Научная статья на тему 'Социализация подростков в детском оздоровительном лагере'

Социализация подростков в детском оздоровительном лагере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КОРРЕКЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ПРОФИЛАКТИКА / САМООЦЕНКА / DEVIANT BEHAVIOR / HEALTHY LIFESTYLE / CORRECTION / ADOLESCENTS / PREVENTION / SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Леонтьева Татьяна Валентиновна, Аксенова Ирина Ермаковна

В статье представлен опыт работы по коррекции и дальнейшей профилактики девиантного поведения среди подростков в летнем оздоровительном лагере. Особенность работы лагеря заключается в том, что одна из смен специально организована для детей с девиантным поведением или для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Акцент делается на вовлечении подростков в социально-значимую деятельность, общее развитие, повышение самооценки и формировании навыков здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Леонтьева Татьяна Валентиновна, Аксенова Ирина Ермаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS IN A CHILDREN''S CAMP

The article presents the experience in the correction and further prevention of deviant behavior among adolescents in the summer camp. The peculiarity of the camp is that one of the shifts is specially organized for children with deviant behavior or for children in difficult situations. Emphasis is placed on the involvement of adolescents in socially significant activities, overall development, self-esteem and the formation of healthy lifestyle habits.

Текст научной работы на тему «Социализация подростков в детском оздоровительном лагере»

Как видно из диаграммы 2, существенные изменения произошли по пяти основным факторам, которые мы выделили в понятии психологической готовности. Первый показатель - наличие развитых навыков общения с людьми до эксперимента было на уровне 46%, после повысился на 40%.Второй показатель -единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь до эксперимента составляло - 16%, после также наблюдается повышение. По третьему показателю тоже наблюдается изменения в структуре терминальных ценностей. По четвертому показателю - изменение наблюдается на 76%, по последнему показателю -отношение к понятию семейной жизни повысилось.

Выводы. Таким образом, выявленные изменения в области знаний, представлений, и отношений по поводу психологической готовности студентов к созданию семьи подтверждается количественной обработкой данных, которые представлены в диаграммах со сравнительным анализом.

По результатам нашего исследования мы сделали вывод о том, что для современной молодежи семья имеет актуальную ценность. Мы не должны забывать, что институты социализации формируют не только личность, гражданина, патриота своей страны, но и будущего семьянина. Для этого со школьной скамьи должно взращиваться в сознании подрастающего поколения ценность брака, семейных отношений, построенных на любви, взаимном уважении, поддержке и доверии. Необходимо донести до сознания юношей и девушек, что рождение детей в браке это большая персональная ответственность каждого из супругов, что гипотетически может повлиять на проявление ответственного родительства и уменьшению количества абортов, которые наносят психологический и физический вред здоровью. Просвещение подрастающего поколения с помощью разных методов и консультирования может благотворно сказаться на увеличении численности студентов с положительным отношением к браку, семейной жизни, что в будущем может способствовать увеличению количества полных, благополучных семей с детьми.

Литература:

1. Беляева, А.Б. Традиционные семейные ценности. Особенности формирования семейных ценностей у современной российской молодежи [Электронный ресурс] // Научный журнал «Современные проблемы науки и образования» №2, 2007. - Режим доступа: www.rae.ru, свободный.

2. Левина, А. А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект / А. А. Левина // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28016.

3. Мацковский, М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. Москва: Наука, 2007. - 350 с.

4. Нейл Смелзер. Социальные институты [Электронный ресурс] // scepsis. - Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_611.html, свободный.

5. Фролова, А. С. Брачно-семейные представления студентов 2-го курса [Электрон.ресурс]. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/159/ 1550 (дата обращения 11.11.2016)

6. Царахова-Салбиева, З.У. Уроки этнопедагогики / Роль семьи, традиций и обычаев в формировании семейных ценностей подрастающего поколения. Владикавказ: 2010.

7. Чернова, Ж., Шпаковская, Л. «Молодые взрослые»: супружество, партнерство и родительство // Laboratorium. 2010. № 3. С. 19-43

8. Сущность семьи, структура, функции, семейные взаимоотношения [Электронный ресурс] // Социальная работа - Режим доступа: http://soc-work.ru/article/744, свободный.

9. Социальная сущность семьи. [Электронный ресурс] // pravo.vuzlib. свободная библиотека. - Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.net/book_z763_page_13.html, свободный.

10. Как дети воспринимают развод [Электронный ресурс] // mama.sarbc. Режим доступа: http://mama.sarbc.ru/articles/kak-deti-vosprinimayut-razvod.html, свободный.

