Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ И РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЕГО ТИПАМИ'

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ И РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЕГО ТИПАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6885
771
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / асоциальное поведение / антисоциальное поведение / аутосоциальное поведение / аддиктивное поведение. / deviant behavior / antisocial behavior / antisocial behavior / autosocial behavior / addictive behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А.А. Сафонов

Автор рассматривает различные определения отклоняющегося поведения, выделяет его особенности и признаки проявления у несовершеннолетних. Рассматриваются патологические формы девиантного поведения. Особое внимание уделяется анализу типов девиантного поведения: делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического, психопатологического и криминального. Проведен теоретико-методологический анализ типов девиантного поведения: выявлены особенности и признаки проявления различных типов девиантного поведения. Подробно рассмотрены причины и особенности форм аддиктивного поведения. Выделяются и описываются основные субъекты отклоняющегося поведения, к которым относятся лица, страдающие определенными формами психической патологии, склонные на этой основе к аморальному поведению. Выявлены особенности личностных расстройств, которые выступают проявлениями отклоняющегося поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А.А. Сафонов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF TYPES OF DEVIANT BEHAVIOR AND DISTINCTION BETWEEN THEM

The article is dedicated to the analysis of deviant behavior and its classification into types. The author gives various definitions of deviant behavior, highlights its features and signs of manifestation in minors. Pathological forms of deviant behavior are considered. Special attention is paid to the analysis of the types of deviant behavior: delinquent, addictive, pathoharacterological, psychopathological, and criminal. A theoretical and methodological analysis of the types of deviant behavior is carried out: features and signs of various types of deviant behavior are revealed. The reasons and features of forms of addictive behavior are considered in detail. The main subjects of deviant behavior are identified and described, which include persons suffering from certain forms of mental pathology, who are prone to immoral behavior on this basis. The features of personality disorders that are manifestations of deviant behavior are revealed.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ И РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЕГО ТИПАМИ»

Библиографический список

1. Мэлоун Т. Что доставляет удовольствие учиться? Исследование внутренне мотивирующих компьютерных игр (серия когнитивных и учебных наук). США: Исследовательский центр Пало-Альто, 2008. Available at: http://ocw.metu.edu.tr/pluginfile.php/4025/mod_resource/content/0/ceit7

2. Бартлом Р Червы, трефы, бубны, пики: игроки, которым подходят MUD. Available at: http://mud.co.uk/richard/hcds.htm

3. Бек Кл. Рефлексивный подход к воспитанию ценностей. Философия и образование. Чикаго, Иллинойс, 2019.

4. Шугар С., Уиткомб Д. Книжные обучающие игры. Публикации ASTD, 2017.

5. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании. Ставрополь, 2014.

6. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению «педагогическое образование» в контексте методологии TUNING (опыт Северо-Кавказского федерального университета). Мир науки, культуры, образования. 2014; № 1 (44): 26 - 28.

References

1. M'eloun T. Chto dostavlyaet udovol'stvie uchit'sya? Issledovanie vnutrenne motiviruyuschih komp'yuternyh igr (seriya kognitivnyh i uchebnyh nauk). SShA: Issledovatel'skij centr Palo-Al'to, 2008. Available at: http://ocw.metu.edu.tr/pluginfile.php/4025/mod_resource/content/0/ceit7

2. Bartlom R. Chervy, trefy, bubny, piki: igroki, kotorympodhodyat MUD. Available at: http://mud.co.uk/richard/hcds.htm

3. Bek Kl. Refleksivnyj podhod k vospitaniyu cennostej. Filosofiya i obrazovanie. Chikago, Illinojs, 2019.

4. Shugar S., Uitkomb D. Knizhnye obuchayuschie igry. PublikaciiASTD, 2017.

5. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnyeprocessy vobrazovanii. Stavropol', 2014.

6. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Proektirovanie magisterskoj programmy po napravleniyu "pedagogicheskoe obrazovanie" v kontekste metodologii TUNING (opyt Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta). Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2014; № 1 (44): 26 - 28.

