Научная статья на тему 'Социализация дошкольников в условиях реализации экологического образования в дошкольных образовательных организациях'

Социализация дошкольников в условиях реализации экологического образования в дошкольных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ECOLOGICAL EDUCATION / PRESCHOOLER SOCIALIZATION / PEDAGOGICAL TERMS AND CONDITIONS / EDUCATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полежаева Юлия Владимировна

Экологическое направление является сравнительно новым в системе дошкольного образования. Оно существенно отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных организаций и является важным звеном в системе непрерывного экологического образования и просвещения. В данной статье рассматривается содержание современного дошкольного экологического образования, освещается проблема социализации дошкольников в условиях реализации экологического образования в России, анализируются комплексные и парциальные программы современного экологического образования и соответствующие им педагогические технологии с усиленной воспитательной составляющей, повышающей социальный и эколого-культурный потенциал дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полежаева Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация дошкольников в условиях реализации экологического образования в дошкольных образовательных организациях»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Полежаева Ю.В. Email: [email protected]

Полежаева Юлия Владимировна - студент, кафедра педагогики и психологии, Социально-педагогический институт Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская область

Аннотация: экологическое направление является сравнительно новым в системе дошкольного образования. Оно существенно отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных организаций и является важным звеном в системе непрерывного экологического образования и просвещения. В данной статье рассматривается содержание современного дошкольного экологического образования, освещается проблема социализации дошкольников в условиях реализации экологического образования в России, анализируются комплексные и парциальные программы современного экологического образования и соответствующие им педагогические технологии с усиленной воспитательной составляющей, повышающей социальный и эколого-культурный потенциал дошкольников.

Ключевые слова: экологическое образование, социализация дошкольников, педагогические условия, образовательные проекты.

PRESCHOOLER SOCIALIZATION IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING ECOLOGICAL EDUCATIONAL PROGRAMS IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITITIONS Polezhaeva Yu.V.

Polezhaeva Yulia Vladimirovna - Student, PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY DEPARTMENT, SOCIAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY FEDERAL STATE-FINANCED EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION MICHURINSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY, MICHURINSK, TAMBOV REGION

Abstract: еcological education is a relatively new field of study in pre-school education system. This field of study differs significantly from traditional way of getting children acquainted with the nature itself and pre-school educational institution's nature protection activities, and is an important part of continuous education system and enlightenment. The article below focuses on the essence of contemporary pre-school ecological educational system, and covers preschooler socialization issues in the context of implementing ecological educational programs in Russian Federation. Is also analyses some contemporary complex and partial pre-school ecological educational programs, advanced pedagogical techniques and educational practices related to those programs to broaden preschooler's social, cultural and ecological horizons. Keywords: ecological education, preschooler socialization, pedagogical terms and conditions, educational projects.

УДК 37.033

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе, свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

В настоящее время отмечен стремительный рост требований к качеству социализации детей в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО). Жизнь требует создания многообразных моделей эффективного взаимодействия детей с окружающим миром, расширения социальных контактов дошкольников.

При реализации экологического образования в ДОО внимание в основном уделяется развитию у детей системы знаний об окружающих природных объектах, приобретению умений и навыков бережного взаимодействия с ними. К сожалению, на второй план уходят взаимоотношения дошкольников с их ближайшим социальным и природным окружением как проявление детской экологической культуры. В этой связи стало актуальным определение комплекса педагогических условий в дошкольном экологическом образовании, обеспечивающих социализацию детей старшего дошкольного возраста в ДОО.

Под педагогическими условиями можно понимать совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач [1]. В образовательной организации следует обратить внимание на целенаправленный отбор и конструирование содержания, методов обучения, воспитания и контроля, организационных форм обучения. Очевидно, что реализация этих педагогических условий требует соответствующих управленческих и организационных действий.

Одним из важнейших факторов становления человеческой личности является окружающая среда. При рассмотрении педагогических условий реализации экологического образования в ДОО, было установлено, что все составляющие окружающей среды оказывают (или могут оказать) определенное развивающее воздействие. Ряд авторов отстаивает представления об окружающей среде как компоненте образовательной системы (Н.Э.Т. Гринявичене, С.А. Новоселова, Г.Н. Пантелеев, P.M. Шерайзина и др.).

