УДК 378.147: 811.111 DOI: 10.17223/19996195/40/19
ПРИРОДА-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Н.Н. Сергеева, Е.В. Копылова
Аннотация. Рассматриваются особенности реализации природа-деятельностного подхода в обучении иностранному языку дошкольников. Изменяется общество, меняются и подходы к образованию: традиционный, тендерный, культурологический, цивилизационный, парадиг-мальный, социокультурный, аксиологический, синергетический, системный, компетентностный, философско-антропологический, средовой, личностно ориентированный, ситуационный, деятельностный, дифференцированный, системно-деятельностный и др. Методологической базой исследования являются природосообразный, коммуникативно-когнитивный, системно-деятельностный, информационно-ценностный, компетентностный подходы. В связи с осознанием человеком своей связи с природой проявляется актуальность данного подхода и в обучении иностранному языку. Гуманитарное познание становится необходимым компонентом развития современного информационного общества. Настоящее, будущее отдельно взятого человека, нации, человечества зависят от того, как строятся отношения в системе «человек-природа». Дальнейший путь развития человечества во многом определяется уровнем развитого экологического сознания и экологической культуры. Природа- деятельностный подход к обучению иностранному языку отражает требования, особенности, учитывает проблемы современного социального устройства общества, а самое главное, ставит природу на один уровень с человеком, так как она является примером гармонии, к которой должен стремиться человек в своей жизни. Природа-деятельностный подход - это построение и осуществление учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие целостного мышления, изначально заложенного в человека природой, в котором развитие личности учащегося основано на природосозидательной деятельности, нацеленной на преобразование духовного внутреннего мира и материального внешнего мира как единой самоорганизующейся открытой системы, обеспечивающей преемственность дошкольного и начального общего образования, где обучение иностранному языку является не целью, а средством познания окружающего мира и осознания себя частью природы, а знания - результатом предметной творческой деятельности. Выделены принципы при-рода-деятельностного подхода в обучении иностранному языку: приро-да-деятельностный, валеологический и экогуманитарный. На основе данных принципов выделены общедидактические (сотворчества, технологичности, адаптации, энергетики, одушевленности, общения с природой) и частнометодические (природосообразной новизны, взаимосвязи обучения всем аспектам экогуманитарной компетенции, генетически детерминированного способа познания, учета родного языка, ценностно-коммуникативной направленности, дифференциально-интегрированного обучения) принципы обучения иностранному языку. Отмечается необхо-
димость формирования у учащихся целостного мышления, экологического сознания и раскрытия творческого потенциала при обучении иностранному языку дошкольников. Подчеркивается, что именно творческий процесс должен стать нормой любой учебной деятельности. Новые образовательные стандарты требуют использования более результативных методов подготовки обучающихся к получению знаний и овладению новыми умениями и навыками на иностранном языке. Природа-деятельностный подход в обучении иностранному языку детей дошкольного возраста отражает особенности современного общества, проблемы его развития и соответствует требованиям современных образовательных стандартов.
Ключевые слова: дошкольное образование; обучение иностранному языку; природа-деятельностный подход; принципы природа-деятель-ностного подхода; общедидактические принципы; частнометодические принципы.
Введение
Подходы к образованию зависят от изменяющихся социально-исторических условий и типа общества. Для формирования целей и задач обучения необходимо опираться на объективные закономерности развития природы, общества и человека. Образование является лишь исходным элементом в саморазвивающейся системе общества. Современная наука стала рассматривать человека как систему, которая представляет единство физического, духовного, природного и социального. Необходим подход в обучении иностранному языку детей дошкольного возраста, отражающий особенности современного общества, учитывающий проблемы развития социума и соответствующий образовательным стандартам.