Педагогика

УДК: 37.01

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); студент кафедры начального образования группы Леонтьева Татьяна Валентиновна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); педагог дополнительного образования Аксенова Ирина Ермаковна МОБУ СОШ №21 городского округа (г. Якутск)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Аннотация. В статье представлен опыт работы по коррекции и дальнейшей профилактики девиантного поведения среди подростков в летнем оздоровительном лагере. Особенность работы лагеря заключается в том, что одна из смен специально организована для детей с девиантным поведением или для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Акцент делается на вовлечении подростков в социально-значимую деятельность, общее развитие, повышение самооценки и формировании навыков здорового образа жизни.

Ключевые слова: девиантное поведение, здоровый образ жизни, коррекция, подростки, профилактика, самооценка.

Annotation.The article presents the experience in the correction and further prevention of deviant behavior among adolescents in the summer camp. The peculiarity of the camp is that one of the shifts is specially organized for children with deviant behavior or for children in difficult situations. Emphasis is placed on the involvement of adolescents in socially significant activities, overall development, self-esteem and the formation of healthy lifestyle habits.

Keywords:deviant behavior, healthy lifestyle, correction, adolescents, prevention, self-esteem.

Введение. На сегодняшний день педагогическая общественность, органы законодательной и исполнительной власти всех уровней стали уделять больше внимания вопросам воспитания, гражданского становления детей и молодежи, сохранения и развития системы дополнительного образования детей. Одним из приоритетных направлений образования,несомненно, является воспитательная работа с трудными подростками. Особо остро стоит вопрос организации летнего досуга детей. Именно в летний период, по данным правоохранительных органов, увеличивается количество правонарушений. Поэтому занять эту категорию детей, организовать коррекционную работу - задача не из легких.Летний отдых - это пространство для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, способ его социализации.

Изложение основного материала статьи. В основу работы с детьми с девиантным поведением были взяты положения А.С. Макаренко о детском коллективе и трудовом воспитании. Его педагогика современна и актуальна, потому что жизненно ориентирована и нацелена на развитие личности [1]. В связи с вышеизложенным нами представлен опыт работы педагогического коллектива Детского оздоровительного стационарного лагеря «Родничок». Лагерь расположен по Сергеляхскому шоссе, возле озера, в сосновом бору. Условия местоположения, природа оказывают благоприятное воздействие на оздоровление детей. Общее руководство осуществляется Управлением образования Окружной администрации города Якутска. Лагерь действовал в течение 63 дней с 15 июня по 24 августа 2018 года. На протяжении трех лагерных смен поправили свое здоровье и отдохнули около 300 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Среди них дети, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из многодетных и неблагополучных семей. Третья лагерная смена была организована для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с девиантным поведением Управлением образования и МУ МВД «Якутское». В этот период поправили свое здоровье 60 детей. Основной целью летней оздоровительной кампании было создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, эстетическое и нравственное воспитание, укрепление ценностей, необходимых для позитивного развития личности.

Деятельность педагогического коллектива лагеря была направлена на решение следующих задач:

- организация социально-значимой деятельности для подростков, воспитание трудовой культуры;

- максимальный охват оздоровлением, отдыхом и занятостью подростков, нуждающихся в поддержке;

- укрепление здоровья подростков и формирование у них навыков здорового образа жизни;

- формирование позитивной самооценки, ответственного отношения к себе и к своим поступкам.

В летнем лагере было всё необходимое для полноценного отдыха детей: подготовлены спальные корпуса, столовая, помещения для игр, душевые комнаты, изолятор, спортивная площадка, веревочный парк, детская площадка. Для проведения тематических бесед, праздников, просмотра кинофильмов и мультфильмов предусмотрен рабочий корпус, оснащённый современными компьютерными технологиями.

У подростков, направленных в оздоровительный лагерь, отмечалась нецензурная речь и демонстративное поведение, не соответствующее моральным требованиям общества, что могло свидетельствовать наличие дефицита внимания со стороны взрослых (родителей в частности). Коррекционная работа включала в себя методы, направленные на стимулирование интереса - это беседы, тренинги, которые направляет эмоции и мысли подростков на цели и деятельность, которые будут способствовать формированию необходимых социальных качеств. Метод закрепления и обогащения направлен на дальнейшее формирование у подростков необходимых социальных качеств. При помощи этого метода происходит активизация самостоятельных усилий подростков, стимулируется их самоорганизация. Используяприем личного примера, вовлекая в дискуссии, работая над постановкойперспективы, были проведены встречи с людьми, состоявшимися в своей профессии и личной жизни (публичные личности, предприниматели, известные волонтеры, блогеры и др.).

Активно был использован метод содействия и творчества, который доводит развитие воспитательного процесса до самого высокого уровня - осознанности и осуществления его подростками. Благодаря использованию данного метода у подростков закрепляются организаторские умения. Ребята принимали участие на всех этапах творческого процесса (составление сценария мероприятия, оформительские работы, костюмы, сами выступали в роли ведущих, участников и принимали участие в подведении итогов).

