РАЗДЕЛ VIII ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 37
Дубинин Сергей Николаевич
Кандидат педагогических наук, член корреспондент Международной академии информатизации, доцент кафедры теории государства и права юридического факультета Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, ОиЫпт-$ег°еу@ mail.ru. Республика Казахстан, Костанай
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Dubinin Sergey Nikolaevich
The Candidate of pedagogical science, the member of International academy of informatization, Professor Assistant of the chair of theory and right at the faculty of right, Kostanay State University named after A. Baytursynov, [email protected], Republic of Kazakhstan, Kostanay
PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL PROBLEMS OF WORK WITH PERSONS OF SOCIALLY-NEGATIVE BEHAVIOR
Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности. Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры - от научных до криминальных. В целом понятие нормы является достаточно относительным и дискуссионным.
Под нормой понимают правило, точное предписание, установленную меру. Выражение «социальная норма» - это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием.
В социальных нормах отражается предшествующий социальный опыт общества и современное осмысление окружающей действительности. Сгруппированные по основным нормообразующим факторам, они подразделяются на правовые, нравственные, этические, религиозные и др. Эти нормы служат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и проявляются в его повседневной жизни и деятельности.
Социальная роль человека выступает обобщенным способом выполнения им определенной социальной функции, проявляющейся в совокупности соответствующих действий. Она определяется общественным статусом личности человека, который, в свою очередь, определяется его положением в среде (социуме), правами и обязанностями. Поведение человека в общественной среде зависит от понимания им своей роли, отношения к ней, стремления и желания ее выполнять.
Девиантное поведение - это отклонение от нравственных норм данного общества. Девиантное поведение рассматривают как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле девиантное поведение - это поведение любого человека, сбившегося с пути или отклоняющегося от социальной нормы. В узком смысле девиантное поведение - это такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания или не являются противоправными [1].
Делинквентное поведение человека свидетельствует о том, что его отклоняющееся поведение выходит за рамки закона, проявляется в уголовно наказуемых действиях, которые подлежат административным воздействиям [2; 3].
Существуют различные теории формирования девиантного поведения человека. Среди них: 1) биологические - своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Ломброзо, Шелдон); 2) психологические - особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (Фрейд); 3) социологические - девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды. (Дюркгейм, Мертон Миллер).
И биологические и психологические теории выделяют то особенное в личности, которое может привести к ее девиантному развитию. Они свидетельствуют о том, что человек с рождения может иметь определенное предрасположение к девиации. Однако это может реализоваться только при неблагоприятных для него условиях жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное поведение [1].
В основе социально-негативного отклоняющегося поведения человека лежат результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения. Это проявляется в отрицательной направленности личности (интересах, потребностях, мотивах, целях, идеалах), негативных привычках и вызванных ими положительных чувствах (внутреннего удовлетворения), которые становятся регуляторами его антисоциального, аморального поведения.
Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами социальнонегативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование. По данным различных исследователей девиантного поведения человека, таких факторов достаточно мно-
го, и потому различные авторы группируют их по различным основаниям. Это позволяет наиболее полно представить всю сложность причин формирования отклоняющегося поведения на различных этапах возрастного развития человека.
К таким группам факторов и их составляющих можно отнести:
1. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: а) низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы; б) эмоционально обусловленные отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффектов, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательств над окружающими, деспотизма, бродяжничества и т. д.; в) незавершенность процесса формирования личности, приводящая к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.
Возможные отклонения и своеобразие развития ребенка выдвигают следующую группу факторов, сказывающихся на формировании его девиантности.
2. Несоответствие условий и методов воспитания индивидуальным особенностям ребенка. Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование развития тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных механизмов, позволяющих преодолеть недостатки и т. д.
3. Несоответствие коррекционного воздействия своеобразию развития подростка. Сложность и своеобразие развития в подростковый период настоятельно диктует необходимость обеспечения наиболее целесообразного и оптимального воспитательного воздействия, с учетом проблем, характерных для этого возраста. Неслучайно, наиболее сложным в воспитании выступает подростковый, отроческий возраст (11-15 лет) - переходный возраст. Подростки этого возраста, как правило, школьники, они находятся на иждивении родителей, (или государства), их ведущей ролью остается учеба. Это сложный период завершения детства и начала «вырастания» из него.
Юношеский возраст (14-18 лет) - это возраст между детством и взрослостью. Биологически - это период завершения физического созревания [2].
