Таким образом, необходимо отметить, что процесс формирования мотивации и интереса к учебно-профессиональной деятельности является деятельностью, на которую влияет множество факторов, в первую очередь, это возраст обучающегося, организация учебного процесса и его особенности, направленная на повышение интереса деятельность педагога.
Список литературы /References
1. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. 48 с.
2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. пособие. СПб. КАРО, 2009. 144 с.
3. Тагунова И.А. Интеграция в образовании - развитие новой традиции в образовании // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2013. № 2 С. 67-77. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// elibrary.ru/download/elibrary_20681744_51419503.pdf/ (дата обращения: 15.06.2017).
4. Altbach P. G. The International Imperative in Higher Education. Centre for International Higher Education, Boston College. USA, 2013. Pp. 7-11.
5. Bragin L., Selyanskaya G., Stukalova I. Competitiveness assessment of Russian universities under the conditions of globalization // Life Science Journal, 2014, 11 (12). Pp. 268-273.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Митькина А.Д. Email: [email protected]
Митькина Александра Дмитриевна - студент магистратуры, кафедра педагогики и психологии детства, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
Аннотация: в статье анализируется проблемное обучение, которое предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций. Одним из способов повышения качества образования является использование технологии проблемного обучения. Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическая и педагогическая. Представлены условия, формы, преимущества и недостатки данной технологии.
Ключевые слова: технология проблемного обучения, развитие профессиональной компетентности педагога.
PROBLEM EDUCATION IN MODERN EDUCATION
Mitkina A.D.
Mitkina Alexandra Dmitrievna - Master's Student, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY OF CHILDHOOD, NORTHERN (ARCTIC) FEDERAL UNIVERSITYM. V. LOMONOSOV, ARKHANGELSK
Abstract: the article analyzes problem-based learning, which involves the creation of problem situations under the guidance of a teacher. One of the ways to improve the quality of education is the use of technology-based learning. Problem methods are methods based on creating problem situations, active cognitive activity of students. In the modern theory of
problem-based learning, two types of problem situations are distinguished: psychological and pedagogical. Presents the conditions, forms, advantages and disadvantages of this technology.
Keywords: technology of problem training, development of professional competence of the teacher.
УДК 13.00.00
На сегодняшний день происходит множество изменений в образовании. В связи с реализацией новых федеральных государственных образовательных стандартов учителю необходимы знания современных технологий, которые помогают ему в развитии педагогической компетентности, освоении новых норм профессиональной деятельности, усовершенствовании образовательной среды. При освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приемов, но и саморазвитие педагога, его самовыражение. Ведь именно личность учителя определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и педагогическом общении. Педагог, который владеет современными педагогическими технологиями и имеет высокий уровень технологической культуры, будет проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, сможет улучшить свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию. Инновационная деятельность, которая осуществляется педагогом в образовательном учреждении, позволит ему подняться на разные уровни своего профессионально-личностного развития.
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) [3]. Педагогическая технология представляет собой планирование и применение в рамках образования системы средств для получения необходимого результата и способной к воспроизведению.
Сегодня перед системой профессионального образования, а именно развитием профессиональной компетентности педагога стоит задача поиска таких технологий, которые позволяли бы организовать данный процесс в виде непрерывного, гибкого и одновременно высококачественного процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров. Технологии обучения создает практическую основу образования, обеспечивают перенос знаний в сферу труда, формируют осознанность педагога, влияющие на его целеустремленность и комплекс управленческих действий. Технологии профессионального обучения создают социокультурное пространство, в котором формируются личность, дисциплина, воля, интерес к специальности [1].
К технологиям, наиболее часто реализуемым в профессиональном образовании, относят: проблемное, модульное, контекстное, игровое обучение и др. Остановимся подробнее на технологии проблемного обучения.
В 21 веке повышается потребность в более серьезной разработке технологии проблемного обучения, которая формирует у обучающихся единство профессиональных решений с научно обоснованными действиями, осознание высокопрофессиональных задач образования и педагогических технологий на концептуальном, процедурном и реализующем уровнях. Основа организации проблемного обучения - использование развивающих методов, которые стимулируют активность учеников, через конструирование творческих учебных задач, стимулирующих познавательный процесс и повышающих общую активность обучающихся, формируя познавательную направленность личности, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей.
