Научная статья на тему 'Антисоциальное поведение учащихся профессиональных образовательных учреждений как психолого-педагогическая проблема: из опыта работы'

Антисоциальное поведение учащихся профессиональных образовательных учреждений как психолого-педагогическая проблема: из опыта работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1905
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ» / ПРЕВЕНЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / КОРРЕКЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ЛИЦА ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА / ANTISOCIAL BEHAVIOUR / FOCUS AREA OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH THE "RISK GROUP" STUDENTS / PREVENTION / CORRECTION / TEENAGERS / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бочанцева Людмила Ивановна

Антисоциальное поведение учащихся является одной из актуальных психолого-педагогических проблем образования. В статье анализируется понятие антисоциального поведения, представлена описательная характеристика личности, которой свойственно такое поведение, стадии формирования антисоциальности, обозначены психолого-педагогические проблемы, возникающие у учащихся в процессе обучения. Антисоциальность поведения учащихся рассматривается в контексте комплексной психолого-педагогической проблемы, которую необходимо решать, осуществляя превентивную работу в образовательном учреждении. После проведения комплекса индивидуальных консультаций и групповых социально-психологических тренингов, направленных на коррекцию антисоциального поведения у учащихся, были получены результаты, подтверждающие их эффективность. Автор описывает результаты своей работы в качестве педагога-психолога по сопровождению учащихся представителей «группы особого внимания», обучающихся в учреждении профессионального образования, имеющих признаки антисоциальности в поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antisocial Behavior of Students of Professional Educational Institutions as a Psychological and Pedagogical Problem: from personal experience

Antisocial behaviour of students is one of the topical psychological and pedagogical problems of education. The article analyzes the concept of antisocial behaviour, presents a description of the personality, characterized with such behavior, and describes the stages of antisocial behaviour formation. The paper identifies the students’ psychological and pedagogical problems that arise while learning. The students’antisocial behaviour is considered in the context of a complex psychological and pedagogical problem, which needs to be solved by carrying out the preventive actions in the professional educational institution. The results which were obtained after a number of individual consultations and group socio-psychological trainings aimed at correcting of the students’antisocial behaviour proved the effectiveness of those actions. The author describes the results of his work as an educational psychologist accompanying the “risk groupˮ students having the signs of antisocial behavior.

Текст научной работы на тему «Антисоциальное поведение учащихся профессиональных образовательных учреждений как психолого-педагогическая проблема: из опыта работы»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 373.84

Антисоциальное поведение учащихся профессиональных образовательных учреждений как психолого-педагогическая проблема: из опыта работы

Л. И. Бочанцева

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова, г. Ишим

Аннотация.

Ключевые слова:

Антисоциальное поведение учащихся является одной из актуальных психолого-педагогических проблем образования. В статье анализируется понятие антисоциального поведения, представлена описательная характеристика личности, которой свойственно такое поведение, стадии формирования антисоциальности, обозначены психолого-педагогические проблемы, возникающие у учащихся в процессе обучения. Антисоциальность поведения учащихся рассматривается в контексте комплексной психолого-педагогической проблемы, которую необходимо решать, осуществляя превентивную работу в образовательном учреждении. После проведения комплекса индивидуальных консультаций и групповых социально-психологических тренингов, направленных на коррекцию антисоциального поведения у учащихся, были получены результаты, подтверждающие их эффективность. Автор описывает результаты своей работы в качестве педагога-психолога по сопровождению учащихся - представителей «группы особого внимания», обучающихся в учреждении профессионального образования, имеющих признаки антисоциальности в поведении.

антисоциальное поведение, направления психолого-педагогической работы с учащимися «группы особого внимания», превенция, профилактика, коррекция, подростки, лица юношеского возраста.

Для цитирования: Бочанцева Л. И. Антисоциальное поведение учащихся профессиональных образовательных учреждений как психолого-педагогическая проблема: из опыта работы // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 177-188.

Дата поступления статьи в редакцию: 2 апреля 2018 г.

