Библиографический список
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие. Москва, 2001.
2. Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы). Социологические исследования. 2009; № 8 (304): 70 - 73.
3. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. Москва, 2004.
4. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 2001.
5. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. Москва, 2001.
6. Саенко Л.А. Сущность и особенности профилактики аддиктивного поведения подростков в системе образования. Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2020: 478 - 483.
7. Саенко Л.А., Теницкий С.В. Особенности формирования коммуникативного опыта у студенческой молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 333 - 335.
8. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. Особенности нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи в образовательном процессе организаций СПО. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 68 - 69.
9. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8, № 5-2: 14 - 145.
10. Сафина ГВ. Динамика жизненных целей девочек-делинквентов в условиях спецучилищ. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 1993.
11. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А. и др. Педагогика: вчера, сегодня, завтра: коллективная монография. Москва, 2016.
12. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Белоцерковец Н.И. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.
References
1. Andrienko E.V. Social'naya psihologiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2001.
2. Gilinskij Ya.I. Sociologiya deviantnosti (novelly i perspektivy). Sociologicheskie issledovaniya. 2009; № 8 (304): 70 - 73.
3. Klejberg Yu.A. Social'naya psihologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 2004.
4. Majsak N.V. Lichnostnye osobennosti mladshego podrostka s deviantnym povedeniem. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2001.
5. Mendelevich V.D. Psihologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2001.
6. Saenko L.A. Suschnost' i osobennosti profilaktiki addiktivnogo povedeniya podrostkov v sisteme obrazovaniya. Profilaktika deviantnogo povedeniya detej i molodezhi: regional'nye modelii tehnologii: sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Simferopol', 2020: 478 - 483.
7. Saenko L.A., Tenickij S.V. Osobennosti formirovaniya kommunikativnogo opyta u studencheskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 333 - 335.
8. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. Osobennosti nravstvenno-'eticheskogo vospitaniya studencheskoj molodezhi v obrazovatel'nom processe organizacij SPO. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 68 - 69.
9. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya isocial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8, № 5-2: 14 - 145.
10. Safina G.V. Dinamika zhiznennyh celej devochek-delinkventov v usloviyah specuchilisch. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1993.
11. Agaragimova V.K., Alieva G.M., Aripov M.A. i dr. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.
12. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Belocerkovec N.I. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
Статья поступила в редакцию 18.11.20
УДК 371
Safonov A.A., postgraduate, North Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
DIRECTIONS FOR PREVENTION OF ASOCIAL BEHAVIOR OF STUDENTS IN THE RISK GROUP. The article studies a problem of prevention of antisocial behavior of adolescents. The psychological reasons for the antisocial behavior of adolescents caused by the deformation of family education in families at risk are analyzed. Types of preventive work are taken into account, including diagnostics of psychological development, identification of risk factors for abnormal behavior, educational work with parents, counseling teachers and parents on the upbringing and training of children, as well as psychological and pedagogical support for adolescents at risk. Conclusions are drawn about the need for a systematic and holistic approach to the prevention of antisocial behavior of minors and the personal development of minors in order to form their positive personal prospects as a basis for the prevention of antisocial behavior.
Key words: asocial behavior, family, adolescents at risk, psychological and pedagogical support, development of personality of adolescents, formation of positive personal prospects.
А.А. Сафонов, аспирант, Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ РИСКА
Статья посвящена проблеме профилактики асоциального поведения подростков группы риска. Проанализированы психологические причины асоциального поведения подростков, обусловленного деформацией семейного воспитания. Учитываются виды профилактической работы, включающие диагностику психологического развития, выявление факторов риска аномального поведения, воспитательную работу с родителями, консультирование педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения детей, а также психолого-педагогическое сопровождение подростков группы риска. Сделаны выводы о необходимости системного и целостного подхода к профилактике асоциального поведения несовершеннолетних и личностному развитию несовершеннолетних. Подтверждается необходимость формирования у них позитивных личностных перспектив как основа профилактики асоциального поведения.
