Научная статья на тему 'Ресурсы педагогического колледжа по преодолению некоторых причин семейной антисоциальности в сельском социуме'

Ресурсы педагогического колледжа по преодолению некоторых причин семейной антисоциальности в сельском социуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / FAMILY EDUCATION / SOCIALIZATION / RESPONSIBILITY / CHILDREN PUBLIC ORGANIZATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / DEFECTIVE FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чукреева Вера Валентиновна

В условиях трансформации российского общества проблема роста антисоциальных семей резко обострилась. В своей статье автор представляет анализ причин возникновения антисоциальности и возможности педагогического колледжа в подготовке будущих учителей к работе с детьми из антисоциальных семей в сельском социуме. Разработка данной проблемы представляет интерес для учителей, психологов и социальных педагогов массовой общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resources of pedagogical college to overcome family antisocial problems in the rural community

In the condition of transformation Russian society the problem of increase unfortunate families sharply become more acute. In this article the author analyses causes of beginning antisocial behaviour and possibility of pedagogical college in the preparation future teachers to the work with children out of unfortunate families in the rural locality. Elaboration this problem represents interest for teachers, psychologists, social pedagogics of any schools.

Текст научной работы на тему «Ресурсы педагогического колледжа по преодолению некоторых причин семейной антисоциальности в сельском социуме»

УДК 37.013.42(075.8) в. В. ЧУКРЕЕВА

Тюкалинский педагогический колледж

РЕСУРСЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПРИЧИН СЕМЕЙНОЙ АНТИСОЦИАЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ______________________________________

В условиях трансформации российского общества проблема роста антисоциальных семей резко обострилась. В своей статье автор представляет анализ причин возникновения антисоциальности и возможности педагогического колледжа в подготовке будущих учителей к работе с детьми из антисоциальных семей в сельском социуме. Разработка данной проблемы представляет интерес для учителей, психологов и социальных педагогов массовой общеобразовательной школы.

Ключевые слова: семейное воспитание, социализация, ответственность, детское общественное объединение, педагогическая поддержка, неблагополучная семья.

Семья — наиболее распространенный вид социальной группы. В семье рождается, формируется, развивается и большую часть времени жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социального исследования.

Существует большое количество теорий, объясняющих закономерности человеческого поведения. В отечественной психолого-педагогической литературе особое значение имеет деятельностный подход (Л. С.Выготский, Б. Д. Эльконин). Напомним определение С. Л. Рубинштейна: поведение — это особая форма деятельности, которая становится поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений.

Нормы касаются всех аспектов жизни человека и являются частью социального контроля. Нормы могут либо соответствовать законам общественного развития, либо отражать их недостаточно адекватно, а то и вступать в противоречия. В процессе работы нами были исследованы семьи, в которых социальные нормы становились анормальными, появлялись отклонения. Эти семьи мы обозначили как антисоциальные и попытались выяснить причины возникновения антисоциальности. В связи с этим необходимо понять термин «антисоциальный».

Существует терминологическая путаница в содержании понятий «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение». В. Я. Семке, А. А. Авдеенко отождествляют понятие «антисоциальное и делинквентное поведение», поскольку довольно широко распространена точка зрения Т. В. Кондрашенко и Е. В. Змановской, которые считают, что существуют три группы расстройств поведения:

— антисоциальное поведение, противоречащее правовым нормам;

— асоциальное поведение, как уклонение от выполнения морально-нравственных норм;

— саморазрушающее поведение, непосредственно угрожающее целостности и развитию самой личности.

Анализируя приставки «а» и «анти» в Словаре Ожегова мы пришли к следующему выводу. Поскольку значение приставки «а» в русском языке имеет значение «отсутствия», то есть слово «асоциальный» обозначает несоответствие принятым в обществе социальным, нравственным или культурным нормам и правилам поведения. Приставка «анти» в русском языке обозначает враждебность, направленность против чего-либо или кого-либо, следовательно, антисоциальный обозначает «враждебный» обществу, направленный против социума, то есть противоправный. Поскольку семьи, которые мы исследовали, это семьи алкоголиков, нравственно распущенные, абсолютно не занимающиеся воспитанием своих детей, то все они были объединены в одну группу «антисоциальные семьи» [1].

