Научная статья на тему 'Диагностика криминогенной направленности личности подростка'

Диагностика криминогенной направленности личности подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2545
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОГЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / КРИМИНОГЕННЫЙ КОМПЛЕКС КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ / АСОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ПАРАМЕТРЫ КРИМИНОГЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / CRIME ORIENTED / CRIME COMPLEX PERSONALITY TRAITS / ANTISOCIAL MOTIVES / THE PARAMETERS OF CRIMINAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аптикиева Ляйля Рахматулловна, Бурсакова Марина Сергеевна

В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена проблема диагностики криминогенной направленности личности подростка, понятие криминогенной направленности личности подростка в аспекте её составляющих (криминогенный комплекс качеств, асоциальные мотивы); предложен комплекс диагностического инструментария для выявления криминогенной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS CRIMINOGENIC PERSONALITY ORIENTATION TEENAGER

Article based on a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature devoted to the problem of crime diagnostic orientation of the individual adolescent, the notion of orientation of the individual adolescent crime in the aspect of its components (crime set of qualities, antisocial motives), the complex of diagnostic tools for the detection of crime focus.

Текст научной работы на тему «Диагностика криминогенной направленности личности подростка»

УДК 158 (п): 34с.5

Аптикиева Л.Р.1, Бурсакова М.С.2

1Оренбургский государственный университет 2Оренбургский государственный аграрный университет E-mail: lilya_aptikieva@mail.ru

ДИАГНОСТИКА КРИМИНОГЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена проблема диагностики криминогенной направленности личности подростка, понятие криминогенной направленности личности подростка в аспекте её составляющих (криминогенный комплекс качеств, асоциальные мотивы); предложен комплекс диагностического инструментария для выявления криминогенной направленности.

Ключевые слова: криминогенная направленность, криминогенный комплекс качеств личности, асоциальные мотивы, параметры криминогенной направленности.

Необходимой предпосылкой организации целенаправленной психолого-педагогической работы по коррекции криминогенной направленности личности подростка, является изучение типичных психологических особенностей этих детей. Согласно нашему пониманию, криминогенная направленность личности подростка - это качественная и динамическая характеристика личности, содержательную основу которой составляет криминогенный комплекс качеств личности (Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С.) и асоциальные мотивы (Бочкарёва Г.Г., Долгова А.И, Игошев К.Е., Лунеев В.В., Фельдштейн Д.И., Шиханцов Г.Г.), обуславливающие склонность подростка к выбору противоправных средств и способов удовлетворения своих потребностей. К криминогенным качествам, образующим криминогенный комплекс личности, относятся - деформированная система жизненных ценностей, отсутствие адекватных представлений о будущем, хроническая конфликтность в отношении со взрослыми и сверстниками, акцентуации характера, агрессивность, враждебность, эмоциональная неустойчивость, экстернальный уровень субъективного контроля личности, психологическая склонность к делинквентности, низкий уровень развития самосознания. К доминирующим асоциальным мотивам, занимающим наибольший удельный вес в мотивации преступлений, совершаемых подростками, относятся следующие группы мотивов: «месть, озлобление», «жадность, стремление получить материальные блага», «стремление приобрести авторитет», «подражание другим лицам»,

«желание скрыть другое правонарушение», «принудили совершить правонарушение».

Содержание криминогенной направленности личности подростка определяется такими параметрами, как черты характера (степень выраженности отдельных личностных качеств, содержание акцентуаций характера, особенности самосознания); отношение к будущему (представление о своём будущем, наличие чётких жизненных планов, содержание ведущих ценностных ориентаций, содержание интересов и увлечений подростков); социальные отношения (характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, степень адаптиро-ванности к социальным условиям жизни).

Вопрос об инструментарии психодиагностики для изучения личностных особенностей подростков с криминогенной направленностью личности по-прежнему остается дискуссионным. Оставив дискуссию в стороне, мы предлагаем в качестве методического инструментария следующие методики, применяемые нами в работе с данным контингентом.