Силами воспитанников были проведены такие мероприятия, как «Зажги звезду», «Шоу пародий», «Книга рекордов лагеря «Родничок» и многие другие мероприятия. Дети искренне радовались своим успехам, чувствовали себя частью коллектива, что способствовало сплочению коллектива, развитию позитивного отношения к жизни.

Ведущей линией коррекционной работы выступала организация трудового воспитания в условиях оздоровительного лагеря. Макаренко А.С. считал, что «Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» [2]. Исходя из этого положения в лагере практиковался общественно-полезный труд: дежурство, уход за комнатными растениями, поочередно отряды принимали участие в уборке территории лагеря, ухаживали за клумбами.

Немаловажное значение для комфортного пребывания детей в лагере была организация полноценного питания. Среди воспитанников были те, кто имел недобор веса и роста, коррекцией данных параметров занимались врачи, которые отслеживали не только рацион питания, а также физическую активность, направленную на оздоровление организма. Ребятам были даны знания по основам здорового образа жизни, а также беседы о вреде ПАВ с использованием современных компьютерных технологий в доступной для подростков форме.

На протяжении лагерной смены велась кружковая работа. Педагогами дополнительного образования проводились кружки по шахматам и шашкам. Как результат пятеро детей получили третий юношеский разряд и два воспитанника разряд ребенка. Отрадно, что у подростков проявился интерес к этому виду спорта.

Исходя из того, что современные дети активно используют гаджеты для фото и видеосъемок, им был представлен кружок «Фото-видео студии», который вызвал большой интерес.Ребята научились фотографировать, монтировать кадры, брать интервью, снимать репортажи. А как результат деятельности данного кружка стала выставка фотографий, видеосюжетов к церемонии закрытия лагеря.

В подростковом возрасте очень важно принятие себя взрослеющего и тех изменений, которые происходят (психологические, физиологические, физические). С этой целью были приглашены визажисты,

парикмахеры для девочек. Они показали мастер-класс по нанесению макияжа, подбору прически к наряду, созданию образа. Для мальчиков были проведены мастер-классы по брейк-дансу, практические занятия по сборке и разборке автомата (беседа о службе в армии и практические задания).

В дни работы лагеря была организована встреча с инспектором по делам несовершеннолетних. Подростков интересовали различные темы - «Права несовершеннолетнего»; «Какие меры пресечения существуют в отношении несовершеннолетних?»; «Какую уголовную ответственность несет подросток за совершенное преступление?» и др.

Время, которое ребята провели в смене, запомнилось насыщенностью событиями, делами, общением, взаимодействием, познанием и пользой для здоровья, а также отметили палитру положительных эмоций, которые они испытали. Каждый воспитанник смог реализовать себя в какой-либо деятельности и как результат - личное портфолио, свидетельствующее о достигнутых успехах, призы и подарки.

Определяющим фактором достижения успеха в работе с детьми «группы риска» являются доверительные отношения, поощрение, создание ощущения сопричастности к общему делу, уважение личности ребенка.

В течение всей лагерной смены педагогами проводилась психодиагностика отдыхающих. Очень важным индикатором коррекционной работы служат изменения эмоциональной составляющей воспитанников. Для определения эмоционального состояния детей, кроме наблюдения и бесед, в каждом отряде велась цветопись настроения. В зависимости от возраста детей использовались различные условные обозначения настроения.

Дети третьего отряда (7-9 лет) отмечают настроение с помощью цветов:

- красный - хорошее, веселое;

- зеленый - спокойное;

- синий - грустное, печальное;

- коричневый - плохое настроение.

Дети второго отряда (9-11 лет) отмечали настроение с помощью пиктограмм (смайлики):

- веселое, радостное настроение (улыбающийсясмайлик);

- грустное (губы опущены вниз);

- нейтральное или любое другое настроение (нейтральное выражение).

В первом отряде дети отображали свое настроение с помощью условных обозначений:

- равнодушное - круг;

-радостное - солнышко;

- спокойное - волна;

- грустное, печальное - капля; - осталось много неясного - вопрос.

На разных этапах работы лагеря проводилась диагностика общего состояния отдыхающих. В начале сезона было проведено анкетирование, с целью узнать, с каким багажом познавательной и социальной активности, с какими ценностными ориентациями и нормами прибыл к нам каждый ребенок. Кроме того, необходимо было узнать уровни эмоциональной устойчивости, тревожности, агрессии, которые могут проявиться у ребенка и на этапе адаптации, и на других этапах, даже за тот короткий промежуток времени, который он находится в загородном оздоровительном лагере [3].