В настоящее время в профессиональных образовательных учреждениях традиционна большая концентрация учащихся с антисоциальным поведением [2, с. 126; 6, с. 3]. Это связано с тем, что приход их в данные учебные заведения часто обусловлен нежеланием продолжать обучение в школе. По нашему мнению, отклонения в поведении немалого числа учащихся профессиональных образовательных учреждений обусловлены педагогической запущенностью, невниманием к их воспитанию, аморальным влиянием их ближайшего окружения. Именно такие подростки и лица юношеского возраста составляют основную массу учащихся с отклоняющимся от нормы поведением [2, с. 126], или учащихся «группы особого внимания».

В рамках данной статьи проведём анализ понятия «антисоциальное поведение личности», представим описательную характеристику такой личности, раскроем стадии формирования антисоциальности, обозначим психолого-педагогические проблемы, возникающие в процессе обучения у учащихся, а также поделимся опытом работы с учащимися, имеющими признаки антисоциального поведения, обучающимися в учреждении профессионального образования.

Проблема возникновения антисоциальности в поведении у учащихся профессиональных образовательных учреждений является актуальной. Появление таких учащихся обусловлено следующими возможными причинами: низкой удовлетворённостью процессом обучения, отсутствием у них системы знаний по основным предметам и, как следствие, возникновением неуверенности в своих знаниях и возможностях их применения; сомнением в правильности выбора своей будущей профессии, её перспективности, а также возможностях дальнейшего трудоустройства; тяжёлой адаптацией в новом учебном коллективе; высоким уровнем тревожности; многочисленными личными проблемами, а также трудностями, возникающими во взаимоотношениях с педагогами и сокурсниками; неблагоприятным психологическим климатом в семье (конфликтность, алкоголизм родителей, безработица), непониманием, неприятием старшим поколением ценностей подростков; высокой утомляемостью, нервным напряжением; материальными трудностями в семье и др. Основной причиной возникновения подобного поведения является «возникновение кризисных явлений в семье как важнейшем институте социализации ребёнка» [4, с. 178].

В научной литературе по педагогике, психологии, психиатрии, социологии довольно широко представлено описание феномена «антисоциальное поведение личности». Ц. П. Короленко и Т. А. Донских [12], Н. В. Дмитриева [11], Ю. А. Клейберг [10], Е. В. Змановская [9], Ю. А. Фурманов [14] и другие учёные внесли большой вклад в разработку данной проблемы.

Под антисоциальным поведением Е. В. Змановская [9] понимает действия личности, которые нарушают существующие законы и права других людей. Все эти действия проявляются в противоправном, асоциальном, аморально-безнравственном поведении.

Анализ понятия «антисоциальное поведение» показал, что оно приравнивается либо к девиантному поведению, либо находится в тесной связи с ним, либо рассматривается как тождественное понятие.

Сравнивая трактовку понятия «антисоциальное поведение» в педагогике, психологии, психиатрии, мы не обнаружили принципиальные отличия. Большинство из этих определений сводится к указанию на социальность, а также на нормы общества.

Анализ исследований последних лет [1, 5-10, 13, 14], посвящённых данной проблематике, показал, что наиболее распространённым встречается следующее определение антисоциального поведения личности: это поведение личности, характеризующееся уклонением от выполнения ею морально-нравственных и социальных норм и правил.

Разделяя взгляды большинства учёных, занимающихся изучением проблемы антисоциального поведения личности, подчеркнём, что подобное поведение противоречит правовым нормам, оно угрожает общественному благополучию людей.

В науке примерно одинаково трактуется понятие «антисоциальность». Под данным термином понимается такое поведение, которое противоречит правовым нормам и угрожает общественному порядку и благополучию окружающих.

Так, Н. В. Дмитриева и Ц. П. Короленко [11] отмечают, что антисоциальная личность совершает частые противоправные действия, ей свойственно неумение и неспособность соответствовать общепринятым социальным нормам, что, в свою очередь, несомненно, осложняет её взаимодействие с окружающими людьми и социумом в целом.

Термин «антисоциальный» представляет собой характеристику отдельной личности или группы лиц, поведение которых противоречит общепринятым нормам.

Следует подчеркнуть, что в ценностных ориентациях и представлениях у такой личности происходят изменения, деформирующие всю систему внутренней регуляции поведения.

