Научная статья на тему 'Реабилитация детей в трудной жизненной ситуации'

Реабилитация детей в трудной жизненной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
182
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИКИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОТДЫХА / PUPILS / SPECIAL EDUCATIONAL AND TRAINING INSTITUTIONS / SOCIO-PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL REHABILITATION / SUMMER HOLIDAY PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барышева Александра Николаевна

Каникулярный отдых для воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа. Социально-педагогическая и психологическая реабилитация. Программа летнего отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Барышева Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реабилитация детей в трудной жизненной ситуации»

РЕ АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ в трудной жизненной ситуации

Александра Николаевна Барышева,

руководитель организационно-методического отдела Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи, г. Москва

По данным Минздравсоцразвития России, в специальных учреждениях для несовершеннолетних содержится более 39 тыс. чел., из них более 800 — беспризорных. На учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних числится более 300 тыс. чел, 83% из которых — учащиеся школ и других учебных заведений, 9,3 тыс. — воспитанники детских домов и интернатов. Общее число детей и подростков, не обучающихся в образовательных учреждениях, — более 24 тыс. чел.

• воспитанники • специальные учебно-воспитательные учреждения

• социально-педагогическая и психологическая реабилитация • программа летнего отдыха

п

одростки, совершившие правонарушения, направляются в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа. Помещение несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения связано с совершёнными ими общественно опасными деяниями: кража — 38,7%, хулиганство — 3,7%, грабёж — 7%; вымогательство — 2%, убийство — 0,5%, разбой — 1%, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью — 3,7%, умышленное уничтожение или повреждение имущества — 3%, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения — 4,8%, насильственные действия сексуального характера — 6,4%, иные виды общественно опасных деяний — 7,4%.

Специальные учебно-воспитательные учреждения рассматриваются

как промежуточный этап в системе реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Поэтому их основная цель — организация условий для успешной реабилитации. За время пребывания ребёнка в спецучреждении важно сформировать у него умения и навыки, необходимые для адаптации в обществе.

Такие возможности предоставляет каникулярный отдых воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа. Специально организованная воспитательная работа даёт положительные результаты.

С 2003 года нашим центром при поддержке Минобрнауки России было проведено более 110 профильных смен, что дало возможность более 8500 подросткам полноценно отдохнуть, оздоровиться, включиться в развивающую

среду. В реализации проекта принимают участие регионы, где есть соответствующие базы, кадры, опыт реализации программ, обеспечивающих эффективность работы с этими категориями детей. В основном смены проходили на базе специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа.

В рамках таких профильных смен разрабатывались специальные базовые программы, для учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа.

Одной из наиболее успешных и результативных стала программа «Отдыхая, взрослеем и развиваемся!». Она разработана с учётом интересов и половозрастных особенностей воспитанников специальных учреждений и включает четыре основных блока: образовательный, воспитательный, тренировочный, досуговый.

Образовательный блок направлен на получение новых знаний, социализацию личности, выявление индивидуальных особенностей, интересов и способностей воспитанников, создание условий для их реализации, формирование позитивных социальных установок, правового сознания.

Большинство воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений — дети из неблагополучных и неполных семей, а также семей, где родители злоупотребляют алкоголем или имели криминальный опыт. Именно неблагополучная обстановка в семье, отсутствие взаимопонимания между детьми и их родителями — основная причина роста числа детей с девиантным поведением. Другие причины девиантного поведения — низкий образовательный уровень учащихся, неумение организовать свой досуг и отсутствие положительных установок на ведение здорового образа жизни, профилактику вредных привычек. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, а также здоровьесберегающая деятельность должны стать приоритетным на-

правлением в учебно-воспитательной работе профильного лагеря.

Образовательное направление включает мероприятия, в доступной форме раскрывающие вредное влияние алкоголя, наркотических и токсических веществ, табака на растущий организм. Эффективные формы работы — психологические тренинги, тренинги личностного роста, психогимнастика, игротерапия; беседы, дискуссии, игры (ролевые, деловые, интеллектуальные), занятия по правовому, экономическому образованию; встречи с интересными людьми.

Воспитательный блок связан с формированием навыков групповой кооперации и конструктивного взаимодействия; с выявлением «отвергаемых» и включением их в группу. Это и тренировка умения слушать и слышать друг друга, и развитие доверительных отношений, чувства общности («чувство локтя»), и развитие отношений принятия и сотрудничества между детьми и взрослыми, а также выявление особенностей развития и социализации личности. Это коррекция негативных психоэмоциональных состояний и психосоматических расстройств (тревожность, фобии, агрессивность, неврозы); развитие самосознания и ответственности.

