Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
1
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-54-58 (In Russian)
Психолого-педагогические условия формирования педагогом положительной ценностно-ориентированной мотивации поведения девиантных подростков образовательной организации
© 2018 Дибиров М. И.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель - доказать, что для достижения эффективности мер профилактической и коррекционной работы необходимо создать в педагогической деятельности психолого-педагогические условия для формирования положительной мотивации подростков-правонарушителей. Конечная цель работы помочь подростку с девиантным поведением сформировать такие ценностно-ориентированные качества, как установки, ориентиры, нормы поведения, которые помогли бы ему успешно решать социальные задачи, справляться с трудностями в коммуникации, обучении и взаимодействии с окружающими. Методы. Аналитический обзор общей и специальной литературы по теме исследования, педагогические наблюдения, беседа, комплекс методов отслеживания результатов профилактической работы, методы убеждения. Результаты. Адекватно разработаны и подобраны педагогические условия, что способствует формированию положительной мотивации поведения подростков-правонарушителей. Проведенный анализ эффективности коррекционно-реабилитационной работы позволил выявить причины и проблемы возникновения девиаций у подростков и определить дальнейшие пути профилактики и коррекции в работе с ними. Вывод. Специально организованная педагогическая деятельность способствует формированию положительной мотивации поведения девиантных подростков в социуме.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, педагогическая деятельность, ценностно-ориентированная мотивация, профилактика, коррекция, реабилитация, девиантные подростки.
Формат цитирования: Дибиров М. И. Психолого-педагогические условия формирования педагогом положительной ценностно-ориентированной мотивации поведения девиантных подростков образовательной организации // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 54-58. DOI: 10.31161/1995-06592018-12-1-54-58 (In Russian)
Psycho-Pedagogical Conditions of Formation by Teacher a Positive Value-Oriented Motivation of Deviant Teenagers' Behavior
in Educational Organization
© 2018 Magomed I. Dibirov
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to prove that for the achievement the prophylaxis and correctional work effective it is necessary to create the psycho-pedagogical conditions in the pedagogical activity for the formation of the teenagers' positive motivation.Final cause of the research is to help the deviant teenager to form such value-oriented qualities as attitudes, orientations, behavioral norms, that help him to solve successfully the social problems, cope with difficulties in communication, training and interaction with others. Methods. Analytical review of general and special literature on the subject of research, pedagogical observation, conversation, a set of methods for monitoring the results of preventive work, methods of persuasion. Results. Pedagogical conditions are adequately developed and selected, which contributes to the formation of positive motivation of behavior of teenagers-offenders. The analysis of the effectiveness of correctional and rehabilitation work allows to identify the causes and problems of the occurrence of deviations of the teenagers and to determine further ways of prevention and correction in working with them. Conclusion. Specially organized pedagogical activity contributes to the formation of positive motivation of behavior of deviant teenagers in society.
Keywords: psychological and pedagogical conditions, pedagogical activity, value-oriented motivation, prevention, correction, rehabilitation, deviant teenagers.
For citation: Dibirov M. I. Psycho-Pedagogical Conditions of Formation by Teacher a Positive Value-Oriented Motivation of Deviant Teenagers' Behavior in Educational Organization. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp. 54-58. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-54-58 (In Russian)
Введение
Современная образовательная
организация (школа) постоянно сталкивается в педагогической деятельности с проблемой неадекватного поведения детей и подростков. Движущей силой развития такого поведения является отсутствие положительной мотивации к нормативному поведению. Мотивация поведения человека складывается из сложнейшей системы ценностей, целей, мотивов, потребностей, желаний, развивающихся у каждого индивида по-своему, и зависит от социума, в котором он живет сегодня. Подростковый возраст имеет свои особенности, доминанты, поэтому педагоги должны понимать, что в формировании положительной ценностно-ориентированной мотивации главным является индивидуальный подход к подростку. Его мотивационная сфера находится в постоянной взаимосвязи с другими сферами, поэтому педагог-психолог при формировании положительной мотивации должен предусмотреть комплексное воздействие на все сферы одновременно с учетом типичных особенностей девиантного поведения подростков.
Педагогическая деятельность многогранна и при формировании педагогом положительной ценностно-ориентированной мотивации поведения девиантных подростков он должен опираться на создаваемые им психолого-педагогические
условия, опирающиеся на принципы: гуманизации, взаимопонимания, взаимного сотрудничества, взаимодоверия,
взаимодействия. Такой подход требует от педагога проявления рефлексии,
способности чувствовать настроение, эмоциональное состояние, адекватно понимать подростка как себя, то есть настраиваться на него и понимать его переживания.
Методы
В ходе проведенного экспериментального исследования нами был использован комплекс методов отслеживания результатов профилактической и коррекционной работы, который позволил выявить исходные характеристики девиаций в поведении подростка и изменения, произошедшие в результате коррекционно-профилактической работы. Для надежности и большей достоверности методы включали как прямую, так и косвенную оценку результатов.