Введено понятие природа-деятельностного подхода как построения и осуществления учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие целостного мышления, изначально заложенного в человека природой, в котором развитие личности учащегося основано на приро-досозидательной деятельности, нацеленной на преобразование духовного внутреннего мира и материального внешнего мира как единой самоорганизующейся открытой системы, обеспечивающей преемственность дошкольного и начального общего образования, где обучение иностранному языку является не целью, а средством познания окружающего мира и осознания себя частью природы, а знания - результатом предметной творческой деятельности. Разработаны и охарактеризованы его принципы: природосообразности (единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, обращение к естественным, от природы присущим человеку способам, методам и каналам восприятия информации, способствующим развитию целостного деятельностного мышления), валеологический (отношение к человеку как к части природы и представление о здоровье человека как о системе взаимодействия духовного, физического и психических компонентов, учет их совокупности для правильного формирования мироориентации с целью обеспечения качества жизни и качества здоровья), экогумани-
тарный (развитие человека как открытой природной самоорганизующейся системы на основе внутреннего сущностного содержания и «субъект-объектной» взаимосвязи, нацеленной на гармонизацию отношений в системах «человек-общество-природа», «семья-ребенок-школа», опирающихся на ценностные, культурные, духовные, экологические, эмоциональные стороны участников педагогического процесса, происходящего в природосообразных условиях). На основе принципов природа-деятельностного подхода выделены общедидактические (сотворчества, технологичности, адаптации, энергетики, одушевленности, общения с природой) и частнометодические принципы природосооб-разного обучения иностранному языку детей дошкольного возраста (природосообразной новизны, взаимосвязи обучения всем аспектам экогуманитарной компетенции, генетически детерминированного способа познания, учета родного языка, ценностно-коммуникативной направленности, дифференциально-интегрированного обучения).
Методологические основания природа-деятельностного подхода в обучении иностранному языку дошкольников
Теоретическую основу разработки подхода составляют фундаментальные положения научно-философской теории о генетическом единстве мира (Б.А. Астафьев), концепция ноосферного образования (Н.В. Маслова, Н.Г. Куликова), теория систем (Л.Ф. Бертланфи, Ю.А. Урманцев, А.И. Уемов), теория генетически детерминированного способа познания (Н.А. Давыдовская), исследования лингвистов о механизме функционирования и развития языка (Бодуэн де Куртенэ, Л.В. Щерба), психологов о когнитивном развитии (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, И.А. Зимняя), методистов о теоретических основах обучения иностранному языку (Е.И. Пассов, А.Н. Щукина, Н.Д Гальскова, А.А. Миролюбова), исследования в области обучения детей дошкольного возраста различным аспектам иностранного языка (Л.В. Гаделия, Н.А. Горлова, Т.И. Зеленина, Н. В. Карташова, Л. К. Мазунова, Г. Д. Ткачук, А. Н. Утехина и др.), разработки пропедевтических курсов (О.Е. Сергеева, Л.М. Ризаева, В.Н. Сим-кин и др.) природосообразных моделей обучения (А.М. Кушнир, Н. В. Маслова и др.) иностранному языку.
Методологической базой исследования являются следующие подходы: природосообразный (Демокрит, Платон, Аристотель, Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский); коммуникативно-когнитивный (Дж. Брунер, У. Ри-верс, Г. Лозанов, К. Гаттеньо, К. Роджерс); системно-деятельностный (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, М.Н. Скаткин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.); информационно-ценностный (А.М. Кушнир, М.Ф. Полевская); компетентностный (И.А. Зимняя, Дж. Равен,
Н.В. Кузьмина, О.Е. Лебедев, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, Г.С. Трофимова, Н. Хомский, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, В.А. Якунин и др.).
Научное исследование и результаты
В рамках настоящего исследования мы будем говорить о предпосылках формирования природа-деятельностного подхода, его принципах, а также выделим общедидактические и частнометодические принципы природосообразного обучения иностранному языку детей дошкольного возраста.
