Научная статья на тему 'К проблеме обоснования комплексного организационно-педагогического сопровождения по профилактике асоциальной личности школьника'

К проблеме обоснования комплексного организационно-педагогического сопровождения по профилактике асоциальной личности школьника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АСОЦИАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ПРЕВЕНТИВНЫЙ ПУТЬ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / PEDAGOGICAL SUPPORT / ASOCIAL PERSONALITY / INFORMATION APPROACH / PREVENTIVE WAY / REFLEXIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зубова Людмила Викторовна, Бурсакова Марина Сергеевна

В статье на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена проблема комплексного организационно-педагогического сопровождения по профилактике асоциальной направленности личности школьника с позиции информационного подхода. Предложена модель профилактики асоциальной направленности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зубова Людмила Викторовна, Бурсакова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF COMPREHENSIVE STUDY OF ORGANIZATION AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PREVENTION ANTISOCIAL PERSONALITY OF SCHOOLCHILDREN

In this article on the basis of the theoretical analysis of psychological-pedagogical literature the problem of complex organizational and pedagogical support of prevention of an asocial orientation of the identity of the school student from a position of information approach is considered. The model of prevention of an asocial orientation of the personality is offered.

Текст научной работы на тему «К проблеме обоснования комплексного организационно-педагогического сопровождения по профилактике асоциальной личности школьника»

Зубова Л.В., Бурсакова М.С.

Оренбургский государственный университет E-mail: zubowa@yandex.ru

К ПРОБЛЕМЕ ОБОСНОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В статье на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена проблема комплексного организационно-педагогического сопровождения по профилактике асоциальной направленности личности школьника с позиции информационного подхода. Предложена модель профилактики асоциальной направленности личности.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, асоциальная личность, информационный подход, превентивный путь, рефлексивность.

Асоциальная личность в современной науке является объектом исследования многих дисциплин, рассматривая ее с позиции педагогики, следует говорить о психолого-педагогическом сопровождении в первую очередь, учитывая информационное состояние в обществе. В современной науке сейчас развивается направление информационно-когнитивный подход, который позволяет и в психологии и в педагогике, по новому осмыслить проблему исследования асоциальной личности и дает новые возможности ее профилактики. Во-первых, эти возможности обеспечивает подход к личности, в том числе асоциальной, ее профилактике: суть которого заключена в его основополагающем принципе, собственно и «открывающем дверь» педагогу в индивидуальное сознание, которое нуждается в сопровождении. Этот принцип обращается к спасительному механизму человеческой рефлексии, способной отнестись, оценить не только, что находится вовне индивидуального сознания, но и сами установки индивидуального сознания и поведения.

Во-вторых, педагогическое воздействие на асоциальную личность должно осуществляться обязательно в системе профилактических мер в отношении асоциального личностного расстройства у детей и подростков, которые имеют несколько уровней. Эти уровни:

- проблемные семьи во всем многообразии их типов;

- возрастная группа детей и подростков, «поделенных» между семьей и школой (отчасти ушедших от родительского надзора из-за пребывания в школьной субкультуре);

- асоциальные сверстники;

- средовые факторы - средства массовой коммуникации и информации как возможные

источники «заражения» низкими образцами поведения, различные асоциальные соблазны вроде алкоголя, наркотиков, проституции и т. п.

Уже по самому масштабу превентивного, педагогического вмешательства на все эти уровни риска хорошо видно, что реализация соответствующих программ будет даваться с величайшим трудом и с нескорыми результатами. Однако иного пути борьбы с асоциальными проявлениями личности, чем превентивный путь, не существует. Сопровождение асоциально направленных личностей связано с огромной проблемой диагностирования таких личностей. Во-первых, их диагностику на сегодняшний день можно реально провести только среди контингента правонарушителей. Во-вторых, по единодушной констатации специалистов, именно асоциальное расстройство личности диагностируется наиболее трудно по сравнению со всеми другими личностными расстройствами, притом, что личностные расстройства в принципе плохо диагностируются.

На наш взгляд, сосредоточение профилактики асоциальной личности на методах информационно-когнитивной психологии имеет глубокое обоснование в самом существе человека как рефлексивности сознания. Это рефлексивное (информационно-когнитивное) существо человека наиболее адекватно выражает экзистенциальная психология в своей ключевой категории «жизненный мир». Экзистенциальные психологи считают, что человек, в отличие от животного, соотносит свое ситуативное существование со всем миром, таким образом, формируя собственный «жизненный мир» [1] . Очевидно, что механизм формирования экзистенциального «жизненного мира» - это механизм рефлексивности

сознания. Важно подчеркнуть, что рефлексивность сознания - лишь возможность, а никак не предопределенность данного человека, данного «жизненного мира». Эта возможность реализуется непредсказуемо, в индивидуальном опыте социализации, в ходе которого потенциал рефлексивности сознания может раскрыться с какими-то дефицитами, и тогда «жизненный мир» данного индивида будет характеризовать личность с симптомами асоциальной направленности - именно из-за неразвитой рефлексии.

