К вопросу профилактики и коррекции криминогенной направленности личности подростка
Зубова Людмила Викторовна
доктор психологических наук
профессор, кафедры обшей психологии и психологии личности, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Оренбургский государственный
университет"'
460040, Россия, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Чкалова, 36
Zubova Lyudmila Viktorovna Doctor of Psychology
professor of the Department of General Psychology and Personality Psychology at Orenburg State University
460040, Russia, Orenburg Region, Orenburg, ChkaloVs str., 36
El [email protected] Аптикиева Ляйля Рахматулловна
кандидат психологических наук
доцент, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
"Оренбургский государственный университет"
460040, Россия, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Лесозащитная, 14
Aptikieva Lyailya Rakhmatullovna
PhD in Psychology
associate professor of the Department of General Psychology and Personality Psychology at Orenburg State
University
460040, Russia, Orenburgskaya oblasf, g. Orenburg, ul. Lesozashchitnaya, 14, kv. 14
0
Бурсакова Марина Сергеевна
старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет» 46GGG4G, Россия, Оренбургская область, г. Оренбург, улица Юных Ленинцев, 8/1
Bursakova Marina Sergeevna
senior lecturer of the Department of State and Municipal Management at Orenburg State Agricultural University
46GGG4G, Russia, Orenburg Region, Orenburg, Yunykh LenintseVs str., 8/1
Статья из рубрики "Психология и педагогика"
Аннотация. Предметом исследования являются условия профилактики и коррекции криминогенной направленности личности подростка, которую мы определяем как качественную, динамическую характеристику личности (имеется в виду её изменчивость, подверженность исправлению, коррекции), фундаментальную основу которой представляет совокупность криминогенных качеств личности и асоциальные, противоправные мотивы, которые обуславливают склонность подростка выбирать противозаконные способы, средства с целью удовлетворения своих желаний, потребностей. Содержательно криминогенная направленность представлена параметрами: особенности личности, черты характера подростка; социальные взаимоотношения; представление и субъективное
отношение к своему будущему.Было проведено эмпирическое исследование, основной
J
целью которого являлся детальный анализ предмета изучения. Актуальность работы обуславливает необходимость ранней профилактики и эффективной коррекции криминогенной направленности личности подростка, с целью предотвращения её формирования в устойчивое образование личности. Существует явное противоречие между потребностью современного общества в правопослушном подрастающем поколении и увеличением роста преступности несовершеннолетних; между потребностью практики в теоретическом, методическом обеспечении процесса профилактики и коррекции криминогенной направленности и отсутствием практических рекомендаций для осуществления этих процессов и повышения их эффективности. Стремление разрешить противоречия определило проблему исследования - выявление психолого-педагогических условий ранней профилактики и эффективной коррекции криминогенной направленности личности подростка.Мы исходили из предположения о том, что ранняя профилактика и эффективная коррекция криминогенной направленности возможна при реализации следующих психолого-педагогических условий: а) комплексное изучение личности подростков (социально-психологических, индивидуально-личностных характеристик); выявление криминогенных качеств и противоправных, асоциальных мотивов поведения; б) формирование установки на изменение криминогенных качеств и противоправных, асоциальных мотивов поведения; формирование позитивного, ценностного отношения к своему будущему; оптимизация взаимоотношений с социумом (изменение параметров криминогенной направленности); в) организация взаимодействия специалистов различных профилей как субъектов коррекционного процесса.Исследование позволило установить, что профилактика и коррекция криминогенной направленности личности подростка будет наиболее эффективной при соблюдении следующих условий: а) комплексное изучение личности подростков (социально-психологических характеристик: конфликтности, враждебности, агрессивности, склонности к насилию в отношениях со взрослыми и сверстниками, склонности к нарушению установленных социальных норм и правил и др; и индивидуально-личностных: эмоциональной нестабильности, импульсивности, возбудимости, акцентуации характера и др.); б) формирование установки на изменение криминогенных качеств и противоправных, асоциальных мотивов поведения (осознание необходимости изменить негативные качества личности; появление стремления и готовности изменить своё поведение, образ жизни); формирование позитивного, ценностного отношения к своему будущему (адекватное, объективное представление будущего, изменение приоритетов в определении жизненных целей, ценностей); оптимизация взаимоотношений с социумом (снижение конфликтности, враждебности, агрессивности в отношениях, склонности к насилию; повышение уровня социальной адаптации); в) организация взаимодействия специалистов различных профилей как субъектов коррекционного процесса (творческий процесс совместного решения проблем подростка, посредством реализации своих индивидуальных деятельностей, их предметного содержания; основная цель: направить совместные действия для создания условий развития личности подростка). Анализ изменений криминогенной направленности личности подростка, (в аспекте составляющих её компонентов), при последовательной реализации психолого-педагогических условий, осуществлялся с помощью методик, проводимых до и после реализации коррекционных мероприятий: «Диагностика склонности к отклоняющемуся, противоправному поведению» (разработана Вологодским центром консультирования и гуманитарных исследований «Развитие»); «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Оценка степени признания вины» (разработана Н. П. Крейдун, Е. Е. Поливановой, Л. Н. Яворовской), опросник Басса-Дарки, «Незаконченные предложения» (Сакс-Леви). Проводился качественный и количественный анализ произошедших изменений, использовались методы математической статистики ^ - критерий Стьюдента).
Научная новизна проведенного исследования, не претендующего на исчерпывающий
характер, заключается в выявлении психолого-педагогических условий, способствующих ранней профилактики и эффективной коррекции криминогенной направленности. Практическая значимость исследования заключается в обогащении практики взаимодействия специалистов различных профилей, родителей формами и методами совместного решения вопросов по профилактике и коррекции криминогенной направленности.