Ключевые слова: асоциальное поведение, семья, подростки группы риска, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическая поддержка, развитие личности подростков.
Асоциальное поведение - это действия, противоречащие социальным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. Асоциальное поведение характеризуется нарушением социализации, пренебрежением социальным воспитанием, десоциализацией [1 - 13].
Асоциальное поведение включает в себя широкий спектр поведенческих форм - от социальной наивности в поведении детей, подростков и молодежи до состояний невменяемости, то есть всех ситуаций, когда молодые люди не способны понять социальный смысл своего поведения. Эти отклонения в поведении подростков подчеркивают актуальность профилактики. Особую тревогу вызывают данные о самоубийствах несовершеннолетних. В 2019 году их количество выросло на 37% по сравнению с 2017 - 2018 годами. При этом основными причинами суицида являются отношения с родителями и безответная любовь, за которыми следуют депрессия и социальный пессимизм [6].
Хорошо известно, что семья играет целевую роль в развитии и становлении личности ребенка. Полноценное выполнение семейных функций является безопасным условием интеллектуального и психического развития ребенка. Особенности семьи (состав (полная или неполная, многодетная и т.д.), структура семейных отношений) влияют на формирование личностных особенностей ребенка. Семейное воспитание - это отражение духовно-нравственных ценностей родителей в детях. Стиль семейного воспитания (авторитарный, демократический, толерантный), различные типы семей, семейные отношения влияют на воспитание детей, их развитие и возможные проявления асоциального поведения [9]. Асоциальное поведение детей встречается преимущественно в неблагополучных семьях (хотя выявляется и в благополучных). Неблагополучная семья (семья группы риска) характеризуется эмоциональным отчуждением между родителями и детьми, элементами насилия в отношении детей, агрессивной формой общения и неблагоприятной психологической атмосферой.
Основными психологическими причинами деформации воспитания в семьях, относящихся к группе риска, являются следующие: непонимание, отсутствие или нехватка доверия у родителей (в основном у матерей) к ребенку, теплоты и привязанности к нему, разрыв семейных отношений. Причинами разрыва семейных отношений между ребенком и родителями могут быть: чрезмерная занятость родителей; семейные конфликты; ситуации родительского пьянства; жестокое обращения с ребенком (физическое, психическое, сексуальное насилие); отсутствие благоприятной эмоциональной атмосферы в семье; типичные ошибки родителей в воспитании детей; незнание и непонимание возрастных и личностных особенностей ребенка, в том числе особенностей подросткового возраста [7].
Одной из значимых проблем в подростковом возрасте является чувство взрослости. Конфликт с взрослыми в этот период происходит из-за непонимания того, что подростки хотят быть независимыми и жить в соответствии со своим (пусть и несовершенным) пониманием жизни. Родители требуют подчинения, защитной реакцией ребёнка на это являются протесты и отчуждение [4]. Общение между родителями и детьми должно устанавливаться как дружеское сотрудничество.
Общение играет важную роль в развитии подростковой психологии. Общение со сверстниками имеет свои психологические особенности. Стремление к самоутверждению пронизывает межличностные отношения между сверстниками-подростками. Важно использовать это желание для привлечения коллективных взглядов в воспитательной работе. Организация и развитие через коллектив является необходимым условием воспитания молодежи в социально верном направлении [8].
Профилактика асоциального поведения проводится с подростками, у которых отклонения в поведении не проявлялись. К таким подросткам относятся дети, у которых риск проявления асоциального поведения сводится к нулю либо риск проявления такого поведения уже возник. По мнению Баклановой Н.К., Даниловой Л.В. [2], профилактическая работа, проводимая психологическими службами в школах, включает в себя следующие направления: диагностику психологического развития для определения факторов риска возникновения асоциального поведения; развитие психологических особенностей подростков; психологическая поддержка подростков из группы риска; родительский всеобуч; тесная работа педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения детей.
