"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"
УДК 343.592
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-8-16-20
АСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Шафикова А.А., Хабибова Н.Е., Гарданов А.Р.
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»,
г. Уфа, Российская Федерация
ASOCIAL PERSONAL APPEARANCES: PREVENTIVE PROBLEMS
Shafikova A.A., Khabibova N.E., Gardanov A.R.
Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmully ", Russian Federation
Аннотация. В данной статье авторами анализируется феномен асоциальных проявлений личности, в том числе рассматриваются основные причины и стадии развития асоциального поведения. В ходе проведенного анализа были выделены и подробно освещены основные подходы к проблеме профилактики в образовательной среде. Обосновывается значимость разработки спецкурсов, в содержание которых важно включить не только рассмотрение системы педагогической
профилактики асоциального поведения подростков, но и современных технологий педагогической профилактики асоциального поведения подростков. При рассмотрении теоретического обзора обозначенной нами проблемы авторами были выделены первоочередные задачи предупреждения асоциального поведения личности в образовательном пространстве. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературами авторами рассмотрено понятие «асоциальная личность» с позиции интегративного подхода. Представлены наиболее важные, на наш взгляд, теоретические подходы и концепции к представленному термину «асоциальная личность». В ходе последовательного рассмотрения представленного понятия «асоциальное поведение» приобретает более полную содержательность.
Ключевые слова: асоциальное поведение, предупреждение, профилактика, педагогическая профилактика._
Annotation. The article analyzes the phenomenon of asocial manifestations of personality, as well as the causes and stages of development of asocial behavior. In the course of the analysis, the authors have identified the most complete basic theoretical approaches to the problem of prevention in the educational environment. The author substantiates the importance of the development of special courses in the content of which it is important and necessary to include not only the consideration of the system of pedagogical prevention of antisocial behavior of adolescents, but also modern technologies of pedagogical prevention of antisocial behavior of adolescents. Considering the theoretical review the priority tasks of prevention of asocial behavior of the person in educational space are allocated. On the basis of the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature the authors consider the concept of "asocial personality" from the position of an integrative approach. The most important theoretical concepts and approaches to the term "asocial personality"are presented.
Key words: antisocial manifestations of personality, antisocial behavior, prevention, pedagogical prevention.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Давлетбаева, З.К. Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание / / Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2012. С.137-145.
[2] Зубова, Л.В. Феномен асоциальной личности в современном Российском обществе (теоретико-методологические основания,
REFERENCES
[1] Davletbayeva, Z. K. Asocial behavior of students: types and content / / proceedings of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences, 2012. P. 137-145.
[2] Zubova, L. V. The Phenomenon of asocial personality in modern Russian society (theoretical
Э-
особенности проявления в школьном возрасте): автореф. дис. ...д-ра пед. наук., М., 2012. 45 с.
[3] Епифанова, Э.В. Педагогические условия предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентации: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 23 с.
[4] Невский, И. А. Острые углы воспитания: Сб. ст. / Комис. по делам несовершеннолетних при Совете Министров БССР; [Сост. и науч. ред. А. Е. Тарас]. Минск. Изд-во Нар. асвета, 1990.102 с.
[5] Первова, И.Л. Асоциальное поведение несовершеннолетних: социально-типологический анализ: ): автореф. дис. .д-ра соц. наук., СПб., 2000. 45 с
[6] Соколов, И.С. Педагогическая профилактика асоциального поведения обучающихся общеобразовательных организаций. Автореф. к. пед. н., М.2015.24 с.
and methodological grounds, peculiarities of manifestation at school age): author's abstract. dis. ...d-RA PED. sciences'., M., 2012. 45 PP.
[3] Epifanova, E. V. Pedagogical conditions of prevention and overcoming of antisocial behavior of adolescents on the basis of value orientations: autoref. dis. ...kand. PED. sciences'. Magnitogorsk, 2006. 23 PP.
[4] Nevsky, I. A. the Sharp corners of education: Sat. article / Komis. on juvenile Affairs at the Council of Ministers of the BSSR; [Comp. and scientific. ed. A. E. Taras]. Minsk. Publishing house Nar. Asveta, 1990.102 p.