Программа лагеря строится таким образом, чтобы создать в коллективе «ситуацию успеха, когда каждый подросток может проявить свои лучшие качества в каком-либо виде деятельности — в спорте, в интеллектуальных играх, викторинах, в художественной самодеятельности, в активной общественной деятельности, в трудовых делах, в конкурсах стенных газет, плакатов, стихов, поделок из природного материала и др.

Неустойчивость психики подростка к внешним воздействиям часто толкает их на неадекватное поведение, поступки, о которых они потом сожалеют. Тренин-говые занятия помогают осознавать,

1ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ

выражать и контролировать свои эмоции, а также понимать переживания другого человека.

Так, в Республиканской специальной общеобразовательной школе им. Н.А. Галлямова (г. Казань) в рамках профильной смены большое внимание уделяют проблеме воспитания толерантности у детей с девиантным поведением. В программу лагеря были включены мероприятия, где воспитанники смогли пообщаться с такими категориями людей, как инвалиды, ВИЧ-инфицированные, жители дома престарелых и воспитанники детских домов. Вот как об этом опыте рассказывают сотрудники спецшколы:

«Ребята, которым уже в начале их жизненного пути пришлось пройти через многое, которых жизнь заставила рано повзрослеть, которые считали себя ненужными, лишними людьми в этом мире, встречались с теми, кто находится в ещё более сложной ситуации, чем они. Познакомившись с людьми, которые ждали от них поддержки и хотели взаимодействовать с ними, ребята не только поняли, что своими поступками могут принести людям безмерное счастье, но и сделали для себя выводы: от того, какую жизнь ты проживёшь, зависит то, к чему ты придёшь. Беседа с ВИЧ-инфицированными людьми дала ребятам понять, к чему приводит безответственное поведение, что свои поступки всегда нужно обдумывать заранее и понимать, чем всё может обернуться не только для тебя, но и для окружающих».

Досуговый блок связан с выявлением интересов и способностей воспитанников, расширением их кругозора, повышением общей культуры. Подростки активно включались в познавательно-развлекательные мероприятия: экскурсии, туристические походы, театрализованные представления, конкурсы, дискотеки. Практически все воспитанники занимаются общественно полезной и трудовой деятельностью.

Например, в спецшколе для девочек г. Ишимбая Республики Башкортостан интересная практика социального партнёрства: на «час поэзии» приглашались поэты города, члены Союза писателей России. Они расска

зывали о себе, о своём творчестве, читали свои произведения. Вниманию членов клуба также были предложены авторские творения воспитанниц. Девушки на «часе поэзии» смогли поделиться своими ощущениями, которые они испытывали при написании стихов; рассказать о том, что послужило импульсом к творчеству, почему они пишут именно стихи. Общение с профессиональными поэтами позволило воспитанницам выразить себя, поделиться своим мироощущением, а главное — повысить самооценку, что для них особенно важно.

В лагере подростки очень ждут походов, сплавов по рекам на катамаранах. Такие походы имеют не только спортивно-развлекательный, но и познавательный характер. Это хорошая школа жизни, ибо они приобщают воспитанников спецучреждений к общественно полезному труду.

Трудовое направление включает работы по благоустройству территории специальных учебно-воспитательных учреждений, ремонт и строительство, например, спортивного городка, который потом воспитанники разрисовывают в яркие цвета.

Тренировочный блок включает физкультурно-оздоровительное направление, в рамках которого проводятся мероприятия по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплению здоровья воспитанников, гигиеническое воспитание, профилактика травматизма. Все мероприятия по физическому воспитанию соответствуют возрасту детей и подростков, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовки.

Каждый день профильного лагеря начинался с утренней гимнастики под музыку с игровыми элементами, с водных процедур и поднятия флага. В рамках

этого направления спланированы тематические циклы «Интеллектуальное спортлото», «Молодецкие забавы», «Я — здоровый человек», «Путешествие на остров Здоровья», беседы о здоровом образе жизни, а также «День спорта и туризма», «День весёлых игр и забав». Ежедневно дети состязались в силе, ловкости, смелости, выносливости в таких мероприятиях, как малые олимпийские игры, «День Нептуна», спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие», спортивно-развлекательные эстафеты, игры на местности «Юные кладоискатели», «Школа юных разведчиков», «Шерлок Холмс идёт по следу».

Закалялись дети и в походах, проявляя силу, терпение и выносливость. Походы бывали одно-, двух- и трёхдневные по красивым уголкам природы того или иного края. Ребята знакомились с окружающей местностью, растительным и животным миром, учились премудростям туристского быта: правильно разводить костёр, ориентироваться на местности, ставить палатки. Проводились соревнования на полосе препятствий по технике пешеходного туризма. Такие походы всегда сопровождаются уборкой ближайшей лестной зоны.

