Научная статья на тему '«Вот бы жизнь начать заново…»: реабилитация в условиях подросткового лагеря'

«Вот бы жизнь начать заново…»: реабилитация в условиях подросткового лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ СОБЛАЗНЫ / ПОДРОСТКОВЫЙ ЛАГЕРЬ / КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗИТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА / REHABILITATION / DEVIANT BEHAVIOR / DESTRUCTIVE TEMPTATIONS / TEEN CAMP / CONSTRUCTIVE ACTIVITY / POSITIVE RELATIONSHIPS / SKILL LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пестовская Ирина Валентиновна

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением открытого и закрытого типа. Российская система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Современные модели социализации и реабилитации. Переориентация социальных установок детей и подростков с девиантным поведением путём включения их в позитивно ориентированные отношения и виды деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пестовская Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Вот бы жизнь начать заново…»: реабилитация в условиях подросткового лагеря»

«вот

БЫ ЖИЗНЬ НАЧАТЬ ЗАНОВО...»: реабилитация в условиях подросткового лагеря

Ирина Валентиновна Пестовская,

руководитель службы научно-методического сопровождения Шекснинской специальной общеобразовательной школы закрытого типа

Выбор жизненного пути — сложная задача со многими неизвестными. Решать её приходится каждому из нас. А что делать, если сбился с пути, запутался, выбрал неправильное решение? А что если эта ошибка закралась у истоков жизни? От воспитанников специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением нередко можно услышать: «Ничего изменить нельзя. Вот бы жизнь начать заново...».

• реабилитация • девиантное поведение • деструктивные соблазны

• подростковый лагерь • конструктивная деятельность • позитивные отношения • ступени мастерства

С

Л. Рубинштейн так писал о жизненном пути: «Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается»1. Иной вопрос, каким будет этот поворот: конструктивным или деструктивным, созидательным или разрушающим.

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (СУВУ) открытого и закрытого типа — важный институт российской

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000.

системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В рамках работы этих учреждений организуется образовательный процесс, профессиональная подготовка, профессиональное обучение, реабилитация и социализация несовершеннолетних, формирование навыков законопослушного поведения. Современные модели социализации и реабилитации направлены на переориентацию социальных установок и референтных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением путём включения их в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды. Модели обеспечивают формирование навыков основных общественных видов деятельности — учёба, труд и посредством включённости в конструктивную деятельность обеспечивают формирование моти-вационно-волевой сферы личности и, следовательно, развитие произвольности поведения.

.ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ

Благоприятное время для организации разного вида конструктивной деятельности — это каникулярный отдых. При поддержке Министерства образования и науки РФ организуются профильные подростковые лагеря, совершенствуются программы и технологии летнего отдыха, которые обеспечивают развитие личностных ресурсов воспитанников, компетенций, необходимых для успешной социализации, адаптации (реадаптации) в обществе.

Шекснинская специальная общеобразовательная школа закрытого типа неоднократно становилась площадкой такого профильного лагеря. Основной акцент воспитательной работы: «Лето — это маленькая жизнь». Летние каникулы — отрезок целого цикла, четвёртая часть года. Но это и совершенно самостоятельный период для развития, воспитания, познания, открытий и свершений. Это время, когда есть возможность отдохнуть, поиграть в любимые игры на свежем воздухе, пообщаться с друзьями, отправиться в путешествия, испытать себя на порогах бурных рек. Это и время проверки на устойчивость против деструктивных соблазнов. В стенах учреждения взрослые всегда рядом, они помогут вовремя сказать «нет», поддержат в добрых делах, подскажут, как не оступиться. За территорией начинается «свобода». Как правильно ею распорядиться, как проявить себя гражданином, сыном, другом с лучшей стороны?

