Психокоррекция и регуляция состояний
Psycho-correction and regulation of states
Научно-теоретическая статья
УДК 159.9 © Лидак Л. В., Минаева Е. В., Калиничев А. А., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-438-447
5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
Возможности системно-структурного подхода в контексте изучения психологических проблем стабилизации отношений в коллективах подростков
Людмила Валентиновна Лидак, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии 1 профессор кафедры общей и возрастной психологии 2; [email protected]; https://orcid.org/0009-0002-4941-1110 Елена Викторовна Минаева, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии 1; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-6683-912X
Артур Александрович Калиничев, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии 1; [email protected]; https://orcid.org/0009-0009-8705-6560
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 603000, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2, Россия
2 Ставропольский государственный педагогический институт, 355029, Ставрополь, ул. Ленина, 417а, Россия
Реферат. Введение. Тема отношений в детских коллективах достаточно актуальна и широко изучается в теории и практике. Однако существуют пробелы в исследованиях этой проблемы. Требуется дальнейшее рассмотрение вопросов выбора эффективных методологических подходов, определяющих вектор научного анализа стабилизации межличностных отношений в среде подростков. Одним из наиболее продуктивных методологических подходов, направленных на изучение стабилизации отношений в подростковых коллективах, является системно-структурный подход. Цель — обоснование возможностей методологии системно-структурного подхода для изучения особенностей развития детских коллективов и определения психолого-педагогического ресурса образовательного учреждения, обеспечивающего стабилизацию межличностных отношений между субъектами взаимодействия в коллективах подростков среднего возраста. Материалы, результаты и обсуждение. Выявлены противоречия между необходимостью стабилизации межличностных отношений в детских коллективах среднего подросткового возраста и недостаточным использованием возможностей методологии системно-структурного подхода для исследования данной проблемы. Системно-структурный подход способствует максимально эффективному изучению проблем стабилизации межличностных отношений членов детского коллектива в наиболее сложный онтогенетический период развития личности ребенка — в период среднего подросткового возраста. Уточнены понятия «системно-структурный подход» применительно к исследованиям в области возрастной и педагогической психологии; «психолого-педагогический ресурс образовательной организации»; «воспитательный коллектив подростков»; «стабилизация отношений между подростками в воспитательном коллективе». Предложено авторское толкование понятий «психологическая помощь», «психологическое сопровождение», «психологическая поддержка», «психологическое консультирование», т. е. важных компонентов целостной системы, представляющей психолого-педагогический ресурс образовательной организации, обеспечивающий стабилизацию позитивных отношений в воспитательных коллективах подростков. Выводы. Отмечены возможности системно-структурного подхода для осуществления теоретического моделирования в целях совершенствования каждого компонента модели. Установлено, что компонентами целостного психолого-педагогического ресурса стабилизации коллектива подростков являются теоретическая модель, позволяющая осуществить психологическое сопровождение, психологическую поддержку, психологическое консультирование, психологическая помощь. Возможности базовых компонентов, входящих в целостную систему психолого-педагогического ресурса образовательной организации, позволяют каждому подростку, субъекту коллективного взаимодействия, овладевать совместными видами деятельности, процедурами рефлексии и прогнозирования для осознанного выбора способов поведения в коллективе. Использование методологии системно-структурного подхода позволило оптимизировать научный поиск для решения актуальной проблемы возрастной и педагогической психологии — проблемы стабилизации отношений в подростковых коллективах.
Ключевые слова: системно-структурный подход, подростки, воспитательный коллектив, стабилизация отношений, психолого-педагогический ресурс, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическая поддержка
Для цитирования: Лидак Л. В, Минаева Е. В, Калиничев А. А. Возможности системно-структурного подхода в контексте изучения психологических проблем стабилизации отношений в коллективах подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 4(99). С. 438-447. https://doi.org/10. 24412/19996241-2024-499-438-447
Scientific and Theoretical Article
UDC 159.9 © Lidak L. V., Minaeva E. V., Kalinichev A. A., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-438-447
5.3.4. Pedagogical Psychology, Psychodiagnostics of Digital Educational Environmen
The Potential of a System-Structural Approach in the context of Studying Psychological Problems of Stabilization of Relations in Juvenile Teams
Lyudmila V. Lidak, Doctor of Science (in Psychology), Professor at the chair of Developmental and Pedagogical Psychology 1, Professor at the chair of General and Developmental Psychology 2; [email protected]; https://orcid.org/0009-0002-4941-1110 Elena V. Minaeva, Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor at the chair of Developmental and Pedagogical Psychology 1; [email protected]; https://orcid.org/ 0000-0002-6683-912X
Artur A. Kalinichev, post-gradute student at the chair of Developmental and Pedagogical Psychology 1; v.armageddon2016@ yandex.ru; https://orcid.org/ 0009-0009-8705-6560 1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 2 Ulyanov st., Nizhny Novgorod, Russia 2Stavropol State Pedagogical University, 417a Lenin st., Stavropol, 355029, Russia
Abstract. Introduction. One of the most effective methodological approaches focused on studies of stabilizing relationships in juvenile groups is the system-structural approach. The aim of the research is to substantiate the potential of the methodology of the system-structural approach used for examination of peculiarities in development of juvenile groups and establishing psychological and pedagogical resource of the educational institution that provides stabilization of interpersonal relations between the subjects of interaction in groups of middle age juveniles. Materials, Results and Discussion. Contradictions were revealed between the need to stabilize interpersonal relations in children's groups of middle adolescence and the insufficient use of the possibilities of the methodology of the system-structural approach for studying this problem. The following concepts are clarified: «system-structural approach» applied to researches in the field of developmental and pedagogical psychology; «psychological and pedagogical resource of an educational organization»; «juvenile learning group»; «stabilization of relations between juveniles in the educational collective». The authors give their own interpretation of the concepts of «psychological assistance», «psychological maintenance», «psychological support», «psychological counseling», i. e. important components of an integral system representing psychological and pedagogical resource of an educational institution, which ensures stabilization of positive relations in educational juvenile groups. Conclusions. It is established that the components of the integral psychological and pedagogical resource for stabilizing the juvenile team are as follows: theoretical model ensuring psychological maintenance, psychological counseling, psychological assistance. Using the methodology of the system-structural approach promoted optimization of scientific search for solving the urgent problem of developmental and pedagogical psychology, that is the problem of stabilization of relations in juvenile teams.
