Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ'

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
359
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / РОДИТЕЛИ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРЕНИНГ / PREVENTION / ASOCIAL BEHAVIOR / ADOLESCENTS / PARENTS / SUBJECT-SUBJECT INTERACTION / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурилкина Светлана Анатольевна, Супрун Нелли Геннадьевна

Раннее выявление психологических особенностей ребенка и неблагоприятных факторов воспитания могли бы способствовать коррекции его асоциального поведения, прежде всего созданием условий субъект-субъектного взаимодействия родителей и детей, необходимых для формирования полноценной личности. Изучено отношение родителей к психологическим тренингам как условию субъект-субъектного взаимодействия и способу профилактики асоциального поведения подростков. В первую очередь, были определены и практически подтверждены условия субъект-субъектного взаимодействия, такие как комплекс познавательных, динамичных и экспериментально-ролевых игр. Режим субъектного взаимодействия должен быть построен на гуманистических идеях, ориентирован на развитие субъектности ребенка в совместной деятельности с родителями. Через субъект-субъектное взаимодействие в системе профилактики асоциального поведения подростков определена ведущая роль родителей. Проанализированы сущность и содержание профилактики асоциального поведения подростков с позиции субъект-субъектного взаимодействия с родителями, предложена концепция профилактики асоциального поведения подростков путем субъект-субъектного взаимодействия родителей и детей. Анализ результатов эмпирического исследования позволил констатировать динамику ценностно-доверительного взаимодействия в семье, а реализация комплекса тренинговых упражнений в процессе субъект-субъектного взаимодействия - осуществить профилактику асоциального поведения подростков более эффективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бурилкина Светлана Анатольевна, Супрун Нелли Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF ASOCIAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS: THE POTENTIAL OF SUBJECT-SUBJECT INTERACTION BETWEEN PARENTS AND CHILDREN

The relevance of the study is due to the fact that early identification of the child's psychological characteristics and unfavorable situations of upbringing in the family could contribute to the correction of his asocial behavior, primarily by creating conditions for subject-subject interaction between parents and children, necessary for the formation of a full-fledged personality. The purpose of our study is to study the attitude of parents to psychological training as a condition of subjectsubject interaction, and a way to prevent asocial behavior of adolescents. In the study, first of all, the conditions of subject-subject interaction, such as a set of cognitive, active and experimental role-playing games, were determined and practically confirmed. The conditions should be based on humanistic ideas and aimed at developing the child's own activity with the help of parents, in the mode of subject interaction. Also, in the system of prevention of asocial behavior of adolescents, the leading role of parents through subject-subject interaction is determined. The article analyzes the essence and content of prevention of asocial behavior of adolescents from the position of subject-subject interaction with parents. The concept of prevention of asocial behavior of adolescents by subject-subject interaction of parents and children was proposed. The analysis of the results of the empirical work allowed us to state the dynamics of value-trust interaction in the family, and the implementation of a set of training exercises, through subjectsubject interaction, ensured the effectiveness of prevention of asocial behavior of adolescents. The results of the study can be used by social educators, psychologists, and subject teachers, teachers of pedagogical universities in order to improve the process of subject-subject interaction between parents and children in the prevention of asocial behavior of adolescents.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159. 9. 072

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-2-190-196

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

С. А. Бурилкина, Н. Г. Супрун

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск

Раннее выявление психологических особенностей ребенка и неблагоприятных факторов воспитания могли бы способствовать коррекции его асоциального поведения, прежде всего созданием условий субъект-субъектного взаимодействия родителей и детей, необходимых для формирования полноценной личности. Изучено отношение родителей к психологическим тренингам как условию субъект-субъектного взаимодействия и способу профилактики асоциального поведения подростков. В первую очередь, были определены и практически подтверждены условия субъект-субъектного взаимодействия, такие как комплекс познавательных, динамичных и экспериментально-ролевых игр. Режим субъектного взаимодействия должен быть построен на гуманистических идеях, ориентирован на развитие субъектности ребенка в совместной деятельности с родителями. Через субъект-субъектное взаимодействие в системе профилактики асоциального поведения подростков определена ведущая роль родителей. Проанализированы сущность и содержание профилактики асоциального поведения подростков с позиции субъект-субъектного взаимодействия с родителями, предложена концепция профилактики асоциального поведения подростков путем субъект-субъектного взаимодействия родителей и детей. Анализ результатов эмпирического исследования позволил констатировать динамику ценностно-доверительного взаимодействия в семье, а реализация комплекса тренинговых упражнений в процессе субъект-субъектного взаимодействия - осуществить профилактику асоциального поведения подростков более эффективно.

