Научная статья на тему 'К вопросу о проблеме агрессивных проявлений подростков с асоциальной направленностью личности'

К вопросу о проблеме агрессивных проявлений подростков с асоциальной направленностью личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
586
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / АСОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иващенко Александр Васильевич, Кириенко Алла Александровна

В статье рассмотрены сущностные характеристики и структура агрессивных проявлений асоциальных подростков, раскрыта их специфика в зависимости от типа асоциальной направленности личности подростка, определена связь агрессивных проявлений с когнитивным, эмоционально-оценочным, ценностно-мотивационным и поведенческим компонентами направленности личности подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иващенко Александр Васильевич, Кириенко Алла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE PROBLEM OF AGGRESSIVE MANIFESTATIONS OF ADOLESCENTS WITH ANTISOCIAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY

The article describes the essential characteristics of the structure and aggressive manifestations of antisocial teenagers revealed their specificity depending on the orientation of the individual adolescent antisocial, aggressive interactions with correlation to the cognitive, attitudinal, value and motivational and behavioral components of the orientation of the individual youth.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблеме агрессивных проявлений подростков с асоциальной направленностью личности»

УДК 159.9

Иващенко А.В.1, Кириенко А.А.2

1Российский университет дружбы народов 2Оренбургский государственный университет Е-mail: aa-kirienko@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С АСОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ

В статье рассмотрены сущностные характеристики и структура агрессивных проявлений асоциальных подростков, раскрыта их специфика в зависимости от типа асоциальной направленности личности подростка, определена связь агрессивных проявлений с когнитивным, эмоционально-оценочным, ценностно-мотивационным и поведенческим компонентами направленности личности подростка.

Ключевые слова: агрессия, агрессивные проявления, асоциальная направленность личности.

Проблема асоциальной личности и ее агрессивного поведения за последнее десятилетие привлекла к себе пристальное внимание специалистов разных профилей. Такой интерес объясняется следующими причинами.

Во-первых, в результате сложившейся в нашей стране ситуации на фоне экономической и политической нестабильности, распада семей, разрыва привычных связей между людьми, громадного противоречиям между бедными и богатыми, увеличивается количество асоциальных подростков. Согласно исследованиям института социологии РАН доля «законопослушных» подростков с 2006 по 2010 г. снизилась почти вдвое: с 32% до 15% от общего числа опрошенных. И наоборот: несовершеннолетних, которые периодически нарушают «нормы общежития» - дерутся, пьют, курят, хулиганят, воруют - уже насчитывается 69%. И если 8 лет назад к числу «трудных» можно было причислить лишь каждого десятого подростка, то сейчас это уже каждый шестой.

Во-вторых, ежегодно этими подростками совершаются правонарушения, число которых также возрастает. Согласно данным тех же исследований, проводимых в больших и малых городах России подростки стали чаще употреблять алкоголь и наркотики, в том числе «тяжелые», проявлять агрессивность, совершать преступления.

И, в-третьих, статистика неуклонно фиксирует рост насильственных преступлений среди несовершеннолетних, при этом появляются многочисленные данные об их качественном изменении в направлении возрастания жестокости и цинизма (Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, И.Б. Бойко, Е.М. Борисова, Р.Ф. Валеев; Л.В. Зубова, Л.Д. Гаухман, А.И. Долгова,

Е.Н. Казакова, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.Р. Ратинов, Л.В. Фомина и др.). Применение насилия ради уважения, самоутверждения, для разрядки напряжения, для ухода от скуки по данным МВД становится нормой не только для асоциальных, но уже и для «законопослушных подростков» [4], [8].

Сложившаяся ситуация вносит соответствующие коррективы в развитие и функционирование подростка и сказывается на содержании его личностной направленности, предопределяя соответствующие негативные проявления одним из которых является агрессия. А потому исследование специфики агрессивных проявлений, в основе которых лежит личностная направленность подростков (ее содержательное наполнение), весьма актуально, поскольку открывает возможность более тонкой дифференциации подростков с целью последующего проведения эффективной профилактической работы с ними.

Отметим, что в современной научной литературе имеется значительное количество работ, посвященных проблеме исследования подростковой агрессии. В центре внимания исследователей находятся такие аспекты, как механизмы усвоения и закрепления агрессии, условия ее проявления, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы его предотвращения (Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, К. Бютнер, Т.Г. Румянцева, А.А. Реан, О.В. Кобзева, Л.В. Зубова, А.А. Ушанова, Е.В. Тарасова, Ю.Б. Можгинский, Ф.С. Сафуа-нов, А. Налчаджян и др.) [1], [2], [3], [6], [9].