Keywords: system-structural approach, juveniles, educational team, stabilization of relationships, psychological and pedagogical resource, psychological and pedagogical maintenance, psychological and pedagogical support
Citation: Lidak L. V., IVlinaeva Е. V., Kalinichev А. А. The Potential of a System-Structural Approach in the context of Studying Psychological Problems of Stabilization of Relations in Juvenile Teams. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 4(99). Pp. 438-447 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-499-438-447
Основные положения
1. Замысел исследования посвящен использованию системно-структурной методологии для разработки концептуальных подходов стабилизации коллектива подростков в образовательной среде школы. При выборе данного методологического подхода мы исходили из гипотезы, что психологический ресурс образовательной организации имеет системную характеристику, состоящую из конкретных компонентов, объединенных в структуры, представляющие единое целое и обеспечивающие выбор психологических стратегий для развития коллективного взаимодействия подростков.
2. Описано понятие «психолого-педагогический ресурс системы образовательного учреждения», способствующее осуществлению разных форм психологического воздействия на личность подростка в целях формирования у него осознанного отношения к себе как к члену коллектива, участвующего в процессе стабилизации межличностных отношений. Стабильность отношений в коллективе подростков способствует формированию коллективистических качеств личности, развивает индивидуальность, обеспечивает активное участие в совмест-
ных видах деятельности, направленных на социализацию и социальную активность подростков.
3. Обоснованы психологические принципы, определяющие содержательные характеристики психологического ресурса образовательного учреждения, которые обусловили технологии работы с подростками, объединенными в единый воспитательный коллектив. К числу базовых технологий психологической работы с коллективами подростков мы отнесли структурно-содержательную модель, конкретизирующую особенности этапов и содержания психологической работы с детьми. Вместе с тем были представлены характеристики таких технологий, как психологическая поддержка, психологическое консультирование, психологическое сопровождение, психологическая помощь.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Тема отношений в детских коллективах достаточно широко изучается как на теоретическом, так и на прикладном уровнях. Однако в психолого-педагогических исследованиях актуальных проблем изучения коллективов детей и подростков остаются определенные пробелы. Есть основания предположить, что требуют дальнейшего рассмотрения
вопросы выбора эффективных методологических подходов, определяющих вектор научного анализа стабилизации межличностных отношений в среде подростков. Психологи выделяют три этапа возрастного развития подростков. Особенности онтогенетического развития личности подростка среднего возраста, описанные в исследованиях отечественных и зарубежных психологов, свидетельствуют о том, что данный период отличается ге-терохронностью, импульсивностью, неконтролируемостью поведения (Л. И. Божович [1], А. А. Реан [2], Д. Шеффер [3] и др.). В нашем исследовании речь идет о психологических особенностях детей, вступивших в средний подростковый период развития. Д. Б. Эльконин образно называл этот период в развитии личности возрастом «бури и натиска» [4].
На данном онтогенетическом этапе развития личности в качестве доминирующей базовой потребности подростка выступает социальная потребность, имеющая системную характеристику. Она состоит из комплекса мотивов и потребностей, лежащих в основе «практического» коллективизма. Подростки остро нуждаются в общении и совместной деятельности, во взаимодействии и кооперации, в принятии и дружбе, в умении прогнозировать дальнейшие отношения и развивать их.
Несмотря на стремление подростка к удовлетворению важнейшей социальной потребности — потребности в общении и другом человеке, имеющей сложную системную организацию, в его поведении наблюдаются противоречия, обусловленные психофизиологическими особенностями развития, а нередко изъянами воспитания. Были установлены противоречия между:
— стремлением подростка к совместному взаимодействию и отсутствием необходимого опыта общения со сверстниками;
— поиском друзей и излишне критическим отношением к членам коллектива;
— стремлением к установлению референтного круга общения и эмоциональной импульсивностью, затрудняющей развитие стабильных отношений, тормозящих позитивное взаимодействие, бесконфликтное поведение, продуктивные формы совместной деятельности.
Цель — обоснование возможностей методологии системно-структурного подхода для изучения особенностей развития детских коллективов и определения психолого-педагогического ресурса образовательной организации, обеспечивающей стабилизацию межличностных отношений между субъектами взаимодействия в коллективах подростков среднего возраста.