Ключевые слова: профилактика, асоциальное поведение, подростки, родители, субъект-субъектное взаимодействие, тренинг.

Актуальность обращения к данной теме связана с тем, что в настоящий момент наблюдается рост численности различных проявлений асоциального поведения среди подростков. Все это приняло пугающие масштабы, став острой социальной проблемой. Отмечается все больше случаев агрессивного и демонстративного поведения, проявления жестокости среди подростков как по отношению ко взрослым, так и к сверстникам, что привело к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними. По этой причине следует серьезно подойти к организации работ по профилактике асоциального поведения среди подростков.

Проблема асоциального поведения подростков в настоящее время обсуждается во многих образовательных учреждениях. Данная проблема обостряется самоустранением семьи

от воспитательной работы. В связи с этим возникает необходимость ранней профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте, а не преодоления последствий нарушений социализации [1, с. 155]. Такая работа требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм ее реализации.

Отношения с родителями беспокоят каждого седьмого подростка; число подростков, постоянно вступающих в конфликты с родителями, в среднем составляет 60 %. Если возникают противоречия, 61 % матерей и отцов проводят с детьми серьезный разговор, 19 % лишают их удовольствий, а 6 % применяют физические наказания. По результатам разных исследований, родители с низким образовательным уровнем в большей степени склонны к деструктивным способам разрешения конфликтов, в том числе использованию физических наказаний [2].

На наш взгляд, актуальной становится модель «субъект-субъектного взаимодействия, как наиболее интенсивное и активное взаимодействие родителей и детей, в котором ребенок способен менять свою роль: он может встать на место воспитателя. Тем самым, совместными усилиями происходит общий труд, сотрудничество или так называемый „со-труд". В данной ситуации концепция отношений „субъект-субъект" приходит на смену системе „субъект-объект". Таким образом, ребенок и его родители взаимодействуют как единый организм, что является огромным плюсом для родителей в воспитании своего ребенка» [3].

Исследуя взаимоотношения между родителями и их детьми, Н. В. Бабинова утверждает, что «в настоящее время чаще всего большое внимание акцентируется на проблеме педагогического влияния. С точки зрения философии, понятие „взаимодействие" можно трактовать как принцип существования явлений природы и общества, взаимосвязь на уровне структурной материи, материальное единство мира. Такое понятие, как „взаимодействие", выступает главным основанием в методологии познания социальных явлений в обществе. Межличностное взаимодействие представляет собой абсолютно действующую взаимосвязь, зависимость между субъектами, главной целью которой является достичь достаточного уровня взаимопонимания, а также продуктивного сотрудничества при помощи взаимного обмена в общей деятельности сведениями и необходимой информацией» [4].

Цель данной статьи - дать авторское представление о роли субъект-субъектных отношений в профилактике асоциального поведения подростков, которое заключается в том, насколько правильно будет выстроено внешнее и внутреннее общение, а также в уровне доверия между субъектами взаимодействия и установлением в главной роли родителей, не нарушая при этом принцип равноправия во взаимоотношениях.

Данное положение определило направление рассматриваемой профилактической работы, расширяя педагогическую оснащенность и содержание исполняемых функций и реализуемых средств. Основным субъектом в этих взаимоотношениях является подросток, на котором акцентируется все внимание.

Взаимоотношения родителей и детей согласно представленной нами субъект-субъектной концепции базируются на принципах субъектности, проблемности, самоактуализации, доверия и поддержки самостоятельного выбора [5]. Для социально-психологического взаимодействия родителей и подростков необходимыми становятся объективные факторы, которые связаны с изменением структуры семьи, социальной, психологической ситуации, межпоколенных отношений, различием по видам деятельности, социальным позициям, статусам, ролям и функциям. Большое значение приобретают субъективные факторы, когда проблемы и трудности затрагивают всех членов семьи и возникает необходимость психологической, социальной поддержки на уровне государства [6].