Программа летнего отдыха называется очень символично «Путешествие в Мастерград». Путь к мастерству — это путь к самореализации в жизни, обретение своего предназначения. Именно поэтому ключевое условие в содержании летнего отдыха — создание условий для раскрытия личностного ресурса каждого воспитанника, знакомство с собой творческим, успешным. Раскрывая свой потенциал, активно участвуя во всех мероприятиях, обучаясь нормам и правилам жизни в обществе, воспитанники продвигаются по ступеням мастерства — саморегуляции, самозаботы, конструктивного межличностного взаимодействия, добрых дел, нормативного поведения, труда и досуга. Атрибутика Мастерграда: логотип, герб, гимн, флаг отражают особенности образовательного процесса, создают индивидуальный стиль, объединяют участников образовательной деятель ности, реализуют задачи нравственно-патриотического воспитания.

«Сквозной» образ (метафора) смены — мастерская, и каждая неделя связана с путешествием в тематическую мастерскую:

1. Мастерская игр и развлечений. Формирование позитивной атмосферы, навыков конструктивной организации досуга. Создание копилки игр в отрядах. Сплочение коллективов.

2. Познавательная мастерская. Расширение кругозора учащихся, формирование навыков работы с информацией, развитие познавательного интереса.

3. Трудовая мастерская. Раскрытие потенциальных ресурсов воспитанников

в рамках трудовой деятельности. Профориентация, трудовая и профессиональная подготовка, формирование опыта конструктивного взаимодействия со взрослыми в производственной деятельности.

4. Мастерская спорта и туризма. Физическое развитие воспитанников и укрепление здоровья.

5. Мастерская творчества и фантазии. Раскрытие потенциальных ресурсов воспитанников в рамках творческих мероприятий.

6. Мастерская здоровья. Укрепление здоровья воспитанников, развитие навыков гигиены и здорового образа жизни. Формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни.

7. Экологическая мастерская. Формирование бережного отношения к окружающей среде, любви к родному краю.

8. Мастерская экстрима. Формирование адаптационных навыков, взаимовыручки, поддержки, культуры взаимодействия. Формирование эмоционального интеллекта.

9. Мастерская экономических стратегий. Формирование экономических знаний

И.В. Пестовская. «Вот бы жизнь начать заново...»: реабилитация в условиях подросткового лагеря

воспитанников, навыков социальной адаптации.

10. Краеведческая мастерская. Воспитание чувства любви к своей малой родине. Расширение кругозора.

Праздники открытия и закрытия смены воплощают общую идею программы лагеря: попадая в Мастерград, мы отдыхаем, взрослеем, развиваемся, продвигаясь по ступеням мастерства.

При планировании работы летнего периода на текущий год учитываются кадровый, материальный и другие ресурсы смен. При этом соблюдается следующий алгоритм планирования:

Шаг 1. На подготовительном этапе формируются временные инициативные группы, которые будут отвечать за проведение мастерских в соответствии с перечнем, установленным комплексно-целевой программой.

Шаг 2. Заполняется план-сетка текущего года исходя из графика работы специалистов в летний период.

Шаг 3. Во временных инициативных группах выбираются руководители, которые организуют работу группы по разработке содержания и названия мастерской с учётом ключевых идей смены (месяца).

Шаг 4. Формируется окончательный план работы по сменам и утверждается приказом директора, который издаётся на организационном этапе, в течение первой недели июня.

При планировании путешествия в мастерскую временные инициативные группы учитывают следующие рекомендации:

• Срок проведения тематической мастерской — неделя. Время устанавливается планом работы летнего периода и утверждается приказом директора.

• Название и содержание тематической мастерской формируется с учётом ключевой

идеи смены и условий текущего периода. • При планировании содержания проду-мывается одно массовое мероприятие и групповая, индивидуальная подготовка к его проведению.

По итогам путешествия в тематическую мастерскую готовится отчёт, который содержит: план путешествия в мастерскую, развёрнутый сценарий массового мероприятия, фотоиллюстрации, творческие работы и другие материалы, иллюстрирующие результативность работы тематической мастерской, фактические материалы по результатам (активные участники, количество наград).

