Научная статья на тему 'Возможности социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования'

Возможности социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ECOLOGICAL EDUCATION / PRESCHOOLER SOCIALIZATION / PEDAGOGICAL TERMS AND CONDITIONS / ECOLOGIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полежаева Юлия Владимировн

Экологическое направление является сравнительно новым в системе дошкольного образования. В современных условиях экологическое образование тесно связывается с развитием личности ребенка, его деятельностью, со способами освоения ребенком разных сторон действительности, в том числе и природы; созданием условий, учитывающих особенности развития, интересы детей, особенности образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. В данной статье обобщаются подходы к определению категории «экологическое образование», раскрываются основные понятия, цели и принципы экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования»

2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.

3. СуртаеваН.Н. Навигатор в мире технологий. СПб. Тюмень ТОГИРРО, 2013. 24 с.

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Полежаева Ю.В. Email: [email protected]

Полежаева Юлия Владимировн - студент, кафедра педагогики и психологии, Социально-педагогический институт Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская обл.

Аннотация: экологическое направление является сравнительно новым в системе дошкольного образования. В современных условиях экологическое образование тесно связывается с развитием личности ребенка, его деятельностью, со способами освоения ребенком разных сторон действительности, в том числе и природы; созданием условий, учитывающих особенности развития, интересы детей, особенности образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. В данной статье обобщаются подходы к определению категории «экологическое образование», раскрываются основные понятия, цели и принципы экологического образования.

Ключевые слова: экологическое образование, социализация дошкольников, педагогические условия, экологизация.

SENIOR PRESCHOOLER SOCIALIZATION OPPORTUNITIES IN THE PROCESS OF ECOLOGICAL EDUCATION PolezhaevaYu.V.

Polezhaeva Yulia Vladimirovna - Student, PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY DEPARTMENT, SOCIAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY FEDERAL STATE-FINANCED EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL

EDUCATION MICHURINSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY, MICHURINSK, TAMBOV REGION

Abstract: еcological education is a relatively new field of study in pre-school education system. These days ecological education is closely related to personal development of a child, his activities and his learning experience when it comes to different parts of reality including the nature. It also refers to creating a welcoming environment for a child with respect to his individuality and personal interests as well as special aspects of educational process in pre-school educational institutions. The article below summarizes the attitudes that can be defined as "ecological education", and discovers main concepts, goals and principles of ecological education.

Keywords: ecological education, preschooler socialization, pedagogical terms and conditions, ecologization.

УДК 37.033

ВО! 10.20861/2312-8089-2019-59-003

В современных условиях экологическое образование тесно связывается с развитием личности ребенка, его деятельности, со способами освоения ребенком разных сторон действительности, в том числе и природы; созданием условий, учитывающих особенности развития, интересы детей, особенности образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

В своих работах Н.М. Мамедов отстаивает концептуальную позицию «экологизации» всей системы образования путем систематической эколого-образовательной работы среди населения, особенно дошкольников и школьников, что должно привести к формированию нового общества с ценностной ориентацией на коэволюцию природы и общества [1].

Обобщая подходы к определению категории «экологическое образование», можно понимать его как непрерывный многоступенчатый интегративный психолого-педагогический процесс наследования и расширенного воспроизводства в обществе экологической культуры, направленный на становление и развитие системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение граждан к окружающей социоприродной среде, устойчивое развитие человечества как коэволюцию Природы и Общества [2].

Большинство педагогов связывают экологическое образование детей дошкольного возраста с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем, психолого-педагогические исследования последних десятилетий позволяют определить и конкретизировать предмет и содержание дошкольного экологического образования как одного из направлений дошкольной педагогики.

Экологическое направление является сравнительно новым в системе дошкольного образования. Оно существенно отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных организаций и является важным звеном в системе непрерывного экологического образования и просвещения, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования личности, обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья - ДОО - школа - вуз -профессиональная деятельность и др.).

Под экологическим образованием дошкольников С.Н. Николаева понимает «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально -положительном отношении к природному миру, окружающему миру людей, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентацию) [3].

Целью дошкольного экологического образования является развитие эмоционально-положительной системы отношений к объектам окружающей социоприродной среды. Говоря об отношении, мы фиксируем субъективно -оценочную позицию ребенка, связанную с его готовностью к активному взаимодействию с этими объектами, основанной на осознании их ценности, знаниях о них, умениях и навыках экологического характера.

Отношение дошкольника к природе как один из результатов экологического образования является следствием формирования системы личностных структур: сознания, деятельности и поведения, эмоций и чувств, определяющих и проявляющих ценностные устремления ребенка. Эти компоненты составляют диалектическое единство и находятся в определенном соотношении на каждом возрастном этапе развития личности. Разрыв этого единства или игнорирование существующих в нем взаимосвязей приводит в практике образования к невозможности развития системных, интегральных гуманистических качеств личности.

В настоящее время экологическое образование, в том числе и дошкольное, строится на философско-методологических, дидактико-методических и организационно-педагогических принципах, отражающих прогрессивные тенденции современного образовательного процесса.

Принцип природосообразности является одним из основных дидактических принципов педагогики со времен Я.А. Коменского. В экологическом образовании принцип природосообразности предполагает учет психолого-педагогических особенностей восприятия детьми изучаемого материала, использование адекватных возрасту форм и методов обучения, отбор содержания, обеспечивающего целостное системное восприятие экологических закономерностей, тенденций, проблем; единство обучения, воспитания и развития на всех этапах реализации экологического образования. Значимо содержание экологического образования во всей его многообразной и интегративной природе, требующей разнообразных технологических форм воплощения. Особенно это важно на этапе дошкольного детства, когда логическое мышление ребенка еще только начинает развиваться, и активное познание мира возможно только на эмоционально-чувственном уровне.

Принцип непрерывности в экологическом образовании является следствием таких свойств экологической культуры как постепенность и этапность ее становления и развития. Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность воздействия разнообразных источников знаний и видов деятельности.

В экологическом воспитании детей весьма важно раскрытие для них идей единства живого и неживого в природе, постановки человека как живого биологического объекта в один ряд с растениями и животными. Такой подход к формированию представлений у детей дошкольного возраста о жизненной сущности растений, животных и человека (на доступном уровне преподнесения изучаемого материала) помогает существенно изменить отношение ребенка к живым существам, его окружающим. При этом целесообразно представить детям своеобразие протекания жизненных биологических процессов у человека, подчеркнув тем самым его отличия, выделив социальные приобретения.

Таким образом, развитие у ребенка сферы представлений об окружающей природной и социальной средах в их единстве способствует его социализации.

Все концептуальные исследования нашли свое прикладное отражение в многообразии образовательных программ и проектов, успешно реализуемых на различных площадках дошкольного образования. Однако вопрос о выявлении комплекса педагогических условий, обеспечивающих социализацию детей старшего дошкольного возраста в процессе дополнительного экологического образования, остается открытым.

Список литературы /References

1. Мамедов Н.М. Экологическая культура и образование / Н.М. Мамедов // Экологическое образование: концепции и методические подходы / отв. ред. Мамедов Н.М. М.: Агентство «Технотрон», 2006. 136 с.

2. Модестова Т.В. Теория и методика применения педагогических мастерских в процессе становления экологической культуры школьников 5-6-х классов / Т.В. Модестова. СПб.: Питер, 2011. 165 с.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред, и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада / С.Н. Николаева. М.: Просвещение, 2004. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.