Ключевые слова: криминогенная направленность, ранняя профилактика, коррекция, психолого-педагогические условия профилактики, психолого-педагогические условия коррекции, личность подростка, криминогенные качества, противоправные мотивы, отклоняющееся поведение, правонарушения
DOI: 10.7256/2454-0722.2017.1.23288
Дата направления в редакцию: 09-06-2017
Дата публикации: 24-06-2017
Статья выполнена при поддержке РГНФ, проект № 16-36-00017а
Abstract. The subject of the research is the conditions for preventing and correcting the criminal nature of the adolescent's personality defined by the authors as a qualitative and dynamic characteristic of the personality (its variability, susceptibility to correction and correction), the fundamental basis of which is the set of criminogenic qualities of the person and antisocial, illegal motives that cause the tendency of a teenager to choose illegal means to satisfy his desires and needs. Substantially criminogenic orientation is represented by the following parameters: personality characteristics, teen character traits; social relations; representation and subjective attitude to their future.An empirical study was carried out, the main purpose of which was a detailed analysis of the subject of study.The urgency of the work causes the need for early prevention and effective correction of the criminal nature of the adolescent's personality, with the aim of preventing its formation in a sustainable personality formation. There is a clear contradiction between the need of modern society for a law-abiding younger generation and an increase in the growth of juvenile delinquency; Between the need for practice in the theoretical, methodical support of the process of prevention and correction of the criminal situation and the absence of practical recommendations for the implementation of these processes and increasing their effectiveness. The desire to resolve contradictions has determined the problem of research - the identification of the psychological and pedagogical conditions of early prevention and effective correction of the criminal nature of the adolescent's personality.We proceeded from the assumption that early prophylaxis and effective correction of criminogenic orientation is possible when the following psychological and pedagogical conditions are realized: a) a comprehensive study of the personality of adolescents (socio-psychological, individual and personal characteristics); Identification of criminogenic qualities and unlawful, antisocial motives of behavior; B) the formation of an attitude toward a change in criminogenic qualities and unlawful, antisocial motives of behavior; Formation of a positive, value attitude to their future; Optimization of relations with the society (changing the parameters of the crime-oriented nature); C) organization of interaction between specialists of various profiles as subjects of the corrective process.An analysis of the changes in the criminal nature of the adolescent's personality (in the aspect of its constituent components), with the consistent implementation of psychological and pedagogical conditions, was carried out with the help of techniques conducted before and after the implementation of corrective measures: "Diagnostics of propensity to deviant, unlawful behavior" (developed by the Vologda counseling center And humanitarian research
"Development"); "Value orientations" M. Rokich, "Assessment of the degree of recognition of guilt" (developed by N. P. Kreidun, E. E. Polivanova, L. N. Yavorovskaya), the Bassa-Darka questionnaire, "Unfinished sentences" (Saks-Levi). Qualitative and quantitative analysis of the changes took place, methods of mathematical statistics were used (t - Student's test).The study made it possible to establish that the prevention and correction of the criminal nature of the adolescent's personality will be most effective if the following conditions are met: a) a comprehensive study of the personality of adolescents (socio-psychological characteristics: conflict, hostility, aggression, propensity to violence in relationships with adults and peers, inclination towards Violation of established social norms and rules, etc., and individually-personal: emotional instability, impulsivity, excitability, accentuation x And others); B) the formation of an attitude to change the criminal qualities and illegal, antisocial motives of behavior (awareness of the need to change the negative qualities of the individual, the emergence of desire and willingness to change their behavior, lifestyle); Formation of a positive, value attitude to their future (adequate, objective representation of the future, changing priorities in determining life goals, values); Optimization of relations with the society (reduction of conflict, hostility, aggressiveness in relations, propensity to violence, increase in the level of social adaptation); C) the organization of interaction between specialists of various profiles as subjects of the corrective process (the creative process of jointly solving the problems of adolescents, through the implementation of their individual activities, their content, the main goal: to direct joint actions to create conditions for the development of the personality of the adolescent).Scientific novelty of the conducted research, which does not pretend to be exhaustive, consists in revealing the psychological and pedagogical conditions that contribute to early prevention and effective correction of the criminal orientation. The practical significance of the study is to enrich the practice of interaction between specialists
Keywords: unlawful motives, criminogenic qualities, adolescent personality, psychological and pedagogical conditions of correction, correction, psychological and pedagogical conditions of prevention, early prevention, correction, criminogenic orientation, deviant behavior, offenses
Введение
Прежде чем говорить о профилактике и коррекции, необходимо определиться с понятием «склонности» к формированию криминогенной направленности личности.
В более ранних исследованиях нами экспериментально подтверждено, что криминогенная направленность - это качественная, динамическая характеристика личности (имеется в виду её изменчивость, подверженность исправлению, коррекции, возможности которой и являются предметом самостоятельного исследования, проводимого нами в настоящий момент), фундаментальную основу которой представляет совокупность криминогенных, негативных качеств личности и противоправные, асоциальные мотивы, которые обуславливают склонность подростка выбирать противозаконные способы, средства с целью удовлетворения своих желаний, потребностей. По своему содержанию криминогенная направленность представлена параметрами: особенности личности, черты характера подростка; социальные взаимоотношения; представление и субъективное отношение к своему будущему.
Сплав негативных, криминогенных качеств личности (криминогенный комплекс) образуют: деформированные, искаженные жизненные цели, ценности; хронически - конфликтные отношения с социальным окружением; повышенный уровень импульсивности, враждебности, агрессивности; неадекватное, искаженное представление о будущем;
враждебности, агрессивности; неадекватное, искаженное представление о будущем; акцентуации характера; нестабильность в эмоциональном плане; низкий уровень самосознания; психологическая склонность к делинквентному поведению; экстернальный уровень контроля. Ведущими противоправными мотивами являются: «желание отомстить», «приобрести авторитет», «получить материальные блага», «подражание», «принуждение со стороны других лиц», «желание скрыть правонарушение, совершенное ранее». Мы выявили факторы, которые должны являться приоритетными в процессе ранней профилактики и коррекции: а) фактор склонности к проявлению агрессии, насилию, враждебности; б) к выбору противоправных, противозаконных средств удовлетворения своих желаний, потребностей; в) к накоплению и проявлению негативных эмоций, переживаний; г) к переносу ответственности на окружающих людей, обстоятельства; д) фактор искаженных жизненных целей, ценностей, ценностных ориентаций; е) деформированных взаимоотношений с социумом Ш/Ц51.
Мы считаем, что склонность к формированию криминогенной направленности - это совокупность представлений, переживаний подростка о возможности асоциальной реализации в определенной ситуации жизнедеятельности, которые реализуются в форме высказываний, мотивационных устремлений, обусловленных комплексом психологических свойств личности (психологическими факторами) и актуальным состоянием психического напряжения.
Криминогенная направленность и склонность к её проявлению отличаются друг от друга тем, что они относятся к различным «планам» сознания. Криминогенная направленность, это устойчивое образование личности, это стойкое проявление асоциального поведения, это реальные, внешние действия по асоциальной реализации своих потребностей, желаний.
Склонность к проявлению криминогенной направленности это не устойчивое образование личности, это мысли, переживания, размышления о возможной асоциальной реализации своих потребностей, желаний и это относится к внутреннему плану действий или сознания.
Мы считаем, что наиболее эффективно в профилактическом плане работать именно со склонностью к проявлению криминогенной направленности, когда ещё нет конкретных асоциальных действий. Рассмотрим специфику профилактической работы именно в этом контексте.
Вначале обратимся к теоретической базе нашего исследования, которую составили психолого-педагогические концепции, содержательно раскрывающие понятие направленности личности подростка с асоциальным, противоправным поведением (Ананьев Б. Г., Башкатов И. П., Беличева С. А., Божович Л. И., Бочкарёва Г. Г., Долгова А. И., Заика Е. В., Игошев К. Е., Ковалев А. Г, Крейдун Н. П., Лунеев В. В., Менчинская Н. А., Мясище1 В. Н., Столяренко А. М., Фельдштейн Д. И. Шиханцов Г. Г., Ячина А. С., и др.); «отклоняющееся, асоциальное поведение подростка» (Алемаскин М. А., Алмазов Б. Н., Беличева С. А., Божович Л. И., Грищенко Л. Г., Долгова А. И., Змановская Е. В., Игошев К Е., Кудрявцев В. Н., и др.); подходы к исследованию ранней профилактики и коррекции противоправного поведения (Алемаскин М. А., Беличева С. А., Зейгарник Б. В., Мансуров Н. С., Невский И. А., Овчарова Р. В., Осипова А. А., Пергаменщик Л. А., Реан А. А. Степанов В. Г., Фельдштейн Д. И. и др.), к содержанию профессионального взаимодействия специалистов в процессе профилактики и коррекции (Брушлинский А. В., Дубровина И. В., Леонтьев А. Н., Маликова В. А., Овчарова Р. В., Петровский А. В. Слободчиков В. И. и др.).