Всю первую половину дня подростки проводят в трудовых мастерских: «Озеленители», «Овощеводы», «Ремонтники», «Швеи», «Токари», «Столяры», «Кружевницы». Трудовой процесс предусматривает сочетание активной трудовой занятости детей и конструктивного развивающего досуга. Ребята испытывают гордость и восторг, когда на территории появляются необыкновенной красоты композиции из дерева: стол, цветы, колодец, скамейка «примирения», разнообразные кашпо для растений, когда в столовой подаются к обеду овощи, выращенные их руками, когда в праздничный день улицы посёлка украшают флажки, изготовленные их руками (и древко, и полотнище), когда вся территория превращается в цветущий сад, когда из-под их рук под стук коклюшек выходит затейливый узор вологодского кружева, который потом можно подарить родным.

Вторая половина дня также таит много возможностей: купание в реке, солнечные процедуры, прогулки и походы на природу. Воспитанники с удовольствием занимаются спортом, участвуют в различных соревнованиях и играх. Ежедневно ребята с удовольствием состязаются в силе, ловкости, смелости, выносливости и быстроте. Этому способствуют военизированные игры, смотр строя и песни, подвижные игры. В течение всего лета проходят малые олимпийские игры, где выявляются

1ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ

наши «мастера спорта». В своих летописях ребята вспоминают, как играли в народные игры: «городки», «лапту», «жмурки на местах», «салочки».

Много позитивных эмоций приносят туристические походы, в рамках которых проводятся соревнования по ориентированию, туристической технике. Особенно запомнились ребятам приключения на туристической тропе, где нужно было преодолеть препятствия, переправиться через водоём, на скорость поставить палатку, разжечь костёр, оказать помощь пострадавшему. Интересно проходил час досуга в походе: ребята не сидели на месте, участвовали в импровизированном концерте, отдыхали, ловили рыбу, купались.

Одно из ярких мероприятий, запомнившихся ребятам — игра «Зарничка». Она проходила на берегу реки Угла. Была подготовлена кроссовая дистанция с полосой препятствий длиной около 1 км. Она включала бег по пересечённой местности, эвакуацию раненого, преодоление полосы препятствий по-пластунски, обнаружение мин, бег в противогазе, стрельбу из пневматической винтовки и метание гранаты по целям, соревнования по медицинской подготовке.

Запомнились ребятам походы в ледовый дворец, где приятно ощутить в жаркий летний день прохладу льда и адреналиновый ритм зимнего вида спорта, покататься на коньках, поиграть в хоккей, ну и, конечно, посмотреть, как играют профессиональные команды.

Много впечатлений, знаний, навыков и эмоций осталось после больших путешествий по рекам Карелии и Золотому кольцу России. Впервые ребята учились управлять катамаранами. Конечно, походам предшествовала большая подготовительная работа: отбор и закупка туристического инвентаря, инструктажи по технике безопасности, обучение необходимым навыкам. Впечатлений хватило надолго!

Воспитание чувства любви к своей малой родине — задача краеведческой мастерской «Мой край родной, мой север милый». С гордостью ребята рассказывают о своих родных местах, на рисунках появляются любимые места детства, пишутся стихи. Много интересного из истории нашего древнего края узнают ребя-

та из путешествий по Вологодской области. Воспитанники школы посетили почти все достопримечательности области: древний город Белозерск, родину путешественников и первопроходцев — То-тьму, культурно-исторический центр г. Кириллов; увидели старинные фрески Дионисия в Ферапонтове, родину российского Деда Мороза г. Великий Устюг, Дарвиновский заповедник, седую Вологду и современный индустриальный Череповец. Такие экскурсии приобщают ребят к истокам русской национальной культуры, пробуждают любовь к русской земле, к Родине. На встречу с учащимися приезжают вологодские писатели А.К. Ехалов, А.В. Петухов, поэт Г.А. Сазонов. Подобные встречи расширяют кругозор и формируют интерес к чтению, помогают другими глазами посмотреть на окружающий мир, описанный в книгах этих авторов. Конкурс коллажей «Живи, родник», игра по станциям «По дорогам моей Родины» и другие познавательно-развивающие мероприятия этого направления дали учащимся возможность проявить свои знания и отношение к окружающему.

