УДК 159.99
Зубова Л.В., Харькова А.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
О ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИИ АСОЦИАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ С ПОЗИЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА
В статье на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена психология асоциальной личности в современном российском обществе с позиции интег-ративного подхода. Исследованы теоретические концепции и подходы к определению асоциальной личности. Предложен интегративный подход к понимаю природы асоциальной личности. Определено понятие асоциальной личности с точки зрения интегративного подхода.
Ключевые слова: феномен асоциальной личности, асоциальная личность, интегративный подход, социально-позитивное поведение, рефлексивность.
В последние годы начался процесс возрождения страны, однако в мире современного детства немало тревожных проблем. Во многом ослаблена роль основных институтов социализации детей - семьи и школы. Немало детей находится в трудной жизненной ситуации, связанной с экономическим положением семьи, состоянием психического и физического здоровья ее членов, морально-психологическим климатом в ней, низким воспитательным потенциалом родителей. Глава Правительства Российской Федерации В.В. Путин в газете «Комсомольская правда» от 13 февраля 2012 года, в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» высказал озабоченность по поводу «школ с устойчиво низкими результатами обучения, в которых много детей с трудностями в обучении и девиантным поведением, по поводу снижения позитивного влияния учреждений дополнительного образования, так как кружки и секции сегодня посещают половина школьников и только четверть - бесплатно». На развитие подрастающего поколения влияет размытость в обществе морально-нравственных ценностей, негативные процессы, имеющие место в общественной жизни, затрудняют социально-психологическую адаптацию школьников в социуме, снижают их сопротивляемость негативным воздействиям социальной среды, ведут к социально-психологической дезадаптации, результатом которой являются асоциальные проявления на разных возрастных этапах: в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах. Возросла преступность среди школьников, рост которой соотносится с темпами роста правонарушений у взрослых.
Школьники участвуют в разных видах асоциальных проявлений. В этих условиях феномен асоциальной личности школьников - проблема значимая для науки и современного общества [3].
Она настолько остра, что перестала быть предметом профессиональной деятельности только специалистов правоохранительных органов. Стратегическое решение проблемы асоциальных проявлений личности, особенно в школьном возрасте, лежит в плоскости государственной политики по всемерному укреплению воспитательно-образовательных институтов общества, что подтверждается многочисленными социологическими, педагогическими, медицинскими и психологическими исследованиями. Все это свидетельствует о том, что проблема асоциальной личности является продуктом сложного взаимодействия целой системы внешних и внутренних факторов.
В научной литературе отсутствует единое понимание понятия «асоциальная личность». В современной психолого-педагогической литературе отдельные аспекты данной проблемы представлены в ряде понятий: «трудные», «трудновоспитуемые» (М.А. Алемаскин, И.А. Невский, Д.И. Фельдштейн и др.); «педагогически запущенные» (Н.А. Коваль, А.В. Панченко, Л.Ю. Сирот-кин и др.); «дети (подростки) с отклоняющимся поведением» (М.А. Алмазов, А.С. Шульга,
A.И. Захаров и др.). Разрабатывается вопрос о типах, форме и структуре девиантного поведения (делинквентный, аддиктивный, патохарак-терологический, психопатологический и др.) (П.К. Анохин, И.В. Байер, В.К. Вилюнас,
B.В. Ковалев, В.Д. Менделевич, И.Н. Семенов,
C.Ю. Степанов, Д.И. Фельдштейн, С.А. Бели-
Зубова Л.В., Харькова А.А._<
чев, А.И. Долговой, Е.В. Змановская, В.В. Игнатова, Ю.А. Клейберг, Е.В. Игошев, Б.Ф. Райский и др.), описаны его этнокультурные, тендерные, возрастные, профессиональные варианты.