Гоголева А. В. определяет психолого-педагогическую профилактику как «совокупность
мероприятий направленных на охрану здоровья предупреждение возникновения и
¡[-'П/! I 1^1 II I и|/\ I I и и I I у ,Ц V [-/ V и и/1 ^ I I у I I /14^ О I I 1П1М 1Г1/1 V I
распространения болезней человека, на улучшение физического развития, сохранение трудоспособности» Здесь идет речь о связанных между собой мероприятиях, которые направлены на предупреждение болезней, что является более важным, нежели устранение симптомов уже существующих.
Змановская Е. В., говоря о специфике профилактической работы, подразумевает под ней проведение мер, прежде всего, превентивного, предупреждающего характера
Мы придерживаемся этой же позиции, поскольку более эффективно воздействовать на склонность к проявлению криминогенной направленности, а не на устойчивое личностное образование, которое с трудом поддается психолого-педагогической коррекции.
Мы считаем, что выявляя психологические факторы, определяющие склонность к асоциальному поведению подростков в школе, и, своевременно воздействуя на них, можно снизить риск становления данной склонности, предупредить ее формирование в устойчивое личностное образование (криминогенную направленность личности).
Профилактика подразделяется (согласно Всемирной Организации Здравоохранения) на первичную: направлена на выявление и устранение негативных факторов, следствием которых является определенное явление, поведение; на повышение устойчивости личности к их влиянию; вторичную: своевременное выявление нервно-психических нарушений, их реабилитация; работа с детьми из «группы риска» (имеют выраженную склонность к формированию асоциального поведения без проявления такового в настоящий момент); третичную: непосредственное лечение нервно-психических расстройств, вызывающих нарушения поведения; предупреждение рецидивов отклоняющегося поведения у подростков
В аспекте профилактики криминогенной направленности личности более действенной и рациональной, на наш взгляд, является первичная профилактика, представляющая комплекс мероприятий (социальных, образовательных, медико-психологических), направленных на предупреждение развития склонности к асоциальному поведению подростков в школе (употребление алкоголя, наркотических веществ, склонность к бродяжничеству, совершению правонарушений).
Кроме того, именно первичная профилактика направлена на подрастающее поколение, так как это наиболее массовый по воздействию комплекс психолого-педагогический мероприятий, имеющий целью воспрепятствовать формированию асоциального поведения у подростков через формирование у них социальных установок (в противовес асоциальным) и соответствующей позитивной системы жизненных ценностей, в том числе и формирование личной ответственности за свое поведение, за свои действия.
Мы придерживаемся базовых принципов первичной профилактики, предложенных Вострокнутовым Н. В., который считает, что 1) зависимость легче предупредить, чем лечить; а в нашем случае - асоциальное поведение легче предупредить, чем исправить, корректировать; 2) целенаправленное внимание нужно уделять обучению детей жизненно важным навыкам противостояния среде, провоцирующей асоциальное поведение; 3) целевое воздействие должно осуществляться на всех уровнях (должно быть комплексным): личностном, семейном, социальном
Достаточно перспективным в организации и проведении психолого-педагогической первичной профилактики асоциального поведения является целостный подход, согласно которому каждый человек представляет собой целостную систему, имеющую биологические, психологические и социальные уровни организации [13]. В рамках подхода
разработаны следующие теоретические принципы профилактики, которые, на наш взгляд, являются достаточно действенными в отношении асоциального поведения подростков: 1) ни одна из частей личности не существует в изоляции, когда происходят изменения в одной из частей системы, неизбежно меняется весь комплекс (например, изменения в культуре, в общественных отношениях, в семье влияют на всю биопсихосоциальную структуру личности); 2) поведение человека - индикатор состояния целостной биопсихосоциальной системы, когда биологическое, психологическое и социальное объединяются и тесно переплетаются в поведении человека; психический аппарат развивается не автономно, поскольку общество, семья постоянно направляют желания человека в нужную им сторону; 3) предотвращение асоциального поведения опирается на его причины - целостный подход позволяет объединить все группы теорий на основании того, что биологические, психологические и социальные факторы взаимодействуют и все вместе являются важными причинами как адаптации, так и дезадаптации; 4) чем лучше развита воспитательная функция, тем меньше риск формирования у личности асоциального поведения, при этом, к психосоциальным факторам запуска асоциальной реализации относятся наличие асоциального окружения (например, группы сверстников, употребляющих психоактивные вещества), конфликты в семье, школе, нравственная и духовная пустота окружающей жизни, утрата позиций в группе сверстников.
Мы, придерживаясь данного подхода, также считаем, что профилактическая работа будет наиболее эффективна, когда будет проводиться планомерная работа сразу в двух направлениях - развитие соответствующих моделей поведения не только у подростков, но и формирование необходимых для осуществления такой работы компетентностей у специалистов - педагогов, психологов и т.д. Для эффективной реализации профилактической программы следует работать с личностными характеристиками, приводящими к формированию асоциального поведения.
Профилактика криминогенной направленности подростков в школе должна предполагать совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических и социально-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми будет происходить развитие и становление социально активной личности, которая будет устойчива к негативному воздействию среды. Для первичной профилактики факторов риска асоциального поведения целесообразно использовать ресурсный подход, и заниматься развитием личностных ресурсов - различных свойств, качеств и черт
личности подростка
Мы считаем, что образовательная среда современной российской школы, имеет достаточно ресурсов, при правильной организации которых можно культивировать у учащихся ценностные ориентации и установки, не совместимые с асоциальными формами поведения. Для этого необходимо применять деятельностный подход в обучении и воспитании, который предполагает вовлечение подростков в реальную практическую, социально значимую деятельность, в качестве которой может выступать волонтерство.
Если мы говорим о криминогенной направленности личности, (устойчивое личностное образование), то в данном аспекте речь идет о психолого-педагогической коррекции и условиях её эффективности. Ранее мы говорили о том, что психолого-педагогическую профилактику целесообразнее проводить при наличии склонности к асоциальному
поведению с целью предотвращения его формирования в устойчивое личностное образование, подчеркивая при этом эффективность первичной профилактики, с учётом целостного, ресурсного и деятельностного подходов.
В рамках психолого-педагогического подхода коррекция рассматривается как процесс и
как деятельность, и трактуется следующим образом: это исправление, изменение недостатков, не требующих фундаментальных, коренных изменений корректируемого явления или процесса; это деятельность, целью которой является исправление особенностей психического развития, не соответствующих норме, «оптимальной модели» развития, возрастному ориентиру как наиболее идеальному варианту развития на данной ступени онтогенеза; это комплекс психолого-педагогических воздействий, целью которых является исправление, изменение, профилактика недостатков и отклонений в развитии личности ребенка. То есть, психокоррекция, представляющая систему мероприятий, направлена на изменение, исправление (с помощью специальных средств психолого-педагогического воздействия), сформированных качеств личности, форм поведения.
