УДК 37.018.26
РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Т.В.Перепелкина
В статье рассматривается проблема взаимодействия образовательного учреждения и современной семьи в целях обеспечения здоровьесбережения младших школьников. Обозначены организационно-педагогические и психолого-педагогические условия обеспечения ценностного отношения к своему здоровью участников образовательного процесса.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, семья, мотивация, учащиеся начальной школы.
Сохранение и укрепление здоровья детей остается одной из актуальных задач системы образования не только потому, что обучающиеся проводят в образовательном учреждении большую часть времени, но и потому, что школа имеет уникальный ресурс влияния на ребенка и родителей, на формирование ценностных ориентиров и прежде всего ценности здоровья и здорового образа жизни. Высокий уровень заболеваемости, увеличение функциональных расстройств у детей привели к тому, что проблема здоровья подрастающего поколения становится крайне важной в современном социуме.
Здоровье детей - результат сложного взаимодействия человека с природой и обществом, которое зависит от генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов [3]. Причинами ухудшения здоровья детей школьного возраста являются недостаточное внимание к двигательной активности и культуре здоровья ребенка, медицинская и психологическая неграмотность родителей, отсутствие готовности к здоровьесберегающему обучению некоторых учителей. К сожалению, некоторые учителя пребывают в ошибочной уверенности в том, что ученик полностью находится под их влиянием и, чувствуя несостоятельность образовательного процесса, начинают искать не «помощников», а виноватых в семье. И только совместная систематическая
работа классного руководителя с родителями по воспитанию здорового образа жизни обеспечит формирование здоровой личности.
Деятельность учителя, направленная на здоровьесбережение младших школьников, будет иметь малый успех, если она ведется в аспекте учитель -дети. Для достижения высоких результатов, педагогу необходимо строить воспитательную работу в аспекте учитель - дети - родители [4].
Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. Основной задачей для родителей должно стать: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
В целях получения информации по приоритетным направлениям педагогической деятельности нами был проведен опрос родителей младших школьников, посещающих МБОУ СОШ с.Углезаводск. В опросе приняло участие 30 родителей. Респондентам было предложено выбрать наиболее важные для них ценности: укрепление здоровья; развитие индивидуальных способностей ребенка; развитие художественно-эстетических способностей и приобщение к культурным ценностям. Среди опрошенных родителей на первое место в ряду жизненных ценностей поставили укрепление здоровье 68%, на развитие индивидуальных способностей - 26%, на развитие художественно-эстетических способностей - 6%.
Полученные данные свидетельствует о том, что большинство родителей самой главной ценностью считают здоровье своих детей (рис. 1).
Рис. 1. Показатели ценностного отношения родителей младших школьников
По нашей просьбе родители оценили здоровье своих детей. 57 % респондентов ответили, что у их детей нет проблем со здоровьем, при этом 34% оценивают здоровье своего ребенка как хорошее; 29% родителей оценивают как удовлетворительное. Значительно отличается оценка врачом здоровья ребят: первая группа здоровья (практически здоровы) отмечается у 36% детей, вторая группа здоровья (имеющая заболевания, но не хронического характера) встречается у 48%, третья группа здоровья (имеющая хронические заболевания) встречается у 16 % ребят младшего школьного возраста (рис. 2). Таким образом, родители не могут объективно оценить здоровье своего ребенка
Рис. 2. Распределение обучающихся по группам здоровья
На вопрос анкеты «Что сохранит здоровье Вашего ребенка?» 57% респондентов указало систематическое употребление витаминных комплексов,
86% считают, что употребление в пищу фруктов, овощей и молочных продуктов сохранит здоровье, 100% родителей указало, что прогулки на свежем воздухе и занятие спортом сберегут и укрепят здоровье ребенка.
Опрос учащихся начальной школы показал, что 71 % (в опросе приняло участие 30 ребят) посещают спортивные секции и больше 2,5 часов бывают на свежем воздухе, 93% ребят пропивают витаминные комплексы весной и осенью, с целью профилактики респираторных заболеваний.