Статья поступила в редакцию 18.11.20

УДК 371

Safonov A.A., postgraduate, North Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: alexandr94-94@bk.ru

CLASSIFICATION OF TYPES OF DEVIANT BEHAVIOR AND DISTINCTION BETWEEN THEM. The article is dedicated to the analysis of deviant behavior and its classification into types. The author gives various definitions of deviant behavior, highlights its features and signs of manifestation in minors. Pathological forms of deviant behavior are considered. Special attention is paid to the analysis of the types of deviant behavior: delinquent, addictive, pathoharacterological, psychopatho-logical, and criminal. A theoretical and methodological analysis of the types of deviant behavior is carried out: features and signs of various types of deviant behavior are revealed. The reasons and features of forms of addictive behavior are considered in detail. The main subjects of deviant behavior are identified and described, which include persons suffering from certain forms of mental pathology, who are prone to immoral behavior on this basis. The features of personality disorders that are manifestations of deviant behavior are revealed.

Key words: deviant behavior, antisocial behavior, antisocial behavior, autosocial behavior, addictive behavior.

А.А. Сафонов, аспирант, Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, Е-mail: alexandr94-94@bk.ru

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ И РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЕГО ТИПАМИ

Автор рассматривает различные определения отклоняющегося поведения, выделяет его особенности и признаки проявления у несовершеннолетних. Рассматриваются патологические формы девиантного поведения. Особое внимание уделяется анализу типов девиантного поведения: делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического, психопатологического и криминального. Проведен теоретико-методологический анализ типов девиантного поведения: выявлены особенности и признаки проявления различных типов девиантного поведения. Подробно рассмотрены причины и особенности форм аддиктивного поведения. Выделяются и описываются основные субъекты отклоняющегося поведения, к которым относятся лица, страдающие определенными формами психической патологии, склонные на этой основе к аморальному поведению. Выявлены особенности личностных расстройств, которые выступают проявлениями отклоняющегося поведения.

Ключевые слова: девиантное поведение, асоциальное поведение, антисоциальное поведение, аутосоциальное поведение, аддиктивное поведение.

В настоящее время в образовательных учреждениях наблюдается все большее количество обучающихся с девиантным поведением. Проявления данного поведения у значительного числа учащихся в образовательных учреждениях обусловлены пренебрежением к образованию, к их социальному становлению и негативным воздействием окружения. Именно эти подростки и молодые люди составляют большую долю учащихся с отклоняющимся поведением, или «группы риска». Исследованию проблемы девиантного поведения посвящены труды зарубежных ученых ПЖ Тарда, З. Фрейда и др. В отечественной науке социально-педагогический анализ девиантного поведения представлен в трудах Аверина Н.В., Азаровой Л.А., Андриенко Е.В., Клейборг Ю.А., Саенко Л.А., Сафи-ной ПВ. и др. [1 - 12].

Понятие «девиантное поведение» несовершеннолетних является производной понятия «девиация». В научной литературе существуют различные понятия, характеризующие в той или иной степени девиантное поведение несовершеннолетних: криминальное, антисоциальное, отклоняющееся, аддиктивное и другие подобные типы поведения. Как правило, эти типы поведения в научной литературе и педагогической практике ассоциируются с различными категориями подростков, которые также обозначаются различными понятиями: подростки «группы риска», «педагогически запущенные подростки», «социально запущенные подростки», «трудные подростки» и др. Кроме того, каждый ученый дает свое определение изучаемому понятию с учетом специфических отклонений в поведении детей [1].

Проанализируем некоторые понятия. Для этого используем научно-исследовательскую литературу. Исходя из этого, мы дадим некоторые определения, связанные с девиантным поведением, и выделим его отличительные признаки.

«Девиантное поведение - действие, не соответствующее официально или фактически установленным морально-правовым нормам в данном обществе (со-

циальной группе) и приводящее нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию» [3].

«Девиантное поведение - это поведение, не соответствующее социально признанным нормам, ценностям и поведенческой культуре, которое развивается в условиях социального хаоса, к таким факторам относятся в основном насилие, безнравственность, отдаленность от социокультурной среды, нередко с дефектами психического здоровья, отсутствием внешнего и внутреннего контроля [6].

«Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отдельных отклонений от принятых в обществе норм» [7].

«Аддиктивное поведение является одним из наиболее распространенных вариантов девиантного поведения. Он представляет собой желание человека уйти от реальности, принимая определенные вещества (алкоголь, курение, наркотики и т.д.), чтобы изменить свое психическое состояние или путем постоянной фиксации внимания на определенных объектах или видах деятельности, что сопровождается развитием сильных эмоций [2].

«Делинкветное поведение - антисоциальное поведение, проявляющееся в нарушении действующих норм, предусмотренных трудовым законодательством» [7].

«Девиантное поведение определяется как социальное поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам и основным целям и предполагающее наличие трех взаимосвязанных компонентов: личность с характерным типом поведения; норма или ожидание общества (группы) как критерий оценки ее девиации; институт, учреждение или индивид, реагирующий на такое поведение и определяющий, является ли такое поведение нормальным или девиантным» [5].

«Отклоняющееся (девиантное) поведение - это устойчивое поведение индивида, отклоняющееся от важнейших социальных норм, наносящее реальный

ущерб обществу или самому индивиду, сопровождающееся его социальной дезадаптацией [6].

«Делинкветное поведение характеризуются неоднократными антисоциальными проступками в отношении детей и подростков, которые создают определенный устойчивый стереотип нарушений правовых норм, но не предполагают уголовной ответственности в связи с ограниченной общественной опасностью или недостижением ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность» [9].

«Криминальное поведение - это противоправное деяние, которое по достижении возраста уголовной ответственности может служить основанием для возбуждения уголовной ответственности и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса» [4].

Из приведенных понятий видно, что основные признаки очень схожи. Все авторы указывают на действия или поступки, совершенные человеком (в том числе подростками), которые противоречат общепринятой морали (нравственности) и правовым нормам. Поэтому одни авторы указывают на «действие», другие на «поступки (проступки)». Но, как известно, действие порождает поступок, а система действий в конечном итоге формирует поведение подростков. Поэтому при определении понятия «девиантное поведение несовершеннолетних» мы опираемся на понятие «действие».

Второй важный момент заключается в том, что действия связаны с нарушением общепринятых морально-правовых норм. Существуют определенные трудности в определении отклонений от этических норм. Этика - очень сложная категория, и трудность для исследователей состоит в том, чтобы определить эту предвзятость. Поэтому неслучайно многие авторы пытаются так или иначе разрешить эту проблему в определениях. Так, Ю.И. Блясова конкретизировала эту позицию через «нормы, ценности, культуру поведения индивида»; Л.Б. Шнейдер акцентирует внимание не только на общепринятых нормах, но и на важности «предназначении личности». Что касается правовых норм, то ситуация однозначная. Девиантное поведение несовершеннолетних связано с нарушением правовых норм, не предполагающих уголовной ответственности или требующих уголовной ответственности (М.А. Галагузова, ГН. Штинова). Поэтому при определении понятия «девиантное поведение несовершеннолетних» мы будем ссылаться на общее понятие «нарушение морально-правовых норм» [2].

Третий важный момент заключается в том, что девиантное поведение человека оказывает значительное влияние как на личность, так и на общество. Поэтому В.Г Мещеряков, В.П. Зинченко выделяют последствия индивидуального девиантного поведения, «ведущие к изоляции, лечению, исправлению или наказанию преступников». Е.В. Андриенко отмечает вредные привычки - «алкоголь, наркотики и др.», приводящие к разрушению личности. Е.В. Заманоская ссылается на «ущерб обществу или самому индивиду, а также сопутствующую ему общественную дезадаптацию». Многие исследователи подчеркивают возможность уголовной ответственности. Поэтому при определении мы опираемся на общую направленность личности, личностные и возрастные особенности, а также возможные медицинские, социальные, психолого-педагогические отклонения. Однако для того, чтобы определить целевое понятие, необходимо подчеркнуть важность «моральных и правовых нарушений в отношении личности и общества» [1; 5].