[5] Pervova, I. L. Antisocial behavior of minors: so-cio-typological analysis: ): autoref. dis. ...d-RA SOC. sciences'., SPb., 2000. 45 sec
[6] 6. Sokolov, I. S. Pedagogical prevention of antisocial behavior of students of educational organizations. Abstract. K. PED. n., M. 2015.24 PP.
Феномен асоциального проявления личности и его профилактика представляют собой значимую и сложную задачу, как для науки, так и для современного общества. Представленный феномен относится к междисциплинарным проблемам и находится на стыке изучения таких областей знаний как социология, педагогика, психология, культурология, право, медицина и др.
По нашему мнению, педагогическая значимость ее решения актуализируется следующими обстоятельствами: во-первых, тенденцией к изменению направленности поведения обучающихся как по асоциальному содержанию, так и формам его проявления, (росту и усложнению различных негативных норм и правил поведения); во-вторых, проблемами предупреждения (превенции) асоциального поведения, заключающимися, на наш взгляд, как в расширении педагогических знаний о содержании и логике профилактики асоциального поведения учащихся, так и учете того, что асоциальное поведение личности характеризуется не только возрастным своеобразием, но и индивидуальным; в-третьих, отсутствием в научной литературе единого понимания термина «асоциальное поведение» и т.д. [6].
Так, исследователем Л. Зубовой было отмечено, что существует некий диссонанс между широким употреблением понятий «социальная и асоциальная направленность личности», «асоциальная личность», «асоциальные проявления», «асоциальное поведение», «асоциальная установка» и научным обеспечением употребления всех названных понятий [2]. В научной литературе феномен «асоциальное поведение» представлено в трех аспектах в научной литературе: а) как некий вид отклоняющегося (девиантного) поведения; б) в контексте с ним; в) как понятия - синонимы [1].
Асоциальное поведение как один из видов отклоняющегося (девиантного) поведения определяется как «причиняющее вред личности» и социальным общностям (семье, компании друзей, соседей и др.) и проявляющееся в наркомании, алкоголизме и т.д.[1]. Отметим, что на
негативные явления обращали особое внимание и античные философы Сократ, Аристотель,
—--—
~ 17 ~
Платон; а причины их возникновения были рассмотрены мыслителями Средневековья и эпохи Просвещения Д.Дидро, Дж. Локка, Ж. - Ж. Руссо и др.
Педагогические и психологические исследования асоциального поведения получили развитие в трудах отечественных ученых Е.С. Меньшикова, А.В. Петровского, Д.В. Колесова, А.В. Мудрика. На современном этапе изучения проблемы представлена Я. Гилинским и Т. Хакуровым. В широком смысле понятие асоциального поведения представлено как рискованное поведение, вступающее в противоречие с социально-нормативными требованиями, наносящими социальный вред обществу, общеобразовательным организациям и семьям и др. В узком значении - это наиболее распространенная и сложная форма отклоняющегося поведения, не соответствующая позитивному социуму и нормам социального поведения обучающихся общеобразовательных организаций.
Так, Э. Епифановой асоциальное поведение определено как «субъективно-индивидуальное или групповое, отклоняющееся от нравственных ценностей, норм и правил, закрепленных в данном обществе, поведение подростков, включенных в систему исторического разрушения связей между поколениями, вследствие чего происходит приобретение и закрепление ценного для подростка отрицательного опыта, включающего в себя дезадаптацию, десоциализацию, деморализацию; способствующее самореализации и характеризующиеся определенными психофизиологическими характеристиками»^]. Как видим, вышеприведенное определение представляет собой стадиальное рассмотрение процесса формирования асоциального поведения, где первоисточником выступает некий процесс дезадаптации, влекущий в свою очередь за собой процессы десоциализации, а затем и деморализации личности.