В зависимости от возраста личности учёные выделяют следующие формы антисоциального поведения: правонарушения, которые повлекли за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание (у лиц старше 18 лет); хулиганство, вандализм, кражи, зависимость от компьютерных игр, различные виды насилия, торговля наркотиками, употребление психоактивных веществ (у лиц подросткового возраста - от 13 лет); мелкое хулиганство, нарушение дисциплины, попрошайничество, курение, бродяжни-

чество, насилие по отношению к младшим детям и физически слабым, воровство, поджоги, порча имущества (у детей от 5 до 12 лет).

Антисоциальность представляет собой сложное нарушение поведения. В исследованиях, посвящённых изучению данной проблемы [1, 2, 8], подчёркивается мысль о том, «что базисной характеристикой антисоциальной личности является пренебрежение к правам других людей и их нарушение» [2, с. 78]. Учёные отмечают, что данные особенности пронизывают всю психику и поведение данной личности. Ей свойственно отсутствие предрасположенности и привязанности к людям; низкий уровень эмпатии, т. е. чувств сопереживания и сочувствия; импульсивность в поведении; несоблюдение норм морали; отсутствие сожаления, раскаяния, а также угрызений совести по поводу допущенных ею нарушений [8, с. 70].

В исследовании подчёркивается, что «лица с антисоциальным поведением могут быть высокоинтеллектуальными, у них хорошая вербализация, логика, умение правильно оценить обстановку» [2, с. 78]. Так, при кратковременном контакте с учащимися, имеющими признаки антисоциальности в поведении, создаётся впечатление, что их поведение соответствует общепринятым нормам, они производят благоприятное впечатление на окружающих. Таким образом, у многих людей, которые общаются с ними впервые, возникает неправильное представление. Например, при кратковременном разговоре, собеседовании, при проведении психологом интервью такие учащиеся часто производят, по сравнению с другими, даже лучшее впечатление. В данной ситуации, когда происходит эта непродолжительная беседа, учащийся с антисоциальным поведением способен сконцентрироваться, «собраться» для того, чтобы добиться у собеседника необходимой положительной оценки или произвести хорошее впечатление о себе. Присущие им отрицательные качества выявляются при комплексном изучении их поведения в течение длительного промежутка времени [8, с. 70].

Социально-психологические факторы возникновения асоциального поведения у учащихся представлены в работе З. К. Давлетбаевой [7]. Обратимся к рассмотрению вопроса о формировании антисоциального поведения личности подросткового и юношеского возраста.

На первой стадии формирования антисоциального поведения личностью могут совершаться неодобряемые действия и поступки. Например, непослушание, шалости, упрямство и пр. Когда ребёнок преодолевает данные проблемы, в последующем подобное поведение не развивается. В противном случае неодобряемые действия у ребёнка закрепляются, что является причиной перехода ко второй стадии - возникновению порицаемого поведения.

Обычно порицаемое поведение ребёнка вызывает со стороны окружающих осуждение и критические высказывания. Иллюстрацией, характеризующей подобное поведение, являются эпизодические нарушения дисциплины в школе, организация драк, участие в стычках, а также демонстрация грубости, об-зываний, дерзости, употребление в речи нецензурных выражений и лживость.

Возникновение собственно девиантного или антисоциального поведения у личности происходит на третьей стадии. В основе такого поведения лежат нравственно осуждаемые действия и поступки. Нечестность, притворство, лицемерие преобладают в поведении у антисоциальных подростков по отно-

шению к своим близким и окружающим. Всё, что совершают подростки, делается исключительно во благо себе, т. е. у них преобладает эгоистичность. В общении они чрезмерно конфликтны и раздражительны, очень часто возникают агрессивные выпады по отношению к окружающим. Они могут совершать кражи, портить чужое имущество, заниматься вредительством (поджигать почтовые ящики, ломать детские игровые площадки и т. д.). В большинстве случаев подобные действия и поступки принимают характер систематических или привычных.

Предпреступное поведение у подростков и лиц юношеского возраста появляется на четвертой стадии. Такое поведение несёт в себе начало криминального и деструктивного. Оно содержит в себе случайные и преднамеренные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе. Примерами предпреступного поведения могут быть следующие: хулиганство, избиения слабых, вымогательство, намеренные систематические нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения. С. Н. Буранов пишет, что «... личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления» [5]. Как отмечают Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева, этот процесс усугубляется стигматизацией, то есть «наклеиванием ярлыка девианта» [11].