При определении факторов риска возникновения асоциального поведения признаком является любое резкое изменение психического состояния и поведения подростка. Это сигнал для родителей и учителей. Диагностика психологического состояния подростка для определения факторов риска возникновения асоциального поведения включает в себя изучение детско-родительских отношений, определение основных закономерностей поведения членов семьи, определенных потребностей, мотивов и чувств подростка (страх, боязнь, осознание своей вины и др.), а также проблем, терзающих ребенка. Диагностическими методами являются наблюдение, эксперимент, исследование, тестирование, проекционные методы и анализ документов.
Развитие психологических особенностей подростков предполагает формирование психологических функций, умений, навыков и черт личности, которые ослаблены особенностями социальной среды или заболеванием, но необходимы для успешной реализации личности. Профилактика включает в себя общее понимание психологии как науки, расширяющей знания подростков о психологии, психологах, методах работы психологической диагностики, потребность в собственном психологе, позволяющем ему лучше понять себя, способствовать взаимопониманию со сверстниками и взрослыми, способствовать эффективному общению, выбору профессии, укреплению семейных отношений и др. Профилактика также включает в себя развитие правовых знаний для ознакомления детей с правами ребенка, в том числе с правом на труд, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Информация о правах, обязанностях и последствиях неисполнения этих обязанностей служит ориентиром для подростков по правовым вопросам [5].
Важную роль в профилактике асоциального поведения в процессе развития личности подростков играет включение их в активную деятельность и общение; знакомство с существующими профессиями, профориентация.
Искусство обладает огромным потенциалом в плане личностного развития. По мнению А.С. Макаренко, И.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, Б.Л. Яворского
Библиографический список
музыка является наиболее эффективным видом искусства в сравнении со всеми другими благодаря своей специфичности. Рождественская Н.А. пишет, что «театральная деятельность является весьма эффективным методом творческого развития личности». Результатом работы по развитию личности подростка, являющейся основой профилактики асоциального поведения, должно стать формирование позитивных личностных взглядов, формирование личностного смысла у подростков. По словам В.А. Сухомлинского, «очень важно, что первое удивление, первое откровение, которое испытывает человек, - это мысль о том, что я сделал это своими силами, я осуществил это своим умом» [5].
Для работы с асоциальными подростками, используются как традиционные, так и нетрадиционные формы: лекции-беседы, дискуссии, а также деловые игры, тесты, тренинги, психологические упражнения и ситуационный анализ. Внеклассная работа школы включает в себя тематические часы.
Создание благоприятных условий для развития личности подростков группы риска является целью психолого-педагогического сопровождения. Одним из видов психолого-педагогического сопровождения подростков выступает психолого-педагогическая поддержка. К.В. Бакланов и Д.А. Потапов определяют психологическую поддержку как особый вид недирективного межличностного взаимодействия между сопровождающим и сопровождаемым, целью которого является активизация внутренних ресурсов для развития личности последнего, оказание помощи и поддержки в развитии личности на определенном этапе ее жизненного пути; как методику создания комфортных условий для развития личности. Сущность психологической поддержки заключается в ее ненаправленном характере, необязательном сопровождении лиц, дающее право сопровождаемому добровольно и совершенно свободно обращаться за помощью [5]. Подход психолого-педагогического сопровождения направлен на стимулирование потребностей подростков в самосознании и самосовершенствовании, стимулирование процесса личностного развития.
Педагоги С.В. Боборышов, Л.А. Саенко, Л.В. Суменко [3] выделяют направления психолого-педагогического сопровождения подростков, относящихся к группе риска: 1) разработка и применение специальных и обучающих программ, психологических тренингов, игр и моделирование ситуаций; 2) реализация гуманистических методов, выраженных в оказании помощи в решении подростковых проблем, и обеспечение эффективности процесса социализации; 3) педагогическое просвещение родителей подростков. Воспитательная работа с родителями - это важная профилактическая работа, проводимая в процессе пропаганды психолого-педагогических знаний; информирование родителей о возрастных и личностных особенностях ребенка; содействие ненасильственному воспитанию: обучение общению; совершенствование коммуникативных навыков родителей. Все это помогает им выбрать правильный способ общения со своими детьми. В процессе педагогического просвещения родителей могут быть использованы материалы научно-популярной литературы, лекции, групповые и индивидуальные беседы, тематические родительские собрания и ролевые игры.