Воспитатели стараются пробудить в воспитанниках творческие способности, содействовать их проявлению и развитию. При планировании почти в каждой тематической мастерской предполагаются творческие работы, конкурсы, КТД. Так, в мастерской «На страницах книги» ребята придумывали новое окончание с детства знакомых сказок, выкладывали сценки из сказок на бумаге, учились писать стихи. В рамках трудовой мастерской был объявлен конкурс альпийских горок и КТД «Красоту создаём сами». Организаторы экологической мастерской предложили посетить мастерскую «Что не родится, всё в дело сгодится» и провели час творчества «Мы и природа». Мастерская творчества раскрыла артистические таланты («Театр-экспромт»), музыкальные («Музыкальный ринг») и доказала, что даже на зыбком

И.В. Пестовская. «Вот бы жизнь начать заново.»: реабилитация в условиях подросткового лагеря

песчаном берегу реки можно создать прекрасное («Скульптуры из песка»).

Свои способности и таланты воспитанники могут проявить в разнообразных конкурсах, играх, соревнованиях, турнирах, викторинах. Эти праздники приносят ребятам радость, удовольствие, улыбки, возвращают их в благополучную страну детства. И приходит понимание, что многое можно изменить в своей жизни, стоит только захотеть. В тот момент, когда появляется мотив изменить вектор своей дороги, сойти с разрушающего пути, рядом появляется взрослый, который готов поддержать и помочь. Чтобы качественно наполнялась программа, проходили важные и увлекательные мероприятия, точно подобранные и грамотно выстроенные, необходима согласованная работа педагогической команды.

По итогам летнего отдыха воспитанники оставляют свои впечатления о проведённых днях в летописи «День за днём»:

— Мне всё очень понравилось. Мы ездили в разные поездки. Принимали участие

в различных мероприятиях, даже искали клады. Интересными были мастерские спорта и здоровья, где мы лечили вместе с Айболитом и готовили разные блюда из овощей. Мы ещё и работали в УПМ и сделали много полезного для нашей школы.

— Я приехала в школу незадолго до начала смены. Сначала мне было плохо. Но потом я стала участвовать в разных мероприятиях и сразу познакомилась и подружилась со всеми девочками из нашей группы. Мне стало интересно. А ещё я была

в поездках в Белозерске, где снимался фильм «Калина красная» и в Спасо-При-луцком монастыре в Вологде.

— Мы много занимались спортом, играли в футбол и волейбол. По футболу мы заняли первое место, и нам дали кубок. Мы ездили в разные поездки и ходили в похо-

ды. В походе были разные игры, мы преодолевали полосу препятствий и завоевали приз! Во время экскурсии на пище-комбинат нам показали, как делают печенье, а потом мы ели очень вкусное свежее печенье. А ещё я ездил на экскурсию «По следам «Калины красной».

Не менее тёплые слова пишут воспитанники на сайте школы:

— Здравствуйте. Хочу сказать всем огромное спасибо. У меня всё отлично... Школа исправила меня, у меня совершенно другое мировоззрение и другие идеи. Спасибо ещё раз.

— Спасибо школе за всё, что она для меня сделала, что воспитывала меня на протяжении четырёх лет. Всем воспитанникам школы я пожелаю хорошо учиться, не получать замечаний и уже потихоньку задумываться о своём будущем.

«Характер человека — и предпосылки, и результат его поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и складывается. Смелый человек поступает смело, а благородный ведёт себя благородно; но, для того чтобы стать смелым, нужно совершить в своей жизни смелые дела, и чтобы стать действительно благородным, — совершить поступки, которые наложили бы на человека эту печать благородства. Дисциплинированный человек обычно ведёт себя дисциплинированно, но как становится он дисциплинированным? Только подчиняя своё поведение изо дня в день, из часа в час неуклонной дисциплине» (С.Л. Рубинштейн).

Включение подростков с девиантным поведением в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды создаёт условия для их реабилитации и социализации. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.