Проблема специфики агрессивного поведения асоциальных подростков раскрывается в основном в контексте исследования различных форм отклоняющегося поведения (Д.И. Фель-

дштейн, С.А. Беличева, В.В. Лунеев, К.Е. Иго-шев, А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев, М.И. Ени-кеев, А.Р. Ратинов и др.) [3], [5], [7], [9], [10]. Поэтому не лишено оснований предположение о том, что многоплановое психологическое исследование агрессивного поведения асоциальных подростков, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы представлены в ряде работ последних десятилетий. Так, агрессивное поведение подростков правонарушителей в рамках закрытого учреждения изучали А.И. Горькова, С.Н. Ениколопов, В.Ф. Пирожков, Н.И. Фелин-ская, поведенческие проявления агрессивности делинквентных и трудных подростков рассматривали М.Л. Мельникова и Н.А. Саблина. При этом особенности проявляемой подростками-правонарушителями агрессии объясняли наличием взаимосвязи с противоправной мотивацией (Т.Н. Курбатова, О.М. Шабалин), ценностными ориентациями, смыслами и потребностями (Л.В. Зубова, Р.М. Масагутов, О.В. Якимо-вич, Т.В. Слотина, Л.В. Смольникова), с характерологическими особенностями (Ю.Б. Мож-гинский, А.В. Ковальчук, Н.Г. Рукавишникова, Д.Н. Журавлев).

Однако, несмотря на усилия многих отечественных и зарубежных исследователей, которые внесли значимый вклад в психологию агрессивного поведения подростков, обнаруживается явный недостаток как теоретических наработок, так и собственно эмпирических исследований проблемы специфики агрессивных проявлений асоциальных подростков и взаимосвязи с базовым свойством личности - направленностью.

Этой проблеме было посвящено наше исследование, ряд важнейших результатов которого приводятся в данной статье.

Основываясь на том факте, что асоциальные подростки или подростки с асоциальной направленностью не представляют собой однородной группы и отличаются как по характеру поведенческих отклонений (внешний критерий), так и по содержанию компонентов (когнитивного, эмоционально-оценочного, ценнос-тно-мотивационного, поведенческого) направленности личности (внутренний критерий), нами обосновывается, согласно сформулированным критериям, и используется в исследовании следующая типология асоциальной направленности личности подростков: социально-пассивная (внешне проявляется в поведен-

ческих отклонениях, в которых выражается стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от гражданских обязанностей и долга: уклонение от учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств), корыстная (внешне проявляется в поведенческих отклонениях, связанных со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции), корыстно-агрессивная (внешне проявляется в поведенческих отклонениях, связанных с получением материальной выгоды, путем причинения ущерба и вреда другим людям: разбои, грабежи) и агрессивная направленность личности (внешне проявляется в поведенческих отклонениях, связанных с причинением физического и морального вреда другим людям: хулиганство, нанесение побоев).

В процессе исследования было установлено, что данные подростки отличаются не только по внешне регистрируемым особенностям поведения, но и по структурно-содержательной характеристике их направленности личности (когнитивной, эмоционально-оценочной, цен-ностно-мотивационной и поведенческой). При этом полученные данные позволяют выделять как общие (обнаруживаемые у всех асоциальных подростков), так и частные (выявляемые у подростков с определенным типом асоциальной направленности) характеристики содержания их направленности.

Общие характеристики: (когнитивный компонент) ограниченность знаний о социальных нормах, регулирующих поведение людей; наличие в системе убеждений, нравственных представлений, носящих асоциальный характер (допустимость совершения правонарушений и криминальных способов заработка, ради удовлетворения своих потребностей); (эмоционально-оценочный компонент) наличие факторов семейного и школьного неблагополучия (безразличие к членам семьи, насилие, злоупотребление спиртными напитками, конфликтные отношения с учителями и одноклассниками), сказывающихся на содержательной стороне переживаний подростка; толерантное, либо позитивное отношения к ряду социальных проблем: пьянству, наркомании, стяжательству, бандитизму; (ценностно-мотивационный компонент) приоритетность материальных ценностей; доминирование потребностей в жизнен-

ном благополучии и избегании негативных явлений; (поведенческий компонент) использование малоэффективных способов взаимодействия с окружающими, снижена социальная и трудовая активность.