На вопрос «Как вы проводите свободное время дома?» все ребята ответили, что свободное время они проводят у компьютера или телевизора. Причем у компьютера ребята проводят без перерыва более 2 часов, а телевизионные передачи смотрят лежа на диване или полу, 7% ребят ответили, что в выходные дни, они вместе с родителями выезжают на природу, ведут активный образ жизни. Родители подтвердили, что ребята большую часть времени проводят за компьютером и просмотром телевизора, а выполнение домашнего задания откладывают на вечернее время, тем самым нарушая режим дня, что может привести к негативным последствиям для здоровья подрастающего поколения.
Опрос показал, что родители располагают ограниченным набором средств сохранения и укрепления здоровья ребенка в семье. Причина сложившейся ситуации состоит в следующем: во-первых, у современных родителей не хватает достаточного времени на общение со своими детьми, а иногда и на заботу об их здоровье; во-вторых, родители не всегда владеют достаточными знаниями по воспитанию культуры здоровья у ребенка; в-третьих, не все родители умеют беречь свое собственное здоровье и, следовательно, не приучают к этому своих детей [5].
На вопрос «Кто должен быть организатором валеологического просвещения родителей» 34% респондентов ответили, что педагог; 49% родителей ответили, что валеологическим просвещением должен заниматься медицинский работник; 17% родителей ответили, что они не нуждаются в
консультациях, необходимую информацию они узнают из средств массовой информации.
Педагогу при работе с родителями необходимо применять разнообразные формы, которые позволят более грамотно заниматься воспитанием и здоровьесбережением детей [3]. Наиболее эффективными формами работы с родителями являются вечера вопросов и ответов, на которых с увлечением и интересом обсуждаются вопросы по интересующимся темам. Необходимо включать родителей в обсуждение проблем, превращая пап и мам в субъектов поиска вариантов их разрешения. Это позволит создать атмосферу доверия и доброжелательности. На семинарах-практикумах родители обучаются конкретным приемам и методам оздоровления. Также проводятся индивидуальные консультации по результатам диагностики и анкетирования ребят и их родителей. Участие в совместных спортивно-оздоровительных мероприятиях позволит убедить родителей, что личный пример членов семьи, формирование представлений и навыков здорового образа жизни имеют большое значение для ребенка.
Работа с родителями раскрывается в следующих функциях:
1. Информационная функция - просвещение родителей по поводу организации учебно-воспитательного процесса в школе;
2. Просветительная функция - вооружение родителей актуальной для них информацией, значение которой определяется на основе диагностик родителей и обучающихся;
3. Обучающая функция - отработка практических навыков с родителями (тренинговые занятия, обыгрывание нестандартных ситуаций);
4. Консультационная функция - методическое и психологическое консультирование в разрешение индивидуальных затруднений родителей;
5. Профилактическая функция - предупреждение типичных трудностей семейного воспитания;
6. Координационная функция - объединение и регулирование действий всех участников образовательного процесса (классный руководитель, медицинский работник, родители, обучающиеся) [2].
Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья младших школьников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении своих детей, приобщение их к здоровому образу жизни. В семье закладываются основы физического, эмоционального и социального развития человека, необходимые ему на протяжении всей жизни. Поэтому необходимо научить родителей правильно организовать оздоровительно-воспитательную работу в семье, направленную на формирование у детей ценностного отношения к укреплению и сохранению своего здоровья. К числу факторов семейного риска влияющих на здоровье детей следует отнести:
- проблемы детско-родительских отношений (жестокость, грубость, насилие и др.);
- неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, физические и эмоциональные перегрузки;
- нарушение психического здоровья родителей (депрессии, повышенная тревожность);
- антисоциальное поведение родителей (наркомания, алкоголизм);
- конфликты между родителями [1].