Сущность проблемного обучения заключается в последовательной постановке перед обучающимися проблем, разрешая которые они усваивают не только знаниевую
компоненту профессиональной деятельности, но и навыки ее осуществления, вырабатывая обобщенные способы познания, формируются ориентировочные основы действий, воспитываются важнейшие характеристики личности — познавательная активность и самостоятельность, которые являются залогом становления профессиональной направленности. Технология проблемного обучения, предполагает такие характеристики, как эффективность, технологичность, своевременность, адекватность имеющимся на сегодня дидактическим средствам обучения. Таким образом, проблемное обучение технологично, развивает познавательную деятельность и способствует формированию профессиональной направленности мышления.
Проблемная структура учебного материала, обеспечивает решение генеральной задачи в подготовке педагогических кадров. Учебный процесс, основанный на технологии проблемного обучения, ведет к формированию творческого потенциала профессиональной деятельности и воспитывает культурные потребности.
К условиям проблемного обучения относятся:
- обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
- обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
- значимость информации, получаемой при решении проблемы;
- необходимость диалогического доброжелательного общения обучающего и обучающихся, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным обучающимися.
Формы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда обучающий ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а обучающиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения; частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Принцип проблемности содержания обучения может быть реализован в форме учебных деловых игр.
Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к обучению; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.
Недостатки проблемного обучения: слабая управляемость познавательной деятельностью обучающихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей [2].
Таким образом, проблемное обучение сегодня — одна из основных технологий обучения, претворяющих в жизнь гуманистическое направление педагогической науки и практики. В основе его лежит идея создания инновационной среды, в которой успешно проходит профессиональное становление учителя. Только готовность к развитию позволит учителю-профессионалу организовать исследовательскую и поисковую деятельность, которая отличается сильно выраженным эвристическим моментом, включающим в себя догадку, интуицию, содержит элементы «контекстного» исследования, имеющего субъективное знание, микрооткрытие и рассматривается как деятельность, направленная педагогами на решение различного рода ситуативных проблем и задач.
Список литературы /References
1. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр
«Академия», 2001. 272 с.
2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.
3. СуртаеваН.Н. Навигатор в мире технологий. СПб. Тюмень ТОГИРРО, 2013. 24 с.
ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Полежаева Ю.В. Email: [email protected]
Полежаева Юлия Владимировн - студент, кафедра педагогики и психологии, Социально-педагогический институт Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская обл.
Аннотация: экологическое направление является сравнительно новым в системе дошкольного образования. В современных условиях экологическое образование тесно связывается с развитием личности ребенка, его деятельностью, со способами освоения ребенком разных сторон действительности, в том числе и природы; созданием условий, учитывающих особенности развития, интересы детей, особенности образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. В данной статье обобщаются подходы к определению категории «экологическое образование», раскрываются основные понятия, цели и принципы экологического образования.
Ключевые слова: экологическое образование, социализация дошкольников, педагогические условия, экологизация.
SENIOR PRESCHOOLER SOCIALIZATION OPPORTUNITIES IN THE PROCESS OF ECOLOGICAL EDUCATION PolezhaevaYu.V.
Polezhaeva Yulia Vladimirovna - Student, PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY DEPARTMENT, SOCIAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY FEDERAL STATE-FINANCED EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL
EDUCATION MICHURINSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY, MICHURINSK, TAMBOV REGION
Abstract: еcological education is a relatively new field of study in pre-school education system. These days ecological education is closely related to personal development of a child, his activities and his learning experience when it comes to different parts of reality including the nature. It also refers to creating a welcoming environment for a child with respect to his individuality and personal interests as well as special aspects of educational process in pre-school educational institutions. The article below summarizes the attitudes that can be defined as "ecological education", and discovers main concepts, goals and principles of ecological education.
Keywords: ecological education, preschooler socialization, pedagogical terms and conditions, ecologization.