Для реализации основной цели исследования был выдвинут комплекс задач, направленных на:
— методологическое обоснование возможностей системно-структурного подхода в целях исследования отношений подростков в условиях воспитательного коллектива;
— уточнение понятийного аппарата исследования;
— конкретизацию психолого-педагогического ресурса образовательной организации и его базовых ком-
понентов, обеспечивающих стабилизацию отношений в подростковом коллективе.
Материалы, результаты и обсуждение
Теоретико-методологическое обоснование возможностей системно-структурного подхода в психолого-педагогических исследованиях. Первая задача исследования направлена на обоснование возможностей системно-структурного подхода для выявления психолого-педагогических проблем стабилизации отношений в коллективах подростков. Для ее решения мы обратились к сравнительно-сопоставительному анализу научной литературы в области науковедения, педагогики, психологии, философии.
В работах отечественных исследователей И. В. Блау-берга [5], А. В. Брушлинского [6], Б. Ф. Ломова [7], Э. Г. Юдина [8] и др. выявлены большие возможности методологии системно-структурного подхода как для исследований системной организации личности в онтогенезе, так и для изучения проблем социального взаимодействия в детских коллективах. Обратимся к научно-рефлексивному обоснованию методологических возможностей системно-структурного подхода в исследовании базовых проблем педагогической психологии в целом и особенностей стабилизации межличностных отношений в коллективах подростков в частности.
Используя системно-структурную методологию как эффективный подход для изучения психолого-педагогических проблем динамики коллектива подростков, мы исходим из того, что все явления, связанные с образовательной практикой, имеют системную характеристику, состоящую из конкретных структур, объединенных в единое целое и обеспечивающих выбор наиболее продуктивных стратегий для их изучения, а также технологий для их совершенствования.
В психолого-педагогических исследованиях системно-структурный подход направлен на осуществление системного анализа реальной воспитательно-образовательной ситуации, обеспечивающей создание обобщенной теоретической модели, конкретизирующей обоснование воспитательной или образовательной цели, лежащей в основе дальнейшего выбора комплекса задач, условий и технологий ее реализации.
В области педагогики и психологии системно-структурный подход стал широко использоваться во второй половине ХХ в. при построении и конкретизации аппарата исследования. Этимология понятия «система» имеет греческие корни, означающие объединение отдельных частей в целое. Целостность системно-структурного подхода отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов в окружающей действительности.
Словарно-справочная литература свидетельствует о том, что развитие методологической традиции широкого применения системного подхода в гуманитарном знании идет от философско-методологических работ отечественных ученых *. В частности, в книге В. Г. Афанасьева «Основы философских знаний: Марксистская философия в обще-
* Философский словарь аспиранта : учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей / сост. А. Н. Семенова. Уфа, 2009. 51 с.
доступном изложении» подробно раскрываются системные закономерности развития общества и государства [9].
Однако было бы несправедливо не упомянуть зарубежных исследователей ХХ в., вложивших существенный вклад в философию системности и системного подхода к разработке идей и концепций, объясняющих взаимодействие личности и общества. К их числу относятся американские исследователи Р. Мертон, Т. Парсонс и др. Необходимо особо подчеркнуть вклад Т. Парсонса в методологию системного подхода. Главный тезис выдвинут им в работе «Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем» [10, с. 246]. Он заключается в том, что личность погружена в сложную систему социальных элементов — групп, коллективов, сообществ. Т. Парсонс полагал, что человек осваивает систему ценностей от рождения, находясь в состоянии активного взаимодействия с другими людьми, с природой, с миром культуры и миром технологий, возникших в процессе культурно-исторического развития общества. Эта идея Т. Парсонса во многом перекликается с идеей классика российской психологии Л. С. Выготского, обосновавшего культурно-историческую концепцию развития личности [11]. Независимо друг от друга оба ученых пришли к выводу о том, что, находясь в системе социальных отношений, личность овладевает набором социальных ценностей и тем социальным порядком, которые она принимает и преобразует в собственную систему ценностных ориентаций и «самодвижений», позволяющих ей быть интегрированной в систему общественных отношений. Для данного исследования важна идея Т. Парсонса об освоении личностью социальных ролей, обеспечивающих присвоение нравственного опыта и традиций общечеловеческой морали. Базовый социальный опыт личности Т. Парсонс назвал «культурным кодом» личности.
Значительно продвинул вперед идею использования системно-структурного подхода в науках об обществе и человеке ученик и последователь Т. Парсонса — президент Американской социологической ассоциации Р. Мертон [12]. Он является представителем известного научного сообщества Школы структурно-функционального анализа. Рассматривая функциональную характеристику элементов целостной системы, Р. Мертон отмечал, что личность, находясь под влиянием конкретных элементов, существующих в человеческом обществе, овладевает навыками адаптации, самоорганизации, саморегуляции, самоуправления и саморазвития.
Таким образом, в отечественной и зарубежной философской и социологической литературе человеческая общность определяется как динамическая система, находящаяся в движении и постоянном развитии, влияющем на динамику личностного роста и освоение ею культурно-исторического опыта человечества. Для методологического обоснования возможностей использования системно-структурного подхода в исследованиях детских коллективов обратимся к теоретическим построениям отечественных ученых.