Для комплексного исследования факторов, условий, причин возникновения криминогенной направленности личности подростка и особенностей личности подростка с криминогенной направленностью мы рекомендуем использовать следующие методы и методики:

1. Метод изучения, анализа документации. Необходимо изучать личные дела, учет-но-профилактические карточки несовершеннолетних правонарушителей; проводить анализ характеристик на несовершеннолетних правонарушителей с места учёбы, работы, жительства, с места лечения. В ходе анализа

документации выяснять причины, условия, факторы, мотивы совершения преступления.

2. Метод опроса. Можно использовать следующие виды инструментального обеспечения метода опроса:

а) интервью, которое даёт возможность получать информацию двух типов: во-первых, возможность наблюдать за респондентом, его речью, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком; во-вторых, позволяет получить данные о жизни человека, восприятии им прошедших и настоящих событий, их оценке, описании сопутствующих обстоятельств. Интервью позволяет выяснять мотивы совершения правонарушений, направленность личности подростков.

б) личностные опросники, предназначенные для исследования и измерения выраженности тех или иных социально-психологических и индивидуально-личностных особенностей испытуемых:

- для патохарактерологического обследования подростков, с целью определения типа акцентуации характера или типа психопатий мы рекомендуем использовать «Патохаракте-рологический диагностический опросник для подростков», разработанный Н.Я. Ивановым и А.Е.Личко [2]. Данный опросник позволяет помимо определения типа акцентуации характера дать оценку некоторым другим личностным особенностям подростка - психологической склонности к алкоголизации; психологической склонности, предрасположенности к делинквентному поведению (криминогенная направленность); к диссимуляции черт своего характера и системы своих личностных отношений; оценить высокий риск депрессии и социальной дезадаптации. Данный опросник создан на основании типов патологических характеров в руководствах и монографиях Э.Крепелина, Э.Кречмера, К.Шнайдера, П.Б.Ганнушкина, Г.Е.Сухаревой, К.Леонгарда. Опросник включает в себя наборы фраз, отражающие отношения при различных типах характера к ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте. В число таких проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сексуальное влечение), отношение к окружению, к некоторым абстрактным категориям (к правилам, законам, к опеке и

наставлениям, к критике и порицаниям в свой адрес) и т. д.

- с целью изучения предрасположенности, склонности к различным отклонениям в поведении подростков (и выявления криминогенной направленности) можно использовать универсальную методику «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992г.). Она содержит семь шкал и включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений [8].

- для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям мы рекомендуем использовать методику «Шкала совестливости». Данная шкала была взята нами из «Психодиагностического теста», разработанного В.М.Мельниковым и Л.Т.Ямпольским на основании зарубежных методик (ММР1 и 16-факторный опросник Кеттела) [4].

- для изучения уровня субъективного контроля личности подростка (локус контроля) можно использовать методику О.П.Елисеева, составленную на основе шкалы локус контроля Дж.Роттера [1], [4]. Под локус контролем мы понимаем интегральное личностное свойство, психологический индикатор, отражающий степень социализации личности, сформи-рованность норм и принципов поведения. Ло-кус контроля, по нашему мнению, относится к основополагающим ценностным ориентациям личности, и является базовой личностной характеристикой, по которой можно судить о том, в какой степени подросток считает себя активным субъектом своей собственной деятельности, а в какой степени - пассивным объектом действий других людей и внешних обстоятельств. Это тем более важно и в научном, и в практическом аспектах, поскольку локус контроля подростка с отклоняющимся поведением почти не исследовался. Вслед за Дж.Роттером мы ведем речь о двух типах ло-куса контроля: интернальном (когда человек принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями) и экстернальном (если человек склонен приписывать ответственность за всё внешним факторам- другим людям, случайности, судьбе).

- для изучения состояния агрессивности и враждебности можно воспользоваться опрос-

ником «Басса-Дарки». Под агрессивностью мы понимаем свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Агрессивные проявления подразделяются на два основных типа: мотивацион-ная агрессия, как самоценность, и инструментальная, как средство. Нас интересовала моти-вационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Под враждебностью мы понимаем реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

- с целью оценки степени признания осужденными подростками своей вины мы рекомендуем использовать методику «Оценка степени признания осужденным своей вины», разработанную Н.П.Крейдун, Е.Е.Поливановой, Л.Н.Яворовской, С.Г.Яновской [6].