Зарубежными исследователями наряду с понятием «девиантное поведение» используются понятия «криминальное поведение», «преступное поведение»; ими широко изучен вопрос о природе асоциальности (отклонений, девиаций): наследственность и биологическое состояние человека (Э. Кречмер, Ч. Ломброзо, Т. Прайс, Г. Уиткин, У. Шелдон и др.); внутриличностные психологические противоречия и конфликты с ближайшим социальным окружением (Г. Кэп-лан, Г. Тард, З. Фрейд, Э. Фромм и др.).
Природа асоциальности (девиантности) представлена в ряде теорий: аномалии и социальной дезорганизации (Э. Дюркгейм, Ф. Знанец-кий, Р. Мертон, Т. Парсонс, П. Сорокин, У. Томас и др.), в теории стигматизации (Г. Беккер, И. Гоф-фманн, Р. Коллинз, Э. Лемерт и др.), культурологических (Р. Клауорд, П. Миллер, Л. Оулин, Э. Сатерленд, Т. Селин и др.) и конфликтологических концепциях (Р. Квинни, Л. Козер, К. Маркс, О. Турк, Ф. Энгельс и др.).
Характеризуя асоциальную личность, большинство авторов склоняются к выводу о решающей роли антисоциальной направленности в становлении отклоняющегося поведения. При этом ученые используют близкие по своему смыслу термины: антиобщественная установка (Т.Ш. Ангуладзе); антиобщественная ориентация личности (В.Н. Кудрявцев); антиобщественная (К.Е. Игошев, Д.И. Фельдштейн), антисоциальная (Е.В. Змановская, Е.П. Ильин, В.В. Лунеев, Г.Г. Шиханцов), асоциальная (Ю.А. Клейберг), асоциально-криминальная (И.П. Башкатов), криминогенная (Ю.М. Анто-нян, А.М. Столяренко), криминальная (А.Г. Ковалев) направленность личности; противоправная направленность личности (А.И. Долгова, Н.Ф. Кузнецова.), отклоняющееся и девиантное поведение подростков и молодежи (Б.Н. Алмазов, А.Л. Гройсман, Р.А. Дабагян, Э.Г. Костяш-кин, Г.П. Медведев и др.).
Анализ научной литературы показал, что существует достаточно большое число работ, однако они не создают целостного представления об асоциальной личности.
В связи с этим актуальна научная задача ясного определения феномена асоциальной
О проблеме психологии асоциальной личности...
личности в современном обществе, ее различных видов и особенностей проявлений в школьной среде; четкого определения соответствующих критериев и показателей, которые бы позволили выделить асоциальные поведенческие образцы среди всех других видов. Значимость этого определяется тем, что в настоящее время существует некий диссонанс между широким употреблением понятий «социальная и асоциальная направленность личности», «асоциальная личность», «асоциальные проявления», «асоциальное поведение», «асоциальная установка» и т. п. и реальным научным обеспечением употребления всех этих понятий.
При всей безусловной значимости упомянутых исследований до настоящего времени четко не определен сам феномен асоциальной личности в современном обществе, нет ясных представлений о системе психологических механизмов асоциальной личности и особенностей ее проявлений в школьном возрасте.
В современной отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к анализу асоциальной личности: системный, лич-ностно-деятельностный, личностно-ориентиро-ванный, аксиологический, возрастной, экзистенциальный, региональный. Анализ работ ученых К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферо-вой, Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, Д.И. Фельдш-тейна, В.Г. Крысько, А.Г. Асмолова, А.В. Ива-щенко, В.С. Агапова, И.С. Якиманской, З. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни, Г. Саллива-на, Р. Блэкборна, Г. Меррея, К. Левина, Г. Олпор-та, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Л. Бин-свангера, М. Босса, М. Бубера, А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Б.С. Братуся и др. позволил определить ориентиры поиска продуктивных, научных позиций для понятийного аппарата «асоциальная личность», выявить сущностные различия во взглядах исследователей на категорию асоциальная личность в философских и психолого-педагогических научных источниках, способствовал определению ключевых положений психологической концепции асоциальной личности, отражающей содержательно-критериальные, структурно-функциональные, процессуально-формирующие составляющие психологической модели асоциальной личности.