В работах Б. Ф. Ломова [7], Э. Г. Юдина [8] и др. даются авторские толкования понятия «система». Оно вклю-
чает комплекс взаимосвязанных элементов, образующих особое единство природной и социальной среды. Это позволило авторам предложить методологические рекомендации для использования системно-структурного подхода в гуманитарных исследованиях. Отмечена его эффективность не только для анализа единства элементов конкретной системы, но и для рассмотрения ее включенности в иерархию следующих систем.
В психолого-педагогических исследованиях система функционирования конкретного коллектива подростков рассматривается как часть целостной системы школьного коллектива, функционирующего в образовательной среде школы. Система отношений в коллективах подростков представляется как совокупность субъектов, обладающих определенным опытом поведения, влияющих на других, а также на более сложные системы — школьный коллектив и образовательную среду школы.
Л. В. Лидак и И. В. Сергеевой под образовательной системой понимается множество связанных между собой компонентов, упорядоченных по отношениям, свойствам и функциям [13]. Данная точка зрения возникла благодаря философской концепции И. В. Блау-берга о том, что система — это множество объектов, имеющих разные свойства, которые реализуют заранее определенные отношения и развивают их в других направлениях [5].
Системная характеристика развивающегося субъекта коллективных отношений позволяет охарактеризовать динамику мотивационно-ценностных и волевых компонентов каждой личности, особенностей интеллектуального развития и совершенствования ее когнитивных структур, систему овладения разными видами деятельности и возможностями для творческой самореализации взрослеющего человека.
В связи с тем что в науковедческой литературе выделено три уровня методологического знания: общенаучный, конкретно-научный и технологический, появляется возможность для уточнения места системно-структурного подхода в этой иерархии (А. В. Брушлин-ский [6], В. А. Ганзен [14] и др.).
Общенаучный уровень методологии направлен на анализ социальной ситуации развития общества, на оценку уровня культуры, динамику политической стабильности, конкретизацию особенностей системы образования, правовой системы, экономической и других систем в государстве. Данный уровень методологического знания предполагает наличие в нем наряду с другими системно-структурного подхода.
Конкретно-научный уровень методологии способствует обоснованию наиболее продуктивных парадигм развития человека и личности: антропологической, аксиологической, гуманистической, онтогенетической, организационной и др. Однако и на этом уровне методологии присутствует системно-структурный подход к обоснованию системной организации личности.
Технологический уровень методологии способствует актуализации компетентностного и субъектного подходов, раскрывающих технологии реализации намеченных
психолого-педагогических программ, компетенций, методов, приемов и технологий работы психологов, педагогов, родителей с детскими коллективами и конкретными подростками. Данный уровень методологии также предполагает наличие в нем системно-структурного подхода, конкретизирующего элементы каждой образовательной или воспитательной технологии.
Системно-структурный анализ отношений в детском коллективе. В работах классиков отечественной психологии Б. Г. Ананьева [15], А. Н. Леонтьева [16], С. Л. Рубинштейна [17] и др. центральным системообразующим звеном развития социальных качеств личности и межличностных отношений в группах и коллективах определены ведущие виды деятельности человека. Эта идея получила отражение в практической деятельности отечественных педагогов и психологов, занимавшихся проблемами онтогенетического развития личности в системе коллективного взаимодействия.
Системно-структурный анализ отношений в детских коллективах позволяет установить, что в первой половине ХХ в. благодаря опыту А. С. Макаренко была создана целостная система воспитательного коллектива [18]. В настоящее время часто отдельные элементы данной системы подвергаются критике. Опуская детали и частности критических рассуждений, можно сделать вывод о том, что система А. С. Макаренко внесла неоценимый вклад в обоснование теории детского воспитательного коллектива и динамики его развития. Опираясь на теорию А. С. Макаренко, педагоги-практики предпринимали успешные попытки рассматривать детский воспитательный коллектив как целостную систему, развивающуюся вокруг центральной системообразующей идеи существования и развития коллективного взаимодействия. Обратимся к опыту последователей и преемников А. С. Макаренко — В. А. Су-хомлинского [19], И. П. Иванова [20] и др., представленному в монографиях и методических обобщениях авторов.
Если А. С. Макаренко полагал, что центральным системообразующим компонентом в формировании и развитии коллективных отношений являются «отношения ответственной зависимости» между членами коллектива, то В. А. Сухомлинский выявил, что главным системообразующим звеном его развития выступает общественно полезная активность каждого. В свою очередь И. П. Иванов выделял в качестве важнейшего системообразующего компонента развития коллективных отношений — формирование отношений «коллективной заботы» членов коллектива о других.
Идеи представленных авторов получили дальнейшее развитие в исследованиях сотрудников лаборатории психологии личности, работавших под руководством А. В. Петровского в конце ХХ в. Членами проблемной лаборатории была установлена диалектическая взаимосвязь между уровнями развития личности и коллектива как системы межличностных отношений, опосредованной совместной деятельностью, наполненной мотива-ционными смыслами каждой личности, содержанием эмоционально-личностных контактов между участниками малых и больших групп и коллективов [21].
В работах А. Г. Асмолова [22], И. Б. Котовой [23], В. А. Петровского [24] и других преемников А. В. Петровского отмечено, что система формирования коллективистических отношений обусловлена принятием Я-концепции каждого члена коллектива. А. Г. Асмолов указывал, что Я-концепция развивающейся личности зависит от общих социальных ценностей, присвоенных каждым в результате интериоризации общественно-исторического опыта в структуру личности и систему социального взаимодействия, «содействием, смыслом и единством внешней и внутренней деятельности, обеспечивающей членам коллективов „вливание смыслов друг в друга"» [22, с. 339].