в) анкетирование по специально разработанному комплексу анкет, предназначенных для различного контингента опрашиваемых, с целью получения общего представления о состоянии отклоняющегося поведения среди подростков [5]. Общие принципы построения анкет: 1) адресность (соответствие); 2) сочетание инвариантности и вариабельности; 3) практическая направленность; 4) многофункциональность. Первый принцип обеспечивается учётом возрастных, социальных и профессиональных особенностей опрашиваемых; второй принцип - проявляется в том, что во все анкеты включается информация, общая для всех участников анкетирования (данные должны быть сопоставлены для общей картины), и специфическая -адресованная только конкретному контингенту. Третий принцип - реализуется в характере запрашиваемой информации, которая опирается не столько на теоретические знания, сколько на практический опыт опрашиваемых; четвёртый - предполагает включение таких вопросов, которые могли бы помочь составить общую картину проблемы отклоняющегося поведения в регионе и дать информацию для групповой и индивидуальной работы.

3) Проективные методы исследования личности:

- для исследования мотивационной сферы и направленности личности подростков можно использовать методику «Незаконченные предложения» (Сакса-Леви), которая позволяет охарактеризовать систему отношений испытуемого к семье, к своему и противоположному полу, к сексуальным отношениям, отношение к страхам, опасениям, анализ прошлого (поступки, действия), анализ будущего (мечты, цели). Некоторые группы предложений затрагивают собственные жизненные цели, ценности испытуемого, идеалы, убеждения, анализ своего поведения, действий, осознание своей вины, анализ поступков. Данная методика основана на традиционном психологическом методе завершения незаконченных предложений.

Кроме того, для раскрытия доминирующих мотивов совершения правонарушений, потребностей и интересов подростков мы предлагаем использовать сочинения на различные темы, незаконченные рассказы. Для сочинения можно предложить следующие темы: «Что бы я сделал, если бы стал волшебником» и «Я хочу рассказать о своём правонарушении». Данная тема в нашем исследовании дала интересный материал для раскрытия доминирующих мотивов совершения правонарушения, потребностей и интересов правонарушителей. (В несколько иной формулировке этот вопрос предлагал своим испытуемым П.Г. Бельский [3]). Полученные таким путём данные, конечно, не обнаруживают всех мотивов, интересов и потребностей несовершеннолетних правонарушителей, но они дают достаточное представление о тех, которые преобладают.

В качестве незаконченных рассказов, в которых говорится о правонарушениях, можно воспользоваться рассказами, предложенными Л.И. Божович для работы с несовершеннолетними правонарушителями [3]. В нашем исследовании мы использовали четыре рассказа, в каждом из которых персонаж - сверстник испытуемых - совершает различные аморальные поступки и преступления, начиная от элементарной нечестности - не сознался в небольшом проступке - и заканчивая крупной кражей. Два рассказа из четырёх незаконченные - конфликтные. Испытуемому предлагали рассказ, который обрывается в тот момент, когда герой стоит перед выбором - поступить согласно правилам морали, но при этом лишиться ка-

кого-то удовольствия, или же получить его, но ценой поступка, противоречащего нормам морали и права. Подростку предлагалось закончить рассказ и мотивировать предложенный им конец. Для того чтобы закончить рассказ, подросток сам должен сделать соответствующий выбор. В каждом рассказе выявляется не только определённый мотив, но и соответствующее качество личности. Помимо данных рассказов, мы предложили законченные рассказы явно криминального характера - об удачной и неудачной краже, которые сообщают об определённом поступке персонажа и выясняют отношение правонарушителей к этому поступку. При этом нам необходимо было узнать, зависит ли отношение испытуемых от того, успешным или неудачным было совершённое персонажем преступление.

- для общего исследования личности можно воспользоваться методиками: «Дом. Дерево. Человек» (Дж. Бук), «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», которые играют иллюстративную роль, обогащая данные, полученные на основе других методик.

- с целью получения дополнительной информации о направленности испытуемого на определённую деятельность, поведение, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности мы рекомендуем использовать тест Люшера [8], так как выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определённую деятельность, поведение, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

4) Метод тестов. Мы рекомендуем использовать следующие методики:

- для изучения системы жизненных ценностей, содержания ведущих ценностных ори-ентаций, интересов, увлечений подростков можно использовать методику «Ценностные ориентации» М.Рокича. Мы считаем, что система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.