К проблемам подросткового возраста, игнорирование которых приводит к отклоняющемуся поведению, относятся: а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте; ускоренное или неравномерное развитие организма в период полового созревания; недостаточность развития сердечно-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка; «гормональная буря» эндокринной системы в период полового созревания; б) обострение взаимоотношений со взрослыми, прежде всего с родителями, учителями, проявляющееся в моральном «конфликте» младших и старших, в неадекватном чувстве взрослости и неприятии требований к себе; в) стремление заменить отношения с позиции «морали подчинения» на «мораль равенства»; г) повышенная критичность в отношении поведения взрослых и их оценочных
суждений; д) изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность в общении, чрезмерное стремление к самоутверждению, приводящие порой к негативным формам и др.
4. Негативные факторы среды формирования личности, к ним относят:
а) проблемы семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, и др., что ведет либо к недостатку психолого-педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания; б) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение; в) негативные факторы семьи, семейной обстановки, способствующие формированию у подростка отрицательного отношение к дому, семье, родителям. Это побуждает воспитанника стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне дома. В таком случае формируется категория «детей улицы», детей безнадзорных и беспризорных.
5. Недостатки в воспитании ребенка. подростка: а) ошибки семейного воспитания; б) «тепличные» условия, отстранение ребенка от сложных жизненных проблем, от любой активной деятельности, способствующие преодолевать жизненные трудности в критической ситуации; в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе; г) негативные нравственные ориентиры воспитания; д) привитие ребенку, определенных негативных моделей жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности, поступки; е) средовые негативные «ожидания» по отношению к ребенку, из неблагоприятной семьи, имеющему соответствующее окружение, проявившему нарушения дисциплины и пр. Такие ожидания часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению; ж) приобщение подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм; з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, а также семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.; и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).
6. Негативная личностная позииия самого ребенка, подростка заключается: а) отклонения в самооценке подростка: - завышенная - ведет к возникновению чрезмерной самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; - заниженная - рождает неуверенность, поведенческий дуализм, раздвоение личности, что создает проблемы для такой личности в коллективе, сдерживает самовыражение; б) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как правило, вытекают из отклонений в самооценке; в) безразличие к нрав-
ственному самосовершенствованию; г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении у подростков с отклонениями в поведении, нездоровое соперничество; д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активное желание в самоисправлении; е) стремление подростка к общению, участию в молодежных компаниях, в том числе и асоциальной направленности. Большую проблему так же представляет уличное окружение подростка, которое, как правило, противодействует процессу его реабилитации и посещению клуба, досугового центра.
Выделяют следующие типологии объединений с девиантным поведением и антиобщественным сознанием: - случайная группа - например, затевающая драки на дискотеках и в других местах, однако имеющая свои не-писанные групповые нормы и ценности; - ретристская группа. Обычное занятие такой группы - бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания; - агрессивная группа. Характерными особенностями таких групп является жестокая иерархическая структура, сильное групповое давление на ее участников.
Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и конформизм [8].
Наиболее уязвимыми в процессе формирования у человека стереотипа негативного поведения являются ранний и подростковый возраст. Именно в этот период возрастного развития человека имеет место наибольшая опасность утверждения в нем социально-негативного (девиантного) поведения.
Серьезная проблема заключается в недостатке учебно-воспитательной работы школы. Эту причину можно условно разделить на три группы:
Первая группа - недостатки организационного характера. К их числу относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм; поверхностное изучение педагогами и психологами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности; отсутствие продуманного плана работы по их исправлению и перевоспитанию.
Вторая группа - ошибки, которые связаны с неправильным психолого -педагогическим подходом к учащимся, склонным нарушать общепринятые правила и нормы. Непростительную ошибку совершают те педагоги, которые проявляют недоброжелательное отношение к трудным детям, вступают с ними в затяжные конфликты. Это приводит к возникновению психологического барьера между педагогом и учеником, к взаимному непониманию и взаимной неприязни.
Третья группа - ошибок обусловлена невысоким профессиональным уровнем отдельных учителей, их психологической неподготовленностью к работе с детьми.
Критической точкой в процессе негативного изменения личности трудного школьника является тот момент, когда он теряет психологическую позицию ученика, когда у него начинает преобладать отрицательное отношение к учению и высвобождается много времени.
Также, можно выделить основные направления психолого-педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков:
1. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей. Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. Прежде всего, требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.
Не маловажную роль играет создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
Обстановка в семье - это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в той обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.
Безнравственная обстановка (пьянки, драки, крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.
Так же необходимо формировать у ребенка твердых нравственно-волевых качеств [10].
Речь идет о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущение в этом отношении приводит к невосполнимым последствиям в воспитании человека.
Важным также является воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
Волевые качества - это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «я». Отсутствие волевых качеств, превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально-негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.
Нельзя проявлять насилие над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым.