Неразвитая рефлексия, сказываясь в виде слабой способности различать, сопоставлять и оценивать, прямо связана с дефицитом морального сознания - неспособностью различать добро и зло, влекущей за собой формирование таких базовых для асоциального сознания установок, как «мораль - дело вкуса» и «цель оправдывает средства». Отсюда - и императив коррекции асоциально направленной личности: необходимо «разбудить» рефлексивность сознания индивида, «заторможенное» в ходе социализации. Исследователи подтверждают правильность понимания человека экзистенциальными психологами, указывая, что именно полноценная эмоциональная связь между ребенком и взрослым в первые годы жизни является решающим фактором развития у ребенка потребности в эмоциональных контактах с окружающими людьми и способности к сопереживанию. Исследования, проведенные в разных культурах, обнаружили:

- в сообществах с заметной традицией родительского воспитания детей доверием и лаской, низок уровень преступности;

- в сообществах, где родительскими методами воспитания детей являются строгость и наказание, распространено воровство;

- преступления против личности распространены в сообществах, в которых поддерживается традиция «разделения труда» между родителями, когда детей воспитывают матери, а отцы самоустраняются от воспитательных обязанностей, эмоционально отчуждаясь от своих детей;

- преступления против личности наиболее часто встречаются в сообществах, где в родительских правилах - бесцеремонно и быстро «выталкивать» детей в самостоятельную жизнь.

Все это подтверждает позицию экзистенциальных психологов, согласно которой в человека не заложена никакая программа его «само-

актуализации» - ни «добрая», ни «злая», - но индивид с первого дня своего рождения формирует свой «жизненный мир» (установки сознания) под влиянием социальных обстоятельств, в которых находится. Человек, утверждают экзистенциальные психологи, является чистой абстракцией, никем и ничем до и вне своего взаимодействия с миром. И только в этом взаимодействии он становится тем или иным индивидуальным «жизненным миром» [2]- асоциально направленной личностью либо личностью с социально позитивной установкой. Это означает, что человека можно «строить» и «перестраивать», предлагая ему определенные взаимодействия, и, что важно для коррекции асоциально направленной личности, он сам может себя «строить» и «перестраивать» в предложенных ему образцах взаимодействия.

Так что педагог, если он ориентирован на экзистенциальное понимание личности, будет, проводя профилактику учащихся, искать проблемы и истоки проблем взаимодействия учащихся с миром, т. е. будет тестировать, активизировать и направлять в нужное русло их рефлексию. Педагог должен проявить себя здесь высоким профессионалом информационно-когнитивного подхода - так вести диалог с учащимся, чтобы поставить того в отношение к главной проблеме его (учащегося) взаимодействия с миром, чтобы учащийся сам увидел свою проблему и сам попытался решить ее. В этом переводе сопровождения по профилактике асоциальной направленности личности в самокор-рекцию и заключается залог ее успеха. Обычно процесс самокоррекции состоит в готовности учащегося рассмотреть разные альтернативы решения своей проблемы, задумавшись о возможности отказа от того решения, которое учащийся практиковал, и которое было для него деструктивным замещением.

Данные направления профилактического сопровождения нацелены на разрушение установки деструктивного замещения, имеет большой - не только прогностический, но и диагностический и профилактический - потенциалы в осуществлении успешной борьбы против распространения в обществе асоциального поведения. Действительно, в обществе живет огромное количество людей, страдающих в той или иной степени синдромом деструктивного замещения, что делает этих людей, заметно или

незаметно, асоциально направленными личностями. Достаточно сказать, что педагоги и психологи обнаруживают даже в таком, казалось бы, безобидном человеческом увлечении (или чудачестве), как коллекционирование, признаки сознания и поведения замещения, причем не всегда социально позитивного, а в некоторых случаях - крайне асоциального [4].

Профилактика поведения личности с признаками асоциальной направленности в обстановке доверительного диалога между педагогом и учащимся решает проблему ярко выраженных, прецедентов асоциального поведения.

Проблема эта эффективно решается осуществлением системы профилактических в отношении асоциального поведения мер косвенного воздействия. Этими косвенными мерами являются усилия общества и государства по созданию и укреплению институтов, т. е. регламентов социального взаимодействия, в которых индивид получал бы внятные сигналы о том, что он - личность, уважаемая и ценимая, достойная доверия и способная к творчеству. Все социальные регламенты должны создавать у индивида с самого первого дня его жизни мотивацию к творческому труду и личностному развитию. Тогда и семья как «частная» территория социальных регламентов будет демонстрировать статистический разброс в пользу регламента, воспитывающего у подрастающего поколения социально позитивные установки.