На первом этапе работы мы попытались выяснить причины возникновения данного явления и выделили такие как:

— несоответствие уровня морали и нравственного поведения населения;

— пьянство, криминальный социум, социальная безответственность родителей;

— низкий уровень педагогической культуры родителей;

— низкий материальный уровень.

Социальная масштабность и острота проблемы

воспитания детей из антисоциальных семей в российском обществе возрастает, что обусловлено неустойчивостью социально-экономических процессов, социальной нестабильностью, несовершенством социальной политики государства. И, как следствие, снижением уровня и качества жизни большей части населения, кризисом семьи, потерей обществом духовных и нравственных ценностей, алкоголизацией населения, криминализацией практически всех сторон общественной жизни.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

Большое внимание сегодня уделяется развитию больших городов и самую малую долю внимания получают малые города и села, которые в большинстве своем являются дотационными, а следовательно, нищими.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Одной из главных причин является абсолютная деидеологизация общества. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Современное значение терминов «мораль» и «нравственность» несколько иное: говоря о морали, мы в большей степени имеем в виду лишь общие знания, а говоря о нравственности, подчеркиваем индивидуальные установки и поведение человека [2]. Однако, несмотря на колоссальные усилия огромного государственного аппарата, реальная нравственность так и не смогла дотянуться до уровня «официальной морали». Происходит постоянное нарастание несоответствия между моралью и нравственностью.

Потеря нравственных идеалов привела к росту асоциально-аморальных семей. Эти семьи относятся к семьям с прямым десоциализирующим влиянием. Это семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, живущими по принципу «цель оправдывает средства».

В течение длительного времени нами изучались нравственные представления младших школьников из всех типов семей. Для определения этого ребятам было предложено написать сочинение на тему «Что мы ценим в людях». Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, способность дружить, смелость. Справедливость выбрало только 52 % ребят. Это понятие определяется для них как честность и щедрость. Точно так же мы предложили написать о счастье, доброте, о настоящем человеке. О счастье дети пишут, что это радость 40 %, материальные блага 42 %, хорошие отметки 18 %. Нами было отмечено, что личностно менее зрелые школьники, с одной стороны, как и остальные ребята, понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, дружбу, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия весьма односторонний смысл: это их должны любить и к ним относиться справедливо. А справедливость они понимают как щедрость. Эти же дети затруднялись ответить, что такое дружба (« это когда я дружу»). А счастье для них — это только материальные блага. Понятие «любовь» дети высмеивают, о родительской любви не сказал никто. Школьники младшего возраста еще не в состоянии дать определение понятию « настоящий человек». У них есть знания о моральных нормах, но эти знания хаотичны и бессистемны. Большинство нравственных переживаний детей отрывочны, наблюдения взяты не из жизни, а с экрана телевизора, эти сведения внутренне не связаны с нравственной сферой самого ребенка. Есть основания считать, что этот факт объясняется, прежде всего, отсутствием у младших школьников разносторонних и устойчивых общественно- направленных мотивов.

Как правило, нравственное, патриотическое и гражданское воспитание начинается с 6 — 7 лет. Раньше эту нишу заполняли в школе октябрятская, пионерская и комсомольская организации. После их ис-

чезновения данную задачу предстояло выполнять семье. Однако большинство семей в 90-х годах ХХ века с легкостью поменяло свои идеалы, о нравственности забыли почти на 15 лет. Целое поколение детей выросло в тот период, а дети, выросшие еще и в антисоциальных семьях, пополнили ряды социальных сирот. «Жизнь без нравственного усилия — это сон. Ценность нравственности определяется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а степенью доброго усилия» (Л. Н. Толстой).

Отсутствие моральных норм в масштабе страны породило рост людей с алкогольной зависимостью. Подавляющее большинство детей из антисоциальных семей — это дети из семей алкоголиков. Ссоры в семьях алкоголиков как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией оказывают не только психотравмирующее действие на ребенка. Постоянно наблюдая стиль поведения родителей, дети его постепенно усваивают. Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в семье алкоголиков. Мать, либо сама страдающая алкоголизмом, либо поглощенная алкогольными проблемами мужа, тратит всю энергию на них, а в это время дети живут без внимания.