Основными условиями, повышающими эффективность профилактики и коррекции в отношении криминогенной (криминальной, противоправной, асоциальной, антиобщественной) направленности личности подростка являются:
- изучение особенностей личности подростка (их индивидуально - психологических характеристик), выявление негативных качеств личности, с целью дальнейшего воздействия на них (А. И. Долгова, Г. Г. Зайдуллина, Н. П. Крейдун, И. И.Осипов)
- формирование установки на исправление, изменение, с опорой на нормально развитые потребности (Г. М. Иващенко, Л. В. Зубова, В. Г.Степанов) ШЫЮЫИ1;
- оптимизация отношений подростков с социальной средой: снижение конфликтности, агрессивности, формирование умений конструктивного взаимодействия (С. А. Беличева, Ю .А.Лунев, В. А.Маликова, А. А.Осипова) Ш,ШЫ151,Ш1;
- формирование установки на коллегиальное взаимодействие, партнерство у субъектов коррекционного процесса, создание общей программы по коррекции, исправлению личности подростка (В.А.Маликова, А. А.Осипова) [15,][17];
- восстановление позитивных качеств, преобладающих до проявления отклоняющегося поведения (Ю. А. Клейберг, А. И. Кочетов) И21;
- формирование у подростка стремления, желания компенсировать социальный недостаток усилением активности, деятельности в наиболее успешной области (Ю. А. Клейберг, А. И. Кочетов, А. А. Реан) ШЫЖЪ
- активизация положительной, предметно-практической и полезной в социальном плане деятельности подростка (С. А. Беличева, Ю. А. Клейберг, А .И. Кочетов, Т. А. Митина, А. А Реан) 12Ш2Ш6Ш81;
- исправление конкретных негативных качеств, особенностей личности подростка (Ю. А. Клейберг, А. И. Кочетов) И21;
- создание системы «многостороннего оценивания» (у подростка формируется адекватный эталон оценки своей деятельности, личности, своего поведения в процессе самостоятельной активной деятельности, когда он сам оценивает себя, других, его оценивают другие - с различной степенью объективности, что даёт возможность подростку
выбрать адекватный эталон) (В. А. Маликова) [151;
На основе изучения вышеизложенных теоретико-практических исследований, мы предлагаем комплекс психолого-педагогических условий, повышающих эффективность ранней профилактики и коррекции криминогенной направленности личности:
а) комплексное изучение личности подростков (социально-психологических характеристик: конфликтности, враждебности, агрессивности, предрасположенности к насилию в отношениях со взрослыми и сверстниками, склонности к нарушению установленных социальных норм и правил и др; и индивидуально-личностных: эмоциональной нестабильности, импульсивности, возбудимости, акцентуации характера и др.).
б) формирование установки на изменение криминогенных качеств и противоправных, асоциальных мотивов поведения (осознание необходимости изменить отрицательные проявления, качества, особенности личности; появление стремления и готовности изменить своё поведение, существующий образ жизни); формирование позитивного, ценностного отношения к своему будущему (адекватное, объективное представление будущего, изменение приоритетов в определении жизненных целей, ценностей); оптимизация взаимоотношений с социумом (снижение конфликтности, враждебности, агрессивности в отношениях, склонности к насилию; повышение уровня социальной приспособленности - адаптации);
в) организация взаимодействия специалистов различных профилей как субъектов коррекционного процесса (творческий процесс совместного решения проблем подростка, посредством реализации своих индивидуальных деятельностей, их предметного содержания; основная цель: направить совместные действия для создания условий развития личности подростка). Работа специалистов преимущественно должна быть сориентирована на факторы микросреды, влияющие на подростка (родители, друзья); ведущие признаки криминогенной направленности и на их индивидуальное проявление.
Мы предлагаем следующие направления профилактической и коррекционной работы, которые предполагают последовательную реализацию вышеназванных условий. Социально-педагогическое направление: профилактика и коррекция криминогенной направленности осуществляется, опираясь на: а) проведение ранней профилактической и коррекционной работы (ориентация на более широкие возрастные границы, например, начиная с младшего школьного возраста); б) организацию работы с семьёй подростка (предполагает реализацию программ, направленных на мобилизацию нейтрализирующего потенциала семейной атмосферы; в) организация досуга подростков - включение их в деятельность дополнительного образования; г) ориентацию на коллегиальное взаимодействие со специалистами других профилей (наркологов, психологов, инспекторов); д) ориентацию на подростка как активного субъекта организации профилактической и коррекционной работы; е) целесообразность применения в профилактическое и коррекционной работе методов, тормозящих формирование криминогенных качеств личности и стимулирующих развитие положительных. В рамках направления мы предлагаем самые разнообразные формы и методы работы: конференции, семинары, творческие задания, деловые игры, неформальные беседы, внеклассные мероприятия 11Ы151.
Психологическое направление включает в себя работу с подростками (оказание психологической помощи в соответствии с их трудностями), родителями, педагогами, инспекторами. Основные трудности подростков: мотивационно-смысловые (отсутствие сформированной системы жизненных целей, ценностных ориентаций, перспектив); операционно-поведенческие (отсутствие сформированных средств, способов, адекватных моделей поведения в трудных жизненных ситуациях); информационные (отсутствие информации о себе, своей личности, об окружающем мире - с целью определения своего места в нём); характерологические (наличие акцентуаций, черт характера, которые обуславливают возможные трудности социализации, мешают позитивному развитию, или, наоборот - отсутствие черт, позволяющих справляться с трудными ситуациями,
преодолевать их). В рамках направления, для подростков с криминогенной направленностью, мы предлагаем программу, состоящую из психодиагностического и психокоррекционного блоков (включает индивидуальное консультирование и психологический «Тренинг модификации поведения» - интегративного типа, с элементами психотерапевтических техник) ИЫ!5!.
Психологическая помощь родителям подразумевает: повышение их психолого-педагогической грамотности, культуры взаимоотношений; их активное включение в воспитательный процесс; диагностика семейных отношений, типа воспитания с целью оказания психологической помощи; разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на формирование отклонений в поведении детей; оказание помощи в разрешении семейных конфликтов; коррекция неправильных форм семейного воспитания; оказание помощи в развитии позитивных и преодолении криминогенных качеств подростка, восстановление воспитательного потенциала семьи. В рамках направления разработана программа семинара-тренинга «Коррекция детско-родительских отношений»; проводится в форме семинаров, с элементами тренинга; применяются дополнительные формы работы - неформальные беседы при непосредственном контакте, запланированные встречи ИМ!5!.
Психологическая помощь инспекторам, учителям, социальным педагогам подразумевает: повышение психологической грамотности по вопросам формирования личности подростка, проявлении криминогенных качеств, асоциальных мотивов поведения; активизация и привлечение их к профилактической и коррекционной работе; снятие личностной тревожности, эмоциональной перегрузки - как условие адекватного восприятия профессиональной ситуации взаимодействия специалистов и подростка; стимулирование личностного роста; развитие сензитивности, эмпатии, рефлексии; ориентация на взаимодействие со специалистами других профилей (врачей, психологов, наркологов). В рамках направления мы предлагаем «Семинар-тренинг психологической поддержки специалистов», непосредственно контактирующих с подростками, с криминогенной направленностью личности ИЫ!5!.