Социальные регламенты (институты), в силу того, что вводят в людские взаимоотношения долженствование, выступают ценностью и трансляторами ценностей. Причем, чем более фундаментальны социальные институты - а к таким относятся семья, гражданское общество, государство, право и т. д., - тем более явно они формируют ценностный каркас общества в виде объективных социальных ценностей, благодаря которому «массовый человек» чувствует себя защищенным, находится в состоянии психологического комфорта. В условиях устойчиво функционирующего общества - стабильных социальных институтов (стабильной системы социальных ценностей) - личность это «массовое» состояние психологического комфорта не фиксирует [4]. В этих условиях индивид переключен на более личный, узкий и конкретный уровень психологического восприятия реальности - его творческую энергию могут

стимулировать или, напротив, блокировать такие факторы, как состояние его и его близких физического здоровья, состояние семейных, служебных отношений и т. д. и т. п. В условиях же переживания обществом глубоких институциональных трансформаций институциональная ломка, влекущая за собой обвал соответствующей системы объективных социальных ценностей, тем самым, становится мощным фактором психологической дестабилизации «массового человека», стимулируя асоциальность В этих условиях педагог и его педагогическое сопровождение должно работать на профилактику асоциального сознания и поведения.

На сегодняшний момент не существует единой политики по проблеме профилактике асоциальной личности, отсутствуют взаимоотношения всех респондентов в качестве системы способной создать условия для диагностики и профилактики школьной молодежи с личностными расстройствами, проявляющимися в виде асоциальной направленности.

Сегодня недостаточно работать только с асоциальной молодежью, но и с просоциальной, которая находится в пограничном состоянии между нормой и патологией.

Пока же, до создания такой системы, которая плохо поддается диагностике, представляется наиболее целесообразным сосредоточить все силы общества и государства на разработке эффективных профилактических программах борьбы с асоциальным поведениям. Собственно, серьезные профилактические программы и стали бы базой искомой системы эффективной локализации этой социальной болезни. Свое место в такой системе заняла бы профилактика и сопровождение асоциально направленной личности на основе информационно-когнитивного метода.

В соответствии с этим можно разработать следующие модели профилактики асоциальной личности с учетом информационно-когнитивной психологии:

1. Личностно-ориентированная модель.

2. Рационалистически ориентированная модель.

3. Экзистенциальная модель.

Для педагога самой оптимальной является личностно-ориентированная модель, которая включает реализацию следующих психологопедагогических блоков:

1. Целевой блок (включающий социальные факторы, влияющие на становление асоциальной личности и ее качественных характеристик), который направлен на подготовку участников опытной работы к совместной деятельности.

2. Управленческий блок, в котором раскрывается обеспечение систематизации, координации асоциальной направленности личности учащихся на базе региональных органов управления образованием, муниципального и внут-ришкольного уровней управления, педагогических и психологических технологий, обобщения передового психолого-педагогического опыта.

3. В процессуально-содержательном блоке учитывается осуществление развития рефлексивности сознания и направленности личности учащихся на уровне семьи, образовательных учреждений как звена, в котором реализовался процесс нравственного образования, воспитания и общественной социализации и внешкольного воспитательного пространства.

4. Научно-педагогический и методический блок. предусматривает целенаправленную совместную деятельность муниципальных методических центров и педагогического вуза в осуществлении научного руководства.

5. Психолого-педагогический блок, включающий комплексное изучение социально-психологических и индивидуально-личностных особенностей личности и формирование (диагностика, консультирование) у них готовности к изменению качеств и асоциальных мотивов поведения, позитивного отношения к будущему и оптимизация социальных отношений.

Данная модель обеспечивает взаимосвязь и преемственность всех субъектов по профилактике асоциальной личности и развитию просо-циальной личности, а также внедрение в образовательный процесс программ по психологопедагогическому сопровождению во время уроков и внеклассных мероприятиях.

Модель может быть представлена по оптимизации просоциальной направленности школьного возраста. Однако этого недостаточно, так как профилактика этой проблемы должна осуществляться на протяжении всего личностного онтогенеза.

На наш взгляд, сосредоточение в профилактике асоциальной личности на методах информационно-когнитивной психологии имеет глубокое обоснование в самом существе человека.

25.02.2013

Статья публикуется при финансовой поддержке гранта РГНФ и Правительства Оренбургской области №13-16-56009а

Список литературы:

1. May R. The discovery of being: Writings in existential psychology. - N.Y.: Norton, 1983.

2. Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа, 1993;

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990;

4.Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С.319-344.

5. Зубова Л.В. Информационно-когнитивный подход к методологии генезиса асоциальной личности: Монография. - М.: «Дом педагогики», 2010. - 335 с

6. Иващенко А.В., Зубова Л.В., Щербинина О.А. Внутренняя позиция личности подростка: понятие, условия формирования и развития личности. - Оренбург, 2008. - 153 с.

7. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой.- Тюмень, 1985. - 90 с.

Сведения об авторах:

Зубова Людмила Викторовна, заведующая кафедрой общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент,

е-mail:zubowa@yandex.ru

Бурсакова Марина Сергеевна, старший преподаватель, ведущий специалист-эксперт юридического отдела Главного управления МЧС России по Оренбургской области Оренбургского государственного аграрного университета, е-mail: 2008rust56@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.