В таких семьях пребывание дома представляет прямую угрозу жизни и здоровью детей. На квартирах постоянно устраиваются пьянки. Нередко дети становятся участниками этих разгулов. В детстве, как известно, формируется представление об образе жизни. Оно складывается постоянно, но с годами становится настолько устойчивым, что изменить его практически невозможно.

Практически все дети из семей алкоголиков педагогически запущенные, у них ограничен запас слов, у многих задержка психического развития, о нравственных нормах они не имеют понятия. Уже в возрасте 11 — 13 лет встречаются наркоманы, токсикоманы, многие употребляют спиртные напитки. Если до этого возраста на детское сознание еще можно влиять, то на более старших уже практически влиять невозможно.

Высокое потребление алкоголя сельским населением стало одной из основных социальных проблем. На вопрос «Употребляли ли Вы алкогольные напитки за последний месяц» отвечали 107 респондентов из 5 сельских поселений. Утвердительно ответили 81 %, в том числе 44 % выбрали вариант ответа «иногда». Распространенность употребления алкоголя среди мужчин и женщин была почти одинаковой (81,5 % и 80,5 %) соответственно. Однако процент респондентов от 40 до 50 лет, употребляющих алкоголь, составил всего 30 %, а в возрасте от 20 до 40 лет — 70 %. Очевидно, исчезновение нравственных идеалов в начале 90-х годов ХХ века внесло свою лепту, а потеря нравственных норм в этот период размыла границы между честью и бесчестием, духовным и материальным, добром и злом.

В структуре потребляемого алкоголя на первом месте стоит пиво 55 %. Эти данные подтверждают актуальность проблемы «пивного алкоголизма». Массированная реклама пива привела к тому, что многие к нему стали относиться как к лимонаду. Особенно опасно пиво для 10—12-летних подростков. У них очень быстро формируется алкогольная зависимость, и болезнь протекает особенно тяжело.

Проблема «Алкоголизм и потомство» во все времена волновала лучшие умы человечества. Еще два тысячелетия назад Плутарх вывел свою знаменитую формулу «Эбри и эброис гигнунт» («Пьяница рождает пьяницу»). А Платон добился закона, запрещающего употребление алкоголя до 18 лет.

Очень тесно с проблемой алкоголизма связана криминализация общества. Жизнь детей в криминальных семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой. Криминогенная опасность таких семей распространяется не только на собственных детей. Вокруг таких домов, как правило, возникают целые компании соседских ребят, которые, благодаря взрослым, приобщаются к алкоголю, бродяжничеству, воровству, преступной субкультуре. Своевременные и решительные меры, принятые по отношению к таким семьям, смогли бы существенно снизить их опасное криминогенное влияние на своих и чужих детей. Однако это не происходит, поскольку органы профилактики и различные комиссии не имеют четкого представления, кто из них должен в первую очередь заниматься такими семьями. Не только четко не определены органы и социальные институты, в компетенцию которых входит социально-правовая охрана и поддержка детей, лишившихся нормальной родительской заботы из-за социальной деградации родителей, но и не отработана в достаточной мере нормативно-правовая база охраны и защиты детства. Как правило, у нас прибегают лишь к крайней мере — лишению родительских прав.

Следует особое внимание уделить педагогически несостоятельным семьям, которые прямо не оказывают на детей десоциализирующего влияния. Эти семьи, как правило, имеют низкий уровень педагогической культуры. Существенное значение для совершенствования воспитания детей в семье имеет педагогическая культура первых воспитателей ребенка — родителей [3].

Формирование антиобщественных ориентаций у детей в семьях с низким уровнем педагогической культуры происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

Педагогически несостоятельная семья прежде всего нуждается в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми как основных факторов, обуславливающих их косвенное десоциализирующее влияние. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений и с детьми, и с родителями.

До 25 % семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15 % формируют правонарушителей [4]. Поведение родителей — самая решающая вещь, а родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания [5]. Неоднородный характер семейной среды и неоднородность воспитательного воздействия родителей на детей подчеркивают необходимость дифференцированной работы с родителями, индивидуального подхода к семьям и детям из этих семей.

