Научная статья на тему 'Социально-типологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам'

Социально-типологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1496
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ВОЗРАСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / MINORS / SOCIAL-DEMOGRAPHIC DESCRIPTION / AGE / FORMATION / MARITAL STATUS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мартышева Светлана Маратовна

Рассматривается социально-типологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам. Социально-типологическая характеристика личности лица, совершившего преступление, является одним из составных элементов криминологической характеристики личности преступника, наряду с социально-психологической и социально-ролевой характеристиками. Социально-типологические признаки личности несовершеннолетнего преступника включают социально-демографические признаки личности (пол, возраст, род занятий, место жительства и т.п.). Социально-демографические свойства личности преступника сами по себе не криминогенны. Социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника являются существенным компонентом обобщенного представления о личности несовершеннолетнего преступника и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики преступного поведения со стороны рассматриваемой возрастной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мартышева Светлана Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-typological description of the personality of a juvenile criminal sentenced to correctional works

In the criminological literature there is no unity of opinions among scientists concerning the criminological characteristic of the persons committing crimes. Some researchers consider that the specified description should include three blocks of signs: social-typological, social-role, moral-psychological; others socialdemographic, moral-psychological, biological and criminal-legal signs; the third pay attention to one concrete sign alienation from the society without considering others; A.I. Dolgova allocates five blocks of signs giving the criminological description of the personality of the criminal: social-demographic, criminal-legal, social displays in real spheres of ability to live, moral properties, physical (biological) characteristics. Social-typological signs of the personality of a juvenile criminal include social-demographic signs of the personality (sex, age, occupation, place of residence, etc.). Social-demographic properties of the criminals personality are not crime-conducive. But they are connected with the conditions of formation of the personality and its ability to live, cooperate with others, with requirements and motivation, with social roles of the person. According to the sexual sign the minors sentenced to correctional works are subdivided into males and females. By the results of our research, the majority of the minors condemned to correctional works are males (78.7% in Tomsk region, 96.8% in Kemerovo region, and 85.5% in Novosibirsk region). The age of the minors sentenced to correctional works in our research is as follows. Criminal activity is in a greater degree characteristic for 16-17 y.o. persons (97.38% in Kemerovo region in 2003-2009, 96.78% in Tomsk region). Education plays an important role in the formation of socially positive personal qualities, substantially defining intellectual and cultural levels of the person. High educational level in the basis is an anti-criminal factor. It favours the expansion of the circle of useful interests, consciousness and responsibility of the person, its self-affirmation and by that promotes the prevention of involving of the person in criminal activity. In many respects the level of education defines the character of socially useful employment of minors condemned to correctional works. So, at the moment of registration in the correctional inspectorate 26% of minors went to schools, 17,6% to vocational schools, 10% to special educational institutions, 10% worked (both officially and unofficially), 36,4% had no socially useful activity.

Текст научной работы на тему «Социально-типологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам»

С. М. Мартышева

СОЦИАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА, ОСУЖДЕННОГО К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ

Рассматривается социально-типологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам. Социально-типологическая характеристика личности лица, совершившего преступление, является одним из составных элементов криминологической характеристики личности преступника, наряду с социально-психологической и социально-ролевой характеристиками. Социально-типологические признаки личности несовершеннолетнего преступника включают социально-демографические признаки личности (пол, возраст, род занятий, место жительства и т.п.). Социальнодемографические свойства личности преступника сами по себе не криминогенны. Социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника являются существенным компонентом обобщенного представления о личности несовершеннолетнего преступника и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики преступного поведения со стороны рассматриваемой возрастной категории.

Ключевые слова: несовершеннолетние; социально-демографическая характеристика; возраст; образование; семейное положение.

В криминологической литературе нет единства мнений среди ученых относительно криминологической характеристики лиц, совершавших преступления. Одни исследователи считают, что указанная характеристика должна включать три блока признаков: социально-типологические, социально-ролевые, нравственно-психологические; другие - социально-демографические, нравственно-психологические, биологические и уголовно-правовые признаки [1. С. 85-91]; третьи обращают внимание на один конкретный признак - отчуждение от общества, не рассматривая иные [2. С. 80];

А. И. Долгова выделяет пять блоков признаков, дающих криминологическую характеристику личности преступника: социально-демографическая, уголовно-правовая, социальные проявления в реальных сферах жизнедеятельности, нравственные свойства, физические (биологические) характеристики [3. С. 233].

Социально-типологические признаки личности несовершеннолетнего преступника включают социальнодемографические признаки (пол, возраст, род занятий, место жительства и т. п.).

Социально-демографические свойства личности преступника сами по себе не криминогенны. Но они связаны с условиями формирования личности и ее жизнедеятельности, взаимодействуют с ними, с потребностями и мотивацией, с социальными ролями личности. Поэтому социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника являются существенным компонентом обобщенного представления о личности несовершеннолетнего преступника и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики преступного поведения со стороны рассматриваемой возрастной категории [4. С. 125].