В нашем исследовании мы рассматриваем тренинг как активный метод обучения субъект-субъектного взаимодействия. По мнению Л. В. Шукшиной, О. В. Мизоновой и Н. Н. Морозовой, тренинг - это особый способ обучения с применением непосредственного «переживания» и принятия опыта межличностного взаимодействия, возникающего в процессе этого обучения.

Таким образом, тренинг представляет собой способ целенаправленного воздействия на личность подростка с целью позитивного изменения поведения, а также личностного развития подростка путем переосмысления и оценки собственных действий в процессе взаимодействия в группе [7]. При помощи тренинга возможно смещение ранее принятых отрицательных норм, установок и ценностей, используя социально-педагогические и психологические методы [8].

Результаты наблюдений за реальной практикой в образовательных учреждениях, изучение вопроса о применении тренинга как действенного метода обучения свидетельствуют о необходимости создания практико-ориентированных разработок в виде описания результативных действий, проявлений субъект-субъектных отношений родителей и детей. Практический опыт реализации субъект-субъектного подхода к профилактике асоциального поведения подростков в образовательной организации МОУ «Фершампенуазская СОШ» Нагай-бакского района Челябинской области показал свою эффективность.

Нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого - подтверждение условий субъект-субъектного взаимодействия родителей и детей в профилактике асоциального взаимодействия. Исследование включало два этапа: диагностический (первичный и вторичный) и деятельностный (этап реализации субъект-субъектного взаимодействия средствами комплекса тренинговых упражнений). Объектом исследования являлись учащиеся 5-9-х классов и их родители.

На основе анализа диагностических данных мы выявили направления тренинговой деятельности, сформулировали общие цели и конкретные задачи. Подобрали педагогически целесообразные средства, направленные на формирование, восстановление или компенсацию социально-психологических функций подростков, которые являются реализацией его личностных отношений во взаимодействии с родителями. Нами было опрошено 180 родителей школьников. Были получены следующие результаты: 52,7 % респондентов не против посещения внеклассных тренингов с профилактической целью. Одной из задач исследования было выяснить, считают ли родители поведение своего ребенка асоциальным. Отмечают, что их дети не подвержены асоциальному поведению, 57,2 % респондентов; 19,4 % ответили «скорее да, чем нет»; 16,6 % - «скорее нет, чем да» и наименьшее количество опрошенных (6,8 %) затруднились дать ответ на данный вопрос.

Были отмечены такие проявления асоциального поведения подростков, как использование ненормативной лексики, неуспеваемость и прогулы уроков, а также употребление алкоголя и курение сигарет.

Таким образом, мы увидели, что есть необходимость в проведении тренингов с совместным участием детей и родителей, так как большинство родителей уверены, что их дети подвержены асоциальному поведению.

Однако нами были выявлены респонденты, которые отказались от посещения тренингов, ссылаясь на занятость, домашние дела, отсутствие необходимости. Данная информация свидетельствует о самоустранении родителей от участия в воспитании детей.

Реализация этапа организации и проведения тренингов для родителей и их детей, с целью профилактики асоциального поведения среди подростков посредством улучшения взаимоотношений между родителями и детьми и увеличения уровня доверия между ними, проходила в течение учебного года. В задачи проекта входили: расширение психологических и пе-

дагогических знаний родителей; помощь в налаживании отношений между детьми, родителями и педагогами; возможность родителей поделиться своим опытом воспитания детей-подростков; развитие умений родителей к восприятию и ощущению эмоционального состояния своего ребенка через физический контакт, наблюдение и совместную деятельность.

Анализ результатов деятельностной работы, посредством вторичной диагностики, позволил констатировать динамику уровней ценностно-доверительного взаимодействия в семье, а реализация комплекса тренинговых упражнений в субъект-субъектном взаимодействии обеспечила эффективность исследуемого процесса.

Данные нашего исследования показали, что участие родителей в тренинговых упражнениях позволило им лучше узнать своих детей; количество респондентов, считавших, что их детям присуще асоциальное поведение, уменьшилось, они смогли включиться в совместную деятельность с детьми и разобраться в формах проявления асоциального поведения (табл. 1).