Четвертый необходимый момент в определении интересующего понятия -как соотносится рассматриваемое понятие со всеми остальными. Разделяя понятия, мы связываем их как род и вид или как часть и целое. «При делении понятия выделяется объем делимого (родового) понятия путем перечисления его типов. В зависимости от цели и реальных потребностей понятие может быть разделено по различным причинам». В выделенных понятиях «девиантное поведение» является основным, а все остальные - отклоняющееся, антисоциальное, криминальное - являются его производными [9].

Поэтому под «девиантным поведением несовершеннолетних» мы понимаем поведение подростков, нарушающее социально принятые моральные и/или правовые нормы, причиняющее вред подросткам и/или обществу.

Таким образом, под асоциальным поведением мы понимаем отклонение от морально-нравственных норм поведения и развития; действия или поступки, не соответствующие нормам, официально или фактически установленным данным обществом; социальные явления, выраженные в виде относительного качества и стабильной деятельности человека, не соответствуют установленным нормам социального поведения. Под антисоциальным поведением также понимается поведение, которое противоречит правовым нормам, угрожает социальному порядку и благополучию окружающих; насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; мелкое хулиганство, воровство, вандализм, порча имущества, торговля наркотиками и т.д.

К аутодеструктивному поведению относят поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности: курение; токсикомания; алкоголизм; суицид; наркомания [4; 5; 7; 8].

Гилинский Я.И. утверждал, что процесс глобализации сопровождается глобализацией различных девиантных проявлений, и отсюда проявляется многозначность данного термина [2]. Большое многообразие типов, видов и форм девиантного поведения требует их систематизации и классификации.

В конце ХХ века отечественные и зарубежные ученые сочли целесообразным разделить девиантное поведение на следующие виды: преступное, деликветное и безнравственное поведение. Змановская Е.В. считает, что криминальное (преступное) поведение включает в себя все юридически наказуемые деяния. Однако Сафина Г В. сводит криминальное поведение к незначительному антиобщественному поведению и нарушениям, не связанным с уголовной ответственностью (агрессия, обман, бродяжничество, грубость и богохульство, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокое обращение с детьми и животными). В то же время эти качества аморальны и противоречат моральным нормам и общечеловеческим ценностям. Поэтому в силу определенных традиций существует смешение преступности и преступного поведения, возникают определенные трудности в разграничении преступности и безнравственности. В.Д. Менделевич подчеркивает, что преступления и правонарушения по своей сути являются антисоциальными, а аморальные деяния, отражающие ненормальный характер, - антисоциальными и приводят лишь к преступлениям и уголовным правонарушениям [5; 10].

Змановская Е.В. ставит все виды девиантного поведения на единую деструктивную шкалу, с двумя противоположными направлениями к себе или к другим: асоциальное (активно деструктивное); просоциальное (относительно деструктивное), антисоциальное (пассивно деструктивное); саморазрушительное (пассивное саморазрушение); самоуничтожение (активное саморазрушение). Согласно ее мнению, тип девиантного поведения может определяться масштабом явления, его негативными или позитивными последствиями, длительностью нарушения и типом нарушения нормы. Змановская Е.В. дает собственную классификацию поведенческих отклонений, выделяя три основные группы: антисоциальная (нарушение правовых норм); асоциальная (уклонение от выполнения моральных норм); аутодеструктивная (саморазрушение, отклонение от медико-психологических норм, угроза целостности и развитию личности).

Клейберг Ю.А. выделяет три основные группы девиантного поведения: позитивную (социальная креативность), негативную (аморальную) и социальную нейтральность. Гилинский Я.И. отмечает, что негативная предвзятость дисфункциональна, поскольку разрушает систему и выполняет положительные и отрицательные функции, приводя к устранению устаревших норм поведения, обеспечивая механизмы развития системы и совершенствования ее организации [2; 3].