По половому признаку несовершеннолетние, осужденные к исправительным работам, подразделяются на лиц мужского и женского пола. По результатам нашего исследования большинство несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, - лица мужского пола (78,7 % - в Томской области, 96,8% - в Кемеровской области и 85,5% - в Новосибирской области).

Таким образом, указанные данные подтверждают хорошо известное в криминологии положение, что преступность является преимущественно мужским явлением, обусловленным большей социальной активностью мужской части населения.

Возраст преступника во многом определяет потребности, жизненные цели лица, круг его интересов, образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях [5. С. 20]. Справедливо указывает Л.М. Прозументов: «С изменением возраста, естественно, происходит изменение самой личности, меняются ее социальные позиции, роли и функции, опыт, привычки, мотивация поступков, реакция на различные конфликтные ситуации и т. д.; все это оказывает значительное влияние на поведение несовершеннолетнего лица. Возрастные особенности позволяют делать выводы о криминологической активности и особенностях преступного поведения лиц рассматриваемой возрастной категории» [6. С. 58].

Возраст несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, выглядит в нашем исследовании следующим образом. Так, криминальная активность в большей степени характерна для лиц младшего юношеского возраста (16-17 лет) (в Кемеровской области с 2003 по 2009 г. в общей массе несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, они составляют 97,38%, в Томской области за аналогичный период -96,78%).

В этом плане обращает на себя внимание и то обстоятельство, что удельный вес лиц старшего подросткового возраста (14-15 лет) за период с 2003 по 2009 г. составляет в Кемеровской области - 2,62%, в Томской области - 3,22%.

Семейное положение. Большое влияние на формирование личности несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, оказывает семья. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних рассматривались в работах таких ученых, как Ю.М. Антонян, Н.П. Грабовская, А. И. Долгова, К.Е. Игошев, Г. М. Минь-ковский, Л.М. Прозументов, ДА. Шестаков и др.

Семья - «... исключительно сложное и специфическое общественное образование, в котором проявляются моральные, психические, психологические, физиологические, сексуальные и хозяйственно-бытовые связи между небольшим кругом лиц (членов семьи), порождающих общность их судьбы, жизни и интересов» [7. С. 14].

Влияние семьи на личность несовершеннолетнего может быть как позитивным, так и негативным. Негативное влияние семьи на личность несовершеннолетне-

го выражается в ее десоциализации и конфликтности [8. С. 77].

Семейная десоциализация может быть связана либо с отрицательным влиянием семьи на несовершеннолетнего в форме целенаправленного формирования у него антиобщественных свойств или представления негативных стандартов поведения, либо в форме бесконтрольности со стороны семьи [9. С. 65].

Семейный конфликт следует рассматривать как разновидность межличностного конфликта, сущностью которого является столкновение противоположных позиций членов семьи.

Семейное положение несовершеннолетних лиц, осужденных к исправительным работам, выглядит следующим образом. Основная масса несовершеннолетних (61,0%) воспитывалась в семьях, где были удовлетворительные жилищные и материально-бытовые условия (например: «у несовершеннолетнего была своя комната с необходимой мебелью, компьютер»). Около 17% несовершеннолетних преступников указывали на отрицательное влияние на них родителей: они показывают им дурной пример, пьянствуют, скандалят, ссорятся, устраивают драки, «имеют холодные отношения с несовершеннолетним». Почти в каждой четвертой из таких семей один из родителей был ранее судим, в каждой третьей - отец или мать, а иногда оба родителя не занимались общественно-полезным трудом, аморально вели себя в быту.

Большинство изученных нами несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, воспитывались с отцом и матерью - 57,0%; с матерью и отчимом (либо только с матерью) - 38,7%; с отцом и мачехой (либо только с отцом) - 3,6%; у остальных несовершеннолетних (0,7%) не было законных представителей.

Таким образом, для большинства несовершенно -летних, осужденных к исправительным работам, характерно то, что они воспитывались в неблагополучных семьях. Воспитание несовершеннолетнего в неполной семье является более сложным и трудным, чем в полной. Это стало особенно очевидно в последние годы, когда процесс воспитания детей стал более длительным и сложным [10. С. 30].

Семейное неблагополучие представляет собой социально отклоняющееся поведение. Чем более неблагополучным является семейное воспитание, тем больше у несовершеннолетнего шансов встать на преступных путь и совершить преступления, за которое предусмотрено наказание в виде исправительных работ.