В современной российской психологии проблема асоциальной личности школьника пред-
ставлена достаточно разнопланово. Исследованием причин асоциального и противоправного поведения молодежи занимались М.И. Буянов, К.Е. Игошев, Б.Ф. Райский, Д.И. Фельдштейн и др. Описание социально-психологического портрета юного асоциала приведено в работах Б.С. Братуся, Е.В. Заики, В.Г. Иванова, И.П. Крейдун, А.Е. Личко, А.С. Меликсетяна, Д.И. Фельдштейна, Л.С. Ячиной и др. Рекомендации по ранней диагностике и профилактике отклоняющегося поведения даны в исследованиях М.А. Алемаскина, С.Л. Арзуманяна, В.Г. Баженова, С.А. Беличевой, Г.В. Валицкас, А.И. Кочетова, Г.М. Миньконского, И.А. Невского, Г.М. Потанина, Е.Н. Прейскурант, Д. Пстронг и других.
Некоторые характеризуют личность правонарушителя и склоняются к выводу о решающей роли антисоциальной направленности в становлении отклоняющегося поведения. При этом ученые используют близкие по своему смыслу термины: антиобщественная установка (Т.Ш. Ангуладзе); антиобщественная ориентация личности (В.Н. Кудрявцев); антиобщественная (К.Е. Игошев, Д.И. Фельдштейн), антисоциальная (Е.В. Змановская, Е.П. Ильин, В.В. Лунеев, Г.Г. Шиханцов), асоциальная (Ю.А. Клейберг), асоциально-криминальная (И.П. Башкатов), криминогенная (Ю.М. Антонян, А.М. Столярен-ко), криминальная (А.Г. Ковалев) направленность личности; противоправная направленность личности (А.И. Долгова, Н.Ф. Кузнецова).
Многие исследователи считают, что в основе антисоциальной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением лежат не разрозненные негативные качества личности, определяющие эту направленность, а комплекс негативных (криминогенных) качеств (Ю.М. Антонян, А.И. Долгова, Е.В. Заика, К.Е. Игошев, Н.П. Крейдун, А.С. Ячина и др.) и асоциальные (криминальные, криминогенные) мотивы (С.А. Беличева, Г.Г. Бочкаре-ва, К.Е. Игошев, В.В. Лунев, А.М. Столяренко, Д.И. Фельдштейн, Г.Г. Шиханцов и др.).
Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме эволюции исследований асоциальной личности в отечественной и зарубежной науке позволил сделать вывод о том, что асоциальная личность - проблема многогранная, междисциплинарная и является результатом сложно-
го взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов [8].
Изучение генезиса исследований асоциальной личности в отечественной психологической науке показывает, что это психосоциальное явление, детерминированное в большей степени внутренними факторами (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, Л.И. Анцыферова, А.В. Петровский, К.А. Абульханова-Славская и др.).
В зарубежной психологической науке существуют достаточно разноплановые подходы к пониманию процессов развития асоциальной личности, в большей мере опираются на психоаналитические теории, подходы индивидуальной психологии, основы культурно-этнографической теории личности, динамических и структурных личностных теорий (З. Фрейд, А. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Левин, М. Мид, Г. Олпорт, Д. Кеттелл, К. Роджерс, Г. Айзенк, Э. Кречмер и др.). Рассмотренные концепции и подходы не дают полный анализ асоциальной личности, имея в виду только некоторые компоненты, одни рассматривают когнитивный компонент через ценности и направленность, другие - мотиваци-онный через установку, третьи - через поведенческий (отклоняющееся, девиантное поведение).
Мы стоим на позиции, что для изучения асоциальной личности и ее понимания важен интегративный подход с учетом информационного состояния современного общества, с позиции которого она рассматривается как сложный многоаспектный, динамический, психологический феномен, который имеет свою структуру и специфику.