Для последней стадии формирования отклоняющегося поведения подростков и лиц юношеского возраста характерно совершение правонарушений и преступления.

Обозначенные стадии формирования антисоциального поведения условны. В некоторых случаях стадии не протекают последовательно, сменяя друг друга, а наоборот - сразу может наступить конкретная стадия отклоняющегося поведения. Мы убеждены, что чем раньше будут осуществлены соответствующие действия профилактического, воспитательного или коррекционного характера, тем больше вероятность того, что дальнейшего развития нарушений поведения не будет.

В исследованиях Н. В. Дмитриевой и Ц. П. Короленко [11], Л. И. Бочанцевой [1, с. 45] подробно описываются характерные черты личности с антисоциальным поведением, которые, по их мнению, начинают проявляться уже в раннем возрасте. К признакам антисоциального поведения могут относиться следующие проявления: подростки и лица юношеского возраста могут часто уходить из дома и не возвращаться на ночь; они совершают психическое и физическое насилие по отношению к более слабым; проявляют жестокое отношение к другим и совершают издевательство над животными; они сознательно наносят вред собственности, не принадлежащей им; целенаправленно поджигают скамьи в парках и скверах, мусорные баки, почтовые ящики, информационные и рекламные стенды; демонстрируют постоянное враньё, обусловленное разными причинами; они склонны к кражам и грабежам; стремятся вовлечь лиц противоположного пола в насильственную сексуальную активность. Как указывают учёные, проявление в поведении трёх и более признаков позволяет охарактеризовать этого носителя как личность с явными признаками антисоциального поведения.

Знание рассмотренных выше аспектов в характеристике личности с антисоциальным поведением необходимо педагогическим работникам, а также

специалистам, занимающимся воспитанием и обучением учащихся с антисоциальным поведением, для понимания сути этого поведения и определения смысла его профилактики и коррекции.

В настоящее время в сфере профобразования при отсутствии психопрофилактической, диагностической и психокоррекционной работы с антисоциальными учащимися может привести к ещё более нежелательным в обществе последствиям, например, к алкоголизму, наркомании, лишению свободы и др. Подобное поведение является психолого-педагогической и социально-экономической проблемой. Поэтому проблема является актуальной, и её решением должны заниматься не только психологи, педагоги, но и социологи, врачи, юристы и другие специалисты.

В исследовании Л. И. Бубновой [3] представлен психолого-педагогический опыт работы с учащимися, имеющими признаки антисоциального поведения, обучающимися в учреждении профессионального образования. Поэтому далее речь пойдёт о направлениях психолого-педагогической работы с этими учащимися. Разделяя мнение Д. А. Кураевой [13], мы убеждены, что данная работа должна реализовывать целевые функции профилактики, диагностики и коррекции антисоциального поведения учащихся, и вместе с тем психологическая служба образовательного учреждения должна стать школой выживания, научить подростка защищать себя от негативного влияния, помочь найти своё место в обществе, правильно построить отношения с другими людьми, улучшить своё благосостояние и пр.

Опишем основные направления психопрофилактики и психокоррекции антисоциального поведения у учащихся в учреждении профессионального образования [3]:

- организация и проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам воспитания, а также выбору форм и методов воздействия, осуществление педагогического просвещения родителей через проведение родительских собраний и др.;

- коррекция педагогических позиций у педагогов и родителей, т. е. изменение социальной ситуации, а также разрешение возникающих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии учащихся;

- консультирование родителей и педагогов по вопросам половозрастных и индивидуально-психологических особенностей подростков и лиц юношеского возраста;

- осуществление работы по позитивному изменению внутрисемейных отношений (консультирование, беседы);

- совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды;

- формирование благоприятного психологического климата в образовательном учреждении через оптимизацию форм общения в педагогическом коллективе; улучшение форм общения педагогов с учащимися, родителей с детьми, учащихся между собой;

- проведение психолого-педагогического консилиума, направленного на изучение личностных особенностей учащихся и форм психолого-педагогического сопровождения;

- повышение социально-психологической компетентности участников

учебно-воспитательного процесса по вопросам психологической безопасности в ходе проведения различных тренингов, семинаров, групповых дискуссий и

ДР. [3].