Образование в государственном масштабе является отраслью жизнедеятельности человечества, охватывающей человеческие ресурсы, духовный и творческий потенциал, традиции, культуру, духовно-нравственные ценности, интеллект и мировоззрение. Образование выступает базовым жизненным ориентиром, формирует стиль общения с людьми, природой и миром в целом. Положение и роль человека в историческом процессе, а также спектр его возможностей и смысл существования определяет социальная структура общества. Общество - это реальность особого рода, целостный организм, в котором образование является интеллектуальным ресурсом для модернизации. Во всех обществах образование заведует связью времен. История общественного развития не допускает произвольного выведения целей образования. Любое воздействие на целый народ или отдельный индивидуум должно соответствовать требованиям реального времени, уровню развития этого отдельного человека и уровню культуры, на котором находится весь народ. Социальная структура общества является основным фактором, влияющим на подходы к образованию. Подходы к образованию должны отвечать потребностям общества. Изменяется общество, меняются и подходы к образованию: традиционный, гендерный, культурологический, цивилизационный, парадигмаль-ный, социокультурный, аксиологический, синергетический, системный, компетентностный, философско-антропологический, средовой, личностно ориентированный, ситуационный, деятельностный, дифференцированный, системно-деятель-ностный и др.
Сегодня в постиндустриальном обществе приоритетную роль играют информация, знания и технологии. Новые времена диктуют новые условия. Информационное общество выдвигает высокие требования к современному человеку. Одно из главных - это высокий качественный уровень образования. Фундамент и задатки личности складываются уже на ранней ступени обучения, а точнее, в дошкольном возрасте, когда формируются душа ребенка, его энергетика. В это время ребенок, как губка, впитывает все происходящее вокруг, являясь при этом отличным психологом и знатоком человеческих душ. Какой же подход в образовании, а конкретно в обучении иностранному языку, является
наиболее эффективным в современных условиях информационного общества? Стремление родителей начать обучение детей иностранному языку с дошкольного возраста обусловлено требованием времени. Известны методики обучения иностранному языку детей дошкольного возраста: прямые и натуральные методы (М. Берлиц, Ф. Гуен, Г. Палмер, Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци), метод погружения в искусственную языковую среду (Т.И. Алешина, Б.В. Беляев, Н.Ф. Колиева и др.), смешанные методы обучения иностранному языку (Е. И. Пассов, А. С. Плес-невич, Г. А. Китайгородская и др.), коммуникативный метод, который соединил в себе основные принципы прямых и сознательных методов. В связи с реформированием российской образовательной системы, которая носила репродуктивный, знаниевый характер, и изменением образовательной парадигмы, благодаря идеям гуманизации образования появились следующие направления обучения иностранному языку детей дошкольного возраста: обучение через игровую деятельность, интеграция различных видов деятельности с обучением языку, изучение языка на основе песен, обучение языку через компьютерные игры и др. Новые образовательные стандарты требуют использования более результативных методов подготовки обучающихся к получению знаний и овладению новыми умениями и навыками на иностранном языке. В основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования положен системно-деятель-ностный подход, основанный на культурно-историческом, личностном и деятельностном подходах, целью которого является развитие личности дошкольника на основе усвоения универсальных способов деятельности [14].
Обозначим проблемы, существующие в системе дошкольного образования. На сегодняшний день система дошкольного образования имеет недостаточную оформленность как ступень непрерывного образования, являясь необязательной для обучающихся. Недостаточная преемственность дошкольного и начального общего образования негативно влияет на успешное и продуктивное обучение в начальной школе, качество образования. Проблемы здоровьедеструктивного характера, возникающие из-за эмоционального дискомфорта вследствие учебных перегрузок детей старшего дошкольного возраста, отсутствия здоровьесберегающих образовательных технологий. Также можно выделить ряд проблем, детерминированных информационными технологиями: комплекс коммуникативно-психологических проблем, доминирующее клиповое мышление, диссонансы в сознании и ценностных ориентациях, нарушение процессов отбора и синтеза информации, интернет-зависимость.
Определим научно-философский базис исследования, к которому относятся следующие теоретические положение и концепции.
Синергетический этап науки - «наряду с наблюдениями за внешним объектом, предметом возникла сосредоточенность на их внутреннем
содержании, на том сущностном, что невидимо присутствует. Научное знание расширилось до сферы духа. Субъект соединился с объектом. Синергетика вышла на новый уровень понимания природной организации <...> И. Пригожин: "Синергетика открыла новый уровень единства природы - универсализм самоорганизации различных систем: живых, неживых, социальных, когнитивных..."» [8. С. 31]. Образование, согласно синергетике, рассматривается как открытая система, осуществляющая обмен с окружающей средой энергией и информацией.