Частные характеристики: 1) социально-пассивная направленность личности: наличие в системе убеждений нравственных представлений, носящих как социально одобряемый, так и асоциальный характер, наличие неустойчивой оценки взаимоотношений с членами семьи, неудовлетворенность складывающимися отношениями с учителями и одноклассниками; избегание ситуаций выбора между конкурирующими социально одобряемыми и асоциальными мотивами; наличие проблемного поведения (распития спиртных напитков, использования наркотиков); 2) корыстная направленность личности: наличие в системе убеждений нравственных представлений о культе товарно-денежных отношений и нетрудовом способе достижения материального благополучия, наличие противоречий в оценке отношений с членами семьи и в школе, наличие проблемного поведения в форме распития спиртных напитков, использования наркотиков, с целью заполнения свободного времени; 3) корыстно-агрессивная направленность личности: наличие в системе убеждений о нетрудовом способе достижения материального благополучия, о значимости физической силы и насилия, представлений о других людях как объектах, препятствующих или способствующих достижению актуальной цели, проявление толерантного отношения к фактам семейного неблагополучия, частичная и полная потеря связей со школой, стремлении к обогащению любыми доступными способами; 4) агрессивная направленность личности: наличие представлений, носящих противоречивый взаимоисключающий характер как одобряемых, так и не одобряемых обществом (о важности установления добрых отношений с окружающими, о насильственных способах взаимодействия), имеется частичный разрыв отношений с семьей, где подвергается резкой фрустрации потребность в эмоциональной поддержке, частичная потеря связей со школой, наличие проблемного поведения в виде распития спиртных напитков и участия в уличных драках.

Эмпирически подтвердив типологию подростков с асоциальной направленностью личнос-

ти (социально-пассивной, корыстной, корыстно-агрессивной, агрессивной), нами были установлены и соответствующие данным подросткам специфические проявления агрессии, для изучения которых были использованы методики (Басса-Дарки, Вагнера, глубинное интервью).

В ходе исследования при сравнении выборок были обнаружены значимые различия, как по формам проявляемой агрессии, так и по степени выраженности агрессивности. Заслуживает внимания тот факт, что группы подростков корыстно-агрессивной и агрессивной направленности по выраженности исследуемых параметров, заданных методиками Басса-Дарки и Вагнера, значительно отличаются от других исследуемых групп.

Установлено, что у данных подростков (корыстно-агрессивной и агрессивной направленности) диагностируется более высокий уровень выраженности физической агрессии в сравнении с подростками остальных выборок (I, II, III). Различия статистически значимы (при р<0,01). Обнаруживается достоверно большее (при р<0,01) количество агрессивно-директивных установок, составляющих тенденцию конфронтации и отражающих готовность использовать агрессивные и директивные меры воздействия в отношении других людей (в сравнении с I, II и III выборками). Выявлено достоверно меньшее количество установок, составляющих тенденцию кооперации, отражающую стремление приспосабливаться к социальному окружению. Статистически значимые различия (при р<0,01) получены при сопоставлении с выборкой I. Все вышеперечисленное делает возможным проявление данными подростками открытой агрессии.

Сопоставление данных по выборкам, показало, что различия в формах проявления агрессии обнаруживаются по шкалам «физическая агрессия», «обида», «подозрительность», «чувство вины» (табл. 1).

Самый высокий уровень показателя «обида» зарегистрирован в выборке подростков агрессивной направленности. Различия статистически значимы (при р<0,01) с (I, II, III, IV) выборками подростков.

Высокий уровень выраженности показателя «подозрительность» отмечается у подростков корыстной и агрессивной направленности. В выборке подростков агрессивной направленности уровень выраженности подозрительности

достоверно выше (при р<0,01), чем в выборках подростков социальной, социально-пассивной и корыстно-агрессивной направленности. По уровню выраженности подозрительности выборка подростков корыстной направленности отличается только от I и II выборки, в то время как с IV и V значимых различий не выявлено.

Самый высокий уровень показателя «чувства вины» зарегистрирован в выборке подростков социальной направленности, однако статистически значимые различия (при р<0,01) выявлены только при сопоставлении I выборки с IV, в которой зарегистрирован самый низкий уровень выраженности данного показателя.

Сравнивая выборки по степени выраженности измеряемых индексов «агрессивность» и «враждебность», мы обнаружили следующие особенности. При общей тенденции повышения уровня выраженности суммарного показателя «агрессивность» в выборках асоциальных подростков значимые различия (при р<0,01) были получены только при сопоставлении с выборками подростков корыстно-агрессивной и агрессивной направленности, в которых данный показатель достоверно выше (в сравнении с I, II и III выборками).

Обнаружена тенденция повышения уровня выраженности суммарного показателя «враждебность» в выборках асоциальных подростков. Наибольшие значения этот показатель достигает в выборке подростков агрессивной направленности (при р<0,01 статистически значимые различия имеются со всеми оставшимися четырьмя выборками).