Г

•V

о*

-г$> ^

х „V „т

лУ

-общая тревожность

■социализация

проблемы и страхи в отношении с родителями

Начало смены Середина смены Конец смены

общая тревожность 65% 58% 46%

социализация 31% 47% 60%

проблемы и страхи в отношении с родителями 45% 46% 45%

Результаты диагностики послужили индикатором эффективности деятельности педагогическогоколлектива в течение смены, а также стали дальнейшим ориентиром для работы с детьми с девиантным поведением. Согласно проведенной диагностике на начало смены у детей выявлен высокий уровень тревожности, низкий уровень социализации, а также проблемы и страхи в отношении с родителями,

что свидетельствует о наличие психологических и социальных проблем развития. В процессе проведенной коррекционной, воспитательной работы по некоторым показателям видна положительная динамика - это снижение уровня тревожности, повышение уровня социализации, но один показатель остался неизменным (возможно из-за того, что работа велась только с детьми).

Необходимо отметить, что прежде, чем начать работу в лагере каждый педагог, вожатый, воспитатель проходит курс обучения. В процессе подготовки педагогов идет блок лекций по возрастной психологии: воспитатели должны очень четко понимать, для какого возраста характерны те или иные особенности развития. В соответствии с ними выстраивается вся воспитательная работа.

Выводы. Подведя итог вышесказанному, подчеркнем, что воспитательная деятельность была направлена на разрушение определенных негативных установок, представлений, псевдо ценностей, стереотипов поведения и обращена на формирование нового положительного опыта, с целью достижения самореализации личности в обществе. Это разрушение проявляется в изменении взглядов, переоценке жизненных ценностей.

Литература:

1. Макаренко А.С. Методика воспитательной работы Избранные труды. М.: Юрайт, 2018. - 324 с.

2. Макаренко А. С. Трудовое воспитание / Сост. и авт. вступ. ст. Л. Ю. Гордин. Минск: Нар.асвета, 1977. 256 с.

3. https://vsetesti.ru/

Педагогика

УДК: 37.01

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Сивцева Кира Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматриваются представления современной молодежи о семье и семейных ценностях. Исследование проведено среди студентов психолого-педагогического направления, как будущих специалистов по социальной работе, в том числе с семьей. Для выявления иерархии ценностных ориентаций молодежи были использованы опросник терминальных ценностей Семина А.Г., который включает себя такие понятия как семья, профессиональная деятельность, обучение и образование, увлечения, общественная жизнь; индивидуальные беседы; диспуты в контексте полученных данных. Параллельно проводится сравнение с понятием традиционного уклада семьи коренных народов, проживающих на Северо-Востоке России.

Ключевые слова: обрядность, семья, семейные ценности, терминальные ценности, ценностные ориентации.

Annotation. The article discusses the ideas of modern youth about family and family values. The study was conducted among students of psychological and pedagogical direction, as future specialists in social work, including with the family. To identify the hierarchy of value orientations of youth, a questionnaire of terminal values was used by Semin A.G., which includes such concepts as family, professional activities, training and education, hobbies, social life; individual conversations; disputes in the context of the data. At the same time, a comparison is made with the concept of the traditional way of life of the indigenous people living in North-East Russia.

Keywords: ritual, family, family values, terminal values, value orientations.

Введение. Современную семью изучают и философы, и историки, этнографы, социологи и демографы, экономисты и юристы, специалисты по этике и эстетике, физиологи, медики, психологи и педагоги.

В семье ребенок воспринимает окружающий мир таким, каким его подают родители. В семье зарождаются его симпатии, потребности, интересы, модель поведения. Ребенок копирует, подражая взрослым и, так закладываются основы личности. Но стоит отметить, что жизнедеятельность семьи, ее нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь уклад ее в свою очередь является отражением жизни всего общества. В статье представлен анализ результата исследования по выявлению представлений о семейном укладе жизни, семейных традициях, функциях у студентов педагогического института СВФУ, проведенного в период с 2014 г. по 2017 г. Исследование представлений о семейном укладе жизни, функциях семьи у студентов педагогического института СВФУ представляется важным и интересным. Будучи бакалаврами психолого- педагогического направления, в недалеком будущем от них будет зависеть представление о семье у обучающихся в школе, в учреждениях дополнительного образования. Также юношеский возраст является периодом интенсивного становления личности - ее ценностных ориентаций, мировоззрения, устремлений, новых жизненных планов.

Изложение основного материала статьи. За основу принимаем трактовку определения семьи, которое дает исследователь А.Я Варга: «Семейная система - это группа людей, связанных общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями». Основными характеристиками семьи являются: динамика, функции, структура (Голод С.И., Елизаров А.Н., Г. Навайтис, Мацковский М. С., Эйдемиллер Э.Г. и др.). «Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим». В традиционной внутрисемейной иерархии народов Севера отчетливо прослеживается место главы семьи. Глава семьи у коренных народов, проживающих на Северо-Востоке России, во-первых, осуществляет функцию оценки - это заключается в авторитетной, мудрой и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.