Мы рассмотрели специфику принципов психологического изучения асоциальной личности: 1) принцип системности, который в исследовании предполагает рассмотрение личности как структуры, на которую оказывают влияние различные факторы, определяющие ее развитие и рассматривающие асоциальную личность как многомерное образование, различные компоненты которого находятся в определенной связи друг с другом; 2) детерминизма, способствующего определению внешних и внутренних детерминант, влияющих на развитие асоциальной личности; 3) развития, который неразрывен с принципами детерминизма и системности и показывает непрерывность в переходе личности от одной ступени онтогенетичес-
Зубова Л.В., Харькова А.А._<
кого развития к другой, в результате чего происходит поступательное накопление информации из социума, что в дальнейшем определяет рефлексивность сознания личности, способной адекватно воспринимать и перерабатывать эту информацию; 4) единства сознания и деятельности, рассматривающий личность в единстве мотивационно-смысловых и регуляторно-дина-мических характеристик, которые обеспечивают готовность личности к социально-позитивной коммуникации, взаимоотношению и взаимодействию, где интегрируются конкретные цели, мотивы и общая программа асоциального или просоциального поведения; 5) реципрок-ного детерминизма, позволяющий рассматривать личность, имеющую заранее обдуманные намерения, мотивы, которые используются в криминологии; 6) саморазвития личности, позволяющий рассматривать личность, способную к реализации того или иного поведения в конкретных условиях и деятельности, рефлексивности и коррекции своего поведения [7].
Вышеизложенные принципы позволили обосновать интегративный подход к методологии анализа асоциальной личности, который дал возможность многоаспектно изучить асоциальную личность школьника в современных условиях и степень влияния последних на ее зарождение и становление; а также наметить новые направления к исследованию асоциальной личности современного школьника и обосновать методологический инструментарий с учетом информационного состояния в современном обществе, создавший основы для разработки концепции асоциальной личности.
В рамках интегративного подхода выделены методологические идеи, которые отражены в философских, социологических, педагогических, криминалистических и психологических исследованиях, рассматривающих асоциальную личность как результат неблагоприятной социализации.
В нашем исследовании определена категория сознания с его рефлексивной особенностью как основного показателя асоциальной личности. В рамках этой концепции очень важно рассматривать влияние общества, его переходного состояния на асоциальную личность (институциональный фактор массового генезиса асоциального сознания).
Сложившаяся современная ситуация является стимулом для зарождения негативных ка-
О проблеме психологии асоциальной личности...
честв во внутреннем мире школьника, так как существует слабая сопротивляемость силовых структур росту асоциальных проявлений в обществе, что неизбежно порождает чувство безнаказанности, которое искажает идеалы и образцы поведения личности. К данным явлениям относятся забвение многих традиций, разрушение института семьи и семейных ценностей, что приводит к дезадаптации подрастающего поколения, проявляющейся в чувстве неполноценности и недоверии к определенным слоям общества, в росте преступности и криминальных групп в молодежной среде, к морально-нравственной депривации и фрустрированности многих социально значимых потребностей [1], [6].
Современный социум не в полной мере соответствует запросам и ценностям молодежи, а образовательная составляющая современной школы в недостаточной мере развивает и формирует рефлексивность сознания, которое обладает следующими характеристиками: отношение, оценка, критика и самокритика. Эти характеристики выступают определяющей и интегральной характеристикой личности, которые аккумулируются в рефлексивности сознания и являются социальным феноменом и продуктом социализации, которая наиболее успешно формируется к подростковому возрасту и на которую в большей степени оказывает влияние семья. Кроме того, большое значение накладывает на развитие рефлексивности сознания кризис личностного роста - неудовлетворенность индивида (своим социальным, личностным статусом и т. д.). Такие индивидуальные кризисы особенно распространены и могут принимать массовый характер в нестабильном, социально кризисном обществе, где не урегулированы отношения между личностью и обществом и где предписываемые индивиду и реально выполняемые им функции и роли не совпадают [3], [6].
