Научная статья на тему 'Психологические причины отклоняющегося поведения подростков: профилактика и коррекция'

Психологические причины отклоняющегося поведения подростков: профилактика и коррекция Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3258
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ЛИЧНОСТЬ / ПОДРОСТОК / МОТИВАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ РОДИТЕЛИ / ПСИХОЛОГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ВОЗРАСТНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / DIAGNOSTICS / PERSONALITY / TEENAGER / MOTIVATION / CORRECTION / DISADVANTAGED PARENTS / PSYCHOLOGIST / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / SOCIAL BEHAVIOR / DEVIANT BEHAVIOR / PREVENTION / AGE DEVIATIONS / SPECIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Амбалова Светлана Алексеевна

Статья посвящена исследованию психологических причин отклоняющегося поведения подростков и изучению особенностей ее психологической диагностики, профилактики и коррекции. Исследование особенностей развития подростков с девиантным поведением из неблагополучных семей значительно отличается от изучения психических процессов подростков из благополучных семей, как по диагностическому инструментарию исследования, так и по процедуре проведения профилактики и коррекции. Основными принципами, которыми необходимо руководствоваться при диагностике и выявлении причин девиации, являются принципы изучения естественного поведения подростков, что предполагает минимальное вторжение исследователя в привычные обыденные формы поведения подростков. Часто для реализации выбранных методик применяются различные диагностические процедуры, в результате которой проявляются различные индивидуальные и возрастные психические своеобразия развития подростков. На сегодняшний день наиболее известными считаются различные коррекционные мероприятия, профилактические процедуры, предусматривающие проведение стандартизированных наблюдений за поведением подростка, последующего сравнительно-сопоставительного анализа полученных данных и возрастных отклонений в развитии и их причины. Наиболее существенными для диагностирования причин девиации считается изучение социального положения семьи, внутрисемейные отношения между родителями, между родителями и детьми. Подростковый период один из сложнейших кризисных этапов в жизни любого человека. В связи с этим очевидна та озабоченность, которую проявляют психологи, воспитатели и коррекционные педагоги. Кризис подросткового возраста проявляется в непринятии внутрисемейных ценностей, переориентации взглядов, интересов, вкусов. Все это усугубляется вследствие того, что исследуемые подростки воспитываются в неблагополучных семьях с девиантным поведением одного или обоих родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL REASONS FOR DIFFERENT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS: PREVENTION AND CORRECTION

The article is devoted to the study of the psychological causes of deviant behavior of adolescents and the study of the characteristics of its psychological diagnosis, prevention and correction. The study of the developmental characteristics of adolescents with deviant behavior from dysfunctional families differs significantly from the study of the mental processes of adolescents from prosperous families, both in the diagnostic tools of the study and in the procedure for prevention and correction. The basic principles that should guide the diagnosis and identification of causes of deviation are the principles of studying the natural behavior of adolescents, which implies a minimal invasion of the researcher into the usual everyday forms of adolescent behavior. Often, various diagnostic procedures are used to implement the chosen methods, as a result of which various individual and age-related mental peculiarities of the development of adolescents are manifested. To date, various remedial measures and preventive procedures are considered to be the most well-known, providing for conducting standardized observations of the adolescent's behavior, subsequent comparative analysis of the data obtained and age-related deviations in development and their causes. The most significant for diagnosing the causes of deviation is the study of the social status of the family, intra-family relations between parents, between parents and children. Adolescence is one of the most difficult crisis stages in the life of any person. In this regard, the concern that psychologists, educators and correctional teachers show is obvious. The crisis of adolescence is manifested in the failure to accept family values, the reorientation of attitudes, interests, tastes. All this is aggravated by the fact that the studied adolescents are brought up in dysfunctional families with deviant behavior of one or both parents.

Текст научной работы на тему «Психологические причины отклоняющегося поведения подростков: профилактика и коррекция»

психологические науки

Амбалова Светлана Алексеевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ...