Важно подчеркнуть, что еще в 1990 году И. Невским были определены основные стадии развития асоциального поведения, которые представляют собой порицаемое неодобряемое, деструктивное поведение [4]. Анализируя причины возникновения данного понятия, отметим, что в научных исследованиях они представлены неоднозначно. Так, например, выделены генетические и социальные группы, которые в свою очередь, подразделены на социально-исторические и социально-психологические. К социально-психологическим причинам относятся стремление подростков к самоутверждению, самоактуализации, которые нередко приводят к выбору средства социального характера, а также деформации общественных и личностных ценностей под влиянием неформальных объединений подростков. Классификацию факторов, влияющих на возникновение асоциального поведения, можно представить следующим образом: социальные, биологические, личностные и т.д.
И. Первовой, рассматривая асоциальное поведение, выделен основной компонентный состав проявления дезосоциализации, а именно: отсутствие положительных и целенаправленных планов и профессиональных намерений в жизни; недисциплинированность и недостаточная осознанность по отношению к учебной деятельности; неадекватное отношение к педагогическим действиям; неспособностью критически в соответствии с представленными нормами морали и право оценивать поступки окружающих; отсутствие самокритики и навыков самоанализа; нечуткое и невнимательное отношение к окружающим и неспособность к эмпатия [5].
Неотъемлемое значение представляет вопрос рассмотрения теоретических подходов в
образовательной среде нашли свое отражение работах М.А. Ковальчук, Д. В. Колесова, Н.В.
—--—
~ 18 ~
Юняевой, К.А. Гринченко и др. В рассмотрении вопроса досуга детей с целью профилактической работы находят свое отражение в работах М. Каплана, Э.В. Соколова, Д.Р. Келли и др.
Различные аспекты социально-профилактической деятельности в молодежной и подростковой среде освещались в трудах отечественных педагогов: Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, А.В. Петровского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
Проведенный анализ вышеобозначенной нами литературы показал, что в настоящее время многообразны и широко представлены разработанные модели, подходы, стратегии профилактики асоциального поведения. Но единой целостной, методологически эффективной концепции на данной момент не сложилось.
В настоящее время, рассматривая теорию и практику профилактики асоциального поведения, на наш взгляд, сложилась противоречивая ситуация, а именно: с одной стороны, ряд исследователей представляют причины и факторы асоциального поведения как основные формы девиантности (на основе объединения теорий девиантности), а с другой стороны, выделяют основные организационно-технологические проблемы ее профилактики, разрабатывают программы и технологии, но, не учитывая специфику асоциального поведения.
Однако, по нашему мнению, наиболее слабой стороной рассматриваемых ситуаций выступает факт, что представители акцентируют свое внимание либо на «технологическом», либо на «причинном» аспектах профилактики.
В данное обозначенное нами проблемное поле, возможно, было бы включить также несколько проблем, которые свидетельствовали бы о дальнейшей разработки теоретико-методологической базы проблемы.
Так, например, не в полной мере разработан сам понятийный аппарат профилактики, да и сами базовые понятия в настоящий момент выступают дискуссионными. Да и вольное толкование основных понятий в силу рассмотрения данного феномена, учитывая позицию многих, соответственно, ведет к неоднозначности их понимания, а так же к проблеме их когерируемости.
Основные противоречия сложились между:
1) потребностью общества в создании наиболее эффективной системы профилактики среди несовершеннолетних и молодежи и недостаточной на данный момент степенью разработанностью данного вопроса в теоретико-методологическом и методическом обеспечении;
2) представленными на данный момент имеющимися технологическими, а также ресурсными превентивными возможностями образовательной среды и их достаточно слабой социальной результативностью.
Рассматривая данный аспект важно выделить и основные задачи образовательных организаций в сфере профилактики асоциального поведения, к которым мы бы отнесли:
- создание инновационных форм просвещения для родителей, включающие в себя темы по актуальным проблемам коррекции и отклоняющегося поведения у детей и подростков;
- стратегическое развитие дополнительного образования, которое представило бы возможности для воспитания, развитие творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков;
- усовершенствование системы спецкурсов, в содержание которых важно было бы включение не только рассмотрение вопроса о системе педагогической профилактики асоциального поведения подростков, но и подробное представление и современных технологиях педагогической профилактики асоциального поведения подростков.
Таким образом, обобщая вышесказанное, важно отметить, что назрела потребность в разработке, теоретической обоснованности и реализации региональной модели, которая бы была ориентирована на профилактику асоциальной личности обучающихся образовательных организаций.