В содержании современного дошкольного экологического образования отражена взаимосвязь знаний о природе и роли человека в ней с практической деятельностью детей по охране окружающей среды на достаточно высоком эмоционально -эстетическом уровне (единство познания, переживания и действия) и особое значение имеет ряд взаимосвязанных аспектов:

1. Ценностный аспект включает в себя осознание значения природы как многогранной универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической и др.); это понимание красоты, индивидуальной самоценности и неповторимости живых организмов, понимание многогранной практической значимости растений и животных для самой природы и жизни людей, понимание необходимости толерантного взаимодействия людей внутри социума.

2. Эстетический аспект задается формой и содержанием природы. У детей важно активизировать их впечатления, эстетические оценки и суждения.

3. Эмоциональный аспект основан на сочувствии и сопереживании. Он связан с отношением ребенка к живой природе (в том числе к окружающим людям, как ее части).

4. Нормативные аспекты предполагают овладение нормами и правилами экологического характера.

Существует целый ряд комплексных и парциальных программ нового поколения, в которых находит отражение проблема экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Парциальные программы, реализующие экологическое направление в дошкольном образовании, С.А.Жданова условно разделяет на три основные группы:

1) программы экологической (в основном, биоэкологической направленности);

2) эколого-культурные программы;

3) программы социально-экологической направленности [2].

Она отмечает, что для программ первой группы характерно включение вопросов классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). К ним относятся программы H.A. Рыжовой «Наш дом - природа», С.Н. Николаевой «Юный эколог», H.H. Кондратьевой «Мы» и др.

Для программ второй группы характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, куда вопросы экологии входят как компонент. К данной группе можно отнести программы В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой «Семицветик», В.Т. Кудрявцева и Г.П. Новиковой «Рекорд - старт» и др.

Третья группа программ выделяется по преобладанию в содержании комплекса вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения и т.п.). К этой группе относятся программы H.H. Вересова «Мы - земляне», Т.В. Потаповой «Надежда», Л.М. Клариной «Экономика и экология».

Образовательные проекты экологической направленности (или эколого-образовательные проекты) являются особым направлением в реализации дошкольного экологического образования. С.Н. Золотарева отмечает, что с помощью технологии проектирования можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учетом психофизиологических особенностей обучающихся. Технология проектной деятельности помогает преодолеть доминирование «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, интегрировать, сделать их более практико-ориентированными [3].

Практика отбора содержания дошкольного экологического образования, представленная в комплексных образовательных программах, акцентирует проблемы естественнонаучного цикла. Гуманитарное социально-экологическое направление содержания экологического образования представлено в большей степени в парциальных программах и дошкольных эколого-образовательных проектах, реализуемых в качестве дополнительного модуля к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, принятой к осуществлению в ДОО. Несмотря на это, дальнейшая работа по изучению возможностей обогащения содержания дошкольного экологического образования темами гуманитарной социально-экологической направленности остается весьма актуальной, так как именно в этой области имеется возможность воздействия на социализацию ребенка старшего дошкольного возраста, гуманизацию его сознания и самосознания.

Список литературы /References

1. Жданова С.А. Формирование экологической направленности личности детей дошкольного возраста / С.А. Жданова // Наука и школа? 2007. № 6. С. 53-55.

2. Золотарева С.Н. Социализация и экологическое воспитание обучающихся через использование технологии проектов во внеклассной деятельности учителя биологии / С.Н. Золотарева // Эколого-образовательные проекты как средство социализации подрастающего поколения: материалы VI Всероссийского научно-методического семинара (с международным участием) г. Санкт- Петербург, 12-15 ноября 2008 г. СПб.: Крисмас+, 2008. С. 124-128.

3. Козырева Е.Ч. Педагогические условия повышения уровня педагогической культуры сельского учителя / Е.Ч. Козырева. СПб.: Речь, 2011. 210 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.