В первую очередь остановимся на основных задачах психопрофилактики антисоциального поведения учащихся. К ним можно отнести следующие:

- выявление учащихся, склонных к девиациям или имеющих факты антисоциального поведения. Изучение вновь прибывшего контингента по данным ОПДН и постановка их в «группу особого внимания» для дальнейшей работы;

- постоянный и всесторонний контроль (по месту жительства, по месту прохождения практики) за их поведением и образом жизни, осуществляемый мастером производственного обучения, классным воспитателем, социальным педагогом и психологом;

- определение путей и выработка комплекса психолого-педагогических мер по созданию благоприятной обстановки, предотвращающей или исключающей возможность совершения правонарушений [3].

С целью глубокого изучения личности учащихся, индивидуальности и источников положительного и отрицательного влияния на подростков осуществляется психодиагностическая работа психологической службы. При решении данной задачи был произведён отбор психодиагностического инструментария:

1. Многофакторный личностный опросник (FPI), который диагностирует состояния и свойства личности, имеющие значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

2. Методика «Персональный автопортрет личности» позволяет определить типы личности (например, авантюрный) и характерное для него поведение (антисоциальное).

3. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) по определению доминирующего типа акцентуации характера.

4. Методика «Тест руки» (Hand-test) выявляет актуальные и доминирующие потребности, мотивы и конфликты личности, а также предрасположенность к открытому агрессивному поведению.

5. Методика Басса-Дарки определяет агрессивную мотивацию и враждебность. Выявляются различные формы агрессивных и враждебных реакций.

6. Методика по определению характерологических акцентуаций личности (ХАЛ) и нервно-психической неустойчивости (НПН). Выявляются основные нарушения в поведении: нарушение дисциплинарных и моральных норм, правил поведения, требований; нарушение межличностных отношений и профессиональной деятельности (трудовой, учебной) [2, с. 120-123; 8, с. 109-112].

Использование комплекса психодиагностических методик позволяет, прежде всего, всесторонне изучить личность учащегося, поступившего в учреждение профобразования, особенности его поведения, выявить возможные отклонения от социальной нормы. В результате психодиагностики создаётся банк данных учащихся с антисоциальным поведением, и на этой основе прогнозируется дальнейшая работа с ними.

На основе полученных данных проводились психолого-педагогические консилиумы, позволяющие поставить психолого-педагогический диагноз и выработать коллективное решение о мерах педагогического воздействия на учащегося, определить доминанты отклоняющегося поведения и его основные

причины, коллективно выработать рекомендации всем участникам воспитательного и образовательного процесса.

Коррекционная работа с антисоциальными подростками реализовывалась преимущественно в индивидуальной и групповой формах. В коррекции антисоциального поведения у учащихся также можно применять гештальт-групповую работу

Таблица

СПТ Консультирование

Показатели антисоциального Т эмп Принимаемая Т эмп Принимаемая гипотеза

поведения гипотеза

1 2 3 4 5

Авантюрный тип 51,63 Н0 45,06 Н„

Праздный тип 43,61 Н0 39,98 Н0

Агрессивный тип 14,06* НД 15* НД

Физическая агрессия 16,02* НД 10* НД

Вербальная агрессия 16,38* НД 7,25** НД

Косвенная агрессия 15,02* НД 6,05** НД

Негативизм 44,32 Н0 68,25 Н0

Склонность к раздражению 29,87 НД 57,05 Н„

Подозрительно сть 46,89 Н0 25,33 Н„

Обида 47,17 Н0 43,06 Н0

Чувство вины 13,75* Н. 13,05* НД

Индекс агрессивности 12,96* нД 2,12*** НД

Агрессивная мотивация 10,88* НД 1 05 *** НД

Индекс враждебности 11,64* НД 2 5*** НД

Нервно-психическая неустой- 16,85* НД 7,88** НД

чивость

Эксплозивная форма 17* НД 14,52* НД

Гипертимный тип 46 Н0 15,02* НД

Эпилептоидный тип 38 Н0 46,26 Н0

Истероидный тип 20,67 Н0 25,98 Н„

Неустойчивый тип 39,85 Н0 26,14 Н0

Примечание: представлены данные диссертационного исследования [3]; знак * -достоверный (статистически значимый) сдвиг в показателях; *** - высокий уровень значимости (р<0,001); ** - средний уровень (р<0,01); * - низкий уровень (р<0,05); [ -снижение данного показателя; | - повышение.

