 10 084

Воспитывались вне семьи (детском доме, интернате и т. д.) 10820 9556 10 739 9216 6906 5974 4810 4143 3575 2812 2545

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

□ воспитывались в полной П семье

Р воспитывались в семье с одним родителем

□ воспитывались вне семьи

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 3. Удельный вес осужденных, совершивших преступления в возрасте 14-17 лет по семейному положению [10]

Очевидно, что превалирующий процент лиц, осужденных в возрасте 14-17 лет, воспитывались именно в семье. При этом процент лиц, воспитывающихся вне дома, в последние годы имеет тенденцию к снижению, а процент лиц, воспитывающихся в полной семье, наоборот возрастает (табл. 3).

Из данных, приведенных в диаграмме видно, что на протяжении длительного времени лица, не достигшие 18 лет, осужденные за совершение преступления, воспитывались в семье с одним родителем (рис. 3). Подобное положение во многом объясняло делинквентность поведения несовершеннолетних, так как длительный и сложный процесс воспитания в неполной семье сталкивался с дополнительными проблемами: отсутствие контактов (в том числе и эмоциональных) с одним из родителей; снижение уровня взаимопонимания с родителями; отчуждение членов семьи (связано, как правило, с тем, что родители, устраивают свою личную жизнь в новой семье, где не всегда есть место детям от предыдущего брака, либо обусловлено приоритетом материального обеспечения семьи и т. д.).

Однако в 2015 г. удельный вес несовершеннолетних осужденных, воспитывающихся в полной семье, стал больше, что говорит о неблагоприят-

ных последствиях и семейного воспитания [10]. В связи с чем отметим, что особое влияние на личность несовершеннолетних оказывает именно семейное воспитание с такими факторами, как жестокое обращение с детьми и асоциальное поведение родителей (лиц их заменяющих).

Жестокость понимается как причинение физического страдания ребенку, но при этом она может выражаться в психическом насилии, в унижении человеческого достоинства детей и т. д. Определение жестокого обращения разъясняется в Комментарии к УК РФ, который объясняет это явление как оставление детей без пищи, теплой одежды, систематическое унижение их достоинства, издевательство, нанесение побоев [11]. Обычно жестокое обращение с детьми проявляется именно в наказаниях. Среди всех способов негативного воздействия на личность ребенка наибольшую тревогу вызывают телесные наказания. При жестоком обращении с детьми подобные действия, т. е. телесные наказания целесообразно квалифицировать как уголовно наказуемые преступления.

Проблема наказания детей, в том числе и родителями в семье, очень сложна. С одной стороны, очевидно, что этот метод воздействия в ряде случа-

V. А. 8НШУАЕУА

ев необходим, а с другой стороны не ясно, где его дозволенные границы. Ребенок с детства должен осознавать и понимать, что определенные действия, поступки совершать нельзя. При этом запреты должны быть разумными, не угнетающими. Вот как характеризуют последствия жестокости и насилия в семье авторы статьи «Проблемы насилия в семье и преступность» Е. А. Костырь и Н. И. Привезенцев: «Согласно проведенным исследованиям, каждый 3 из 10 взрослых преступников вспоминал о жестокости и насилии в своей семье и называл это одной из причин своего преступления» [12].

Жестокое обращение в семье способствует возникновению острых или хронических стрессовых ситуаций, в результате которых ребенок постоянно находится под давлением страха физического, психического, а зачастую и сексуального насилия. Такое напряжение не проходит бесследно, существует значительный риск развития нервно-психических расстройств у детей с последующим формированием устойчивых девиаций в их поведении.

Негативное влияние на ребенка оказывает облик родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Постоянное пьянство или прием наркотиков и психотропных веществ требуют материальных затрат, в связи с чем, зачастую продаются не только личные вещи родителей, но и домашняя утварь, бытовая техника, видео- аудиоаппаратура, а также детские вещи. Коммунальные долги приводят к отключению от подачи электроэнергии и водоснабжения. Семья теряет необходимые бытовые условия для нормального функционирования. Воздействие же

примера асоциальных родителей приводит к раннему усвоению алкогольных и наркотических привычек, наглядное восприятие ребенком атрибутики пьянства и наркотизма закрепляется как обычный и повседневный образ жизни.

Следующий показатель формулируется по-разному - кто-то рассматривает его как социальное положение или род деятельности [13], кто-то соотносит его с образованием несовершеннолетних [14; 15]. Мы считаем, что данные понятия соотносятся как целое и часть. Социальное положение не только показывает уровень образования несовершеннолетнего, но и определяет уровень занятости таких лиц в сфере трудовой деятельности.

Образование как показатель интеллектуального развития формирует как социально-значимые качества личности, так и определяет его культурный уровень в том числе и уровень его правого сознания. Для несовершеннолетних в силу специфики их возраста не свойственно наличие высшего образования. В связи с чем в официальной статистике присутствует термин «учащихся» и «не учащихся». Обучение несовершеннолетних может проходить в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах и т. д.