Теория творения и генетического единства мира Б.А. Астафьева положена в основу ноосферного образования, которое определяется как наукоемкая инновационная технология учебно-воспитательной деятельности. «Мир - это энергоинформационная эволюционирующая генетически единая и иерархически организованная мегасистема. Человечество и человек в этой мегасистеме - микромир, который должен жить по всеобщим законам мира и им подчиняться. Мировоззрение генетического единства мира отвечает базовым принципам природосооб-разности, системности, научности, синергичности» [Там же. С. 64].
Валеология - наука о здоровье человека в тесном взаимодействии с окружающей средой его духовной, психической и физической составляющих. Специфика валеологии состоит в том, что она синтезирует знания о человеке и особенностях его взаимодействия с природой и социумом, которые накоплены в таких отраслях знаний, как философия, социология, психология, биология, анатомия и физиология человека, экология, официальная и народная медицина, этнография, религиоведение, культура [Там же. С. 55].
Теория биоцентризма означает переход от антропоцентрической парадигмы (биосфера для человека) образования к биоцентрической (человек часть биосферы) или экогуманитарной модели, дающей возможности для духовного развития и реализации учащихся, т. е. равно-ценностное чувственное восприятие как «человеческой», так и «нечеловеческой» реальности, непосредственно взаимодействующих между собой синергетически. Экогуманитарная парадигма развития цивилизации означает воспитание новой личности, нового мировоззрения, мироощущения, новой культуры, нового стиля взаимодействия с окружающим миром. Это требует изменения структуры и содержания всех подсистем общества, и прежде всего образования как основы социокультурного развития цивилизации и ее устойчивости [2. С. 57].
Экологические ценности сегодня выступают на первый план, общество сталкивается с негативными последствиями собственной деятельности, наука не представляется всесильной. Именно гуманное отношение к природе создает равновесие, гармонию и становится необходимым для дальнейшего развития общества, личности в этом обществе. Сегодня мир нуждается в человеке, осознающим себя частью при-
роды, развивающего космоса, понимающим и любящим природу, общество, культуру и искусство минувших эпох и современности, осознающим свой внутренний творческий потенциал, знающим и выполняющим свое предназначение. В контексте кризиса техногенной цивилизации начала XXI в. поиски ценностных ориентаций направляются в русло природосообразности, т.е. понимания неразрывности естественных начал жизни, образования и воспитания человека. Природа в широком смысле и есть живая самоорганизующая система, охватывающая множество систем на разных уровнях, а человек всего лишь является элементом одной из этих систем. Природа воспринимается как данность, она не может быть создана человеком. Энциклопедическое значение этого слова определяет его, как все сущее в широком смысле, т. е. весь мир в многообразии его форм; употребляется в одном ряду с понятиями: «универсум», «материя», «Вселенная» [15].
Исходя из научно-философских оснований, социально-экологических проблем общества, подходов к образованию (природо-сообразного, коммуникативно-когнитивного, системно-деятельност-ного, информационно-ценностного, компетентностного) и подходов к обучению иностранному языку детей дошкольного возраста, выделим подход в обучении иностранному языку детей дошкольного возраста, отражающий особенности современного общества, учитывающий проблемы развития социума и соответствующий образовательным стандартам.
Природа-деятельностный подход - это построение и осуществление учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие целостного мышления, изначально заложенного в человека природой, в котором развитие личности учащегося основано на природосозида-тельной деятельности, нацеленной на преобразование духовного внутреннего мира и материального внешнего мира как единой самоорганизующейся открытой системы, обеспечивающей преемственность дошкольного и начального общего образования, где обучение иностранному языку является не целью, а средством познания окружающего мира и осознания себя частью природы, а знания - результатом предметной творческой деятельности.
В исследовании нами разработаны следующие принципы при-рода-деятельностного подхода.