- с целью прогнозирования склонности к делинквентному поведению подростков мы рекомендуем воспользоваться методикой Е.В.Саенко «Поведение» [9]. При подборе

вопросов теста автор исходил из таких ситуаций, когда подросток бравирует, либо отрицает ответственность за совершенный поступок или не придает ему большого значения, пытается оправдаться, ссылаясь на смягчающие обстоятельства, или поступает право-послушно, берет на себя вину за происшедшее, применительно к предлагаемым ситуациям. Отклонение от правил поведения, изложенных в ситуациях, и является показателем склонности к делинквентному поведению. При создании данной методики использовалась шкала локус контроля Дж.Роттера и правила теста Р.Б.Кэттела. Данная методика рассчитана на подростков от 14 до 17 лет и содержит шесть ситуаций (18 вопросов). Тип поведения обговаривается с каждым подростком индивидуально.

- для выявления дополнительных черт характера подростков, влияющих на совершение противоправных действий (по мнению автора данной методики) можно использовать усовершенствованный психологический универсальный тест-методику «Символ» предложенный и разработанный Е.В.Саенко [9]. Испытуемому подростку предъявляют четыре общих квадрата с общим числом неповторяющихся символов -16. Первый общий квадрат характеризует движение, динамику; второй - спокойствие; третий - уверенность; четвертый - неуверенность. Эти квадраты с символами отражаются на персональных картах-бланках. При работе с тестом подросток выбирает по одному символу из каждого общего квадрата. Выбранный символ помечается на карте-бланке знаком «+» или надписью «да». С помощью «ключа» определяется суммарный балл. Используя полученный диапазон суммарного балла, по методике «Символ» определяются черты характера подростка, с выраженной тенденцией поведения.

5) Для создания некоторой обобщённой картины поведения индивида, либо группы в определённых условиях мы рекомендуем использовать метод наблюдения.

6) Кроме того, для получения более достоверных результатов необходимо использовать методы обработки экспериментальных данных: качественную и количественную обработку результатов исследования, табуляр-но-графическое отображение данных, прове-

дение корреляционного, факторного анализа, использование Ь - критерия Стьюдента и.т. д.

Полученные нами результаты по данным методикам, которые подвергались математической обработке (корреляционный, факторный анализ по критерию Кайзера) позволили составить характеристику обследованной группы подростков ((110 подростков, состоящих на учёте в ПДН Ленинского, Центрального и Промышленного РОВД г. Оренбурга, совершившие преступления, условно осужденные (до 3-х лет условно) по основным статьям 158, 159 УК РФ (грабёж, воровство)) по следующим параметрам развития личности, определяющим содержание криминогенной направленности:

- Черты характера. В нашей выборке все подростки имеют акцентуации характера (100%), наиболее распространённые типы -неустойчивый, эпилептоидный, гипертимный. Наиболее выраженные психологические характеристики: склонность к делинквентному поведению (83,6%), алкоголизации (70,9%), склонность к агрессии и насилию (85,5%), ад-диктивному поведению (85,5%). Характерно отсутствие волевого контроля эмоциональных реакций (73,6%); экстернальный уровень субъективного контроля (81,8%). Для 68,2% подростков характерен крайне низкий уровень осознания себя, у них практически не сформирован «Я-образ», что может выступать основной психологической причиной неадекватного ситуациям импульсивного поведения.

- Отношение к будущему. Характерно отсутствие содержательной ориентации на будущее. В отношении к будущему преобладают неопределённые, чрезвычайно размытые ориентации, представляющие собой прямую проекцию примитивных желаний настоящего, преобладание бессодержательных ориен-таций, выражающих отрицание настоящего -«будет по-другому», что свидетельствует о практически полной несформированности представлений о будущем. У 27,3% безразличное отношение к будущему, которое характеризуется следующей типичной категорией высказываний - «всё равно, какое будет», у 20,9% отрицательное отношение - «будущее будет ужасным, мрачным», «если всё будет плохо - лучше застрелиться или умереть». У 31,8% прослеживается положительное отношение к будущему - «всё будет хорошо, я буду