Парадокс заключается в том, что приведенные показатели демонстрируют подавляющее большинство несовершеннолетних, осужденных - учащиеся, т. е. лица, деятельность которых направлена на повышение своего интеллектуального и культурного уровня (табл. 4, рис. 4).

Таблица 4

Характеристика осужденных, совершивших преступления в возрасте 14-17 лет по образованию [10]

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Учащиеся 52909 46 147 49 779 45 105 36 336 31 999 26 705 22 616 20 000 16 075 15 521

Не учащиеся 37572 29 442 27 837 22 930 16 936 12 813 9956 8704 8175 6784 6662

60

50 ■ - - -

40 ■ - - -

2005 2006

□ учащиеся

□ не учащиеся

Рис. 4. Удельный вес осужденных, совершивших преступления в возрасте 14-17 лет по образованию [10]

Конечно незанятость молодых людей ни в трудовой, ни в образовательной сферах имеет криминогенное значение. Безделье дает широкие возмож-

ности применениями несовершеннолетними своих сил, знаний, умений и навыков в криминальной направленности, т. е. использования их вопреки

80

70

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

общественным интересам. Но и занятость в образовательной сфере не всегда является показателем формирования социально-позитивных личностных качеств несовершеннолетних. Несовершеннолетние, осужденные, несмотря на то, что в большинстве своем являются учащимися, отличались плохой успеваемостью, утратой интереса к учебе и работе, а, следовательно, низкий уровень интеллектуальных и культурных возможностей влиял на принятие правильного и правомерного решения в той или иной ситуации несовершеннолетними.

На основании проведенного исследования отдельных социально-демографических показателей личности несовершеннолетнего преступника сформируем его среднестатистический портрет - это юноши 16-17 лет, воспитывающиеся в семье с одним родителем, либо в полной семье, но, как правило, с отрицательным психологическим климатом, наглядным асоциальным поведением родителей (лиц их заменяющих), проявляющемся в том числе и в жестоком обращении по отношении к несовершеннолетним, которые хотя и являются учащимися, но их деятельность практически не направлена на повышение своего интеллектуального и культурного уровня, а обусловлена лишь территориальным нахождением в том или ином образовательном учреждении, которое используется и для совершения деяний преступного характера (кражи, распространение наркотических средств и психотропных веществ и т. д.).

В связи с тем, что персонифицированные меры уголовно-правового и криминологического воздействия должны учитывать, в том числе и социально-демографические признаки, из которых наиболее типичные предполагают разработку и апробацию эффективных и целесообразных методов противодействия конкретным видам преступности, необходимо продолжить изучение личности несовершеннолетнего преступника с позиции различных составляющих структуры личности преступника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Криминология / под ред. В. Д. Малкова. М., 2006. С. 85.

2. Старков О. В. Криминология. М., С-Петербург. 2012. С. 216.

3. Состояние преступности. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ // http://mvd.ru/Del-jatelnost/statistics/reports

4. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний РФ. URL: http://фсин.рф/statistics/

5. Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. М., 1992. С. 24.

6. Состояние преступности. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. URL: http://mvd.ru-/Deljatelnost/statistics/reports

7. Прозументов Л. М. Криминологическая характеристика и предупреждение наркопреступности. Томск: Изд-во НТЛ, 2009. С. 58.

8. Шуняева В. А. Коррекция личности несовершеннолетнего преступника: значение, задачи, возможности // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. № 3. 2015. С. 23.

9. Юридическая психология: учебник / под общ. ред. Ю. Ф. Чуфаровского. 3-е изд., испр. и доп. М., 2003.

10. Характеристика осужденных, совершивших преступления в возрасте 14-17 лет. URL: http://www.cdep.ru-/index.php?id=79&item=2074

11. Комментарий к УК РФ / под. ред. А. И. Рарога. М.: Норма, 2004. С. 254.

12. Костырь Е. А., Привезенцев Н. И. Проблемы насилия в семье и преступность // Актуальные проблемы борьбы с преступностью. СПб.: Питер, 2001. С. 80.

13. Антонян Ю. М., Эминов В. Е. Портреты преступников. Криминолого-психологический анализ. М., 2014. С. 147;

14. Гусейнов А. Б. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей // Теория и практика общественного развития. № 2. 2008.

15. Мартышева С. М. Социально-типологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355. С. 108.