Принцип природосообразности означает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, обращение к естественным, от природы присущим человеку способам, методам и каналам восприятия информации, способствующим развитию целостного деятель-ностного мышления. Принцип природосообразности закономерно выводит на максимально возможный результат. «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» (Б. Шоу). Человек от природы - творец, поэтому деятельность является природосообразной формой бытия людей.
Данный принцип обладает универсальной основой, фундаментом, его можно применять не только в отношении отдельных методик и технологий обучения, но и теорий, концепций, педагогических систем. Подход к человеку как к части природы обусловлен необходимостью воспитания и развития человека в соответствии с объективными закономерностями в природе. Принцип предполагает активизацию самостоятельной, познавательной деятельности по добыванию, совершенствованию, применению и реализации на практике полученных знаний творческим путем, вырабатывая при этом собственные взгляды и гармонично преобразуя окружающую действительность. Данный принцип нацелен на раскрытие творческого потенциала личности, заданного природой, через деятельность, связанную с развитием мелкой моторики. Творческий процесс является нормой любой учебной деятельности, особенно при обучении иностранному языку, так как слова и понятия должны облачаться в форму.
Валеологический принцип означает отношение к человеку как части природы и представление о здоровье человека как о системе взаимодействия духовного, физического и психических компонентов, учет их совокупности для правильного формирования мироориентации с целью обеспечения качества жизни и качества здоровья. Данный принцип также предполагает учет биоритмов жизнедеятельности человека и работы его головного мозга, основанных на природных процессах приема-передачи информации путем генетически детерминированного способа познания через формы, методы, приемы организации целостного образовательного процесса и условий его реализации при обучении иностранному языку детей дошкольного возраста с использованием природосообразных и здоровьесберегающих технологий.
Экогуманитарный принцип означает развитие человека как открытой природной самоорганизующейся системы на основе внутреннего сущностного содержания и «субъект-объектной» взаимосвязи, нацеленной на гармонизацию отношений в системах «человек-общество-природа», «семья-ребенок-школа», опирающихся на ценностные, культурные, духовные, экологические, эмоциональные стороны участников педагогического процесса, происходящего в природосообразных условиях. Принцип предполагает использование методик, способствующих раскрытию внутреннего творческого потенциала личности, заданного природой, соразвитию природы и человека, гармонично дополняющих и преобразующих друг друга; «очеловечиванию» предмета «иностранный язык», расширению сферы разума за счет интегративных знаний, получаемых при изучении иностранного языка. Деятельность человека изменяет мир, поэтому получаемые дошкольниками знания должны быть разумными и гуманными по своей природе.
На основе принципов природа-деятельностного подхода выделим общедидактические и частнометодические принципы природосооб-
разного обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. Общедидактические принципы:
- сотворчества - использование средств, форм, методов обучения, нацеленных на раскрытие творческих задатков личности и гармоничное соразвитие природы и человека;
- технологичности - применение наиболее эффективного, заимствованного от природы способа обучения, который гарантированно выводит на максимально возможный результат;
- адаптации - мотивированное включение ребенка в учебную деятельность и активное взаимодействие с окружающим миром людей и природы;
- энергетики - учет доминирующей энергии микромира дошкольника для гармонизации, целостности и эффективности построения учебно-образовательного процесса;
- одушевленности - создание учебных ситуаций, нацеленных на формирование души, тонко чувствующей личности;
- общения с природой - гармоничное вхождение дошкольника в реальный мир, общение с природой как неотъемлемой частью жизни, уравновешивающей и формирующей внутренний микромир человека.