Таблица 1

«Присуще ли Вашему ребенку асоциальное поведение ?»

Вариант ответа Сентябрь 2018 г., % Май 2019 г., %

Точно да 7,2 —

Скорее да, чем нет 7,2 7,2

Скорее нет, чем да 17,8 29,5

Затрудняюсь ответить 23,9 12,2

Точно нет 43,9 51,1

Одной из задач тренингов было повышение уровня доверия между родителями и детьми, которое оказывает влияние на профилактику асоциального поведения. Поэтому было предложено оценить уровень доверия между родителями и их ребенком по 10-балльной шкале. Так, процент родителей, которые оценили уровень доверия на 8 баллов, за полгода вырос с 7,2 до 32,2 (рис. 1). Данные результаты говорят о том, что родители стали более уверены в своих детях. Участие родителей и детей в тренингах, непосредственное их взаимодействие привели к тому, что родители и дети стали общаться чаще и активнее, а уровень доверия повысился.

Согласно исследованию Л. В. Шукшиной, О. В. Мизоновой и Н. Н. Морозовой, проведенному в 2016 г., детско-родительские отношения подвержены влиянию асоциального поведения ребенка, что подтвердилось коэффициентом корреляции Пирсона. Стоит отметить, что такая связь незначительна и представлена только на уровне тенденции.

Во всех семейных отношениях случаются конфликты между родителями и детьми. Одни семьи стараются сохранять мирные доброжелательные отношения, а другие постоянно конфликтуют, ссорятся по разным причинам. Исследование показало, что в семьях, которые посещали тренинги, уменьшилось количество ссор и конфликтов, что является положительным результатом.

Согласно результатам проведенной работы, количество семей, где ссоры происходили один или два раза в неделю, уменьшилось с 37,7 до 20,5 %. Процент семей, где ссоры происходили один или два раза в месяц, также уменьшился с 53,3 до 41,6. Таким образом, на тренингах родители научились решать конфликты или препятствовать их возникновению.

В ходе исследования мы выяснили наиболее частные причины конфликтов: непонимание членами семьи друг друга, нарушение этики взаимоотношений, отказ детей участвовать в семейных делах, заботах (табл. 2).

50 45 40

чО

* 35 «в 30 t 25

CL

20 15 10 5 0

сентябрь

май

4 балла 5 баллов 5 баллов 7 баллов 8 баллов

Рис . 1. Уровень доверия между родителями и их ребенком

Причины ссор и конфликтов в семье

Таблица 2

Вариант ответа Сентябрь 2018, % Май 2019, %

Непонимание членами друг друга 74,5 54,4

Нарушение этики взаимоотношений 12,2 11,1

Отказ участвовать в семейных делах, заботах 13,3 15,5

Не ответили на вопрос - 19

Изучая динамику, можно констатировать, что такая проблема, как непонимание среди родителей и подростков, после участия в профилактических тренингах стала менее значимой.

Кроме того, значимыми показателями стали увеличение количества тренингов и посещающих их родителей и детей и расширение психологических и педагогических знаний родителей, улучшение отношений детей, родителей, педагогов, передача опыта воспитания детей между родителями, усиление способности родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка, совместная деятельность.

Таким образом, разработанная программа субъект-субъектного взаимодействия детей с асоциальным поведением и их родителей помогает скорректировать поведение подростков и их взаимоотношения с родителями.

Представленные в данной статье результаты позволяют отметить, что взаимодействие в семье должно носить субъект-субъектный, диалоговый характер, а профилактика асоциального поведения подростков возможна при улучшении взаимоотношений между родителями и детьми. В процессе субъект-субъекного взаимодействия происходит накопление знаний о способах взаимодействия родителей и детей, отрабатываются приемы, закрепляются умения и навыки, определяются установки и мотивы совместной деятельности родителей и детей, в центре которых находится ребенок [9].

Список литературы

1. Трушкина А. С., Супрун Н. Г. Роль семьи в профилактике асоциального поведения подростков // Наука и практика: преемственность, традиции, инновации: сб. науч. ст. преподавателей, магистрантов, студентов кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. Уфа: Омега Сайнс, 2017. С. 154-158.