Медицинское направление: комплексные коррекционные меры осуществляются в несколько этапов: а) выявление причин и факторов риска формирования отклонений; дальнейшее воздействие на них; б) своевременное выявление детей на ранних стадиях формирования нервно-психических расстройств, предрасположенных к формированию отклонений (девиаций) под воздействием социально-психологических факторов на фоне преморбида (акцентуации, негативные черты характера, подростки из «группы риска») и оказание им соответствующей помощи; в) лечебно-реабилитационная работа с подростками, с патологическими формами отклоняющегося поведения (зависимость от алкоголя, наркотиков). Формы и методы работы зависят от характера отклонений и их природы.
При условии взаимодействия специалистов различных профилей, каждый из них выполняет определенные функции как субъект этого взаимодействия. Функции психолога: а) проектирование взаимодействия, процесса профилактики и коррекции; б) диагностика
процесса взаимодействия, анализ его эффективности; в) предоставление необходимой информации о подростках, особенностях их личности; г) актуализация желания, потребности в саморазвитии, личностном росте у субъектов коррекционного процесса; д) корректировка процесса взаимодействия на основе системы обратной связи; е) анализ результатов; и) прогнозирование дальнейшего развития взаимодействия. Функции специалистов медицинских, правоохранительных, учебно-воспитательных учреждений: а)
_ п л я г~\ ■ ■ ■ ■ пап плгт1/\/ г-» /- —> ■ I —> ■ I ■ и ■ и п лтгуаЙ! 1ЛГТ1/ г-» ^ п л л I л —> лл гл I I л\ I 11Л 1Л г л
мо1ивационная - помощь подрос|ку в осознании по«ребнос|и в самоизменении и
саморазвитии; оказание эмоциональной поддержки; б) информационная - трансляция и адаптация для адекватного восприятия подростками знаний о человеке и о них самих, своей личности; в) организационная - помощь в планировании и реализации программы самоизменения и саморазвития; в выборе адекватных средств, способов самоконтроля; г) технологическая - непосредственное обучение конкретным навыкам и умениям самоизменения / саморазвития; д) диагностическая - наблюдение и выявление затруднений подростков в процессе самоизменения и саморазвития; е) коррекционная -корректировка, уточнение целей, средств, способов самоизменения / саморазвития; оказание помощи в разрешении индивидуальных затруднений. Функции родителей: а) повышение сензитивности к подростку; осознание сопричастности к его проблемам и переживаниям; в) оптимизация детско-родительских отношений; г) мотивационная -помощь в осознании необходимости самоизменения / саморазвития, стимулирование этих стремлений; эмоциональная поддержка. Подросток, как непосредственный субъект взаимодействия, выполняет следующие функции: а) постановка конкретной цели самоизменения / саморазвития; составление программы; определение объёма необходимой помощи; б) практическая деятельность по самоизменению / саморазвитию (формирование установки на оптимизацию социальных взаимоотношений, изменение криминогенных качеств, асоциальных, противоправных мотивов поведения; создание позитивного отношения к своему будущему; д) ведение дневника; анализ результатов и возникающих затруднений.
Как показывает наш опыт, данный подход к организации профилактической и коррекционной работы, которая строиться на поддержке подростка, стимулировании его позитивного поведения, сведения к минимуму предупредительно-карательных мер (в ответ на различные формы проявления асоциального поведения), дает конкретные положительные результаты.
Методы исследования
Анализ изменений криминогенной направленности личности подростка, (в аспекте составляющих её компонентов), при последовательной реализации психолого-педагогических условий, осуществлялся с помощью методик, проводимых до и после реализации коррекционных мероприятий: «Диагностика склонности к отклоняющемуся, противоправному поведению» (разработана Вологодским центром консультирования и гуманитарных исследований «Развитие»); «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Оценка степени признания вины» (разработана Н. П. Крейдун, Е. Е. Поливановой, Л. Н. Яворовской), опросник Басса-Дарки, «Незаконченные предложения» (Сакс-Леви). Проводился качественный и количественный анализ произошедших изменений, использовались методы математической статистики ^ - критерий Стьюдента).
Характеристика выборки
В исследовании, направленном на изучение возможностей коррекции криминогенной направленности личности, приняли участие 20 испытуемых старшего подросткового возраста - 15-16 лет, мужского пола (с целью исключить гендерные различия). Все состоят
на учёте в Подразделении по Делам Несовершеннолетних (далее ПДН) Ленинского РОВД г. Оренбурга за злоупотребление наркотическими, токсическими веществами, бродяжничество, жестокие драки, извращенное сексуальное поведение. Подростки принимали участие в исследовании во время периодического посещения инспектора ПДН на добровольной основе.
Процедура исследования включала в себя последовательную реализацию психолого-
Г"1 V/ »/Г1 П Г» П 1<1 М П ПЛ /4% ■ Л п ^ 1/Т1 Л \Г\ Л 1Л |У/-\ ГЛ ГЛ /-1 1С1 I 1Л 1Л |/,ГМ/|№|||1|| 1/-1Г/Л1 II |(->и ||^ПП^ППЛ1М1Л ГХ1 Л
||с,ца1 и) и ч е м^л у^-ниок
личности подростка.
111_» и VI} I а I
|\и |_»с VI |\|_т т VI п и I с п п и VI памраолсппи^и
Коррекционные мероприятий проводились с подростками в естественных условиях, во время их периодического появления на регистрацию в ПДН. Общее количество коррекционных занятий - 40, общая продолжительность - около 60 часов; реализовались в течение года. После диагностики особенностей личности подростков, выявлении криминогенной направленности и асоциальных мотивов поведения, в случайном порядке были отобраны 20 подростков мужского пола, которых разбили на 4 подгруппы (в каждой подгруппе помимо подростков и психолога, ведущего группу, попеременно присутствовали специалисты различных профилей (инспектор, соц. педагог, нарколог) и родители (или лица, их заменяющие) в зависимости от тематики занятия.
Результаты исследования и их обсуждение
Ниже представлены результаты итоговой диагностики изменений криминогенной направленности личности подростков, после проведения систематической, планомерной работы.
Результаты по методике «Оценка степени признания своей вины» до реализации коррекционных мероприятий представлены на графике 1. У 72% - искреннее непризнание вины - группа Б1 ((значения по шкале оценки степени признания своей вины меньше 70% и больше 20% (далее шкала 1); по шкале искренности ответов результаты выше оценки недостоверных данных - 44% (далее шкала 2)).
График 1
Примечание: на графике отражено исследование степени искренности до и после проведения коррекционных мероприятий (в баллах).
В данную группу входят подростки - правонарушители, не раскаивающиеся при объективной виновности, а активизирующие механизмы психологической защиты (вместо признания вины и последующего раскаяния, стремятся снять давление травмирующего фактора, связанного с правонарушением, оправдаться перед самим собой различными способами - используя механизмы психологической защиты). Непризнание своей вины диагностируется у 27% - группа Б2, обосновывается неискренностью ответов (по шкале 2 данные меньше 40%; по шкале 1 больше 20% и меньше 70%). В группу А - искреннее признание своей вины, раскаяние, осуждение своего поведения, не попадает ни один испытуемый.
VI
После реализации коррекционных мероприятий и повторного проведения методики мы получили результаты, отображенные на графике 2. У 86% подростков диагностируется искреннее признание вины - группа А (по шкале 2 результаты больше 40%; по шкале 1 больше 70%); у 13% результаты попадают в область группы Б1 (искреннее непризнание своей вины).