Следует помнить, что на воспитании ребенка отрицательно сказывается также, постоянная угроза родителей наказанием, считая, что этого достаточно. Ребенок в этом случае привыкает к угрозам и не реагирует на них.
Применяя наказание, важно ни в коем случае не допускать унижения достоинства ребенка. Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок не совершил действий и поступков, за которые бы следовало его наказывать.
Следующее на что необходимо обратить внимание это употребление детьми и подростками спиртных напитков, наркомании, токсикомании, курению, азартным играм и грабежам.
В современных условиях значительная часть проступков со стороны подростков и юношества совершается в состоянии алкогольного опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разрушению организма, его деградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, Гепатит, СПИД и т. д.), с другой - их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркомана к уголовно наказуемым действиям.
В процессе воспитания с раннего детства постепенно и убедительно необходимо ребенку разъяснять сначала в семье, а потом и в школе о пагубности алкоголя и наркотических средств [6].
Важнейшая задача воспитания - подготовить человека к самовоспитанию. Чем старше человек, тем и его роль в самосовершенствовании возрастает. Семья в этом плане не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.
2. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков. В школе работают специально подготовленные психологи и педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в психолого-педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.
В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателем - коллективом. Он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.
Учитель, воспитатель образовательного учреждения имеет возможность влиять на воспитанника не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.
3. Развитие целесообразного взаимодействия семьи, школы и административных органов в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков. Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью необходимо практиковать: 1) организацию методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар); 2) повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей; 3) создание попечительских родительских организа-
ций при образовательном учреждении; 4) приобщение к активному участию родителей в мероприятиях класса, школы; 5) посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики);
6) помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны учителя, социального педагога и психолога школы.
4. Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания. Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила влияния, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют то, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении они будут его вести [5].
Ребенок уже в детском саду оказывается в окружении определенного круга лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ, каждое из которых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные возможности. К сожалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отношении носит положительный характер. Данный факт свидетельствует о том, что от родителей, воспитателей требуется большое искусство умения управлять воспитательными воздействиями на ребенка, подростка через тех людей, которые его окружают, те группы, коллективы, в которые он входит. От них требуется искусство ограничить взаимодействие их воспитанника от влияния негативных (девиантных, криминогенных) лиц, групп, сообществ или, наоборот, стремиться обеспечивать целесообразное влияние на него лиц позитивных, положительных групп, коллективов.
5. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков. В настоящее время имеются различные специальные образовательные учреждения, в которых проводится перевоспитательная, реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками. Многие из них являются учреждениями закрытого или полузакрытого типа. Дети туда поступают либо по приговору суда, либо по направлению отдела по делам несовершеннолетних. Для перевоспитания и исправления используются различные возможности по работе с детьми и подростками, в том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно-досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа.
В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей либо направляют специальные комиссии, либо сотрудники центров по рекомендации школы.
6. Развитие сети центров по преодолению социально-психолого - педагогических проблем детей, подростков, юноше. В современных условиях растет преступность среди молодежи. Анализ причин девиантного поведения детей и подростков и возможностей его профилактики и преодоления показывает, что необходимо создание широкой сети центров, которые могли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодежи.
Центры психолого-педагогической коррекции должны начинать работу с детьми раннего возраста. Ранняя психолого-педагогическая коррекция ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последующем его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития.
Немаловажную роль играют центры психолого-педагогической реабилитации. Предметом особого внимания является реабилитация дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определения методики реабилитации [11].
Современная практика свидетельствует о необходимости создания специальных реабилитационных центров для адаптации лиц, вышедших после завершения срока нахождения в специальных образовательных учреждениях, в пенитенциарных учреждениях. Необходимость таких центров велика и потому, что подростки чаще всего возвращаются в прежнюю среду. В условиях адаптации в специальном реабилитационном центре специалисты могли бы обеспечить квалифицированную помощь такому подростку в этот исключительно сложный критический период, помогли бы обрести уверенность в себе, найти сферу самореализации и таким образом получить возможность нормальной жизнедеятельности по месту жительства либо в ином месте.
Для прибывших из заключения также нужна адаптация и помощь в трудоустройстве, в противном случае человек оказывается в исключительно сложных условиях, побуждающих его вернуться на прежний путь.
7. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния. Известна большая роль средств массовой информации (СМИ) в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные СМИ несут исключительно многообразную, многоплановую информацию без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее многообразными информационными возможностями.
Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информационной и видео продукции, пропагандирующих насилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса. Такого рода информация бесконтрольно демонстрируется на всех каналах телевидения. Это постепенно формирует образ действий у людей, не имеющих твердых нравственных основ, выступает, своего рода учебным пособием по криминальной деятельности.