богатым», «буду жить красиво и безбедно», «исполнятся все мечты». В сознании этой части подростков будущее выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего - «исполнение мечты», что свидетельствует о чрезвычайной инфантильности их отношения к будущему. Отмечается деформация системы жизненных ценностей, содержания ведущих ценностных ориентаций, интересов, увлечений подростков. Среди ценностей преобладают высокая материальная обеспеченность (100%), развлечения (96,4%). Такие общечеловеческие ценности как работа, образование, чуткость, ответственность, честность отвергаются. У 100% отсутствует интерес к учёбе и познанию, у 80% выражено отрицательное отношение к работе. В своих взглядах на жизнь, и в своём поведении подростки не руководствуются чувством долга, не соблюдают этические стандарты, не стремятся к выполнению социальных требований, характерно отсутствие просоциальной направленности (нарушение законов, игнорирование социальных требований).

- Социальные отношения. Характерным является преобладание конфликтных отношений практически со всеми взрослыми и сверстниками. Большинство этих подростков живут в семьях с неблагоприятным психологическим климатом, имеют частые конфликты с родителями, учителями, демонстрируют неприязненное отношение к позиции взрослого вообще. У подростков диагностируются признаки конфликтности в социальных отношениях (65,5%), признаки дезадаптивного, аффективного поведения; высокий риск социальной дезадаптации (69,1%). Общение со сверстниками для многих из них выступает не как самостоятельная потребность, а как средство компенсации неудовлетворённости своим положением, средство самоутверждения (у 56,4% заниженная потребность в общении, у 34,5% - средняя). Говоря о мотивации общения, следует отметить незначительное число высказываний о любви, стремлении к интимной близости, вообще контактам с представительницами противоположного пола, что свидетельствует, на наш взгляд, об определённом нарушении полоролевого поведения. Преобладает упрощённое, огрубленное представление о взаимоотношениях по-

лов, ориентация на удовлетворение, прежде всего, собственных потребностей с игнорированием личности другого человека и недооценкой духовной стороны таких отношений.

Таким образом, в нашем исследовании мы экспериментально подтвердили, что криминогенная направленность в структуре личности подростка с отклоняющимся поведением проявляется в наличии криминогенного комплекса качеств личности и асоциальных мотивов, обуславливающих склонность субъекта к вы-

бору противоправных средств и способов удовлетворения своих потребностей, касающихся черт характера, отношения к будущему, социальных отношений. К доминирующим асоциальным мотивам, занимающим наибольший удельный вес в мотивации преступлений, совершаемых подростками, относятся следующие группы мотивов: «месть, озлобление», «жадность, стремление получить материальные блага», «стремление приобрести авторитет», «подражание другим лицам».

5.12.2013

Список литературы:

1. Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под ред. В.Н. Панферова. - Псков: Изд-во Псковского областного ин-та усовершенствования учителей, 1994. - 125 с.

2. Иванов, Н.Я., Личко, А.Е., Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методика исследования / Под ред. А.М. Шерешевского.- Санкт-Петербург, 1992.-324 с.

3. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной.- М.: «Педагогика», 1972.- 234 с.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин.- СПб.: Питер, 2002.- 512 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).

5. Коррекция криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением в условиях взаимодействия субъектов коррекционного процесса (цикл научно-прикладных работ в рамках реализации национального проекта «Образование») / Маликова В.А., Аптикиева Л.Р. - Оренбург: издательско-полиграфический комплекс «Газ-промпечать», 2006. - 211с.

6. Крейдун, Н.П. Психологическое содержание криминогенного комплекса личности и его динамика в условиях изоляции от общества: (На материалах несовершеннолетних правонарушителей): Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - Киев: Гос. ун-т им. Шевченко, 1991.- 26 с.

7. Кудряшев, А.Ф. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию / А.Ф. Кудряшев. - Петрозаводск: Петроком, 1992.- 126 с.

8. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 448 с.

9. Саенко, Е.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения подростков старшего возраста: Автореф. дис. . канд. психол. наук.- Ярославль, 1988. - 26 с.

Сведения об авторах:

Аптикиева Ляйля Рахматулловна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности

Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 2311, тел. (3532) 372575, е-шаИ: lilya_aptikieva@mail.ru Бурсакова Марина Сергеевна, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального

управления Института управления Оренбургского государственного аграрного университета, ведущий специалист правового отдела ГУП Оренбургской области «Областной имущественный фонд»,

е-mail: bursakowa77@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.