Научная статья на тему 'Характеристика лингвистической компетенции детей старшего дошкольного возраста'

Характеристика лингвистической компетенции детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
491
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / LINGUISTIC COMPETENCE / СОСТАВЛЯЮЩИИE ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / FOREIGN LANGUAGES / PRESCHOOL CHILD / COMPONENTS OF LINGUISTIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Юрчишина Иванна Руслановна

В данной статье показана актуальность формирования основных компетентностей в дошкольном возрасте. Представлена характеристика компетентностного подхода в дошкольном образовании. Лингвистическая компетенция старших дошкольников понимается как формирование совокупности языкового, речевого и социокультурного компонентов. Определено, что лингвистическая компетенция содержит в себе приобретение дошкольниками знаний по иностранному языку, усвоение их, развитие и увеличение лексического запаса слов, владение орфографическими и пунктуационными нормами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Юрчишина Иванна Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика лингвистической компетенции детей старшего дошкольного возраста»

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Зотова И.В.1, Юрчишина И.Р.2 Email: Zotova1796@scientifictext.ru

'Зотова Ирина Васильевна — кандидат педагогических наук, доцент;

2Юрчишина Иванна Руслановна — студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в данной статье показана актуальность формирования основных компетентностей в дошкольном возрасте. Представлена характеристика компетентностного подхода в дошкольном образовании. Лингвистическая компетенция старших дошкольников понимается как формирование совокупности языкового, речевого и социокультурного компонентов. Определено, что лингвистическая компетенция содержит в себе приобретение дошкольниками знаний по иностранному языку, усвоение их, развитие и увеличение лексического запаса слов, владение орфографическими и пунктуационными нормами.

Ключевые слова: дошкольник, компетенция, компетентность, лингвистическая компетенция, составляющиие лингвистической компетенции, компетентностный подход, иностранные языки.

CHARACTERISTICS OF LINGUISTIC COMPETENCE OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE Zotova I.V.1, Yurchishina I.R.2

'Zotova Irina Vasilivna - PhD in Pedagogikal, Associate Professor;

2Yurchishina Ivanna Ruslanovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY CRIMEAN ENGINEERING- PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: in this article, the relevance of the formation of basic competencies in preschool age is shown. The characteristic of the competence approach in preschool education is given. The linguistic competence of older preschoolers is understood as the formation of the aggregate of linguistic, speech and socio-cultural components. It is determined that linguistic competence includes the acquisition by preschoolers of knowledge of a foreign language, their assimilation, the development and increase in the lexical stock of words, the possession of spelling and punctuation norms.

Keywords: pre-school child, competence, competence, linguistic competence, components of linguistic competence, competence approach, foreign languages.

УДК 373.24

Самоценным и уникальным периодом в жизни человека, по мнению разных специалистов, является дошкольный вораст, так как в нем закладываются основные принципы формирования личности ребенка в целом. Процесс формирования дошкольной компетентности, А. Гоберидзе и ряд других ученых рассматривают в качестве условия формирования и развития способностей и склонностей, личности ребенка,накопления опыта общения и взаимодействия с миром, людьми и культурой, расскрытие его индивидального мира. С учетом этого, образование детей дошкольного возраста предлагается строить в соответствие с идеей модернизации общего образования Российской Федерации, в соответствии с которой главным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор основных компетентностей.

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем нынешней методики обучения дошкольников родному и иностранным языкам-характеристике лингвистической компетенции старших дошкольников.

Понятие лингвистической (языковой) компетенции в научный обиход было введено американским лингвистом Н.М. Хомским в 1960-х, который предпринял одну из первых попыток дать определение понятию «владение языком». Он рассматривал ее как абсолютное знание родного языка, что дает возможность «безупречному разговаривающему-внимающему» рассуждать о точности и осмысленности высказываний [3, с. 69].

В современном лингвистическом словаре лингвистическая компетенция - это комплекс речевых умений (четыре вида речевой деятельности) и языковых знаний и навыков их применение (фонетические, лексические и грамматические навыки) [4, с. 89].

В методологии обучения родному и иностранному языку, лингвистическая компетенция трактуется неоднозначно и применяется как синоним языковой компетенции. В современной концепции обучению иностранному языку понятия языковой и лингвистической компетенции обозначают комплекс языковых знаний, навыков и умений, овладение и усвоение которых дает возможность реализовывать иноязычную речевую деятельность в соответствии с общепризнанными языковыми нормами изучаемого языка в различных сферах деятельности, а также способствует развитию языковых способностей обучаемых (Д. И. Изаренков, В.В. Сафронова и др.).

Опираясь на исследование К.Б. Жигалевой [2, с. 11], в содержании лингвистической компетенции, можно выделить следующие структурные элементы:

Языковая составляющая лингвистической компетенции содержит в себе знания определенного количества слов, фонетических явлений, а так же грамматических конструкций, которые характерны и доступны ребенку для данного возрастного этапа и предусмотрены курсом обучения родному или иностранному языку.