УДК 159

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0081

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ

© 2019

Амбалова Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена исследованию психологических причин отклоняющегося поведения подростков и изучению особенностей ее психологической диагностики, профилактики и коррекции. Исследование особенностей развития подростков с девиантным поведением из неблагополучных семей значительно отличается от изучения психических процессов подростков из благополучных семей, как по диагностическому инструментарию исследования, так и по процедуре проведения профилактики и коррекции. Основными принципами, которыми необходимо руководствоваться при диагностике и выявлении причин девиации, являются принципы изучения естественного поведения подростков, что предполагает минимальное вторжение исследователя в привычные обыденные формы поведения подростков. Часто для реализации выбранных методик применяются различные диагностические процедуры, в результате которой проявляются различные индивидуальные и возрастные психические своеобразия развития подростков. На сегодняшний день наиболее известными считаются различные коррекционные мероприятия, профилактические процедуры, предусматривающие проведение стандартизированных наблюдений за поведением подростка, последующего сравнительно-сопоставительного анализа полученных данных и возрастных отклонений в развитии и их причины. Наиболее существенными для диагностирования причин девиации считается изучение социального положения семьи, внутрисемейные отношения между родителями, между родителями и детьми. Подростковый период - один из сложнейших кризисных этапов в жизни любого человека. В связи с этим очевидна та озабоченность, которую проявляют психологи, воспитатели и коррекционные педагоги. Кризис подросткового возраста проявляется в непринятии внутрисемейных ценностей, переориентации взглядов, интересов, вкусов. Все это усугубляется вследствие того, что исследуемые подростки воспитываются в неблагополучных семьях с деви-антным поведением одного или обоих родителей.

Ключевые слова: диагностика, личность, подросток, мотивация, коррекция, неблагополучные родители, психолог, психологическая коррекция, социальное поведение, девиантное поведение, профилактика, возрастные отклонения, специальные учреждения.

PSYCHOLOGICAL REASONS FOR DIFFERENT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS: PREVENTION AND CORRECTION

© 2019

Ambalova Svetlana Alekseevna, candidate education sciences, associate professor, department of pedagogy and psychology North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin street, 46, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the study of the psychological causes of deviant behavior of adolescents and the study of the characteristics of its psychological diagnosis, prevention and correction. The study of the developmental characteristics of adolescents with deviant behavior from dysfunctional families differs significantly from the study of the mental processes of adolescents from prosperous families, both in the diagnostic tools of the study and in the procedure for prevention and correction. The basic principles that should guide the diagnosis and identification of causes of deviation are the principles of studying the natural behavior of adolescents, which implies a minimal invasion of the researcher into the usual everyday forms of adolescent behavior. Often, various diagnostic procedures are used to implement the chosen methods, as a result of which various individual and age-related mental peculiarities of the development of adolescents are manifested. To date, various remedial measures and preventive procedures are considered to be the most well-known, providing for conducting standardized observations of the adolescent's behavior, subsequent comparative analysis of the data obtained and age-related deviations in development and their causes. The most significant for diagnosing the causes of deviation is the study of the social status of the family, intra-family relations between parents, between parents and children. Adolescence is one of the most difficult crisis stages in the life of any person. In this regard, the concern that psychologists, educators and correctional teachers show is obvious. The crisis of adolescence is manifested in the failure to accept family values, the reorientation of attitudes, interests, tastes. All this is aggravated by the fact that the studied adolescents are brought up in dysfunctional families with deviant behavior of one or both parents.

Keywords: diagnostics, personality, teenager, motivation, correction, disadvantaged parents, psychologist, psychological correction, social behavior, deviant behavior, prevention, age deviations, special institutions .