Полагаем, что упомянутые теории строятся на единой концепции формирования и развития коллектива — концепции деятельностного опосредования межличностных отношений. В связи с этим можно сделать вывод, что системообразующим основанием для анализа структуры детского коллектива и развития целостной системы стабилизации отношений между подростками — членами коллектива является продуктивное взаимодействие подростков, возникающее в результате их участия в ведущих видах деятельности или в совместных видах общественно полезной деятельности.
Конкретизируем структурные компоненты воспитательного коллектива, обеспечивающие стабилизацию позитивных взаимоотношений подростков среднего возраста. Выше было отмечено, что индивидуальное сознание и самосознание личности подростка детерминировано коллективным взаимодействием в совместной деятельности. Не случайно научные сотрудники, объединенные идеями А. В. Петровского, вместе с тем опирались на идеи других отечественных психологов. Они писали, что на всех этапах онтогенеза подростка формирование коллективного сознания и коллективизма как качества личности является важным компонентом для развития гражданской позиции взрослеющего человека. Опора на методологические основы системно-структурного подхода позволила исследователям сформулировать идею социализации личности, которая вышла на первый план общественного бытия человека на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Системно-структурный подход к разработке проблем социализации участников совместного взаимодействия — членов организованного коллектива позволил выявить ее базовые компоненты, обеспечивающие трансляцию культуры от поколения к поколению, от коллектива к личности, от освоения социальных норм, ценностей и установок к постижению традиций и законов общественного бытия. Особенность социализации состоит в том, что она является непременным условием индивидуализации личности. Благодаря структурным компонентам деятельности, общения и межличностного взаимодействия социальные качества трансформируются в индивидуальные черты и наоборот. Эта идея впервые прозвучала в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, а в дальнейшем широко обсуждалась в работах Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, А. В. Брушлин-ского, А. А. Реана, Д. Шеффера и др. Авторы выявили
устойчивую взаимосвязь между компонентами социализации и индивидуализации в системе культурно-исторического развития человека. Если социализация представляет процесс присвоения личностью культурного наследия (по выражению Б. Г. Ананьева, «очеловечивания человека»), то индивидуализация — это процесс развития особенной неповторимости личности. С точки зрения Л. Н. Собчик, индивидуализация обеспечивает формирование комплекса индивидуальных черт личности, развития Я-концепции, присвоения человеком тех традиций нравственности, которые присущи конкретному обществу [25].
В первой четверти ХХ в. Л. С. Выготский ввел в педагогическую психологию понятие социально-культурного контекста развития человека, представленного социальной средой и создающего «зону ближайшего развития» личности [26]. Полагаем, что детский коллектив является частью социальной среды для подростка. Оказавшись в системе коллективных отношений и взаимодействуя с другими, подросток обменивается с ними знаками, оперирует богатством языка, развивает собственный мир, который определяет личностные ценности и составляет смысл его жизни.
Л. С. Выготский подчеркивал, что в онтогенезе подростка ряд психических качеств еще «не созрел для самостоятельного функционирования», однако при этом, «несмотря ни на что, следует заранее создавать условия, необходимые для их развития». К числу таких условий он относил эмоциональное взаимодействие, продуктивные виды деятельности, речевое поведение. Фактически Л. С. Выготский опередил время и использовал методологию системно-структурного подхода для конкретизации детерминант развития подростков в системе коллективного взаимодействия.
Б. Ф. Ломов, изучавший вклад Л. С. Выготского в обоснование методологических проблем психологии, сформулировал принципы системно-структурного подхода к анализу психических явлений в современной реальности. В работе «Методологические и теоретические проблемы общей психологии» Б. Ф. Ломов отмечал, что под структурой понимается совокупность связей и свойств субъекта, отраженных в его знаниях, отношениях, мотивах, общении, деятельности и поведении [27].
Использование системно-структурного подхода для изучения динамики детских коллективов позволяет рассматривать их как систему, включенную в структуру целостной системы образовательного учреждения. Система коллективных отношений подростков среднего возраста носит многоуровневый характер и включена в иерархическую структуру, которая во многом зависит от психологического ресурса образовательного учреждения. Психологический ресурс образовательного учреждения также наделен системно-структурной характеристикой. Каждый его компонент направлен на стабилизацию межличностных отношений и психологическое развитие участников коллективного взаимодействия.
Возникает вопрос о сущностной характеристике стабильных межличностных отношений в коллективе под-
ростков среднего возраста. На основании сравнительно-сопоставительного анализа литературы мы заключили, что стабильные отношения в коллективе подростков представляют систему отношений ответственной зависимости, детерминированные онтогенетическими и характерологическими свойствами каждой личности, ее эмоционально-личностными связями и противоречиями, мотивационными установками и тенденциями к совместным видам деятельности с партнерами.
Опираясь на системно-структурную концепцию Б. Ф. Ломова, мы пришли к промежуточному выводу, что система представляет совокупность связей субъектов и объектов действительности, обеспечивающих ее целостность и сохранение основных свойств. Объединение субъектов отношений в единый воспитательный коллектив характеризуется социальной обусловленностью и проявляется в поведении, деятельности, связях и отношениях каждой личности с другими членами коллектива. Систематизация качественных характеристик стабильного воспитательного коллектива способствует их дальнейшей трансформации в личностные новообразования подростков.