Уровень экономического развития общества влияет на социализацию подрастающих поколений постольку, поскольку определяет уровень жизни его членов. Уровень жизни — это понятие, характеризующее степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, что выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов

длительного пользования и иных подобных запросов. Большинство ученых считают, что низкое материальное положение либо стимулирует активное стремление улучшать свое положение, либо фрустрацию (подавленность) и, как следствие, антисоциальное поведение (агрессию, алкоголизм и так далее). Однако есть другая точка зрения, что алкоголизм болезнь нравственная, а не социальная. Пьянство ничем нельзя оправдать, у всех трудности есть, только отношение к ним разное. Алкоголики утверждают, что жизнь плоха, и они будут стараться жить лучше. И в то же время видно, что желание жить лучше их как бы ни к чему не обязывает. Это лишь резонерство, замешанное на параличе воли [6].

Человек социально ответственный, которому сейчас жить действительно невмоготу, не впадает в самообман, не заменит борьбу за достойную жизнь суррогатами, не убежит от реальной жизни в саморазрушение. Вот почему нынешний всплеск пьянства, в первую очередь — индикатор стремительной нравственной деградации общества, а уж потом материальных тягот, чувства безысходности и безвыходности, которое словно витает сегодня во всем.

Точку зрения Е. Лошакова можно подтвердить, проанализировав состав студентов Тюкалинского педагогического училища, в котором обучается 278 человек на очном отделении из 13 различных районов Омской области, Тюменской области и Алтайского края. Доход 97 студентов ниже прожиточного минимума и составляет от 50 рублей до 3650 рублей на человека. 10 студентов проживают в неполных семьях, 24 — в семьях безработных родителей. Однако только в одной семье можно определить антисоциальный образ жизни.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что низкий материальный уровень и бедность являются лишь сопутствующими причинами для возникновения антисоциальности.

Наблюдения социологов в области семейного воспитания показывают, что нравственно отсталую личность формирует, прежде всего, тот тип семьи, для которой характерен низкий уровень общественных интересов, неустойчивая, наряженная отрицательная атмосфера, пренебрежительное отношение взрослых к своему родительскому долгу. «Дефекты воспитания — это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, — только отношение к ребенку» [7].

В настоящий момент первостепенной задачей государственной важности является приоритетность поддержки укрепления статуса социально-здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение. В 2007 году участники областного совещания работников образования и науки по Омской области отметили, что в социально-экономических условиях развития региона возрастает роль воспитания подрастающего поколения как фактора, влияющего на качество жизни каждого члена общества независимо от его социального статуса, мировоззрения, интересов и ценностей. Это требует усиления воспитательного потенциала региональной системы образования.

Вместе с тем участники совещания обозначили следующие актуальные проблемы воспитания:

— неэффективность взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, семьи, общественных организаций, СМИ в решении воспитательных задач;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

— несовершенство нормативно-правовой базы на разных уровнях системы образования в сфере воспитания;

— недостаточная реализация воспитательного потенциала образовательных программ и учебных занятий, направленных на саморазвитие личности обучающегося;

— слабая сформированность профессиональноличностной позиции педагога как воспитателя в новых социокультурных условиях и недостаточный уровень владения воспитательными технологиями;

— отсутствие массовой практики поддержки родителей в осуществлении их прав на участие в управлении образовательным учреждением;

— слабое привлечение подростков к участию в социально значимых проектах, формирующих активную гражданскую позицию.

Из перечисленных проблем нами были выделены третья и четвертая как наиболее значимые и посильные для решения в педагогическом колледже, так как именно здесь готовят учителей начального звена, дающих основу нравственного и гражданского воспитания. В соответствии с этим необходимо направить усилия педагогов на реализацию воспитательного потенциала образовательных программ по подготовке будущих учителей для работы в сельском социуме, способствующих духовно-нравственному становлению, формированию ценностных ориентиров и безопасного типа личности обучающегося, а также оказывать помощь родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в диагностике, предупреждении и профилактике антисоциального поведения детей и подростков.

Одним из значимых социальных институтов является школа. Однако самое сложное в сегодняшней школе — изменить позицию педагога к ребенку. Практика обучения и воспитания детей из антисоциальных семей в обычных общеобразовательных школах показывает, что работа с такими детьми в основном заключается в более или менее тщательном контроле посещения уроков, качества обучения со стороны педагога, хотя эти дети нуждаются в особом внимании. Слишком многое зависит от таланта педагога. Но можно ли надеяться на столь редкое явление, как талант, в такой массовой профессии как педагог?