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последнее время все большее число специалистов отмечают увеличение количества «трудных» детей. В результате сформировались следующие причины, объясняющие отклонения в развитии у несовершеннолетних: биологический, представители которого ведущим считают генетический фактор и снижение темпа органического созревания; медицинский, где трудности и отклонения поведения рассматриваются как варианты аномального развития; интеракционный, объясняющий проблемы развития различными видами деприваций (эмоциональной, или материнской, сенсорной, социальной, когнитивной); деятельностный, где соотношение сформиро-ванности (несформированности) ведущего типа деятельности в данный возрастной период определяет степень

выраженности отклонений в развитии; педагогический, исходящий из социально-педагогической запущенности ребенка. В соответствии с тем подходом, которого придерживается психолог (социальный работник), работающий в детском образовательном учреждении, он и строит программу психо-коррекционных мероприятий. Но в любом случае ребенок растет и во многом зависит от родительской семьи.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема отклоняющегося поведения подростков и ее профилактики рассматривается в исследованиях современных ученых в области педагогики (О.А. Андриенко, М.И. Бекоева, Н.Г. Иванова, А.В. Лялюк, Л.А. Ральникова и др.) [1;

Ambalova Svetlana Alekseevna PSYCHOLOGICAL REASONS ..

psychological science

2; 3; 4], психологии (С.А. Амбалова, Е.В. Здоровцева, Л.В. Макшанцева, М.В. Зотова и др.) [5; 6; 7], социологии (Г.В. Кондратьев, П.Е. Пешкова, Ф.В. Хугаева и др.) [8; 9; 10], юриспруденции (В.Н. Жадан, Л.И. Нифонтова, В.В. Простяков) [11; 12; 13], дефектологии (Н.С. Гилева, Л.В. Жихарева, М.В. Салтыкова-Волкович и др.) [14; 15; 16] и т.д. «В педагогической литературе, как отмечают А.В. Лялюк и Л.А. Ральникова, под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит» [3, с. 243-246]. Помимо негативного смысла у понятия «девиантность» существует и позитивный: отклониться от среднего стандарта можно как в отрицательную, так и в положительную сторону. «С психологической точки зрения под девиантным поведением понимается отклонение от социальнопсихоло-гических и нравственных норм. Причем это отклонение может иметь как положительную, так и отрицательную модальность, но большее внимание привлекают те особенности проявления девиантного поведения, которые могут принести вред индивиду или окружающим» [6, с. 35-38].

Формирование целей статьи (постановка задания). Обычно к разряду «трудных» учащихся в школе относят тех, у кого неудовлетворительная успеваемость или плохая посещаемость; нарушение взаимодействия с педагогами и сверстниками; повышенная неустойчивость настроения, импульсивность и склонность к агрессивным реакциям; несоблюдение норм поведения, хулиганство и порча школьного имущества. Естественно, это не полный перечень, здесь перечислены лишь чаще всего встречаемые отклонения. Рассмотрим наиболее подробно первый вариант отклонений.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Можно назвать такие социально одобряемые отклонения, как сверхинтеллектуальность, сверхмотивация, одаренность. «Девиантность, как отмечает М.В. Салтыкова-Волкович, связана с формированием мотивов, социальных ролей человека, которые противоречат друг другу. В жизни человека эти роли меняются, усиливая конформные или девиантные мотивации. Например, роль школьника может не совпадать с ролью ребенка. Существует зависимость всех форм проявления девиаций от экономических, социальных, демографических, культурологических и других факторов. Социальные отклонения так же разнообразны, как разнообразны и сами социальные нормы» [16,с. 24-28].

Как отмечаю некоторые ученые (Л.А. Куташова, Т.Ю. Хабарова, Н.Н. Чайкина), сила семейного воспитания связана с наличием трех основных факторов: 1) интимного доверительного характера психологического климата семьи; 2) многоролевой структуры семейного социума; 3) естественных условий для включения детей во внутрисемейные взаимодействия и деятельность [17]. Но перед привлечением родителей к участию в психо-коррекционной работе с их ребенком, как пишет в своем исследовании Н.Б. Сычева, необходимо учитывать основные факторы внутрисемейного социума: общую и педагогическую культуру родителей; наличие у них, принадлежащих к определенной культуре тех или иных мотивационных синдромов, таких как потребность в достижении, потребность в афилляции и т.д.; индивидуально типологические и личностные характеристики родителей; модель семейного взаимодействия; стиль воспитания в семье [18].