Как в содержании межличностного взаимодействия, так и в структуре коллективных отношений подростков среднего возраста должны присутствовать такие компоненты, как:
— дисциплинированность, культура общения и следование правилам поведения, принятым в обществе;
— владение навыками, умениями и компетенциями коллективного взаимодействия и трансляция их товарищам;
— избегание и профилактика конфликтных ситуаций;
— уважительное отношение к традициям, религии и культуре других;
— ответственное участие в совместных видах общественно полезной деятельности;
— нравственная активность, выполнение гражданского и общественного долга.
Использование методологии системно-структурного подхода для изучения вопросов стабилизации коллективных отношений подростков среднего возраста позволило сделать вывод, что данное явление многомерно и диалектично. С одной стороны, система стабилизации коллектива — это воспитательная система, в основе которой лежит психологический ресурс образовательного учреждения, состоящий из психологических условий и мер по сопровождению воспитательных и образовательных мероприятий, выбора технологий их осуществления. С другой стороны, это продуктивное коллективное взаимодействие, включающее опору на лучшие качества каждого субъекта коллективных отношений, организацию общественно полезной деятельности, обеспечивающую развитие комплекса базовых компонентов в структуре личности подростка: мотивационно-ценностного, когнитивного, конативного. Стабильность коллективных отношений и поведения подростков зависит от устойчивой корреляции между когнитивным, мотивационно-ценностным
и конативным компонентами, которые обеспечивают подросткам готовность к совместной деятельности, проявлениям ответственности, дисциплинированности, организованности, в итоге — социализацию личности.
Рассматривая систему стабилизации коллективных отношений подростков среднего возраста, мы опираемся на концепцию А. Н. Леонтьева, согласно которой исходной единицей психологического анализа развития личности является целостная деятельность субъекта, а также система разных видов деятельности, в которую он включен. Таким образом, стабилизация коллективных отношений подростков определяется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью всех существующих компонентов в структуре деятельности, в структуре личности, в структуре детского коллектива.
Изложенное выше позволяет заключить, что участие подростков в коллективном взаимодействии не всегда происходит гладко. Однако психолого-педагогический ресурс системы образовательного учреждения позволяет осуществлять разные формы психологического воздействия на личность подростка, помогающие ему осознавать себя членом коллектива. Меры стабилизации межличностных отношений в коллективе способствуют формированию коллективистических качеств личности, развивают индивидуальность, обеспечивают активное участие в совместных видах деятельности, направленных на социализацию и социальную активность в системе общественных отношений.
Системно-структурная характеристика психологического ресурса образовательной организации. Третья задача нашего исследования направлена на конкретизацию психолого-педагогического ресурса образовательной организации и выявления его базовых компонентов, обеспечивающих стабилизацию отношений в подростковом коллективе. Для ее решения возникла необходимость обратиться к исследованиям в области практической психологии А. Г. Асмолова [22], Е. М. Борисовой, И. В. Дубровиной, Р. В. Овчаровой [28], А. М. Прихожан [29], А. А. Реана [30] и др.
Обобщение теоретических подходов и практического опыта позволило констатировать, что психологический ресурс образовательного учреждения имеет системно-структурную организацию, направленную на конкретизацию базовых компонентов осуществления комплексных мероприятий по психологическому содействию для функционирования всех структур образовательной организации и каждого отдельного субъекта — члена детского коллектива.
Психологический ресурс образовательной организации имеет системную характеристику, в основе которой лежат устоявшиеся принципы содействия развитию личности и стабилизации коллективных отношений. В контексте данного исследования под принципом понимается руководящая идея, определяющая вектор психологической работы образовательной организации с обучающимися и детскими коллективами.
Главным принципом, определяющим сущностные характеристики психологического ресурса образова-
тельной организации, является принцип системности, получивший достаточно подробное описание выше и способствующий развитию устойчивых связей и отношений между всеми субъектами коллективных отношений, включая детей и взрослых. Принцип системности является базовым, определяющим выбор иных принципов. Прежде всего, он обеспечивает преемственную взаимосвязь с принципом событийности, при котором сделан акцент на создании психологического пространства для совместной деятельности субъектов образования и выбора продуктивных способов коллективного взаимодействия. Для данного исследования важно, что психологическая работа с подростками опирается на третий принцип — принцип учета закономерностей онтогенетического развития личности. Вместе с тем значимое место в работе психологов и педагогов с подростками занимает четвертый принцип — принцип индивидуального подхода и опоры на внутренние ресурсы каждого участника коллективного взаимодействия. Пятый — принцип субъектности — находится в преемственной взаимосвязи с шестым принципом — принципом личностно-деятельностного подхода. Перечисленный набор базовых принципов конкретизирует и корректирует набор целей, задач, содержания и технологий психологического воздействия на мотивационно-ценностную, когнитивную и конативную сферы развивающейся личности подростка, участника коллективного взаимодействия. В работах К. Муздыбаева отмечена важность формирования у подростков коллективной ответственности и стабильного взаимодействия с членами коллектива [31]. Эта мысль крайне важна для успешного развития стабильных коллективных отношений.
