литература
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
2. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж, Юнеско, 1986.
3. Иваницкая А.И., Лисина Л.А., Самойленко П.И. Системно-деятельный подход к разработке и внедрению обобщенных технологий обучения. М., 1998.
4. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига : Эксперимент, 1996.
5. Краткий справочник по педагогической технологии / под ред. Н.В. Щурковой. М., 1997.
6. Маркова А.К. Психология труда учителя. М. : Просвещение, 1993.
7. Маркова А.К. Формирование учения в школьном возрасте. М., 1983.
8. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград : Перемена, 1995.
9. Педагогическая практика / под ред. В.К. Розова. М., 1981.
10. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда : пособие для начинающего преподавателя педвуза. М. : Высш. шк., 1990.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. М. : Нар. образование, 1998.
12. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
13. Талызина Н.Ф., Печенюк И., Хохловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1987.
14. Ухтомский А.А. Доминанта души. Рыбинск : Рыбинское подворье, 2000.
15. Чернилевский Д.В. Технология обучения в средней специальной школе : учеб. пособие. Киев : Выща шк., 1990.
16. Шамова Т.И. Самостоятельно, по индивидуальной программе // Нар. образование. 1997. №9.
Techniques of self-actualization of a future teacher in the process of pedagogical experience
The article is prepared on the basis of the research results, which show the efficiency of the techniques developed by the author and favouring selfactualization of a future teacher in the process of educational experience, which was held in Znamensk branch of Astrakhan State University with the students -future teachers of informatics in 2008-2010. There is suggested the methodology of techniques based on the improvement of self-actualization level of a future teacher.
Key words: pedagogic techniques, self-actualization, pedagogic experience, pedagogic conditions.
а.л. хасенгалиев
(Камышин)
формирование профессиональной готовности Будущих социальных педагогов к профилактике девиантного поведения среди подростков в педагогическом колледже
Раскрывается вопрос формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике девиантного поведения среди подростков в педагогическом колледже. Автор обосновывает необходимость такого формирования как одного из важнейших компонентов социально-педагогической работы. Показаны содержание и компонентный состав профилактической деятельности среди подростков с девиантным поведением.
Ключевые слова: социальный педагог, профессиональная готовность, профилактика девиантного поведения.
Введение института социальных педагогов и организация их профессиональной подготовки совпали с реформированием системы образования в России, которое началось фактически с середины 1980-х гг. в период реформаторских преобразований общества, направленных на его гуманизацию и демократизацию. Россия вошла в мировое образовательное пространство, приобщившись к международному опыту в области образования.
В ряду учебных заведений, в которые могут поступить выпускники, окончившие полную среднюю школу, находятся средние профессиональные учебные заведения, успешно функционирующие в России. Подготовка социальных педагогов данного профессионального уровня в настоящее время начала осуществляться в основном в педагогических училищах и колледжах. В настоящее время принят государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, разработаны учебные планы и программы отдельных курсов. Особенностью подготовки таких специалистов является практикоориентированная направленность: их профессиональная деятельность нацелена на социализацию подростков в различных типах образовательных учреждений. Основными для со-
© Хасенгалиев А.Л., 2011
циального педагога, имеющего среднее профессиональное образование, являются следующие виды деятельности:
- оказание помощи детям в преодолении проблемных ситуаций при реализации соответствующей образовательной программы;
- организация деятельности детей, обеспечивающей их развитие в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями;
- создание благоприятных педагогических условий для развития, воспитания и образования детей;
- осуществление сотрудничества с родителями по вопросам воспитания детей;
- организация культурно-просветительской работы в микросоциуме с целью совершенствования социально-педагогической деятельности специалиста;
- самообразование с целью повышения уровня квалификации и совершенствования педагогического мастерства.
Следует отметить, что говорить о сформированной системе методов социальной педагогики еще рано, поскольку она относится к молодым отраслям педагогической науки, и социально-педагогическая деятельность совсем недавно получила статус профессиональной. В связи с этим социальный педагог в своей практической работе пока широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе.
Концептуальные подходы по проблеме профессиональной готовности социальных педагогов можно найти в трудах отечественных ученых - педагогов С.А. Беличевой, Б.З. Вуль-фова, В.А. Сластенина и др. В связи с этим становится очевидной важная роль педагогического колледжа в формировании профессиональной готовности студентов, которые имеют более высокую мотивационную установку на профессиональное обучение.