График 2
35 -
О Н-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-
1 2 3 4 5 5 7 а 9 10 11 12 13 14 15 15 17 18 19 20
Примечание: на графике отражено исследование степени признания вины до и после проведения коррекционных мероприятий (в баллах).
Данные t - критерия Стьюдента подтверждают выводы о значимых позитивных изменениях, произошедших у подростков, по степени осознания своей вины (по шкале 1, 2 - t фактическое (далее t факт.) > t критическое (далее t кр.) - табличное значение, 2,34 и 4,54 соответственно по шкалам, для уровня значимости 2,04 при уровне значимости равном а = 0,05 и к=15+15-2 = 28 (числе степеней свободы), то Но гипотеза о равенстве средних отвергается и разница между средними величинами является достоверной.
Результаты исследований по методике «Незаконченные предложения», до и после реализации коррекционных мероприятий, представлены в таблице 1, из которой следует, что в отношении к себе, друзьям, своей семье (матери, отцу), противоположному полу произошли значимые изменения в позитивную сторону, что свидетельствует об улучшении детско-родительских отношений, коммуникативных способностей подростков, сплочении семьи. Кроме того, увеличился процент подростков, имеющих положительное отношение к своему будущему, и намечающих жизненные цели.
Таблица 1
Результаты исследований по методике «Незаконченные предложения»
Отношение к: до после (в %)
коррекц..мероприятий
(в%)
против о по лож но му полу По л ож ит. 6,7 63,7
Отриц. 93,3 36,3
Безразлич. 0 0
сексуальным По л ож ит. 26,6 92,3
взаимоотношениям Отриц. 40 0
Безразлич. 33,3 7,6
о тцу (или лицу е г о По л ож ит. 5,3 40
заменяющего) Отрицат. 94,7 0
Безразлич. 0 60
себе, своей личности По л ож ит. 60 93,3
Отрицат. 20 0
Безразлич. 20 6,6
своему будущему По л ож ит. 0 43
Отрицат. 53,3 0
Безразлич. 46,6 57
друзьям По л ож ит. 26,6 93,3
Отрицат. 53,3 0
Безразлич.. 20 6,6
своей семье По л ож ит. 20 80
Отрицат. 73,3 0
Безразлич. 6,6 20
ма те ри По л ож ит. 45,6 90
Отрицат. 46,6 0
Безразлич. 7,6 10
прошлому По л ож ит. 63,3 86,6
Отрицат. 36,6 0
Безразлич. 0 13,3
Результаты исследования по методике М. Рокича представлены в таблице 2, из которой видно, что ранжирование ценностей по степени значимости до и после реализации коррекционных мероприятий существенно отличаются. До реализации список наиболее значимых, предпочитаемых терминальных ценностей составляли: материально обеспеченная жизнь (96,4%), развлечения в жизни (93%), свобода (в том числе и отсутствие контроля со стороны взрослых - 85,6%), друзья (7,7%), то после этот список дополнили ценности: активная жизнь, здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, интересная работа, уверенность в себе.
Таблица 2
Результаты изучения терминальных ценностей, ценностных ориентаций
Список ценностей Результаты ранжирования до коррекционных мероприятий (даны в %) После проведения
Рангами 1,2,3 отмечались 15,16,17,18 Наиболее предпочитаемые Отвергаемые
наиболее предпочитаемые подростками ценности о тв е рг а е мые ценности подростками ценности
Матер. обеспеченность в жизни 96,4 3,6 63 0
Разнообразные развлечения в жизни 93 7 34,3 20
Свобода (как отсутствие привязанности к кому-либо - толкование подростками) 85,6 0 63 0
Друзья 7,7 0 23 0
Активная, продуктивная жизнь 0 16,3 13,3 7,7
Мудрость в жизни 0 83 0 77
Физическое и психическое здоровье 0 7,7 23 0
Интересная, увлекательная работа 0 74,3 13,3 63
Красота окружающей природы и произведений ис кус с тв а 0 83,3 0 63
Любовь, привязанность к кому-либо 0 16,3 23 0
П риз на ние с о с то ро ны о б ще с тв а 0 30 0 30
По з на в а те льна я деятельность 0 33 0 20
Продуктивная, результативная жизнь 0 0 0 0
Р а з в итие , саморазвитие, личностный рост 0 7,7 0 6,7
Счастье в семье 0 0 56,6 0
Счастье других людей 0 70 0 53,3
Созидание,творчество 0 53 0 37
Уверенность в самом себе 7,7 0 13,3 0
Результаты изучения инструментальных ценностей
Аккуратность как качество личности 0 63,3 0 36,6
Воспитание и в о с пита ннос ть 0 70 0 43,6
Повышенные запросы и требования к жизни 70 0 33,3 27,6
Умение радоваться в жизни -жизнерадостность 0 0 13,3 0
Исполнительность в делах, ответственность 0 46,6 0 33
Независимость как отсутствие привязанности к кому-либо (по мнению подростков) 83 0 43,3 0
Нетерпимость, не примиримо с ть по отношению к недостаткам других людей 33 0 13,3 0
Получение образования и как следствие -образованность 0 36,6 0 0
О тв е тс тв е нно с ть з а с в о и дела, поступки 0 23,3 13,3 0
Рационализм как качество личности 0 0 0 0
Наличие самоконтроля своих эмоций, проя в ле ний, де йс тв ий 7,6 0 76,6 0
Смелость в преодолении трудностей 43,3 0 56,6 0
Твердая воля, упорство в достижении цели 43,3 0 33,3 0
Терпимость,сдержанность 0 7,6 0 37
Широта взглядов на жизнь 0 0 0 76,6
Честность, искренность 0 83,3 13,3 60
Эффективность, результативность в делах 0 7,6 13,3 0
Чуткость, понимание эмоций других людей, сопереживание им 0 76,7 0 46,6
До реализации коррекционных мероприятий список предпочитаемых инструментальных ценностей составляли: высокие материальные запросы и требования к жизни, независимость (как отсутствие привязанности к кому-либо - толкование термина подростками), смелость, непримиримость к недостаткам других людей, твёрдая воля; после этот список пополнили: самоконтроль (76,6%), ответственность (13,3%), жизнерадостность (13,3%), честность (13,3%), эффективность и успешность в делах (13,3%). В список
отвергаемых ценностей по-прежнему входят: чуткость, честность, широта взглядов, исполнительность, аккуратность, воспитанность; впервые попадает отвержение ценности высокие материальные запросы, требования к жизни (у 33,3%).
Результаты методики Басса-Дарки, до и после реализации коррекционных мероприятий, отражены на диаграмме 1, из которой видно, что по всем шкалам произошли изменения в позитивную сторону (снизился уровень косвенной, физической, вербальной агрессии, уровень проявления негативизма, обиды, подозрительности, раздражения, увеличился уровень чувства своей вины), что подтверждают данные t - критерия Стьюдента (по всем шкалам t факт. > t кр. (табличное значение) для уровня значимости 2,76 при уровне значимости равном а = 0,01 и к=15+15-2 = 28, то Но гипотеза о равенстве средних
отвергается и является в высшей степени достоверной ^ факт. по шкале 1 на диаграмме равно 7,78, по шкале 2 равно 3,14, по шкалам: 3, 4, 5, 6, 7, 8 равно 7,26; 4,88; 5,52; 5,91; 8,17; 9,7 - соответственно).