К сожалению, дети из антисоциальных семей часто обладают низкой познавательной способностью, у многих не сформированы рациональные способы умственных действий. После устной беседы с учителями выяснилось, что они обращают минимум внимания на таких детей потому, что не владеют общими представлениями о том, как работать с детьми из антисоциальных семей. А между тем количество антисоциальных семей постоянно увеличивается (в Тюкалинском районе в 2005 году 132 семьи, а в 2007 — уже 174).

Специалисты психолого-педагогического направления неустанно работают над проблемой поиска ответа на вопрос: как минимизировать негативные последствия влияния антисоциальной семьи на развитие и социализацию ребенка, так как основные претензии общество предъявляет бездуховности и низкому уровню воспитания [8].

Профессиональный смысл жизнедеятельности учителя состоит не только в развитии ума ребенка, но и в воспитании духовно зрелой личности. Многие педагоги начальной школы чувствуют себя беспомощными в работе с такими детьми, не понимая причины их неуспешности. Они отмечают, что работа в

классе с большим количеством «сложных» учащихся требует особого терпения, уравновешенности, владения какими-то особыми приемами, поддержания дисциплины в оптимальном объеме. Подобная работа особым образом влияет на личность самого педагога, приводя к изменениям в его профессиональном мировосприятии и поведении [9].

Итак, можно сделать вывод, что целью подготовки является овладение учителями массовых школ специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей с различными отклонениями, вызванными социальными причинами. Учителю массовой школы нужны методические рекомендации, частные методики, то есть специальная подготовка педагога общеобразовательной школы является необходимым условием эффективности и результативности обучения ребенка с особыми образовательными потребностями. Нами определен круг вопросов, с которыми встречается любой учитель, выпускник недефектологических факультетов при работе с учащимися.

Подготовка студента должна осуществляться через систему лекционных и практических занятий. Количество часов, отведенное на данный факультатив, к сожалению, всего 32. Поэтому большое внимание мы намерены уделять продолжению данной работы во время различных видов практики.

В связи с констатацией указанных трудностей мы пришли к выводу, что проблема обучения детей из антисоциальных семей очень актуальна в современной общеобразовательной школе. Везде описываются традиционные формы и методы обучения и воспитания детей. Но как бы мы ни боялись признавать факт роста антисоциальных семей, нам придется это сделать. И работать с детьми из антисоциальных семей придется в первую очередь учителям начальных классов, которых готовит и наше педагогическое училище. Во время различных видов педагогической практики мы изучали ситуацию в начальных классах общеобразовательных школ и убедились в реально существующей проблеме, которую можно сформулировать так: социальный педагог и психолог не в состоянии глубоко изучить проблемы всех детей из антисоциальных семей, а следовательно, результативно строить свою работу. Намного эффективнее эта работа могла бы идти у учителя начальных классов, который находится с данным ребенком в течение нескольких часов учебного времени, совместно с социально- психологической службой.

В 2008 году БОУ СПО «Тюкалинский педагогический колледж» присвоен статус опытно-экспериментальной площадки Омского научного центра Российской академии образования, директором которого является академик РАО М. П. Лапчик. Целью данной работы является создание научно-методического центра консультативной поддержки педагогов занятых воспитательной работой в сложных социальных отношениях сельского социума.

Без сомнения, прежде чем начать теоретическую подготовку студента к будущей работе с детьми из антисоциальных семей в роли учителя, будет очень полезно общение с такими детьми в неформальной обстановке.

Все большее значение приобретает в настоящее время детское общественное движение, которое является составной частью социального движения, представляющее совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации [10].

Следует заметить, что детское объединение создается на основе свободного волеизъявления детей и взрослых, может функционировать на базе государственного учреждения и при его поддержке и осуществляет социально-творческую деятельность. Включая трудного ребенка в систему новых социальных отношений, детское объединение выполняет функцию института по формированию позитивных жизненных планов.