2. Бурилкина С. А., Супрун Н. Г. Динамика социального самочувствия студенческой молодежи (по материалам социологического исследования в г. Магнитогорске) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. Т.1, № 11-1.

3. Шаталова М. Н. Роль субъект-субъектных взаимодействий в профилактике правонарушений подростков // Вестник университета. 2012. № 14-1. С. 289-293. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/ral-subekt-subektnyh-vzaimodeystviy-v-profilaktike-pravonarusheniy-podrastkov (дата обращения: 27.02.2019).

4. Бабинова Н. В. Субъект-субъектные отношения как условие организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/subekt-subektnye-otnosheniya-kak-uslovie-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.01.2019).

5. Ковалева Н. В., Деткова И. В., Леонтьева А. В. Формирование субъектной идентичности подростков в процессе тренинга «Компас внутри меня» // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1. С. 179-183. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-subektnoy-identichnosti-podrostkov-v-protsesse-treninga-kompas-vnutri-menya (дата обращения: 17.02.2019).

6. Исаева Н. И., Овсяникова Е. А. Характеристики психологической культуры родителей с разными моделями взаимодействия с детьми // Научные ведомости БелГУ Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 20 (163). С. 280-289.

7. Неустроева М. И., Шадрина С. Н. Исследование отношений между детьми и родителями // European research. 2015. № 9 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7issledovanie-otnosheniy-mezhdu-detmi-i-roditelyami (дата обращения: 29.04.2019).

8. Горбачева А. С., Ковалева Н. В. Профилактика аддикций у подростков средствами тренинга // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1. С. 172-176.

9. Арапова П. И. Педагогическое сопровождение выбора жизненного пути подростков с девиантным поведением // Вестник ВУиТ. 2013. № 1 (12). URL: https://sev.msu.ru/wp-content/uploads/2019/03/sbornik-Lomonosovs-obl.pdf (дата обращения: 07.01.2019).

Бурилкина Светлана Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова (пр. Ленина, 38, Магнитогорск, Россия, 455000). E-mail: svetlanaburilkina@yandex.ru

Супрун Нелли Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова (пр. Ленина, 38, Магнитогорск, Россия, 455000). E-mail: suprunnelli@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 28.01.2020.

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-2-190-196

PREVENTION OF ASOCIAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS: THE POTENTIAL OF SUBJECT-SUBJECT INTERACTION BETWEEN PARENTS AND CHILDREN

S. A. Burilkina, N. G. Suprun

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russian Federation

The relevance of the study is due to the fact that early identification of the child's psychological characteristics and unfavorable situations of upbringing in the family could contribute to the correction of his asocial behavior, primarily by creating conditions for subject-subject interaction between parents and children, necessary for the formation of a full-fledged personality. The purpose of our study is to study the attitude of parents to psychological training as a condition of subject-subject interaction, and a way to prevent asocial behavior of adolescents. In the study, first of all, the conditions of subject-subject interaction, such as a set of cognitive, active and experimental role-playing games, were determined and practically confirmed. The conditions should be based on humanistic ideas and aimed at developing the child's own activity with the help of parents, in the mode of subject interaction. Also, in the system of prevention of asocial behavior of adolescents, the leading role of parents through subject-subject interaction is determined. The article analyzes the essence and content of prevention of asocial behavior of adolescents from the position of subject-subject interaction with parents. The concept of prevention of asocial behavior of adolescents by subject-subject interaction of parents and children was proposed. The analysis of the results of the empirical work allowed us to state the dynamics of value-trust

interaction in the family, and the implementation of a set of training exercises, through subject-subject interaction, ensured the effectiveness of prevention of asocial behavior of adolescents. The results of the study can be used by social educators, psychologists, and subject teachers, teachers of pedagogical universities in order to improve the process of subject-subject interaction between parents and children in the prevention of asocial behavior of adolescents.

Keywords: prevention, asocial behavior, adolescents, parents, subject-subject interaction, training.