Важно рассматривать значимость готовности личности к социально позитивному поведению, которое является результатом успешной социализации и сформированности рефлексивной особенности сознания, свидетельствующей о ее психическом здоровье, которое не возникает само собой, а воспитывается прежде всего (если не исключительно) в семье. Фактически исключительную роль семьи в социализации индивида подтверждают исследования, показывающие, что стиль жизни индивида
остается неизменным от детства к зрелости и, значит, образцы поведения, которые заложат родители у своих детей, впоследствии изменить будет крайне сложно [4].
Переходное общество с его нестабильностью, ценностной неопределенностью, сгущением атмосферы беспокойства, недоверия, страха, агрессии, безысходности, усилением иррационального элемента в массовом сознании существенно обостряет проблему асоциальных проявлений личности, особенно в школьном возрасте.
Их всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: исследование асоциальной личности - сложная психологическая проблема, в решении которой существует множество различных подходов. Категориальный аппарат представлен в современной науке очень разно-планово. Это во многом определяется разнородностью реализуемых подходов, которые по своим методологическим основаниям имеют ряд существенных ограничений и не позволяют составить общее представление о состоянии психики
асоциального школьника в современном обществе. Современное общество с такими распространенными в нем формами асоциальных проявлений личности, носящими молодежный характер, как экстремизм, наркомания и депрессия, выделяется как объективный фактор развития асоциальной личности.
Следовательно, обоснованным является изучение психологии асоциальной личности с позиции интегративного подхода и определение асоциальной личности как особой системы отношений, показателем которой является не-сформированная личностная компетентность, включающая низкий уровень рефлексивности сознания, отсутствие сформированности социально значимых ценностей и ценностных ориентации, неспособность к идентификации и восприятию общественной информации, конструктивно ее оценивать и критиковать, что влечет за собой отсутствие готовности к социально полезной деятельности, коммуникации и взаимоотношениям.
15.01.2013
Список литературы:
1. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - М. : Знание, 1988. - 304 с.
2. Зосимовский, А. В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте / А. В. Зосимовский. -М. : Наука, 1982. - 200 с.
3. Зубова, Л. В. Информационно-когнитивный подход к методологии генезиса асоциальной личности : Монография / Л. В. Зубова. - М. : «Дом педагогики», 2010. - 335 с.
4. Иващенко, А. В. Внутренняя позиция личности подростка : понятие, условия формирования и развития личности / А. В. Ива-щенко, Л. В. Зубова, О. А. Щербинина. - Оренбург, 2008. - 153 с.
5. Панов, В. И. Рефлексия как принцип познания и развития / В. И. Панов // Психология и ее приложения : Ежегодник РПО. - 2002. - Т. 9, вып. 1. - С. 58-59.
6. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. - Тюмень, 1985. -90 с.
7. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. - М. : Прогресс, 1989. - 206 с.
8. Франкл, В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. под ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.
Сведения об авторах:
Зубова Людмила Викторовна, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент Харькова Александра Алексеевна, преподаватель кафедры общей психологии и психологии
личности Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 2311, тел. 8 (3532) 372575, e-mail: [email protected],
UDC 159.99
Zubova L.V., Harkova A.A.
Orenburg state university, e-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF PSYCHOLOGY ANTISOCIAL PERSONALITY IN RUSSIAN SOCIETY WITH POSITIONS INTEGRATIVE APPROACH
On the basis of theoretical analysis of psychological and educational literature considered antisocial personality psychology in contemporary Russian society from the perspective of an integrated approach. Investigated the theoretical concepts and approaches to the definition antisocial personality. We propose an integrative approach to understanding the nature of antisocial personality. Defined the concept of antisocial personality in terms of integrative approach.
Key words: phenomenon antisocial personality, antisocial personality, integrative approach, positive social behavior, reflexivity.