Диаграмма 1
Примечание к диаграмме: представлены средние значения показателей; обозначения шкал: 1- физическая агрессия, 2- косвенная, 3- раздражение, 4 - негативизм, 5- обида, 6-подозрительность, 7- вербальная агрессия, 8 - чувство вины.
Результаты исследования уровня агрессивности и враждебности отражены на графиках 3, 4, по которым видно, что у 90% подростков до реализации коррекционных мероприятий уровень агрессивности выходит за пределы нормы; после - у 93,3% - не превышает границы нормы, у 7% - крайнее значение нормы; уровень враждебности до реализации у 87% - выходит за пределы нормы; после у 47% - не выходит за пределы нормы, у 33,3% -крайнее значение; у 20% -выходит за пределы нормы.
График 3
Примечание: на графике отражены результаты исследования уровня агрессивности по методике Басса-Дарки (норма индекса агрессивности в баллах - от 21до 25)
График 4
О Н-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
1 2 3 4 5 б 7 В 9 10 11 12 13 14 15 16 17 13 19 20
Примечание: на графике отражены результаты исследования уровня враждебности
по методике Басса-Дарки (норма индекса враждебности в баллах - от 7 до 10)
Позитивные изменения подтверждают математические расчёты. По t - критерию Стьюдента t факт. агрессивности и враждебности (12,41 и 10,59 -соответственно) больше табличного значения t - кр. для уровня значимости 2,76 при уровне значимости равном а=0,01 и к=15+15-2 = 28, то Н0 гипотеза о равенстве средних отвергается, и является в высшей степени достоверной.
Результаты исследований по «Методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» представлены на диаграмме 2, из которой видно, что по всем шкалам произошли значимые изменения: до реализации коррекционных мероприятий по шкале склонности к преодолению норм и правил у 100% испытуемых результаты значимо выражены, после - у 87% - средне выражены, у 13% - мало выражены. Шкала склонности к аддиктивному поведению: до реализации коррекционных мероприятий у 86,7% результаты значимо выражены; у 13,3% - средне; после реализации: у 73,3% - не превышают средние значения; у 26,6% - мало выражены.
Рр^ультаты шщпш ■омсггодвжр Поппщепго упвсрншп
Диаграмма 2
■
гтя Ш
■ 71
■
J
шшфашшп
Примечание к диаграмме: наименование шкал - № 1-шкала склонности к преодолению о б ще с тв е нных норм / правил; № 2- склонности к аддиктивному
Лев
_| поведению; №3 -
к агрессии и
насилию, №4 - отсутствие волевого контроля эмоциональных проявлений, №5 - склонность к противоправному, делинквентному поведению (отражены средние значения показателей по шкалам):
Шкала склонности к проявлению агрессии / насилию: у 100% до реализации коррекционных мероприятий результаты значимо выражены, после у 53,3% - средне выражены, у 46,6% - мало выражены. Шкала склонности к делинквентному поведению: у 73,3% подростков до реализации коррекционных мероприятий показатель значимо выражен, у 20% - средне, у 6,6% - мало выражен; после у 73,3% - средние значения, у 26,6% - мало выражены. Шкала отсутствия волевого контроля своих эмоциональных проявлений, реакций: до реализации у 73,3% значимо, у 20% - средне, у 6,6% - мало выражены; после - у 53,3% - средне, у 46,6% - мало выражены. Динамику в положительную сторону подтверждают данные t - критерия Стьюдента. Для всех величин t факт. превышает t кр. (табличные значения) для уровня значимости 2,76 при уровне значимости равном а = 0,01 и к = 15+15-2 = 28, то Н0 гипотеза о равенстве средних отвергается и разница между средними величинами является в высшей степени достоверной.
Вывод о позитивных тенденциях, произошедших в личности подростков и изменении параметров криминогенной направленности, позволяет сделать качественный и количественный анализ полученных результатов: в чертах характера отмечается снижение уровня агрессивности / враждебности; наблюдается возрастание уровня правосознания; снижение склонности к нарушению установленных социальных норм и правил; повысился уровень осознания своей вины за совершённые действия, поступки - подростки стали задумывать об ответственности за свое поведение; о его мотивах; начали анализировать варианты удовлетворения своих желаний, потребностей социально-приемлемыми способами и средствами. Они стали более сдержанны, менее импульсивны, увеличился уровень контроля своих эмоциональных проявлений, снизился уровень негативных переживаний и эмоций. По отношению к будущему отмечается возрастание неудовлетворённости существующей ситуацией и появляется желание изменить свою жизнь; подростки намечают жизненные цели, выстраивают планы на будущее; произошли значимые изменения в расстановке приоритетов жизненных ценностей (в список наиболее значимых ценностей входят активная жизнь, здоровье, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе и т.д). В социальных отношениях отмечается снижение конфликтности, склонности к насилию, повышение уровня социальной адаптации, что свидетельствует об изменении характера взаимоотношений с окружающими.
Выводы
1. Криминогенная направленность и склонность к её проявлению относятся к различным «планам» сознания. Криминогенная направленность, это устойчивое образование личности, это стойкое проявление асоциального поведения, это реальные, внешние действия по асоциальной реализации своих потребностей, желаний. Склонность к проявлению криминогенной направленности это не устойчивое образование личности, это мысли, переживания, размышления о возможной асоциальной реализации своих потребностей, желаний и это относится к внутреннему плану действий или сознания. Психолого-педагогическую профилактику целесообразнее проводить при наличии склонности к проявлению криминогенной направленности, с целью предотвращения её формирования в устойчивое личностное образование, подчеркивая при этом эффективность первичной профилактики, с учётом целостного, ресурсного и
деятельностного подходов. Если мы говорим о криминогенной направленности личности (устойчивое личностное образование), то в данном аспекте речь идет о психолого-педагогической коррекции и условиях её эффективности.
2. Определены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия профилактики и эффективной коррекции криминогеннойнаправленности личности подростка: а) комплексное изучение личности подростков (социально-психологических, индивидуально-личностных характеристик); выявление криминогенных качеств и противоправных, асоциальных мотивов поведения; б) формирование установки на изменение криминогенных качеств и противоправных мотивов поведения; формирование позитивного, ценностного отношения к своему будущему; оптимизация взаимоотношений с социумом (изменение параметров криминогенной направленности); в) организация взаимодействия специалистов различных профилей как субъектов коррекционного процесса.
3. При оказании подросткам с криминогенной направленностью помощи по следующим направлениям: психологическое, социально-педагогическое, медицинское возрастает уровень интериоризации позитивных потребностей, мотивов, установок, норм поведения, целей, ценностей, социальных отношений, способствующих позитивному самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности.
4. Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы не только при работе с подростками, состоящими на учёте в ПДН, но и при работе с подростками в школе, приюте, детском доме, так как позволяют практическому психологу осуществлять раннюю психологическую диагностику, своевременную профилактику и коррекцию возможного формирования криминогенной направленности личности.