В рамках социального партнерства, с помощью различных межведомственных организаций, нами были отобраны 20 детей в возрасте от 12 до 15 лет из антисоциальных семей для сотрудничества с отрядом волонтеров (студенты 1 и 2 курсов). Целью данной работы должна являться не материальная, а духовнонравственная помощь, как целенаправленный процесс восстановления у ребенка межличностных и социальных связей на основе включения его в систему отношений культурно-досугового характера.

Движущей силой самореализации ребенка в детском объединении является поле самореализации, которое возникает тогда, когда есть сфера общих социальных интересов. При этом определяются цели, проектируется комплекс совместных действий, проводится поэтапный анализ социальных действий, осуществляется коррекция поведения. Данные задачи мы решили реализовывать через создание культурно-досугового клуба, в план работы которого включены довольно разнообразные мероприятия: создание совместной со студентами команды КВН, участие в студенческой агитбригаде с выездами по селам района, совместное участие в студенческих праздниках. Эти же ребята по желанию могут посещать кружки, работающие в нашем педагогическом училище: фитодизайн, резьба по дереву или спортивные секции.

Используя в процессе общения в детском объединении игрового взаимодействия, развивающего самоорганизацию и самовоспитание подростков, члены объединения должны создать ситуации успеха для каждого ребенка, особую среду общения, которая будет более значимой через общение со студентами, практически равными по духу подростковому возрасту.

Для реализации данного проекта разработана программа, в которой предусмотрены наиболее важные условия:

— мониторинг антисоциальных семей района;

— организация досуга детей, создание условий для реализации творческого потенциала ребенка;

— формирование в работе детского объединения активной жизненной позиции ребенка и здорового образа жизни, что предусматривает содействие дальнейшему адекватному жизнеустройству ребенка;

— профессионально-педагогическая толерантность педагогов и студентов в процессе сотрудничества с семьями воспитанников;

— консолидация районного сообщества в интересах детей, вовлечение общественности, СМИ в реали-

зацию мер по поддержке и развитию систем социально-педагогической профилактической работы в детском объединении.

Использование мер, направленных на преодоление антисоциального поведения через включение несовершеннолетних в разнообразную общественнополезную деятельность, позволяет успешно формировать социальное поведение детей из антисоциальных семей.

После осознания студентами практической значимости данной работы, целесообразно на 4 курсе вести факультативные курсы по темам:

1. Помощь детям из антисоциальных семей.

2. Роль учителя и его помощь педагогически несостоятельной семье.

3. Взаимодействие учителя, социального педагога и педагога-психолога в работе с детьми из антисоциальных семей.

Таким образом, актуальность данной проблемы позволяет нам вносить коррективы в учебные планы факультативов и различные виды педагогической практики. А работа в рамках социального партнерства расширяет круг возможностей взаимодействия студентов и учителей с детьми из антисоциальных семей. Данная работа может найти применение в массовой школе, в центрах дополнительного образования, в реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

Библиографический список

1. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков, — СПб. : Речь, 2005. — С. 242.

2. Нижников С.А. Философия : учебник. — М., 1970. — Т. 1. — С. 49.

3. Емельянова Л.Г. К вопросу о педагогической культуре родителей. — М. : Педагогика, 1979. — С. 175.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М. : АСАДЕМА, 2002. - С. 54.

5. Макаренко А.С. Собрание сочинений. Т.4. — М. : Изд-во «Правда», 1987. — С. 29.

6. Лошаков Е. Не с горя, а от пустоты. — М. : Медиа-Пресс, 2001. — С. 94.

7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М. : Просвещение, 1988. — С. 12.

8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М. : Просвещение, 1991. — С. 8.

9. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. — М. : Творческий центр, 2005. — С. 3.

10. Литвак Р.А. Современное детское движение. — Челябинск : ЧПГУ, ДПиШ им. Н.К.Крупской, 2001. — С. 80.

ЧУКРЕЕВА Вера Валентиновна, соискатель кафедры социальной педагогики Омского государственного педагогического университета, директор Тюкалин-ского педагогического колледжа.

Статья поступила в редакцию 12.12.2008 г.

© В. В. Чукреева

Книжная полка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Антропова, Л. Г. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие / Л. Г. Антропова ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. гос. ун-т», Центр заоч. и дистанц. образования. — Челябинск : Челяб. гос. ун-т , 2006. — 283 с. : ил. — Библиогр. в конце ст. — ISBN 5-7271-0755-5.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.