Из результатов, представленных в таблице, видно, что после проведения групповых занятий (СПТ) у учащихся уменьшились следующие формы агрессии: физическая, вербальная и косвенная (р<0,05). Индексы агрессивной мотивации, агрессивности и враждебности, полученные после участия детей в тренинге, показывают их снижение (р<0,05). Кроме этого, произошло значительное снижение вспыльчивости и обидчивости, резкости и грубости, склонности к раздражению у подростков и лиц юношеского возраста. Анализируя полученные данные, отметим, что в показателях НПН и эксплозивной формы

акцентуации характера также произошли изменения в сторону снижения, их ослабления (р<0,05). Исключение составляют данные, характеризующие неустойчивый, истероидный, гипертимный и эпилептоидный типы акцентуации характера, праздный и авантюрный типы личности, а также некоторые формы агрессии, например, негативизм, подозрительность, обида (шкалы методики Басса-Дарки).

После проведения индивидуального консультирования с учащимися, имеющими признаки антисоциальности в поведении, выявлены следующие достоверные сдвиги: на высоком уровне значимости (р<0,001) были сдвиги по следующим шкалам методики Басса-Дарки - индекс агрессивности, агрессивная мотивация, индекс враждебности. Агрессивность как качество личности, являющаяся неотъемлемой динамической характеристикой активности и адапти-рованности личности, а также агрессивное поведение как специфические действия, сопровождаемые нанесением физического или психического вреда, в значительной степени снизились (р<0,01 и р<0,05) [3].

Качественный анализ полученных данных показывает, что учащиеся реже прибегают к употреблению нецензурных выражений, оскорбляющих достоинство другого (снижение по шкале вербальной агрессии). Проявления косвенной агрессии, выражающейся в крике, злобных сплетнях, некорректных шутках, взрывах ярости и пр., заметно снизились. Юноши, прибегающие в своём поведении к физической агрессии, после СПТ и консультаций стали заметно более сдержанными. В ходе консультирования учащихся с антисоциальным поведением, в котором мы применяли убеждение и внушение, произошло осознание того, что причинение боли и страдания окружающим людям является неприемлемым и недопустимым (шкала чувства вины). По показателю НПН был получен сдвиг на среднем уровне значимости (р<0,01). По мнению классных воспитателей и преподавателей, у учащихся в учебной деятельности заметно сократились нарушения. Они стали адекватно воспринимать требования, предъявляемые к ним как к учащимся, а также соблюдать порядок и правила поведения в данном учебном заведении. По шкале агрессивный тип личности получили значимый сдвиг (р<0,05). Высокие значения эксплозивной формы также заметно снизились (р<0,05). Сдвиги показателей по шкалам авантюрный, праздный типы, негативизм, склонность к раздражению, подозрительность, обида, эпилептоидный, истероидный типы и др. не были зафиксированы (Но). Таким образом, индивидуальное консультирование, по сравнению с СПТ, оказалось эффективнее в коррекции антисоциального поведения у учащихся.

Педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с учащимися с антисоциальным поведением непросто решать вопросы, связанные с организацией профилактики и коррекции их поведения. На сегодняшний день педагоги и другие специалисты в ходе организации психолого-педагогической работы с такими учащимися должны сделать акцент на предотвращении или подавлении в молодом человеке стремления к негативному поведению, а также модифицировании условий среды, вызывающих антисоциальное поведение.

Исходя из вышесказанного, отметим, что в настоящее время в профессиональных образовательных учреждениях антисоциальное поведение учащихся представляет собой серьёзную психолого-педагогическую проблему, которую

необходимо решать всеми специалистами посредством реализации комплекса мер психологического воздействия на личность учащихся, имеющих и не имеющих признаки антисоциальности в поведении. Причём осуществляемая специалистами работа должна основываться на глубоком понимании того, что такая деятельность должна строиться на антиципации, предвосхищая, предупреждая и прогнозируя пути снижения или предотвращения антисоциальности у учащихся. Таким образом, в рамках данной статьи мы попытались раскрыть сущность антисоциального поведения учащихся, представить описательную характеристику стадий формирования этого поведения, основные направления психолого-педагогической работы по профилактике, диагностике и коррекции антисоциального поведения учащихся, обозначить психолого-педагогические проблемы, которые возникают в образовательной среде. В качестве перспективного направления данной проблемы могут быть следующие: проектирование индивидуальной траектории сопровождения учащегося с антисоциальным поведением; разработка методических рекомендаций для педагогов-психологов профобразования по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Бочанцева Л. И. Антисоциальные подростки с затруднённым общением как объект научного исследования // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 44-51.