На основе клинического подхода Менделевич В.Д. создал свою типологию и выделил механизмы взаимодействия индивида с реальностью: борьба (реакция), болезненное противостояние, пренебрежение реальностью и избегание реальности. Это позволяет выделить пять типов девиантного поведения: криминальное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, основанное на сверхспособностях. Менделевич В.Д. также отмечал клинические формы девиантного поведения, каждая из которых может быть обусловлена каким-либо типом или несколькими типами девиантного поведения: агрессией и аутоагрес-сией; алкоголизмом, курением, наркоманией, психологические и психопатологические увлечения (разновидности от фанатизма до фанатизма); личностные и патологические реакции (освобождение, группировка и т. д.) [5].

На сегодняшний день существует множество классификаций и типологий девиантного поведения, ни одна из которых не является универсальной и междисциплинарной. По мнению Змановской Е.В., из-за научного изоляционизма ценные достижения одной дисциплины не могут войти в другую дисциплину. В социально-психологической классификации в зависимости от предпочтений автора и его связи с научной школой основное внимание уделяется некоторым основным типам или наиболее распространенным типам, или клиническим формам девиантного поведения. Это происходит потому, что ученые используют различные методы для различия норм и отклонений, для определения типов и групп отклонений. Ученые подчеркивают, что девиантное поведение всегда имеет такие области, которые можно принять как за норму, так и за отклонение от этих норм, так как социальные нормы постоянно меняются; разные части населения могут выражать разные взгляды на нормальность или девиантность определенных видов поведения (например, курение или убийство во время войны) [7].

Таким образом, создание междисциплинарной классификации девиант-ного поведения связано с определенными трудностями, поскольку отсутствуют единые и четкие критерии для разграничения норм и отклонений. Многое зависит от возраста, периода развития того или иного общества и науки, сохранения идеальных норм, динамики законов и норм той или иной общности, а также индивида или группы, оценивающей поведение. Классификация типов и видов девиантного поведения всегда будет подвергаться изменениям, «пополняться» новыми типами и формами, обусловленными развитием человека, творчеством и «дезадаптивной активностью» его отдельных представителей. В этой междисциплинарной классификации должна быть заложена «теоретическая база», помогающая выделить типы, виды и клинические формы девиантного поведения, которая позволит юристам, врачам, криминологам, социологам, психологам, педагогам и другим специалистам методично и правильно проводить исследования и выбирать соответствующие средства и методы, исходя из механизмов развития тех или иных видов девиантного поведения (эндогенного, психопатологического, психосоциального), и определять наиболее эффективные методы воздействия на личность или группу проявляющие девиации.

Библиографический список

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие. Москва, 2001.

2. Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы). Социологические исследования. 2009; № 8 (304): 70 - 73.

3. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. Москва, 2004.

4. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 2001.

5. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. Москва, 2001.

6. Саенко Л.А. Сущность и особенности профилактики аддиктивного поведения подростков в системе образования. Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2020: 478 - 483.

7. Саенко Л.А., Теницкий С.В. Особенности формирования коммуникативного опыта у студенческой молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 333 - 335.

8. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. Особенности нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи в образовательном процессе организаций СПО. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 68 - 69.

9. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8, № 5-2: 14 - 145.

10. Сафина ГВ. Динамика жизненных целей девочек-делинквентов в условиях спецучилищ. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 1993.

11. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А. и др. Педагогика: вчера, сегодня, завтра: коллективная монография. Москва, 2016.

12. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Белоцерковец Н.И. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.

References

1. Andrienko E.V. Social'naya psihologiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2001.

2. Gilinskij Ya.I. Sociologiya deviantnosti (novelly i perspektivy). Sociologicheskie issledovaniya. 2009; № 8 (304): 70 - 73.

3. Klejberg Yu.A. Social'naya psihologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 2004.

4. Majsak N.V. Lichnostnye osobennosti mladshego podrostka s deviantnym povedeniem. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2001.

5. Mendelevich V.D. Psihologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2001.

6. Saenko L.A. Suschnost' i osobennosti profilaktiki addiktivnogo povedeniya podrostkov v sisteme obrazovaniya. Profilaktika deviantnogo povedeniya detej i molodezhi: regional'nye modelii tehnologii: sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Simferopol', 2020: 478 - 483.

7. Saenko L.A., Tenickij S.V. Osobennosti formirovaniya kommunikativnogo opyta u studencheskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 333 - 335.

8. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. Osobennosti nravstvenno-'eticheskogo vospitaniya studencheskoj molodezhi v obrazovatel'nom processe organizacij SPO. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 68 - 69.

9. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya isocial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8, № 5-2: 14 - 145.

10. Safina G.V. Dinamika zhiznennyh celej devochek-delinkventov v usloviyah specuchilisch. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1993.

11. Agaragimova V.K., Alieva G.M., Aripov M.A. i dr. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.

12. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Belocerkovec N.I. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 18.11.20

УДК 371

Safonov A.A., postgraduate, North Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: alexandr94-94@bk.ru

DIRECTIONS FOR PREVENTION OF ASOCIAL BEHAVIOR OF STUDENTS IN THE RISK GROUP. The article studies a problem of prevention of antisocial behavior of adolescents. The psychological reasons for the antisocial behavior of adolescents caused by the deformation of family education in families at risk are analyzed. Types of preventive work are taken into account, including diagnostics of psychological development, identification of risk factors for abnormal behavior, educational work with parents, counseling teachers and parents on the upbringing and training of children, as well as psychological and pedagogical support for adolescents at risk. Conclusions are drawn about the need for a systematic and holistic approach to the prevention of antisocial behavior of minors and the personal development of minors in order to form their positive personal prospects as a basis for the prevention of antisocial behavior.

Key words: asocial behavior, family, adolescents at risk, psychological and pedagogical support, development of personality of adolescents, formation of positive personal prospects.

А.А. Сафонов, аспирант, Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, Е-mail: alexandr94-94@bk.ru

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ РИСКА

Статья посвящена проблеме профилактики асоциального поведения подростков группы риска. Проанализированы психологические причины асоциального поведения подростков, обусловленного деформацией семейного воспитания. Учитываются виды профилактической работы, включающие диагностику психологического развития, выявление факторов риска аномального поведения, воспитательную работу с родителями, консультирование педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения детей, а также психолого-педагогическое сопровождение подростков группы риска. Сделаны выводы о необходимости системного и целостного подхода к профилактике асоциального поведения несовершеннолетних и личностному развитию несовершеннолетних. Подтверждается необходимость формирования у них позитивных личностных перспектив как основа профилактики асоциального поведения.

Ключевые слова: асоциальное поведение, семья, подростки группы риска, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическая поддержка, развитие личности подростков.

Асоциальное поведение - это действия, противоречащие социальным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. Асоциальное поведение характеризуется нарушением социализации, пренебрежением социальным воспитанием, десоциализацией [1 - 13].

Асоциальное поведение включает в себя широкий спектр поведенческих форм - от социальной наивности в поведении детей, подростков и молодежи до состояний невменяемости, то есть всех ситуаций, когда молодые люди не способны понять социальный смысл своего поведения. Эти отклонения в поведении подростков подчеркивают актуальность профилактики. Особую тревогу вызывают данные о самоубийствах несовершеннолетних. В 2019 году их количество выросло на 37% по сравнению с 2017 - 2018 годами. При этом основными причинами суицида являются отношения с родителями и безответная любовь, за которыми следуют депрессия и социальный пессимизм [6].

Хорошо известно, что семья играет целевую роль в развитии и становлении личности ребенка. Полноценное выполнение семейных функций является безопасным условием интеллектуального и психического развития ребенка. Особенности семьи (состав (полная или неполная, многодетная и т.д.), структура семейных отношений) влияют на формирование личностных особенностей ребенка. Семейное воспитание - это отражение духовно-нравственных ценностей родителей в детях. Стиль семейного воспитания (авторитарный, демократический, толерантный), различные типы семей, семейные отношения влияют на воспитание детей, их развитие и возможные проявления асоциального поведения [9]. Асоциальное поведение детей встречается преимущественно в неблагополучных семьях (хотя выявляется и в благополучных). Неблагополучная семья (семья группы риска) характеризуется эмоциональным отчуждением между родителями и детьми, элементами насилия в отношении детей, агрессивной формой общения и неблагоприятной психологической атмосферой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.