Обобщая полученные данные, нами было установлено, что специфика агрессивных проявлений подростков исследуемых выборок подростков заключается в следующем:

- у подростков социально-пассивной и корыстной направленности личности агрессия проявляется в особо значимых ситуациях, поскольку имеются факторы, сдерживающие ее проявления: склонность реагировать угрызениями совести и стремление сохранять эмоционально положительные отношения с окружающими людьми; в структуре агрессии подростков социально-пассивной направленности преобладающими формами поведения являются вербальная и физическая агрессия, реакции негативизма, а у подростков корыстной направленности - подозрительность, косвенная и вербальная агрессия, негативизм;

- у подростков корыстно-агрессивной и агрессивной направленности личности агрессивное поведение детерминируется агрессивностью как свойством личности; проявлению агрессии способствует враждебность (у подростков агрессивной направленности личности он наиболее высокий), низкий уровень выраженности чувства вины, агрессивно-директивный стиль взаимоотношений и недоразвитие установок социального сотрудничества; в структуре агрессии подростков корыстно-агрессивной направленности преобладающими формами поведения являются физическая и вербальная агрессия, а у подростков агрессивной направленности - физическая, вербальная агрессия, подозрительность и обида.

Для каждой выборки асоциальных подростков существуют содержательные характеристики компонентов направленности личности (когнитивного, эмоционально-оценочного, цен-ностно-мотивационного и поведенческого) представляющие: 1) информацию о знаемых правилах и нормах поведения, 2) содержательную сторону эмоций, отражающих систему от-

Таблица 1. Сравнение форм агрессии подростков изучаемых выборок (в %)

Показатели Выборки

I II III IV V

Физическая агрессия 54*(ГУ, V) 66*(Г^ V) 59*(ГУ, V) 77*(! II, III) 81*(! II, III)

Косвенная агрессия 54 49*(Ш) 64*(П) 55 55

Раздражение 53 56 47 53 55

Негативизм 61 64 62 55 63

Обида 47*(У) 50*(У) 51 *(У) 52*(У) 72*(! II, III, I)

Подозрительность 48*(Ш, V) 52*(Ш, V) 66*(! II) 57*(У) 74*(! II, IV)

Вербальная агрессия 65*(У) 67 63*(У) 73 75*(! III)

Чувство вины 64*(ГУ) 62 63 48*® 52

Примечание: в скобках указана выборка, с которой выявлены значимые различия (при р<0,01)

ношений в семье, в школе, в референтной группе, 3) содержание потребностей, желаний, интересов, идеалов, убеждений, целей и ценностей, 4) систему поступков, образ жизни, связанные со спецификой агрессивных проявлений подростков исследуемых выборок:

Социально-пассивная направленность личности: (когнитивный компонент) представления о значимости физической силы, предприимчивости, ценности материальной выгоды; (эмоционально-оценочный компонент) негативный характер отношений в системе подросток - взрослый (родители, учителя), подросток - семья, подросток - школа; (ценностно-мотивационный компонент) мотивированность на избегание продуктивной деятельности (учения); (поведенческий компонент) наличие проблем по организации свободного времени, наличие отклоняющегося поведения в форме употребления спиртных напитков и наркотических веществ.

Корыстная направленность личности: (когнитивный компонент) представления о допустимости присвоения чужого, необходимости избегания открытого проявления отношения к социальным явлениям; (эмоционально-оценочный компонент) негативный характер отношений в системе подросток - взрослый (родители, учителя), подросток - семья, подросток -школа; (ценностно-мотивационный компонент) доминирование потребностей в жизненном благополучии и избегании негативных явлений; (поведенческий компонент) использование неконструктивных способов взаимодействия в системе подросток - взрослый.

Корыстно-агрессивная направленность личности: (когнитивный компонент) представления о ценности материальной выгоды, о допустимости нарушения закона и присвоения чужого; (эмоционально-оценочный компонент) позитивный характер отношений в системе подросток - улица, двор; (ценностно-мотивацион-

ный компонент) мотивированность на избегание продуктивной деятельности (учения), негативных явлений; (поведенческий компонент) использование неконструктивных способов взаимодействия в системе подросток - взрослый (родители, учителя) и подросток - подросток.

Агрессивная направленность личности: (когнитивный компонент) представления о значимости материальной выгоды и умения драться; (эмоционально-оценочный компонент) негативный характер отношений в системе подросток - семья, подросток - родитель, подросток - улица, двор; (ценностно-мотивационный компонент) мотивированность на избегание негативных явлений и обеспечение самосохранения; (поведенческий компонент) использование неконструктивных способов взаимодействия в системе подросток - взрослый (родители, учителя) и подросток - подросток, наличие отклоняющегося поведения в форме употребления спиртных напитков и наркотических веществ.