Перечисленные принципы, определяющие содержательные характеристики психологического ресурса образовательного учреждения, направлены на уточнение и решение конкретных психолого-педагогических задач. Он представляет собой систему комплексной профессиональной деятельности педагогов и психологов, обеспечивающую каждой конкретной личности успешное существование в детском коллективе, в котором подросток приобретает опыт стабильного социального взаимодействия и коллективной ответственности.
С точки зрения методологии системно-структурного подхода психологический ресурс образовательной организации обеспечивает эффективное содействие в решении комплексных воспитательных и образовательных задач. Содействие позволяет работать с целостным воспитательным коллективом, а также единовременно решать частные психологические задачи относительно конкретной личности. Психологический ресурс способствует объединению специалистов разного профиля для непрерывного осуществления фронтальной, групповой и индивидуальной работы с обучающимися. В нашем случае речь идет об особой категории детей — о подростках среднего возраста.
Психологический ресурс образовательной организации может быть представлен в виде теоретической модели, отражающей целостную систему работы психологов
с коллективом образовательной организации. Метод моделирования психологической реальности в системе образования является наиболее перспективным и инновационным. В исследованиях С. В. Бондаренко отмечено, что инновационность теоретического моделирования состоит в том, что модель может отражать структуру и содержание деятельности психологической службы, а также получать объективные данные о личностном развитии ребенка и его месте в системе коллективных отношений [32]. Разработка структурно-содержательной модели психологического ресурса школы позволит учитывать активную природу подростков среднего возраста, его стремление к общению и осуществлению совместной деятельности в коллективе.
Активно-деятельная природа подростков требует от психологов помощи для вовлеченности каждого в коллективные творческие дела, для выполнения значимых коллективных поручений, для осознания своего статуса и важности собственного места в коллективе. Именно моделирование позволит представить коллектив как психологическую реальность и наметить психолого-педагогические задачи по развитию стабильных отношений в коллективах подростков среднего возраста.
Структурно-содержательная модель психологического ресурса школы позволит конкретизировать каждый этап психологической работы с детскими коллективами в целях стабилизации межличностных отношений в них. Было определено, что первым этапом станет этап психологической диагностики, позволивший перейти ко второму этапу, направленному на конкретизацию выбора психологических целей, задач и условий работы с подростками. На третьем этапе будет разработана программа, определяющая содержание работы психологов по развитию стабильных отношений в подростковых коллективах. Четвертый этап будет направлен на подбор технологий для реализации разработанной программы, пятый — рефлексивный этап — позволит педагогам и психологам осознать полученные результаты и осуществить прогнозирование дальнейших мероприятий по стабилизации отношений в коллективах подростков.
Таким образом, вышеперечисленные принципы обеспечили разработку структурно-содержательной модели и этапов работы по стабилизации межличностных отношений в детских коллективах подростков. Это позволит конкретизировать содержание психологической программы работы с коллективами, выявить этапы и технологии организации психологического содействия развитию постоянных и временных коллективов. Как правило, система психологического содействия носит непрерывный характер и складывается из технологий психологической поддержки, психологического сопровождения, психологического консультирования, психологической помощи и ряда других мероприятий относительно личности и воспитательного коллектива. Обратимся к их краткой характеристике.
Психологическая поддержка — это широкий комплекс мероприятий, определяющий участие педагога,
психолога и близких людей в помощи в предупреждении конфликтов, в установлении психологического равновесия между членами коллектива. Психологическая поддержка может проявляться в виде сопереживания, эмоциональной поддержки, выражения положительных эмоций и чувств в адрес мнения, настроения, мотивов и установок подростка в целях обеспечения психологической безопасности личности и коллектива.
Психологическое сопровождение — это более длительная и деликатная форма поддержки подростка со стороны психологической службы образовательной организации. Целью психологического сопровождения является оказание адресной помощи конкретному субъекту в преодолении затруднений, повышении его самооценки, развития самосознания и эмоциональной стабильности. Это могут быть личные беседы с психологом, тренинги или консультации по телефону.
Психологическое консультирование направлено на формирование конкретных психолого-педагогических компетенций, на уточнение проблемы, выявленной психологом в результате психодиагностики или возникшей в связи с запросом педагогов, родителей, самих подростков. Консультирование имеет образовательный контекст в работе психолога с субъектом.
Психологическая помощь — это форма систематической профессиональной помощи психолога конкретному субъекту, направленная на решение конкретной проблемы и дальнейшее закрепление сформированного или скорректированного качества личности. Психологическую помощь оказывает психолог в приватном режиме. В отдельных случаях, например в случае психических расстройств, психолог может делегировать свои полномочия другим квалифицированным специалистам.
Таким образом, в целях поиска технологий стабилизации межличностных отношений нами была предпринята попытка обозначить отдельные компоненты системы психологического содействия коллективам подростков.
Структурно-содержательная модель психологического ресурса школы позволила представить психологическую характеристику базовых компонентов психологического содействия в решении задач по развитию стабильных отношений между подростками среднего возраста — субъектами коллективного взаимодействия. В качестве смысловых категорий, определяющих психологический ресурс школы, были использованы понятия «психологическая поддержка», «психологическое консультирование», «психологическое сопровождение», «психологическая помощь». Эти категории могут быть дополнены понятиями «психологическое сотрудничество», «психологическое портфолио», «психологическая оценка» и др. Важно, что речь идет о комплексе мер, позволяющих стабилизировать отношения в детских коллективах и актуализировать ресурсы развития коллективистических качеств личности подростков среднего возраста.