Частнометодические принципы:
- природосообразной новизны - создание учебной мотивации за счет природных символов и образов, их рациональное использование с целью формирования мыслеобразов для избежания трудностей восприятия учебного материала на занятиях иностранного языка;
- взаимосвязи обучения всем аспектам экогуманитарной компетенции - владение системой знаний, умений и навыков не только в области иностранного языка, но и гармоничных взаимоотношений между личностью и обществом, личностью и природой, базирующихся на формировании целостного мышления личности;
- генетически детерминированного способа познания - физиологически естественное восприятие учебного материала, основанное на природных процессах приема-передачи информации;
- учета родного языка - развитие устно-речевых способностей при обучении иностранному языку с опорой на родной язык;
- ценностно-коммуникативной направленности - выбор методов, средств и способов обучения, побуждающих учащегося к решению коммуникативных задач, самореализации и самосовершенствованию через систему нравственно-гуманитарных ценностей средствами иностранного языка;
- дифференциально-интегрированного обучения - учет индивидуальных свойств личности при постановке целей и задач обучения, а также расширение сферы разума за счет интегративных знаний, получаемых при изучении иностранного языка.
Представим взаимосвязь общедидактических и частнометодических принципов с принципами природа-деятельностного подхода (таблица).
Взаимосвязь различных принципов
Принципы природа-деятельностного подхода Общедидактические принципы обучения иностранному языку Частнометодические принципы обучения иностранному языку
Принцип природосообразности Сотворчества Природосообразной новизны
Технологичности Взаимосвязи обучения всем аспектам экогуманитарной компетенции
Валеологический Адаптации Генетически детерминированного способа познания
Энергетики Учета родного языка
Экогуманитарный Одушевленности Ценностно- коммуникативной направленности
Общения с природой Дифференциально-интегрированного обучения
Заключение
В связи с осознанием человеком своей связи с природой проявляется актуальность природа-деятельностного подхода в обучении иностранному языку, гуманитарное познание становится необходимым компонентом развития современного информационного общества. Настоящее, будущее отдельно взятого человека, нации, человечества зависят от того, как строятся отношения в системе «человек-природа». Дальнейший путь развития человечества во многом определяется уровнем развитого экологического сознания и экологической культуры. Природа-деятельностный подход к обучению иностранному языку отражает требования, особенности, учитывает проблемы современного социального устройства общества, а самое главное, ставит природу на один уровень с человеком, так как она является примером гармонии, к которой должен стремиться человек в своей жизни. Деятельность должна соответствовать природе человека, его внутренним потребностям, тем самым совершенствуя его. Только развитие целостного мышления позволит дошкольнику стать личностью, деятельность которой будет направлена на преобразование духовного внутреннего мира и материального внешнего мира как единой системы. Природа-деятель-ностный подход позволяет подготовить дошкольника к последующим образовательным ступеням, не нанося ущерба психоэмоциональному и физическому здоровью ребенка. Содержание знания не может оставаться только в теоретической сфере, оно должно осуществляться практически. Практическая деятельность человека осуществляется в
определенном социокультурном контексте, является стимулом к познанию, его движущей силой. Познание и творчество неразрывно связаны между собой и с практической деятельностью как их основой.
Таким образом, развитие личностных, социальных, познавательных ракурсов дошкольника определяется характером организации учебно-воспитательного процесса, который должен быть направлен на развитие целостного мышления и творческую природосозидательную деятельность.
Литература
1. Астафьев Б.А. Теория творения и генетического единства мира. М. : Институт холо-
динамики, 2010. 672 с.: ил.
2. Беззубцева Н.А Ноосферная реальность в социоприродной динамике // Вестник
ОГУ. 2010. № 4. С. 55-59.
3. Биболетова М.З., Ладыженская Н.В. Воспитательный потенциал предмета «Ино-
странный язык» // Иностранные языки в школе. 2015. № 3. С. 2-10.
4. Гончаренко М.С., Маслова Н.В., Куликова Н.Г. Ноосферное образование - ключ к
здоровью. М. : Институт холодинамики, 2011. 124 с.: ил.
5. Горлова Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам до-
школьников, младших школьников и подростков. Теоретические основы : учеб. пособие. М. : МГПУ, 2010. 248 с.
6. Каргина З.А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного
образования детей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 1. С. 6-11.
7. Марина О.А Аксеологические основы обучения иностранным языкам в различных
культурах // Иностранные языки в школе. 2015. № 3. С. 40-45.
8. Маслова Н.В. Ноосферное образование. Как превратить обучение в естественное
познание мира. М. : Концептуал, 2017. 247 с.