В современных условиях издается множество разнообразной печатной продукции, которая также может активно использоваться как в воспитании, так и способствовать извращению духовных взглядов и интересов детей и подростков. Данный факт диктует необходимость повышения роли семьи и школы в направленном использовании печатной продукции в разностороннем воспитании подрастающего поколения и защиты его от низкопробной, разлагающей, не соответствующей возрасту и уровню его духовного развития.
Одним из направлений, способствующих повышению воспитательной роли СМИ, по международному опыту, является создание общественного центра контроля за нравственной направленностью их деятельности. Такой общественный орган мог бы способствовать повышению положительных воспитательных возможностей СМИ и той информационной продукции, которую они предлагают для всей молодежи.
8. Активизация самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек. Следует подчеркнуть, что активизация самовоспитания молодежи - дело не только семьи, но и образовательных учреждений, психологов, социальных педагогов специализированных центров по психолого - педагогической коррекции, психолого-педагогической реабилитации, перевоспитания и исправления. Включение объекта социальной педагогики и психологии в целенаправленную работу над собой во многом характеризует действенность психологопедагогической среды, в которой он находится, психолого-педагогическую деятельность воспитателя, работающего с ним. В этом случае объект социального воспитания становится субъектом самосовершенствования.
Таким образом, рассмотрены сущность, содержание социально отклоняющегося (девиантного) поведения человека и причины его возникновения, а также основные направления социально-психолого-педагогической деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения детей и подростков. Каждое из приведенных направлений имеет свой потенциал в решении проблемы. Успех в деле предупреждения и преодоления социально-негативного поведения молодежи во многом зависит от того, в какой степени все изложенные направления находят реализацию на практике. Необходимо создание системы, охватывающей семью, образовательные учреждения, административные органы, государственные и негосударственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, на их воспитание, предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения. В этом важнейшее назначение социальной педагогики и психологии.
Библиографический список
1. Завалихина, Р. С. Девиантное поведение как психологический феномен [Текст]: Р. С. Завалихина // Сибирский педагогический журнал. - 2004. - № 3 - С. 138-143.
2. Саламатина, И. И. зарубежные теории делинквентности несовершеннолетних [Текст] / И. И. Саламатина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 14. - С, 390-399
3. Ахвердова, Я. В. Проблема формирования делинквентного поведения в подростковом возрасте [Текст] / Я. В. Ахвердова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 12. - С. 261-167.
4. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии. [Текст] / С. А. Беличе-ва - М., 1993.
5. Бочанцева, Л. И. Психологические средства нормализации затруднённого общения антисоциальной личности [Текст]: Л. И. Бочанцева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3 - С. 206-217.
6. Васильев, В. П. Юридическая психология. [Текст] / В. П. Васильев - СПб., 1997.
7. Герасимов, В. Н. Основы превентивной педагогики. [Текст] / В. Н. Герасимов - М., 1995.
8. Клейберг, Ю. А. Социальные нормы и отклонения. [Текст] / Ю. А. Клей-берг - М., 1997.
9. Натанзон, Э. Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив [Текст]: Пособие для учителя. / Э. Ш. Натанзон - М.: Просвещение, 1984.
10. Рабочая книга социального педагога в 2 ч. [Текст]: Орел: Книга, 1 995. - Ч. И. - Гл. XIII. Девиантное поведение и технология его преодоления в социально -педагогической деятельности.
11. Социальная педагогика. [Текст] /Под ред. В. А. Никитина. - М., 2008.
УДК 159.928.22
Шишкина Ирина Александровна
Аспирант кафедры психодиагностики и дисциплин специализации Восточно-Сибирской государственной академии образования, [email protected], Иркутск
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ОДАРЕННЫМИ ИСПЫТУЕМЫМИ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ
Shishkina Irina Aleksandrovna
The post-graduate student of chair ofpsychodiagnostics and disciplines of specialization of the East-Siberian state Academy of Education, [email protected], Irkutsk
FEATURES OF PERCEPTION OF THE PERSON GIFTED EXAMINEES OF VARIOUS AGE
Восприятие человека человеком в любом возрасте играет важную роль во взаимоотношениях между людьми. Особенно это актуально для одаренных людей, что связано с особенностями личности, внутреннего мира одаренного человека, характером его отношений с другими людьми. Многие ученые отмечают, что личности с высоким уровнем интеллекта обладают особым складом мышления, которое характеризуется целостностью, нестереотипностью, креативностью. Вместе с тем они имеют трудности во взаимоотношении с другими людьми.
По данным многих исследований у интеллектуалов наблюдаются отличия в эмоционально-ценностной сфере, в отношении, как к самим