Формирование здорового ребенка должно основываться на следующих принципах воспитания в семье:
1. Принцип целенаправленности - родители зачастую весьма расплывчато представляют цели и задачи воспитания, по этой причине не может быть правильно организовано воспитание здорового ребенка;
2. Принцип научности - воспитание в семье строится большей частью на основе собственных представлений и опыта родителей, которые игнорируют рекомендации педагогов, психологов. Учиться беречь и ценить свое здоровье
необходимо как детям, так и родителям, прислушиваясь к советам и рекомендациям педагога;
3. Принцип планомерности заключается в необходимости ежедневно уделять время воспитанию здоровых привычек у ребенка, составив «план здоровья»;
4. Принцип системности - отдельные виды воспитания (трудовое, нравственное, физическое) не должны быть изолированы в формировании здоровой личности;
5. Принцип конкретности - детям присуще предметно-логическое мышление. Выводы об окружающем мире они делают на основании конкретных примеров. Невозможно привить ребенку навыки ведения здорового образа жизни, если он непрерывно видит и чувствует противоположное тому, что ему внушают [3].
Семья как непосредственная среда жизни младшего школьника предполагает не только наследование ребенком здоровья своих родителей, но и влияет на изменение его здоровья, исходя из индивидуальных возможностей, формирует здоровье. Ближайшее семейное окружение влияет как на формирование состояния здоровья ребенка младшего школьного возраста, так и на его отношение к здоровью. Изучение особенностей отношения к здоровью детей и их родителей поможет определить направления работы педагога, классного руководителя с целью формирования у детей адекватного отношения к своему здоровью и ценностно-смысловой мотивации в сфере сохранения здоровья.
Для успешной реализации содействия здоровьесбережению личности младшего школьника необходимо в школе создавать условия направленные на гуманистическое взаимодействие участников образовательного процесса, на укрепление и сохранение здоровья обучающихся и педагогов. Разработка методов педагогического содействия здоровьесбережению личности младшего школьника в условиях взаимодействия с семьей по усвоению умений и
навыков здорового образа жизни имеет прямое отношение не только к требованиям сегодняшнего дня, но и к перспективам развития образования в целом.
Источники:
1. Безруких М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа / М.М.Безруких, Т.А. Филиппова. М.: Просвещение, 2013. 127 с.
2. Борисова Г.Д. Родительское собрание - форма содружества семьи и школы // Начальная школа. 2012. № 6. С. 14-17.
3. Митяева А.М. Здоровый образ жизни. М.: Изд. центр Академия, 2008. 144 с.
4. Нефедова Л. А. Работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни // Начальная школа. 2011. № 1. С. 30-32.
5. Пасюков П.Н. Здоровьесбережение как стратегия модернизации педагогического образования в современных условиях: монография / П.Н.Пасюков, О.Р.Кокорина, Т.М.Пономаренко. М.: Компания Спутник, 2006. 304 с.
References:
1. Bezrukih M.M. Kak razrabotat' programmu formirovaniya kul'tury' zdorovogo i bezopasnogo obraza jizni v obrazovatel'nom uchrejdenii. Nachal'naya shkola / M.M.Bezrukih, T.A. Filippova. M.: Prosvesch'enie, 2013. 127 s.
2. Borisova G.D. Roditel'skoe sobranie - forma sodrujestva sem'i i shkoly' // Nachal'naya shkola. 2012. № 6. S. 14-17.
3. Mityaeva A.M. Zdorovy'y obraz jizni. M.: Izd. centr Akademiya, 2008. 144 s.
4. Nefedova L.A. Rabota s roditelyami po propagande zdorovogo obraza jizni // Nachal'naya shkola. 2011. № 1. S. 30-32.
5. Pasyukov P.N. Zdorov'esberejenie kak strategiya modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya v sovremenny'h usloviyah: monografiya / P.N.Pasyukov, O.R.Kokorina, T.M.Ponomarenko. M.: Kompaniya Sputnik, 2006. 304 s.
Зарегистрирована : 09.09.2013