9. Никитенко З.Н. Теория и технология развивающего иноязычного образования в
начальной школе : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011. 486 с.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М. : Оникс: Мир и образование, 2007. 640 с.
11. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высш. шк., 2004. 512 с.
12. Соловцова Э.И., Пронина Н.В. Эмоции и профессиональная деятельность педагога в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2016. № 7. С. 3540.
13. Штайнепрайс М.В. Английский язык и дошкольник: программа обучения дошкольников англ. яз. М. : ТЦ СФЕРА, 2007. 160 с.
14. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: Ийр://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 05.12.2017).
15. Национальная психологическая энциклопедия. URL: https://vocabulary.ru/termin/ dejatelnost.html/ (дата обращения 05.12.2017).
Сведения об авторах:
Сергеева Наталья Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионально-ориентированного языкового образования Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]
Копылова Елена Владимировна - старший преподаватель кафедры иностранных языков Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (Пермь, Россия). E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 27 ноября 2017 г.
THE NATURE-ACTIVITY APPROACH IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF PRESCHOOLERS
Sergeeva N.N., Professor, Doctor of Education, Head of professionally-oriented language education - Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia). E-mail: [email protected]
Kopylova E.V., Senior Lecturer of Foreign Languages Department, Perm State Agrotechnol-ogy University (Perm, Russia). E-mail: [email protected]
DOI: 10.17223/19996195/40/19
Abstract. The article deals with the concept of nature-activity approach in foreign language teaching. The educational approaches depend on changing socioeconomic conditions and a type of society. There are changes in society, also there are changes in educational approaches: traditional, gender, cultural, civilizational, sociocultural, axiological, synergetic, system, competence-based, philosophic-anthropological, environmental, person-centered, situation-centered, activity-centered, differentiated, system-activity, etc. This research is methodologi-caly based on the nature-aligned approach, communicative-cognitive approach, system-activity approach, information-value approach and competence-based approach. Due to the awakening of human connection with the nature is become obvious the importance, originality, topicality of nature-activity approach in foreign language teaching of preschoolers. The humanitarian learning is becoming an important component of the development of modern information-oriented society. The present and the future of everybody depend on the developing connection of "human and nature". The ecological consciousness and ecological culture are determined the way of a future human developing. The nature-activity approach means a formation and an implementation of learning-educational process, leading to the development established by nature of a holistic comprehension, in which the development of the pupils' identity based on the nature-creative activity, that aimed at transformation of inner world and the outside material world as a whole self-organized open system, that provides preschool and primary education's continuity where training in a foreign language isn't a purpose, but a learning style of the around world and understanding of themselves as a part of the nature, and a knowledge is as a result of a subject creative activity. The authors outline the main principles of the nature-activity approach: nature-aliged, valeological and ecohumanitarien. The common-didactic and specific-methodic principles of foreign language teaching of preschoolers are based on the nature-activity approach. The common-didactic principles of foreign language teaching of preschoolers are the co-creation, adaptation, vibe, animativeness, communication with nature. The specific-methodic principles of foreign language teaching of preschoolers are nature-aligned originality, elements' interrelation of ecohumanitarien competence, genetically determined way of cognition, factor of the first language, value-communicative orientation, differential-integrated learning. The article deals with the specific features of implementation of the nature-activity approach in foreign language teaching of preschoolers. The necessity of formation of children's holistic comprehension, ecological consciousness and creative potential in teaching of foreign language is outlined. The article argues that creative process should become the norm of any educational activity. New educational standards demand the use of more productive methods of children's training of knowledge' acquiring and mastering new skills in a foreign language. The nature-activity approach in foreign language teaching of preschoolers reflects the features of modern society, considers the development's problems of society and conforms to state educational standards. Keywords: preschool education; foreign language teaching; nature-activity approach; principles of the nature-activity approach; common-didactic principles; specific-methodic principles.
References
1. Astafev B.A. (2010) Teoriya tvoreniya i geneticheskogo edinstva mira [Theory of creation and genetic unity of the world]. Moscow: Institut holodinamiki. 672 p.