В состав профилактики асоциального поведения у подростков группы риска входит также консультирование учителей и родителей по вопросам воспитания и образования детей, что помогает разрешать конфликтные ситуации дома и в школе, возобновить общение с родителями и одноклассниками, взаимодействовать с учителями.
Профилактика асоциального поведения подростков разрабатывается практическими психологами и осуществляется школьными психологами в центрах социальной помощи семье и детям, учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Однако проблема предупреждения асоциального поведения до сих пор не решена должным образом. Психологи, педагоги, социологи, юристы и психиатры, занимающиеся этим вопросом, разделились. Нужен системный и комплексный подход к решению этой проблемы.
Целостный подход к системе требует консолидации, интеграции и координации всех социальных институтов, влияющих на человека, и может рассматриваться как целостная система и организация социальных институтов -семьи, школы и других образовательных, социальных, культурно-досуговых, оздоровительных учреждений - как единиц, компонентов, частей единой системы [2; 6].
Таким образом, основой профилактики асоциального поведения должно стать развитие личности подростков группы риска, формирование у них позитивных личностных взглядов, личностного смысла.
1. Бакланов К.В., Потапов Д.А. Система психологического сопровождения развития креативности будущих педагогов. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2016; № 2. Available at: http://www.art-in-school. ru/bul/2_2016_Potapov.pdf
2. Бакланова Н.К. Системный подход к предупреждению агрессивного поведения школьников. Социальное воспитание: системный подход: сборник научных статей. Москва, 2016: 51 - 58.
3. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Свобода и достоинство как аксиологические детерминанты процессов воспитания и социализации личности. Журнал гуманитарных наук. 2016; № 13: 3 - 8.
4. Журавлева Е. А. Методы диагностики и профилактики насилия в семье подростка. Социальное обслуживание. 2009; № 3: 39 - 44.
5. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учебное пособие. Москва: Генезис, 2015.
6. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. Особенности нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи в образовательном процессе организаций СПО. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 68 - 69.
7. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018; № 1: 93 - 97.
8. Саенко Л.А. Социальная ответственность учащейся молодежи: результаты исследования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015; № 1 (46): 267 - 271.
9. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Студенческое самоуправление в развитии гражданской активности учащихся. Дискуссия. 2014; № 6 (47): 96 - 103.
10. Саенко Л.А., Гукасова ГС. Девиантное поведение в современном родительстве. Дискуссия. 2012; № 9: 144 - 147.
11. Чибиекова А.В. Девиантное поведение подростков: причины и профилактика. Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016; № 12-5: 79 - 80.
12. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А. и др. Педагогика: вчера, сегодня, завтра: коллективная монография. Москва, 2016.
13. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Белоцерковец Н.И. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.
References
1. Baklanov K.V., Potapov D.A. Sistema psihologicheskogo soprovozhdeniya razvitiya kreativnosti buduschih pedagogov. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2016; № 2. Available at: http://www.art-in-school. ru/bul/2_2016_Potapov.pdf
2. Baklanova N.K. Sistemnyj podhod k preduprezhdeniyu agressivnogo povedeniya shkol'nikov. Social'noe vospitanie: sistemnyjpodhod: sbornik nauchnyh statej. Moskva, 2016: 51 - 58.
3. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Svoboda i dostoinstvo kak aksiologicheskie determinanty processov vospitaniya i socializacii lichnosti. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2016; № 13: 3 - 8.
4. Zhuravleva E. A. Metody diagnostiki i profilaktiki nasiliya v sem'e podrostka. Social'noe obsluzhivanie. 2009; № 3: 39 - 44.
5. Rozhdestvenskaya N.A. Deviantnoe povedenie i osnovy ego profilaktiki u podrostkov: uchebnoe posobie. Moskva: Genezis, 2015.
6. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. Osobennosti nravstvenno-'eticheskogo vospitaniya studencheskoj molodezhi v obrazovatel'nom processe organizacij SPO. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 68 - 69.
7. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. O formirovanii nravstvennyh cennostej studencheskoj molodezhi. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2018; № 1: 93 - 97.
8. Saenko L.A. Social'naya otvetstvennost' uchaschejsya molodezhi: rezul'taty issledovaniya. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2015; № 1 (46): 267 - 271.
9. Saenko L.A., Kartashova V.N. Studencheskoe samoupravlenie v razvitii grazhdanskoj aktivnosti uchaschihsya. Diskussiya. 2014; № 6 (47): 96 - 103.
10. Saenko L.A., Gukasova G.S. Deviantnoe povedenie v sovremennom roditel'stve. Diskussiya. 2012; № 9: 144 - 147.
11. Chibiekova A.V. Deviantnoe povedenie podrostkov: prichiny i profilaktika. Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya. 2016; № 12-5: 79 - 80.
12. Agaragimova V.K., Alieva G.M., Aripov M.A. i dr. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.
13. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Belocerkovec N.I. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
Статья поступила в редакцию 18.11.20
УДК 378.147
Selyukova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
FORMING LEADERSHIP QUALITIES OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE CHILDREN'S TEAM. The article reveals the relevance of the problem of the formation of leadership qualities of younger students in the children's team. The article substantiates the formation and development of leadership qualities, skills and social activity of younger students, describes the age characteristics of younger students, and justifies the creation of favorable conditions for the development of leadership qualities of a younger student in interaction with peers in various activities, other people, and the environment. The author considers the staff as the leading factor in the education and personal development of younger schoolboys in the process of acquisition of experience of interpersonal communication and interaction with other people and the environment, as well as leadership in younger pupils' group, the phenomenon of the leader of the student team, roles and basic qualities of the leader as part of a small group.
Key words: leader, leadership, personality, leadership qualities, children's team, social activity, educational team, joint activity.
Е.А. Селюкова, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования лидерских качеств младших школьников в детском коллективе. В статье обосновывается необходимость становления и развития лидерских качеств, навыков и социальной активности младших школьников, приводится характеристика возрастных особенностей младших школьников, обосновывается создание благоприятных условий для развития лидерских качеств младшего школьника во взаимодействии со сверстниками в различных видах деятельности, другими людьми, окружающей средой. Автор рассматривает коллектив как ведущий фактор воспитания и развития личности младшего школьника в процессе приобретения опыта межличностного общения и взаимодействия с другими людьми и окружающей средой, а также сущность лидерства в ученическом коллективе младших школьников, феномен лидера в ученическом коллективе, функции и основные качества лидера как элемента малой группы.
Ключевые слова: лидер, лидерство, личность, лидерские качества, детский коллектив, социальная активность, учебный коллектив, совместная деятельность.
Детский ученический коллектив выступает как ведущий фактор воспитания и развития личности младшего школьника. Учителю начальных классов необходимо в своей работе обосновывать становление и развитие лидерских качеств, навыков и социальной активности младших школьников, своих воспитанников.
Современная система образования, которая сложилась в нашей стране, нацелена на воспитание и развитие лидерских качеств личности [1 - 7].
Меняется современное общество, что определило требования к воспитанию и развитию личности выпускника. Так, целью и основным результатом образовательного процесса ФГОС НОО рассматривает развитие социальной активности, лидерской целеустремленности личности, усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Системно-деятельностный подход является основой требований ФГОС НОО к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Личностные результаты включают в себя качества личности, необходимые младшему школьнику для успешного развития лидерских качеств.
ФГОС НОО определяет, что «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха» [6].
Становление и развитие личности ребенка осуществляется в значительной мере в учебном коллективе, который объединяют общественно значимые цели и совместная деятельность.
Личностно ориентированный подход обеспечивает в коллективе младших школьников сотрудничество, доброжелательную систему отношений на деятель-ностном, информационном и эмоциональном уровнях. Это является предпосылкой взаимосвязи детей в разнообразных видах коллективной деятельности, нацеленной на успешное достижение результатов. В этом случае в коллективе присутствует доброе отношение младших школьников друг к другу, стремление