Библиография
1. Аптикиева Л. Р., Аптикиев А. Х., Бурсакова М. С. Семья как фактор личностного развития ребёнка. Вестник Оренбургского государственного университета: Оренбург, 2014.-№7 (168).-С. 185-190.
2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии.-М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.-199с.
3. Вострокнутов Н. В. Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде [Текст] Н.В. Вострокнутов [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.studmed.ru/vostroknutov-nv-pervichnaya-rofilaktikazloupotrebleniya-psihoaktivnymi-veschestvami-v-obrazovatelnossrede_bd88e54c34d.html
4. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст]. - 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.
5. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних.-М.: «Юридическая литература», 1981. - 160 с.
6. Жарикова Т. П. Оценка эффективности ресурсного подхода к психолого-педагогической профилактике факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте [Текст] //Вестник СамГУ, 2011. - № 4 (85). - С. 267-272. 61.
7. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии.-1990.-№ 4.-С. 8391.
8. Змановская Е. В. Девиантология [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с. 9 Зубова Л. В. О проблеме психологии асоциальной личности в
современном российском обществе с позиции интегративного подхода. Вестник Оренбургского государственного университета: Оренбург, 2013.-№2 (151).-С. 96100. 10. Иващенко А. В., Зубова Л. В. Методики изучения социальной направленности и самосознания личности подростка / научно-методическое пособие для студентов, психологов, социальных педагогов. Оренбург: ИПК ОГУ, 2010. - 166 с. 11. Иващенко А. В., Зубова Л. В. Теоретико-методологические основания для определения индивидуально-типологических особенностей асоциальной личности. Образование и саморазвитие, 2008.-т.4.-№10.-С.165-169 12 Клейберг Ю. А., Пискарев Д. П., Сиротюк А. Л. Социально-психологические проблемы девиантного подростка: Монография.-Страсбург, Москва, 2003.-148 с. 13. Лозовой В. В. Профилактика наркомании: школа, семья: Учеб. Пособие [Текст]. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 168 с. 14. Лунев Ю. А. Социально-психологические проблемы юношества и пути их решения // Социальная психология - XXI век: В 2-х т. Т.1.-Ярославль: ДИА-пресс, 1999.-С. 401-405. 15. Маликова В. А., Аптикиева Л. Р. Коррекция криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением в условиях взаимодействия субъектов коррекционного процесса. Цикл научно-прикладных работ в рамках реализации национального проекта «Образование». Оренбург: издательско-полиграфический комплекс «Газпромпечать» ООО «Оренбурггаз-промсервис», 2006. -184 с. 16. Митина Т. А. Социально-психологические факторы девиантного поведения беспризорных подростков: автореф. дисс... канд. псих. наук [Текст]: 19.00.05 / Митина Т.А.. - М., 2010. - 26 с. 17. Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -512 с. 18. Реан А. А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии.-1991.-№ 4.-С. 56-60
References (transliterated)
1. Aptikieva L. R., Aptikiev A. Kh., Bursakova M. S. Sem'ya kak faktor lichnostnogo razvitiya rebenka. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta: Orenburg, 2014.-№7 (168).-S. 185-190.
2. Belicheva S. A. Osnovy preventivnoi psikhologii.-M.: RITs Konsortsiuma «Sotsial'noe zdorov'e Rossii», 1993.-199s.
3. Vostroknutov N. V. Pervichnaya profilaktika zloupotrebleniya psikhoaktivnymi veshchestvami v obrazovatel'noi srede [Tekst] N.V. Vostroknutov [Elektronnyi resurs].-Rezhim dostupa: http://www.studmed.ru/vostroknutov-nv-pervichnaya-rofilaktikazloupotrebleniya-psihoaktivnymi-veschestvami-v-obrazovatelnossrede_bd88e54c34d.html
4. Gogoleva A. V. Addiktivnoe povedenie i ego profilaktika [Tekst]. - 2-e izd., ster. - M.:
Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEK», 2003. - 240 s.
5. Dolgova A. I. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty prestupnosti nesovershennoletnikh.-M.: «Yuridicheskaya literatura», 1981. - 160 s.
6. Zharikova T. P. Otsenka effektivnosti resursnogo podkhoda k psikhologo-pedagogicheskoi profilaktike faktorov riska addiktivnogo povedeniya v podrostkovom vozraste [Tekst] //Vestnik SamGU, 2011. - № 4 (85). - S. 267-272. 61.
7. Zaika E. V., Kreidun N. P., Yachina A. S. Psikhologicheskaya kharakteristika lichnosti podrostkov s otklonyayushchimsya povedeniem // Voprosy psikhologii.-1990.-№ 4.-S. 83-91.
8. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya [Tekst]. - M.: Izdatel'skii tsentr «Akademiya», 2003. - 288 s. 9 Zubova L. V. O probleme psikhologii asotsial'noi lichnosti v sovremennom rossiiskom obshchestve s pozitsii integrativnogo podkhoda. Vestnik
Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta: Orenburg, 2013.-№2 (151).-S. 96-100. 10. Ivashchenko A. V., Zubova L. V. Metodiki izucheniya sotsial'noi napravlennosti i samosoznaniya lichnosti podrostka / nauchno-metodicheskoe posobie dlya studentov, psikhologov, sotsial'nykh pedagogov. Orenburg: IPK OGU, 2010. - 166 s. 11. Ivashchenko A. V., Zubova L. V. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya dlya opredeleniya individual'no-tipologicheskikh osobennostei asotsial'noi lichnosti. Obrazovanie i samorazvitie, 2008.-t.4.-№10.-S.165-169 12 Kleiberg Yu. A., Piskarev D. P., Sirotyuk A. L. Sotsial'no-psikhologicheskie problemy deviantnogo podrostka: Monografiya.-Strasburg, Moskva, 2003.-148 s. 13. Lozovoi V. V. Profilaktika narkomanii: shkola, sem'ya: Ucheb. Posobie [Tekst]. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2000. -168 s. 14. Lunev Yu. A. Sotsial'no-psikhologicheskie problemy yunoshestva i puti ikh resheniya // Sotsial'naya psikhologiya - XXI vek: V 2-kh t. T.1.-Yaroslavl': DIA-press, 1999.-S. 401-405. 15. Malikova V. A., Aptikieva L. R. Korrektsiya kriminogennoi napravlennosti lichnosti podrostka s otklonyayushchimsya povedeniem v usloviyakh vzaimodeistviya sub''ektov korrektsionnogo protsessa. Tsikl nauchno-prikladnykh rabot v ramkakh realizatsii natsional'nogo proekta «Obrazovanie». Orenburg: izdatel'sko-poligraficheskii kompleks «Gazprompechat'» OOO «Orenburggaz-promservis», 2006. -184 s. 16. Mitina T. A. Sotsial'no-psikhologicheskie faktory deviantnogo povedeniya besprizornykh podrostkov: avtoref. diss... kand. psikh. nauk [Tekst]: 19.00.05 / Mitina T.A.. - M., 2010. - 26 s. 17. Osipova A. A. Obshchaya psikhokorrektsiya. - M.: TTs «Sfera», 2001. - 512 s. 18. Rean A. A. Kharakterologicheskie osobennosti podrostkov-delinkventov // Voprosy psikhologii.-1991.-№ 4.-S. 56-60