За годы работы каждого профильного лагеря складываются свои традиции и атрибутика. В каждом лагере с учётом их специфики есть свои правила и ритуалы, в установлении которых непосредственное участие принимают воспитанники. Практика показывает, что сопричастность к обустройству жизни в лагере повышает самооценку и самоуважение воспитанников. Наиболее интересные варианты «свода законов» утверждаются и фиксируются в символической форме («свиток», дощечка, красивая книга).

У каждой смены профильного лагеря были разработаны основные виды законов, которые обыгрывались в течение смены: • законы-запреты: закон территории, закон реки;

• законы-наставления: например, закон доброго отношения к природе, песне, друг к другу;

• режимные законы, например, закон ночного порядка или тихого часа, во время которого все должны соблюдать тишину и не выходить из корпусов;

• организационные законы — закон правой поднятой руки.

Во многих сменах были введены дополнительные законы, такие как закон правды, добра, милосердия.

Каждая смена имеет своё тематическое название, например, «Страна здоровья», «Солнцеград», «Планета детства», «Большое космическое путешествие». Реализация программы профильного лагеря, её художественное оформление подчинено этой идее. Лагерная смена имеет девиз, например, «Ни дня без добрых дел», «Узнай больше».

В течение смены выпускается лагерная стенгазета, в которой оперативно освещаются события жизни лагеря, новости лагерного дня, экстренные сообщения, объявления.

Так, воспитанница специального учебно-воспитательного учреждения в одной из стенгазет написала следующее: «Я чувствую себя, как в настоящем лагере. Это так интересно! Каждый день назван по-своему. Везде одни загадки, а одна из них заключается в названии «Планета детства». У нас детства совсем не было. Мы все считали себя взрослыми. А здесь, в нашем училище, в лагере, мы, наконец, побудем в детстве. И я уверена, что у большинства девчонок это будут счастливые дни наших детских лет».

Летние каникулы — прекрасное время для отдыха, оздоровления и творческого развития ребёнка. Важно, чтобы ребята обогатились новыми впечатлениями, умениями, навыками. Профильный подростковый лагерь предоставил подросткам возможность сменить обстановку,

ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ

провести ряд необычных для этой категории детей мероприятий (экскурсии в другие города, туристические и водные походы, спортивные мероприятия, совместная трудовая деятельность, отдых у костра, вечерние огоньки, разговоры по душам). Это оказало положительное влияние как на детские коллективы в целом, так и на каждого воспитанника.

Мониторинг показывает, что программа летнего отдыха способствует снижению отрицательных показателей по дисциплинарной практике: уменьшились самовольные отлучки, уходы, кражи, унижение личности, токсикомания. Опрос в конце лагерной смены выявил, что у 85% детей ожидания полностью оправдались и они удовлетворены отдыхом в лагере в полной мере; у 10% детей ожидания оправдались частично, выявлено, что они ожидали больше поездок, конкурсов; у 5% детей ожидания практически не оправдались, им было не интересно в лагере. 62,5% ребят в лагере нашли троих и более друзей, 37,5% нашли одного-двух друзей. В детском лагере у 90% ребят было обычно хорошее настроение. 95% детей считают, что ко всем взрослым в лагере

можно обратиться за советом и помощью в любое время. 85% ребят понравилось, что в отряде они всегда могли свободно высказывать своё мнение. У многих ребят было любимое занятие в лагере. 95% ребят отметили, что грустят оттого, что смена заканчивается.

Мы рекомендуем эту программу для использования в практике работы с подростками «группы риска». За период реализации проекта накоплен авторский опыт проведения таких смен в конкретных регионах, аналитические материалы по итогам проведения смен, результаты мониторинга реализации программы, технологии и методики воспитания, дополнительного образования и оздоровления детей в условиях профильного лагеря. Многие материалы из опыта тематических смен с детьми в трудной жизненной ситуации размещены на сайте www.moocv.ru; www.cipv.ru НО

В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА

С

Стратегия развития детского отдыха и оздоровления - 2012-2013: идеи, которые нас объединяют

И.А. Бирич, профессор, доктор философских наук

С.М. Гололобова, директор Детского оздоровительно-образовательного центра «Лесная сказка»

О.Г. Панченко, профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат философских наук

XVII Форум организаторов детского и молодёжного отдыха и оздоровления проводился по инициативе Общероссийской Ассоциации общественных объединений «Дети Плюс» при поддержке Министерства спорта РФ, Министерства образования и науки РФ, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В нём приняли участие 206 представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных организовать и обеспечить отдых и оздоровление детей и молодёжи, руководители и представители учреждений отдыха и оздоровления из 32 регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.