2. Бочанцева Л. И. Психологические средства нормализации затруднённого общения антисоциальной личности (на примере лиц юношеского возраста) : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. Новосибирск, 2007. 256 с.

3. Бубнова Л. И. Работа социально-психологической службы ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 46 г. Ишима» по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся // Воспитательные приоритеты образования на современном этапе его реформирования : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (1-2 марта 2006 г.). В 4 ч. Ч. 4. Воспитание детей с особыми нуждами и содействие здоровому образу жизни. Тюмень: ТОГИРРО, 2006. С. 15-19.

4. Бубнова Л. И. Социализация как фактор становления личности и девиации ее поведения // Философия образования. 2006. № 1. С. 178.

5. Буранов, С. Н. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения сержантов и солдат частей Сухопутных войск : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. М., 1999. 24 с.

6. Григорьева А. Н. Особенности девиантного поведения деструктивной направленности учащихся учреждений начального профессионального образования: Социологический анализ : автореф. дис. ... канд. соц. наук : 22.00.06. Екатеринбург, 2005. 24 с.

7. Давлетбаева З. К. Социально-психологические факторы возникновения асоциального поведения учащихся // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. № 2. С. 372-378.

8. Дмитриева Н. В., Бочанцева Л. И. Психологические средства нормализации затруднённого общения антисоциальной личности (на примере лиц юношеского возраста) : монография. Ишим : ИГПИ им. П. П. Ершова, 2013. 192 с.

9. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М. : Академия, 2003. 288 с.

10. Клейберг Ю. А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. М. : МПСИ, 2008. 304 с.

11. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии : монография. Новосибирск : изд-во НГПУ, 2006. 448 с.

12. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе : деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск : Наука, 1990. 224 с.

13. Кураева Д. А. Взаимодействие образовательных и общественных организаций по предупреждению девиантного поведения старшеклассников : монография. -Краснодар : изд-во КубГУ 2010. 135 с.

14. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов. М. : ВЛАДОС, 2008. 351 с.

Antisocial Behavior of Students of Professional Educational Institutions as a Psychological and Pedagogical Problem: from personal experience

L. I. Bochantseva

Ishim Pedagogical Institute n. a. P. P. Ershov, Ishim

Abstract. Antisocial behaviour of students is one of the topical psychological and pedagogical problems of education. The article analyzes the concept of antisocial behaviour, presents a description of the personality, characterized with such behavior, and describes the stages of antisocial behaviour formation. The paper identifies the students ' psychological and pedagogical problems that arise while learning. The students 'antisocial behaviour is considered in the context of a complex psychological and pedagogical problem, which needs to be solved by carrying out the preventive actions in the professional educational institution. The results which were obtained after a number of individual consultations and group socio-psychological trainings aimed at correcting of the students ' antisocial behaviour proved the effectiveness ofthose actions. The author describes the results of his work as an educational psychologist accompanying the "risk group" students having the signs of antisocial behavior.

Keywords: antisocial behaviour, focus area of psychological and pedagogical work with the "risk group " students, prevention, correction, teenagers, young people.

Бочанцева Людмила Ивановна

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология»

Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета

627750, Ишим, ул. Ленина, 1

тел.: +7(34551)51370

e-mail: bochanceva.lyudmila@mail.ru

Bochantseva Lyudmila Ivanovna

Candidate of Sciences (Psychology), Senior Lecture at the Pedagogics and Psychology Department

Ishim Pedagogical Institute named after P. P. Ershov the branch of Tyumen State University

1 Lenin St, Ishim, 627750

tel.: +7(34551)51370

e-mail: bochanceva.lyudmila@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.