2. Bezzubtseva N.A. (2010) Noosfernaya realnost v sotsioprirodnoy dinamike [Noosphere
reality in the socio-natural dynamics]// Vestnik OGU. 4. pp. 55-59.
3. Biboletova M.Z., Ladyizhenskaya N.V. (2015) Vospitatelnyiy potentsial predmeta "In-
ostrannyiy yazyik" [The educational potential of the subject Foreign Language]// In-ostrannyie yazyiki v shkole. 3. pp. 2-10.
4. Goncharenko M.S., Maslova N.V., Kulikova N.G. (2011) Noosfernoe obrazovanie -klyuch k zdorovyu [Noospheric education is the key to health]. Moscow: Institut ho-lodinamiki. 124 p.
5. Gorlova N.A. (2010) Lichnostno-deyatelnostnyiy metod obucheniya inostrannyim yazyikam doshkolnikov, mladshih shkolnikov i podrostkov. Teoreticheskie osnovyi [Tekst]: ucheb. posobie [Personal-activity method of teaching foreign languages of preschool children, junior schoolchildren and teenagers. Theoretical Foundations [Text]: Textbook]/ N.A. Gorlova. Moscow: MGPU. 248 p.
6. Davyidovskaya N.A. (2005) Neyrofiziologicheskie osnovyi krizisa traditsionnogo metoda
prepodavaniya i perspektivyi prirodosoobraznogo metoda prepodavaniya uchebnyih distsiplin [Neurophysiological basis of the crisis of the traditional teaching method and the prospects of the natural method of teaching study disciplines]// Obrazovanie i zdo-rovoe razvitie uchaschihsya / Materialyi Vsorossiyskogo foruma s mezhdunarodyim uchastiem. Part 1. Moscow: Klyuch-S. pp. 179-187.
7. Kargina Z.A. (2011) Sovremennyie metodologicheskie podhodyi v sfere dopolnitelnogo
obrazovaniya detey [Modern methodological approaches in the field of additional education for children]// Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 1. pp. 6-11.
8. Marina O.A. (2015) Akseologicheskie osnovyi obucheniya inostrannyim yazyikam v razlichnyih kulturah [Axiological bases of teaching foreign languages in various cul-tures]// Inostrannyie yazyiki v shkole. pp. 40-45.
9. Maslova N.V. (2017) Noosfernoe obrazovanie. Kak prevratit obuchenie v estestvennoe
poznanie mira [Noospheric education. How to turn learning into a natural learning of the world]. Moscow: Kontseptual. 247 p.
10. Nikitenko Z. N. (2011) Teoriya i tehnologiya razvivayuschego inoyazyichnogo obra-zovaniya v nachalnoy shkole : dis. dok. ped. nauk [Theory and technology of developing foreign-language education in primary school. Pedagogics doc. diss.]/ Mos. ped. gos. un-t. E.I. Passov. Moscow. 486 p.
11. Polonskiy V.M. (2004) Slovar po obrazovaniyu i pedagogike [Dictionary of education and pedagogics] / V.M. Polonskiy. Moscow: Vyissh. shk. 512 p.
12. Solovtsova E.I., Pronina N.V. (2016) Emotsii i professionalnaya deyatelnost pedagoga v obuchenii inostrannyim yazyikam// Inostrannyie yazyiki v shkole. 7. pp. 35-40.
13. Shtayneprays M.V. (2007) Angliyskiy yazyik i doshkolnik [Tekst]: programma obucheniya doshkolnikov angl. yaz. [English language and preschooler [Text]: pre-school education programme for English]/ M.V. Shtayneprays. Moscow: TTs SFERA. 160 p.
14. Federalnyie Gosudarstvennyie Obrazovatelnyie Standartyi [Federal State Educational Standards]. URL: http://minobrnauki.rf/ (Accessed: 05.12.2017).
15. URL: Natsionalnaya psihologicheskaya entsiklopediya https://vocabulary.ru/termin/deja-telnost.html/ (Accessed: 05.12.2017).
Received 27 November 2017