References

1. Kriminologiya [Criminology] / pod red. V. D. Malkova. M., 2006. S. 85.

2. Starkov O. V. Kriminologiya [Criminology]. M., S-Peterburg. 2012. S. 216.

3. Sostoyaniye prestupnosti. Ofitsial'nyj sajt Minister-stva vnutrennikh del RF [Condition of crime. Official site of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. URL: http://mvd.ru/Del-jatelnost/statistics/reports

4. Kharakteristika lits, soderzhashchikhsya v vospi-tatel'nykh koloniyakh dlya nesovershennoletnikh. Ofitsial'nyj sajt Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij RF [The characteristic of the persons who are in educational colonies for minors. Official site of Federal Penitentiary Service of the Russian Federation]. URL: http://fsin.rf/statistics/

5. Аntonyan Yu. M. Prestupnost' sredi zhenshchin [Crime among women]. M., 1992. S. 24.

6. Sostoyaniye prestupnosti. Ofitsial'nyj sajt Minister-stva vnutrennikh del RF [Condition of crime. Official site of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. URL: http://mvd.ru-/Deljatelnost/statistics/reports

7. Prozumentov L. M. Kriminologicheskaya kharakteristika i preduprezhdeniye narkoprestupnosti [Criminological characteristic and prevention of narcocrime]. Tomsk: Izd-vo NTL, 2009. S. 58.

8. Shunyaeva V. А. Korrektsiya lichnosti nesovershen-noletnego prestupnika: znacheniye, zadachi, vozmozhnosti [Correction of the identity of the juvenile offender: value, tasks, opportunities] // Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskij zhurnal. № 3. 2015. S. 23.

V. A. SHUNYAEVA

9. Yuridicheskaya psikhologiya: uchebnik [Legal psychology: textbook] / pod obshch. red. Yu. F. Chufarovskogo. 3-ye izd., ispr. i dop. M., 2003.

10. Kharakteristika osuzhdennykh, sovershivshikh prestupleniya v vozraste 14-17 let [The characteristic of the convicts who committed crimes at the age of 14-17]. URL: http://www.cdep.ru-/index.php?id=79&item=2074

11. Kommentarij k UK RF [The comment to the Criminal Code of the Russian Federation] / pod. red. A. I. Raroga. M.: Norma, 2004. S. 254.

12. Kostyr' E. A., Privezentsev N. I. Problemy nasiliya v sem'ye i prestupnost' [Violence problems in a family and crime] // Aktual'nye problemy bor'by s prestupnost'yu. SPb.: Piter, 2001. S. 80.

13. Antonyan Yu. M., Eminov V. E. Portrety prestupni-kov. Kriminologo-psikhologicheskij analiz [Portraits of criminals. Criminology-psychological analysis]. M., 2014. S. 147.

14. Gusejnov A. B. Osobennosti lichnosti nesovershen-noletnikh pravonarushitelej [Features of the identity of minor offenders] // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. № 2. 2008.

15. Martysheva S. M. Sotsial'no-tipologicheskaya kharakteristika lichnosti nesovershennoletnego prestupnika, osu-zhdennogo k ispravitel'nym rabotam [The social and typological characteristic of the identity of the juvenile offender condemned to corrective work] // Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta. 2012. № 355. S. 108.

* * *

SOCIAL AND DEMOGRAPHIC FEATURES OF THE IDENTITY OF THE JUVENILE OFFENDER: FEATURES OF THE CURRENT STATE

SHUNYAEVA VERA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article the author studied features of social and demographic signs of the identity of the juvenile offender. A research object is social and demographic signs of the identity of the juvenile offender. An object of research is features of the current state of social and demographic signs and their components at the juvenile offender. The author made the analysis of the statistical data characterizing such elements of social and demographic signs of the personality as a sex, age, a social role, education, marital status. Graphic and tabular reduction of statistical data allows to track visually development of these or those qualities throughout a certain period of time. The author gave opinions of various scientists on value of this or that social and demographic indicator characterizing the identity of the criminal who did not reach eighteen years, as a result of a research revealed typical signs of the identity of the juvenile offender, on the basis of the conducted research of separate social and demographic indicators of the identity of the juvenile offender created his average portrait which looks as follows - it is the young men of 16-17 years who are brought up in a single-parent family, or in a full family, but, as a rule, with negative psychological climate, evident asocial behavior of parents (persons them replacing), shown including in ill treatment after the attitude towards minors who though are pupils, but their activity isn't almost directed to increase in the intellectual and cultural level, and caused only by territorial stay in this or that educational institution which is useful also for commission of acts of criminal character (thefts, distribution of drugs and psychotropic substances etc.). The practical importance of results of a research connects with a possibility of application of data on features of the juvenile offender at development and deployment of effective methods and ways of scheduled and precautionary maintenance by various preventive subjects.

Key words: age, juvenile offender, marital status, social role, education, floor, social portrait

Об авторе:

Шуняева Вера Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Института права и национальной безопасности, и. о. директора Института права и национальной безопасности тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the author:

Shunyaeva Vera Anatolyevna, Candidate of Jurisprudence, Associate Professor of Criminal Law and Process Department, Institute of Law and Homeland Security, Acting Director of Institute of Law and Homeland Security, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.