Выводы
1. Первый раздел исследования посвящался методологическому обоснованию возможностей системно-
структурного подхода для изучения стабилизации отношений подростков среднего возраста в условиях воспитательного коллектива. Было проведено уточнение понятийного аппарата исследования, конкретизировано понятие психолого-педагогического ресурса образовательной организации и его базовых компонентов, обеспечивающих стабилизацию отношений в подростковом коллективе.
2. Отмечены особенности онтогенетического развития личности подростка среднего возраста, делающие его наиболее сложным для педагогов, психологов, родителей. Установлено, что подросткам среднего возраста присущи такие качества, как гетерохронность, импульсивность, слабый контроль поведения. Эти качества нередко отрицательно влияют на межличностное взаимодействие в коллективе, способствуют рассогласованию отношений, появлению конфликтов и деструкции в поведении и общении между членами коллектива.
3. Использована методология системно-структурного подхода для стабилизации коллектива подростков. Обратившись к данному методологическому подходу, мы исходили из того, что все явления, связанные с образовательной практикой подростков, имеют системную характеристику, состоящую из конкретных структур, объединенных в единое целое и обеспечивающих выбор продуктивных стратегий для их совершенствования. В проведенном исследовании системно-структурный подход рассматривается как особо важная часть технологической методологии, позволившей осуществить обобщение опыта отдельных ученых и педагогов-практиков в целях трансформации их достижений в работе с коллективами подростков в поиск новых технологий стабилизации межличностных отношений в них.
4. Разработано и описано понятие «психолого-педагогический ресурс системы образовательного учреждения», способствующее осуществлению раз-
ных форм психологического воздействия на личность подростка в целях формирования у него осознанного отношения к себе как к члену коллектива. Психолого-педагогический ресурс стабилизации межличностных отношений в коллективе подростков способствует формированию коллективистических качеств личности, развивает индивидуальность, обеспечивает активное участие в совместных видах деятельности, направленных на социализацию и социальную активность в системе общественных отношений. В исследовании получили обоснование психологические принципы, определяющие содержательные характеристики психологического ресурса образовательного учреждения, которые обусловили содержание и технологии работы с подростками, объединенными в единый воспитательный коллектив.
5. Представлена разработанная структурно-содержательная модель психологического ресурса школы, которая сложилась из пяти структурных элементов, позволивших конкретизировать особенности этапов и содержания психологической работы с детскими коллективами в целях стабилизации межличностных отношений в них. В качестве смысловых категорий, определяющих психологический ресурс школы, были использованы авторские понятия: психологическая поддержка, психологическое консультирование,психологическое сопровождение, психологическая помощь.
Область применения и перспективы. Статья задает вектор исследовательского поиска в прикладном значении и может получить дальнейшую апробацию при осуществлении следующих мероприятий: подготовке диссертационных исследований, организации воспитательной работы с подростками, разработке и создании психологических центров и служб, наполненных продуктивным психологическим ресурсом для стабилизации коллективных отношений подростков.
Список источников / References
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. 400 с.
2. Реан А. А. Психология подростка. СПб., 2003. 199 с.
3. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб., 2003. 194 с.
4. Эльконин Д. Б. Развитие личности ребенка. М.; Воронеж, 1995. С. 101-142.
5. Блауберг И. В. Философский принцип системности и социальный подход // Вопросы философии. 1978. № 8. С. 39-52.
6. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т. 12, № 6. С. 34-42.
7. Ломов Б. Ф. Системный подход и проблемы детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 4. С. 3-58.
8. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М., 1978. 391 с.
9. Афанасьев В. Г. Основы философских знаний : Марксистская философия в общедоступном изложении. СПб., 2024. 408 с.
10. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. Американская социологическая мысль / под ред. В. И. Добренькова. М., 1996. С. 246.
11. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. М., 2022. 160 с.
12. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура / пер. с англ. Е. Н. Егоровой. М., 2006. 873 с.
13. Лидак Л. В., Сергеева И. В. Педагогика формирования исследовательских компетенций в высшей школе: теория, история, практика : монография. Пятигорск, 2020. 186 с.
14. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л., 1984. 176 с.
15. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 80 с.
16. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. 352 с.
17. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997. 191 с.
18. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972. 262 с.
19. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1979. 335 с.
20. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской области. М., 1982. 130 с.
21. Петровский A. B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 522 с.
22. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 2002. 416 с.
23. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997. 287 с.
24. Петровский В. А., Калиненко И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д, 1995. 377 с.
25. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2005. 624 с.
26. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М., 2022. 160 с.
27. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 118-119.
28. Дубровина И. В. и др. Руководство практического психолога. Психолог в школе : практ. пособие. М., 2024. 206 с.
29. Прихожан A. M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие. М., 1984. 188 с.
30. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. СПб., 2005. 416 с.
31. Муздыбаев К. Психология ответственности. М., 2010. 248 с.
32. Бондаренко С. В. Моделирование сложных системно-деятельностных объектов в психологической науке : монография. Пятигорск; Минеральные Воды, 2010. 179 с.
Поступила 22.08.2024; одобрена после рецензирования 26.08.2024; принята к публикации 30.08.2024.
Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.