В.М. Кормщиков по признаку криминогенности все неблагоприятные семьи разделяет на три типа, при этом характеризуя каждый из них:

1) активно-криминогенная семья (криминогенными являются практически все сферы жизнедеятельности семьи; семьи данного типа отличаются крайне низким уровнем правосознания родителей; общественно опасный образ жизни родителей; основным признаком деградации и последующей криминализации является характерное для обоих родителей хроническое пьянство; ярко выраженная деформация половой этики у родителей);

2) ординарно-криминогенный тип (явное выражение частно-собственнические и эгоистические пози-

ций родителей; образ жизни родителей не распространяется дальше денежного расчета и собственных удовольствий; полное равнодушие ко всем социальным мероприятиям общества; стремление получить от общества как можно больше за меньший труд или, если возможно, то и без труда; родители предпочитают нелегальный способ удовлетворения своих потребностей);

3) частично-криминогенный тип семьи (криминогенным элементом выступает только один из родителей (главным образом отец); неблагополучие таких семей складывается из хронического употребления спиртных напитков с аморальным или противоправным поведением одного из родителей) [11. С. 18-27].

Характеристика уровня образования несовершенно -летнего преступника имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, ее социальным статусом, кругом контактов, жизненными планами и возможностями ее реализации.

Образование играет важную роль в формировании социально-положительных качеств личности, в значительной степени определяя ее интеллектуальный и культурный уровень. Высокий уровень образования в своей основе является антикриминогенным фактором. Он благоприятствует расширению круга полезных интересов, самосознания и ответственности личности, ее самоутверждению и тем самым способствует предупреждению вовлечения лица в преступную деятельность.

Недостаточный образовательный уровень ограничивает возможности несовершеннолетнего лица в принятии правильных решений в повседневном общении с окружающими людьми, препятствует формированию и закреплению у них общественно-полезных навыков поведения.

Уровень образования несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, можно ранжировать следующим образом:

- начальное общее образование (более 6 классов, но менее 9 классов) - 7,3%;

- основное общее образование - 49,5%;

- среднее (полное) общее образование (11 классов) -22,1%;

- неоконченное начальное или среднее профессиональное образование (ПУ, ПТУ) - 21,1%.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10 июня 1992 г. № 3266-1 (ред. от 29 декабря 2010 г.) [12] первые три вида образования относятся к основным образовательным программам, остальные виды - к основным профессиональным программам. Таким образом, как видно из представленных данных, только 22,1% несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, имели полное общее образование (11 классов).

Схожие данные были получены в 2004 г. Е.В. Роговой по соответствующим группам:

- неполное среднее (до 11 класса) - 59,5%;

- среднее (11 классов) - 27,6%;

- среднее специальное (ПУ, ПТУ) - 12,9% [13.

С. 95].

В процессе исследования мы пришли к выводу, что в некоторых неполных семьях существует проблема

нехватки денежных средств и несовершеннолетним из этих семей приходится работать уже после окончания 8 классов.

Например, из материалов уголовного дела: «... несовершеннолетний А. (образование 8 классов), нигде не учился, не работал, но неофициально подрабатывал кондуктором на маршрутном автобусе» [14].

Во многом такое распределение по уровню образования и определило характер общественно полезной

занятости изученных нами несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам. Так, на момент постановки на учет в уголовно-исполнительную инспекцию 17,6% несовершеннолетних учились в профессионально-технических училищах, 26% - в образовательных школах, 10% - в средних специальных учебных заведениях, 10% работали (как официально, так и не официально), 36,4% не были заняты общественно полезной деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А.И. Криминология : курс лекций. М. : Щит-М, 1990. 340 с.

2. Криминология / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М. : Юристъ, 1995. 799 с.

3. Криминология / под ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М. : НОРМА, 2010. 1070 с.

4. Криминология : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.И. Гуров и др.; науч. ред. Н.Ф. Кузне-

цова, В.В. Лунеев. М. : Волтерс Клувер, 2005. 645 с.

5. Антонян Ю.М., ЭминовВ.Е., Еникеев М.И. Психология преступления и наказания. М. : Юристъ, 2000. 123 с.

6. Прозументов Л.М. Криминологическая характеристика и предупреждение наркопреступности. Томск : Изд-во НТЛ, 2009. 156 с.

7. Лебедева А.И. Семья несовершеннолетнего правонарушителя как объект профилактики преступлений : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.

196 с.

8. Шестаков Д.А. Семейная криминология: семья - конфликт - преступление. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1996. 206 с.

9. Прозументов Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Томск : Изд-во ТГПУ, 1999. 198 с.

10. Прозументов Л.М. Несовершеннолетние: преступность, особенности уголовной ответственности. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2006. С. 183 с.

11. Кормщиков В.М. Криминология семейного неблагополучия. Пермь : Перм. кн. изд-во, 1987. 209 с.

12. Собрание законодательства РФ. 15.01.1996 г. № 3. Ст. 150.

13. Рогова Е.В. Исправительные работы и особенности их применения к несовершеннолетним : дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2004. 196 с.

14. Архив Ленинского районного суда г. Томска. Дело № 1-207 (05).

Статья представлена научной редакцией «Право» 1 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.