Речевой составляющей являются сформированные в соответствии с целью общения (коммуникации) навыки: осмысленного применения лексических единиц в речи, а так же их правильное восприятие на слух в потоке речи и произнесение в соответствии с фонетическими нормами исследуемого языка; правильного использования грамматических конструкций при построении связного высказывания. К ним непосредственно относят опознавательные умения: идентифицировать части слова, звуки, буквы, части речи, морфемы и т.д., дифференцировать одно явление от другого. Вторая группа умений - классификационные: умения распределять языковые явления на группы. Третья группа представляет собой аналитические умения: производить морфемный, фонетический, словообразовательный, синтаксический, морфологический, стилистический разбор.

Лингвострановедческая составляющая основана на усвоение ребенком старшего дошкольного возраста информации о культуре страны исследуемого языка, а так же включает в себя навыки применения в речи лексических единиц в согласовании с образами, которые существуют в сознании носителя изучаемого языка.

В исследованиях проблемы формирования лингвистической компетенции дошкольников изучаются положения интегративного подхода в лингвообразовании, рассматривается состояние методики обучения дошкольников иностранному языку в современный период, осуществляется анализ структуры иноязычной лингвистической компетенции дошкольников, анализируются характерные для детей старшего дошкольного возраста психофизиологические особенности, осуществляется формирование методологии раннего обучения иностранным языкам. Теоретическая основа методики раннего обучения иностранным языкам, на базе которой строится нынешняя практическая деятельность обучения сложилась благодаря усилиям отечественных ученых, таких как (Л.С. Выготского, И.А. Зимней, А.В. Запорожца, И.Л. Бим, А.А. Леонтьева, З.И. Никитенко, Е.И. Негневицкой, А.М. Шахнарович, А.Г. Рузской и др.)

Исследованиями психологов в сфере развития мышления, деятельности и личности ребенка было доказано, преимущество раннего обучения и сензитивнось старшего дошкольного возраста для осознанного овладения родны и иностранным языком, так как именно в данном возрасте дети обладают следующими психическими особенностями:

• интенсивное развитие познавательных процессов;

• способность к таким процессам, как анализ, синтез и классификация речевых потоков на разных языках. Не путая эти языки и их средства выражения;

• пластичность естественного механизма усвоения речи;

• быстрое овладение и запоминание языковой информации;

• особая способность к имитации;

• отсутствие боязни (языкового барьера).

Процесс формирования лингвистической компетенции предполагает овладения основами науки о языке, сведения о языке как системе и общественном явление, усвоение понятийной основы курса, комплекса единиц и категорий языка.

Факторами языковой компетенции дошкольников является формирование представлений о строении языка, его развитие, функционирование, усвоение сведений о

значении и роли языка в обществе, способствуют воспитанию интереса к предмету, чувство любви и уважения к родному слову.

Таким образом, под лингвистической компетентностью мы будем понимать сложное образование, включающее в себя знание лексических единиц, грамматических конструкций, фонетических норм иностранного языка, а также лексических единиц с культурным компонентом значения и навыки их осознанного использования устно рецептивно и продуктивно. Данное определение позволяет выделить в структуре лингвистической компетенции, следующие структурные составляющие: языковую, речевую, лингвострановедческую. Каждая из составляющих содержательно охарактеризована в статье с учетом возрастных особенностей детей:

Формирование лингвистической компетенции в старшем дошкольном возрасте необходимо, так как оно обеспечивает развитие памяти, логического мышления, воображения, лингвистической рефлексии как процесса осознания дошкольником своей речевой деятельности, а также познавательной культуры личности дошкольника, то есть ребенок становится языковой личностью.

Исследования в области вопросов лингвистической компетенции старших дошкольников являются перспективными в плане разработки методик по дальнейшему ее формированию в процессе обучения детей родному и иностранным языкам.

Список литературы / References

1. Жигалева К.Б. Методика формирования лингвистической компетенции дошкольников на основе системноориентированного моделирования процесса обучения иностранному языку. [Текст]. К.Б. Жигалева: автореферат дис. канд. пед. наук. К.Б. Жигалева. Нижний Новгород, 2009. 24 с.

2. Черепанова Л.В. Методы и приемы развития у школьников рефлексии (на материале лингвистической компетенции). Л.В. Черепанова. Русская словесность, 2004. № 8. С. 62-71.

3. Энциклопедический лингвистический словарь русского языка. К.Л. Мухина. М.: Мир книги, 2009. 543 с.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ Зотова И.В.1, Умарова А.М.2 Email: Zotova1796@scientifictext.ru

'Зотова Ирина Васильевна — кандидат педагогических наук, доцент;

2Умарова Аида Мустафа кызы - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты межличностных отношений с точки зрения разных авторов, а также рассмотрены особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками, возрастные закономерности и эмоциональная природа дошкольников, которые возникают на пути формирования межличностных отношений детей. Описаны понятия социальной готовности, коммуникативной компетентности дошкольников, значение межличностных отношений для становления речи детей дошкольного возраста. В статье также рассмотрены возрастные закономерности и эмоциональная природа дошкольников, которые возникают на пути формирования межличностных отношений детей. Ключевые слова: межличностное отношение, дошкольный возраст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.