Большинство исследователей подросткового возраста отмечают тот факт, что подростка, его психическое, возрастное, личностное развитие следует рассматривать через призму его социальной ситуации, индивидуальных особенностей и взаимоотношений с социальной средой. Все это формирует чрезвычайно высокий спрос социума на специалистов, умеющих профессионально оценить проблему и найти пути ее решения.
Несмотря на разнообразие подходов к проявлению девиантного поведения, определить его сложно. Это связано с тем, что девиантность -относительная характеристика, определяемая нормами, которые сами часто вызывают разно-
гласия. Основной целью будущей работы молодого специалиста с подростками девиантного поведения является профилактика. Профилактическая работа с объектами включает в себя диагностику, сбор и анализ информации, информирование, обучение, содействие в решении социальных и психологических проблем, текущий и поэтапный контроль. Успешность профилактики проявляется в ее комплексности, последовательности, дифференцированности, своевременности. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью. Основополагающим элементом формирования моделей профилактики должно стать понимание данной проблемы как социально значимой, системной, многоуровневой и многоаспектной задачи, в центре которой находится личность ребенка, формирующаяся в социальной среде [4].
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
- социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
- глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему родителей, учителей, одноклассников;
- отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
- отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, заменой позитивных социальных и личностных ценностей на негативные.
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо формировать профессиональную готовность к профилактике девиантного поведения начиная с первого курса обучения. Важными направлениями в этом деле можно считать повышение
роли семьи, воспитательную функцию образовательных учреждений, взаимодействия семьи и школы, влияние круга общения на ребенка, внешкольную систему консультирования, деятельность специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения среди подростков, позитивное и негативное влияние СМИ, активизацию самовоспитания детей и подростков [2]. Наш опыт работы с психологами и социальными педагогами образовательных учреждений показывает, что несмотря на актуальность и необходимость превентивной деятельности, специалисты редко включают в свою работу технологии профилактики девиантного поведения. Согласно проведенному опросу, это объясняется слабой ориентацией в нормативно-правовых вопросах профилактики злоупотребления психоактивными веществами, отсутствием информации по раннему выявлению детей группы риска, незнанием психолого-педагогических технологий организации профилактической работы. Следовательно, важным звеном в структуре подготовки специалистов к превентивной деятельности должно стать формирование теоретических и практических навыков работы по профилактике проблемных ситуаций. При этом следует учитывать, что полученные знания психосоциальных закономерностей возникновения и развития девиантного поведения позволят социальным педагогам правильно организовать и направить учебно-воспитательную профилактическую работу в образовательных учреждениях.
Овладение же знаниями, умениями и навыками, необходимыми специалистам в общении, является обязательным условием педагогической деятельности социального педагога, осуществляющего профилактическое воздействие. Очевидна необходимость не только информационной, но и глубокой групповой психотренинговой работы в процессе подготовки кадров.
Таким образом, подготовка социальных педагогов должна быть направлена на повышение их профессиональной компетентности в области диагностики основных разновидностей девиантного поведения детей, подростков и молодежи; расширения и углубления знаний о биосоциальных механизмах развития и профилактики девиантного поведения; освоения методологической базы профилактической и реабилитационной работы в образовательных учреждениях различного профиля; выработку практических умений и навыков для координации деятельности учреждений образования, органов здравоохранения,
внутренних дел и социальной защиты населения с целью усиления условий противодействия злоупотреблению наркотическими средствами [3]. Как известно, человек - существо динамичное, его настроение, мечты, цели не стабильны, а из-за этого могут изменяться (к сожалению, чаще в негативную сторону) его поступки и действия. В связи с этим проблемы в социально-образовательной сфере также не остаются одинаковыми, и в теоретических курсах невозможно дать готовые рецепты, которые помогли бы студентам в дальнейшей работе [1].