References

1. Trushkina A. S., Suprun N. G. Rol' sem'i v profilaktike asotsial'nogo povedeniya podrostkov [The role of the family in the prevention of asocial behavior of adolescents]. Nauka ipraktika: preyemstvennost', traditsii, innovatsii: sbornik nauchnykh statey prepodavateley, magistrantov, studentov kafedry sotsial'noyraboty i psikhologo-peda-gogicheskogo obrazovaniya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. N. Nosova [Science and practice: continuity, traditions, innovations: collection of scientific articles by teachers, graduate students, students of the department of social work and psychological and pedagogical education of Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosova]. Ufa, Omega Sains Publ., 2017. Pp. 154-158 (in Russian).

2. Burilkina S. A., Suprun N. G. Dynamika sotsial'nogo samochuvstviay studencheskoy molodezhi (po materialam sotsiologicheskogo issledovaniay v g. Magnitogorske) [Dynamics of social well-being of student youth (based on the materials of a sociological study in Magnitogorsk)]. Humanities, socio-economic and social Sciences - Humanities, Social-economic and Social Sciences, 2015, vol. 11-1 (in Russian).

3. Shatalova M. N. Rol' sub''yekt-sub''yektnykh vzaimodeystviy v profilaktike pravonarusheniy podrostkov [The role of subject-subject interactions in the prevention of juvenile delinquency]. Vestnik universiteta, 2012, vol. 14-1 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-subekt-subektnyh-vzaimodeystviy-v-profilaktike-pra-vonarusheniy-podrostkov (accessed 27 February 2019).

4. Babinova N. V Sub''yekt-sub''yektnye otnosheniya kak usloviye organizatsii proyektnoy deyatel'nosti detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Subject-subject relations as a condition for organizing project activities of children of senior preschool age]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii - Pedagogical education in Russia, 2015. vol. 4 (in Russian). URL: https^/cyberleninka.ru/article/n/subekt-subektnye-otnoshemya-kak-uslovie-organizat-sii-proektnoy-deyatelnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (accessed 10 January 2019).

5. Kovaleva N. V., Detkova I. V., Leontieva A.V. Formirovaniye sub''yektnoy identichnosti podrostkov v protsesse treninga "Kompas vnutri menya" [Formation of the subject identity of teenagers in the process of training "Compass inside me"]. KPZh - Kazan Pedagogical University, 2016, vol. 2-1 (115) (in Russian). URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/formirovanie-subektnoy-identichnosti-podrostkov-v-protsesse-treninga-kompas-vnutri-me-nya (accessed 17 February 2019).

6. Isayeva N. I., Ovsyanikova E. A. Kharakteristiki psikhologicheskoy kul'tury roditeley s raznymi modelyami vzaimodeystviya s det'mi [Characteristics of the psychological culture of parents with different models of interaction with children]. Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Gumanitarnye nauki - Scientific bulletin of Belgorod State University. Humanities Sciences, 2013, vol. 20 (163) (in Russian).

7. Neustroyeva M. I., Shadrina S. N. Issledovaniye otnosheniy mezhdu det'mi i roditelyami [Research of relations between children and parents]. European research, 2015, vol. 9 (10) (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/issledovanie-otnosheniy-mezhdu-detmi-i-roditelyami (accessed 29 April 2019).

8. Gorbacheva A. S., Kovaleva N. V Profilaktika addiktsii u podrostkov sredstvami treninga [Prevention of addiction among adolescents by means of training]. KPZh - Kazan Pedagogical University, 2016, vol. 2-1 (115) (in Russian).

9. Arapova P. I. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye vybora zhiznenogo puti podrostkov s deviantnym povedeniyem [Pedagogical support of choosing the life path of teenagers with deviant behavior]. Vestnik VUiT- Vestnik of Vol-zhsky University after V.N. Tatischev, 2013, vol. 1 (12) (in Russian). URL: https://sev.msu.ru/wp-content/up-loads/2019/03/sbornik-Lomonosovs-obl.pdf (accessed 7 January 2019).

Burilkina S. A., Nosov Magnitogorsk State Technical University (pr. Lenina, 38, Magnitogorsk, Russian Federation, 455000). E-mail: svetlanaburilkina@yandex.ru

Suprun N. G., Nosov Magnitogorsk State Technical University (pr. Lenina, 38, Magnitogorsk, Russian Federation, 455000). E-mail: suprunnelli@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.