В случае низкой успеваемости при выявлении задержки психического развития могут быть рекомендованы дополнительные занятия с педагогами, при необходимости с логопедом, дефектологом и т.д. Психолог в

данном случае может проводить занятия с группой детей по отработке и тренировке основных психических процессов, в первую очередь памяти и внимания. При этом родителям объясняются причины задержки психического развития у их детей, чем это характеризуется. Акцент делается на возможности преодоления и компенсации ЗПР. Если же у ребенка наблюдается синдром гиперактивности, дефицита внимания или эпилепто-формный синдромы, то родителям рекомендуется определенный план занятий с детьми и оптимальный распорядок дня с учетом их психофизиологических возможностей.

Снижение успеваемости может быть обусловлено изменением мотивации обучения, что может быть связано с неадекватностью самооценки. Пониженная самооценка ведет к неверию в свои силы, а повышенная самооценка может не соответствовать интеллектуальным возможностям ребенка. В таком случае возникающие трудности в обучении могут приводить даже к столь крайним проявлениям, как суицидальное поведение или вообще отказ от обучения или другим формам де-виантного поведения. Здесь на первый план выступает такой принцип традиционного психологического сопровождения, как создание условий для овладения детьми системой отношений с миром и самим собой, что способствует адаптивной ориентации направленности развития. Конечно же, наиболее эффективными в этих случаях будут групповые тренинги «саморегуляции», «оптимального поведения», «отработки «комплексов»» и т.д. Но очень важно привлечь родителей в союзники по решению проблем у их детей.

Низкая успеваемость в сочетании с психастеническими нарушениями поведения и склонностью к правонарушениям может быть обусловлена дефектом мотивации в виде резкого снижения ценности образования [7]. Так, при неоднократных пилотажных исследованиях воспитанников «Специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением» со строгим контролирующим режимом, куда подростки мужского пола в возрасте 14-17 лет направляются по решению инспекций по делам несовершеннолетних, выявляется систематическое уклонение от обучения. Изучалось влияние родительской семьи на процесс первичной социализации подростков - правонарушителей.

Для решения поставленной задачи были изучены личные дела 118 воспитанников «Специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением», расположенного в пригороде Владикавказа, в возрасте 15-17 лет и 82 воспитанника школы-интерната для трудных подростков г. Владикавказа в возрасте 12-14 лет. Параллельно выявлялись показатели родительских семей их законопослушных сверстников (в возрасте 12-14 лет - 76 ребят, и в возрасте 15-17 лет - 126 подростков). Обследование проводилось в виде трех срезов за годы перестройки в России. Исходя из анализа родительских семей подростков-правонарушителей, можно сделать следующие выводы.

1. 60, 67 и 71% воспитанников «Специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением» по результатам обследования проведенного соответственно в 2016, 2017, 2018 гг. и 70% воспитанников школы-интерната для трудных подростков росли в полных родительских семьях, тогда как в контрольных группах этот показатель достигает 86, 80 и 85%.

На момент обследования у 19, 35, 12% старших и 23% младших несовершеннолетних правонарушителей ближайшие родственники находились в местах лишения свободы.

1. Часть родителей подростков с устойчивым противоправным поведением в свое время злостно уклонялась от обучения в школе: 22, 20, 18% матерей и 9, 11, 14% отцов (соответственно трем срезовым обследованиям)

318

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

психологические науки

Амбалова Светлана Алексеевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ...

имеют только справки об окончании 6-7 классов общеобразовательных школ.

2. 13, 13, 30% подростков с устойчивым противоправным поведением происходят из многодетных родительских семей, где количество детей достигает до 7-8 человек, тогда как только 4-6% законопослушных несовершеннолетних по всем трем срезам выросли в родительских семьях с 3-4 детьми.

3. 88, 86, 87% воспитанников «Специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением» соответственно обследованиям 1989, 1994 и 1996 гг. и 84% воспитанников школы-интерната для трудных подростков росли в неблагополучных семьях в условиях злоупотребления спиртными напитками хотя бы одного из родителей. Более того, 34, 48, 58 старших и 69% младших подростков в течение ряда лет жили в условиях парного алкоголизма родителей.