Полученные в ходе исследования эмпирические данные позволяют сделать следующие выводы.

1. Агрессия и агрессивные проявления являются специфической формой поведения, имеющей внутренний мотивационный и внешний поведенческий аспекты.

2. Специфика агрессивных проявлений подростков асоциальной направленности (социально-пассивной, корыстной, корыстно-агрессивной и агрессивной направленности) обнаруживает связь со всеми компонентами направленности личности (когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностно-мотивацион-ного и поведенческого).

3. Агрессия подростков асоциальной направленности личности является отражением внешнего неблагополучия, становящегося источником искажений содержания компонентов направленности.

15.01.2013

Список литературы:

1. Антонян, Ю. М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов. -М., 1996. - 172 с.

2. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс ; пер. с англ. - М. : Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. - 512 с.

3. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. - М. : РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 199 с.

4. Зубова, Л. В. Информационно-когнитивный подход к методологии генезиса асоциальной личности : монография / Л. В. Зубова. - М. : «Дом педагогики», 2010. - 348 с.

5. Кудрявцев, В. Н. Правовое поведение : Норма и патология / В. Н. Кудрявцев. - М. : Просвещение, 1982. - 150 с.

6. Курбатова, Т. Н. Структурный анализ агрессии / Т. Н. Курбатова // Б.Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. - СПб., 1995. - С. 27-28.

7. Ратинов, А. Р. Психология личности преступника : Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования / Под ред. А. Р. Ратинова. - М., 1979.

8. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. - 1996. - № 5. - С. 3-18.

9. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семе-нюк. - М. : Москва, 1996. - 254 с.

10. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды / Д. И. Фельдштейн. -М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2002. -432 с. (Серия «Библиотека психолога»).

Сведения об авторах:

Иващенко Александр Васильевич, профессор кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ Кириенко Алла Александровна, преподаватель кафедры общей психологии и психологии личности

Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 2311, тел. 8 (3532) 372575, e-mail: aa-kirienko@mail.ru

UDC 159.9

Ivashchenko A.V., Kiriyenko A.A.

E-mail: aa-kirienko@mail.ru

TO THE QUESTION ABOUT THE PROBLEM OF AGGRESSIVE MANIFESTATIONS OF ADOLESCENTS WITH ANTISOCIAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY

The article describes the essential characteristics of the structure and aggressive manifestations of antisocial teenagers revealed their specificity depending on the orientation of the individual adolescent antisocial, aggressive interactions with correlation to the cognitive, attitudinal, value and motivational and behavioral components of the orientation of the individual youth.

Key words: aggression, aggressive displays, antisocial personality orientation.

Bibliography:

1. Antonyan, Yu. M. Psychology and criminal investigation of crimes / Yu. M. Antonyan, M. I. Enikeev, V. E. Eminov. - Moscow, 1996. - 172 p.

2. Bandura, A. Teenage aggression. Study of the influence of education and family relations / A. Bandura, P. Walters. - M. : April Press, EKSMO-Press, 1999. - 512 p.

3. Belicheva, S. A. The basics of preventive psychology / S. A. Belicheva. - M., 1993. - 199 p.

4. Zubova, L. V. Informational-cognitive approach to the methodology of formation of asocial personality : monograph / L. V. Zubova. - M. : The house of pedagogics, 2010. - 348 p.

5. Kudryavtsev, V. N. The legal behavior : the Norm and pathology / V. N. Kudryavtsev. - M. : Education, 1982. - 150 p.

6. Kurbatova, T. N. The structural analysis of aggression / T. N. Kurbatova // B. G. Ananjev and Leningrad school in development of modern psychology. - SPb., 1995. - P. 27-28.

7. Ratinov, A. R. The psychology of the personality of the offender : Value normative approach // the Identity of the culprit as an object of psychological research / under ed. A. R. Ratinov. - M., 1979.

8. Rean, A. A. Aggression and aggressive personality / A. A. Rean // Psychological Journal. - 1996. - № 5. - Р. 3-18.

9. Semenyuk, L. M. Psychological characteristics of aggressive behavior in adolescents and the conditions of correction / L. M. Semenyuk. - Moscow, 1996. - 254 p.

10. Feldstein, D. I. Age and pedagogical psychology. Selected psychological works / D. I. Feldstein. - M. : Publishing house of Moscow psychological-social Institute, 2002. - 432 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.