С целью изучения общей социологической картины педагогической профессионализации в Камышинском педагогическом колледже проведено анкетирование 98 студентов, в результате которого установлено: большинство из них (85%) выбрали педагогическую специальность вполне осознанно, руководствуясь такими мотивами, как любовь к детям и творчеству, интерес к педагогической деятельности. Устойчивая профессиональная мотивация у студентов формируется лишь к концу обучения. Так, студенты первых курсов считают, что они вполне подходят для работы с детьми (72%); студенты второго курса более критичны к себе, однако затрудняются выделить в себе качества, которые запрашиваются современным социумом (66,7%). Третьекурсники осознанно выделяют такие качества, как профессиональная компетентность, организаторские качества, умение находить общий язык с учащимися (73,4%). Если студенты младших курсов мало задумываются о коммуникативных качествах педагога (38%), то старшекурсники подчеркивают необходимость овладения умениями коммуникации. Однако результаты анкетирования показали, что только 32,6% выпускников считают себя профессионально готовыми к проведению профилактической деятельности среди подростков.
Выпускник, получивший квалификацию социального педагога, должен быть подготовлен к формированию общей культуры личности и способствовать социализации и ресоциализации личности подростка. Социуму, работодателям нужны специалисты, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.
литература
1. Бородаева Л.Г. Система профессиональной подготовки специалистов социальнообразовательной сферы: проблемы сотрудничества : материалы регион. науч.-практ. конф. Волгоград, 2006.
2. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. М., 2008.
3. Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. М., 2010.
4. Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа. М., 2010.
Formation of professional readiness of future social pedagogues for prevention of deviant behaviour among teenagers in a teacher training college
There is regarded the issue of formation of professional readiness of future social pedagogues for prevention of deviant behaviour among teenagers in a teacher training college. There is substantiated the necessity of such formation as one of the most important components of social and pedagogic work. There is shown the content and components of prevention work among teenagers with deviant behaviour.
Key words: social pedagogue, professional readiness, prevention of deviant behaviour.
н.ю. чиЖО
(Волгоград)
психологопедагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов вузов
На основе эмпирических данных представлены проблемы профессионального самоопределения студентов с различным типом отношения к получаемой профессии, приводятся примерное содержание и формы психолого-педагогической поддержки профессионального становления на этапе вузовской подготовки.
Ключевые слова: консультационные задачи, кураторство, психолого-педагогическая поддержка, производственная практика, профессиональное самоопределение, ценностносмысловая сфера личности.
Необходимость психолого-педагогиче-ской поддержки профессионального самоопределения студентов обусловлена проблемами,
свойственными юношам и девушкам в период вузовской подготовки. Целями такого содействия являются помощь в преодолении кризисов профессионального становления, формировании профессионального самосознания и профессиональной направленности, развитие позитивного отношения к получаемой профессии и профессиональной рефлексии, становление интегральной индивидуальности, поддержка студентов, находящихся в ситуации фрустрации и др.
Т.В. Черникова определяет психологическую поддержку профессионального образования в контексте антропологического подхода как систему мероприятий, нацеленных на «а) оказание психологической помощи в сохранении и укреплении позитивной направленности личности специалистов; б) усиление их общественно ориентированных целей, ценностей и субъектных отношений с другими; в) определение меры и форм активности в процессе профессиональной деятельности; г) создание условий для непрерывного личностного роста и непрерывного профессионального саморазвития» [4, с. 95 - 96]. Педагогическая поддержка в дополнение к психологической имеет своей целью помощь в решении различных образовательных проблем (И.Д. Фрумин).
Эмпирическое исследование ценностносмысловой сферы в процессе профессионального самоопределения студентов позволило выстроить типологию в зависимости от отношения к получаемой профессии в момент поступления и тренда этого отношения [5]. Были выделены типы студентов, у которых обнаруживались положительное отношение к профессии при поступлении и горизонтальный или восходящий тренд - 1-й тип (170 чел. -41,1%); положительное отношение к профессии при поступлении и нисходящий тренд -2-й тип (103 чел. - 24,9 %); отрицательное отношение к профессии при поступлении и восходящий тренд - 3-й тип (85 чел. - 20,5%); отрицательное отношение к профессии при поступлении и горизонтальный или нисходящий тренд - 4-й тип (56 чел. - 13,5 %). Анализ компонентов ценностно-смысловой сферы студентов указанных типов позволил обозначить ряд трудностей профессионального самоопределения юношей и девушек. На когнитивном уровне ценностно-смысловой сферы проявились неадекватные представления о получаемой профессии у студентов первого типа («эффект ореола», что на этапе профессиона-
© Чижо Н.Ю ., 2011