Результаты, полученные в
констатирующем педагогическом
эксперименте, показали, что комплекс мер профилактики и реабилитации в образовательных организациях г. Махачкалы и Кизилюрта, недостаточно результативен и требует внедрения более эффективных мер в работе с подростками с девиантным поведением. Это возникает в результате приоритета учебной работы над воспитательной, из-за отсутствия
взаимодействия между школьными службами: психологической, социально-педагогической, между деятельностью педагогического совета и родительским комитетом образовательной организации. Необходимо проведение
психодиагностической работы по выявлению девиантного поведения у подростков и плана профилактической и коррекционной работы, программы педагогической деятельности педагога.
Важным направлением деятельности в школе является проведение комплексной научно-исследовательской работы по внедрению научных исследований в организацию коррекционно-
профилактической работы с подростками-правонарушителями. Если рассматривать данную проблему на региональном уровне, то можно констатировать отсутствие единого регионального мониторинга (системы отчетности) по показателям
профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий для детей и подростков. Эпизодическое взаимодействие правоохранительных органов (полиции, участкового) по вопросам совместной профилактической работы с подростками-правонарушителями. Отсутствие
систематичности и последовательности в реализации поселковых, городских и региональных мер профилактики и реабилитации девиантных детей и подростков.
Работая в этом направлении, мы убедились в необходимости коррекции мотивации поведения таких подростков, и потому одними из ключевых моментов ценностно-ориентированной
коррекционно-воспитательной работы,
определяющими ее качество являются правильно подобранные психолого-педагогические условия, в которых формируется у них положительная мотивация.
Результаты и обсуждение
Обобщая научные исследования, описанные в теории и практике и полученные нами результаты в работе с детьми и подростками с девиантным поведением, а также научные данные и научные наработки в исследованиях ученых О. А. Бажуковой, А. С. Макаренко, Д. М. Маллаева, М. М. Муртузалиевой, П. О. Омаровой, мы определили в качестве основных психолого-
педагогических условий формирования положительной мотивации следующие: знания о взаимосвязи мотивационной сферы с другими показателями индивидуальности подростков и взаимообусловленность изменений в них, приводящих к девиантному поведению; внешнее и внутреннее воздействие различных факторов на мотивационную сферу с опорой на сильные положительные стороны других сфер деятельности; главный документ в деятельности педагога - это его программа, учитывающая индивидуальность подростка и типичные особенности мотивации девиантного поведения; проведение педагогической диагностики мотивации каждого подростка, выяснение
индивидуальных особенностей этой мотивации с точки зрения деформаций в структуре и соотношении асоциальных и нравственных компонентов; определение содержания, методов и форм работы с каждым подростком с учетом возможностей самого педагога и воспитательного процесса, педагогического коллектива школы и родительской общественности.
Эффективность мер профилактической и коррекционной работы, по нашему мнению, и результатам исследования, измеряются изменениями, которые происходят у подростка. Для достижения цели в формировании положительных тенденций поведения у подростка необходима положительная мотивация,
сформировавшаяся на ценностно-ориентированных установках, способах поведения, которые помогают ему различать положительные от отрицательных. Особенно эффективно, когда подростки практикуют и упражняются в процессе самовоспитания многократным выполнением требуемых действий, доводя их до автоматизма. Используя метод упражнения, они формируют на основе положительной мотивации устойчивые качества личности, положительные навыки и привычки.
Как отмечал К. Д. Ушинский, «если бы человек не имел способности к образованию привычки, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии». Использование нами метода упражнения в эксперименте можно признать успешным, так как все подростки экспериментальной
группы проявляли устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях.
Для исследования влияния разработанных психолого-педагогических условий на формирование положительной мотивации поведения подростков нами был проведен эмпирический эксперимент. Целью эксперимента было изучить особенности девиантного поведения современных подростков и выявить психолого-педагогические условия для положительного формирования мотивации поведения таких детей и определить их эффективность и влияние. Нами в исследовании были определены зависимые и независимые переменные. Зависимыми переменными в исследовании были компоненты
мотивационной сферы, а также компоненты других сфер деятельности подростков. Независимыми переменными были педагогические условия формирования положительной мотивации поведения и система педагогических средств воздействия на подростков. Исследование проводилось в два этапа: на первом этапе выявлялись особенности мотивации девиантного поведения несовершеннолетних детей, ведущие мотивы и потребности; на втором этапе мы определяли конкретную программу деятельности педагогов по вопросам профилактики, коррекции и реабилитации подростков с девиантным поведением, на этом же этапе реализовывалась программа и был проведен анализ полученных эмпирических материалов.