4. Социальными сиротами, вследствие лишения родительских прав из-за аморального образа жизни, являются 11, 6, 8% воспитанников «Специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением» и 28% воспитанников школы-интерната для трудных подростков.

5. Безнадзорность со стороны родителей отмечается у 76, 67, 72% воспитанников «Специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением» по результатам обследования 2016, 2017, 2018 гг. и 84% воспитанников школы-интерната для трудных подростков.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, психологическое сопровождение «трудных» подростков в образовательных учреждениях не подлежит сомнению, но привлечение родителей должно основываться на принципе «не навреди», то есть, учитывая среду первичной социализации, стили взаимодействия между родителями и детьми. В ряде случаев необходимо принимать дополнительные меры по оказанию помощи учащимся: организовывать взаимодействие с инспекцией по делам несовершеннолетних и районным помощником прокурора по соблюдению прав несовершеннолетних, попечительскими советами и т.д. Как видим, первичная социализация данного контингента несовершеннолетних проходит в деструктивной среде, преимущественно в условиях криминальной субкультуры. Практика показывает, что обращаться к таким родителям бесполезно, а в ряде случаев и небезопасно для их детей, так как меры их воспитательного воздействия могут быть очень жестокими, вплоть до увечья детей. Следует отметить, что подобные негативные последствия могут иметь место и в случае личностных аномалий взрослых из внешне благополучных псевдосолидарных семей или при жестокой воспитательной практике родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андриенко О.А. Ценностные основания построения процесса воспитания //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. №1 (26). С. 192-195.

2. Бекоева М.И. Безопасная образовательная среда как фактор успешной познавательной деятельности студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. №4 (21). С. 259-261.

3. Лялюк А.В., Иванова Н.Г. Некоторые конструктивные решения обеспечения безопасности образовательной среды //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 243-246.

4. Ральникова Л.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления //Северо-Кавказский психологический вестник. 2015. Т. 13. № 3. С. 34-41.

5. Амбалова С.А. Влияние семьи на социализацию личности ребенка //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 3 (22). С. 13-15.

6. Здоровцева Е.В. Диагностика девиантного поведения подростков в учреждении дополнительного образования //Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. № S1. С. 35-38.

7. Макшанцева Л.В., Зотова М.В. К вопросу изучения внешних и внутренних факторов девиантного поведения подростков // Человеческий капитал. 2019. №1 (121). С. 116-127.

8. Кондратьев Г.В. Отклоняющееся поведение подростков в современных социокультурных условиях //Научные исследования и раз-

работки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. Т. 4. № 4. С. 21-25.

9. Пешкова П.Е. Теоретический анализ социально-психологических причин агрессивного поведения подростков //Аллея науки. 2019. Т. 2. №2 (29). С. 299-302.

10. Хугаева Ф.В. Антропологические основания формирования толерантной личности //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 313-316.

11. Жадан В.Н. Уголовно-правовые проблемы возраста как отличительной черты несовершеннолетних, выступающих субъектами преступлений //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 345-349.

12. Нифонтова Л.И. Причины и пути профилактики отклоняющегося поведения подростков //Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2018. № 6. С. 174-179.

13. Простяков В.В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних //Юридическая психология. 2011. № 1. С. 24-26.

14. Гилева Н.С. Девиантология. Профилактика агрессивного поведения подростков. Учебное пособие для студентов направления подготовки высшего образования — бакалавриата «Специальное (дефектологическое) образование» / Омск, 2017.

15. Жихарева Л.В. Особенности эмоциональной привязанности у подростков, склонных к девиантной виктимности //Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4. № 4. С. 96-106.

16. Салтыкова-Волкович М.В. Причины и особенности девиант-ного поведения //Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2016. № 15. С. 24-28.

17. Хабарова Т.Ю., Чайкина Н.Н., Куташова Л.А. Психокоррекционная работа с девиантными подростками и их родителями //Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 9 (26). С. 46-50.

18. Сычева Н.Б. Типы и виды саморазрушающего поведения обучающихся //Педагогическое образование в России. 2018. №3. С. 66-72.

Статья поступила в редакцию 18.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.