Исследование особенностей мотивации девиантного поведения подростков-правонарушителей проводилось по методике парных сравнений мотивов (В. Хеннинг) в адаптации Т. П. Гуриной. Принцип построения методики основан на том, что мотивы расположены попарно, испытуемый должен определиться какой мотив пары сильнее побуждает к совершению негативного поступка. Проведенное на первом этапе исследование в школах г. Махачкалы и г. Кизилюрта позволило выявить четыре главных мотива:
1. Мотивы употребления алкоголя и курения табака связаны с необходимостью заполнить избыток свободного времени у современных подростков, желанием избежать скуки; свидетельствует о
деформации ценностей и потребностей, неумении организовать досуг, отсутствии одержимости, целеустремленности,
экономической стабильности. Все это отражается на духовности подрастающего поколения.
2. Мотив употребления бранных выражений - возможность быть принятым в компанию сверстников. Важнейшей подростковой реакцией является группирование, потому принятие реферативной группой так важно для респондентов.
3. Склонность к разрешению споров путем драки проявляется из-за попытки доказать, что подросток не трус и может постоять за себя, не уронить своего достоинства в глазах своих сверстников и старшеклассников. Этот мотив можно рассматривать и как стремление компенсировать комплекс неполноценности, восполнение неудачи в учебе успехом среди учащихся.
4. Участие подростков в кражах обусловлено мотивом чувства справедливой зависти к тем, кто имеет все: крутой мобильник, брендовую одежду, успех среди сверстников. В корне возникновения этой девиации поведения лежат недостатки семейного воспитания, влияния родителей, других взрослых, обсуждающих тех, кто удачен, хорошо одет, имеет власть.
Наблюдения и беседы с детьми выявили, что подростки из асоциальной и неполной семьи, а также не посещающие секции, кружки и интересные коллективные форумы, то есть имеющие больше свободного времени более склоны к правонарушениям. Подмена духовно-нравственного воспитания
стремлением к фетишизму, вещизму порождают зависть и агрессию у подростков, что естественно приведет их к девиантному поведению. Педагогам необходимо проводить просветительскую работу среди родителей и детей.
Выводы
В целом, данные, полученные нами в эмпирическом исследовании показали, что результаты выявленной мотивации девиантного поведения у подростков-правонарушителей совпадают с существующей практикой специальных исследований, но при этом не всегда из-за срока давности учитываются все
реалии сегодняшнего социума. Изучение опыта деятельности педагогического коллектива и условий семейного воспитания позволило нам выявить неблагоприятные факторы девиантного поведения.
Следовательно, необходимо было разработать новую тактику ценностно-ориентированного воспитания
положительной мотивации поведения в социуме подростков, склонных к правонарушениям.
Таким образом, в ходе проведенного эмпирического эксперимента в школах г. Махачкалы и г. Кизилюрта были получены данные, которые помогли нам разработать психолого-педагогические условия для формирования педагогом ценностно-ориентированной положительной мотивации поведения у подростков-право-нарушителей в образовательной организации.
В целом, проведенная педагогами профилактическая и коррекционная работа
1. Бажукова О. А. Влияние современного социума на возникновение кризисных ситуаций и состояний у молодежи. Махачкала, 2017. С. 137-142.
2. Маллаев Д. М., Дибиров М. И. Профилактика и коррекция девиантного поведения в социуме в условиях ценностно-ориентированного воспитания // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-
1. Bazhukova O. A. Vliyanie sovremennogo sotsiuma na vozniknovenie krizisnykh situatsiy i sostoyaniy u molodezhi [The influence of modern society on the emergence of crisis situations and conditions in young people]. Makhachkala, 2017. Pp. 137-142. (In Russian)
2. Mallaev D. M., Dibirov M. I. Prevention and correction of deviant behavior in society in the conditions of value-oriented education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2016. Vol. 10. No. 2. Pp. 52-57. (In Russian)
3. Dibirov M. I. Specially organized educational activities as a factor of prevention and correction of teenagers' deviant behavior. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-
на основе разработанных нами и предложенных образовательным
организациям психолого-педагогических условий формирования ценностно-ориентированной положительной мотивации поведения дивиантных подростков, доказала свою эффективность. Влияние этих условий проявилось не только в качественном совершенствовании мотивационной,
эмоциональной и других поведенческих реакций подростков, но и в изменении позиций членов педагогического коллектива и родительской общественности и органов надзора за несовершеннолетними правонарушителями. В результате в педагогической деятельности и в практике работы школ сложилась оптимальная система воспитания с опорой на ценностно-ориентированное формирование
положительной мотивации подростков-право-нарушителей.
педагогические науки. 2016. Т. 10. № 2. С. 5257.
3. Дибиров М. И. Специально организованная воспитательная деятельность как фактор профилактики и коррекции девиантного поведения подростков // Известия Дагестанского государственного
педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 6772.
pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2017. Vol. 11. No. 4. Pp. 67-72. (In Russian)
Литература
References
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Дибиров Магомед Исагаджиевич,
старший преподаватель, кафедра спортивных дисциплин, факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Дагестанский
государственный педагогический
университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation
Magomed I. Dibirov, senior lecturer, the chair of Athletic Disciplines, faculty of Physical Training and Life Safety, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 15.01.2018 г.
Received 15.01.2018.